Научная статья на тему 'Формирование визуального художественного образа у детей с нарушениями зрения'

Формирование визуального художественного образа у детей с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / АРТ-ТЕХНИКИ / АРТ-ТЕХНОЛОГИИ / ГЕШТАЛЬТ / СИНЕСТЕЗИЯ / МЕТОДИКА П. ТОРРЕНСА / VISUAL ARTISTIC IMAGE / CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS / ART EQUIPMENT / ART TECHNOLOGY / GESTALT / SYNESTHESIA / P. TORRENS TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еманова Юлиана Геннадьевна, Яо Михаил Константинович, Ахметшина Эльмира Габдулловна, Бердникова Арина Евгеньевна

Статья посвящена формированию визуального художественного образа у детей с нарушениями зрения. Описана арт-технология, основанная на линейной композиции. В данной арт-технологии с помощью трех изобразительных техник рисования одним росчерком, пластилинографии и распознавания образов природы в фактурной композиции из текстиля происходит обучение формирования визуального образа от плоскостного к рельефному изображению, а затем к интерпретации фактурной композиции. Картина окружающего мира передается в этой арт-технологии через тактильные, вербальные и визуальные образы. Апробация арт-технологии проходила на базе специальной казанской школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. По адаптированной методике П. Торренса было проведено тестирование для определения уровня творческого развития, разработана серия из трёх уроков, составлены планы проведения уроков и описан ход педагогического эксперимента. В процессе освоения арт-технологии обучающиеся приобретают навыки не только рисования, но и способности образного представления окружающей среды. В статье говориться о том, что обучение детей с нарушениями зрения необходимо опираться на принцип замкнутости гештальта, согласно которому сознание стремится завершить незаконченные фигуры, заполнить существующие пробелы и позволяет увидеть не разъединенные линии, а целостный образ; синестезийный подход к формированию художественного образа у детей с нарушениями зрения способствуют целостности восприятия окружающего мира, позволят ребёнку творчески подходить к решению незнакомых ситуаций и стимулировать к обучению. Полученные результаты педагогического эксперимента позволяют рекомендовать данную арт-технологию для использования в школах, где обучаются школьники с ограниченными возможностями по зрению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of a visual artistic image in children with visual impairments

The article is devoted to the formation of a visual artistic image in children with visual impairments. Describes art technology based on a linear composition. In this art technology, with the help of three fine-tuning techniques drawing with one stroke, plasticine painting and recognition of nature's images in textured textured composition, training is being given to the formation of a visual image from a planar to a relief image, and then to the interpretation of the textured composition. The picture of the world is transmitted in this art technology through tactile, verbal and visual images. Testing of art technology took place on the basis of a special Kazan school for children with disabilities. According to the adapted methodology of P. Torrens, testing was conducted to determine the level of creative development, a series of three lessons was developed, plans for conducting lessons were drawn up, and the course of the pedagogical experiment was described. In the process of mastering art technology, students acquire skills not only in drawing, but also in the ability to visualize the environment. The article says that the education of children with visual impairments must be based on the principle of closed gestalt, according to which the consciousness seeks to complete unfinished figures, fill in the existing gaps and allows you to see not disconnected lines, but a holistic image; a synesthetic approach to the formation of an artistic image in children with visual impairments contributes to the integrity of the perception of the world around them, will allow the child to be creative in solving unfamiliar situations and stimulate learning. The results of the pedagogical experiment allow us to recommend this art technology for use in schools where students with visual impairments are trained.

Текст научной работы на тему «Формирование визуального художественного образа у детей с нарушениями зрения»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/24PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Еманова Ю.Г., Яо М.К., Ахметшина Э.Г., Бердникова А.Е. Формирование визуального художественного образа у детей с нарушениями зрения // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Emanova Ju.G., Yao M.K., Ahmetshina E.G., Berdnikova A.E. (2019). The formation of a visual artistic image in children with visual impairments. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN619.pdf (in Russian)

УДК 371.486+070 ГРНТИ 14.29.25

Еманова Юлиана Геннадьевна

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия

Институт филологии и межкультурной коммуникации Доцент кафедры «Дизайна и национальных искусств» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: emanova-yao@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8143-203X РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=318262 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/P-4876-2016 Google Академия: https://scholar.google.ru/citations?view op=list works&hl=ru&user=IY4OmyAAAAAJ&gmla

