Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ В ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИНЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ В ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ю.А. Ямпольская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ В ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИНЫ»

Продолжение тематического выпуска (№ в/2005), посвященного 60-летию Российской академии медицинских наук и 125-летию со дня рождения А. Н. Сысина

Материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и Минздравсоцразвития РФ "Современные проблемы медицины окружающей среды "

Приоритетные критерии оценки состояния здоровья населения (диагностика, профилактика и реабилитация)

С Ю. А. ЯМПОЛЬСКАЯ. 2006 УДК 613.955:572.51|-055.2

/О. А. Ямпольская

ФОРМИРОВАНИЕ В ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИНЫ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного центра здоровья детей РАМН, Москва

Среди проблем, касающихся различных аспектов состояния здоровья населения, весомое место занимает проблема физического развития женщины. Особую роль при этом играет школьный период жизни, превращающий за несколько лет ребенка-первоклассницу в девушку, вступающую во взрослую жизнь.

Роль школы в формировании здоровья современной женщины, в том числе и репродуктивного, несомненна, и это диктует необходимость мониторинга физического развития девочек с первых лет их школьной жизни [3, 5, 11, 12].

ВНИИ гигиены и охраны здоровья детей ГУ НЦЗД РАМН осуществляется комплексное изучение здоровья и развития подрастающего поколения, что, в частности, позволяет получить достаточно полную картину динамики физического развития учащихся разных десятилетий от момента их поступления в школу и до ее окончания [10, 13-15, 17].

Материалом настоящей работы послужили данные одномоментных и лонгитудинальных обследований 10 тыс. школьников Москвы 8—17 лет во второй половине XX века (1960—2004 гг.), а также архивные материалы о первородящих женщин Москвы, полученные методом выкопировки из 6,5 тыс. медицинских карт роддомов города (1981-1990 гг.).

Медицинские осмотры учащихся московских школ проводились по специальной программе с выявлением хронических заболеваний, функциональных отклонений, определением уровня физического развития и полового созревания [1 — 3, 8—11].

Лонгитудинальное наблюдение группы школьников с 1960 по 1969 г. показало, что их здоровье в течение школьной жизни ухудшается и к старшим классам у 25,8% из них формируются нарушения в работе ряда органов и систем организма. При этом почти по всем видам патологии (кроме ЛОР-патологии) состояние здоровья девочек хуже (р < 0,05), чем их ровесников мальчиков.

Девочки не только чаще болеют острыми респираторными заболеваниями (р < 0,01), но и имеют больше нарушений в состоянии нервной, эндокринной, сердечнососудистой систем, органов зрения и пищеварения (р < 0,01). Различия между мальчиками и девочками особенно заметны в период пубертатной перестройки организма и в выпускных классах [10]. Неблагоприятная динамика за годы учебы наблюдалась и в отношении физического развития школьников — с 1-го по 10-й класс доля детей нормального физического развития снижалась с 85 до 75%, нарастало число лиц с избыточной массой тела: до 9,1% у девочек, 10,2% у мальчиков.

Одномоментные обследования разных возрастно-по-ловых групп детей в 1972—1974 гг. существенных корректив в характеристику здоровья учащихся не внесли, однако выявили определенную социальную дифференциацию контингента, показав, что уровень здоровья школьников из широко распространенных в те годы школ продленного дня хуже, чем у их ровесников из общеобразовательных школ: в данном случае отклонения чаще формировались за счет дефицита массы тела (в 14,6% у девочек и в 12% у мальчиков), чем за счет ее избытка, выявленного у лиц обоего пола только в 5% случаев. Было установлено также негативное влияние длительного пребывания в школе на здоровье младших учащихся, особенно девочек.

Одномоментные обследования, проведенные в 1980— 1982 гг., показали, что за период с 1970-х по 1980-е годы здоровье московских школьников ухудшилось. Причем среди девочек более чем в 5 раз увеличился процент лиц с хроническими заболеваниями пищеварительной системы, более чем в 2 раза — нервной; аллергические заболевания стали встречаться в 2,5—3 раза чаще, выросло число случаев тяжелых нарушений обмена веществ, анемий, миопии [16].

Осмыслить результаты одномоментных обследований школьников 80-х годов на фоне данных двадцатилетней давности и прогнозировать состояние здоровья московских девочек на ближайшие годы позволили материалы лонгитудинального наблюдения группы школьников с 1982 по 1991 г.

