Соблюдение международных стандартов (180-9000, ТОМ-2000, индекс Доу-Джонсона).
Таким образом, стратегия регулирования внешнеэкономической деятельности регионов в новых условиях хозяйствования должна:
- быть направлена на создание и развитие всего воспроизводственного цикла ВЭД региона;
- быть частью системы стратегии управления ВЭД регионов России;
- обеспечивать развитие внешнеэкономических связей в увязке с состоянием внутреннего рынка и решением проблем поддержки местных товаропроизводителей;
- сдерживать попытки иностранных фирм и их представительств по захвату региональных рынков, особенно продуктов питания и товаров массового спроса;
- поддерживать в первую очередь контакты с фирмами, имеющими интерес к закупке в регионе готовых изделий, полуфабрикатов, сырья и материалов;
- отдавать приоритет привлечению иностранных инвестиций и созданию совместных предприятий в сфере производства.
Муртазалиев М.Г.
Приоритетные направления экспортной специализации РД
Приступая к данной статье в первую очередь необходимо отметить, что приоритеты и направления региональных программ зависят от общеэкономической и политической ситуации в стране.
Необходимо скорейшее создание в стране нормального климата для экономического развития законодательных и других условий для иностранных инвестиций, научно-производственной кооперации с зарубежными партнерами в освоении российского научного и производственного потенциала.
Многое зависит от разработки действенных стимулов для эффективной ВЭД на всех уровнях при ограничении спекулятивно- посреднических операций. Эта составляющая при ее нынешних масштабах и сращивании с криминально-коррумпированными кругами способна превратить ВЭД из блага для страны в канал расхищения ее ресурсов. В этой связи особое значение приобретают меры (как экономические так и административные) по возвращению в страну выручаемой от экспорта валюты, пресечению бегства из нее капиталов, что в необходимых случаях практикуется во всех странах.
В каждом конкретном случае приоритеты региональных программ развития экспортного потенциала должны учитывать реалии хода экономических реформ в регионах, а также новые принципы (главным образом договорные или согласительные) паритета меж - и внутрирегиональных отношений, региональные интересы и цели региональной политики. Эти интересы и цели существуют объективно и их носителями являются население области, ее хозяйственные и инфраструктурные образования. Для защиты интересов регионов в институциональном плане следует отработать стройную законодательно подкрепленную систему регулирования ВЭД, вопросы эффективного использования таких ее новых форм, как СЭЗ и концессии, другие формы привлечения иностранного капитала и технологии и активного участия в этом регионов страны, надежных гарантий деятельности отечественных и зарубежных предпринимателей при максимальном сокращении неоправданных льгот, стабильном и дифференцированном применении их в отношении приоритетных направлений такой деятельности.
При дальнейшем следовании курсом поэтапного создания открытой экономики целесообразно лучше соизмерять его с существующими возможностями и предпосылками, умело сочетать при этом стимулы для экспорта новых товаров и изделий высокой степени переработки с необходимыми ограничениями (централизацией при соответствующем контроле) экспорта стратегических для страны ресурсов и нерационального импорта с защитой перспективных региональных производств. И, наконец, как и во всех других странах, защита национальных, включая и региональные интересов на мировом рынке должна стать приоритетной задачей российской внешней политики.
Решение проблем стабилизации экономики России и ее регионов невозможно без учета ВЭС страны и ее хозяйствующих субъектов. Достаточно напомнить какую роль в экономике страны играет сейчас валютный курс рубля и доллара, каково "сцепление" цен внутреннего российского и мировых товарных рынков. Об этом говорят такие цифры1:
45% российского экспорта приходится на топливно-сырьевые товары, а 35 % импорта - на потребительские товары.
1 Лужникова М. Внешняя торговля России в2000г:статистика//Экономика и жизнь.,2001г.,№5
В свою очередь ВЭС страны в определяющей мере зависят от политической, экономической, социальной и правовой ситуации в стране. Темпы и масштабы падения производства и его эффективности , упадок научно-технического потенциала, низкая конкурентоспособность наших предприятий и фирм на мировом рынке - все это прямо влияет на ВЭС страны, отдельных ее регионов.
Стабилизация экономики, перестройка ее структуры требуют больших объемов инвестиций, к тому же недорогих и быстроокупаемых. Где взять источник их финансирования? Вот вопрос, который вышел на первый план и стал камнем преткновения. Спад производства и объемов продаж сокращает поступления налогов от предприятий и физических лиц. Кредитные возможности коммерческих банков России сравнительно невелики. Они неохотно инвестируют свои средства в реализацию инвестиционных проектов. Кредиты, как правило, выдаются под громадные проценты и на короткие сроки, что практически исключает пользование ими при реализации серьезных инвестиционных проектов, требующих трех-семи лет.
В таких условиях есть надежда на иностранных инвесторов. И основание тому - громадный потенциальный рынок России, дешевые трудовые и богатые природные ресурсы, немало первоклассных и уникальных технологий - все это и многое другое привлекает потенциальных иностранных инвесторов.
Важное геополитическое значение Дагестана, статус нейтралитета, провозглашенный республикой, наличие аэропорта и морского порта, широкой сети автомобильных и железных дорог международного значения обеспечивают благоприятные условия иностранным инвесторам для их участия в развитии экономики республики.
