Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ ПОДРОСТКОВ И ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ ПОДРОСТКОВ И ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕГУЛЯТИВНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / УЧЕНИК / ПОДРОСТОК / ПЕДАГОГ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Декман Илона Евгеньевна

Цель: изучить эмоциональные контакты подростков и педагогов в условиях учебно-воспитательного процесса. Гипотеза исследования состоит в предположениях о том, что большинство учителей обладает необходимыми качествами для установления эмоциональных контактов с учениками; эмоциональные контакты подростков и учителей во многом зависят от наличия у учителей необходимых для этого качеств; проведение соответствующей информационно-просветительской и коррекционно-развивающей работы с учителями способствует развитию их эмоциональных контактов с подростками в условиях учебно-воспитательного процесса. Методы: теоретические: анализ и синтез научных источников по изучению эмоциональных контактов детей и педагогов в условиях учебно-воспитательного процесса; эмпирические: анкетирование, обработка результатов исследования. Результаты: в рамках настоящего исследования описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, рассмотрены особенности взаимоотношений подростков с учителями, проанализирована значимость эмоциональных контактов подростка и учителя для эффективной организации педагогического процесса. В статье представлен анализ результатов исследования, проведенного на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 4 города Ессентуки. В настоящем исследовании приняли участие обучающиеся-подростки и педагоги, работающие с данными детьми. Практическая значимость: результаты данного исследования могут использоваться педагогами образовательных учреждений в учебно-воспитательном процессе, а также, полученные результаты можно включить в программы учебно-воспитательной работы с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Декман Илона Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL CONTACTS OF TEENAGERS AND TEACHERS IN CONDITIONSEDUCATIONAL PROCESS

Objective: to study the emotional contacts of adolescents and teachers in the context of the educational process. The hypothesis of the study is the assumption that the majority of teachers have the necessary qualities to establish emotional contacts with students; emotional contacts between adolescents and teachers largely depend on the presence of the necessary qualities in teachers; carrying out appropriate information and educational and correctional and developmental work with teachers contributes to the development of their emotional contacts with adolescents in the context of the educational process. Methods: theoretical: analysis and synthesis of scientific sources for the study of emotional contacts between children and teachers in the educational process; empirical: questioning, processing of research results. Results: Within the framework of this study, the psychological characteristics of adolescent students are described, the features of the relationship between adolescents and teachers are considered, the importance of emotional contacts between a teenager and a teacher for the effective organization of the pedagogical process is analyzed. The article presents an analysis of the results of a study carried out on the basis of a municipal budgetary educational institution Secondary School No. 4 of the city of Essentuki. This study involved adolescent students and teachers working with these children. Practical significance: the results of this study can be used by teachers of educational institutions in the teaching and educational process, and also, the results obtained can be included in the programs of educational work with children.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ ПОДРОСТКОВ И ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ДЕКМАН Илона Евгеньевна РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ...

VTTk" Т, 7 П1 S ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ J /.UIJ.JZ |(сс) кУ<$) | TEis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0073 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ ПОДРОСТКОВ И ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 1023794 SPIN: 5884-6659 ORCID: 0000-0003-0727-164X

