Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ «Я» ОБРАЗА В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА КОЛЛАЖИРОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ «Я» ОБРАЗА В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА КОЛЛАЖИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / «Я» ОБРАЗ / «Я КОНЦЕПЦИЯ» / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТКИ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Надежда Алексеевна, Маилян Милена Гарниковна

В данной статье рассматриваются вопросы формирования «Я» образа в старшем школьном возрасте посредством метода коллажирования, особенности формирования личности, факторы и условия развития адекватной «Я Концепции». Кроме того, описано как метод коллажирования влияет на становление личности в подростковом возрасте. Именно в подростковом возрасте происходит формирование и развитие личности и, следовательно, данный возрастной период является сложным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE «I» IMAGE IN HIGH SCHOOL AGE THROUGH THE COLLAGE METHOD

This article discusses the issues of the formation of the «I» image in high school age through the collage method, the peculiarities of personality formation, factors and conditions for the development of an adequate «I Concept». In addition, it describes how the collage method affects the formation of personality in adolescence. It is in adolescence that the formation and development of personality takes place and, therefore, this age period is difficult.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ «Я» ОБРАЗА В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА КОЛЛАЖИРОВАНИЯ»

УДК 159.923.2

ФОРМИРОВАНИЕ «Я» ОБРАЗА В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА КОЛЛАЖИРОВАНИЯ

Козлова Н.А.

кандидат исторических наук, доцент кафедры специального и инклюзивного образования Ставропольский государственный педагогический институт. Филиал в г. Ессентуки Ессентуки, Россия

ORCID ID: 0000-0002-5313-987X. SPIN-код: 7094-9861, AuthorlD: 346662. E-mail: na-din240680@rambler.ru

Маилян М.Г.

студентка 4 курса группы ПСП-19, направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) «Психология и социальная педагогика»

Ставропольский государственный педагогический институт. Филиал в г. Ессентуки Ессентуки, Россия

ORCID ID: 0009-0008-3953-4014. E-mail: mailyanmilena4@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы формирования «Я» образа в старшем школьном возрасте посредством метода коллажирования, особенности формирования личности, факторы и условия развития адекватной «Я-Концепции». Кроме того, описано как метод коллажирования влияет на становление личности в подростковом возрасте. Именно в подростковом возрасте происходит формирование и развитие личности и, следовательно, данный возрастной период является сложным.

ё'Ж Ключевые слова: формирование, «Я» образ, «Я-концепция», старший школьный возраст, подростки, личность.

«Щ Актуальность. В старшем школьном возрасте происходит формирование «Я» образа и, поэтому, большое внимание специалистов в сфере воспитания подростков должно быть направлено именно на данную проблему. Стоит отметить, что анализ психологических и педагогических работ доказывает, что данные о генезе и функционировании психических образований, определяющих адекватность «Я» образа, а также представлений об окружающих людях в подростковом возрасте, на сегодняшний день, исследованы не в полной мере.

Л.С. Выготский утверждал, что отличительным признаком старшего школьного возраста является фундаментальные изменения, связанные с развитием самосознания, развитием индивидуального и независимого от окружающих мнения, выработки отношения к себе, идеала личности, чувства взрослости, склонности к рефлексии,

потребности в признании и самоутверждении, постоянной сменой настроения и повышенным интересом к противоположному полу [4. С. 78].

Т.П. Авдулова отмечала, что образ «Я» может быть, как адекватным, позволяет индивиду успешно приспособиться к миру и окружающим людям, так и неадекватным - подросток может придумать и поверить в собственный образ, который не будет соответствовать реальности и может привести к конфликтам с ней [1. С. 125].

Развитием адекватного образа «Я» в психологии занимались Л.С. Выготский, Э. Эриксон, Е.Д. Божович, которые отмечали, что для полного и положительного формирования личности требуется однозначное и понятное понимание себя и окружающих Сверстники, к которым подростки относятся адекватно и хорошо, понимаются ими в разы лучше, нежели к которым относятся негативно [2; 4].

В исследованиях З. Фрейда отмечено, что для развития положительного и адекватного образа «Я» у старших подростков существуют стадии - а это: реальное «Я», собственный образ «Я», образ «Я» в видении других людей, представление индивидом, что думают о нём окружающие, понимание того, каким тот желает стать, осознание того, каким он желает, чтобы его видели окружающие [1. С. 103].

Вместе с тем, Л.Б. Ительсон, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова изучали факторы развития образа «Я», влияющие на становление личности, а фундаментальной причиной развития данного образа в подростковом возрасте они считали стили семейного воспитания, роль и место значимых взрослых, соответствие между оценкой себя и социально-психологическим статусом индивида, а также взаимосвязь между оценкой собственного «Я» и оценки учителей [3. С. 63].