Было показано, что за рассматриваемый период размеры тела московских девочек претерпели ряд изменений (табл. 1—3). Продольный рост, о котором мы судим по длине тела и ее составляющим — верхнему отрезку спереди (высота головы и шеи), длине туловища и длине ног — у обследованных школьников увеличился. Школьницы всех возрастов, кроме 10- и 13-летних были явно выше, чем 20 лет назад (р < 0,05), причем превалирование в росте достигалось исключительно за счет удлинения ног.

Однако по массе тела и ширине плеч они не отличались от их ровесниц 60-х годов. По обхвату груди различия либо были статистически незначимыми, либо значимыми (р < 0,05 в 8, 9, 11, 12 лет), но всегда в "пользу" данных 60-х годов.

То же прослеживалось при сравнении диаметров грудной клетки: поперечный диаметр в 80-е годы во всех возрастах был меньше, чем в 60-е годы (в 12—15 лет р < 0,05), а в сагиттальном диаметре эта тенденция была еще более выраженной и статистически достоверной во

Таблица 1

Рост тела • длину (■ см) у школьниц Москвы от 8 до 17 лет в разные годы (лонгнтудинальиые наблюдения)

Возраст, Год наблю- М±т о ± т К± т

годы дения

8 1960 125,7 ± 0,4 5,4 ± 0,3 4,3 ± 0,2

1982 127,8 ± 0,5 5,7 ± 0,4 4,5 ± 0.3

9 1961 130,6 ± 0,5 5,8 ± 0,3 4,5 ± 0,3

1983 132,8 ± 0,6 6,1 ± 0,4 4,6 ± 0,3

10 1962 136,5 ± 0,5 6,5 ± 0,4 4,7 ± 0,3

1984 137,6 ± 0,6 6,4 ± 0,4 4,6 ± 0,3

11 1963 142,9 ± 0,6 7,1 ± 0,4 5,0 ± 0,3

1985 144,1 ± 0,5 7,2 ± 0,5 5,0 ± 0,3

12 1964 147,2 ± 0,6 7,2 ± 0,4 4,8 ± 0,3

1986 150,2 ± 0,6 7,5 ± 0,5 5,0 ± 0,3

13 1965 154,8 ± 0,5 6,5 ± 0,4 4,2 ± 0,2

1987 156,4 ± 0,6 6,8 ± 0,4 4,3 ± 0,3

14 1966 158,0 ± 0,5 6,1 ± 0,3 3,8 ± 0,2

1988 160,0 ± 0,5 5,9 ± 0,4 3,7 ± 0,2

15 1967 159,7 ± 0,5 5,7 ± 0,3 3,6 ± 0,2

1989 162,0 ± 0,5 5,7 ± 0,4 3,5 ± 0,2

16 1968 160,2 ± 0,5 5,8 ± 0,3 3,6 ± 0,2

1990 163,1 ± 0,5 5,7 ± 0,4 3,5 ± 0.2

17 1969 160,8 ± 0,5 5,7 ± 0,3 3,5 ± 0,2

1991 163,4 ± 0,5 5,7 ± 0,4 3,5 ± 0,2

всех возрастах (р < 0,05). Обращает на себя внимание, что и тазовый диаметр у школьниц 80-х годов реально меньше (р < 0,05 во всех возрастах кроме 16—17 лет).

Сдвиги в поперечном и продольном росте школьниц 80-х годов привели к тому, что, хотя масса тела за рассматриваемый срок изменений почти не претерпела, произошла грацилизация их телосложения и в контингенте почти в 3 раза увеличилась доля лиц с относительным (относительно длины тела) дефицитом массы тела (с 4,6 до 12,7%) и в 2 раза снизилась доля лиц с ее избытком (с 9,1 до 4,5%).

Характеристика здоровья и физического развития подрастающей женщины невозможна без рассмотрения сдвигов в формировании половой зрелости ее организма, достаточно надежным показателем которой является, как известно, возраст, в котором появляются первые регулы (менархе).

