Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧИТЕЛЯ ПОДРОСТКАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧИТЕЛЯ ПОДРОСТКАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / SOCIAL PERCEPTION / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / EMOTIONAL PERCEPTION / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / EMOTIONAL RELATIONSHIPS / ВОСПРИЯТИЕ ЗНАЧИМОГО ВЗРОСЛОГО / PERCEPTIONS SIGNIFICANT ADULT / ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ / POSITIVE AND NEGATIVE EMOTIONAL QUALITY OF THE MASTER''S PERSONALITY / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хахалкина Ульяна Викторовна, Улыбина Олеся Викторовна

В статье рассматриваются содержание и специфика проявления социальной межличностной перцепции в условиях воспитательно-образовательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида; особенности проявления эмоционального восприятия учителя школьниками с умственной отсталостью в возрастной динамике с 4-го по 9-й классы; предлагаются психолого-педагогические рекомендации по оптимизации положительного микроклимата в системе «учитель - ученик».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хахалкина Ульяна Викторовна, Улыбина Олеся Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EMOTIONAL PERCEPTION OF THE TEACHER TEENAGERS WITH MENTAL RETARDATION

The article examines the content and specific manifestations of social interpersonal perception in terms of educational and educational process in special (correctional) educational establishments VIII species, especially manifestations of emotional perception of teacher students with mental retardation in the age dynamics, from 4 to 9 classes. Offered psychological and pedagogical recommendations for optimizing the positive climate in the "teacher - student".

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧИТЕЛЯ ПОДРОСТКАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

У.В. Хахалкина, О.В. Улыбина

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧИТЕЛЯ ПОДРОСТКАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Ключевые слова: социальная перцепция, межличностное общение, эмоциональное восприятие, эмоциональные отношения, восприятие значимого взрослого, позитивные и негативные эмоциональные качества личности учителя, умственная отсталость.

Аннотация: В статье рассматриваются содержание и специфика проявления социальной межличностной перцепции в условиях воспитательно-образовательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида; особенности проявления эмоционального восприятия учителя школьниками с умственной отсталостью в возрастной динамике с 4-го по 9-й классы; предлагаются психолого-педагогические рекомендации по оптимизации положительного микроклимата в системе «учитель - ученик».

Особенности проявления эмоциональных контактов учителя и ученика крайне важны в воспитательно-образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Однако они еще недостаточно разработаны: изучение литературных источников показывает, что в современной коррекционной психологии и педагогике многие исследования так или иначе затрагивают проблему восприятия значимого взрослого подростками с особыми образовательными потребностями. К основным проблемам межличностного общения детей с интеллектуальной недостаточностью (ИН) относятся следующие: психологические особенности и развитие представлений (образов) о других людях у учащихся с ИН (С.Н. Щанкина, 2004) [2, 78]; психологические особенности восприятия учителя и построения отношений с ним в ходе общения у старших подростков с ЗПР, обучающихся в разных педагогических условиях, а также специфика у них этих процессов в сравнении с нормально развивающимися и сверстниками с ИН (Н.В. Масленникова, 2004) [1, 54]. Иными словами, специальная психология располагает важными сведениями о детях с нарушениями интеллекта (в частности и в эмоциональной сфере). В то же время остаются недостаточно изученными актуальные вопросы специфики эмоционального отношения учащихся к учителю, в частности, подростков, как особой возрастной группы категории.

Как известно, для подросткового возраста умственно отсталых (УО) подростков характерны остро протекающий процесс онтогенеза от детства к взрослости, протестующий тип поведения по отношению к взрослым, отставание в психическом развитии от своих нормально развивающихся сверстников. Позитивные контакты учащихся и учителя имеют исключительное значение для формирования личности в этот период: положительный эмоциональный фон общения - важный признак полноценного социума, в котором нуждаются подростки. Однако практически отсутствуют исследования, в которых условия современной специальной (коррекционной) школы VIII вида анализируются с точки зрения соблюдения всех необходимых требований к социуму школы по эмоциональным критериям. Поэтому цель экспериментального исследования - выявление особенностей эмоционального восприятия учителя школьниками с УО в возрастной динамике с 4-го по 9-й классы специальной (коррекционной) школы VIII вида в системе «учитель - ученик». При этом решались следующие задачи:

1) научно обосновать комплекс диагностических методик, позволяющих изучить особенности эмоционального восприятия учителя школьниками с УО в возрастной динамике от 10-ти до 17-ти лет;

2) выявить и проанализировать особенности формирования образа учителя у учащихся в процессе выстраивания эмоциональных отношений с ним.

