можно аргументировано доказать существование реального строительного рынка. В настоящее время функционируют лишь отдельные его сегменты: сфера производства строительных материалов и конструкций.
Поскольку в настоящее время невозможно повсеместное развертывание чистого накопления капитала, главным становится структурная перестройка инвестиционного процесса и создание условий для приближения к оптимальным параметрам воспроизводственной, технологической, возрастной, отраслевой и институциональной структурам основного капитала.
В нынешних условиях формирования рыночной экономики важнейшими задачами в области инвестиционной политики являются: сохранение и модернизация производственного аппарата; обеспечение нормального процесса воспроизводства основных средств на базе современной техники и технологии; стимулирование инвестиционной активности с целью достижения стабилизации, а затем устойчивого экономического роста путем повышения экономической эффективности, конкурентоспособности и создания новых производственных мощностей; решительной структурной перестройки и устранения диспропорций; создания условий для уменьшения инвестиционного риска.
В общем виде меры по активизации инвестиционно-строительной деятельности, направленные на преодоление опережающего спада капитальных вложений по сравнению с объемами производства, предполагают систему действий, составляющих содержательную часть законов и правовых актов, определяющих экономическую политику государства. Приоритетным направлением развития законодательной базы в области инвестиционно-строительной деятельности является разработка и принятие нормативного документа, который отвечал бы задаче регулирования и нормализации инвестиционного процесса в целом, создавая привлекательные условия для инвесторов, побуждая их к концентрации и использованию ресурсов на эти цели.
В частности, мерами по активизации инвестиционно-строительной деятельности являются:
- направление бюджетных средств, в первую очередь, на продолжение строительства и ввод в действие важнейших строек и объектов, обеспечивающих реализацию структурной, технической и экономической политики, решение экологических и социальных задач, реализацию межрегиональных программ;
- вовлечение в инвестиционно-строительный процесс внебюджетных средств, включая средства частных инвесторов, и собственных источников инвестирования;
- повышение организационно-технического уровня капитального строительства, постепенный переход от управления строительством отдельных объектов к управлению инвестиционными проектами;
- усиление конкурентоспособности строительных организаций, предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов на отечественном и зарубежных рынках подрядных работ;
- ускорение процесса модернизации производственной базы строительства с ориентацией на преимущественный выпуск эффективных ресурсо- и энергосберегающих материалов, изделий, конструкций, машин и механизмов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным аналогам;
- активизация по вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;
- наличие современных быстроокупаемых проектов, отвечающих требованиям структурной перестройки производственной базы;
- реализация программы ипотечного кредитования населения;
- привлечение иностранных инвесторов, возобновление практики работы российских строителей за рубежом;
- постоянный мониторинг динамики рынка строительной продукции услуг.
Активизация инвестиционно-строительной деятельности в Российской Федерации возможна при условии интенсивности развития инвестиционно-строительной деятельности в регионах РФ. Сопоставление фактической инвестиционной активности в регионе с его инвестиционной привлекательностью может показать степень реализации этой привлекательности, т.е. степень реального использования хозяйствующими субъектами и региональными органами государственной власти объективно существующего инвестиционного потенциала региона.
Аджимурадова Ф.Т.
Формирование внешнеэкономической стратегии региона
Исходя из определения развития процесса управления ВЭД субъекта РФ, определим, что же в себя включает понятие стратегии развития этого процесса.
Поскольку, само понятие стратегии во все времена неизменно состоит из стадий: миссия (создание улучшение социально-экономических параметров жизнедеятельности и жизнеобеспечения региона); цель (восстановить и развить все воспроизводственные составляющие внешнеэкономической деятельности региона); задачи; анализ внешней и внутренней среды; концепция; действия; анализ эффективности. Темпы, пропорции, наконец, качество мирового воспроизводства определяются степенью технологической и экономической зрелости структур, формирующих этот процесс.
Мировой воспроизводственный процесс преобразует отсталые общественные формы, повышая тем самым их качественные параметры.
