Научная статья на тему 'СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АВСТРИИ'

СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АВСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНИК / СТАНДАРТ / ДОШКОЛЬНЫЙ ГОД / ЦЕНТР ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ" / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ АВСТРИИ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КЛАССЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иохвидов Владимир Вячиславович, Арутюнян Марина Нельсоновна, Козлова Надежда Алексеевна

Статья посвящена развитию начального образования в Австрии. Изучение происходит на основе действующих нормативно-правовых документов. Авторами отмечается актуальность исследования, так как за последнее время выбранная тема не поднималась и не изучалась должным образом. Изучение начального образования Австрии необходимо не только для возможного обнаружения приоритетных путей его развития, но и для лучшего понимания работы - начальной школы. Сравнение происходит по ряду критериев, среди которых место школ в системе образования страны, формы собственности, время пребывания в учреждении. Кроме того, авторы рассматривают подготовку к школе (дошкольный год) с Центром дошкольного и школьного образования «Детская академия», который расположен на базе Филиала СГПИ в г. Ессентуки. (Россия). Исследование показывает, что в некоторых моментах наблюдается схожесть. Также проведенное исследование показывает, что ключевыми аспектами системы начального образования Австрии является гибкость системы образования; поступление детей в 1-ый класс в возрасте 6 лет; ориентирование на обучающегося, его индивидуальные потребности. Данное исследование может быть использовано для дальнейшего изучения систем образовательных учреждений двух стран, так как вопрос сравнения начального образования России и Австрии требует дальнейшего изучения. Информация, представленная в статье будет интересна специалистам начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иохвидов Владимир Вячиславович, Арутюнян Марина Нельсоновна, Козлова Надежда Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY EDUCATION SYSTEM IN AUSTRIA

The article discusses the issues of multicultural interaction of the younger generation in Russian society in the conditions of modern general education in Russia, shows a theoretical approach to the issues of multicultural education in the environment of primary school age, especially the pedagogical adaptation of migrant children in the educational structure of secondary school. The materials focus on providing the characteristic conditions for the development of a maturing child’s desire for spiritual and moral growth, taking into account the cultural diversity of Russian society, showing the main directions for such upbringing of younger schoolchildren in the context of increasing cultural diversity of society. The issues of globalization, informatization, integration of Russia into the world cultural and educational space, the growing interest of ethnic communities of the Russian Federation to their traditions and customs require teachers and schoolchildren and their parents to constantly improve the conditions for introducing children to the cultures of the peoples of the country and the near abroad. The materials reflect aspects of the interaction of children and adults belonging to different ethnic and religious groups, based in their actions on different cultural and social values. There is a need for a scientific understanding of the issue, a theoretical understanding of the educational activities of teachers, parents, and school and family interaction in the spiritual and moral education of younger schoolchildren in a multicultural educational environment.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АВСТРИИ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ИОХВИДОВ Владимир Вячиславович и другие СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...

УДК 376.684

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0031

СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АВСТРИИ

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 660992 SPIN: 6845-3813 ORCID: 0000-0003-2081-8005

ИОХВИДОВ Владимир Вячиславович, кандидат педагогических наук, доцент AuthorID: 625118 SPIN: 3742-5671

АРУТЮНЯН Марина Нельсоновна, кандидат филологических наук, доцент AuthorID: 346662 SPIN: 7094-9861

КОЗЛОВА Надежда Алексеевна, кандидат исторических наук, доцент Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (357601, Россия, Ставропольский край, Ессентуки, ул. Долина Роз, 7, e-mail: nadin240680@rambler.ru) Аннотация. Статья посвящена развитию начального образования в Австрии. Изучение происходит на основе действующих нормативно-правовых документов. Авторами отмечается актуальность исследования, так как за последнее время выбранная тема не поднималась и не изучалась должным образом. Изучение начального образования Австрии необходимо не только для возможного обнаружения приоритетных путей его развития, но и для лучшего понимания работы - начальной школы. Сравнение происходит по ряду критериев, среди которых место школ в системе образования страны, формы собственности, время пребывания в учреждении. Кроме того, авторы рассматривают подготовку к школе (дошкольный год) с Центром дошкольного и школьного образования «Детская академия», который расположен на базе Филиала СГПИ в г. Ессентуки. (Россия). Исследование показывает, что в некоторых моментах наблюдается схожесть. Также проведенное исследование показывает, что ключевыми аспектами системы начального образования Австрии является гибкость системы образования; поступление детей в 1-ый класс в возрасте 6 лет; ориентирование на обучающегося, его индивидуальные потребности. Данное исследование может быть использовано для дальнейшего изучения систем образовательных учреждений двух стран, так как вопрос сравнения начального образования России и Австрии требует дальнейшего изучения. Информация, представленная в статье будет интересна специалистам начального образования.

