хозяйки мероприятия международного уровня; развитие чувства причастности к событиям глобального масштаба, патриотизма.
Такими мероприятиями в школах могут стать классные часы (аналогично Сочинским Олимпийским урокам), уроки по предметам физическая культура или ОБЖ, культурно-просветительское мероприятие, в вузе - воспитательное мероприятие или проект.
На сегодняшний день нами разработана и апробирована программа и методика проведения этих мероприятий (при консультации представителей ФК «Зенит» и службы стюардов ФК «Зенит»), доказавшая свою эффективность в рамках эксперимента в ГБОУ СОШ № 497, 625 Санкт-Петербурга. Актуальным вопросом остается ее публичное представление и выведение на региональный и всероссийский уровень.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России в области устойчивого развития [Электронный ресурс] / Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA), Организационный комитет «Россия-2018» по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России //
http://www.fifa.com/mm/document/tournament/competition/02/66/69/50/fwc2018_sustainabilitystrategy_ ru_russian.pdf. - Дата обращения: 01.10.2017.
REFERENCES
1. Strategy FIFA world Cup FIFA 2018 in Russia in the field of sustainable development, the international Federation of football associations (FIFA) and the organizing Committee "Russia-2018" for preparation and holding of world football Championship FIFA 2018 in Russia, available at: http://www.fifa.com/mm/document/tournament/competition/02/66/69/50/fwc2018_sustainabilitystrat-egy_ru_russian.pdf.
Контактная информация: boykov.alik@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 03.11.2017
УДК 378:371.037
ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Эльвира Фаритовна Вертякова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
(ЮУрГГПУ), г. Челябинск
Аннотация
В статье представлен опыт решения проблемы формирования восприятия произведений искусства в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов. Автор раскрывает содержание основных понятий, особенности восприятия произведений искусства и алгоритм анализа. Кроме того, раскрывает структуру предметного поля образовательного процесса в рамках курса «Теория и методика обучения младших школьников изобразительному искусству» по восприятию студентами произведений искусства.
Ключевые слова: художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов, восприятие произведений искусства, анализ произведений искусства.
FORMATION OF PERCEPTION OF WORKS OF FINE ARTS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS
Elvira Faritovna Vertyakova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Annotation
The article considers the experience of solving the problem of forming the perception of works of art in the professional training of future primary school teachers. The author reveals the content of the basic concepts, the features of the perception of works of art and the algorithm of analysis. In addition, it reveals the structure of the subject field of the educational process within the framework of the course "Theory and methodology of teaching younger students in the fine arts" in the students' perception of works of art.
Keywords: artistic and aesthetic education of future elementary school teachers, perception of works of art, analysis of works of art.
Проблема подготовки студентов педагогических вузов не ограничивается узкопрофессиональным обучением, а требует от будущих специалистов метапредметных компетенций, которые позволяют применять знания и умения на практике по-новому.
Одним из базовых ориентиров художественно-эстетического образования будущих учителей начальных классов является дисциплина «Теория и методика обучения младших школьников изобразительному искусству». Учитывая, что существует ряд проблем в преподавании данного предмета учителями начальных классов. Эти проблемы касаются понимания раздела «Восприятие искусства и виды художественной деятельности». Формирование восприятия произведений искусства, как и любая другая деятельность, имеет определенный алгоритм, состоящий из следующих этапов:
- диагностика уровня творческого развития студентов;
- осмысление теоретических взглядов на природу и сущность восприятия искусства;
- усвоение видов восприятия и их особенностей;
- понимание восприятия предмета, формы, законов цветоведения;
- знание видов и жанров пластических искусств младшими школьниками;
- посещение Челябинской картинной галереи, краеведческого музея, Выставочного зала Союза художников;
- использование алгоритма анализа произведений искусства;
- применение дидактических игр по восприятию произведений искусства;
- художественно-практическая деятельность.
Кратко рассмотрим некоторые этапы раздела.
Нами был проведен ряд диагностических мероприятий среди бакалавров 2-х курсов факультета подготовки учителей начальных классов, с целью выявления готовности будущих учителей осуществлять педагогическую деятельность по данному разделу. Для осмысления критериев оценки творческого развития будущего учителя (восприятие искусства, осознание эстетических эмоций и чувств, воплощение пережитого в собственной творческой деятельности) использовали философско-педагогические концепции И. А. Би-рич, М.Т. Ломоносовой и др. [1]. Авторы предлагают разнообразные варианты тестовых заданий разной сложности от учеников начальной школы, до педагогов.
Учитывая, что профессиональная компетентность будущего учителя начальных классов складывается из системно-деятельностного подхода и личностного опыта, особенно в ходе освоения художественно-эстетических ценностей. В связи с этим мы рассматриваем сущностную характеристику основных понятий «восприятие», «художественное восприятие», «эстетическое восприятие», изложенные в теоретических и психологических исследованиях Л.Г. Выготского, Н.Н. Волкова, М. Даниэль, А.В. Иконникова, В.С. Кузина, П.М. Якобсона и др. Они не только дают определения и их сущностные характеристики, но и выделяют следующие виды восприятия: зрительные, осязательные, слуховые.
Обращаем внимание студентов на особенности восприятия произведений искусства младшими школьниками. Главной особенностью являются возрастные стадии восприятия: от двух до пяти лет - стадия перечисления предметов на картине; от шести до девяти -описание картины; после девяти лет - интерпретация увиденного. Следующей особенностью восприятия у младшего школьника является тесная связь его с действиями, то есть -изобразительная деятельность.
