Научная статья на тему 'Особенности изобразительной деятельности учащихся младших классов общеобразовательной школы'

Особенности изобразительной деятельности учащихся младших классов общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1523
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / VISUAL ACTIVITY / CREATIVITY / CREATIVE PERCEPTION / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишняков Александр Иванович

В данной статье рассматриваются особенности творческого восприятия детей младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте заложены большие возможности художественно-эстетического развития детей. Дети обычно интересуются рисованием, лепкой, музыкой. Нормально развитый ребенок к школьному возрасту хорошо понимает, что картина или рисунок есть отображение действительности. Ребенок уже умеет правильно оценивать перспективное изображение, так, как ему известно, что один и тот же предмет, расположенный далеко, выглядит на рисунке маленьким, а близко гораздо больше. Поэтому он пристально всматривается, соотносит изображения одних предметов с другими. Рисунки и живопись содействуют развитию знаковой функции сознания и художественного вкуса. В рамках исследования нами были использованы следующие методики: рисуночные методики «Красивый рисунок» (А.Л. Венгер), «Дом Дерево Человек» (ДДЧ) и включенное наблюдение. После результаты обработаны качественно и количественно. Приведена сравнительная характеристика творческого восприятия школьников первого, второго, третьего и четвертого классов. Нами выбраны основные критерии для выявления особенностей творческого восприятия, такие как содержание рисунка, технику исполнения, эмоциональность. Оценка работ учащихся осуществлялась по формальным показателям на основании разработанной нами схемы, базирующейся на критериях оценивания рисунков на уроке изобразительного искусства. Каждый рисунок по выделенным критериям, относился нами к одному из четырех уровней: высокий, оптимальный, достаточный, критический. В результате мы выявили, младшие школьники в изобразительной деятельности ребенка проявляются особенности познавательных процессов, а также особенности восприятия окружающей действительности, обусловленные социализацией ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of fine activity of pupils of younger classes of comprehensive school

This article discusses the features of creative perception of children of primary school age. At the primary school age there are great opportunities for artistic and aesthetic development of children. Children are usually interested in drawing, modeling, music. Normally developed child to school age is well aware that the picture or picture is a reflection of reality. The child is already able to correctly assess the perspective image, as he knows that the same object, located far away, looks small in the picture, and close much more. Therefore, he looks closely, correlates the images of some objects with others. Drawings and paintings contribute to the development of the iconic function of consciousness and artistic taste. In the framework of the study we used the following methods: drawing techniques "Beautiful drawing" (A.L. Wenger), "House Tree Man" (HTM) and included observation. After the results are processed qualitatively and quantitatively. The comparative characteristic of creative perception of pupils of the first, second, third and fourth grades is resulted. We have selected the main criteria for identifying the features of creative perception, such as the content of the picture, technique, emotionality. Evaluation of students' works was carried out according to formal indicators on the basis of the scheme developed by us, based on the evaluation criteria of drawings in the classroom of fine arts. Each figure according to the selected criteria, we referred to one of four levels: high, optimal, sufficient, critical. As a result, we have identified younger students in the visual activity of the child manifested features of cognitive processes, as well as features of perception of reality, due to the socialization of the child.

Текст научной работы на тему «Особенности изобразительной деятельности учащихся младших классов общеобразовательной школы»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Вишняков А.И. Особенности изобразительной деятельности учащихся младших классов общеобразовательной школы // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Vishnyakov A.I. (2019). Features of fine activity of pupils of younger classes of comprehensive school. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN519.pdf (in Russian)

Грант администрации Оренбургской области № 30 от 14.08.2019 г.