Время, когда структурные изменения в экономике происходили в течение длительного периода, ушли в прошлое. Процессы совершенствования хозяйственных структур приобретают ускоренные темпы. Россия в природу своего геополитического положения оказалась зажата между двумя развитыми экономическими системами, которые так или иначе оказали бы влияние на экономическое развитие постсоциалистической России. Возможно эти процессы не столь быстро окажут воздействия на ее региональном уровне, но факт, что чем быстрее субъекты РФ вырабатывают свой иммунитет, сформируют свою стратегию, тем легче они адаптируются к международным параметрам.
Принцип формирования стратегии для всех систем единый. Различия в том, что индивидуальная система (например, субъект Федерации) для себя определяет входящие в эти этапы необходимые категории (ценностные, количественные, временные и т.д.). И далее стратегия системы дифференцируется в соответствии с определенными для системы категориями.
Республика Дагестан обладает целым рядом специфических характеристик, выгодно отличающих ее от других российских регионов с точки зрения обеспеченности природными ресурсами. Так, будучи расположенной по преимуществу в горной местности и являясь в целом малоземельной, имея незначительные лесные ресурсы, республика в то же время занимает ведущую позицию во всем Северо-Кавказском регионе по наличию гидроэнергетических ресурсов и располагает практически неисчерпаемыми запасами геотермальных вод.
Исходя из вышеизложенного можно в качестве приоритетной цели ВЭД РД определить - повышение социально-экономического развития РД, развитие промышленно-производственного комплекса, развитие всех сфер жизни, обеспечение условий жизни населения субъекта (Дагестана) соответствующее критериям развитых стран, достижение самообеспечения Республики Дагестан основными видами продукции (принцип самодостаточности), ориентация производителей на преимущественный экспорт готовой высокотехнологичной продукции производственного назначения.
По нашему мнению, основными направлениями структурной перестройки промышленности Республики Дагестан с точки зрения развития ВЭД является:
1. Развитие производств наукоемкой продукции с целью повышения общего экспортного потенциала республики.
2. Восстановление и развитие отраслей, обеспечивающих социально значимые потребности населения.
3. Создание экологически чистых производств.
4. Развитие и освоение новых энергосберегающих технологий.
5. Переориентация промышленного комплекса на базе конверсии оборонной промышленности.
6. Развитие и совершенствование системы научно-технической информации.
7. Повышение уровня квалификации лиц, причастных к ВЭС.
В настоящее время остро стоит вопрос обеспечения благоприятных условий для экономической стабилизации и развития роста. Поскольку посредническая роль государства во внешнеэкономической деятельности проявляется только в законодательных актах и создании институтов контроля, то имеет место тенденция повышения самостоятельной значимости территориальных единиц. Эта тенденция предполагает открытость экономики субъекта Федерации, если это не противоречит национальным интересам России, более того способствует ее интеграции в мировое хозяйство.
Стратегия развития внешнеэкономической деятельности субъекта РФ должна формироваться с учетом многоплановых интересов: государственных и негосударственных структур, центральных и местных властей, а также самостоятельных хозяйствующих субъектов при объединении внутренних созидательных сил и возможностей, исходя из разработанных критериев оценки развития процесса управления ВЭД, с соблюдением особенностей вступления в ВТО.
Поскольку стратегический план развития процесса управления ВЭД субъекта РФ разрабатывается с точки зрения большинства, а не отдельного хозяйствующего субъекта, то он должен быть основан на обширных исследованиях и статистических данных, быть достаточно гибким, чтобы при необходимости можно было его модифицировать и адаптировать к изменяющимся условиям в республике.
Определенная сложность в формировании стратегии развития процесса управления ВЭД в республике состоит в том, что она не является неизменной, а требует периодической корректировки с учетом меняющихся условий внешней среды (политическая ситуация, финансовый кризис, валютный курс, природно-климатические изменения, таможенные и налоговые препятствия и т.п.) и возникающих новых тенденций и возможностей развития ВЭД субъекта РФ.
В первую очередь, для решения поставленной задачи необходимо определить место и роль ВЭД в экономике республики. Необходимо здесь сказать и о том, что внешнеэкономическая стратегия РФ более определенна и стабильна (стратегия развития Г. Грефа) чем стратегии развития субъектов РФ. А здесь обязательно должен присутствовать принцип обратной связи.
