ние новыми методами обучения, изучение опыта ведущих специалистов. Среди профессионально-педагогических умений и навыков можно выделить основные, требующие первоочередного освоения в процессе подготовки преподавателя. Зрительные умения и навыки: слежение, измерение, сравнение, выделение, переключение. Разговорные умения и навыки: обсуждение (собеседование), объяснение, подсказка, установка, сравнение. Двигательные умения и навыки которыми должен владеть преподаватель: фиксация, проводка, поддержка, подкрутка, подталкивание, показ, имитация.
И это далеко не полный перечень тех навыков, которыми должен обладать тренер-преподаватель по спортивной гимнастике. В нашем случае был сделан акцент на профессионально-прикладные навыки обучения гимнастическим упражнениям. Именно данный раздел подготовки преподавателя в первую очередь определяет профессионализм молодого специалиста.
Список литературы:
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
2. Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика. - М.: Советский спорт, 2005. - 420 с.
3. Гришин Ю.И. Общая физическая подготовка: учебное пособие. -Ростов-н/Д: Феникс, 2012. - 249 с.
4. Макланов А.Г. Общая психология. - Питер Пресс, 2008. - 581 с.
5. Павлов И.Б., Баршай В.Н. Гимнастика с методикой преподавания. -М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
6. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики. - Владос, 2000. -448 с.
7. Сорокун П.А. Психология. - ПГПИ им. С.М. Кирова, 2001. - 300 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ НАВЫКАМИ ТЕХНИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ И ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
© Данкеева Е.В.*, Кишев А.З.*, Балагова А.Ю.
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
В статье рассмотрены аспекты актуализации понятия: обучение навыкам игры в баскетбол может быть успешной, если занимающиеся
* Старший преподаватель кафедры Спортивных дисциплин.
* Старший преподаватель кафедры Спортивных дисциплин.
результативно используют свои двигательные возможности. Основу обучения игровой деятельности - составляет формирование взаимосвязей между отдельными компонентами подготовленности. Специфической особенностью игры в баскетбол является комплексное проявление практически всех физических качеств. Выполнение отдельных приёмов техники игры происходит в выполнении базовых для них компонентов физического потенциала. Обосновывается мысль о том, что к формированию взаимосвязи между компонентами технической и физической подготовки занимающихся следует приступать по мере развития базовых физических способностей и овладения рациональной структурой технических приёмов.
Ключевые слова: формирование, взаимосвязь, навыки, техника, игра, баскетбол, физические, упражнения.
Обучение навыкам игры в баскетбол может быть успешной, если занимающиеся результативно используют свои двигательные возможности. Основу обучения игровой деятельности - составляет формирование взаимосвязей между отдельными компонентами подготовленности: научить воспитанников максимально реализовывать свои физические способности; эффективно выполнять игровые действия, состоящие из нескольких приёмов; избирательно использовать свой технический арсенал в ответ на изменения игровой ситуации; правильно воспроизводить сочетания тактических действий. После освоения основ техники и тактики игры и развития базовых физических качеств, педагог должен совершенствовать взаимосвязь значимых компонентов игровой деятельности.
Специфической особенностью игры в баскетбол является комплексное проявление практически всех физических качеств. Выполнение отдельных приёмов техники игры происходит в выполнении базовых для них компонентов физического потенциала. Так для ловли мяча значимы: координационные способности; передача мяча связана с развитием скоростно-силовых качеств верхних конечностей и быстроты; эффективное использование ведения мяча требует высокой степени развития координационных способностей и скоростных качеств.