УДК 159.9 ГРНТИ 15.41.31

Вишняков Александр Иванович

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия

Профессор

Доктор биологических наук, доцент E-mail: ferupin@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=205798 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56198536600

Особенности изобразительной деятельности учащихся младших классов общеобразовательной школы

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности творческого восприятия детей младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте заложены большие возможности художественно-эстетического развития детей. Дети обычно интересуются рисованием, лепкой, музыкой. Нормально развитый ребенок к школьному возрасту хорошо понимает, что картина или рисунок есть отображение действительности. Ребенок уже умеет правильно оценивать перспективное изображение, так, как ему известно, что один и тот же предмет, расположенный далеко, выглядит на рисунке маленьким, а близко - гораздо больше. Поэтому он пристально всматривается, соотносит изображения одних предметов с другими. Рисунки и живопись содействуют развитию знаковой функции сознания и художественного вкуса.

В рамках исследования нами были использованы следующие методики: рисуночные методики «Красивый рисунок» (А.Л. Венгер), «Дом - Дерево - Человек» (ДДЧ) и включенное наблюдение. После результаты обработаны качественно и количественно. Приведена сравнительная характеристика творческого восприятия школьников первого, второго, третьего и четвертого классов. Нами выбраны основные критерии для выявления особенностей творческого восприятия, такие как содержание рисунка, технику исполнения, эмоциональность. Оценка работ учащихся осуществлялась по формальным показателям на основании разработанной нами схемы, базирующейся на критериях оценивания рисунков на уроке изобразительного искусства. Каждый рисунок по выделенным критериям, относился нами к одному из четырех уровней: высокий, оптимальный, достаточный, критический.

В результате мы выявили, младшие школьники в изобразительной деятельности ребенка проявляются особенности познавательных процессов, а также особенности восприятия окружающей действительности, обусловленные социализацией ребенка.

Ключевые слова: изобразительная деятельность; творчество; творческое восприятие; младший школьник; развитие личности

Характерной чертой восприятия детей младшего школьного возраста является его сравнительно малая дифференцированность: учащиеся неточно и ошибочно различают сходные объекты по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Восприятие в этом возрастном периоде тесно связано с действиями, с практической деятельностью ребенка, поэтому применение наглядного метода обучения способствует развитию наблюдательности.

Внимание младших школьников продолжает сохранять непроизвольный характер: дети легко и быстро отвлекаются, с трудом концентрируют внимание на изучаемом явлении.

Воображение младших школьников, не лишаясь живости, яркости и конкретности представления дошкольного возраста, постепенно становится более реалистичным. Получает дальнейшее развитие творческое воображение: образы становятся более реалистичными, сдерживается необузданная фантазия, что связано с развитием способности контролировать и оценивать образы воображения с позицией логики.

Для младших школьников характерны непосредственный характер эмоций, обусловленность их определенными формами деятельности и движений, яркое внешнее выражение эмоций в мимике, движениях, возгласах; испытываемые эмоциональные состояния неустойчивы, они легко изменяются и по интенсивности (иногда доходящей до степени аффекта), и по характеру. Дети этого возраста еще не могут скрывать свои эмоциональные настроения, они поддаются им стихийно. Младшие школьники не способны контролировать, сдерживать эмоции, даже если это требуется обстоятельствами.

В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, дети в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближними (и по пространству, и по времени) целями, еще не могут выдвигать отдаленные цели, требующие для своего достижения ряда промежуточных действий.

У детей данного возраста часто не хватает выдержки, способности настойчиво добиваться требуемого результата, одни цели у них сменяются другими.

К возрастным особенностям характера младшего школьника относятся и такие позитивные черты как отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость. В этом возрасте детей отличает склонность к подражанию, податливость и известная внушаемость воздействию авторитетного взрослого.

В младшем школьном возрасте заложены большие возможности художественно-эстетического развития детей. Дети обычно интересуются рисованием, лепкой, музыкой.

Таким образом, в младшем школьном возрасте под влиянием обучения происходят серьезные сдвиги в психическом развитии детей.