ДЕКМАН Илона Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной работы Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в городе Ессентуки (357600, Россия, Ессентуки, улица Долина Роз, 7, e-mail: ilona.dekman@mail.ru) Аннотация. Цель: изучить эмоциональные контакты подростков и педагогов в условиях учебно-воспитательного процесса. Гипотеза исследования состоит в предположениях о том, что большинство учителей обладает необходимыми качествами для установления эмоциональных контактов с учениками; эмоциональные контакты подростков и учителей во многом зависят от наличия у учителей необходимых для этого качеств; проведение соответствующей информационно-просветительской и коррекционно-развивающей работы с учителями способствует развитию их эмоциональных контактов с подростками в условиях учебно-воспитательного процесса. Методы: теоретические: анализ и синтез научных источников по изучению эмоциональных контактов детей и педагогов в условиях учебно-воспитательного процесса; эмпирические: анкетирование, обработка результатов исследования. Результаты: в рамках настоящего исследования описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, рассмотрены особенности взаимоотношений подростков с учителями, проанализирована значимость эмоциональных контактов подростка и учителя для эффективной организации педагогического процесса. В статье представлен анализ результатов исследования, проведенного на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 4 города Ессентуки. В настоящем исследовании приняли участие обучающиеся-подростки и педагоги, работающие с данными детьми. Практическая значимость: результаты данного исследования могут использоваться педагогами образовательных учреждений в учебно-воспитательном процессе, а также, полученные результаты можно включить в программы учебно-воспитательной работы с детьми.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональное развитие, эмоционально-регулятивная сфера, эмоциональное напряжение, ученик, подросток, педагог, эмоциональные контакты, образовательные учреждения, учебно-воспитательный процесс школы.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL CONTACTS OF TEENAGERS AND TEACHERS IN CONDITIONSEDUCATIONAL PROCESS

© The Author(s) 2021 AuthorlD: 1023794 SPIN: 5884-6659 ORCID: 0000-0003-0727-164X

DEKMAN Ilona Evgenievna, candidate of psychological sciences, Associate Professor at the Department of Psychology and Social Work Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Yessentuki (357600, Russia, Essentuki, Rose Valley Street, 7, e-mail: ilona.dekman@mail.ru) Abstract. Objective: to study the emotional contacts of adolescents and teachers in the context of the educational process. The hypothesis of the study is the assumption that the majority of teachers have the necessary qualities to establish emotional contacts with students; emotional contacts between adolescents and teachers largely depend on the presence of the necessary qualities in teachers; carrying out appropriate information and educational and correctional and developmental work with teachers contributes to the development of their emotional contacts with adolescents in the context of the educational process. Methods: theoretical: analysis and synthesis of scientific sources for the study of emotional contacts between children and teachers in the educational process; empirical: questioning, processing of research results. Results: Within the framework of this study, the psychological characteristics of adolescent students are described, the features of the relationship between adolescents and teachers are considered, the importance of emotional contacts between a teenager and a teacher for the effective organization of the pedagogical process is analyzed. The article presents an analysis of the results of a study carried out on the basis of a municipal budgetary educational institution Secondary School No. 4 of the city of Essentuki. This study involved adolescent students and teachers working with these children. Practical significance: the results of this study can be used by teachers of educational institutions in the teaching and educational process, and also, the results obtained can be included in the programs of educational work with children.

Keywords: emotions, emotional development, emotional and regulatory sphere, emotional stress, student, teenager, teacher, emotional contacts, educational institutions, educational process of the school.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время современная школа находится в сложной ситуации: подростковый возраст задает очень сложные вопросы как педагогам, так и родителям. Подростковый возраст - это этап в жизни человека, находящийся между детским периодом и взрослостью. Ни для кого уже не секрет, что подростковый возраст - период противоречивый, сложный и переломный. Все дело в том, что именно в это время происходят не только психофизиологические изменения, но и процессы личностного становления, взросления, самоопределения, актуализируются потребности самоутверждения, самореализации [1, с. 720].

В подростковом возрасте эмоциональная сфера пре-

терпевает некоторые изменения. С возрастом дети научаются лучше дифференцировать эмоции, границы «эмоциональных» понятий становятся точнее. У подростков зафиксировано значительное расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличение числа параметров, по которым различаются эмоции. Подростки реагируют на различные проявления окружающего мира более интенсивно, чем взрослые и дети. Диаметрально противоположные эмоциональные состояния у подростков могут быстро сменять друг друга. Всплеск в эмоциональной жизни подростков психологи обосновывают попеременной активацией нервных процессов возбуждения и торможения. В подростковом возрасте нарастает общее возбуждение, а процессы торможения — ослабевают.

