Научная статья на тему 'Теоретико-методические аспекты обучения игровой деятельности юных баскетболистов'

Теоретико-методические аспекты обучения игровой деятельности юных баскетболистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1505
182
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / ЮНЫЕ БАСКЕТБОЛИСТЫ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеровский Дмитрий Иванович, Юрина Валерия Николаевна

Рассматривается методика формирования навыков игровой деятельности на основе интеграции компонентов физической, технической и тактической подготовленности юных баскетболистов. Дана характеристика средств и методов начального обучения игровой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестеровский Дмитрий Иванович, Юрина Валерия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические аспекты обучения игровой деятельности юных баскетболистов»

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 796.32

Д. И. Нестеровский, В. Н. Юрина

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ

Аннотация. Рассматривается методика формирования навыков игровой деятельности на основе интеграции компонентов физической, технической и тактической подготовленности юных баскетболистов. Дана характеристика средств и методов начального обучения игровой деятельности.

Ключевые слова: баскетбол, юные баскетболисты, интегральная подготовка, игровая деятельность.

Баскетбол - вид спортивных игр, требующий вариативного выполнения нестандартных движений в режиме динамической силовой работы переменной мощности. Компонентами игровой деятельности являются многообразные приемы техники игры и технико-тактические действия, реализуемые индивидуально и коллективно на фоне должного проявления физических и психических компонентов подготовленности участников. Их воспроизведение в условиях постоянно изменяющихся игровых ситуаций и противодействия соперников носит целостный характер.

Как показывают многочисленные педагогические наблюдения и изучение структуры игровой соревновательной деятельности баскетболистов высокой квалификации [1-3], современный баскетбол отличается:

- высоким динамизмом в развитии ситуаций;

- постоянным чередованием наступательных и оборонительных фаз игры;

- непрерывным переключением игроков от одних двигательных действий к другим;

- многообразием способов их выполнения;

- тактическим разнообразием ведения игрового соперничества;

- вариативностью скорости и направлений перемещений;

- высоким атлетизмом игроков;

- определяющим значением зрительного анализатора в оценке изменяющихся условий и выборе адекватных ответных действий;

- комплексным задействованием практически всех групп мышц и функциональных систем организма;

- преобладанием скоростно-силового режима мышечной работы;

- синхронностью в деятельности верхних и нижних конечностей и др.

В ходе игрового противоборства баскетболисты выполняют игровые действия многократно, в различных сочетаниях и с различной очередностью. Причем даже самые эффектные единичные результативные действия отдельных игроков — например, искусный дриблинг с переводами мяча и обыгрышем нескольких соперников, филигранная скрытая передача партнеру или самый выдающийся слэм-данк (забитый сверху вниз мяч) — не гарантируют достижения преимущества над командой соперников в конечном итоге.

Каждое из них являет собой только единичный структурный элемент системы игровой деятельности отдельно взятого игрока. К победному результату ведет многократное достижение превосходства в большинстве единоборств и коллективных действий всех игроков команды. Таким образом, приобретение итогового преимущества в баскетбольном противостоянии носит ступенчатый и множественный характер, что требует от играющих многократного выполнения результативных игровых действий.

Первичным фактором эффективности применения разновидностей игровых приемов принято считать достигнутый игроками уровень развития специальных физических качеств. Определяющим результативность рациональных действий баскетболиста является проявление на должном уровне скоростно-силовых и координационных способностей в сочетании с быстротой движений и мышления. Значимыми для результативности игровой деятельности баскетболистов представляются также степень совершенства владения ими техникой игровых приемов и тактическая выучка.

В то же время специфика игровой соревновательной деятельности в баскетболе ориентирует специалистов на построение тренировочного процесса таким образом, чтобы автономное воспитание базовых двигательных способностей, освоение современной техники и тактики игры были изначально направлены на эффективную комплексную и наиболее полную реализацию различных сторон подготовленности обучающихся в условиях игрового противоборства.

Такой вектор в обучении игровой деятельности требует направленной координации педагогических воздействий, обеспечивающих формирование взаимосвязей между результатами различных аспектов обучения. Необходимо создать условия для синтеза результатов обучения технике, тактике игры и воспитания специальных двигательных способностей с выходом на целостную игровую деятельность.

