Научная статья на тему 'Анализ готовности молодежи Санкт-Петербурга к встрече Чемпионата мира по футболу 2018 года'

Анализ готовности молодежи Санкт-Петербурга к встрече Чемпионата мира по футболу 2018 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ 2018 В РОССИИ / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / РАЗВИТИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ / ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойков Александр Евгеньевич

В статье рассмотрена проблема недостатка условий для реализации цели проведения Чемпионата Мира по футболу 2018 года в России воспитания и развития подрастающего поколения, через морально-нравственную и когнитивную готовность молодежи в возрасте от 14 до 20 лет к встрече этого события. Представлен эксперимент и его результаты, констатирующие низкий уровень готовности молодежи, сделаны выводы о недостаточности имеющихся условий, предложены пути решения сложившейся проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойков Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of readiness of young people in St. Petersburg for meeting of the FIFA World Cup 2018

The article studies the problem of lack of conditions for realization of the goals of the FIFA World Cup 2018 in Russia education and development of younger generation through the moral and cognitive readiness of young people aged 14 to 20 years to meet this event. The experiment and its results stating the low level of readiness of young people have been presented, the conclusions have been made on the insufficiency of the existing conditions, and the solutions to the current problem have been proposed.

Текст научной работы на тему «Анализ готовности молодежи Санкт-Петербурга к встрече Чемпионата мира по футболу 2018 года»

5. Krasnov, P. (2017), "Strategic tasks for the army and navy, intelligence and the Ministry of Emergency Situations - Vladimir Putin met with high-ranking officers", available at: https://www.1tv.ru/news/2016/12/07/315640-strategiches-

kie_zadachi_dlya_armii_i_flota_razvedki_i_mchs_vladimir_putin_vstretilsya_s_vysshimi_ofitserami (accessed 24 November 2017).

6. Lupanov, A.V. (2016), "Quality management system as a tool for assessing the quality of educational services in the Urals Institute of the State Fire Service EMERCOM of Russia", Young Scientist, Vol.12, pp.78-82.

7. Makarenko, A.S. (1981), The book for parents, Lenizdat, Leningrad.

8. Macarena, A.A. and Kuzmina ^V. (2004), Self-development of the pedagogical collective (on the basis of the culture-creating environment), IOV RAE, Saint Petersburg.

9. "Methods of assessing the aggressiveness of the teacher A. Assinger", available at: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/113-diagnosis-pedkollektiva/1906-met, (accessed 24 November 2017).

10. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2016), Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of March 21, 2016 No. 246 "On approval of the federal state educational standard of higher education in the field of preparation 20.03.01 Technospheric security (bachelor's level)", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71284972/, (accessed 24 November 2017).

Контактная информация: klinsh2@list.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2017

УДК 796.332

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА К ВСТРЕЧЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ 2018 ГОДА

Александр Евгеньевич Бойков, кандидат педагогических наук,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрена проблема недостатка условий для реализации цели проведения Чемпионата Мира по футболу 2018 года в России - воспитания и развития подрастающего поколения, через морально-нравственную и когнитивную готовность молодежи в возрасте от 14 до 20 лет к встрече этого события. Представлен эксперимент и его результаты, констатирующие низкий уровень готовности молодежи, сделаны выводы о недостаточности имеющихся условий, предложены пути решения сложившейся проблемы.

Ключевые слова: Чемпионат Мира по футболу 2018 в России, воспитание молодежи, развитие подрастающего поколения, безопасность при проведении массовых спортивных соревнований, обучение безопасному поведению.

ANALYSIS OF READINESS OF YOUNG PEOPLE IN ST. PETERSBURG FOR MEETING OF THE FIFA WORLD CUP 2018

Aleksandr Evgenyevich Boykov, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Annotation

The article studies the problem of lack of conditions for realization of the goals of the FIFA World Cup 2018 in Russia - education and development of younger generation through the moral and cognitive readiness of young people aged 14 to 20 years to meet this event. The experiment and its results stating the low level of readiness of young people have been presented, the conclusions have been made on the insufficiency of the existing conditions, and the solutions to the current problem have been proposed.