DEKMAN Ilona Evgenievna

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL CONTACTS..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Однако подростки имеют склонность к сокрытию большей части своих эмоциональных переживаний. Кроме того, подросткам свойственна амбивалентность чувств и эмоций по отношению к одному предмету [2, с. 281].

Как отмечает Захарова А.В. современные подростки обладают повышенным уровнем агрессивности и конфликтности, большая часть из них не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. Разрешить свой конфликт самостоятельно способны далеко не все [3, с. 15]. В этой связи особую остроту приобретают вопросы взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Оджа А.Ш. убеждена, что учитель, как главный субъект образовательной деятельности, может осуществить положительное эмоциональное отношение детей в школе, создавая для этого определенные условия [4, с. 180]. От наличия между учителем и учеником, учителем и родителем эмоциональных контактов во многом зависит эффективность обучения и воспитания. В педагогической деятельности становление и развитие эмоциональных контактов приобретает функциональный и профессионально значимый характер [5, с. 440].

Если процесс педагогического общения между педагогом и учеником организован эффективно, то между ними возникает эмоциональный контакт, представляющий собой важный инструмент воздействия на ученика. И если в начальной школе эмоциональный контакт с детьми установить несложно, то при переходе детей в среднее звено и в условиях появления большого числа учителей, имеющих различные требования как к своему предмету, так и поведению детей в общем, установить доверительные взаимоотношения с учителями для подростков представляется сложным.

Во все времена вопросы взаимоотношений между подростками и учителями были, есть и будут актуальными всегда. Ученые педагоги, психологи, занимаясь изучением данной темы, получают новые знания, стараются находить различные подходы к установлению эмоциональной связи между учителями и обучающимися подростками, тогда как последние высказывают мнение о том, что учителя не стремятся понять их, им не интересен их внутренний мир, душевное состояние, интересы, переживания, многие даже не учитывают возрастные особенности подростков [6, с. 144]. Подростками также отмечено, что большая часть учителей современной школы не объективны в оценки знаний, поступков и действий детей, зачастую используют авторитарные методы воздействия, оскорбляют учеников недоверием, что препятствует установлению эмоциональной близости между учителями и обучающимися подростками [7, с.100].

Значительное большинство педагогов современной школы объясняют проблемы взаимоотношений с подростками их ленью, отсутствию мотивации к учению, неуважительным отношением к учителям и взрослым. Только незначительная часть учителей признают взаимосвязь между сложностями во взаимоотношениях с подростками и отсутствием эмоциональной связи между ними и учителями [8, с. 237].

В рамках настоящего исследования нами будет изучена роль эмоциональных контактов учителей и обуча-ющихся-подростков, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению. Поэтому значимость эмоциональных контактов между подростками с наличием тех или иных трудностей в обучении и их учителями существенно возрастает.

Проблема данного исследования состоит в том, что лишь незначительная часть учителей современной школы выделяет вопрос психологизации образовательного процесса в качестве приоритетного и говорит о значимости эмоциональных контактов в педагогической деятельности.

Противоречие данного исследования заключается в несомненной значимости роли эмоциональных контактов подростков и учителей для наиболее эффективной и 314

продуктивной организации учебно-воспитательного процесса и недостаточным признанием значимости данных контактов всеми участниками педагогической деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ

Изучением вопросов, связанных с развитием эмоциональной сферы детей занимались Л.И. Божович [9], Л.С. Выготский [10], А.В. Запорожец [11], А.Н. Леонтьев [12], С.А. Рубинштейн [13], И. Рябкова [14] и др., где авторами отмечено влияние положительных эмоций ребенка на общее его психическое развитие. Вышеупомянутые педагоги и психологи отмечают влияние социальных условий развития и воспитания на формирование эмоциональной сферы детей.