Одним из видов деятельности на лабораторных занятиях по восприятию произведений искусства явились применение дидактических игр и упражнения. В рамках самостоятельной работы студенты изучают зрительный ряд по программе «Изобразительное искусство» с 1-4 классы (система Школа России), составляют таблицы с указанием фамилий художников и их произведений. Затем из этих репродукций вырезают пазлы по готовым схемам. Необходимо подчеркнуть, что детали пазла не должны быть слишком крупные или мелкие. Оптимальный размер деталей пазла 5*5 мм. (Мы проверили время сборки этих дидактических игр на уроках изобразительного искусства в начальной школе во время прохождения педагогической практики).
Для обеспечения эффективности формирования восприятия использование игр и упражнений зависит от цели, задач и типа занятия, носит пропедевтический характер с последующим усложнением. На игру отводится не более 10 минут и проводится в три этапа: первый - «Увидел, услышал - запомни»; второй «Оживи картину»; третий - «Собери пазлы». Каждый этап можно проводить на разных занятиях.
На первом этапе осуществляем работу в группах, которая предполагает использование кейс заданий и 5-6 репродукций шедевров русского и мирового искусства. Выбирается ведущий, он четко прочитывает один раз фамилии художников, показывая их работы. Участники записывают ответы на листе в том же порядке. Ведущий выявляет не справившихся с заданием участников. Для неправильно выполнивших задание игра повторяется. Однако, уменьшается количество произведений до 3-4 работ и время на запоминание дается всего 5-7 секунд. Снова выявляются не справившиеся с заданием игроки. Так игра повторяется до запоминания 1-2 работ. На данном этапе развивается слуховая и зрительная память, формируется освоение произведений изобразительного искусства в коммуникативной сфере.
На втором этапе участникам группы предлагаются так же 5-6 репродукций согласно зрительного ряда. Предлагаем смоделировать изображенную на картине ситуацию и содержание общения. Можно принять аналогичные позы и выражения лица, попробовать «вжиться» в ситуацию своего персонажа, представить, о чем могут говорить, какие чувства испытывают изображенные люди. Участники оживляют картины бытового, сказочного, исторического и других жанров за 2-3 минуты. В «Ожившую картину» играют все участники, не повторяясь и усложняя ситуации. Затем, проводим анализ этих же произведений искусства по алгоритму, разработанному А. А. Мелик-Пашаевым [2].
На третьем этапе ускоряется темп восприятия произведения. Ведущий предлагает собрать пазлы по знакомым уже репродукциям произведений искусства. Фиксирует время выполнения задания и сверяет названия и фамилии художников по таблицам.
Для усвоения дидактические игры и упражнения необходимо проигрывать несколько раз.
Данные дидактические игры и упражнения позволяют студентам анализировать произведения, запоминать названия и авторов. Такая форма организации учебного процесса входит в основные виды деятельности младших школьников, поэтому будущий учитель должен пропустить этот вид работы «через себя» выполняя конкретные учебные задачи.
Таким образом, у будущих учителей начальных классов формируются такие мета-предметные компетенции, как умение воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых художественных произведений, изображающих природу
и человека в различных эмоциональных состояниях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бирич, И.А. Основы художественной культуры: изобразительное искусство и архитектура : тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов / И.А. Бирич, М.Т. Ломоносова. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 160 с.
2. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. -М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 160 с.
REFERENCES
1. Birich, I.A. and Lomanosova, M.T. (1999), Fundamentals of artistic culture: Visual arts and architecture: Test assignments for assessing the development of creative and artistic abilities of schoolchildren and university entrants, VLADOS, Moscow.
2. Melik-Pashayev, A.A. and Novlyanskaya, Z.N. (2012), Steps to creativity, Bean. Laboratory of knowledge, Moscow.
Контактная информация: vertyakovaef@cspu.ru
Статья поступила в редакцию 22.11.2017
УДК 796.81
АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ ЖЕНЩИН-БОРЦОВ РАЗНЫХ СТРАН НА ОЛИМПИЙСКОМ ТУРНИРЕ В РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
Наталья Витальевна Воробьева, аспирантка, заслуженный мастер спорта,
Олимпийская чемпионка, Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлен анализ результатов выступлений женщин-борцов разных стран и континентов на турнире по вольной борьбе XXXI Олимпийских Игр. В этом турнире приняли участие 112 сильнейших спортсменок из 43 стран с четырех континентов. Выявлено, что в число призеров вошли представительницы 13 государств при подавляющем превосходстве спортсменок Японии. Женщины-борцы России выступили вполне успешно, заняв медальном зачете четвертое место. Кроме них, достойно представляли свои страны другие представительницы постсоветского пространства (Казахстана, Азербайджана, Белоруссии), что в совокупности подтвердило высокий класс отечественной школы вольной борьбы, сформировавшейся еще в советское время. В целом проведенный турнир показал возросший уровень мастерства женщин-борцов и усиление конкуренции в масштабах всемирного олимпийского движения.
Ключевые слова: страна, континент, вольная борьба, женщины-борцы, Олимпийские Игры, результат, анализ, медальный зачет, медаль, коэффициент качества, оценка, турнир.
ANALYSIS OF PERFORMANCE OF FEMALE FIGHTERS OF THE DIFFERENT COUNTRIES ON THE OLYMPIC TOURNAMENT IN RIO DE JANEIRO IN FREESTYLE WRESTLING
Natalya Vitalyevna Vorobyova, the post-graduate student, Honored Master of Sports,
Olympic champion, Boris Ivanovich Tarakanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored trainer of Russia, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The analysis of results of performance of the female fighters of the different countries and continents on the tournament in free-style wrestling of the XXXI Olympic Games is presented in the article. 112