Для решения поставленных задач проведено экспериментальное исследование на базе двух специальных (коррекционных) школ-интернатов - № 63 и № 59 - VIII вида г. Уфы

QOSSSsSS QDipn^iQiian a^^ ä'^ä.pjg^a.a SSSSSSSSSj ПРЙНТМНЯ ОСРЯЗООПНИП

Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 150 школьников с УО в возрасте 10-17 лет. Из-за большого возрастного разброса мы объединили шесть выбранных классов (4-9-й классы, по 25 человек в каждом) в три возрастные подростковые группы: 4-5-й классы - в младшую (10-14 лет), 6-7-й классы в среднюю (12-15 лет), 8-9-й классы (14-17 лет) - в старшую. В каждой возрастной подростковой группе по 50 человек.

В эксперименте использованы стандартизированные и модифицированные методики: беседа с учениками и учителями; анкета «Любимый учитель глазами учащихся» (Г.А. Карпова); проективная визуально-вербальная методика Рене Жиля; анкета для педагогов и учащихся (В.Г. Казанская); «Шкала личностных качеств педагога» (Ж. Лендел); опросник «ТС-I» (Ю.Л. Ханин, А.В. Стамбулов); методика «Свободной семантической оценки невербального поведения» (В.А. Лабунская), а также сочинение «Мой любимый учитель»; «Портрет любимого учителя»; «Рисунок класса».

Выполненное теоретико-прикладное исследование позволило получить следующие выводы:

1. Выявлена социальная обусловленность развивающегося у детей эмоционального восприятия окружающих взрослых. У учащихся школы VIII вида в возрастном диапазоне от 10-ти до 17-ти лет эмоциональное восприятие учителя претерпевает изменения как количественного, так и качественного характера.

2. Показано (на основе изучения возрастной логики эмоционального восприятия учителя как важнейшего проявления динамики детской субъективности в типичных условиях воспитания и обучения детей в школе VIII вида, то есть при отсутствии целенаправленной системы формирования эмоциональной сферы учащихся), что с возрастом у большинства учащихся с УО появляются значительные трудности в социальной межличностной перцепции, которые, к сожалению, не осознаются ни детьми, ни учителями.

3. Подтверждены приведенные в психологической литературе данные о том, что с возрастом (от 10-ти до 17-ти лет) депрессивное состояние подростков с УО -застенчивость, пугливость, комбинация чувствительности и враждебности, тревожности, потребность теплоты из окружения - прогрессирует и оказывает отрицательное влияние на восприятие окружающих людей, порождая конфликтность, негативизм, повышенную критику по отношению к учителю как значимому взрослому.

4. Установлено, что понимание экспрессии требует определенного уровня абстрагирования, что затруднительно для подростков с УО, и в силу этого идентификация экспрессии учителя младшими и старшими подростками носит неадекватный характер (они затрудняются в использовании терминов, отражающих представления о внутренних переживаниях и отношениях личности, например, более успешно по изображению на фотографиях они распознают простые эмоции - радость, страдание, страх; в то же время им трудно распознавать более сложные эмоции - презрение, удивление, гнев).

Очевидно, что причина вышеназванного - неразвитость мышления, в том числе низкий уровень обобщенности и осознанности, ситуативность, логическая противоречивость, стереотипность в подходе к проблемам.

Обоснованный нами диагностический комплекс методик впервые позволил получить значительный массив фактических данных о конкретных особенностях эмоционального восприятия учителя школьниками с УО в возрастной динамике от 10-ти до 17-ти лет:

- выявлена специфика содержания представлений о педагоге у подростков с УО в возрастной динамике;

- обнаружены единые для всех трех возрастных групп испытуемых тенденции в формировании эмоционального отношения к педагогу - в формировании положительного отношения первостепенную значимость имеют качества, связанные с общением и построением отношений с учащимися, их регуляцией; подтверждено, что характер

пеаинпм ллшиорго<тлдл н гсил «аг4

отношения учащихся к учителю влияет на направленность и адекватность восприятия его личности;

