Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-71-75
Использование арт-терапии (пластилинографии) как формы работы с детьми, страдающими аутизмом
© 2018 Магомедова М. К.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: marykama@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель. Осветить в данной статье вопросы использования арт-терапии (пластилинографии) как формы работы с детьми, страдающими аутизмом, показать возможности арт-терапевтических технологий в работе с детьми, страдающими аутизмом, в построении с ними психотерапевтических отношений в условиях Центра нейрореабилитационной терапии и развития г. Махачкалы Республики Дагестан. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, игровые задания, пластилинография, наблюдение. Результат. Дано теоретическое обоснование роли арт-терапии в работе с детьми, страдающими аутизмом. На практике показано, что одной из эффективных арт-терапевтических форм работы с детьми, страдающими аутизмом, является пластилинография, которая начинается с первых занятий, выступает платформой для психотерапевтических отношений между ребенком-аутистом и арт-терапевтом. Вывод. При организации индивидуального подхода к детям, страдающим аутизмом, на примере арт-работы с Мухамадом (3 года) было показано, что использование арт-терапии (пластилинографии) как формы работы, послужило платформой для психотерапевтических отношений между ним и арт-терапевтом, что стало благоприятным основанием для использования в работе с ним в дальнейшем других арт-терапевтических технологий.
Ключевые слова: арт-терапия, арт-педагогика, арт-терапевтические техники, аутизм, дети, страдающие аутизмом, пластилинография, пластилин, психотерапевтические отношения.
Формат цитирования: Магомедова М. К. Использование арт-терапии (пластилинографии) как формы работы с детьми, страдающими аутизмом // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 71-75. DOI: 10.31161/1995-06592018-12-3-71-75_
Use of Art Therapy (Playdohgraphy) as Form of Work
with Children with Autism
© 2018 Maryam K. Magomedova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: marykama@mail.ru
ABSTRACT. The aim of the article is to highlight the issues of using the art therapy (playdohgraphy) as form of work with children with autism, to show the possibilities of art therapeutic technologies in work with children with autism, in psychotherapeutic relationship building with them in the conditions of Center of Neurorehabilitation therapy and development (Makhachkala, Republic of Dagesta). Methods. The analysis of psychological and pedagogical literature, games, playdohgraphy, observation. Result. The theoretical substantiation of the role of art therapy in work with children with autism is given. It is shown in practice that one of the most effective art therapy form of work with children with autism is playdohgraphy, that starts with the first lesson, acts as a platform for the psychotherapeutic relationship between a child with autism and an art therapist. Conclusion. In the organization of an individual approach to children with autism, on the example of art work with Muhammad (3 years old), it is shown that the use of art therapy (playdohgraphy) as a form of work is used as a platform for psychotherapeutic relations between him and the arts therapist. That becomes a favorable basis for using in the work with him in future the other art therapeutic technologies.
Keywords: art therapy, art pedagogy art therapeutic techniques, autism, children with autism, playdohgraphy, clay, psychotherapeutic relationship.
For citation: Magomedova M. K. Use of Art Therapy (Playdohgraphy) as Form of Work with Children with Autism. Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical University. 2018. Vol. 12. No. 3. Pp. 71-75. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-71-75 (In Russian)
Введение
В последнее время нам, к сожалению, всё чаше приходится слышать столь устрашающее слово, как аутизм. И не зря сегодня аутизм - это актуальная проблема в нашем обществе. Аутизм в психолого-педагогической и
медицинской литературе
характеризуется как серьезное нарушение развития. Дети с аутизмом чувствуют всевозможные трудности. Считается, что таблетки от аутизма отсутствуют, поэтому надо признаться, аутизм невозможно излечить. Но, в последние годы предоставляется все больше решений, связанных с данным расстройством. Помощь детям с таким диагнозом заключается в ранней диагностике и длительной
квалифицированной медико-
психологической поддержке.