В спортивной тренировке юных баскетболистов для реализации такого подхода используют комплекс взаимосвязанных, возрастающих по степени сложности и направленности тренировочных средств, нацеленных на решение задач:

- сочетанного воспитания базовых двигательных способностей;

- комплексного совершенствования освоенных приемов техники игры;

- синтеза технического и тактического потенциала;

- сопряженного развития двигательных способностей и совершенствования технико-тактических действий;

- эффективного воспроизведения в целостной игровой деятельности компонентов двигательного и интеллектуального потенциала игроков в их взаимосвязи [3] .

Локальные результаты обучения интегрируют в игровую деятельность благодаря использованию:

- упражнений сопряженного характера, совмещающих совершенствование двух или нескольких видов подготовленности;

- комплексных упражнений с последовательным чередованием компонентов подготовленности;

- специальных игровых заданий состязательного характера, включающих все виды подготовленности при господствующем значении одного из них;

- подводящих и подготовительных игр, построенных на использовании игровых действий;

- учебных двусторонних игр с акцентированным совершенствованием сформированных взаимосвязей между компонентами подготовленности.

Основными методами формирования навыков игровой деятельности рассматриваются:

1) метод сопряженных воздействий;

2) метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности;

3) игровой метод;

4) соревновательный метод.

Метод сопряженных воздействий реализуется через специальные баскетбольные упражнения, позволяющие решать задачу воспитания двигательных способностей начинающих баскетболистов в сочетании с одновременным совершенствованием техники основных игровых приемов.

Отдельные приемы техники в ходе игры воспроизводятся баскетболистами под знаком реализации базовых компонентов их физического потенциала. В частности, наиболее значимыми для ловли мяча являются координационные способности; для передачи мяча главенствующими выступают скоростно-силовые качества верхних конечностей и разновидности быстроты; для ведения мяча требуется высокая степень развития координационных способностей и скоростных качеств, а эффективное использование бросков мяча в корзину связано с достаточным уровнем развития координационных способностей и скоростно-силовых качеств.

В связи с этим на начальном этапе обучения игровой деятельности юных баскетболистов для формирования взаимосвязей между навыками техники игры и двигательными способностями с успехом могут использоваться упражнения на стыке двух видов подготовки — физической и технической.

Так, технику ловли мяча необходимо совершенствовать в сочетании с воспитанием координационных способностей. Например, занимающимся можно предложить выполнение разновидностей приема на месте после собственного подбрасывания мяча вверх над собой в сочетании с разнообразными двигательными действиями на месте после выпуска мяча, как то: хлопками в ладони на разной высоте относительно плечевого пояса, сменой положений тела, поворотами, элементами акробатики и т.п. Результативными будут упражнения в ловле нескольких мячей, поочередно посланных игроком в стену, или в ловле мяча, посланного партнером в стену из-за спины игрока, а также жонглирование несколькими мячами с подбрасыванием их вверх одной или двумя руками, поочередная ловля нескольких мячей, посланных одним или несколькими партнерами и т.д.

Для сочетанного совершенствования передач мяча и воспитания скоростно-сило-вых способностей применяют:

— серийное выполнение заданного способа передач, поочередно используя баскетбольный и набивной мяч;

— выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке в сочетании с прыжками толчком двумя через гимнастическую скамейку, стоя боком к ней, или с прыжками через вращающуюся большую скакалку и т.п.

Приобретение навыка владения скоростными разновидностями передач мяча успешно происходит при использовании следующих заданий:

— индивидуальное выполнение передач двумя мячами в стену с элементами жонглирования;

— подбрасывание одного мяча на предельную высоту с последующими передачами другим мячом в стену с установкой на выполнение максимального количества передач до момента падения подброшенного мяча;

— воспроизведение разновидностей передач на месте несколькими мячами с участием группы игроков и т.д.

Взаимосвязь между техникой дриблинга и координационными способностями формируют, применяя многочисленные упражнения в ведении одного или нескольких мячей на месте и в движении с элементами жонглирования (переводами мяча с одной руки на другую) и др.