- показано, что более позднее проявление стремления к нерегламентированному, доверительному общению с педагогом у младших и старших подростков с УО обусловлено недостаточно развитыми коммуникативными условиями и чрезмерной подверженностью установке (положительной или отрицательной), сформировавшейся под влиянием опыта взаимодействия с учителем;

- выявлено, благодаря анализу сочинений «Мой любимый учитель», что восприятие и понимание нравственных качеств личности учителя школьниками с УО отличаются ситуативностью и конкретностью, слабой дифференцированностью; характеризуя личность учителя, школьники с УО используют термины с низким уровнем обобщенности и дифференцированности («хороший» или «плохой»); ученики специальной коррекционной школы зачастую называют действия и поступки человека, а не свойства его личности; оценочные суждения при интеллектуальном недоразвитии, как правило, поверхностные, критерии их отличаются неустойчивостью, зависят от внешних обстоятельств;

- установлены, на основании полученных результатов методики «Свободной семантической оценки невербального поведения» (В.А. Лабунской), психологические особенности восприятия и понимания подростками с УО эмоциональных состояний другого человека по таким внешним факторам, как поза, мимика, взгляд, жесты, тактильно кинестезические знаки, проксемические компоненты (воспитание в социально-неблагополучных семьях, асоциальное поведение): а) выразительные движения как невербальные коммуникации являются достоверным каналом получения информации о восприятии личности учителя учащимися и выполняют регуляторно-экспрессивную функцию в отношениях «учитель - ученик»; б) для учащихся с УО невербальный паттерн характеризуется дополнительным психологическим смыслом - большая раскованность, дистанцированность, демонстрация своего «Я» и некоторая критичность в отношении к учителю (например, учащиеся с Уо позволяют учителю при общении: сжимать руки перед собой или позади себя (младшие подростки - 62 %, средние подростки - 58 % и старшие подростки - 44 %), держать руки в карманах (младшие подростки - 62 %, средние подростки - 58 % и старшие подростки - 54 %), прикрывать рот рукой (младшие подростки - 62 %, средние подростки - 52 % и старшие подростки - 48 %); кроме того, у них выражен протест против личности учителя, его требований, его авторитета (это ярко видно на примере выбора учащимися позы);

- показано, благодаря анкете «Любимый учитель глазами учащихся» (Г.А. Карповой), что для младшего подросткового возраста характерна тенденция к завышенным оценкам личностных и профессиональных качеств педагога для данной возрастной группы с УО; для них очень важно, чтобы учитель их любил, понимал, был для них авторитетом, был умным, внимательным, наблюдательным, энергичным, аккуратным и имел глубокие знания предмета; в отличие от младших подростков (56 %), средние (42 %) и старшие (34 %) подростки оценивают качества учителя более адекватно и рационально, но более критично.

Таким образом, учет общевозрастных и специфических особенностей эмоционального восприятия педагога (отрицательный микроклимат) и построения отношений с ним у младших и старших подростков с УО, позволили нам разработать ряд психолого-педагогических рекомендаций по формированию и развитию положительного микроклимата в системе «учитель - ученик».

1. Эмоциональное восприятие является важным процессом, который оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на межличностные отношения в системе «учитель - ученик», поэтому важно, чтобы учитель и ученик находились в комфортных межличностных отношениях - это приведет к снижению негативных личностных тенденций и оптимальному эмоциональному восприятию. Отметим также, что для подростков 12-15-ти

айп^^й^^Р^Р-РРРР-РР.Р^?Р РР ПРЯМТИНЯ ОСРЯЗООПНИП

лет характерно доминирование завышенной оценки межличностных отношений и они ориентированы на сверстников, а не на учителя, как значимого взрослого.

2. Младший подростковый возраст оптимален для формирования социальной перцепции, так как именно в это время происходит базовое формирование эмоционального взаимовосприятия в диаде «учитель - ученик» (учитель в данном возрасте, является значимым взрослым (авторитетом) для учеников).

3. Источником и причиной дезадаптации детей с УО в социальной среде можно считать отрицательный микроклимат (атмосферу, отрицательные контакты) в воспитательно-образовательном процессе. Педагогам, работающим с такой категорией детей, необходимо принимать дополнительные меры помимо общепринятых педагогических требований, в том числе: непосредственное обучение УО подростков основам понимания невербального поведения в игровой форме; проведение совместных вечеров-дискуссий, своего рода тренингов (могут участвовать психолог, классный руководитель или другие учителя) на углубление понимания себя и другого, что будет способствовать установлению положительных контактов и эмоционального фона в диаде «учитель - ученик».