Ключевые слова: образование, школьник, стандарт, дошкольный год, Центр дошкольного и школьного образования «Детская академия», система образования Австрии, учебная программа, интегрированные классы, педагогическая концепция, специальные школы.

PRIMARY EDUCATION SYSTEM IN AUSTRIA

© The Author(s) 2021

IOHVIDOV Vladimir Vyachislavovich, candidate of pedagogical sciences, professor ARUTYNAN Marina Nelsonovna, candidate of philosophical sciences, professor KOZLOVA Nadezhda Alekseevna, candidate of historikal sciences, professor Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki (357605, Russia, Essentuki, street Dolina roz, 7, e-mail: nadin240680@rambler.ru) Abstract. The article discusses the issues of multicultural interaction of the younger generation in Russian society in the conditions of modern general education in Russia, shows a theoretical approach to the issues of multicultural education in the environment of primary school age, especially the pedagogical adaptation of migrant children in the educational structure of secondary school. The materials focus on providing the characteristic conditions for the development of a maturing child's desire for spiritual and moral growth, taking into account the cultural diversity of Russian society, showing the main directions for such upbringing of younger schoolchildren in the context of increasing cultural diversity of society. The issues of globalization, informatization, integration of Russia into the world cultural and educational space, the growing interest of ethnic communities of the Russian Federation to their traditions and customs require teachers and schoolchildren and their parents to constantly improve the conditions for introducing children to the cultures of the peoples of the country and the near abroad. The materials reflect aspects of the interaction of children and adults belonging to different ethnic and religious groups, based in their actions on different cultural and social values. There is a need for a scientific understanding of the issue, a theoretical understanding of the educational activities of teachers, parents, and school and family interaction in the spiritual and moral education of younger schoolchildren in a multicultural educational environment.

Keywords: education, schoolchild, standard, preschool year, center for preschool and school education «Children's Academy», education system of Austria, curriculum, integrated classes, pedagogical concept, special schools.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Актуальность исследования и ее проблема заключается в том, что, за последнее данная тема не поднималась и не изучалась должным образом. Изучение начального образования Австрии необходимо не только для возможного обнаружения приоритетных путей его развития, но и для лучшего понимания работы - начальной школы. Сравнение происходит по нескольким критериям, среди которых место школ в системе образования страны, формы собственности, время пребывания в учреждении. Кроме того, рассматривается подготовка к школе (дошкольный год) вместе с Центром дошкольного и школьного образования «Детская академия», который расположен на базе Филиала СГПИ в г. Ессентуки. (Россия).

В Австрии разработан образовательный стандарт для учебных заведений начальной ступени школьного обучения (Bildungsrahmenplan fürelementare Bildungseinrichtungen in Österreich), позволяющий осуществить плавный переход ребенка из детского сада в начальную школу, что убедительно показывает наличие преемственности на всех ступенях образования в этой стране. Этот стандарт создает основу для планирования, проведения и рефлексии образовательных технологий, позволяющих сформировать компетенции, которыми должен обладать ребенок еще до поступления в школу. Наряду с базовыми личностными и социальными компетенциями (Selbst-, Sozialkompetenzen) большое внимание, особенно в последний год пребывания ребенка в детском саду, уделяется учебным компетенциям, формирование которых необходимо для дальнейшего школьного обучения [1]. Как подчеркивается в образо-

IOHVIDOV Vladimir Vyachislavovich and others PRIMARY EDUCATION SYSTEM ...