Методология исследования представлена работами ученых, посвященных:

- анализу особенностей развития детей в подростковом возрасте и межличностных отношений подростков (Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Аверин В.А., Драгунова Т.В., Волков Б.С. и др.);

- проблеме эмоциональной модальности педагогов (Бодалев А.А. [15], Журавлев В.И. [16], Мотева Н.В. [17]);

- анализу эмоционального состояния подростков, а также связи эмоциональных проявлений детей с мотивами деятельности (Баязитов Р.Р., Закирова А.А., Исхакова М.К., Мукашева Е.В. [18], Попова Н.М. [19], Рустамов М.А.).

Мы, вслед за М.В. Ермолаевой полагаем, что умение владеть собой, своим эмоциональным состоянием формируется в том числе в учебно-воспитательной процессе общеобразовательной школы [20, с. 230].

Целью данного исследования является изучение эмоциональных контактов подростков и учителей в условиях учебно-воспитательного процесса.

Гипотеза исследования состояла в следующих предположениях

1. Большинство учителей обладает необходимыми качествами для установления эмоциональных контактов с учениками.

2.Эмоциональные контакты подростков и учителей во многом зависят от наличия у учителей необходимых для этого качеств.

З.Проведение соответствующей информационно-просветительской и коррекционно-развивающей работы с учителями способствует развитию их эмоциональных контактов с подростками в условиях коррекционно-раз-вивающего процесса.

Задачи исследования:

1. Описать психологические особенности учащихся подросткового возраста.

2. Рассмотреть особенности взаимоотношений подростков с учителями.

3. Проанализировать значимость эмоциональных контактов подростка и учителя для эффективной организации педагогического процесса.

4. Рассмотреть понятие и особенности учебно-воспитательного процесса в современной школе.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Исследование было проведено на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 города Ессентуки. В настоящем исследовании приняли участие обучающиеся-подростки, с особенностями развития в количестве 4 человек и педагоги, работающие с данными детьми в количестве 10 человек. В целях неразглашения персональных данных мы здесь и далее будем обозначать наших испытуемых инициалами).

М., девочка, диагноз-сахарный диабет; (5 класс)

В., девочка, диагноз-недоразвитие нижних конечностей; (5 класс)

А, мальчик - диагноз-эпилепсия; (6 класс)

Е.. девочка, диагноз-астма. (6 класс)

Далее мы провели отбор учителей, работающих с данными детьми.

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ДЕКМАН Илона Евгеньевна РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ...

В учебно-воспитательный процесс с данными детьми вовлечены10 учителей-предметников:

Учитель русского языка и литературы - женщина, Л.А.

Учитель математики - женщина, Н.И.

Учитель географии- мужчина, В.Н.

Учитель истории и обществознания - женщина, Ю.Г.

Учитель иностранного языка - женщина, Т.Г.

Учитель биологии - женщина, О.В.

Учитель информатики - женщина, Т.В.

Учитель музыки и ИЗО - женщина, И.Н.

Учитель физкультуры - мужчина, А.А. (Дети с ОВЗ не освобождены от занятий физкультуры полностью, они присутствуют на уроке и выполняют посильную для них деятельность, нередко выступая помощниками учителя).

Учитель ОБЖ- мужчина, О.И.

Структура исследования включала в себя следующие этапы:

1. Диагностический: диагностика качеств учителей, работающих с подростками в условиях учебно-воспитательного процесса и анкетирования подростков на предмет выявления их эмоционального отношения к данным учителям.

2. Формирующий: проведение информационно-просветительской и коррекционно-развивающей работы с учителями.

3. Повторно диагностический: повторная диагностика учителей и подростков на предмет выявления их эмоционального отношения к данным учителям с целью мониторинга изменений.

В качестве методик, нами были использованы следующие:

1.Методика В.В. Бойко для определения уровня коммуникативной толерантности, целью которой является определение коммуникативной толерантности либо негативной коммуникативной установки учителя.

2. Методика оценочной деятельности учителя, разработанная И.Ю. Кулагиной, целью которой явилось определения стиля педагогического общения.

3.Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпа-тии» для определения уровня эмпатии учителя.

4.Оценка уровня конфликтности (В. И. Андреева) для определения уровня конфликтности учителя.

