З.Л. Алиева.
E-Mail: [email protected]
Формирование вокально-речевой культуры у обучающихся на занятиях хорового класса
УДК: 78:792.028.3
Алиева Зарема Алиевна.
Формирование вокально-речевой культуры
у обучающихся на занятиях хорового класса
Автор рассматривает основные вопросы культуры вокальной речи как важнейшей части хорового искусства, отражающего культуру речи разных народов. Автором были рассмотрены общие фонетические закономерности, орфоэпические закономерности в пении и крымскотатарская орфоэпия. Степень выразительности слова в пении только тогда приобретает эмоциональную выразительность, когда оно всецело доходит до слушателя. В качестве результатов работы автор предлагает рекомендации по овладению певцами норм литературного слова с художественно-образной целью в отношении текста вокально-хорового произведения.
Ключевые слова: хоровая культура, культура речи, хормейстер, музыкальный образ, художественно-технические элементы, вокальное произношение, артикуляция, вокальная дикция, орфоэпия, фонемы, голосовой аппарат, речевой аппарат.
Alieva Zarema Alievna.
Formation of vocal speech culture
in students at the classes in the chor class
Purpose: the author examines the main issues of the culture of vocal speech as the most important part of the choral art, reflecting the culture of speech of different peoples. Tasks: consider the specifics of vocal speech and propose methods for the development and improving vocal diction in singing. Methods: the author considered general phonetic patterns, orthoepic patterns in singing and the Crimean Tatar orthoepy. Hypothesis: the degree of expressiveness of the word in singing only then it acquires emotional expressiveness when it fully reaches the listener. As a result of the work, the author offers recommendations on how singers master the norms of the literary word with an artistic-figurative purpose in relation to the text of a vocal-choral work.
Keywords: choral culture, speech culture, choirmaster, musical image, artistic and technical elements, vocal pronunciation, articulation, vocal diction, orthoepy, phonemes, vocal apparatus, speech apparatus.
Хоровое пение требует к себе внимательного отношения, как с точки зрения практического осмысления, так и глубокого изучения особенностей вокально-речевой культуры. Одной из основных задач в деле владения словом в пении является владение четкой, ясной дикцией вокального слова. Обращая внимание на то, что четкость слова является первым и основным качеством «дикции», определена степень четкости произношения слов, слогов и звуков. Поэтому вокальная дикция означает степень выразительности слова в пении, подчиненной вокально-музыкаль-ным требованиям. Как бы хорошее не было голосовое звуча-
ние и музыкальная фразировка исполнения вокального текста, оно теряет свою художественную ценность и влияние, если текст непонятный, «недонесенный». Слово в пении только тогда приобретает эмоциональную выразительность, когда оно целиком доходит до слушателя. Поэтому, учитывая большую роль слова в пении, важной задачей каждого хормейстера - это научить певцов хора культуре вокальной речи.
Отдельные аспекты вокально-речевой культуры раскрывались в работах певцов и вокальных педагогов (Аспелунд Д.Л, Бага-дуров В.А., Баженов М.М., Заседателев Ф.Ф.). Некоторые вопросы, касающиеся
1,9
МААРИФ ИШЛЕРИ / ПРОБЛЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
фонетической природы вокального слова, описаны в специальной литературе, в том числе в работах, авторами которых являются языковеды (Аванесов Ф.И., Булаховский Л.А., Ожегов С., Хватцев М.Н., Щерба Л.В.) [Чергеев, 2015, с. 6].
Специфика вокальной речи в пении заключается в умении выразительно, правильно в вокальном звучании передать музыкальный образ произведения.
Приступая к изучению специфики вокальной речи, воспроизведения ее гласных и согласных звуков, следует осознать, что:
- в вокальной речи четко произносятся не только согласные, но и гласные, как конечная форма вокала;
- в образовании вокальных фонем, особенно гласных, активное участие берет все рото-глоточное пространство, включая и плоскость зева;
- смена гласных в вокальной речи осуществляется без резких движений надгортанных частей голосового аппарата, чтобы сберечь неразрывность вокальной линии и единство вокальной установки гласных, их вокальный тембр [Чергеев, 2015, с. 18].
Таким образом, вокальной речи необходима большая, чем сценической, активность артикуляции. Главное - научить осознанно подходить к работе артикуляционного аппарата каждого певца.
Одним из первых способов выработки вокальной дикции и артикуляции является сольфеджирование - исполнение нот с названиями. Дальнейшее развитие вокальной дикции осуществляется в следующих направлениях: речевой и вокально-речевой.
Начинать дикционную работу следует с медленного темпа. Ускорять его, в соответствии с текстовым содержанием упражнения, можно только постепенно и лишь после целостного освоения текста. Каждый вокальный звук должен четко и рельефно оформляться в речевой «лаборатории» в ту или другую фонему.