Много внимания уделял детскому изобразительному творчеству А.А. Бакушинский. Автор не только вводит в обиход понятие «искусство детей», но и наделяет это искусство свойствами, о которых могут только мечтать многие представители «взрослого искусства». В своей работе «Искусство детей», он указывает на то поучительное и положительное, что может дать искусство детей. «Поучиться у ребенка можно силе и простоте композиции... Оправдана

каждая форма, обобщенная до предельной скупости. Но самое замечательное, что формально заслуживает всяческого изучения, - это обычная для детского рисунка безукоризненная ритмичность, выводящая образ из строя «натуральных впечатлений» [1].

Интересно высказывание о детском творчестве, принадлежащее замечательному скульптуру А.С. Голубкиной: «Бессознательная непосредственность незнания долго удержаться не может. Даже дети очень скоро начинают видеть свои ошибки, и на этом их непосредственность кончается» [2].

На основании анализа специальной психолого-педагогической литературы мы можем выделить общие черты изобразительного творчества детей младшего школьного возраста.

В работах ребят младшего школьного возраста присутствует композиционное мастерство, колористическое совершенство, предельная выразительность, непосредственность и целеустремленность. Одним словом, все то, что характеризует подлинное произведение искусства. Если, изображая озеро, ребенок показывает его стоящим вертикально, а дорогу направляет в небо, или когда ребенок рисует в плане людей и животных и, желая избежать ракурсов, положил их на землю плашмя, то все это характеризует изображение как творческие находки. Между тем ребенок не умеет рисовать иначе, соприкасаясь с изобразительным искусством, само искусство оказывает непосредственное воздействие на духовную жизнь ребенка, на развитие его интеллекта и других психических аспектов [3; 4].

Детский рисунок «становится для нас уникальным методом тестирования, неистощимым источником наблюдений и в высшей степени полезным способом коррекции [5; 6].

Представленные в литературе исследования свидетельствуют о том, что рисунок может выступать как показатель интегративной характеристики развития познавательной сферы. Д. Дилео, например, считает, что рисунки могут рассматриваться с точки зрения интеграции познавательного, эмоционального и перцептивного аспектов [7-9].

Целью нашего экспериментального исследования является выявление особенностей изобразительной деятельности учащихся младших классов с нормой. Полученные результаты могут быть полезны для учителей изобразительного искусства.

Нами были использованы следующие методики: рисуночные методики «Красивый рисунок» (А.Л. Венгер), «Дом - Дерево - Человек» (ДДЧ) и включенное наблюдение [10].

Комплект методик и критерии оценки разработаны совместно с О.С. Карымовой с учетом цели и задач исследования.

Выбранные нами рисуночные методики позволяют получить данные об интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностях человека. В качестве параметров анализа рисунков мы выделили:

• содержание рисунка;

• технику исполнения;

• эмоциональность.

Таблица 1

Схема анализа рисунка

Параметр Уровни Признаки

Содержание рисунка Высокий - ориентирован на «вечные ценности», нет повторения сюжетов популярных произведений; - чувствование, видение, понимание окружающего мира, явлений в нем и взаимосвязи.

Параметр Уровни Признаки

Оптимальный - опирается на вечные ценности, но не может избежать повторения сюжетов массовой культуры; - чувствование, видение, понимание окружающего мира, явлений в нем и взаимосвязи.

Достаточный - повтор сюжетов массовой культуры; - понимание массовой культуры, нет взаимосвязи.

Критический - не опирается на собственные ценности, не избегает повторения; - окружающий мир и явления не взаимосвязаны, нет сопереживания.

Техника исполнения Высокий владеет языком художественной выразительности: линия, силуэт, пятно, цветовая выразительность, гармония в организации пространства листа.

Оптимальный владеет языком художественной выразительности с небольшими недочетами.

Достаточный слабое владение языком художественной выразительности, частичная гармония в организации пространства листа.

Критический не владеет языком художественной выразительности.

Эмоциональность Высокий - эмоционально воспринимает и передает окружающий мир и явления в нем; - воссоздает мир по законам красоты; - использует собственные впечатления, индивидуальные качества работ.

Оптимальный - эмоциональное восприятие и передача особенностей окружающего мира, явлений; - пассивное копирование мира; - повтор предлагаемых учителем стереотипов.