Яо Михаил Константинович

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия

Институт филологии и межкультурной коммуникации Доцент кафедры «Дизайна и национальных искусств» Кандидат социологических наук, доцент E-mail: emanova-yao@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6868-8161 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=489729 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/P-4893-2016 Google Академия: https://scholar. google.ru/citations?hl=ru&authuser= 1&user=DUnisfQAAAAJ

Ахметшина Эльмира Габдулловна

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия

Институт филологии и межкультурной коммуникации Заведующая кафедрой «Дизайна и национальных искусств»

Кандидат педагогических наук E-mail: Gumerik69@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8257-0178 РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=264959 Researcher ID: http://www.researcherid. com/rid/G-2125-2018

Бердникова Арина Евгеньевна

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия

Магистрантка E-mail: berdnikova.ari@yandex.ru

Формирование визуального художественного образа у детей с нарушениями зрения

https:// mir-nauki. com

Аннотация. Статья посвящена формированию визуального художественного образа у детей с нарушениями зрения. Описана арт-технология, основанная на линейной композиции. В данной арт-технологии с помощью трех - изобразительных техник - рисования одним росчерком, пластилинографии и распознавания образов природы в фактурной композиции из текстиля происходит обучение формирования визуального образа от плоскостного к рельефному изображению, а затем к интерпретации фактурной композиции. Картина окружающего мира передается в этой арт-технологии через тактильные, вербальные и визуальные образы. Апробация арт-технологии проходила на базе специальной казанской школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. По адаптированной методике П. Торренса было проведено тестирование для определения уровня творческого развития, разработана серия из трёх уроков, составлены планы проведения уроков и описан ход педагогического эксперимента. В процессе освоения арт-технологии обучающиеся приобретают навыки не только рисования, но и способности образного представления окружающей среды. В статье говориться о том, что обучение детей с нарушениями зрения необходимо опираться на принцип замкнутости гештальта, согласно которому сознание стремится завершить незаконченные фигуры, заполнить существующие пробелы и позволяет увидеть не разъединенные линии, а целостный образ; синестезийный подход к формированию художественного образа у детей с нарушениями зрения способствуют целостности восприятия окружающего мира, позволят ребёнку творчески подходить к решению незнакомых ситуаций и стимулировать к обучению. Полученные результаты педагогического эксперимента позволяют рекомендовать данную арт-технологию для использования в школах, где обучаются школьники с ограниченными возможностями по зрению.

Ключевые слова: визуальный художественный образ; дети с нарушениями зрения; арт-техники; арт-технологии; гештальт; синестезия; методика П. Торренса

Творческое развитие детей с нарушениями зрения - сложная педагогическая задача. Если для здорового ребенка этот процесс не всегда прост и понятен, то для детей с нарушениями зрения процесс творческого развития имеет свои специфические особенности. Творческое развитие ребенка с нарушениями зрения требует особых педагогических условий, адаптированных арт-техник и технологий, в которых будут учитываться общие и специальные подходы к обучению изобразительному искусству. Особенности восприятия данной категории детей изучаются в рамках тифлопсихологии, а специфика обучения - в рамках тифлопедагогики.

Формирование визуального художественного образа у детей с нарушениями зрения является жизненно важной проблемой. В силу нарушений зрения у этих детей с раннего возраста наблюдаются особенности восприятия окружающей среды.

У детей с нарушениями зрения педагоги и психологи констатируют сложности при распознавании самих предметов и нарисованных форм предметов. Проблемы зрительного восприятия компенсируются воображением, В.З. Кантор отмечает, что «[...] художественные мышление и воображение способны в известной мере уменьшить имеющиеся у слепых и слабовидящих пробелы в сфере непосредственного художественного отражения» [1]. При восприятии графических объектов наблюдается: медлительность обзора, неясность, пропуск деталей изображения. Рассмотрение рисунка по частям осложняет понимании целостного визуального образа. Ключевыми моментами в понимании специфики восприятия детьми с нарушениями зрения визуальных плоскостных и объемных объектов являются: форма предмета, цвет и контраст, движение.