Ловля мяча - координационные способности:
- выполнение различных приёмов на месте после собственного подбрасывания вверх в сочетании с двигательными действиями после выпуска мяча;
- индивидуальные упражнения в ловле мяча после отскока от стены с элементами жонглирования;
- ловля мяча после подбрасывания над головой в сочетании с челночными перемещениями на коротких отрезках (до 1,5 м) рывками, приставными шагами, прыжками на одной или двух ногах с касанием рукой ориентиров на полу;
- ловля на месте мяча, посланного партнёром;
- ловля на месте мяча, посланного партнёром, но в различных исходных положениях: сидя, лёжа на спине, лёжа на животе и т.д.;
- ловля-передача мяча сидя на полу в сочетании с различными движениями ногами;
- ловля мяча, посланного партнёром в стену из-за спины игрока;
- ловля нескольких мячей, поочерёдно посланных игроком в стену;
- жонглирование 2-4 мячами, подбрасывая их в вверх одной или двумя руками;
- поочерёдная ловля нескольких мячей, посланных одним или несколькими партнёрами;
- ловля неточных передач партнёра с перемещением к мячу;
- то же, с передачами поочерёдно двумя или тремя партнёрами;
- ловля-передача в движении двумя мячами в парах, двумя или тремя мячами в тройках с перемещением вдоль площадки.
Передача мяча - скоростно-силовые качества:
- разновидности передач на месте в различных положениях, регулируя дистанцию, траекторию и направление полёта мяча;
- то же с набивными мячами;
- серийное выполнение избранного способа передач поочерёдно баскетбольным и набивным мячами;
- передача баскетбольным и набивным мячами на дальность из различных исходных положений;
- ловля-передача баскетбольного и набивного мячей в одном прыжке в парах;
- то же, но с 2-3 мячами в тройках, четвёрках;
- выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке, в сочетании с прыжками - толчком двумя ногами через гимнастическую скамейку, стоя боком к ней;
- то же с прыжками через вращающуюся скакалку;
- ловля-передача мяча в одном прыжке с продвижением вдоль площадки.
Передача мяча - быстрота:
- передача мяча в стену в течении определённого отрезка времени (24-30 с.) с выполнение максимального числа повторений;
- то же с выполнением как можно быстрее заданное количество передач;
- то же, но передачи в парах и в различных исходных положениях;
- передача двумя мячами в стену с жонглированием;
- передача двумя мячами в две стены, стоя в углу зала;
- один мяч подбросить вверх, а другим выполнить максимальное количество передач в стену до момента касания площадки подброшенным мячом;
- то же с выполнением передач мяча партнёру;
- то же в ситуации «между двух огней»;
- передачи игроку, стоящему в круге, партнёры поочерёдно и максимально быстро передают свои мячи в центр круга, получая обратные передачи;
- передача на месте несколькими мячами;
- передачи двумя мячами в парах на месте - по сигналу подбросить мячи вверх и поменяться местами, не дав мячу партнёра упасть на пол;
- то же, но успеть до падения своего мяча вернуться в исходное положение;
- передача двумя мячами в четвереньках со сменой мест;
- выполнение передач на месте одним или двумя мячами в паре с максимальной частотой в сочетании с беговыми заданиями на месте;
- то же при параллельном движении партнёров вдоль площадки;
- передача с продвижением вдоль площадки двумя мячами в парах, тройках.
Ведение мяча - координационные способности:
- ведение мяча на месте с элементами жонглирования;
- ведение мяча с нетрадиционными способами передвижения;
- ведение мяча с изменением направления движения переводами мяча с руки на руку перед собой, под ногой, за спиной, с поворотом;
- ведение мяча в движении с преодолением гимнастической скамейки;
- преодоление мяча с преодолением легкоатлетических барьеров;
- ведение мяча с пролезанием через гимнастические обручи, расположенные по одной линии или хаотично по всей площадке;
- ведение мяча в сочетании с выполнением акробатических элементов;
- ведение мяча в сочетании с преодолением вращающейся скакалки;
- ведение мяча с преодолением полосы препятствий;
- ведение мяча в парах с поочерёдным пролезанием между ногами впереди стоящего партнёра;
- ведение двумя мячами.
Ведение мяча - быстрота:
- низкое ведение мяча на месте;
- то же, но с максимальной частотой отскоков за определённый отрезок времени;
- ведение мяча на месте в сочетании с бегом;
- то же в сочетании с семенящим бегом на месте с максимальной частотой;
- реагирование началом ведения мяча из различных исходных положений по звуковому сигналу;
- «длинное» ведение мяча;
- скоростное «челночное» ведение мяча, дистанция от 20 до 40 м.
