Научная статья на тему 'Формирование взаимосвязи между навыками техники игры в баскетбол и физическими упражнениями'

Формирование взаимосвязи между навыками техники игры в баскетбол и физическими упражнениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / НАВЫКИ / ТЕХНИКА / ИГРА / БАСКЕТБОЛ / ФИЗИЧЕСКИЕ / УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данкеева Е. В., Кишев А. З., Балагова А. Ю.

В статье рассмотрены аспекты актуализации понятия: обучение навыкам игры в баскетбол может быть успешной, если занимающиеся результативно используют свои двигательные возможности. Основу обучения игровой деятельности – составляет формирование взаимосвязей между отдельными компонентами подготовленности. Специфической особенностью игры в баскетбол является комплексное проявление практически всех физических качеств. Выполнение отдельных приёмов техники игры происходит в выполнении базовых для них компонентов физического потенциала. Обосновывается мысль о том, что к формированию взаимосвязи между компонентами технической и физической подготовки занимающихся следует приступать по мере развития базовых физических способностей и овладения рациональной структурой технических приёмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данкеева Е. В., Кишев А. З., Балагова А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование взаимосвязи между навыками техники игры в баскетбол и физическими упражнениями»

ние новыми методами обучения, изучение опыта ведущих специалистов. Среди профессионально-педагогических умений и навыков можно выделить основные, требующие первоочередного освоения в процессе подготовки преподавателя. Зрительные умения и навыки: слежение, измерение, сравнение, выделение, переключение. Разговорные умения и навыки: обсуждение (собеседование), объяснение, подсказка, установка, сравнение. Двигательные умения и навыки которыми должен владеть преподаватель: фиксация, проводка, поддержка, подкрутка, подталкивание, показ, имитация.

И это далеко не полный перечень тех навыков, которыми должен обладать тренер-преподаватель по спортивной гимнастике. В нашем случае был сделан акцент на профессионально-прикладные навыки обучения гимнастическим упражнениям. Именно данный раздел подготовки преподавателя в первую очередь определяет профессионализм молодого специалиста.

Список литературы:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

2. Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика. - М.: Советский спорт, 2005. - 420 с.

3. Гришин Ю.И. Общая физическая подготовка: учебное пособие. -Ростов-н/Д: Феникс, 2012. - 249 с.

4. Макланов А.Г. Общая психология. - Питер Пресс, 2008. - 581 с.

5. Павлов И.Б., Баршай В.Н. Гимнастика с методикой преподавания. -М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

6. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики. - Владос, 2000. -448 с.

7. Сорокун П.А. Психология. - ПГПИ им. С.М. Кирова, 2001. - 300 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ НАВЫКАМИ ТЕХНИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ И ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

© Данкеева Е.В.*, Кишев А.З.*, Балагова А.Ю.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В статье рассмотрены аспекты актуализации понятия: обучение навыкам игры в баскетбол может быть успешной, если занимающиеся

* Старший преподаватель кафедры Спортивных дисциплин.

* Старший преподаватель кафедры Спортивных дисциплин.

результативно используют свои двигательные возможности. Основу обучения игровой деятельности - составляет формирование взаимосвязей между отдельными компонентами подготовленности. Специфической особенностью игры в баскетбол является комплексное проявление практически всех физических качеств. Выполнение отдельных приёмов техники игры происходит в выполнении базовых для них компонентов физического потенциала. Обосновывается мысль о том, что к формированию взаимосвязи между компонентами технической и физической подготовки занимающихся следует приступать по мере развития базовых физических способностей и овладения рациональной структурой технических приёмов.

Ключевые слова: формирование, взаимосвязь, навыки, техника, игра, баскетбол, физические, упражнения.

Обучение навыкам игры в баскетбол может быть успешной, если занимающиеся результативно используют свои двигательные возможности. Основу обучения игровой деятельности - составляет формирование взаимосвязей между отдельными компонентами подготовленности: научить воспитанников максимально реализовывать свои физические способности; эффективно выполнять игровые действия, состоящие из нескольких приёмов; избирательно использовать свой технический арсенал в ответ на изменения игровой ситуации; правильно воспроизводить сочетания тактических действий. После освоения основ техники и тактики игры и развития базовых физических качеств, педагог должен совершенствовать взаимосвязь значимых компонентов игровой деятельности.