Необходимо сказать о том, что внешнеэкономическая стратегия РФ в любом направлении (в т.ч. Каспийском) неотделима от стратегии внешнеэкономической деятельности каждого региона - субъекта РФ, находящегося на данном направлении.
В свою очередь, стратегия региона зависит:
- от соотношения природно-географических, ресурсных, культурно-исторических, социально-политических факторов, влияющих на объективные возможности и способности реализации имеющегося потенциала в данный конкретный период;
- от выгодности (эффективности) реализации тех или иных внешнеэкономических проектов с точки зрения социально-экономических интересов данного субъекта РФ.
Структура органов ВЭС Республики Дагестан
_ Государственный Совет _
Правительство
Миннацин- Мин- Таможенное Нацио-
формвнешсв пром- управление нальный
язи торг РФ по РД Банк РД
РД РД ЦБ РФ
Предприятие
Одновременно, стратегия организации внешнеэкономических связей в республике неотделима от специфики и результативности проходящих в нем экономических преобразований.
Реформа и совершенствование системы внешнеэкономической деятельности в Дагестане, равно как и в целом развитие экономических реформ в республике, безусловно, должны базироваться на общероссийских подходах и следовать в русле общефедерального законодательства. В то же время она должна иметь свой рецепт развития с учетом национальных и социальных приоритетов проживающего на территории республики населения.
2000 год характеризуется стабилизацией социально-экономического развития Республики Дагестан, поэтому особенно важен стратегический подход, взгляд в будущее. Рост инвестиций, нововведения, реструктуризация предприятий, их расширение за счет приобретения новой собственности - все эти проблемы можно решать твердо зная цель и очерчивая будущее.
Несмотря на трудности, которые происходили в республике за последние годы произошли качественные изменения в этом направлении:
- несколько стабилизировались мезоэкономические показатели (ВРП произведенный за 2000 г. составила 20657,2 млн.руб. и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 16,5 % в сопоставимых ценах);
- формирование благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности (принят закон РД "Об инвестициях и гарантиях инвесторам Республики Дагестан");
- проводится маркетизация ВЭД РД (реклама, поиск иностранных партнеров);
- создание правового поля для развития рыночных отношений в сфере внешнеэкономических связей;
- создается конкурсные комиссии на размещение государственных заказов.
Серьезным препятствием для эффективного развития внешнеэкономической деятельности Республики Дагестан является неопределенность и неразработанность многих вопросов в общефедеральном законодательстве по вопросам форм внешнеэкономической деятельности.
Не секрет, что по мере насыщения потребительского рынка товарами, а производственной сферы новой техникой и технологиями, растет спрос на услуги как потребительского, так и производственного назначения, в т.ч. - научно-технологического, а также строительно-ремонтного характера.
Исходя из современной конъюнктуры внешнеэкономического рынка можно классифицировать основные формы международных экономических отношений на:
- международную торговлю товарами и услугами;
- международные кооперационные связи в области производства;
- движение капиталов и иностранных инвестиций;
- международная миграция рабочей силы;
- обмен в области науки и техники;
- валютно-финансовые и кредитные отношения.
Но лидирующее место остается за международной торговлей, по каналам которой опосредуется основной объем операций.
Соответственно рынки МЭО можно разделить на: товаров и услуг; капиталов; рабочей силы.
Если все экономические системы носят характер
государство -► субъект —► народ,
то в экономической системе внешнеэкономической деятельности присутствует еще и 4-й элемент: все рассматривается в ракурсе международные отношения, мировое сообщество.
Стратегической задачей республики в области ВЭД можно считать доведение до зарубежных потребителей конечной продукции, т.е. создание замкнутого цикла производственных отношений на внешнеэкономических предприятиях. Иначе говоря, развить полный воспроизводственный процесс во ВЭД региона.
Современная структура и состояние внешнеэкономического сектора Республики Дагестан определяются, прежде всего, текущим положением экономики и геополитическими реалиями, в которой оказалась республика.