Аутизм - психическое расстройство человека, где наблюдается
коммуникативно-социальное ограничение, и которое заслуживает значительного внимания со стороны специалистов. Дети с аутизмом используют вербальное общение эпизодично или не используют вообще. Такие дети от рождения не отвечают на дружеские знаки общения. Известно, что коммуникация при аутизме значительно затруднена. Иногда они предпочитают молчать по собственному желанию, а не вследствие неспособности говорить [5].
Аутизм не всегда связан с нарушением интеллекта. Симптомы у каждого ребенка различаются - так же, как навыки и когнитивные способности. Есть убеждение, что аутизм имеет преемственность с художественным талантом. Разные теоретические точки зрения побуждают призадуматься о взаимосвязи между некоторыми формами аутизма и когнитивным развитием.
Цели
Осветить в данной статье вопросы, использования арт-терапии
(пластилинографии) как формы работы с детьми, страдающими аутизмом. Показать возможности
арттерапевтических технологий в работе с детьми, страдающими аутизмом, в построении с ними
психотерапевтических отношений, в условиях Центра нейроабилитационной терапии и развития Ability centr г. Махачкалы Республики Дагестан.
Центр нейроабилитационной терапии и развития Ability centr является единственным в своем роде для нашей республики. Здесь врачи, педагоги, логопеды, психологи и арт-терапевты работают в одной команде, в результате чего ребенок получает максимально эффективную комплексную помощь.
Методы
Анализ психолого-педагогической литературы, игровые задания, пластилинография, наблюдение.
Результаты и обсуждение
Для того чтобы лучше почувствовать и понять детей, которым мы хотим помочь, прежде всего, необходимо дать определение аутизму. В книге Хеварда «Особые дети. Введение в коррекционное образование», под данным расстройством понимается «нарушение развития, затрагивающее вербальную и невербальную коммуникацию и социальные взаимодействия. Как правило, его признаки становятся заметны в возрасте до 3 лет...» [4]. В число симптомов входят «склонность к повторяющимся действиям и стереотипным движениям, сопротивление переменам в обстановке или распорядке дня, нетипичная реакция на сенсорные ощущения» [4].
Арт-терапия для детей аутистов - это один из результативных методов раскрытия у них коммуникативных способностей. Использование методов арт-терапии в работе с детьми
аутистами, помогает специалисту увидеть и почувствовать внутренний психолого-эмоциональный мир ребенка. Арт-терапевтические методы и приемы, основанные на принципах
толерантности, в частности, рисование, способствуют снятию эмоционального напряжения, помогают наладить взаимоотношения с арт-терапевтом, снимают тревожность, способствуют коммуникативному раскрытию аутиста.
Арт-терапия - это форма реабилитационной терапии,
используемая в работе с детьми, страдающими аутизмом. Арт-терапия является комбинацией
психотерапевтической и
психологической корректировки,
основанной на синтезе искусства и творчества. Арт-терапия - это терапия средствами изобразительного искусства, суть которого заключается в оздоровлении психоэмоционального самочувствия с целью воздействия на психоэмоциональное состояние
человека. Как в обучении, так и в терапии используются положительные свойства изобразительной деятельности с целью пробудить в респонденте ответную реакцию. Оба способа могут быть использованы совместно, чтобы положительно воздействовать на состояние ребенка с аутизмом, на его жизнь в целом [6].
Труды таких ученых как И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева
подтверждают нашу мысль, о том, что развитие мелкой моторики кисти рук напрямую влияют на развитие речи. И. М. Сеченов в своих работах говорил, что мышечное ощущение - это важный показатель здорового человека, что в движении заключается вся суть: «можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя; можно нюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя делать без движения» [2]!
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский тоже придавал особое значение развитию мелкой моторики: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» [3].
С рождения ребенок обучается навыкам хватания, перекладывания, правильному держанию предметов. Взрослея, эти навыки усложняются, включаются обе руки. От ребенка требуют уже координации и внимания. В простых арт-терапевтических
упражнениях он учится работать с карандашами, ножницами, бумагой, красками. С этой целью созданы программы ранней психолого-педагогической поддержки детей с отклонениями в развитии.