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

вательном стандарте, человек - индивидуум, который обучается на протяжении всей жизни, чья образовательная биография начинается еще до рождения. Очевидно, что в этом документе акцент делается на ценности непрерывного образования. Право каждого ребенка на образование является основой для создания равных возможностей для всех детей и ставит в качестве цели развитие таланта каждой личности, а также социально-эмоциональных, духовных и физических способностей ребенка. В качестве основной формы обучения на этом этапе признается игра, именно она помогает ребенку познать мир и является источником развития дивергентного мышления [1].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Рассмотреть систему начального образования в Австрии.

Постановка задания. Исследовать систему начального образования в Австрии и сравнить дошкольную подготовку с подготовкой в Центре дошкольного и школьного образования «Детская академия» в г. Ессентуки.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Наблюдение, сравнение, анализ и обобщение результатов, примененных на практике.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Начальная школа также представляет собой структуру: «пред-школа» (Vorschulstufe), собственно начальная народная школа (Volksschule) и инклюзивная школа. Рассмотрим каждый элемент подробнее.

Если при регистрации ребенка в школе есть основания полагать, что он еще не готов пойти в школу или если родители или опекуны ребенка требуют проверки готовности их ребенка к школе, образовательное учреждение должно решить, готов ли ребенок к новому для него виду нагрузки или нет. Дети, которые достигли обязательного школьного возраста, но еще не готовы посещать школу, должны быть допущены к дошкольному году (Vorschulstufe). Посещение дошкольного года может проходить в отдельных дошкольных классах или в группах, которые работают в сочетании с 1-м или 2-м классом. После завершения дошкольного года ребенок будет принят в 1-й класс начальной школы.

Собственно, начальную школу дети обязаны посещать с первого дня сентября, следующего за их шестым днем рождения. Обязательное образование длится девять лет. Но перед непосредственно посещением школы будущим ученикам необходимо пройти процедуру постановки на учет. Дети, достигшие возраста 6 лет до 31 августа, обязаны посещать школу с 1 сентября того же год. Родители детей, которые обязаны посещать школу, должны зарегистрировать своего ребенка или детей в соответствующей начальной школе. Прием будет проходить только после регистрации. Для регистрации ребенка в школу кроме свидетельства о рождении, паспорта родителей, документа о регистрации в стране родителей и ребенка (Meldezettel), медицинской карты будущего первоклассника требуются документы из детского сада. Распределение мест происходит через школу или ответственный региональный совет по образованию. При регистрации ребенка родители должны взять ребенка с собой, чтобы директор школы мог определить, готов ли ребенок посещать школу. Ребенок готов посещать школу, если можно предположить, что он/она способен продолжать обучение в течение 1-го года без физической или умственной перегрузки. Нагрузка, действительно есть, и немалая. Так, уже с первого класса школьники начинают получать оценки в соответствии с пятибалльной оценочной шкалой: очень хорошо, хорошо, удовлетворительно, достаточно и недостаточно (sehr gut, gut, befriedigend, genügend und icht genügend), от самой низкой оценки «неудовлетворительно» («ungenügend») в первых классах Австрии отказались. Учебный план (Lehrplan) в ос-

новных чертах схож с немецким. В 2000 году была проведена реформа учебных программ ^еЫр1апгеАэгт), в результате которой к основным компетенциям, которыми должны овладеть ученики младшей школы, относят: чтение, письмо, математический счет, а также поиск и подготовка информации (т.е. основы ИКТ). Кроме того, изучаются такие дисциплины, как труд, религия, физическая культура, ряд школ также предлагает такие дисциплины, как ИЗО, музыка, английский язык. Основные дисциплины ведет один и тот же учитель начальных классов, для преподавания дополнительных дисциплин привлекается специальный педагогический персонал. Для обучения первоклассникам, в соответствии с правилами, предлагается школа, расположенная в шаговой доступности от дома. В 2006-2007 учебном году произошли существенные изменения: повсюду была введена пятидневная учебная неделя и декларируется обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка, причем для всех школьников проводится так называемый «развивающий урок» ^бМегаПетсЫ) с учетом индивидуального образовательного маршрута ребенка. Кроме того, в настоящее время предпринимаются все усилия для того, чтобы сохранить начальную (народную) школу во всех, даже отдаленных местностях, включая малочисленные общины. Такие начальные школы, где с 1 по 4 класс учится всего 10 учеников, получили название «карликовые» (Zwergenschule). Считается рациональным, если младшие школьники не тратят время на дорогу и находятся в привычной географической и культурной среде. Зачастую даже в маленьких деревнях детский сад и начальная школа располагаются в одном здании, что подчеркивает преемственность дошкольного и школьного обучения.

