___________________любыми способами, кроме откровенно грубых.__________
Решением социально-педагогических задач на этапе организации (формирования) воинского коллектива, физическая подготовка, в рамках предлагаемых нами психолого-педагогических мер, способствовало ускорению социальной межличностной адаптации военнослужащих (В .А. Щеголев., И.С. Барчуков; 1983).
Таким образом, логика предполагаемого подхода к построению педагогического процесса физической подготовки, отраженная в полученных результатах исследования, с необходимостью причинно-следственных отношений подтверждает выдвинутую гипотезу.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Щеголев В.А., Барчуков И.С. Психолого-педагогические особенности национального и интернационального воспитания курсантов и слушателей в процессе занятий физической подготовкой и спортом: Сб. Л.: ВДКИФК, 1983. С.58-61.
ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ НА УСПЕХ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
МЕНЕДЖМЕНТЕ
А.А. Попова, Е. Ф. Орехов
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена основной задачей подготовки специалистов в любом физкультурном учебном заведении - формирование профессионально значимых свойств личности будущего педагога (тренера). Стратегия современного образования в этой сфере деятельности состоит в развитии и самореализации личности, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Эта стратегия воплощается в направленности содержания, форм и методов учебного процесса на становление духовно развитой, культурной личности, имеющей установку на успех в профессиональной деятельности в качестве тренера или педагога вуза.
Любая человеческая (тем более профессиональная) деятельность не обходится без установки. При этом не важно каков её характер - осознанный или неосознанный. Установка — это личностное образование. Говоря иначе, она связана с направленностью личности, её потребностями, мотивациями, социальными отношениями.
Установку (как модус) можно представить в виде двух составных частей. Во-первых, она может быть фиксированной (закрепившейся в результате определённых тренировок). Во-вторых, установка может быть не закрепившейся в сознании личности. В том и другом случае она определяется «готовностью организма» или «состоянием целостного объекта, то есть личности» к определённой активности.
По уровню действия установку можно подразделить на бессознательное и сознательное образование личности. В первом случае «это результат некритического отношения к любой, часто случайной, непроверенной информации, которую мы получаем из источников, зачастую весьма сомнительных». Во
вторых - это результат суждений индивида, критического усвоения стереотипов мышления [4].
В педагогике существует понятие «процесса возникновения первичной установки» [9]. Оно характеризуется: потребностью, ситуацией её удовлетворения и активностью личности. Именно последняя «является основным источником возникновения установки».
К содержанию установки можно подойти и несколько иначе.
А.В.Петровский выделяет три её подструктуры [8]:
- когнитивную (познавательную), выступающую как образ того, что готов познать и воспринять человек;
- эмоционально-оконченную, выступающую как комплекс симпатий и отношений к объекту установки;
- поведенческую, отражающую готовность определённым образом действовать, осуществлять определённые усилия.
Таковы три подструктуры установки с позиций психологической науки. Однако с позиций педагогики они иные (рис.1).
Рис.1. Факторы воздействия на личностную установку: —►прямая связь, -
опосредованная связь
Во-первых, это «установка на ознакомление». И здесь решающую роль играет интерес личности. «Интерес и установка взаимосвязаны. Эта взаимосвязь идёт на личностном и общественном уровнях... Интерес выступает в форме установки на ознакомление с предметами или явлениями с целью удовлетворения потребности. Здесь она носит неосознанный характер» [6].
Интерес отражает взаимодействие личности и общества. По мнению Г.Гегеля, «ничто не осуществляется помимо интереса». Последний, как справедливо отмечают современные авторы, является предтечей конкретной (профессиональной) деятельности, а установка - это её предпусковой механизм.
Во-вторых, это установка на готовность к деятельности (Г.Олпорт). Или это предрасположение ума индивида по отношению к социальным ценностям (славе, деньгам). Об этом писали ещё в 1918 г. американские социологи У.Томас и Ф.Знаменский.