Таблица 2

Изменение обхвата груди (в см) у школьниц Москвы

от 8 до 17 лет в разные годы (лонгнтудинальиые наблюдения)

Возраст, годы Год наблюдения М± т о ± т У± т

8 1960 60,5 ± 0,3 3,8 ± 0,2 6,2 ± 0,4

1982 58,4 ± 0,3 3,8 ± 0,2 6,5 ± 0,4

9 1961 62,7 ± 0,3 4,4 ± 0,2 7,1 ± 0,4

1983 61,5 ± 0,3 3,8 ± 0,2 6,2 ± 0,4

10 1962 64,3 ± 0,4 4,9 ± 0,3 7,7 ± 0,4

1984 63,4 ± 0,4 4,2 ± 0,3 6,6 ± 0,4

11 1963 67,8 ± 0,4 5,1 ± 0,3 7,6 ± 0,4

1985 64,6 ± 0,5 5,3 ± 0,3 8,2 ± 0,5

12 1964 70,8 ± 0,4 5,1 ± 0,3 7,3 ± 0,4

1986 68,8 ± 0,5 5,4 ± 0,3 7,8 ± 0,5

13 1965 75,0 ± 0,4 5,0 ± 0,3 6,0 ± 0,3

1987 73,7 ± 0,5 5,7 ± 0,4 7,7 ± 0,5

14 1966 76,7 ± 0,4 4,4 ± 0,3 5,8 ± 0,3

1988 76,4 ± 0,5 5,6 ± 0,3 7,4 ± 0,5

15 1967 78,4 ± 0,3 4,1 ± 0,3 5,2 ± 0,3

1989 79,2 ± 0,5 5,1 ± 0,3 6,5 ± 0,4

16 1968 79,5 ± 0,4 4,4 ± 0,3 5,5 ± 0,3

1990 80,0 ± 0,4 4,8 ± 0,3 6,0 ± 0,4

17 1969 80,8 ± 0,3 3.9 ± 0,2 4,8 ± 0,3

1991 81,0 ± 0,5 5,2 ± 0,3 6,4 ± 0,4

Общая картина динамики возраста менархе получена при анализе уже упомянутых архивных материалов московских родильных домов и с 1964 г. дополненных собственными данными лонгитудинапьного опроса юных москвичек, которые учились в одних и тех же московских школах в разные годы (табл. 4).

Наблюдается постоянное (если не считать военных лет) снижение сроков появления первых регул у жительниц города, возраст менархе которых в 30-е годы равнялся 14,8 года, а к 60-му снизился до 13,9, а затем, достигнув самой низкой точки — 12,6 года, снова стал увеличиваться.

Материал табл. 4 позволяет более подробно рассмотреть изменения сроков полового созревания девочек Москвы во второй половине XX века.

Идентичность и лонгитудинальный метод сбора данных позволил достоверно установить, что только за последние 10 лет возраст менархе увеличился и в среднем составляет сейчас 13 лет 3 мес.

Как известно, между процессами роста и наступлением половой зрелости наблюдается достаточно тесная связь. Такая связь была продемонстрирована нами на материалах лонгитудинального наблюдения 1960—1969 гг. [12]: ретроспективный анализ корреляционной зависимости между возрастом менархе и размерными признаками показал, что чем крупнее девочки в начале исследуемого возрастного периода (в 8—9 лет), тем раньше они затем вступят в пубертатный период. Увеличение связи большинства антропометрических признаков с наступлением половой зрелости отмечалось в возрасте 11— 12 лет, в наибольшей степени для массы тела и тазового диаметра (г= 0,55—0,58), которые традиционно связывают с формированием репродуктивной сферы женского организма.

Имея данные, полученные через 20 лет при идентичном лонгитудинальном наблюдении, мы рассмотрели характер связи за указанный срок массы тела с увеличившимся примерно на полгода возрастом менархе.

Несмотря на то что характер этой связи и остался прежним — с пиком в 12 лет, теснота ее в большинстве случаев уменьшилась. Так, если в 60-е годы в этом возрасте зависимость между массой тела и сроками менархе выражалась в г = 0,55, то в 80-е годы она понизилась до г = 0,49.

Обращает на себя внимание то, что у младших школьниц связь массы тела с будущим половым созреванием

Таблица 3

Изменение массы тела (в кг) у школьниц Москвы от 8 до 17 лет в разные годы (лонгитудинальные наблюдения)