Только лишь научившись переносить свои эмоциональные импульсы на бумагу, дети с аутизмом уже могут приобрести многое. Работая над рисунком, отражающим их
эмоциональное состояние, дети уже смогут проявить определенную степень самоанализа. Хотя сами они, возможно, ещё не осознают этого. Инстинктивная потребность в такой формулировке чувств может трансформироваться в процесс активного самопознания, который будет длиться всю жизнь. Спонтанная изобразительная
деятельность детей - сочетание в себе рисования, лепки, аппликации, обычно выступает благоприятной платформой для психотерапевтического
взаимодействия. И в данном конкретном случае мы использовали такую технику арт-терапии, как «пластилинография», сочетающую в себе и рисование, и лепку.
«Пластилинография» от слов «графия» - создавать, изображать и «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения приобретают более или менее выпуклые, объемные или полуобъёмные очертания на горизонтальной поверхности [1]. «Пластилинография» предполагает технику рисования пластилином, поскольку он очень универсальный
дидактический материал, обладает различными свойствами: цвет, мягкость, гибкость. Кроме того свойства пластилина позволяют им
манипулировать: отщипывать,
присоединять, раскатывать, растягивать. В работе с этими приемами обязательно участвуют обе руки ребенка. Ребенок прикладывает определённое физическое усилие. У него формируется чувство координации и осознание своих возможностей.
Опыт работы с Мухамадом, трехлетним мальчиком с аутизмом, в условиях Центра нейроабилитационной терапии и развития Ability centr г. Махачкалы республики Дагестан показывает, как посредством арт-терапии (пластилинографии) можно научить ребенка выражать свои эмоции и управлять ими. Арт-терапевтическая программа по работе с мальчиком рассчитана была на 15-дневный курс. В задачи этого курса входили как диагностические, так коррекционные этапы работы.
Изначально Мухамад был чрезвычайно замкнутым,
необщительным мальчиком,
предрасположенным к перепадам настроения, раздражительности и агрессии во время занятий. Такое настроение было констатировано на первых встречах при знакомстве его с красками и карандашами.
Благодаря терпению и поддержке квалифицированного арт-терапевта, Мухамад познакомился с таким абсолютно новым для него материалом, как пластилин. Процесс
арттерапевтической работы в технике пластилинографии с детьми, страдающими аутизмом, имеет несколько этапов. На начальном этапе идёт игра с пластилином, знакомство с приемами отщипывания его пальчиками, надавливания на пластилин подушечкой указательного пальца, размазывания пластилина по поверхности основы от центра к краям контура
На следующем этапе мы включили в работу вспомогательные инструменты: стеки, палочки, трубочки, крышечки. В процессе таких занятий у Мухамада
постепенно появились навыки перекладывания из руки в руку стека, что в дальнейшем создаст платформу для формирования навыка правильно держать ложку, карандаш.
Согласно вышеописанным взглядам на роль и значение арт-терапии в работе с детьми-аутистами, мы составили свою программу работы с 3-летним ребенком-аутистом Мухамадом. В этой работе, учитывая его индивидуальные потребности и реакции, по мере развития арт-терапевтического процесса, мы стремились способствовать возможности его творческого самовыражения, постепенно вводя все новые изобразительные материалы, тем самым помогая Мухамаду получить новый опыт.
Заключение
Построение и развитие отношений с Мухамадом, в силу наличия у него черт аутизма, требовало от арт-терапевта большой чувствительности и сохранения стабильности в отношениях, без чего нельзя было вводить в работу новые элементы, например, изобразительные материалы или способы
взаимодействия. Такая стабильность в отношениях всё еще в процессе становления, поскольку 15-дневный цикл занятий - это очень маленький срок. Лишь длительный период комплексной работы арт-терапевта с другими специалистами даст возможность говорить нам об определенном более устойчивом эмоциональном состоянии, которое можно будет интерпретировать.