В.П. Тугаринов справедливо считает, что к ценностям следует отнести всё то, что люди ценят, что способно принести им пользу, удовлетворить интересы и потребности [10]. Можно согласиться и с мнением Г.Я. Головных, который различает предметные ценности, ценности отношений и ценности,
способные удовлетворить потребности личности [2].
В педагогике ценностные ориентации выступают, с одной стороны, как процесс ориентации личности в системе ценностей различного уровня и содержания, целью которой является обучение учащихся ориентации в них; с другой стороны, ценностные ориентации выступают как результат, как сформированный навык, включаемый в структуру личности, с третьей - как отношение, позиция, принцип поведения [6]. Следует особо подчеркнуть, что ценностные ориентации всегда связаны с педагогической деятельностью, в процессе которой преподаватель воздействует на обучающихся.
Отмеченное касается любых сфер профессиональной деятельности, в том числе и менеджера, функционирующего в сфере физической культуры и спорта. Ю.Н. Белокопытов по этому поводу пишет: «Если раньше успех менеджера достигался главным образом на основе личного и практического опыта, то в современных условиях этих качеств явно недостаточно. Менеджер должен являться организатором не только трудового коллектива, но и уметь сформировать вокруг себя команду, которая позволит продвигать новые профессиональные идеи и добиваться эффективных результатов. В связи с этим необходимо выстроить чёткую концепцию синергетики обучения, где на первое место выходят синергетические феномены и явления» [1]. Под ними автор понимает комплекс образовательных методик и подходов, ориентированных на потребности и восприятие менеджеров, где основными элементами являются: сближение обучения с будущей деятельностью и использование наиболее активных методов обучения направленных на формирование установки на успех в педагогическом менеджменте.
Данная установка формируется в педагогике на сознательном уровне. Она выступает как элемент направленности личности и выполняет функцию пускового механизма. Подчёркивая отмеченное, следует указать на ряд принципов исследования проблемы формирования установки на успех в педагогическом менеджменте.
Прежде всего речь идёт о принципе совместной продуктивной деятельности педагога и ученика, проявляющейся в педагогике сотрудничества на основе развития высокого уровня культуры педагогического общения, где отношения строятся на доверительной основе, взаимоуважении, полноценном межличностном общении. Под культурой педагогического общения при этом понимается постижение другого в диалоге, это «подлинное» переживание (вернее - сопереживание).
Кроме названного, можно указать и на другие принципы исследования рассматриваемой проблемы. Скажем, это принцип взаимосвязи обучения и воспитания. Последнее при этом не навязывает ценности, а лишь помогает, создаёт условия для их узнавания и выбора [3, 4]. Это также принципы ценно -стного подхода к формированию установки, что означает осознание молодым человеком самоценности его личности, творческого подхода к своей профессиональной подготовке (благодаря этому внешние ценности как бы переводятся во внутренние ценностные установки).
Кроме принципов следует различать этапы формирования установки на успех в педагогическом менеджменте: организационно-прогностический, про-цессуально-стимулирующий и аналитико-корректирующий. Каждому из них свойственны внешние и внутренние условия формирования установки на ус-
пех (табл.1).
На всех перечисленных в табл.1 этапах управления педагогическим процессом важно сформировать позитивное отношение к избранному виду профессиональной деятельности. С этой целью важно использовать личностный фактор, то есть: чётко определить цели познавательной деятельности (с учётом временного фактора); ориентировать обучающихся в значимости избранного вида деятельности; выбрать методы и средства образовательного процесса.
Кроме позитивного в педагогике следует различать и другие виды сформированных отношений к профессиональной деятельности. Так, например, характер сформированности установки на занятия физической культурой может быть позитивный, индифферентный и отрицательный. И по мере совершенствования педагогического процесса, повышения уровня его культуры структура обучающихся меняется (число индифферентно и отрицательно настроенных уменьшается в пользу позитивно настроенных к такого рода занятиям).