4. С целью предупреждения и профилактики появления у младших подростков (а в дальнейшем и у старших подростков) «любимых» и «нелюбимых» учителей и сохранения положительных эмоциональных отношений с учителем, педагог должен принимать на личностном уровне учащихся класса (придерживаться индивидуального подхода), а в случае необходимости оценивать конкретную деятельность и поступки учеников. Учителю необходимо проводить как можно больше совместных мероприятий с учениками: прогулки во внеурочное время или экскурсии, игры на свежем воздухе, тематические викторины, КВНы и т. д.

5. Педагогу, исходя из того, что важнейшим элементом понимания и эмоционального восприятия другого человека является развитие навыка жизни в коллективе, необходимо в учебной деятельности при организации работы на уроке учитывать возрастные особенности подростков с Уо - стремления к самостоятельности и потребности общения со сверстниками, которые к старшему подростковому возрасту становятся ведущими. Для этого следует создавать условия подросткам с УО: ситуацию общения, организацию совместной деятельности и внеклассных мероприятий, а также предоставлять учащимся большую самостоятельность в учебе, что будет способствовать развитию и ответственности; использовать групповые формы работы на уроке, самопроверки и взаимной ученической проверки и т.д.

6. Учитель на уроке и во внеурочное время должен строить свои отношения как равноправное партнерство со своими учениками - выслушивать их мнение до конца, стараться понимать их, проявлять эмпатию. Ему необходимо развивать свои профессиональные умения и навыки, в трудных ситуациях консультироваться у школьного психолога, либо вести с ним совместную работу. В то же время учитель должен быть для школьника с УО авторитетом для установления более тесных эмоциональных контактов.

7. Педагогу, в связи с нарушениями у подростков с УО диалогической речи, при построении коммуникативного поведения необходимо придерживаться специально продуманной тактики - задавать наводящие вопросы, начинать первым беседу и т. д. Параллельно с этим психологами должна проводиться коррекционная работа с подростками с УО по оптимизации их эмоционально-волевой сферы - снятию излишней агрессивности, конфликтности, тревожности и т. д. Психолог должен формировать у учащихся умения находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций, формировать навыки самоконтроля и анализа своего поведения для повышения уровня социально-психологической компетентности.

8. При построении развивающих занятий необходимо учитывать возрастные особенности подростков, для чего подбираются сюжеты ролевых игр и тренингов;

пеаинпм ллшиорго<тлдл н гсил «аг4

уточняются психологическое содержание коррекционных процедур, уровень сложности задач, формы оценки и способы стимулирования игровых и учебных действий подростков. Например, работа с достаточно простыми для понимания личностными качествами должна проводиться на более ранних возрастных ступенях. Сложные и противоречивые по форме выражения личностных качеств (доброжелательность, уравновешенность, отзывчивость, эрудированность, чуткость, терпеливость и доброта) следует рассматривать в старшем подростковом возрасте. К одним и тем же личностным качествам целесообразно периодически возвращаться на каждой возрастной ступени. Все это позволяет закреплять в памяти соответствующие психологические представления учащихся с УО, углублять и обобщать их.

9. Психологу и педагогу необходимо постоянно контролировать мотивацию учащихся с УО, учитывая ее значение для эффективности коррекционных занятий - следует полностью исключить любые негативные оценки детей как со стороны психолога, так и со стороны самих участников образовательного процесса. При этом психолог должен помочь педагогу разрешить его собственные личностные проблемы (снятие тревожности, психологического напряжения), которые создают негативный эмоциональный фон взаимоотношений с учащимися; должен проводить с педагогами коррекцию негативных установок, сформировавшихся по отношению к детям с УО.

Данные рекомендации, учитывающие общевозрастные и специфические особенности эмоционального восприятия учителя младшими и старшими подростками с УО, адресуются педагогам и школьным психологам и могут быть полезны для дальнейшей разработки рассмотренной проблемы.

1. Масленникова, Н.В. Особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития: дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Н.В. Масленникова. - Ниж. Новг., 2004. - 224 с.

2. Щанкина, Н.С. Особенности образа другого человека у учащихся с интеллектуальной недостаточностью: дисс.... канд. психол. наук [Текст] / Н.С. Щанкина. - Ниж. Новг., 2004. - 169 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.