Критический - пассивное восприятие и неэмоциональная передача особенностей окружающего мира; - не владеет копированием окружающего мира; - не использует собственные впечатления

Оценка работ учащихся осуществлялась по формальным показателям на основании разработанной нами схемы, базирующейся на критериях оценивания рисунков на уроке изобразительного искусства. Каждый рисунок по выделенным критериям, относился нами к одному из четырех уровней: высокий, оптимальный, достаточный, критический.

Мы проводили исследования групповым методом на уроках рисования. В тесте «Красивый рисунок» цветные карандаши были заменены на акварельные краски, так как именно краски традиционны на уроках изобразительного искусства учащиеся.

В результате мы выявили следующие особенности: выполнение задания «Красивый рисунок».

1 класс.

I. Содержание рисунка.

• Учащиеся выполняют рисунки, расширенные по содержанию. Темы: лесной пейзаж, бабочка, радуга, жар-птица, фигура человека.

• Учащиеся ориентируются на вечные ценности, но не могут избежать повторения сюжетов массовой культуры.

• Наблюдается понимание окружающего мира, образы взаимосвязаны. Например, бабочка порхает в воздухе, человек изображен в какой-либо обстановке.

II. Техника исполнения.

• учащиеся владеют языком художественной выразительности с небольшими недочетами.

• Рисунки выполнены аккуратно: поверхность листа раскрашивается равномерно.

• Небольшие упущения проявляются в малом объеме: ученик забыл раскрасить небо, дорисовал элемент карандашом и не раскрасил его, что может предполагать недостаточную планомерность организации работы.

• Главный персонаж выделяют яркими красками, изображают его большим размером.

III. Эмоциональность.

• В рисунках отмечается богатство цвета, на том уровне знаний, которые усвоены на уроках изобразительного искусства.

• Учащиеся в работах используют цветовые оттенки: от темного до светлого.

• Учащиеся повторяют предложенные учителем стереотипы, но используют собственные впечатления, что основано на потребности детей этого возраста.

Таким образом, анализ рисунков позволят оценить работы учащихся 1-го класса, как работы оптимального уровня.

1 класс - оптимальный уровень.

2 класс.

I. Содержание рисунка.

• Учащиеся изображают в основном темы, которые присутствуют и в работах первого класса: цветы, радуга, пейзаж с птицами, рыба в воде, мало изображений человека.

• в работах чувствуется завершенность, все явления окружающего мира взаимосвязаны.

• Учащиеся пассивно копируют окружающий мир, но используют собственные впечатления.

• В рисунках наблюдается индивидуальность в решении сюжета.

II. Техника исполнения.

• Средства художественной выразительности используют применимо полученных знаний о правилах рисования: выделение главного цветом и большим размером.

• Имеются небольшие недочеты при показе пространства цветом: учащиеся испытывают трудность в выделение, что ближе - четко, дальше - ослабление цвета и прорисовки деталей.

• В основном все рисунки учащиеся выполняют аккуратно, правильно используют пространство листа.

III. Эмоциональность.

• Рисунки характеризуются богатством цвета, что может говорить о позитивном отношении к изображаемому.

• Линии в рисунках прямые, ровные, со средним нажимом, что предполагает достаточное развитие мелкой моторики.

• Некоторые работы выполнены на высоком уровне - наблюдается творческая индивидуальность в цветовом решении рисунка и расширенном богатом содержании.

Таким образом, анализ рисунков учащихся 2 классов позволяет оценить работы, как работы оптимальный уровень, некоторые работы приближаются к высшему уровню.

Рисунки по содержанию расширены, хотя и существует повтор сюжетов массовой культуры. Изобразительные функции развиты на уровне данного возраста. В работах наблюдаются цветовые приемы: смешивание, контраст. Высокая эмоциональность передается через аккуратное исполнение, завершенность сюжетов и богатого колорита. Учащиеся копируют окружающий мир, но некоторые рисунки имеют свою индивидуальность в содержании и исполнении.

3 класс.