Для формирования адекватного «Я» образа у старших школьников в нашем эмпирическом исследовании был выбран один из методов арт-терапии - метод коллажи-рования.

М.В. Киселева отмечала, что данный метод позволяе6т выявлять творческий потенциал подростков, также способствует самоутверждению и самореализии, оказывает большое влияние на развитие и формирование самооценки и самосознания в старшем школьном возрасте [5. С. 87].

По мнению Л. Мардер, метод коллажи-рования раскрывает возможности человека, предоставляя свободу действий и мыслей, также является полностью безболезненным методом, вместе с тем, основывается на положительных эмоциональных переживаниях, связанных с творческой деятельностью. Используя данный метод можно формировать и развивать определенные компоненты личности: креативность, импровизацию, спонтанность, сотрудничество, собственное виденье в совокупности с общей идеей, возможность самовыражения, развитие творческих способностей и самооценки [6. С. 59].

Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватного образа «Я» старших школьников посредством метода

коллажирования была реализована на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа» №12 в г.-к. Кисловодск и проходила в 3 этапа: констатирующий - первичное исследование формирования образа «Я» старших школьников; формирующий - создание психолого-педагогических условий для развития образа «Я»; контрольный - повторное исследование. В эксперименте приняли участие 20 подростков возраста 13-15 лет - это экспериментальная группа.

Для достоверности полученных данных, был проведен комплекс диагностических исследований, позволяющих составить полноценную картину сформированности образа «Я» у подростков: диагностика уровня школьной тревожности Филлипса; методика исследования шкалы самоуважения М. Розенберга; методика исследования шкалы самооценки Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейна. В эмпирическом исследовании участвовали 20 обучающихся.

На формирующем этапе были проведены 12 занятий, направленных на развитие образа «Я», применены упражнения с использованием метода коллажирования «Знакомство», «Презентация и ожидание», «Чистка луковицы», «Рекламный ролик», «Ласковое слово», «Мой портрет в лучах солнца», «Пожелание другу», «Коллаж: я в глазах учителя, родителя, в своих глазах и окружающих», «Сказка о бабочке снове-дений», «Моя будущая профессия», «Ведущий и ведомый», «Путаница», «Коллаж будущего», «Объявление в газету».

Исследования на констатирующем этапе по методике «Диагностика уровня школьной тревожности» А.Филлипса показали высокий уровень общей тревожности, у 15 человек (75%) из 20 обучающихся, а также страха самовыражения - 17 подростков (85%), страха проверки знаний - 19 (95%), страха не соответствовать ожиданиям окружающих - 18 человек (90%), физиологическую сопротивляемость стрессу - 12 подростков (60%), проблему взаимоотношений с учителем - 16 (80%), кроме того, средний уровень был выявлен у обучающихся в переживании социального стресса - 4 человека (20%) и

фрустрации потребности в достижении успеха - 10 подростков (50%). Данные показатели свидетельствуют о том, что у старших подростков есть проблемы с самооценкой и развитием «Я» образа, страх самовыражения проявляется как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

Результаты исследования на контрольном этапе показали, что данные по шкалам изменились на 10-15 %. Мы видим, у ребят упали показатели тревожности, они перестали боятся самовыражаться и ситуаций, где оценивают их знания.

80% 60% 40% 20% 0%

Контрольный этап Констатирующий этап

Низкий уровень

Средний уровень

Выше среднего уровня

Высокий уровень

I Констатирующий этап ■ Контрольный этап

Рис. Результаты исследования по шкале самоуважения М.Розенберга на констатирующем

и контрольном этапах

Результаты исследования Шкалы самоуважения М.Розенберга показали, что на констатирующем этапе у 14 (70%)старших школьников уровень самоуважения был выше среднего, а у 6 (30%) - средний уровень. На контрольном этапе было выявлено, у 4 обучающихся (20%) высокий уровень самоуважения, а у 13 (65%) - выше среднего, 3 (15%) - средний уровень, низкого уровня нет (Рис.)].

По результатам диагностической методики «Шкала самооценки Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейна» на констатирующем этапе было выявлено, что обучающиеся в количестве 20 человек в уровне притязания по шкале здоровья показали: низкий уровень - 7 человек (35%), средний - 5 (25%), высокий - 1 (5%), очень высокий -7 (35%); по шкале умственных способностей: низкий - 6 (30%), средний - 4 (20%), высокий - 2 (10%), очень высокий - 8 (40%); характер: низкий - 7 (35%), средний - 8 (40%), высокий - 3 (15%), очень высокий - 2 (10%); авторитет у сверстников: низкий - 4 (20%), средний - 2 (10%), высокий - 7 (35%), очень высокий - 5 (25%); умение делать своими руками: низкий уровень отсутствует, средний уровень - 4 (20%), высокий - 9 (45%), очень высокий -