Регистрация в частных школах несколько отличается от регистрации в государственных. При регистрации для посещения частной школы родителям рекомендуется своевременно связаться с директором соответствующей школы, прежде чем начнется регистрация учеников. Важно отметить, что не все частные школы Австрии получили официальное признание, которое требуется для осуществления образовательной деятельности. При необходимости родители или опекуны должны сообщить региональному совету по образованию, что их ребенок должен посещать занятия в частной школе, которая не имеет общественного признания. Они должны сделать это до того, как их ребенок пойдет в школу [11].

Также в Австрии существует понятие «раннее поступление в школу». Дети, которые еще не достигли обязательного школьного возраста, но чей шестой день рождения выпадает до 1 марта следующего календарного года, могут быть допущены к 1 классу преждевременно при условии, что они готовы к школе и обладают социальной компетентностью, необходимой для посещения школы. Родители или опекуны ребенка в таком случае должны подать письменный запрос директору начальной школы в течение установленного срока регистрации.

Для детей, которые в результате физических или умственных недостатков не могут принять участие в обычном начальном образовании без специальной помощи, существует возможность обучаться в интегрированных классах, которые являются частью самой начальной школы. В таких классах обучение ведется двумя преподавателями, один из которых прошел обычный курс подготовки учителей, а другой - курс обучения детей с особыми потребностями. Интегрированные классы содержат меньшее количество детей. В зависимости от типа инвалидности каждого ребенка, учебная программа может быть адаптирована в соответствии с его/ ее образовательными способностями. В результате обучения дети с ограниченными возможностями будут пользоваться социальными возможностями, которые им предоставляются, а дети, не являющиеся инвалидами, также получат пользу, поскольку они приобретут новый

130

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-S474

ИОХВИДОВ Владимир Вячиславович и другие СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОБАНИЯ ...

социальный опыт.

После успешного окончания 4-го года начальной школы ученики должны пойти в один из видов средней школы. Дети-инвалиды, чьи родители выбрали обучение не в интегрированных классах, а в специальных школах, следуют другому пути.

Специальная школа охватывает девять школьных лет. Последний год - предпрофессиональный. С одобрения администрации школы и с согласия органа, управляющего школой, специальную школу можно посещать не более 12 лет. Особо подготовленные учителя специальной школы и индивидуальные методы обучения используются для предоставления ученикам базового общего образования, которое предназначено для того, чтобы ученик мог справиться со своей дальнейшей профессиональной подготовкой или посещать школу более продвинутого типа, на лицо опять преемственность образования, ведь углубляются и развиваются знания и навыки, заложенные в начальной школе.

Различают следующие виды специальных школ в зависимости от формата предлагаемой учебной программы:

- специальные школы со своим учебным планом;

- общие специальные школы (для учащихся с трудностями в обучении);

- специальные школы для слепых учащихся;

- специальные школы для глухих детей;

- специальные школы для детей с тяжелыми формами инвалидности;

- специальные школы для детей с трудностями в обучении и т.д.

В неспециальных школах предметная область «Профессиональная ориентация» в 7 и 8 классах тоже является обязательной. Этот предмет предназначен для того, чтобы молодые люди могли целенаправленно учитывать свое личное развитие, склонности и интересы, а также свои профессиональные устремления. Он также предназначен для того, чтобы дать представление о повседневной жизни на рабочем месте и дать возможность молодым людям определить возможности для достижения желаемой ими индивидуальной карьеры. В случае специальных школ, как было отмечено ранее, эта область становится главной.