Специфической особенностью игры в баскетбол является комплексное проявление практически всех физических качеств. Выполнение отдельных приёмов техники игры происходит в выполнении базовых для них компонентов физического потенциала. Так для ловли мяча значимы: координационные способности; передача мяча связана с развитием скоростно-силовых качеств верхних конечностей и быстроты; эффективное использование ведения мяча требует высокой степени развития координационных способностей и скоростных качеств.

Ловля мяча - координационные способности:

- выполнение различных приёмов на месте после собственного подбрасывания вверх в сочетании с двигательными действиями после выпуска мяча;

- индивидуальные упражнения в ловле мяча после отскока от стены с элементами жонглирования;

- ловля мяча после подбрасывания над головой в сочетании с челночными перемещениями на коротких отрезках (до 1,5 м) рывками, приставными шагами, прыжками на одной или двух ногах с касанием рукой ориентиров на полу;

- ловля на месте мяча, посланного партнёром;

- ловля на месте мяча, посланного партнёром, но в различных исходных положениях: сидя, лёжа на спине, лёжа на животе и т.д.;

- ловля-передача мяча сидя на полу в сочетании с различными движениями ногами;

- ловля мяча, посланного партнёром в стену из-за спины игрока;

- ловля нескольких мячей, поочерёдно посланных игроком в стену;

- жонглирование 2-4 мячами, подбрасывая их в вверх одной или двумя руками;

- поочерёдная ловля нескольких мячей, посланных одним или несколькими партнёрами;

- ловля неточных передач партнёра с перемещением к мячу;

- то же, с передачами поочерёдно двумя или тремя партнёрами;

- ловля-передача в движении двумя мячами в парах, двумя или тремя мячами в тройках с перемещением вдоль площадки.

Передача мяча - скоростно-силовые качества:

- разновидности передач на месте в различных положениях, регулируя дистанцию, траекторию и направление полёта мяча;

- то же с набивными мячами;

- серийное выполнение избранного способа передач поочерёдно баскетбольным и набивным мячами;

- передача баскетбольным и набивным мячами на дальность из различных исходных положений;

- ловля-передача баскетбольного и набивного мячей в одном прыжке в парах;

- то же, но с 2-3 мячами в тройках, четвёрках;

- выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке, в сочетании с прыжками - толчком двумя ногами через гимнастическую скамейку, стоя боком к ней;

- то же с прыжками через вращающуюся скакалку;

- ловля-передача мяча в одном прыжке с продвижением вдоль площадки.

Передача мяча - быстрота:

- передача мяча в стену в течении определённого отрезка времени (24-30 с.) с выполнение максимального числа повторений;

- то же с выполнением как можно быстрее заданное количество передач;

- то же, но передачи в парах и в различных исходных положениях;

- передача двумя мячами в стену с жонглированием;

- передача двумя мячами в две стены, стоя в углу зала;

- один мяч подбросить вверх, а другим выполнить максимальное количество передач в стену до момента касания площадки подброшенным мячом;

- то же с выполнением передач мяча партнёру;

- то же в ситуации «между двух огней»;

- передачи игроку, стоящему в круге, партнёры поочерёдно и максимально быстро передают свои мячи в центр круга, получая обратные передачи;

- передача на месте несколькими мячами;

- передачи двумя мячами в парах на месте - по сигналу подбросить мячи вверх и поменяться местами, не дав мячу партнёра упасть на пол;

- то же, но успеть до падения своего мяча вернуться в исходное положение;

- передача двумя мячами в четвереньках со сменой мест;

- выполнение передач на месте одним или двумя мячами в паре с максимальной частотой в сочетании с беговыми заданиями на месте;

- то же при параллельном движении партнёров вдоль площадки;

- передача с продвижением вдоль площадки двумя мячами в парах, тройках.

Ведение мяча - координационные способности:

- ведение мяча на месте с элементами жонглирования;

- ведение мяча с нетрадиционными способами передвижения;

- ведение мяча с изменением направления движения переводами мяча с руки на руку перед собой, под ногой, за спиной, с поворотом;

- ведение мяча в движении с преодолением гимнастической скамейки;

- преодоление мяча с преодолением легкоатлетических барьеров;

- ведение мяча с пролезанием через гимнастические обручи, расположенные по одной линии или хаотично по всей площадке;

- ведение мяча в сочетании с выполнением акробатических элементов;

- ведение мяча в сочетании с преодолением вращающейся скакалки;

- ведение мяча с преодолением полосы препятствий;

- ведение мяча в парах с поочерёдным пролезанием между ногами впереди стоящего партнёра;

- ведение двумя мячами.