Keywords: FIFA World Cup 2018 in Russia, education of youth, development of younger generation, security during mass sporting events, training to safe behavior.

В ближайшем будущем в нашей стране состоится одно из крупнейших и знаковых событий в своей спортивной истории - Чемпионата Мира по футболу (далее - ЧМ). Значимость этого события трудно переоценить с социальной, экономической, политической, спортивной точек зрения.

Рассматривая этот вопрос с педагогической позиции (подготовки и воспитания подрастающего поколения) можем вспомнить о том, что главной целью проведения ЧМ в России декларируется «использовать футбол в качестве средства социального развития» [1, С. 7]: повышение интереса молодежи к спорту, привитие подрастающему поколению ценностей ЗОЖ, чувства патриотизма, толерантности и других общечеловеческих ценностей.

Данного результата планируется достичь за счет вовлечения молодежи (от 14 до 20 лет) в мероприятия, посвященные ЧМ; посещение самих матчей; привлечения к организации и участию в околоспортивных мероприятиях (волонтерство, посещение концертов, выставок и других площадок).

Бесспорно, эти инструменты воспитания молодого поколения являются эффективными и хорошо зарекомендовали себя ранее при создании необходимых организационно-педагогических условий, а именно аксиологической и когнитивной готовности самих юношей и девушек к участию в этих мероприятиях. Молодое поколение должно осознавать важность ЧМ 2018 для России, ее жителей и всего мира, знать культурные и нравственные ценности, пропагандируемые ФИФА, иметь представление о футболе как виде спорта, о ЧМ по футболу. Также важнейшим аспектом является обеспечение собственной безопасности во время проведения массовых спортивных мероприятий, включающее в себя уважение и соблюдение общепринятых норм и правил поведения при проведении спортивных соревнований, владение информацией о службе стюардов и волонтеров.

Таким образом, важной задачей государства является обеспечение достижения вышеописанных целей путем, в том числе, создания условий, благоприятных для успешной реализации выбранных инструментов работы.

Целью нашего исследования являлось определение готовности школьников девятых, десятых и одиннадцатых классов к встрече ЧМ, а, следовательно, и готовность страны достичь обозначенных целей проведения ЧМ-2018, и на основе полученных результатов разработать программу, позволяющую осуществить необходимую подготовку этой целевой аудитории.

Экспериментальное исследование проводилось в период с декабря 2015 по октябрь 2017 года на базе Академического лицея ФТШ, ГБОУ СОШ № 16, 21, 102, 172, 405, 497, 625, 628, 634 города Санкт-Петербурга, ГБОУ СОШ № 6 города Луга. В работе участвовали ученики девятых, десятых и одиннадцатых классов. Из представленного контингента нами были сформированы три экспериментальные группы (по параллелям), которые включали в себя учащихся в возрастной категории 14-18 лет. Общее количество школьников охваченных экспериментальным исследованием составило 1854 человека (из них 937 девочек и 917 мальчиков).

Эксперимент представлял собой анкетирование, интервьюирование и был направлен на получение эмпирических данных об изначальном уровне результатов учащихся по выбранным критериям. На основании выделенных направлений работы с учащимися мы определили следующие критерии:

• когнитивный, включающий в себя:

- уровень общих знаний о футболе (базовые представления об игре);

- уровень знаний о ЧМ-2018 в России (основные положения, факты);

- безопасность на стадионе (знания об организации безопасности на стадионе, о безопасном поведении при проведении спортивных соревнований, готовность применить их в жизни);

• аксиологический, включающий в себя знание ценностей, пропагандируемых футболом, личностное отношение к этим ценностям, отношение и интерес к ЧМ-2018 в

России.

Вышеуказанные критерии подлежали изучению с использованием разработанных анкет и беседы с обучающимися.

Предварительно мы определили круг основных понятий, необходимых для изучения в рамках курса ОБЖ в контексте безопасности при проведении спортивных массовых мероприятий, а также необходимых школьникам знаний.