Возраст, годы Год наблюдения М±т а ± т У± т

8 1960 25,5 ± 0,3 4,2 ± 0,2 16,7 ± 0,1

1982 26,2 ± 0,4 4,6 ± 0,3 17,7 ± 1,2

9 1961 29,2 ± 0,4 5,0 ± 0,3 17,0 + 1,0

1983 29,5 ± 0,5 5,3 ± 0,3 18,1 ± 1,2

10 1962 32,6 ± 0,5 6,1 ± 0,4 18,7 ± 1,1

1984 32,5 ± 0,6 6,3 ± 0,4 19,4 ± 2,3

11 1963 36,4 ± 0,6 6,9 ± 0,4 19,0 ± 1,1

1985 36,7 ± 0,6 7,3 ± 0,5 19,9 ± 1,3

12 1964 41,3 ± 0,6 7,2 ± 0,4 17,5 ± 1,0

1986 41,9 ± 0,7 8,2 ± 0,5 19,6 ± 1,3

13 1965 46,8 ± 0,7 8,0 ± 0,5 17,0 ± 1,0

1987 47,2 ± 0,8 8,6 ± 0,5 18,3 ± 1,2

14 1966 50,6 ± 0,6 7,4 ± 0,4 14,7 ± 0,8

1988 52,2 ± 0,8 8,7 ± 0,5 16,7 ± 1,1

15 1967 54,1 ± 0,6 7,2 ± 0,4 13,3 ± 0,8

1989 54,8 ± 0,8 8,4 ± 0,5 15,3 ± 1,0

16 1968 56,3 ± 0,6 7,5 ± 0,4 13,3 ± 0,8

1990 56,9 ± 0,7 7,9 ± 0,5 4,0 ± 0,9

17 1969 58,1 ± 0,6 7,4 ± 0,4 12,7 ± 0,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1991 57,6 ± 0,7 8,2 ± 0,5 14,3 ± 0,9

Изменение возраста менархе у девочек Москвы в разные десятилетня (лонгитудинальный опрос)

Таблица 4

Серия Число детей Годы наблюдения Годы рождения М± т о ± т У± т

I 211 1964-1968 1951/1952 13,03 ± 0,07 1,12 ± 0,05 8,58 ± 0,41

II 330 1971-1975 1958/1959 12,60 ± 0,05 0,92 ± 0,04 7,30 ± 0,40

III 195 1981-1985 1968/1969 13,09 ± 0,09 1,25 ± 0,06 9,55 ± 0,48

IV 125 1986-1990 1973/1974 13,01 ± 0,11 1,24 ± 0,08 9,53 ± 0,60

V 203 1996-2001 1983/1984 13,25 ± 0,08 1,35 ± 0,07 10,19 ± 0,51

изменилась в еще большей степени: у 8—9-летних 80-х годов она в 1,5 раза слабее (г = 0,28—0,33),чем была у их ровесниц 60-х годов (г = 0,43—0,47).

Подобное снижение связи между менархе и параметрами тела девочек прослеживается для всех без исключения размерных признаков и может указывать на определенные нарушения в формировании женского организма, результатом которых является недостижение к моменту появления первых регул необходимого уровня соматического развития. Это снижение не может, разумеется, не отразиться на состоянии женского организма, свидетельствуя, очевидно, об определенной дисгармонии в созревании репродуктивной сферы современной женщины. Не исключено, что это ответная реакция на меняющиеся социально-экономические и экологические условия жизни.

Более точный ответ на вопрос о причинах обнаруженного факта и его интерпретации могут дать только целенаправленные исследования, однако он настораживает, так как изучение невынашивания плода при первой беременности [7] показывает, что из 16,8% прогнозируемых факторов риска больше половины (10,6%) определяются формированием репродуктивного здоровья именно в детском и подростковом возрасте.

Среди факторов, определяющих формирование отклонений в состоянии здоровья, ведущая роль принадлежит наследственной предрасположенности, особенно по женской линии. По силе влияния основную роль здесь играют имеющиеся у матери желудочно-кишечные заболевания, патология нервной системы, обменные нарушения, аллергия, а также неблагоприятное течение беременности и родов [4, 5].

Установлено также, что у девочек зависимость нерв-но-психического здоровья от биологических факторов выше, чем у мальчиков. Выявлена также определенная связь между нервно-психическим здоровьем и условиями жизни в семье, психологическим климатом в ней, режимом труда и отдыха девочки, объемом внешкольных нагрузок [1, 10]. Проведенный анализ материалов, полученных на различных контингентах школьников в 1994— 1997 и 1998—2004 гг., среди которых определенное место начали занимать учащиеся школ нового вида (лицеи, гимназии, авторские школы и др.), свидетельствует о негативной динамике их здоровья и не дает оснований для оптимистических прогнозов (9, 16, 17].

Пролонгировать информацию о состоянии здоровья московских девочек к моменту окончания школы на будущее, сопоставить ее с данными по молодым первородящим сходных лет рождения позволило привлечение уже упомянутых архивных материалов московских роддомов, касающихся первородящих москвичек с детьми 60-х и 70-х годов рождения.