Стратегия - способ получения результатов, поэтапное описание направленного воздействия с целью достижения положительного эффекта.
Девиз - исходящие требования к стратегии:
1. Иностранный инвестор - не оккупант, а компаньон и помощник;
2. Предоставляемые информационно-консалтинговые услуги должны отвечать самым высоким потребностям;
3. Квалификационный уровень работников должен отвечать международному уровню.
Конечно, неизбежны противоречия, возникающие между общегосударственными, отраслевыми и местными интересами по вопросам управления ВЭД.
Ключевые ценности стратегии развития ВЭД субъекта РФ - экономичность, действенность, качество, производительность, благоприятный климат, инновативность, прибыльность, оживотворенность.
Стратегия ВЭД должна вырабатываться всеми уровнями управления включенными в ВЭД республики. Стратегия развития ВЭД субъекта РФ должна реализовывать концепцию развития ВЭД субъекта РФ (непротиворечащую действующему законодательству).
В настоящее время нами разрабатывается новая концепция развития ВЭД субъекта (РД). Очевидно, что выбор стратегии - это проблема не только для регионов Юга России, но и для преуспевающих регионов. И основным фактором, способствующим формированию стратегии развития внешнеэкономической деятельности регионов - это тесное сотрудничество федеральных и региональных властей по созданию благоприятного законодательного и правового поля в этом направлении.
Необходимо сказать, что стратегия управления будет эффективна в том случае, если высшее руководство органа управления (в данном случае субъекта РФ) выработает концепцию и правильно сформулирует цель и эффективно институционализирует управление ВЭД, а затем мотивирует их реализацию.
Основополагающим фактором, влияющим на изменение внешнеэкономической стратегии, является внешнеэкономическая среда.
Основными путями внешнеэкономической стратегии республики, на наш взгляд, должны стать:
1) создание замкнутого цикла воспроизводственного процесса внешнеэкономической деятельности РД;
2) определение товара (т.е. что мы можем предложить: основной принцип маркетинга, если у вас нет товара - у вас ничего нет).
3) выбор потенциальных партнеров (комплексный анализ выгодных сфер развития (т.е. от чего субъект получит больше налогов и сборов в свои бюджеты, экологически не пострадает, выгодно ли населению и т.д.));
4) маркетизация ВЭД субъекта РФ (реклама, интернет-сайт, использование опыта других субъектов РФ и субъектов иностранных государств);
5) создание базовых производств (собственного финансирования и привлечение иностранных инвесторов);
6) повышение уровня квалификации работников;
7) нацеленность на нововведения;
8) согласованность с общегосударственной стратегией (вступление в ВТО, евровалюта и т.д.);
9) управление качеством (по системе ISO-9000, TQM, EN - 45000).
В эпоху динамики и экономии времени стратегическое время сокращается: если это раньше было 20 лет, то теперь это уже 10 лет, а на уровне субъекта и того меньше. А в цепи стратегии добавляются новые параметры и видоизменяются старые. Для анализа и доработки существует множество моделей стратегического развития ВЭД. Например, Стратегия развития, разработанная Центром стратегических разработок при Минэкономразвития РФ, где в части касающиеся ВЭД говорится, что ведущим сектором, локомотивом роста, должны остаться экспортоориентированные отрасли. Полагается, что экспортеры переориентируются с вывоза капитала на обновление собственной технологической базы, модернизация производства приведет к оживлению отечественного машиностроения и поднимет долю технологически сложной конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью. В итоге рассматриваемая стратегия предусматривает годовые темпы экономического роста в 2001-2004 гг. в среднем 104,6 5, в 2005-2010 гг. - 105,2 %.
Однако существует и критика данной стратегии развития «Развитие обсуждать без стратегии бессмысленно...Необходимо не однократное создание стратегии, а нужно создавать систему стратегического управления России в целом. И она должна быть основана на стратегии развития предприятий, территориальных образований и отраслей». В. Клейнер считает, что стратегия субъекта РФ должна состоять из стратегий предприятий этого субъекта.