Для определения результатов по когнитивному критерию нами были разработаны ориентировочные примеры правильных полных и правильных неполных ответов, при этом в содержании ответов выделялись необходимые элементы, которые должны были раскрыть учащиеся. При определении полноты и правильности ответа его содержание сравнивалось с содержанием соответствующего ему примера, а классификация результатов осуществлялась с использованием коэффициента усвоения знаний по В.П. Беспалько, способствующей повышению объективности не только качественной, но и количественной оценки.

Для определения результатов по аксиологическому критерию мы использовали тот же подход в вопросах знаний о ценностях, а личностное отношение определяли по числу положительных и отрицательных высказываний (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты обучающихся с использованием коэффициента усвоения знаний по В.П. Беспалько

Класс 9 10 11

Пол М Д М Д М Д

Доля учащихся, достигших минимально достаточного уровня, % 21,23 13,14 19,45 11,76 21,01 12,68

Как следует из данных таблицы 1, только в среднем 16,55% школьников показали уровень знаний и отношения к ЧМ-2018, позволяющий достигнуть заявленных целей ЧМ, то есть взаимного положительного эффекта в процессе его проведения. Эти данные раскрывают серьезную проблему в воспитании подрастающего поколения - отсутствие у него массового интереса к спорту, особенно учитывая тот факт, что футбол считается спортом № 1 во всем мире.

Для математической обработки результатов во всей параллели нами был использован коэффициент усвоения учебного материала классом, вычисляемый по формуле:

1

К =— ^—, где

N 4=1 п

тк - количество заданий, успешно выполненных данным учащимся, п - общее количество заданий теста, контрольной либо практической работы, N - количество учащихся класса.

Таблица 2 - Результаты констатирующего эксперимента с использованием коэффициента усвоения учебного материала классом_

Критерии Классы Все классы

9 10 11

Когнитивный 0,53 0,42 0,5 0,48

Аксиологический 0,55 0,44 0,43 0,47

Общий 0,54 0,43 0,47 0,48

Примечание: уровень считается достаточным, если К > 0,7

Как следует из данных таблицы 2, результаты всех классов находятся ниже достаточного уровня, обеспечивающего готовность школьников к встрече ЧМ-2018.

Учащиеся не обладают достаточной информацией о футболе как спортивной игре. Как показало анкетирование, 40,12% респондентов не знают основных правил игры, например, какое количество игроков выходит на поле в каждой команде (правильно ответили 46,54%), количество команд принимают участие в финальной части ЧМ правильно

назвали только 4,73% опрошенных, что главный международный турнир по футболу - это ЧМ знали 66,48% школьников, 63,76% участников анкетирования не знают что такое ФИФА (встречаются ответы: компьютерная игра, летние Олимпийские игры, «женщина, привлекающая к себе внимание нарядом, макияжем, вызывающим поведением» и др.). Такая ситуация значительно снижает интерес молодежи к данному спорту и любым футбольным событиям, следовательно, уменьшает вероятность привлечения целевой аудитории на стадионы.

Школьники не обладают достаточными знаниями об основных фактах и особенностях ЧМ в России. Не все респонденты знают, в каком году пройдет ЧМ в России (91,35% ответили верно), только 27,12% школьников верно назвали количество городов, принимающих ЧМ в России, 36,05% смогли назвать примерное расположение и название стадиона в их городе, на котором пройдут матчи ЧМ. Многие обучающиеся испытали затруднения при ответе на вопрос, чем уникален ЧМ в России. Можно отметить, что в 17,78% анкет мы обнаружили ожидаемые ответы (впервые пройдет в России, одновременно в Европе и Азии, построят много дорог и стадионов и т. д.). Наряду с этим, 22% опрошенных отметили, что не знают, у 32,15% респондентов есть уверенность, что «ничем», в остальных случаях (28,07%) ответы были еще более негативными («срубили много денег», «будут массовые драки», «понаедет куча иностранцев» и т.п.).

Такое отношение к Чемпионату Мира не дает молодежи осознать и понять всю важность и эксклюзивность данного события для них самих и для всей России, ограничивает школьников в их культурном развитии, снижает в их глазах ценность ЧМ, вызывает равнодушие или отрицательное отношение к нему, что может стать причиной потенциально агрессивного поведения по отношению к представителям власти, иностранным туристам.

