Association (Torino, 28-31 August 2013) / Abstract Book: Torino, 2013. P. 988-989.
25 Mainzer K. Thinking in Complexity. The Complex Dynamics of Matter, Mind, and Mankind. Berlin: Springer-Verlag, 1994. P. 13.
УДК 159.99 М.В. Воробьева
Курганский государственный университет
восприятие внешнего облика другого учителями в общении со школьниками
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей восприятия внешнего облика другого (ученика) учителями, работающими в младших и старших классах средней школы.
Ключевые слова: восприятие элементов внешнего облика другого, язык мимики и жестов, невербальные предпочтения, распознавание эмоциональных состояний по мимике, распознавание значения поз.
M.V. Vorobyova Kurgan State University
perception of appearance of the other by teachers in communication with school students
Annotation. The article deals with the results of empirical research of features of appearance perception of the other (a pupil) by elementary and senior school teachers.
Keywords: perception of elements of appearance of the other, body language, nonverbal preferences, recognition of emotional states in body language, poses meaning recognition.
ВВЕДЕНИЕ
Восприятие другого человека - это восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретация на этой основе его поступков.
Начало изучению вопросов межличностного восприятия и понимания людьми друг друга в отечественной психологии было положено А.А. Бодалевым. В восприятии и оценке людьми им были установлены индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и социально-ролевые различия. Были также выявлены особенности влияния на формирование образа другого человека отношений и установок личности и субъекта восприятия, различных характеристик со-вм е стной д е я тел ьности и дру г и х ф а кторов [ 1]
1 Теоретические подходы восприятие внешнего облика другого
За рубежом исследования в области восприятия элементов внешнего облика, а также использования и понимания людьми в процессе общения различных средств невербальной коммуникации проводили такие ученые, как Р. Хинде, У. Фризен, М. Тейлор, Д. Сирс, А. Пиз, Дж. Ниренберг, Г. Калеро и др.
Восприятие человека человеком - процесс активный, который включает мыслительные, волевые, эмоциональные проявления личности как субъекта межличностного общения.
Формирующийся в процессе восприятия образ другого человека служит источником информации о нем и играет регулирующую роль в межличностном общении, обеспечивая обратную связь, помогает выстроить линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.
Формирование представления о другом человеке всегда начинается с отражения и оценки его физического облика, манеры держаться, с анализа той информации, которую дает внешний облик человека. Эта информация является основой складывающегося образа другого человека.
Воспринимаемые элементы внешнего облика другого человека выступают многозначными сигналами, говорящими о национальных, социальных, возрастных особенностях партнера по общению. С другой стороны, субъект восприятия характеризуется определенными возрастными, половыми, профессиональными особенностями, которые, безусловно, влияют на формирование образа другого человека в целом и на восприятие отдельных элементов его внешнего облика.
Профессия учителя предполагает наличие у представителей этой профессии определенных педагогических способностей, навыков и умений, среди которых немаловажное значение имеют коммуникативные качества [2]. Показателем сформированности коммуникативных качеств личности педагога является успешность педагогического общения, эффективного взаимодействия учителя и обучающихся.
Освоение педагогом навыков невербальной коммуникации необходимо, прежде всего, для адекватного восприятия и понимания обучающихся, что в свою очередь определяет эффективность педагогического общения и успешность решения педагогических задач.
Педагогические задачи (обучение, воспитание, развитие) осуществляются в контексте общения, которое для учителя представляет некоторую совокупность коммуникативных задач: общих коммуникативных задач предстоящих уроков или внеклассных мероприятий, планируемых заранее, и текущих, ситуативных, возникающих в ходе непосредственного общения.
Организуя решение коммуникативных задач, педагог ориентируется на уже сложившийся уро-ве н ь обще н и я с кл а ссом , учиты в а ет в оз растные и
57
серия «физиология, психология, медицина», выпуск 8
индивидуальные особенности учеников, а также использует собственный стиль общения и педагогической деятельности в целом [3].
Сформированность коммуникативных качеств личности учителя, определяющих его индивидуальный коммуникативный стиль, выражается не только в том, насколько умело он владеет навыками речевого общения, но и как он использует навыки невербальной коммуникации.