7 (35%); внешность: низкого уровня нет, средний - 3 (15%), высокий - 6 (30%), очень высокий - 11 (55%); уверенность в себе: низкий - 1 (5%), средний - 3 (15%), высокий - 9 (45%), очень высокий - 9 (45%); уровень самооценки по шкале здоровья: низкий уровень - 11 человек (55%), средний - 2 (10%), высокий - 3 (15%), очень высокий - 4 (20%); по шкале умственных способностей: низкий - 8 (40%), средний - 6 (30%), высокий - 4 (20%), очень высокий - 2 (10%); характер: низкий

- 13 (65%), средний - 4 (20%), высокий - 1 (5%), очень высокий - 2 (10%); авторитет у сверстников: низкий - 12 (60%), средний -

5 (25%), высокий - 2 (10%), очень высокий

- 1 (5%); умение делать своими руками: низкий - 9 (45%) , средний уровень - 1 (5%), высокий - 4 (20%), очень высокий -

6 (30%); внешность: низкий - 13 (65%), средний - 1 (5%), высокий - 3 (15%), очень высокий - 3 (15%); уверенность в себе: низкий - 14 (70%), средний - 1 (5%), высокий - 1 (5%), очень высокий - 4 (20%). Что указывает на заниженную самооценку и неблагополучное развитие личности, также на нереалистическое и некритическое отношение к своим возможностям.

На контрольном этапе показатели изменились, на 15%. Как показывают результаты исследования, уровень притязания нормализовался, ребята стали трезво оценивать свои возможности, и поднялась самооценка, что благоприятно влияет на формирование «Я» образа.

Таким образом, старший школьный возраст является наиболее сложным периодом, в связи с рядом фундаментальных изменений в сознании индивида и его отношении к себе и окружающим. Выбранный метод - метод коллажирования, в работе со старшими школьниками является эффективным и безопасным.

Литература

1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / Т.П. Авдулова. Москва, 2022. 394 с.

2. Божович Е.Д. Психология особенного развития личности подростка / Е.Д. Бажович. М., 2017.-36 с.

3. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. М., 1979.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.

5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. Санкт-Петербург, 2018.

6. Мардер Л. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с ребятами дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Мардер; М., 2007.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Козлова Н.А. Формирование «Я» образа в старшем школьном возрасте посредством метода коллажирования / Н.А. Козлова, М.Г. Маилян // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 4. С. 58-62.

Сведения об авторах Козлова Надежда Алексеевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры специального и инклюзивного образования Ставропольский государственный педагогический институт. Филиал в г. Ессентуки Ессентуки, Россия

ORCID ID: 0000-0002-5313-987X. SPIN-код: 7094-9861, AuthorlD: 346662. E-mail: na-din240680@rambler.ru

Маилян Милена Гарниковна

студентка 4 курса группы ПСП-19

Ставропольский государственный педагогический институт. Филиал в г. Ессентуки Ессентуки, Россия

ORCID ID: 0009-0008-3953-4014. E-mail: mailyanmilena4@gmail.com

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 4, pp. 58-62.

FORMATION OF THE «I» IMAGE IN HIGH SCHOOL AGE THROUGH THE COLLAGE METHOD

Kozlova N.A.

Supervisor: Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Special and Inclusive Education.

Stavropol State Pedagogical Institute. Branch in Essentuki Essentuki, Russia

ORCID ID: 0000-0002-5313-987X. SPIN code: 7094-9861, AuthorID: 346662. E-mail: na-

din240680@rambler.ru

Mailyan Mi.G.

4th year student of the PSP-19 group, training direction 44.03.02 Psychological and pedagogical education, orientation (profile) «Psychology and social pedagogy» Stavropol State Pedagogical Institute. Branch in Essentuki Essentuki, Russia

ORCID ID: 0009-0008-3953-4014. E-mail: mailyanmilena4@gmail.com

Abstract. This article discusses the issues of the formation of the «1» image in high school age through the collage method, the peculiarities of personality formation, factors and conditions for the development of an adequate «I-Concept». In addition, it describes how the collage method affects the formation of personality in adolescence. It is in adolescence that the formation and development of personality takes place and, therefore, this age period is difficult.

Keywords: formation, «1» image, «I-concept», high school age, teenagers, personality.

Information about the author Kozlova Nadezhda Alekseevna

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Special and Inclusive Education

Stavropol State Pedagogical Institute. Branch in Essentuki Essentuki, Russia

ORCID ID: 0000-0002-5313-987X. SPIN code: 7094-9861, AuthorID: 346662. E-mail: na-din240680@rambler.ru

Mailyan Milena Garnikovna

4th year student of the PSP-19 group

Stavropol State Pedagogical Institute. Branch in Essentuki

Essentuki, Russia

ORCID ID: 0009-0008-3953-4014. E-mail: mailyanmilena4@gmail.com

Поступила в редакцию 18.03.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.04.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.