В результате проведенной диагностики нами были сформулированы следующие выводы:

Педагоги Л.А., Т.Г., О.В. и О.И. из всех обследованных педагогов обладают наибольшими показателями развития личностных качеств, необходимых для установления эмоционального контакта с учащимися.

Педагоги Н.И. и А.А. из всех обследованных педагогов обладают наименьшими показателями развития личностных качеств, необходимых для установления эмоционального контакта с учащимися.

В общем, по результатам проведенного исследования, большинство педагогов обладают необходимыми качествами для установления эмоционального контакта с учениками.

Далее, нами было проведено тестирование четырех учащихся подросткового возраста на предмет выявления их эмоционального отношения к данным учителям. Для тестирования подростков применялась методика, разработанная педагогом-психологом Дж. Хазардом, целью которой явилось определение отношение ученика к учителю.

В результате анализа данной методики, наибольшую симпатию и уважение детей заслуживают педагоги Л.А., Т.Г., О.В., О.И., которые по результатам обследования обладают наибольшими показателями развития личностных качеств, необходимых для установления эмоционального контакта с учащимися. Наименьшую симпатию и уважение подростков заслуживают педагоги А.А. и Н.И, которые обладают наименьшими показателями развития личностных качеств, необходимых для установления эмоционального контакта с учащимися._

С остальными учителями такой четкой корреляции не прослеживается, но все же - чем выше у педагога уровень эмпатии и чем ниже уровень конфликтности, тем большую симпатию и уважение подростков он заслуживает. Также можно сделать вывод о предпочтении детьми именно демократического или либерального стиля общения - учителя с авторитарным стилем пользуются меньшей симпатией учеников. Иногда один и тот же учитель у одного ребенка заслуживает низкий уровень симпатии и уважения, а у другого- высокий, хотя все же в большинстве своем оценки детей совпадают.

Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования позволяют нам подтвердить следующие предположения гипотезы данного исследования:

1.Большинство учителей обладает необходимыми качествами для установления эмоциональных контактов с учениками.

2.Эмоциональные контакты подростков и учителей во многом зависят от наличия у учителей необходимых для этого качеств.

Дальнейшим этапом настоящего исследования была организация и проведение формирующего эксперимента. Мы считаем целесообразным проведение работы по развитию эмоциональных контактов именно с учителями, так как именно от них, как доказало проведенное нами исследование, во многом зависит отношение к ним учеников. В соответствии с выдвинутой гипотезой мы организовали эксперимент следующим образом:

1. Проведение информационно-просветительской работы с учителями - проведение мини - лекций на следующие темы:

- «Особенности подросткового возраста и особенности детей-подростков»;

- «Значимость эмоциональных контактов подростков и учителя в педагогическом процессе»;

- «Особенности стилей педагогического общения».

Все три мини лекции были проведены в один день.

Мы пригласили всех педагогов, работающих с детьми заранее, и стоит отметить, что все приглашенные педагоги пришли на наши лекции, что особенно ценно в силу их занятости.

2. Проведение коррекционно-развивающей работы с учителями - серии коррекционно-развивающих занятий, направленных на оптимизацию уровня конфликтности и обучение навыкам саморегуляции. Программа занятий включала упражнения различных уровней воздействия на личность учителя, а именно:

1. Эмоциональный. Был направлен на регулирование эмоционального состояния подростков, снижение чувства вины и самообвиняющих реакций, агрессивности, формирование навыков внутреннего самоконтроля, отработку умений владения способами саморегуляции.

2. Когнитивный. Способствовал переосмыслению педагогами школы содержания своей педагогической деятельности, профессионального опыта для личностного роста и развития, формирования мотивации к достижениям.