Полученные результаты следует рассматривать не только с позиций оценки репродуктивного здоровья бывших школьниц, но гораздо шире — в качестве свидетельства нарастания в популяции биологических факторов, способствующих формированию патологии у детей школьного возраста в будущем.

Анализ динамики состояния здоровья первородящих женщин, течения беременности, родов и здоровья новорожденных в интервале указанных 10 лет выявляет ряд негативных тенденций, среди которых особое внимание заслуживает рост хронической патологии у 18—19-лет-

них: в 1981 г. среди этого контингента она составляла 22,2%, в 1990 г. — 38,2%. Установлено явное омоложение заболеваний, влияющих на течение беременности и родов, на здоровье новорожденных. Это заболевания половой сферы, число которых за рассматриваемый период выросло в 2 раза (особенно у 15—19-летних); почек, число заболеваний которых увеличилось в 2,5 раза (особенно у 15—24-летних); прогрессирующая миопия и миопия высокой степени, распространенность которой увеличилась почти в 2 раза.

Первое место в ранговом распределении стабильно удерживают гинекологические заболевания, число которых выросло вдвое. Причем данная патология стала чаше выявляться у молодых первородящих, в том числе и у несовершеннолетних: в 1990 г. — у 15—17-летних в 10 случаях на 100 обследованных, у 18—19-летних в 13,4 случая, у 20—24-летних в 21,1 случая (в 1981 г. распространенность таких заболеваний у несовершеннолетних вообще не регистрировалась, а в остальных возрастных группах не превышала 10,2 на 100).

Негативная динамика здоровья женщин детородного возраста определила и течение их беременности: к 1990 г. число токсикозов, нефропатий, анемий возросло вдвое, а среди 15—19-летних даже втрое. На фоне изменения возрастного состава первородящих, среди которых значительно уменьшилась доля 20—24-летних и увеличилась доля 25—35-летних, а также роста патологий беременности, резко выросло число осложнений в родах и в 40% случаев новорожденные имели серьезные отклонения, в числе которых перинатальные поражения ЦНС, врожденные пороки развития.

Анализ также показал, что наибольшая степень отклонений в развитии новорожденного связана с хроническими заболеваниями половой сферы, почек и сердечно-сосудистой системы матери (г= 0,48—0,51).

В целом анализ динамики состояния здоровья первородящих, течения беременности и родов, уровня здоровья новорожденных в интервале рассматриваемых 10 лет выявил ряд негативных тенденций, среди которых снижение рождаемости в 2 раза, достоверное {р < 0,01) уменьшение числа родов у первородящих оптимального детородного возраста (20—24 года) на 10%, рост хронических заболеваний у молодых первородящих (18—24 лет) в 1,5 раза. Последнее свидетельствует об омоложении хронизации патологических процессов с явным доминированием в их структуре заболеваний, влияющих на течение беременности, родов и на здоровье детей (заболевания половой сферы, почек, миопия высокой степени и прогрессирующая миопия, заболевания сердечно-со-судистой системы и др.).

Характер обнаруженных изменений в 1981 — 1990 гг. с большой долей вероятности позволил прогнозировать нарастание в популяции доли лиц с тяжелыми поражениями нервной системы и психическими расстройствами, врожденными пороками развития, т. е. увеличение контингента инвачидов детства, что, к сожалению, в последующие годы подтверждается [6].

Полученные результаты позволяют заключить, что в популяции создается почти замкнутый цикл: больная школьница — больная первородящая — больной плод — больной ребенок — больной подросток — больные родители, и с каждым 20-летием этот цикл становится все более выраженным. Так, по данным Минздрава РФ рож-

дались больными или заболевали в неонатальном периоде развития: в 1985 г. — каждый 11-й ребенок, в 1990 г. — каждый 7—8-й, а в 1994—1995 гг. — уже каждый 4— 5-й [4], и только с 1997 г. по настоящее время доля таких детей увеличилась более чем на 30% [6].

Л итература

1. Ананьева П. Н., Ямпольская Ю. А. // Школа здоровья. - 1995. - № 4. - Т. 2. - С. 44-53.

2. Бережков Л. Ф., Ямпольская Ю. А. // Актуальные вопросы состояния здоровья детей. — М., — 1980. — q g_27

3. Громбах С. М. Ц Вестн. АМН СССР. - 1984. - № 4.

- С. 75-80.

4. Игнатьева Р. К., Каграманов В. И. Динамика процессов воспроизводства населения Российской Федерации в современных условиях (статистический бюллетень). — М., 1997.