Учащиеся не имеют должной подготовки в вопросе безопасного поведения на стадионе. Только 34,78% имеют представление о системе организации безопасности при проведении массовых спортивных соревнований, действиях при экстренных ситуациях на стадионе, правилах поведения, ношения одежды и принесения предметов в места массового скопления людей. Такая ситуация делает посещение школьниками столь крупных событий более рискованным. Также у многих респондентов (74,83%) нет понимания того, кто такие стюарды и волонтеры (многие отвечали: подают мячи, следят за игрой, отгоняют фанатов и т.п.), таким образом, не удастся привлечь молодых людей к этой деятельности. Это подтверждают и ответы на вопрос о том, как можно поучаствовать в ЧМ-2018. Только 12,57% опрошенных кроме просмотра матчей по телевизору и на стадионе видят возможность помочь своему городу участием в волонтерском движении.

Многие школьники не имеют представления о ценностях спорта и футбола в частности. О культурных и нравственных ценностях в той или иной степени имеют представление 64,58% опрошенных, половина из которых назвала эти ценности лишь частично. Остальные либо не ответили ничего, либо назвали только одну ценность. Можно сделать вывод, что у многих школьников нет стремления следовать этим ценностям, видеть в ЧМ по футболу возможность к транслированию и приумножению этих общечеловеческих ценностей.

Таким образом, на сегодняшний день можно утверждать, что молодое поколение (14-20 лет) в основной своей массе не готово к встрече Чемпионата Мира по футболу 2018 в России, и, как следствие, одна из главных целей Государства при проведении ЧМ-2018 -воспитание и развитие подрастающего поколения, не может быть достигнута полностью.

Для решения этой проблемы необходимо централизованное, организованное минимум на региональном уровне, проведение в городах, принимающих ЧМ-2018, мероприятий со школьниками 9-11 классов, студентами 1-2 курсов вузов. Эти мероприятия должны быть направлены на: формирование знаний молодежи о спорте, футболе, уникальности и пользе для России и ее граждан ЧМ-2018; ознакомление и привлечение учащихся к ценностям спорта; понимание подростками важности своего участия как представителя страны-

хозяйки мероприятия международного уровня; развитие чувства причастности к событиям глобального масштаба, патриотизма.

Такими мероприятиями в школах могут стать классные часы (аналогично Сочинским Олимпийским урокам), уроки по предметам физическая культура или ОБЖ, культурно-просветительское мероприятие, в вузе - воспитательное мероприятие или проект.

На сегодняшний день нами разработана и апробирована программа и методика проведения этих мероприятий (при консультации представителей ФК «Зенит» и службы стюардов ФК «Зенит»), доказавшая свою эффективность в рамках эксперимента в ГБОУ СОШ № 497, 625 Санкт-Петербурга. Актуальным вопросом остается ее публичное представление и выведение на региональный и всероссийский уровень.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России в области устойчивого развития [Электронный ресурс] / Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA), Организационный комитет «Россия-2018» по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России //

http://www.fifa.com/mm/document/tournament/competition/02/66/69/50/fwc2018_sustainabilitystrategy_ ru_russian.pdf. - Дата обращения: 01.10.2017.

REFERENCES

1. Strategy FIFA world Cup FIFA 2018 in Russia in the field of sustainable development, the international Federation of football associations (FIFA) and the organizing Committee "Russia-2018" for preparation and holding of world football Championship FIFA 2018 in Russia, available at: http://www.fifa.com/mm/document/tournament/competition/02/66/69/50/fwc2018_sustainabilitystrat-egy_ru_russian.pdf.

Контактная информация: boykov.alik@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.11.2017

УДК 378:371.037

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Эльвира Фаритовна Вертякова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(ЮУрГГПУ), г. Челябинск

Аннотация

В статье представлен опыт решения проблемы формирования восприятия произведений искусства в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов. Автор раскрывает содержание основных понятий, особенности восприятия произведений искусства и алгоритм анализа. Кроме того, раскрывает структуру предметного поля образовательного процесса в рамках курса «Теория и методика обучения младших школьников изобразительному искусству» по восприятию студентами произведений искусства.

Ключевые слова: художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов, восприятие произведений искусства, анализ произведений искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.