Совершенствованию техники ведения с акцентом на формирование навыка скоростного дриблинга способствуют передвижения с максимальной частотой работы ног и быстротой перемещений на заданных отрезках дистанции, скоростной «дриблинг-слалом» с преодолением полосы препятствий, состязания на быстроту передвижений с ведением мяча по прямой и с изменением направления маневрирования и т.д.

Воспитания скоростно-силовых способностей и совершенствования техники бросковых движений сопряженно достигают:

- серийным выполнением прыжков толчком одной или двух ног с одновременной имитацией разновидностей бросков;

- поточным выполнением ловли-передачи мяча в щит в одном прыжке с последующим передвижением рывком в конец колонны игроков на своем щите или с перебеганием на другой щит;

- повторным добиванием мяча в щит в одном прыжке, направляя мяч в корзину последним касанием;

- серийным исполнением прыжков в глубину в сочетании с последующим воспроизведением бросков в прыжке с ближних дистанций и т.п.

Использование тренировочных заданий интегрального характера предполагает:

- педагогический контроль техники выполнения разновидностей игровых приемов без ее искажения;

- постепенное увеличение сложности заданий с учетом уровня подготовленности занимающихся, доступность заданий;

- использование по мере освоения техники игры элементов состязаний на качество и быстроту выполнения изученных упражнений в виде эстафет и подвижных игр;

- чередование упражнений в передачах баскетбольными и утяжеленными мячами весом 1-2 кг;

- варьирование в зависимости от возраста баскетболистов и уровня их подготовленности продолжительности и количества повторений заданий с акцентом на комплексное воспитание координационных способностей;

- владение техникой игровых приемов на должном уровне, позволяющем выполнять задания на близких к предельным скоростях, на этапе формирования навыков скоростной техники;

- рациональное дозирование нагрузки в заданиях, ориентированных на комплексное совершенствование скоростной техники: 3-4 серии с повторением упражнений в серии до 5-6 раз, интервалами отдыха между повторениями 1-2 мин, а между сериями -3-5 мин;

- применение многообразия звуковых и зрительных сигналов и их сочетаний, постоянное варьирование игровых приемов, стартующих для направленного развития быстроты двигательных реакций;

- применение эффекта предварительного растяжения мышц для повышения эффективности развития быстроты передвижений в структуре игровых приемов (например, использование прыжковых заданий, предшествующих скоростным перемещениям);

- рациональное применение ударного метода (прыжков в глубину) для воспитания скоростно-силовых способностей в рамках совершенствования техники игровых приемов на фоне предварительной прыжковой работы и должного уровня тренированности юных баскетболистов: установка начальной высоты спрыгивания на уровне 30 см с постепенным доведением ее до уровня реальной высоты выпрыгивания; щадящий режим дозировки тренировочных нагрузок - 2-3 серии по 5-6 прыжков в глубину с последующим взрывным пружинящим отталкиванием;

- заполнение пауз активного отдыха между повторным выполнением упражнений сопряженного характера заданиями на технику с элементами жонглирования одним или

несколькими мячами, выполняемыми на месте [4].

Применение метода моделирования условий предстоящей игровой деятельности основано на конструировании в игровой форме сходных с предстоящей игровой деятельностью ситуаций с учетом особенностей противодействия условных соперников.

Игровой метод подразумевает использование упражнений и заданий в игровой форме. Это эстафеты, подвижные и подготовительные к баскетболу игры. Их применение на этапе общей и специальной базовой подготовки всегда сопровождается созданием хорошего эмоционального фона на тренировочных занятиях и успешно способствует закреплению и совершенствованию сформированных двукомпонентных взаимосвязей, приобретению юными баскетболистами умений по реализации игровых действий в вариативных условиях противоборства.

С помощью подвижных игр целенаправленно решается задача моделирования последовательно усложняющихся игровых ситуаций, требующих выборочного воспроизведения технико-физических компонентов подготовленности в сочетании с тактическими навыками, технико-тактических действий на фоне реализации физического потенциала и т.п. Так формируются многокомпонентные навыки игровой деятельности.

Успешность конструирования и проведения баскетбольных эстафет требует от педагога творческого подхода. Как правило, этот процесс не вызывает трудностей на практике. В связи с многообразием игровых приемов вариативность содержания эстафет и форм их проведения практически неисчерпаема.