Из разработанных приоритетных отраслевых проектов на предстоящий период 2002-2004 года для РД наиболее привлекательными для иностранных инвесторов, на наш взгляд, являются1:
- развитие иностранного туризма и организация международных перевозок на основе реконструкции Махачкалинского аэропорта и Махач калинского морского порта;
- организация малотоннажного судостроения с использованием необходимого потенциала конверсионных предприятий для выпуска самоходных судов (катера, промысловые суда, рабочие лодки, парусно-моторные яхты) и несамоходных судов (байды, лодки охотничьи, рыбацкие, прогулочные);
- развитие авиатехники и аппаратуры внутренней авиационной связи, организация производств легкого многоцелевого самолета и мотодельтоплана, разработка ряда аппаратуры к магистральным и грузовым самолетам, вертолетам и одно-двух местным самолетам;
- освоение промышленных термальных вод, содержащих литий, рубидий, цезий, стронций, бром, бор, калий и магний;
- развитие рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей промышленности с целью обеспечения роста объемов добычи рыбы, выпуска пищевой рыбной продукции, расширения ассортимента и улучшения качества продукции, повышение ее конкурентоспособности и увеличения экспорта икры, балычных изделий и другой рыбной продукции;
- развитие промышленных производств по глубокой переработке местных видов сырья (кожа, шерсть, мясо, молоко, плодоовощная продукция, виноград, масло-семян и т.д.) для производства высококачественных и конкурентоспособных потребительских товаров и другой продукции;
- создание производства по выпуску современной тары и упаковок;
- производство мощных транзисторов и цветных телевизоров.
Наиболее приемлемыми формами сотрудничества с зарубежными партнерами является:
- создание СП;
- участие иностранных инвесторов в местных инвестиционных проектах на лизинговых условиях;
- использование "know-how".
Говоря о Дагестане также отметим, что республика обладает комплексом конкурентных преимуществ, позволяющих рассчитывать на эффективное ведение ВЭД. Это наличие промышленности (в первую очередь предприятий оборонного комплекса), способной к освоению новых конкурентоспособных видов продукции, квалифицированная и относительно низкооплачиваемая рабочая сила, большие объемы основных фондов, наличие сырьевого потенциала, возможности туристической, промысловой и энергетической специализации, выгодное экономико-географическое положение республики, наличие портовых сооружений, транспортной инфраструктуры для перевозки экспортно-импортных грузов.
1 Концепция и стратегия развития ВЭД РД на 2002-2004 гг..
Реализация этих преимуществ затруднена по ряду причин в том числе дезинтеграцией экономического пространства, потерей традиционных рынков сбыта, неготовностью финансовой, организационной инфраструктур для эффективного ведения ВЭД. Беспорядок царит в сфере разграничения полномочий, как между региональными и федеральными органами регулирования ВЭД, так и между внутрирегиональными органами. Существующая нормативно- правовая база, мягко говоря, не способствует развитию ВЭС. Определенные изменения напрашиваются в сферу налогового и таможенного регулирования. Многие проекты по развитию ВЭС оправдали возлагаемые них надежды. Ярким примером может служить закон "О предприятиях с иностранными инвестициями", который, как надеялись, должен был существенно улучшить ситуацию.
Наиболее интересными и перспективными в приоритетах экономического и внешнеэкономического развития является проект по созданию в республике точечных СТЗ. Конечно лучше было бы создать СЭЗ на всей административной территории РД, но данный проект не нашел должной поддержки и понимания в федеральных органах регулирования ВЭД ввиду отсутствия денежных ресурсов на его реализацию.
Исрапилов М.И., Гаджиев М.М., Газалиева Н.И.
Прогноз развития нефте-газового комплекса Республики Дагестан до 2010 года
Начало добычи нефти в Дагестане уходит в далекое прошлое1. Немногочисленные описания, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что еще в 1594 г. здесь добывали нефть из колодцев.
До начала XIX в. специальные исследования по геологии и разработке полезных ископаемых в Дагестане не производились. Более или менее достоверные сведения стали появляться лишь после заключения Гюлистанского мира с Персией в 1813г. и присоединения Бакинского ханства к России. Непосредственно ознакомившись с геологией некоторых районов Дагестана, русские исследователи Марьин, Березин описали в своих статьях выходы нефти, газа и воды на дагестанское побережье Каспия. В частности, Марьин указывал на наличие глин, пропитанных нефтью, в окрестностях Ярык-Су-Ауха и Хасавюрта в 1848г.
Нефть, один из ценнейших видов сырья, составляла и тогда источник государственных доходов в ряде районов Дагестана, особенно в Дербентской губернии и Кайтаго-Табасаранском округе, однако добыча нефти велась примитивным, кустарным способом.
Во второй половине XIX в. добыча нефти осуществлялась в южном и северном Дагестане. Это были источники Нефт-Кутана, Башлинские, Тупсус-Кутана, а также группа источников Берикских и Джемикентских. На севере Дагестана нефть добывалась в двух местах - Гиик-Салган-Кутане и Нап-Кутане.
Большим тормозом в развитии нефтяной промышленности не только в Дагестане, но и на Кавказе в целом, была система откупов. Первым авторитетным противником системы нефтяного откупа был Д. И. Менделеев. После отмены откупа в нефтяном деле наступила новая эра.
На развитие нефтяной промышленности Дагестана в конце XIX века оказывали отрицательное влияние феодальный уклад экономически отсталой окраины царской России, с одной стороны, и неравномерное, бесплановое развитие промышленности отдельных районов, свойственных капиталистическому укладу - с другой стороны.
В конце XIX и начале XX столетия в поисковые и разведочные работы на Кавказе, в частности в Дагестане, усиливается приток русского и иностранного частного капитала. К 1900 году на смену колодезной добыче нефти приходит добыча из скважин.
В конце XIX века была получена промышленная нефть из буровых скважин в Берикее. В связи с неудачным бурением и хищнической эксплуатацией месторождения, дальнейшая разведка прекратилась и с1906 по 1914 г. в Берикее не было пробурено ни одной скважины.
1 Развитие нефтедобывающей промышленности Дагестана. М. Е. Юсупова. Проблемы развития экономики Дагестана. Выпуск III. Промышленность. Махачкала 1965, с. 59.