Дети в России, в отличии от австрийских, в частности в г. Ессентуки, которые достигли обязательного школьного возраста, но еще не готовы посещать школу, посещают Центр дошкольного и школьного образования «Детская академия», который расположен на базе Филиала СГПИ в г. Ессентуки. Посещение дошкольного года может проходит в отдельных группах, по завершению обучения в которых ребенок получает сертификат и поступает в 1 й класс начальной школы.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Проведенное исследование показывает, что ключевыми аспектами системы начального образования Австрии являются:

- гибкость системы образования («народные школы», общеобразовательные школы, частные школы и т.д.);

- поступление детей в 1-ый класс в возрасте 6 лет;

- ориентирование на обучающегося, его индивидуальные потребности («раннее поступление», «дошкольный год»)

- бесплатность и доступность.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Перспектива нам видится в дальнейшем детальном изучении начального образования двух стран и применении некоторых аспектов на практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Котюрова И.А., Кренёва И.В., Токко Н.И. Особенности системы начального образования в немецкоязычных странах// Теория и практика современной науки. — 2016. - №7(13). — С. 436-445.

2. Education policy outlook Austria. 2017. — 24 p.

3. The Austrian Education System [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bildungssystem.at/en/ (дата обращения 08.08.2020)

4. Dachverband der Wiener Privatkindergärten und —horte

[Элетронный ресурс]. — URL: https://www.kindergarten.at/de (дата обращения 09.02.2020)

5. Kindergarten Maria Regina [Электронный ресурс]. — URL: http://www.maria-regina.at/kindergarten_web/kg_index.htm (дата обращения 08.08.2020)

6. Kindergarten und Hort [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.kindergarten-heidi.at/index.html (дата обращения 10.08.2020)

7. Stadt Wien [Электронный ресурс]. - URL: https://www.wien.gv.at/ kontakte/ma10/ds-info/anmeldung-ds.html (дата обращения 05.08.2020)

8. Verein Kinderbetreuung Alsergrund [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kindergarten-alsergrund.at/de (дата обращения 06.08.2020)

9. Österreichs digitales AmtVerwaltung dort, wo ich bin [Электронный ресурс]. - URL: https://www.oesterreich.gv.at/themen/ familie_und_partnerschaft/kinderbetreuung.html (дата обращения 06.08.2020)

10. Актуальные проблемы Европы. №2, 2013. Mодернизация образования в европейских странах. - M.: ИНИОНРАН, 2017. 272 c.

11. Парамонова, Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность /Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. M.: Издательский центр Академия, 2019. 240 c.

12. Mатвеев, Ф.C. Индивидуализация, как основа образования / Ф.C. Mатвеев. - M.: Нобель Пресс, 2018. 980 c.

13. Бирюков, Б. M. Интернет-справочник по образованию / Б-M. Бирюков. M.: Экзамен, 2017. 480 c.

14. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие / Д.И. Латышина. M.: Гардарики, 2019. 603 c.

15. Казанская, В. Г. Личность ученика и учителя в начальной школе / В.Г. Казанская. M.: Каро, 2018. 208 c.

16. Ягофаров, Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образование. Правовое регулирование системы образования / Д.А. Ягофаров. M.: Владос, 2016. 247 с.

17. Активная школа. Теория, практика, перспективы. M.: Фонд «Cuвитас», ACПРЯЛ/AKCEЛC, 2016. 136 c.

18. Красило, А.И. Инклюзивное образование. Mетодические проблемы и практические рекомендации / А.И. Красило, А.П. Новгородцева. M.: Издательство Mосковского психолого-социального университета, 2016. 186 c.

19. Зверева, M. И. Куда уходит детство: моногр. /M.И. Зверева. -M.: путник +, 2016. -108 c.

20. Воронцов, А.Б. Качество образования. Качество и стандарты образования как основной проект российской школы / А.Б. Воронцов. M.: Авторский Клуб, 2019. 256 c.

21. Cорокоумова, Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Cамопознание в процессе обучения: учеб. пособие для CПО /Е. А. Cорокоумова. 2-е изд., перераб. и доп. M.: Издательство Юрайт, 2019. 216 с.

Cтатья поступила в редакцию 11.08.2020 Cтатья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.