Как показала практика, формирование установки на занятие физической культурой возможно прежде всего при личностно-ориентированном подходе к организации педагогического процесса. То же самое, по-видимому, касается и любого другого вида профессиональной деятельности.
Таблица 1.
Этапы управления педагогическим процессом и условия ____________________их определяющие___________________________
Этап управления Объективные условия Субъективные условия
1. Организационнопрогностический Наличие цели и её осмысление тренером Наличие программы формирования установки Наличие установки у тренера на формирование установки Подготовленность преподавателя к работе по формированию установки Осмысление цели отношения к физической культуре Принятие цели формирования установки на занятия физической культурой Осмысление и принятие программы по формированию установки Наличие мотивов ценностных ориентации личности и общества
2. Процессуально-стимулирующий Ценностные ориентации в занятиях физической культурой Включение подростков в занятия физической культурой Установление доверительных отношений тренера и подростков В тренировках осуществляется личностно-ориентированный подход к подросткам Организация занятий на основе развития эмоционально-потребностной сферы личности подростка Подкрепление тренировок состязательным интересом, поощ- Осмысление ценности занятий физической культурой Активное участие подростков в тренировках и спортивных состязаниях Межличностные отношения осуществляются на основе культуры общения Наличие потребности заниматься физической культурой Ответственное отношение к занятиям физической культурой Ориентированность в ценностях физической культуры
рение занятий физической культурой
3. Аналитикокорректирующий Наличие критериев определения уровня сформированное™ установки на занятия ФК Системный анализ процесса управления Периодичность контроля за качеством процесса Систематическая коррекция процесса Сдвиг мотивов на цель управления педагогическим процессом Подведение итогов управленческой деятельности Знание и умение контролировать своё поведение и отношение Наличие интереса и потребности в самоанализе и самоконтроле Анализ отношения к физической культуре с позиции её ценности для развития личности Систематичность контроля и анализа Системность сверки результатов деятельности с личностными целями Своевременная самокоррекция планов и деятельности личности
К.Д.Ушинский в своё время справедливо отмечал, что личностный подход возможен лишь тогда, когда воспитатель узнаёт человека, каким он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всём его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого в характере. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния.
В основу образования личности должен быть положен целостный подход. Связано это с тем, что в организме человека всё так связано, что всякое искусственное разъединение его отправлений нарушит общую гармонию деятельности и не приведёт к желаемым результатам. Поэтому всего плодотворнее будет деятельность того педагога, которому доступно всестороннее понимание молодого человека и связь наблюдаемых у него проявлений.
В этом плане интерес представляет и идея свободного воспитания, в соответствии с которой, педагог помогает молодым людям ориентироваться, преодолевать хаотичность в устремлениях. Они при этом вправе отвергнуть советы педагога и избрать свой путь, свои методы деятельности. А это и есть личностно-ориентированный подход к организации педагогического процесса (иное его название: педагогика сотрудничества, педагогика ненасилия в воспитании и развитии личности).
Кроме личностно-ориентированного необходим ещё и процессуальнодеятельностный подход к организации педагогического процесса. И только в совокупности они формируют необходимую установку на успех в будущей профессиональной деятельности молодого человека, обучающегося в вузе.
Важную роль здесь играют не только знания, но и умение осуществлять свою деятельность. «Однако вопрос о возрастных возможностях в познании и
сознательном усвоении физических упражнений различной степени сложности изучен пока слабо. Недостаточно разработаны и методические приёмы, которые стимулируют мыслительные процессы подростков, направленные на познание своих двигательных действий». Об этом писал в своих работах
С.Д.Неверкович [7]. И с ним, по-видимому, можно согласиться (особенно если речь идёт о формировании установки на успех в профессиональной деятельности тренера или педагога вуза).