Восприятие и понимание учителем ученика также начинается с восприятия его внешнего облика, отражения и оценки тех или иных элементов внешнего облика обучающегося. При этом характер социально-перцептивных «предпочтений» отдельных элементов внешнего облика другого (ученика) у педагогов обусловлен особенностями их профессиональной деятельности.
В этой связи мы предположили, что учителя, работающие в начальных и старших классах средней школы, отличаются по характеру восприятия внешнего облика другого (ученика) в общении со школьниками.
2 Обсуждение результатов исследования восприятия внешнего облика другого учителями в общении со школьниками
Для доказательства данного предположения под нашим руководством студенткой 5 курса факультета психологии, валеологии и спорта Курганского государственного университета Смирновой Е.А. было проведено эмпирическое исследование, в котором участвовали учителя старших (8-11 классы) и младших (1-4 классы) классов школ № 17, 38, 54, лицея № 12 г. Кургана в количестве 60 человек, в том числе учителя старших классов - 30 человек, учителя младших классов - 30 человек.
Цель нашего исследования: изучение особенностей восприятия внешнего облика другого (ученика) учителями младших и старших классов в их общении со школьниками.
Для реализации цели исследования было проведено обследование педагогов с использованием специально подобранных методик: методика ранжирования элементов внешнего облика человека при его восприятии другим человеком (адаптированный А.П. Поварницыным и нами вариант методики Рокича-Гоштаутаса, Семенова, Ядова); тест «Понимаете ли Вы других людей?» А.А. Бодалева; методика определения эмоциональных состояний по мимике (С.В. Ковалев,1991); методика, выявляющая способность различать значение поз (А. Пиз,1995).
Анализируя результаты, полученные при ранжировании учителями младших и старших классов элементов внешнего облика другого человека, мы выяснили, что учителя младших классов к числу самых главных элементов отнесли голос и речь, одежду, мимику, лицо, зубы, прическу. Как наименее важные были отмечены подбородок и шея, нос, брови и уши.
Учителя старш их кл а ссо в к чи слу са м ых глав-
58
ных элементов внешнего облика отнесли голос и речь, глаза, мимику, жестикуляцию, прическу, позу и одежду, а к менее важным элементам внешнего облика - уши, нос, шею и брови.
Сравнительный анализ полученных результатов показал, что предпочтения в восприятии элементов внешнего облика другого у педагогов младших и старших классов имеют общую направленность: самыми важными элементам внешнего облика были выделены одежда, голос и речь, прическа и мимика.
В то же время обозначились некоторые различия в полном перечне самых важных элементов внешнего облика другого: учителя старших классов отнесли туда еще жестикуляцию, глаза и позу, а учителя младших классов - лицо и зубы.
Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что учителя, работающие со старшеклассниками, воспринимают внешний облик ученика несколько шире и полнее, чем учителя начальных классов.
Результаты обследования учителей по методике определения эмоциональных состояний показали, что из 12 предложенных эмоций, изображенных на картинках («безразличие»; «враждебность»; «веселье»; «грусть»; «злость»; «застенчивая радость»; «сильная злость (ярость)»; «плохое самочувствие»; «бурная радость»; «глубокая печаль»; «скепсис»; «скорбь»), минимальное число различений у учителей старших классов составило 1 эмоциональное состояние, а максимальное - 8. У учителей начальной школы число различений оказалось больше минимальное - 3, и максимальное - 9.
В то же время в целом учителя старших классов более успешно справились с различением эмоциональных состояний, чем учителя младших классов. Этот вывод подтверждается показателями средней арифметической (х) количества правильно распознаваемых эмоций, которая у учителей старших классов составила 15%, а у учителей младших классов - 13,3%.
Затруднения для группы учителей старшеклассников вызвало определение такого эмоционального состояния, как «безразличие», а для учителей младших классов - «плохое самочув-ствие»,«скепсис», «скорбь».