Арт-технологии обеспечивают развивающее и коррекционное воздействие на детей с нарушениями зрения. В связи с этим, необходимо внедрение арт-технологий, которые расширят возможности обучения детей с нарушениями зрения. Применение арт-технологий в общеобразовательном процессе даёт возможность выявить творческие способности учащихся, внести разнообразие в способы восприятия и понимая окружающего мира. Арт-технология должна учитывать простоту формы и сводимость ее к геометрической фигуре, яркий цветовой контраст (предпочтительно темно-зеленого и желтого) наличие направленного движения как в пространстве так и на плоскости, что особенно хорошо читается в рельефе [2].

На основе линейной композиции была разработана и апробирована серия уроков по изобразительному искусству, представляющая собой арт-технологию «Желтая улитка».

Арт-технология, состоит из последовательности арт-техник, а именно: рисование одним росчерком, пластилинография и создание описательного образа на основе анализа фактурной композиции. В данных арт-техниках были учтены особенности восприятия формы, цвета и контраста, движения детьми с нарушениями зрения. В ходе экспериментальной работы она была апробирована.

Проверка эффективности разработанной арт-технологии, которую назвали «Желтая улитка» провели на базе ГБОУ «Казанская школа №172 для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Эксперимент проходил среди детей первого года обучения. В эксперименте участвовало 8 человек. Эксперимент проходил в три этапа: на констатирующем этапе проводилось тестирование, на формирующем этапе проводились уроки по изобразительному искусству основанные на авторской арт-технологии «Желтая улитка» в экспериментальной группе, на констатирующем этапе проводилось контрольное тестирование по той же методике. На констатирующем этапе в обеих группах было организовано тестирование по методике П. Торренса направленное на определение уровня творческого развития. Данный тест был адаптирован в соответствии с возможностями детей, обучающихся в первом классе: белый фон в заданиях был заменён на желтый, в связи с лучшим восприятием и сокращено количество заданий. Исключены задания на составление композиции из 30 полос, которые пришлось бы значительно увеличить в размерах, что не представляется возможным. Оценка уровня творческого развития детей с нарушениями зрения проводилась исходя из нескольких показателей: беглость - характеризует творческую продуктивность человека; оригинальность - свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого; гибкость - оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому; разработанность - отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Высокому уровню творческого развития соответствовали следующие критерии: максимальное количество выполненных заданий; большое разнообразие идей и стратегий; способность выдвигать идеи, отличающие от очевидных; высокая успеваемость, способность к изобретательной и конструктивной деятельности. Среднему уровню соответствовали следующие критерии: повторяющие несколько раз один и тот же образ в рисунке; небольшое разнообразие образов; наличие простых, легких, стандартных ответов; небольшая проработка идей и рисунков. Низкому уровню соответствовали следующие критерии: бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название; негибкости мышления и недостаточный интерес к выполнению теста; примитивный подход к выполнению заданий; отсутствие разработки деталей в рисунке. Результаты тестирования позволили определить начальный уровень творческого развития детей с нарушениями зрения. Констатирующий этап показал недостаточный уровень творческого развития в обеих группах.

Эксперимент показал, что уровень сложности данных техник соответствует возрастным возможностям и особенностям здоровья. Так, например, «беглость» и «разработанность»

имеют одинаково низкие показатели, что говорит о небольшом количестве выполненных и проработанных заданий. У показателя «оригинальность» уровень чуть выше. С заданием на «гибкость» справились хуже всего, что свидетельствует о низком творческом развития и креативности. У контрольной группы во всех показателях доминирует средний уровень. С заданием на «беглость» справились меньшее количество класса, но с заданием на «оригинальность» не возникло больших трудностей.

Результаты диагностики творческого развития учащихся на констатирующем этапе показали, что более половины учащихся находятся на низком или удовлетворительном уровне творческого развития. Ещё один немало важный факт низкой оценки некоторых учеников состоит в том, что чем хуже уровень зрения у ребенка и чем сложнее способность восприятия, тем ниже показатель творческого развития. Процесс поиска путей для исправления ситуации привел нас к предположению, что творческому развитию детей с ограниченными возможностями по зрению может способствовать проведение адаптированных под данную специфику детей уроков по изобразительному искусству с внедрением арт-технологий, созданием атмосферы доверия и сотрудничества, способствующей эффективному формированию позитивного образовательного пространства [3]. Дети проявили заинтересованность и увлеченность.