Однако, даже эта точка зрения неидеальна, потому что внешнеэкономические предприятия функционируют в различных сферах и отраслях производствах и не исключен элемент эгоизма (предприятий), недобросовестности (лоббистской заинтересованности).
На наш взгляд, тоже должен быть динамизм, взаимообусловленность уровней стратегического управления ВЭД, т.е. на самом деле необходимо создавать систему стратегического управления, и она должна учитывать интересы всех групп управления: федерального уровня, территориального уровня и уровня предприятий. Т.е. каждое территориальное образование должно вырабатывать свою стратегию в рамках общегосударственной стратегии, ориентированно к целям и задачам своего региона.
Поэтому, на наш взгляд, необходимо определить предмет ВЭД и на базе этого с учетом нормативно-правовых вопросов выработать стратегию развития ВЭД республики. Проблемами, тормозящими развитие ВЭД в Республике Дагестан являются:
1. Отсутствие реальной стратегии развития ВЭД.
2. Неразвитость банковско-финансовой системы.
3. Недостаточная квалификация участников ВЭД.
4. Отсутствие опыта ведения документооборота, процедуры заключения соглашений.
5. Слабая технологическая база, низкий уровень наукоемкости продукции.
6. Несостоятельные законодательные акты, которых никто не придерживается ввиду отсутствия рычагов воздействия исполнительного органа.
Так как иностранные кредиты, прежде всего, это заемные средства и по ним приходит время платить, то необходимо провести финансово-затратный анализ проекта. И не в первый раз будет сказано, что стоимость готовой продукции в несколько порядков выше, чем стоимость сырья. Тем более необходима технологическая оснащенность, позволяющая увеличить не только ВРП, но и увеличить выпуск готовой продукции.
Внешнеэкономическое взаимодействие ведь не только в том, чтобы привлекать иностранные инвестиции, но и в том, чтобы самим вкладывать иностранные инвестиции в зарубежные страны. А на сегодняшний день доля таких компаний очень мала, а в республике она вообще отсутствует.
ВЭД невозможно развивать оторвано от всех сфер жизни следует восстановить воспроизводственный процесс. ВЭД будет развиваться интенсивнее, если будет следование стандартам качества ISO 1400, ISO 9000 TQM (всеобщее управление качеством) базирующихся на требовании повышения качества жизни, т.е. тем охотнее будут иностранные инвесторы, чем больше будет доказательств о благополучии экологического фона, охраны труда, удовлетворенности населения предприятиями ВЭД и политики субъекта РФ в сфере ВЭД.
Основой современной концепции качества является ориентация:
- на удовлетворение потребностей потребителя и общества в целом;
- на непрерывное улучшение качества;
- ISO 9000 состоит из 6 стандартов (на добровольной основе).
Развитие конкурентной борьбы и поощрение со стороны государства должны способствовать заинтересованности предприятий внедрять ISO 9000 и TQM.
Проводить разъяснительную работу, финансировать издание брошюр по стандартам (серии ISO-9000, TQM, EN45000).
В субъектах РФ отсутствуют критерии культуры ведения ВЭД. А это немаловажный компонент внешнеэкономических отношений. Например, в Германии прежде чем инвестировать в другой регион, принято изучать менталитет, язык, привычки и т.д. региона.
Стратегическое планирование получит свое завершение в процессе его практической реализации.
Анализ основных направлений поддержки государством внешнеэкономической деятельности регионов и хозяйствующих субъектов, по Осипову, позволяет сделать вывод, что необходимо в новых политических и социально-экономических условиях:
1. Стимулировать предложение дефицитных факторов производства высшего порядка, необходимых для экспортного рынка, которые включает:
- инвестиции в науку и новые технологии;
- развитие рыночной инфраструктуры и информационных сетей;
- стимулирование инвестиционного спроса;
- гарантии инвестиций;
- защита интеллектуальной собственности российских товаропроизводителей на внешних рынках.
2. Активно участвовать государству в совершенствовании структуры совокупного спроса, включающее:
- конкурсное распределение заказов среди предприятий и организаций на производство высокотехнологической продукции;
- внедрение эффективной системы сертификации экспортной продукции;
- мониторинг технологических инноваций в развитых странах;
- финансовые и налоговые льготы предприятиям, инвестирующим в новые технологии.
