Научная статья на тему 'Концепция формирования языковой культуры учащихся'

Концепция формирования языковой культуры учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / DEVELOPING EDUCATION / ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THEORY OF SPEECH / ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА / LANGUAGE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акатова Т.И.

Автором статьи представлена концепция формирования языковой культуры учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса. Теоретикометодологической базой концепции выступают теория развивающего обучения, теория речевой деятельности, компетентностно-деятельностный подход в образовании. По мнению автора, языковая культура как интегративное личностное качество учащихся проявляется в уровне владения культурой речи, культурой чтения, культурой работы с текстом, информационной культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акатова Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CONCEPTION OF DEVELOPING SCHOOLCHILDRENS LANGUAGE CULTURE

The author proposes a conception of developing schoolchildrens language culture. The theoretical and methodological base for the conception includes theory of developing education, theory of speech, competence approach in education. According to the author, language culture as schoolchildrens personal integrative quality reveals itself in the level of their speech standards, reading skills, text processing skills and information processing skills.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования языковой культуры учащихся»

#

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ВОСПИТАНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

A CONCEPTION OF DEVELOPING SCHOOLCHILDREN'S LANGUAGE CULTURE

Т. И. Акатова

Автором статьи представлена концепция формирования языковой культуры учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса. Теоретико-методологической базой концепции выступают теория развивающего обучения, теория речевой деятельности, компетентностно-деятельностный подход в образовании. По мнению автора, языковая культура как интегративное личностное качество учащихся проявляется в уровне владения культурой речи, культурой чтения, культурой работы с текстом, информационной культурой.

T. I. Akatova

The author proposes a conception of developing school-children's language culture. The theoretical and methodological base for the conception includes theory of developing education, theory of speech, competence approach in education. According to the author, language culture as schoolchildren's personal integrative quality reveals itself in the level of their speech standards, reading skills, text processing skills and information processing skills.

Ключевые слова: развивающее обучение, теория речевой деятельности, языковая культура.

Keywords: developing education, theory of speech, language culture.

Современный мир характеризуется возрастанием объемов информации и интенсификацией информационных потоков, эффективное использование которых приводит к активизации социально-экономических процессов и увеличению производительных сил общества. Поскольку основным носителем информации является язык, компетентное его использование служит непременным условием общественного прогресса.

Нами разработана концепция формирования языковой культуры учащихся, основой которой выступают:

1) теория учебной деятельности (теория развивающего обучения) и теория речевой деятельности как теоретическое обоснование концепции; компетентностный и деятельностный подходы в образовании как методологическая база концепции;

2) структура концепта «языковая культура», включающая в себя культуру речи, культуру чтения, информационную культуру и культуру работы с текстом как содержательный компонент концепции;

3) совокупность принципов, с опорой на которые осуществляется реализация концепции:

- теоретико-методологических (принцип гуманизации учебно-воспитательного процесса, принцип проблемно ориентированного познания, историко-культурологический принцип, принцип педагогической прогностики);

- дидактических (принцип воспитывающего обучения, принцип сознательности обучения, принцип системности и последовательности в обучении, принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении);

- методических (принцип единства развития мышления и речи, принцип коммуникативной направленности, принцип стимулирования языковой и речевой мотивации, принцип опоры на чувство языка);

- организационных (принцип рационального построения учебного процесса, принцип информатизации, принцип постоянного мониторинга процесса обучения, принцип синергизма);

4) результат использования концепции, который проявляется в формировании языковой культуры личности на основе усвоения стратегий эффективных речевых действий, развития рефлексивных компонентов деятельности, мотивации личностного роста в ходе изучения гуманитарных дисциплин и дисциплин информационной подготовки.

Применение компетентностно-деятельностного подхода в концепции формирования языковой культуры предопределяется возможностью на его основе воспитывать языковую личность, проявляющую готовность к самоактуализации, к совершенствованию всех видов деятельности, включая учебную деятельность, в контексте требований современного общества.

Учебная деятельность исследуется в психологии учения - разделе педагогической психологии. Самое общее определение предмета психологии учения включает характеристику процесса приобретения и закрепления способов деятельности личности, в результате которого формируется индивидуальный опыт человека - его знания, умения и навыки.