Для объяснения и освоения каждой из техник были разработаны планы трех уроков. Рисование одним росчерком - это техника рисования, при которой художник не отрывает карандаша от поверхности листа до полного завершения рисунка. Эта техника дает тренировку фантазии и образного мышления, а также хорошо развивает мелкую моторику рук, что для детей с нарушениями зрения важно. Традиционный способ выполнения данной техники не будет понятен в силу особенностей зрения, поэтому техника была адаптирована. Рисование одним росчерком дает возможность детям с нарушениями зрения приобрести навык рисования предметов, животных, растений и т. д. сначала при помощи схематичного повторения, используя трафарет, а затем в свободной форме по воображению. Для облегчения передачи формы объектов окружающего мира были разработаны трафареты. Данные трафареты передавали обобщенную форму природного объекта. Трафарет не должен содержать пересекающихся линий, так как в этом случае слабовидящий ребенок не сможет проследить направление линии. На первом уроке детей познакомили с новой техникой рисования - одним росчерком. Им были продемонстрированы примеры работ выполненной в этой технике. Обзор иллюстраций проходил в соответствии с уровнем зрения каждого ребенка. Некоторые дети воспринимают информацию фронтально с доски, а некоторые фронтально с парты перед собой. После знакомства с данным видом техники, дети получили раздаточный материал: листы бумаги формата A4 желтого, белого цветов, маркеры черного цвета и разной толщины рисования, а также подготовленные заранее трафареты формата A4 и А5 с рельефными образами животных. После демонстрации принципов работы, каждый ребенок приступил к самостоятельному рисованию. В ходе работы некоторым детям приходилось прибегать к помощи педагога, так как возникали проблемы с поиском начала линии в трафарете и постановки руки. Такая проблема возникала у тех детей, у которых уровень зрения ниже, чем у остальных. В работе A.A. Любимова и М.П. Любимовой отмечается необходимость использования «правильных слов, точно и однозначно передающих смысл и содержание, описывающих действие, а также название предмета или иного объекта» при формировании какого-либо навыка, в том числе навыка работы с линейкой или в нашем случае с трафаретом [4]. После освоения навыка рисования одной линией по трафарету, детям предложили убрать трафарет и попробовать рисовать без него. У многих детей с нарушениями зрения начали получаться свои, интересные образы, отличающиеся от трафаретных.

Л.И. Солнцева анализируя результаты исследований психологических аспектов формирования образов внешнего мира у детей с нарушением зрения отмечает «...с одной

стороны, [...] несмотря на глубокие нарушения зрения, формирование зрительных образов внешнего мира подчиняется общим закономерностям становления зрительного образа с нормально видящими, а с другой стороны, они имеют специфику формирования этого образа, как в процессе зрительного опознания, так и в качественной характеристике самого образа [...] В первую очередь это скорость и последовательность, сукцессивность или симультанность процесса восприятия. [...] процесс зрительного восприятия детей с глубокими нарушениями зрения характеризуется сукцессивностью его протекания. Однако дети с остаточным зрением, с низкой остротой зрения все-таки способны составить представление об объекте по неполному контуру» [5]. Поэтому в обучении детей с нарушениями зрения необходимо стремиться к формированию целостного представления, опираясь на принцип замкнутости гештальта, согласно которому сознание стремится завершить незаконченные фигуры, заполнить существующие пробелы и позволяет увидеть не разъединенные линии, а целостный образ.

Пластилинография - это техника, которая обучает рисованию пластилином на основе. В этой технике изображения получаются выпуклыми, полуобъёмными. С помощью пластилинографии у детей с нарушениями зрения развивается творческое воображение, повышается сенсорная чувствительность, т. е. способствует более тонкому восприятию фактуры, формы, цвета, веса и пластики; развивается моторика рук. Третья техника связана с восприятием фактур окружающей среды через текстиль. В предыдущих техниках дети сами работали с изобразительными материалами, сначала рисуя образ улитки, а затем создавая её рельеф из пластилина. При остаточном зрении у слабовидящих активно развивается процесс осязания, что способствует развитию тактильного восприятия окружающей среды. Картина мира дополняется за счет тактильных ощущений, которые нужно трансформировать в целостные образы. Поэтому необходимо в творческом развитии детей с нарушениями зрения максимально использовать их тактильную восприимчивость и остаточное зрение. Специфика изучения рельефных изображений слепыми детьми дошкольного и младшего школьного возраста изучается в статье Н.П. Шведовой [6].