5. Куинджи Н. Н., Поленова М. А. // Гиг. и сан. — 1993.

- № 10. - С. 46-49.

6. Минздрав РФ "Служба охраны здоровья матери и ребенка" РАМН. - Выпуски 2001-2004 гг.

7. Михальченко А. А. Прогнозирование невынашивания беременности в детском и подростковом возрасте: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Минск, 1993.

8. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. — М., 1993.

9. Рапопорт И. К. // Современные проблемы медицины окружающей среды: Материалы пленума научного совета по гигиене окружающей среды. — М., 2004. - С. 216-218.

10. Рысева Е. С., Бережков Л. Ф., Нусбаум Д. Г. и др. // Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста. — М., 1975. — С. 14—85.

11. Сухарева Л. М., Куинджи Н. Н. // Рос. педиатр, журн. - 1998. - № 1. - С. 14-18.

12. Ямпольская Ю. А. Характер морфологического развития девочек с разными сроками полового созревания (динамические наблюдения): Автореф. дис.... канд. биол. наук. — М., 1971.

13. Ямпольская Ю. А. // Гиг. и сан. — 1996. — № 1. — С. 24-26.

14. Ямпольская Ю. А. // Гиг. и сан. - 1997. - № 3. -С. 29-30.

15. Ямпольская Ю. А. // Рос. педиатр, журн. — 1998. — № 1. - С. 9.

16. Ямпольская Ю. А. // Мужчина и женщина: меняющиеся роли и образы: Материалы III Международной конференции по тендерным исследованиям. — М„ 1999. - Т. 2. - С. 44-58.

17. Ямпольская Ю. А. Физическое развитие школьников — жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз, методика оценки: Дис. ... д-ра биол. наук в виде научного доклада. - М., 2000.

Поступила 22.04.05

Проблемы медицины окружающей среды в системе социально-гигиенического мониторинга

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2006 УДК 616-02:614.71-084:001.391.7

Е. Н. Беляев, М. В. Фокин, М. В. Каяиновская

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ: ПРОБЛЕМЫ В СВЯЗИ С РАЗВИТИЕМ МЕДИЦИНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии. Москва

Система социально-гигиенического мониторинга (СГМ), нацеленная прежде всего на совершенствование надзора за санитарно-эпидемиологическим благополучием и развитие механизмов управления рисками для здоровья населения, требует дальнейшего совершенствования в связи с развитием медицины окружающей среды — раздела медицины, специализирующегося на изучении заболеваний или дисфункций у человека, развивающихся вследствие воздействия факторов окружающей среды, и разрабатывающего методы диагностики, предупреждения и контроля заболеваний, связанных с влиянием среды обитания на отдельного человека.

Идеология изучения влияния среды обитания на здоровье населения внедрена в деятельность госсанэпид-службы в конце 80-х годов прошлого столетия в виде автоматизированной информационной системы "АГИС-Здоровье" и получила дальнейшее развитие в 1994 г. с принятием постановления Правительства Российской Федерации № 1446 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге".

Разработка и внедрение новых, более информативных показателей для ведения СГМ на современном этапе остается одной из актуальных задач. Приказом Минздрава РФ № 234 от 22.07.02 "О дальнейшем развитии и совершенствовании работы по ведению социально-гигие-нического мониторинга" утвержден Перечень показате-

лей для ведения II этапа СГМ, в который, кроме сведений о загрязнении атмосферного воздуха, качества питьевой воды и социально-экономических показателей, вошли показатели здоровья детей до 14 лет и безопасности питания. Тем не менее показатели СГМ, принятые в настоящее время, не позволяют провести в полном объеме гигиеническую диагностику на современном уровне знаний и с учетом возможностей отечественного здравоохранения. По нашему мнению, с одной стороны, необходима географическая привязка источников загрязнения среды обитания, точек отбора проб питьевой воды, оценка экспозиции и дозы. Это позволит рассчитать риски для здоровья, границы влияния загрязнений, включая трансграничные переносы, точно определить количество населения, подвергающегося воздействию факторов среды обитания, и внедрить геоинформационные технологии в деятельность Госсанэпидслужбы.

С другой стороны, должен быть расширен перечень учитываемых показателей здоровья населения. В него необходимо включить следующие показатели:

• заболеваемость детского населения (от 0 до 1 года);

• заболеваемость подросткового населения (15—17 лет);

• результаты профилактических осмотров детей и подростков-школьников;

• инвалидность населения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.