Личностные
потребности
Установка на успех
Установка на ознакомление Установка на готовность
1
Интересы Ценности
Е
Личностные
потребности
Факторы воздействия
Педагогическое воздействие
Социальный заказ (ориентация на лидерство и деловой успех
Образовательное
учреждение
I
Модель
выпускника
Педагогическая технология (мотивация, целеполагание, планирование, преодоление затруднений, рефлексия, коррекция)
I
Практическая деятельность лидеров в сфере педагогического менеджмента
Личностно-
ориентированное
обучение
Процессуально-
деятельностное
воздействие
I
Личностный Познание
поиск культуры и
жизненных искусства
ориентаций жизни
Саморегуляция учебной деятельности (комплекс взаимодействий, целеполагание, тренинг жизненной позиции)
Мотивация на достижение успеха в профессиональной деятельности
Преодо-
ление
страхов
Культура мышления
т
I I I .1
Рис.2. Модель формирования установки на успех в профессиональной деятельности
Результаты исследования показывают, что процесс формирования данной установки представляет собой целостную систему. В преломлении к занятиям физической культурой важным её элементом является создание ситуаций успеха в период спортивных соревнований, создание благоприятного психологического микроклимата в спортивных секциях и кружках, способствующий формированию ценностных ориентаций.
Как уже отмечалось ранее, следует различать две установки (или два модуса): установку на ознакомление и установку на готовность к профессиональной деятельности. Соответственно можно выделить и два подхода к организации педагогического процесса. Во-первых, это личностноориентированный подход, позволяющий учесть уровень подготовленности,
наличие задатков и способностей личности. И, во-вторых, процессуальнодеятельностный подход, отражающий окончательное формирование установки на успех в педагогическом менеджменте.
На рис.2. представлена модель формирования установки на успех в педагогическом менеджменте. Исходя из нее и осуществлялось исследование, о сути которого и шла речь выше.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белокопытов, Ю.Н. Синергетическая микромодель образования как процесс становления менеджера / Ю.Н. Белокопытов ; Красноярский гос. ун-т.
- Красноярск : [б.и.], 2003. - 118 с.
2. Головных, Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки. - 1989. - № 6. - С. 5-12.
3. Джеймс, Э.Д. Социология установки // Американская социология : перспективы, проблемы, методы. - М. : Наука, 1972. - С. 20-33.
4. Каптеров, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптеров. - М. : Педагогика, 1982. - 407 с.
5. Лубыщева, Л.И. Концепция физкультурного образования : теория и методика // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 3. - С. 5-11.
6. Матвийчук, К.А. Формирование установки на занятия физической культуры / К.А. Матвийчук, Р.Ф. Кабиров, Е.В. Тарасов ; МГТУ. - Магнитогорск : [б.и.], 1999. - 146 с.
7. Неверкович, С.Д. Формирование установки спортсменов на занятия как важный фактор их тренированности // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 3. - С. 25-34.
8. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М. : Академия, 1995. - 496 с.
9. Теория и методика физического воспитания / под ред. Матвеева А.П.
- М. : Физкультура и спорт, 1976. - 264 с.
10. Тугаринов, В.П. Избранные философские труды / В.П. Тугаринов. -Л. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1988. - 380 с.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ МО РФ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТА КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И.Ю. Пугачев, И.Н. Мальцев, С. О. Желиховский
ВВЕДЕНИЕ
Задача поддержания боеспособности личного состава вооруженных сил РФ требует постоянного совершенствования всех элементов систем боевой подготовки войск и сил флота. В полной мере это следует отнести к физической подготовке и спорту специалистов инженерно-технического состава (ИТС), профессиональное становление которых происходит в соответствующих высших учебных заведениях (вузах).
Только физически подготовленный офицер-специалист ИТС, обладающий требуемым уровням выносливости, ловкости, быстроты, силы, устойчивости к укачиванию и кислородному голоданию, навыками преодоления пре-