I. Содержание рисунка.

• Подход к темам более реалистичный и выбор тем по содержанию сложнее: морской пейзаж, закат солнца, цветы.

• Учащиеся, в большинстве случаев, дали названия своим рисункам, что предполагает понимание и чувствование окружающего мира.

• Учащиеся опираются на вечные ценности, но все-таки используют повтор сюжетов массовой культуры, наглядна взаимосвязь изображений.

• Содержание расширено на основе индивидуальных впечатлений, собственного воображения.

II. Техника исполнения.

• Рисунки характеризуются аккуратностью графического изображения.

• Учащиеся владеют языком художественной выразительности: плавные переходы оттенков в цвете, использование яркого цветового пятна для показа главного.

• Изображения домов имеют объемность, то есть, показаны в перспективном изображении.

• Отмечается творческая индивидуальность в цветовом решении.

III. Эмоциональность.

• Рисунки навевают спокойствие, умиротворенность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Учащиеся передают свои собственные впечатления, переживания, так как стремятся создать свое произведение по законам красоты.

• Работы выдержаны в светлой цветовой гамме, с акцентом яркого контраста.

Таким образом, анализ рисунков учащихся 3 класса позволяет оценить работы -выполненные на оптимальном уровне, однако эмоциональность характеризуется на высоком уровне.

Цветовое решение рисунков характеризуется завершенностью и индивидуальностью. Каждая работа представляет собой произведение, в котором переданы чувства и эмоции ребенка. Изобразительные функции развиты на достаточно хорошем уровне.

4 класс.

I. Содержание рисунка.

• Учащиеся используют разнообразие тем: пейзажи, цветы, птицы, корабль, река, деревья.

• Ориентируются на вечные ценности и избегают повторения сюжетов массовой культуры.

• Содержание построено на видении, понимании окружающего мира, явлений в нем.

• В работах отмечается взаимосвязь между изображениями.

II. Техника исполнения.

• Рисунки выполнены на хорошем линейном уровне (тонкие линии), с соблюдением тональности.

• Все работы имеют перспективное изображение, соблюдено пространство листа.

• На высоком уровне учащиеся используют средства художественной выразительности: цветовое пятно, прорисовка изображения, контраст цвета.

III. Эмоциональность.

• Учащиеся эмоционально воспринимают и передают в своих рисунках окружающий мир и жизненные явления.

• Не копируют мир, а создают его по законам красоты: плавные переходы цвета, многообразие цвета.

• Учащиеся используют собственные впечатления, так как все работы индивидуальны и своеобразны по содержанию и технике исполнения.

Таким образом, анализ рисунков учащихся 4 класса позволяет оценить работы -выполненные на высшем уровне.

В рисунках наблюдается последовательность и завершенность сюжетов. Высокий эмоциональный уровень наблюдается в индивидуальности рисунков, цветовом изображении.

Анализ рисунков по заданию «ДДЧ».

1-2 класс. К выполнению задания приступили сразу. Некоторые дети переспрашивали задание в процессе эксперимента. Задавали вопросы: «А как рисовать человека?», «Какого человека?», «А можно ли нарисовать дворец?».

Учащиеся выполняли задание спокойно, над каждым рисунком работали сосредоточенно.

Рисунок дома большинство учащихся выполнили в объемном изображении, то есть, показывая не одну стороны дома. Окна изображают с утрированными рамами.

Наблюдаются небольшие недочеты в пропорциях по отношению к дереву и человеку: маленький или наравне с человеком.

Рисунки домов выполняют неровными линиями, но по нажиму карандашом чувствуется уверенность в проведении. В некоторых рисунках домов отсутствует линия основания, двери, дверь по размеру меньше окна, что может являться наличием тревожных признаков.

В каждом рисунке дома дети изображают трубу, что символизирует теплоту отношений. Особых элементов украшения домов не присутствует.

Рисунки дерева достаточно разнообразны. Опять наблюдается несоблюдение пропорций - чувствуется несоответствие к рисунку дома и человека.