3. Поведенческий. Был направлен на формирование современного мышления учителя, целостного восприятия и проектирование социальной ситуации развития ребенка, способность педагога к профессиональной рефлексии, развитие навыков конструктивного поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После проведения всех трех мини-лекций мы ознакомили педагогов с результатами диагностики их личных качеств (каждому педагогу был выдан распечатанный материал с результатами диагностики и краткими пояснениями). Мы предложили педагогам после ознакомления с результатами диагностики принять участие в коррекционно-развивающей работе, направленной на оптимизацию уровня конфликтности. Мы рассчитывали на то, что педагоги с завышенным уровнем конфликтности заинтересуются нашим предложением. В принципе, наши ожидания оправдались- большинство педагогов (7 человек из 10) согласились принять участие в занятиях.

DEKMAN Ilona Evgenievna

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL CONTACTS..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Из троих отказавшихся педагогов у двух человек уровень конфликтности низкий, у одного человека - средний уровень конфликтности. Мы обговорили с педагогами удобное для всех время проведения занятий.

В результате проведенной контрольной диагностики личных качеств педагогов мы пришли к следующим выводам: Несомненно, в показателях контрольной диагностики наблюдаются положительные изменения по сравнению с констатирующей диагностикой. Эти изменения не так ярко выражены: в целом чуть улучшились показатели конфликтности и эмпатийности, но тем не менее практически у всех педагогов наметились изменения в лучшую сторону. Например, авторитарный стиль общения у А.А. так же диагностирован, но он менее выражен - 24 балла вместо 18. Или у того же А.А. так же диагностирована негативная коммуникативная установка, но и тут идет снижение показателей - 35 баллов вместо диагностированных ранее 42.

Далее мы проводили тестирование четырех учащихся подросткового возраста на предмет выявления их возможных изменений эмоционального отношения к данным учителям. Отношение учеников к данным педагогам также изменилось в лучшую сторону: выросли показатели симпатии и уважения к данным педагогам. К сожалению, низкий уровень симпатии и уважения еще встречается, но уже значительно реже. Очевидно, что ученики прореагировали на изменение отношения учителей к ним, поэтому показатели эмоциональных контактов существенно выросли.

Мы считаем, что этот факт является основанием для того, чтобы считать гипотезу подтвержденной - проведение соответствующей информационно-просветительской и коррекционно-развивающей работы с учителями способствует развитию их эмоциональных контактов с подростками в условиях учебно-воспитательного процесса.

ВЫВОД

По результатам настоящего исследования мы пришли к выводу, что само наличие эмоциональных контактов между подростком и учителем может служить залогом успешности педагогического процесса. Ситуация учебного взаимодействия, где участники образовательного процесса уважают и стремятся понять и принять друг друга, просто обязана выступать залогом эффективного обучения и комфортного пребывания ребенка в школе.

Особенную значимость наличие и развитие эмоциональных контактов подростков и учителя приобретает в условиях учебно-воспитательного процесса, так как данный процесс охватывает подростков с наличием тех или иных трудностей в обучении и их учителями существенно возрастает. Помимо сопутствующих сложностей подросткового возраста у подростков, нуждающихся в особом внимании со стороны педагогов, наблюдаются индивидуальные проблемы в развитии, поэтому именно такие подростки особенно нуждаются в понимании и принятии учителей, работающих с ними.

Сами особенности подросткового возраста сказываются на общении подростков и учителей: мы видим сопротивление подростков воспитательным требованиям педагогов, их желание отстоять свои права на независимость, самостийность, болезненные реакции на требования, высказываемые учителем в приказном тоне. В то же время подросток тянется к окружающим его взрослым, в том числе и учителям, которых он видит очень часто и которые занимают важное место в его жизни. От учителей подросток ждет понимания, принятия, ждет проявления интереса и симпатии к себе, и когда обманывается в своих ожиданиях, бывает очень разочарован. Отсутствие эмоционального контакта между подростком и учителем, на наш взгляд - это и есть разочарование в учителе, в его личностных качествах. И наоборот - если подросток чувствует симпатию к себе со стороны учителя, он откликается на нее.