Текст артикуляционных упражнений прорабатывается не механично. Элементы внешней техники не могут быть вырваны от элементов внутреннего содержания. Осознанная работа над текстом, кроме дикци-онного развития, дает первые навыки содержательного, правильного исполнения [Чергеев, 2014, с. 11].
Очень полезным способом развития чет-
кости слова считается чтение с листа: оно одновременно развивает выразительность слова и способствует закреплению орфоэпических установок. Материал выбирается идейный и высокохудожественный: народный, классический и современный.
На последнем этапе дикционной работы желательно углублять процесс чтения, по нескольку раз прочитывая текст. Вследствие чего глубже усваивается содержание произведения, возникают внутренние представления образов, действий, слова становятся понятными, близкими, как будто своими собственными, что в дальнейшем облегчает работу над логической выразительностью. Вместе с тем, не рекомендуется руководствоваться произведениями, в которых преобладает прямая речь или диалоги, а также произведениями с эмоционально насыщенным содержанием, чтобы не уделять всего внимания в сторону эмоциональной выразительности [Чергеев, 2014, с. 8].
Рассматривая нормы литературного языка, можно с уверенностью утверждать, что каждый народ имеет единый литературный язык. Вместе с тем, в живом разговорном языке есть ряд исключений, а именно диалекты.
В русском языке в северно-русской группе диалектов характерной речевой особенностью является «оканье». Оно заключается в том, что неакцентированные о произносится только как о;
вода, создание (вместо вада, саздание).
В южно-российской группе диалектов характерной чертой является «аканье», то есть переход неударного е_в я:
нясу, вяду (вместо - несу, веду).
В крымскотатарском языке выделяется два главных диалекта - южный (огузский) и северный (кыпчакский) [Чергеев, 2014, с. 34]. Выделен еще и третий - средний (орта елакъ). Чтобы отличить тот или иной диалект, необходимо иметь в виду следующие фонетические признаки:
- соответствие начальных звонких д, г, б, соответствующим глухим т, к, п (огузи-рованный диалект: дагъ - гора, диш - зуб, гозь - глаз, бармах - палец; смешанный или средний диалект: дагъ, тиш, пармакъ; кыпчакизированный: тав, тиш, козь, пармакъ);
- соответствие начальных й - дж (огу-
зир.: йол - дорога, йер - место, земля, йох -нет; смешанный: йол, йэр, йокъ; кыпчаки-зир.: джол, джер, джокъ);
- соответствие х - къ в начале и в конце слова (огузир.: хулах - ухо, халх - народ, люди, хырмызы - красный; смешанный -къулакъ, къалкъ, къырмызы; кыпчаки-зир.: къулакъ, къалкъ, къырмызы);
- соответствие б - м, в - б (огузир.: бурун - нос, бойун - шея, бойнуз - рог, вар -есть, имеется, вермек - дать; смешанный: бурын, бойын, бойныз, бар, бермек; кып-чакизир.: бырын/мырын, мойын, мойныз, бар, бермек);
- губная ассимиляция (огузир.: хурулуш - строительство, тузлух - солонка, чюкюн-дир - свекла; смешанный: курулыш, туз-лукъ, чюкюндир; кыпчакизир.: курулыш, тузлукъ, чюкюндир [Меметов, 1993, с. 3536].
Таким образом, из вышеизложенного следует что:
- вопросы четкости и грамотности вокальной речи базируются на дикционных
установках и нормах литературного языка, которые исходят из фонетики данного языка;
- специфические черты слова в пении рождаются условиями, в которых оно образуется и протекает.
Превращение условий технической организованности в технические навыки не должны иметь узкотехнический характер, так как это приводит к голому техницизму. Ввиду того, что дыхание, голосообразова-ние и произношение является не только факторами образования вокально-речевого процесса, а и выразительными средствами художественной передачи, технические упражнения рекомендуется строить так, чтобы в них выявлялись элементы творческого процесса. Освоение дикционных и орфоэпических навыков в пении надо осуществлять на соответствующем материале художественных произведений, придающие упражнениям характер осознанности и выразительности.
Литература
1. Меметов А. Крымские татары: историко-лингвистический очерк. Симферополь: Анаюрт, 1993. 54 с.
2. Учебный хор. Учебное пособие / сост. А. Чергеев, З. Алиева. Симферополь: Крымучпедгиз, 2014. 122
с.
3. Хоровой класс. Учебное пособие / сост. А. Чергеев, З. Алиева, Э. Сейтмеметова. Симферополь: Ари-
ал, 2015. 168 с.