В основном у основания дерева отсутствуют и корни, и линии земли - это может указывать на подверженность стрессам. Дети изображают только видимую часть корней, которые обычно видны на поверхности земли.

Изображение кроны дерева индивидуальны: на одних рисунках - крона овальной формы, что может говорить о скрытности, об умении фантазировать и хорошем воображении; на других - крона обозначена беспорядочными каракулями, что может предполагать импульсивность, обладание способностями к творческой деятельности.

Некоторые рисунки человека изображаются на схематическом уровне: руки и ноги изображены двойной линией. Остальные рисунки человека выполнены между схематическим и пластическим уровнями, что соответствует норме. Присутствует выражение лица.

Половая идентификация не нарушена.

Наблюдаются некоторые нарушения в пропорциях: руки длинные или короткие, Большое туловище по отношению к голове.

Попадаются рисунки с неаккуратным рисованием человека: кривые линии, асимметричность фигуры.

В целом учащиеся старались приукрасить образ человека, показать его красивым, что может говорить о положительном отношении к изображаемому и эмоциональности работ.

Нажим карандаша, в основном, средний, аккуратный, что предполагает устойчивую эмоциональность.

Таким образом, анализ рисунков по тесту «ДДЧ» учащихся 1-2 классов позволил сделать следующие выводы:

• Работы выполнены достаточно осмысленно, ухода от темы не наблюдается, пропуск детали отсутствует.

• По технике исполнения рисунки выглядят аккуратными, то есть учащиеся выполняли рисунки как учебное задание, с соблюдением композиции.

• Каждый ребенок передает в рисунках свое чувство, отношение к изображаемому.

• Рисунки человека имеют все основные и второстепенные детали и оцениваются от 18 до 22 баллов, что соответствует возрасту 6-7 лет.

3-4 класс. Рисунки учащихся имеют все детали - это символизирует то, что дети хорошо ориентируются в жизни, в достаточной мере интересуются тем, что происходит в окружающей их действительности.

Каждый рисунок выполнен последовательно.

Большинство рисунков имеют обязательное количество деталей. Дом имеет одну дверь, несколько окон, одну и две стены, крышу и дымоход. Дерево имеет ствол и ветви. Человек имеет основные и дополнительные детали.

С точки зрения пропорций и перспективы рисунки выполнены на достаточно хорошем уровне. Одна часть работ содержит минимум деталей, это может означать, что дети склонны к замкнутости.

Другие рисунки содержат чрезмерное количество деталей - это признак того, что ребенок испытывает чувство тревоги.

Дома, в большинстве работ, имеют линию основания. Некоторые дома содержат прорисовку деталей: фактуру стен, крыши, элементы украшения окон (наличники, занавески, цветы).

У каждого дома есть своеобразная крыша, то есть дети ответственно подошли к рисованию дома.

Часть рисунков имеют дома с дверями, другая часть - без дверей, но с наличием ступенек.

Рисунки деревьев выполнены индивидуально: проработана крона, структурирование веток, обозначена порода дерева. Деревья имеют линию основания, в одном рисунке - корни тщательно проработаны. Стволы деревьев изображены красивой волнистой линией.

Человеку в рисунках детей отведено значимое место. Дети изображают человека в одежде. Практически все рисунки показывают человека в движении: прыгает, смотрит вдаль с балкона, приветливо машет. Рисунки девочек изобилуют демонстративностью: красивые платья и прически, прорисовка ресниц и украшений, идеальные фигуры.

Присутствуют небольшие недочеты: человек изображен в три четверти (или нежелание рисовать ноги, или таково содержание сюжета).

Человека изображают между схематическим и пластическим уровнем, но большая часть учащихся рисуют человека пластическим способом, что предполагает соответствие возрастной норме.

Таким образом, анализ рисунков 3-4 классов по тесту «ДДЧ» выявляет следующие особенности:

• Содержание рисунков выполнено на хорошем уровне.

• Учащиеся проявляют творчество и индивидуальность.