В ходе урока по освоению арт-техники пластилинография, педагогом было предложено детям вспомнить образы, которые они рисовали на первом уроке одним росчерком. Был роздан раздаточный материал, в состав которого входили трафареты из первого урока формата А4, плотный картон и пластилин разного цвета. На примере мастер-класса педагогом было продемонстрированы приёмы данной техники. После чего детям было предложено выбрать трафарет, перевести этот образ на картон и с помощью приёмов пластилинографии заполнить пространство внутри контура. В ходе чего было выявлено, что большая часть учеников использовали для рисования пластилином два и более приёма. Некоторые ученики заполнили нарисованный образ лишь одним приёмом. Был интересен тот факт, что многие ученики по воображению дорисовывали окружающую среду, сопровождая при этом рассказом о своём нарисованном персонаже.

Образ улитки стал сквозным для всех техник. В третьей технике перед детьми стояла задача - научиться переводить свои тактильные ощущения в вербальные образы. Улитка является основным навигатором по фактурной композиции из текстиля, которую можно составлять в разном порядке. Улитка представляет собой бусины, нанизанные на веревку, протянутую через специальные петли так, чтобы улитка могла «перебираться» через различные поверхности. В текстильной композиции заложены пять разнообразных поверхностей окружающей среды, а именно: листа дерева, коры дерева, травы, суши и воды. Текстиль в данной композиции является имитацией природных поверхностей. Так как текстиль обладает большим разнообразием фактур, а также богатым ассоциативным рядом при тактильном изучении поверхности. Это простые образы, которые встречаются в окружающей среде, представленные в форме квадрата. Они понятны для восприятия, как зрячим, так и слабовидящим детям. В композиции используются не природные объекты и фактуры, а их

https:// mir-nauki. com

художественные образы, что позволяет детям объяснить саму природу художественного образа. Большая часть учеников начинала свой анализ с фактуры листа дерева, обосновывая это тем, что улитка только что проснулась на листке и с нее начинает свой день. Игровой принцип обучения увлекал детей и стимулировал творчество [7]. Далее, в большинстве случаев учеников притягивали более выразительные поверхности, такие как трава с разным по длине ворсом и грубая по своей фактуре ткань с обработкой, которая ассоциировалась у них с корой дерева. Было замечено, что наиболее угадываемый образ был образ земли, на котором встречались камушки в виде пуговиц и бусин разной формы. Приятнее всего было прикасаться к поверхности травы, так как сам ворс имеет приятную текстуру. Так же любопытна для анализа была поверхность воды. Это композиция ярко синего цвета, в которую вшит шуршащий полиэтилен. На анализ этой фактуры было потрачено наибольшее количество времени.

Важность такого подхода в ежедневной коррекционной работе отмечает учитель-дефектолог И.В. Котельникова в рекомендациях по работе с детьми с нарушениями зрения «... уделять внимание выделению признаков и свойств предметов (формы, цвета, величины и пространственного положения). Подбирать и группировать предметы по этим признакам, а также по их назначению. [...] Учить различать, называть качества, свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый, мягкий, теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит, хрустит, звенит). Развивать полисенсорное, бисенсорное восприятие предметов (включение одного, двух или нескольких анализаторов в процесс познания признаков предметов)» [8]. В основе последнего игрового задания лежит синестезийный подход к формированию художественного образа у детей с нарушениями зрения, который способствуют целостности восприятия окружающего мира, позволят ребёнку творчески подходить к решению незнакомых ситуаций и стимулировать интерес к обучению. Синестезия рассматривается нами как неотъемлемое свойство образного восприятия и важного способа гармонизации мышления.

На контрольном этапе эксперимента, было проведено повторное тестирование, согласно методике П. Торренса. Результаты тестирования показали, что в экспериментальной группе наблюдается существенное повышение уровня творческого развития детей с нарушениями зрения, а в контрольной группе, занимавшейся по традиционной методике, изменения не были зафиксированы.