Анализ результатов, полученных при обследовании учителей по методике определения значения поз, показал, что учителя старших классов лучше распознают значения поз, чем учителя младших классов. Учителя старших классов определили наименьшее количество поз - 4 и наибольшее - 10 из 13 предложенных («несогласие с мнением другого»; «превосходство, самоуверенность»; «агрессия, доминирование»; «забыл, напоминание его напугало»; «доминирование»; «скука»; «неуверенность»; «прихорашивание»; «самоуверенность»; «барьер, защита»; «открытость, готовность к действиям»; «упрямство»;
Вестник КГУ, 2016. № 2
«оборонительная позиция, враждебность, несогласие, твердость»).
У учителей младших классов было определено минимальное значения поз - 2, а максимальное - 8.
Количество успешно определивших значения поз у учителей старших классов оказалось больше и составило 13% от общего числа этой группы обследуемых, в то время как у учителей младших классов этот показатель оказался равен 8%. Данные значения подтверждаются и показателями средней арифметической (x) количества правильно распознаваемых поз, которая у учителей младших классов равна 6,8%, а у учителей старших классов - 14%.
У учителей младших классов затруднения вызвало определение таких поз, как «упрямство», «защита», «барьер», «превосходство», «самоуверенность», «твердость». Для учителей старших классов трудной для различения оказалась только одна поза, обозначающая «упрямство».
Для выявления уровня понимания людей по невербальным характеристикам учителям был предложен тест «Понимаете ли вы других людей?» А.А. Бодалева.
Результаты тестирования показали, что большинство учителей начальных и старших классов характеризуются высоким уровнем понимания языка мимики и жестов и формирования образа другого на основе невербальных характеристик партнера по общению. Они обладают наблюдательностью, хорошо интерпретируют мимику и жесты людей и умеют правильно использовать эту информацию. Являются хорошими друзьями и хорошими собеседниками, умеют слушать и понимать, легко смотрят на мир глазами другого человека, вникают в его проблемы и помогают ему. Такие качества очень важны для учителя при взаимодействии с учениками.
В то же время среди педагогов старших классов таких оказалось больше (73%), чем в группе учителей младших классов (63%).
Учителя старших классов при восприятии внешнего облика другого (ученика) используют более широкий спектр невербальных характеристик, чем учителя, работающие в младших классах. Объяснить это можно тем, что создать образ подростка или старшеклассника, «считывая» информацию в виде непосредственно воспринимаемых невербальных символов, гораздо сложнее, чем создать образ младшего школьника, чье поведение более естественно и предсказуемо. Подростки же умеют надевать экспрессивные маски, скрывающие истинные чувства. Опыт общения со старшеклассниками помогает учителю создать правильный облик своего ученика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализ результатов проведенного эмпирического исследования показал, что учителя, работающие в начальных и старших классах средней школы, отличаются по характеру
восприятия внешнего облика другого (ученика) в общении со школьниками. Эти отличия обусловлены особенностями профессиональной деятельности педагогов, взаимодействующих с разными возрастными категориями школьников.
Список литературы
1 Бодалев А. А., Васина Н. В. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты). СПб. : Речь, 2005
2 Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М. : Просвещение, 1987
3 Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002.
УДК 376(075.8) И.В. Жуйкова
Курганский государственный университет
представления о семье у воспитанников школы-интерната
КОРРЕКЦИОннОГО ТИПА
Аннотация. В статье описаны представления о семье у детей с нарушением интеллекта, задержкой психического развития, оставшихся без попечения родителей. Дается сравнительный анализ видения семьи воспитанниками школы-интерната коррекционного типа и детьми из благополучных семей.
Ключевые слова: воспитанники школы-интерната, семья, благополучная семья, психическая депривация.
I.V. Zhuykova Kurgan State University
ideas of the family at schoolers of special boarding school
Annotation. The article describes ideas of a family at childrenwithout parental care with mental disorder and mental retardation. A comparative analysis of vision of a family at schoolers of special boarding school and children from secured families was carried out in the article.
Keywords: schoolers of special boarding school, family, secured family, psychic deprivation.
Введение
В жизни любого человека семья имеет большое значение. В этой среде люди рождаются, растут, развиваются, чтобы стать полезной частью общества. Семья влияет на человека на протяжении всей его жизни. При этом не имеет значение, насколько человек включен в ее реальную структуру, даже есл и о н н е и м еет воз можн ости кон-
59
серия «физиология, психология, медицина», выпуск 8