Результаты представленного
небольшого исследования позволяют говорить о том, что использование арт-терапии (пластилинографии) в работе с детьми, страдающими аутизмом, способствуют развитию у них мелкой моторики. Дети, страдающие аутизмом, осваивают различные технологические приёмы и способы работы, у них проявляется интерес к работе с пластилином, они обнаруживают усидчивость в обучении элементарным навыкам владения инструментами, а затем и предметами обихода. Здесь очень важно приобрести в лице родителей заинтересованных и понимающих партнёров.
На практике показано, что одним из эффективных арт-терапевтических форм работы с детьми, страдающими аутизмом, является пластилинография, которая лежит в основе арт-терапии и начинается с первых занятий, выступая платформой для психотерапевтических отношений между ребенком-аутистом и арт-терапевтом. При организации индивидуального подхода к детям, страдающим аутизмом, на примере работы с Мухамадом в условиях Центра нейроабилитационной терапии и развития Ability centr г. Махачкалы Республики Дагестан было показано, что использование арт-терапии
(пластилинографии), как формы работы, выступило благоприятной платформой для психотерапевтических отношений между ним и арт-терапевтом. Это легло в основу использования в работе с ним в дальнейшем других арт-терапевтических технологий.
Не существует единой схемы ведения детей с аутизмом. В каждом отдельном клиническом случае нужен
индивидуальный подход. Проблема Литература
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. М., 2003. 88 с.
2. Кольцова М. М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. М. : Педагогика. 1980. 164 с.
3. Магомедова М. К. Артпедагогика и нетрадиционные техники рисования в творческом развитии дошкольников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-
аутизма сегодня предоставляет нам разные теории, которыми можно руководствоваться для разработки арт-терапевтических подходов к работе с аутичными детьми. Мы не стремились продемонстрировать единственно
возможный вариант работы с аутичными детьми. Задачей данной статьи было, как можно яснее показать, на каких механизмах и закономерностях основано применение одного из вариантов арт-терапевтической работы
(пластилинографии) с такими детьми.
Сотрудники Ability centr используют целый комплекс методик, который дает динамику. Своевременное, как можно раннее, систематическое использование различных подходов в реабилитации детей с аутизмом, дает перспективы хорошего результата. Терапия аутизма сконцентрирована на увеличении уровня адаптации деток к внешнему миру за счет стимуляции речевого и социального развития, что позволяет
модифицировать поведение ребенка и облегчить контакт с родителями и ровесниками.
педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 6367.
4. Heward, William L. Exceptional Children: Introduction to Special Education. 2003, 484 p.
5. Osborne, Jan. Art and the Child with Autism: therapy or education? Early Child Development and Care, 2003, Vol. 173(4). Pp. 411-423.
6. Peter, Melanie. «Good for them, or what?». The arts and pupils with SEN. British Journal of Special Education. Vol. 25. No. 4. December, 1998. Pp. 168172.
References
1. Davydova G. N. Plastilinografiya. Animalisticheskaya zhivopis' [Playdohgraphy. Animalistic painting]. Moscow, 2003. 88 p. (In Russian)
2. Koltsova M. M. Razvitiye signal'nykh sistem deystvitel'nosti u detey [Development of signal systems of reality of children]. Moscow, Pedagogika Publ. 1980. 164 p. (In Russian)
3. Magomedova M. K. Art pedagogy and non-traditional drawing techniques in the creative development of preschoolers. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskiye nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and
Pedagogical Sciences]. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 63-67. (In Russian)
4. Heward, William L. Exceptional Children: Introduction to Special Education. 2003. 484 p.
5. Osborne, Jan. Art and the Child with Autism: therapy or education? Early Child Development and Care, 2003. Vol. 173(4). Pp. 411-423.
6. Peter, Melanie. «Good for them, or what?». The arts and pupils with SEN. British Journal of Special Education. Vol. 25. No. 4. December, 1998. Pp. 168-172.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Магомедова Марьям Курбановна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагоги и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский
государственный педагогический
университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; email: marykama@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliations
Maryam K. Magomedova, Ph. D.
(Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email:
marykama@mail.ru
Принята в печать 06.08.2018 г.
Received 06.08.2018.