Ведение мяча - быстрота:

- низкое ведение мяча на месте;

- то же, но с максимальной частотой отскоков за определённый отрезок времени;

- ведение мяча на месте в сочетании с бегом;

- то же в сочетании с семенящим бегом на месте с максимальной частотой;

- реагирование началом ведения мяча из различных исходных положений по звуковому сигналу;

- «длинное» ведение мяча;

- скоростное «челночное» ведение мяча, дистанция от 20 до 40 м.

Броски мяча в корзину - скоростно-силовые качества:

- многократное выполнение имитации броска мяча в движении, справа и слева от корзины с двукратным ритмом разбега при передвижении от щита к щиту;

- прыжки толчком одной ногой с имитацией броскового движения после двух шагового разбега на песке;

- выполнение броска мяча в движении в целом с постепенным удалением точки получения мяча от корзины;

- то же после прохода-броска: одноударным и многоударным ведением мяча;

- серийное выполнение подводящих и основных упражнений для броска мяча в прыжке;

- «прыжковый челнок» под щитом: передача мяча в дальнюю верхнюю часть щита с последующей ловлей мяча в прыжке;

- ловля мяча в прыжке после собственного набрасывания в щит -бросок мяча в корзину;

- поточное выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке в верхнюю часть щита с последующим передвижением в конец колонны игроков на своём щите или на другой щит;

- серийное добивание мяча в щит в одном прыжке;

- многократное добивание мяча в корзину из-под щита.

Методические рекомендации к практическим занятиям:

1. Увеличивать постепенно сложность, учитывая уровень подготовленности занимающихся.

2. По мере усвоения организовывать соревновательную практику на качество и быстроту выполнения упражнений, при помощи эстафет и подвижных игр.

3. Контролировать технику выполнения игровых приёмов.

4. Для совершенствования передач пользуются набивным мячом 1-2 кг, чередовать набивной и баскетбольные мячи.

5. Продолжительность и количество повторений задания зависит от возраста и уровня подготовленности занимающихся.

6. Число повторений упражнений в каждой серии - 5-6, количество серий - 3-4, интервалы отдыха между повторениями - 1-2 мин., между сериями - 3-5 мин.

7. Активно применять при обучении звуковые и зрительные сигналы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Прыжки в глубину начинать с высоты не выше 30 см, количество прыжков в глубину с последующим пружинящим отталкиванием не выше 5-6 раз в серии, количество серий - не более 2-3.

Следовательно, к формированию взаимосвязи между компонентами технической и физической подготовки занимающихся следует приступать по мере развития базовых физических способностей и овладения рациональной структурой технических приёмов.

Список литературы:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

2. Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика. - М.: Советский спорт, 2005. - 420 с.

3. Гришин Ю.И. Общая физическая подготовка: учебное пособие. -Ростов-н/Д: Феникс, 2012. - 249 с.

4. Макланов А.Г. Общая психология. - Питер Пресс, 2008. - 581 с.

5. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

МЕНЕДЖМЕНТ СПОРТИВНО-СОСТЯЗАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТЕ «ПРОФ. Д-РА АСЕНА ЗЛАТАРОВА» - БУРГАС

© Димитров Г.А.*

Университет «Проф. д-р Асен Златаров», Республика Болгария, г. Бургас

Спортивно-состязательная деятельность студентов в Университете «Проф. д-р Асен Златаров» - Бургас занимает основное место в целом учебном процессе физического воспитания и спорта. Через неё выражаются возможности участников и их подготовка к участию в организованных внутренних, региональных и республиканских состязаниях Исследуется напряжение во время тренировок, организацию специализированной спортивной подготовки, физическую дееспособность и спортивные достижения студентов.

Ключевые слова специализированная спортивная подготовка, спортивная тренировка, физическая дееспособность, управление спортив-но-состязательнной деятельностью.

Введение

Спортивные события представляют среду и возможность для демонстрации комплекса личных качеств, спортивно-педагогических и технико-тактических умений, развлечений, социальных контактов и радости. «Спортом, как думает М. Бочваров (2000), является каждая свободно выбранная форма двигательно-смысловой организованной деятельности, основанной на тренировочных принципах и состязательных правилах для достижения здоро-

* Assoc. Prof. PhD, Medical College.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.