Современная педагогика расширяет спектр целевых групп, на которые направлено воздействие, и постоянно совершенствует сами механизмы этого воздействия, что позволяет подбирать эффективный инструментарий для отдельной педагогической ситуации [9]. Разработка специальных методических приемов проходит параллельно с адаптацией содержания учебников в связи «с введением в 2016 году Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), Примерных адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для слепых обучающихся. В настоящее время ведется разработка специальной учебной литературы по всей линейке учебных предметов, рассчитанных на пролонгированный 5-летний срок обучения слепых младших школьников. В основе обеспечения доступности получения учебной информации лежит тактильное восприятие тотально слепыми и слепыми со светоощущением и тактильное и зрительное восприятие слепыми с остаточным зрением» [10]. Синестезийный подход к организации уроков для младших школьников с ОВЗ по зрению позволяет активизировать когнитивные и аффективные процессы в обучении. Это особенно ценно, когда речь идет о развитии творческого начала у обучающегося.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кантор В.З. Художественный потенциал инвалидов по зрению как проблема реабилитационной тифлопедагогики и тифлопсихологии (Методологический аспект) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 100. - С. 104-116.

2. Нагаева Т.Н. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 92с.

3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2014. - 160 с.

4. Любимов А.А., Любимова М.П. Обучение предметно-практическим действиям детей с глубоким нарушением // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 8. - С. 36-44. - URL: https://lyubimov.su/pedagogam/obuchenie-predmetno-prakticheskim-deystviyam-detey-s-glubokim-narusheniem-zreniya.html.

5. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М.: Полиграф сервис, 2000. - 250 с.

6. Шведова Н.П. Рельефная наглядность для слепых // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 1. - С. 33-42.

7. Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация. - М.: Изд-во «Экзамен», 2004. - 160 с.

8. Котельникова И.В. Консультация для воспитателей «Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения». - URL: file:///C:/Users/User/Desktop/konsultahia.pdf (дата доступа 18.12.2019 г.).

9. Каркина С.В., Валеева Р.А. Сущностно-содержательная характеристика понятия «Signature pedagogy» в контексте отечественной научно-педагогической мысли // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - №4. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/21PDMN419.pdf (дата доступа 20.12.2019 г.).

10. Потемкина А.В. Принципы адаптации содержания образования в учебниках для слепых младших школьников // Вестник психофизиологии. - 2018. - № 2. - С. 185-192.

https:// mir-nauki. com

Emanova Juliana Gennadevna

Kazan (Volga region) federal university, Kazan, Russia E-mail: emanova-yao@mail.ru

Yao Michail Konstantinovich

Kazan (Volga region) federal university, Kazan, Russia E-mail: emanova-yao@mail.ru

Ahmetshina Elmira Gabdullovna

Kazan (Volga region) federal university, Kazan, Russia E-mail: Gumerik69@mail.ru

Berdnikova Arina Evgenevna

Kazan (Volga region) federal university, Kazan, Russia E-mail: berdnikova.ari@yandex.ru

The formation of a visual artistic image in children with visual impairments

Abstract. The article is devoted to the formation of a visual artistic image in children with visual impairments. Describes art technology based on a linear composition. In this art technology, with the help of three - fine-tuning techniques - drawing with one stroke, plasticine painting and recognition of nature's images in textured textured composition, training is being given to the formation of a visual image from a planar to a relief image, and then to the interpretation of the textured composition. The picture of the world is transmitted in this art technology through tactile, verbal and visual images. Testing of art technology took place on the basis of a special Kazan school for children with disabilities. According to the adapted methodology of P. Torrens, testing was conducted to determine the level of creative development, a series of three lessons was developed, plans for conducting lessons were drawn up, and the course of the pedagogical experiment was described. In the process of mastering art technology, students acquire skills not only in drawing, but also in the ability to visualize the environment. The article says that the education of children with visual impairments must be based on the principle of closed gestalt, according to which the consciousness seeks to complete unfinished figures, fill in the existing gaps and allows you to see not disconnected lines, but a holistic image; a synesthetic approach to the formation of an artistic image in children with visual impairments contributes to the integrity of the perception of the world around them, will allow the child to be creative in solving unfamiliar situations and stimulate learning. The results of the pedagogical experiment allow us to recommend this art technology for use in schools where students with visual impairments are trained.

Keywords: visual artistic image; children with visual impairments; art equipment; art technology; gestalt; synesthesia; P. Torrens technique

24PDMN619

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.