Учение присутствует на уровне отдельных действий в структуре других видов деятельности и участвует в процессе формирования ее субъекта. Понятие «учение» используется как для обозначения преднамеренного (специально организованного), так и стихийного процесса приобретения человеком знаний и опыта повседневной жизни.

В трактовке Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности учащихся (школьников и студентов), направленный на усвоение те-

Ф

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ВОСПИТАНИЯ

оретических знаний и способствующий интенсивному развитию мышления. Учебную деятельность нельзя отождествлять с процессами усвоения разнообразных знаний и способов действий, которые происходят во время трудовых, игровых, спортивных занятий. Учебная деятельность является специфической разновидностью учения, которая организуется специально для того, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя [1, с. 40].

В системе развивающего обучения учащихся учитываются:

1) уровень сформированности учебной деятельности (тип мотивации учебной деятельности, уровень развития познавательного интереса, особенности целепола-гания или принятия учебной задачи, сформированность контроля и оценки своих возможностей и т. д.);

2) уровень интеллектуального развития учащихся (умение и способность к эмпирическому и теоретическому обобщению, произвольная память, непроизвольная память, интеллектуальная рефлексия, невербальное воображение и т. д.);

3) особенности развития коллективов и личности (сплоченность учебного коллектива, опосредствующая роль совместной учебной деятельности в межличностных отношениях, личностная рефлексия по тому, как склонны оценивать причины успехов и неудач - возлагать ответственность на себя или других, а также индивидуально-психологические особенности личности по эмоциональной устойчивости, отсутствию агрессивности, демонстративности (истероидности), трудностей в общении);

4) уровень умений и навыков, полученных в процессе обучения [1, с. 56].

Эффект учебной деятельности - это непосредственный результат деятельности самих учащихся, связывающей их с окружающим миром. Однако эта деятельность должна организовываться и направляться педагогами. Посредством организации учебного материала и процесса обучения можно активно влиять на формирование специфических для человека, в частности, речевых психофизиологических механизмов. Такая точка зрения вытекает из концепции, разработанной Л. С. Выготским.

Человек находится в отношении к окружающей действительности не в условиях приспособления (как животные), а в условиях воздействия. Эта способность обусловлена тем, что всякая человеческая, то есть практическая, трудовая и теоретическая, мыслительная, деятельность человека опосредована общественно выработанными и хранящи-

мися в коллективной памяти общества вспомогательными средствами. В практической деятельности - это орудия, а в теоретической - знаки, в том числе знаки языка [2, с. 139].

Речь представляет собой индивидуальный акт, реализующий языковую способность через посредство языка как социальной системы. Н. И. Жинкин подчеркивал, что психология, лингвистика, логика, философия и другие науки моделируют один и тот же объект - речевую деятельность, выделяя в нем свои, с определенной точки зрения сущностные характеристики.

Для психолога речевая деятельность - объект, частями которого выступают язык как предмет, язык как процесс и язык как способность.

В лингвистике наряду с проблемой языкового строя существует проблема языкового употребления. Для лингвиста главное различие проходит между языком как предметом и языком как процессом.

С точки зрения логики важнейшим фактором является дифференциация формы мышления (процесс) и формы знания (предмет).

Философия рассматривает речевую деятельность как одну из форм деятельности теоретической.

А. А. Леонтьев указывает, что процесс познавательной деятельности предполагает единство трех составляющих: объекта познавательной деятельности, то есть реального мира и человека как части этого мира; субъекта познавательной деятельности, являющегося носителем психофизиологических особенностей, обусловливающих специфические человеческие формы познания и системы общезначимых форм и способов внешнего выражения идеальных явлений, в частности системы знаков языка [2, с. 24].

Разработанная нами концепция предполагает, что процесс развития языковой культуры учащихся как их личностного качества должен осуществляться непрерывно в ходе специально организованного обучения с опорой на компетентностно-деятельностный подход в образовании при использовании методики формирования выделенных компонентов языковой культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 244 с.

2. Леонтьев А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность. - М.: КомКнига, 2005. - 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.