При обучении навыкам игры в баскетбол приоритет отдается коллективным подвижным играм, проводимым в соревновательной форме. Многочисленные подвижные игры отличаются содержанием: имеют свой сюжет, правила, набор двигательных действий, а также формой — организацией действий участников. Содержание и форма игры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Критерием определения победителей в командных подвижных играх рассматривается конечная оценка результативности коллективных действий в целом, а обязательным условием является неукоснительное соблюдение правил всеми участниками.

Отличительной чертой коллективных подвижных игр является совместная деятельность членов команды, направленная на достижение определенного правилами результата. Достижение победы в непосредственном противоборстве с соперниками требует согласованности действий всех игроков. Командные игры, как и эстафеты, отличаются друг от друга содержанием и формой. Отбор подвижных игр должен производиться педагогом на основе оценки качественного состава двигательных действий, входящих в содержание конкретной игры, и возможности широкого выбора способов достижения результата в игровой форме. Направленность их, соответственно, может варьироваться и планироваться в зависимости от целевых установок конкретного учебно-тренировочного занятия. Для обучения игровой деятельности с успехом используются подвижные игры типа: «Коршун и наседка», «Командная перестрелка», «Салки с ведением», «Пятнашки мячом», «Воробьи и вороны с ведением», «Двухэтажный баскетбол» и др.

Структурными компонентами подготовительных игр служат отдельные фазы игровой деятельности, воспроизводимые в искусственно созданных условиях, максимально приближенных к игре в баскетбол. Они максимально отражают структуру и содержание непосредственно игрового противоборства и предусматривают выборочное повторное воспроизведение всего многообразия интегральной подготовленности занимающихся. Этого достигают либо направленно изменяя правила баскетбола, либо вычленяя конкретные игровые ситуации из общей структуры соревновательного противоборства. Наиболее популярными подготовительными к баскетболу играми являются: «Борьба за

мяч», «Мяч ловцу», «1x1 с промежуточным», «Уличный баскетбол», «Баскетбол без ведения» и др.

Соревновательный метод в тренировке юных баскетболистов находит свою реализацию в состязаниях на качественный или количественный результат при выполнении отдельных приемов техники игры или игровых действий.

На завершающем этапе обучения игровой деятельности активно используются двусторонние учебные и контрольные игры с установками тренера-педагога, а также участие в соревнованиях на доступном уровне.

Библиографический список

1. Нестеровский, Д. И. Игровые показатели квалифицированных баскетболистов как основа построения скоростно-силовой подготовки / Д. И. Нестеровский // Современные аспекты физкультурной и спортивной работы с учащейся молодежью: материалы Междунар. науч. конф. -Пенза : ГУМНИЦ ПГУ, 2013. - С. 101-106.

2. Нестеровский, Д. И. Некоторые аспекты интегральной подготовки квалифицированных баскетболисток с учетом современных тенденций развития игры / Д. И. Нестеровский, М. А. Павлова // Теория и методика физической культуры и спорта: наследие основоположников и перспективы развития : материалы Междунар. науч. конф. - М. : РГУФКСиТ, 2010. - С. 186-189.

3. Нестеровский, Д. И. Теория и методика баскетбола : учебник / Д. И. Нестеровский. - 6-е изд., пе-рераб. - М. : Академия, 2014. - 352 с.

4. Нестеровский, Д. И. Теоретико-методические основы обучения игровой деятельности в баскетболе : учеб.-метод. пособие / Д. И. Нестеровский. - Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2009. - 78 с.

Нестеровский Дмитрий Иванович

кандидат педагогических наук, профессор, кафедра «Гимнастика и спортивные игры», Пензенский государственный университет E-mail: d_nesterovskij14@rambler.ru

Юрина Валерия Николаевна

магистрант,

Пензенский государственный университет E-mail: valerija-jurina@mail.ru

УДК 796.32 Нестеровский, Д. И.

Теоретико-методические аспекты обучения игровой деятельности юных баскетболистов /

Д. И. Нестеровский, В. Н. Юрина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2017. -№ 2 (17). - С. 3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.