• Каждому объекту учащиеся придают большое значение.

• В технике изображения наблюдается аккуратность: нет стираний, использование ровных, четких линий.

• Учащиеся используют средства художественной выразительности на достаточно хорошем уровне, то есть применяют полученный опыт.

• Наличие плавных и изогнутых линий в рисовании деревьев, может предполагать достаточную эмоциональность и развитие изобразительных функций.

• Оценка в баллах - от 30 до 34 баллов, означает возрастные границы 10-11 лет.

Таким образом, можно сказать, что в изобразительной деятельности ребенка проявляются:

1. Особенности познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления.

2. В рисунке проявляются особенности социализации ребенка, что проявляется в сюжете, композиции рисунка.

Изобразительная деятельность позволит, с одной стороны, оценить особенности жизнедеятельности ребенка, с другой стороны через рисунок можно скорректировать процесс социализации школьника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский - Карапуз, 2009, 304 с.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.Н. Добровольская. - М., 2001.

3. Бреслав, Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г.Э. Бреслав - СПб., 2000.

4. Данилевич, Н.Н. К вопросу о развитии творческого потенциала младшего школьника // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 171-173.

5. Убакаева, М.В. Использование технологии развивающего обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства // М.В. Убакаева, М.М. Варламова / Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.А. Сморгуновой, С.Л. Коротковой. 2016. С. 190-191.

6. Асадулаева, Ф.Р. Деятельность учителя начальных классов по развитию творческих способностей младших школьников // Ф.Р. Асадулаева / Наука и образование: состояние, проблемы, перспективы развития. Материалы научной сессии профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического университета, посвященной 100-летию создания первого в Дагестане педагогического института. 2018. С. 75-77.

7. Гребнева, В.А. Использование метода арт-терапии в развитии творческих способностей школьников в условиях взаимного обучения // В.А. Гребнева, М.В. Полякова / Материалы конференций ГНИИ "Нацразвитие". Январь 2018 2018. С. 234-240.

8. Савченко, А.С. Работа над развитием творческих способностей младших школьников // АС. Савченко / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ материалы XXIV Рязанских педагогических чтений. Министерство образования и науки Российской Федерации; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», Институт психологии, педагогики и социальной работы. 2017. С. 142-145.

9. Конева, И.А. Коммуникативные особенности младших школьников с задержанным и нормальным психическим развитием // Конева И.А., Карпушкина Н.В. / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. №2(27). С. 338-341.

10. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.

https:// mir-nauki. com

Vishnyakov Alexander Ivanovich

Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: ferupin@yandex.ru

Features of fine activity of pupils of younger classes of comprehensive school

Abstract. This article discusses the features of creative perception of children of primary school age. At the primary school age there are great opportunities for artistic and aesthetic development of children. Children are usually interested in drawing, modeling, music. Normally developed child to school age is well aware that the picture or picture is a reflection of reality. The child is already able to correctly assess the perspective image, as he knows that the same object, located far away, looks small in the picture, and close - much more. Therefore, he looks closely, correlates the images of some objects with others. Drawings and paintings contribute to the development of the iconic function of consciousness and artistic taste.

In the framework of the study we used the following methods: drawing techniques "Beautiful drawing" (A.L. Wenger), "House - Tree - Man" (HTM) and included observation. After the results are processed qualitatively and quantitatively. The comparative characteristic of creative perception of pupils of the first, second, third and fourth grades is resulted. We have selected the main criteria for identifying the features of creative perception, such as the content of the picture, technique, emotionality. Evaluation of students ' works was carried out according to formal indicators on the basis of the scheme developed by us, based on the evaluation criteria of drawings in the classroom of fine arts. Each figure according to the selected criteria, we referred to one of four levels: high, optimal, sufficient, critical.

As a result, we have identified younger students in the visual activity of the child manifested features of cognitive processes, as well as features of perception of reality, due to the socialization of the child.

Keywords: visual activity; creativity; creative perception; Junior high school student; personal development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.