Педагог, работающий с учениками подросткового возраста, должен быть осведомлен об особенностях данного 316

возрастного периода, чтобы лучше понимать своих учеников и грамотно выстраивать общение с ними. То же самое касается учителей, работающих с подростками с особенностями развития, так как в силу их особенностей развития у подростков может появляться неадекватная реакция на критику, неуверенность в себе, повышенная конфликтность, обидчивость и т.д.

Проведенное нами исследование эмоциональных контактов подростков и учителей в условиях учебно-воспитательного процесса подтвердило, что эти контакты во многом зависят от личных качеств учителя. В целом, чем выше у педагога уровень эмпатии и чем ниже уровень конфликтности, тем большую симпатию и уважение подростков он заслуживает. Также можно сделать вывод о предпочтении детьми именно демократического или либерального стиля общения - учителя с авторитарным стилем пользуются меньшей симпатией учеников.

Исследование также подтвердило тот факт, что если личные качества учителя меняются в лучшую сторону (в частности, снижается уровень конфликтности), подростки реагируют на это ростом симпатии и уважения.

Подводя итоги, хочется пожелать всем педагогам, работающими с подростками, обращать внимания на свои личные качества, которые сказываются на отношении учеников к ним, и вовремя эти качества корректировать. В таком случае можно рассчитывать на рост заинтересованности учеников подросткового возраста в учебно-воспитательном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Брижатая О.А., Игнатова В.В. Современный подросток: межличностные контакты и агрессивность // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 20. С. 720-727.

2. Круглова Т.Е. Особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью //Молодой ученый. 2017.№ 9 (143). С. 281-284.

3. Захарова А.В. Создание сайта для родителей, педагогов, подростков в целях профилактики конфликтного поведения подростков // Студенческий. № 4-2 (132). С. 15-17.

4. Оджа А.Ш. Создание педагогом условий для положительного эмоционального отношения обучающихся к учебному процессу // Форум молодых учены. 2017. № 2 (6). С. 180-182.

5. Мамбетова Г.Р., Мамбетова З.Р. Деятельность педагога по воспитанию эмоциональной отзывчивости у младших школьников // Аллея науки. 2017. Т.1. № 16. С. 440-442.

6. Рыбакова Л.А., Чернецкая А.И. Гармонизация эмоциональной сферы педагогов, находящихся в резинстентной фазе выгорания // Вопросы педагогики.2021. № 1. С. 144-150.

7. Гурьев С.В. Проблема эмоционального благополучия подростков с хроническими заболеваниями //NovaInfo.Ru. 2018. Т.1. № 91. С. 100103.

8. Федорова А.А. Взаимосвязь мотивации обучения с эмоционально-личностными особенностями подростков // Аллея науки. 20018. Т.1. № 3(19). С. 237-243.

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Питер, 2009. — 400 с.

10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — М.: Перспектива, 2018. — 224 с.

11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т.: Т.1. М, 1986. — 320 с.

12. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. —М.: Смысл, 2019. — 423 с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. — М.: Институт психологии РАН, 2015. — 344 с.

14. Рябкова И. Педагогика и психология игры. — М.: Юрайт, 2019 — 223 с.

15. Бодалев А.А., Криволап Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт. В кн.: Проблемы общения и воспитание. Ч. I..-М., 2019.-278с.

16. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 2014. 183с.

17. Мотева Н.В. Эмоциональная модальность педагога как основа профессиональной деятельности // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2019. № 1. С. 45-49.

18. Мукашева Е.В. Развитие эмоционального интеллекта у детей школьного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// infourok.ru/statya-razvitie-emocionalnogo-intettekta-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1048602.html - 22.04.2016.

19. Попова Н.М., Исхакова М.К., Рустамов М.А., Закирова А.А., Баязитов Р.Р. Исследование эмоционального состояния подростков // Научный журнал. 2017. № 4 (17). С. 114-116.

20. Ермолаева М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы детей / М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 757 с.

Статья поступила в редакцию 23.08.2021

Статья принята к публикации 27.11.2021

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.