Броски мяча в корзину - скоростно-силовые качества:
- многократное выполнение имитации броска мяча в движении, справа и слева от корзины с двукратным ритмом разбега при передвижении от щита к щиту;
- прыжки толчком одной ногой с имитацией броскового движения после двух шагового разбега на песке;
- выполнение броска мяча в движении в целом с постепенным удалением точки получения мяча от корзины;
- то же после прохода-броска: одноударным и многоударным ведением мяча;
- серийное выполнение подводящих и основных упражнений для броска мяча в прыжке;
- «прыжковый челнок» под щитом: передача мяча в дальнюю верхнюю часть щита с последующей ловлей мяча в прыжке;
- ловля мяча в прыжке после собственного набрасывания в щит -бросок мяча в корзину;
- поточное выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке в верхнюю часть щита с последующим передвижением в конец колонны игроков на своём щите или на другой щит;
- серийное добивание мяча в щит в одном прыжке;
- многократное добивание мяча в корзину из-под щита.
Методические рекомендации к практическим занятиям:
1. Увеличивать постепенно сложность, учитывая уровень подготовленности занимающихся.
2. По мере усвоения организовывать соревновательную практику на качество и быстроту выполнения упражнений, при помощи эстафет и подвижных игр.
3. Контролировать технику выполнения игровых приёмов.
4. Для совершенствования передач пользуются набивным мячом 1-2 кг, чередовать набивной и баскетбольные мячи.
5. Продолжительность и количество повторений задания зависит от возраста и уровня подготовленности занимающихся.
6. Число повторений упражнений в каждой серии - 5-6, количество серий - 3-4, интервалы отдыха между повторениями - 1-2 мин., между сериями - 3-5 мин.
7. Активно применять при обучении звуковые и зрительные сигналы.
8. Прыжки в глубину начинать с высоты не выше 30 см, количество прыжков в глубину с последующим пружинящим отталкиванием не выше 5-6 раз в серии, количество серий - не более 2-3.
Следовательно, к формированию взаимосвязи между компонентами технической и физической подготовки занимающихся следует приступать по мере развития базовых физических способностей и овладения рациональной структурой технических приёмов.
Список литературы:
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
2. Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика. - М.: Советский спорт, 2005. - 420 с.
3. Гришин Ю.И. Общая физическая подготовка: учебное пособие. -Ростов-н/Д: Феникс, 2012. - 249 с.
4. Макланов А.Г. Общая психология. - Питер Пресс, 2008. - 581 с.
5. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
МЕНЕДЖМЕНТ СПОРТИВНО-СОСТЯЗАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТЕ «ПРОФ. Д-РА АСЕНА ЗЛАТАРОВА» - БУРГАС
© Димитров Г.А.*
Университет «Проф. д-р Асен Златаров», Республика Болгария, г. Бургас
Спортивно-состязательная деятельность студентов в Университете «Проф. д-р Асен Златаров» - Бургас занимает основное место в целом учебном процессе физического воспитания и спорта. Через неё выражаются возможности участников и их подготовка к участию в организованных внутренних, региональных и республиканских состязаниях Исследуется напряжение во время тренировок, организацию специализированной спортивной подготовки, физическую дееспособность и спортивные достижения студентов.
Ключевые слова специализированная спортивная подготовка, спортивная тренировка, физическая дееспособность, управление спортив-но-состязательнной деятельностью.
Введение
Спортивные события представляют среду и возможность для демонстрации комплекса личных качеств, спортивно-педагогических и технико-тактических умений, развлечений, социальных контактов и радости. «Спортом, как думает М. Бочваров (2000), является каждая свободно выбранная форма двигательно-смысловой организованной деятельности, основанной на тренировочных принципах и состязательных правилах для достижения здоро-
* Assoc. Prof. PhD, Medical College.