3. Прямая государственная поддержка формирующихся конкурентоспособных секторов через инвестиции в инфраструктуру, гарантии привлечения иностранного капитала и т.д.
Мы бы четвертым пунктом добавили:
Соблюдение международных стандартов (180-9000, ТОМ-2000, индекс Доу-Джонсона).
Таким образом, стратегия регулирования внешнеэкономической деятельности регионов в новых условиях хозяйствования должна:
- быть направлена на создание и развитие всего воспроизводственного цикла ВЭД региона;
- быть частью системы стратегии управления ВЭД регионов России;
- обеспечивать развитие внешнеэкономических связей в увязке с состоянием внутреннего рынка и решением проблем поддержки местных товаропроизводителей;
- сдерживать попытки иностранных фирм и их представительств по захвату региональных рынков, особенно продуктов питания и товаров массового спроса;
- поддерживать в первую очередь контакты с фирмами, имеющими интерес к закупке в регионе готовых изделий, полуфабрикатов, сырья и материалов;
- отдавать приоритет привлечению иностранных инвестиций и созданию совместных предприятий в сфере производства.
Муртазалиев М.Г.
Приоритетные направления экспортной специализации РД
Приступая к данной статье в первую очередь необходимо отметить, что приоритеты и направления региональных программ зависят от общеэкономической и политической ситуации в стране.
Необходимо скорейшее создание в стране нормального климата для экономического развития законодательных и других условий для иностранных инвестиций, научно-производственной кооперации с зарубежными партнерами в освоении российского научного и производственного потенциала.
Многое зависит от разработки действенных стимулов для эффективной ВЭД на всех уровнях при ограничении спекулятивно- посреднических операций. Эта составляющая при ее нынешних масштабах и сращивании с криминально-коррумпированными кругами способна превратить ВЭД из блага для страны в канал расхищения ее ресурсов. В этой связи особое значение приобретают меры (как экономические так и административные) по возвращению в страну выручаемой от экспорта валюты, пресечению бегства из нее капиталов, что в необходимых случаях практикуется во всех странах.
В каждом конкретном случае приоритеты региональных программ развития экспортного потенциала должны учитывать реалии хода экономических реформ в регионах, а также новые принципы (главным образом договорные или согласительные) паритета меж - и внутрирегиональных отношений, региональные интересы и цели региональной политики. Эти интересы и цели существуют объективно и их носителями являются население области, ее хозяйственные и инфраструктурные образования. Для защиты интересов регионов в институциональном плане следует отработать стройную законодательно подкрепленную систему регулирования ВЭД, вопросы эффективного использования таких ее новых форм, как СЭЗ и концессии, другие формы привлечения иностранного капитала и технологии и активного участия в этом регионов страны, надежных гарантий деятельности отечественных и зарубежных предпринимателей при максимальном сокращении неоправданных льгот, стабильном и дифференцированном применении их в отношении приоритетных направлений такой деятельности.
При дальнейшем следовании курсом поэтапного создания открытой экономики целесообразно лучше соизмерять его с существующими возможностями и предпосылками, умело сочетать при этом стимулы для экспорта новых товаров и изделий высокой степени переработки с необходимыми ограничениями (централизацией при соответствующем контроле) экспорта стратегических для страны ресурсов и нерационального импорта с защитой перспективных региональных производств. И, наконец, как и во всех других странах, защита национальных, включая и региональные интересов на мировом рынке должна стать приоритетной задачей российской внешней политики.
Решение проблем стабилизации экономики России и ее регионов невозможно без учета ВЭС страны и ее хозяйствующих субъектов. Достаточно напомнить какую роль в экономике страны играет сейчас валютный курс рубля и доллара, каково "сцепление" цен внутреннего российского и мировых товарных рынков. Об этом говорят такие цифры1:
45% российского экспорта приходится на топливно-сырьевые товары, а 35 % импорта - на потребительские товары.
1 Лужникова М. Внешняя торговля России в2000г:статистика//Экономика и жизнь.,2001г.,№5