наличие задатков и способностей личности. И, во-вторых, процессуально -деятельностный подход, отражающий окончательное формирование установки на успех в педагогическом менеджменте.
На рис.2. представлена модель формирования установки на успех в педагогическом менеджменте. Исходя из нее и осуществлялось исследование, о сути которого и шла речь выше.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белокопытов, Ю.Н. Синергетическая микромодель образования как процесс становления менеджера / Ю.Н. Белокопытов ; Красноярский гос. ун-т.
- Красноярск : [б.и.], 2003. - 118 с.
2. Головных, Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки. - 1989. - № 6. - С. 5-12.
3. Джеймс, Э.Д. Социология установки // Американская социология : перспективы, проблемы, методы. - М. : Наука, 1972. - С. 20-33.
4. Каптеров, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптеров. - М. : Педагогика, 1982. - 407 с.
5. Лубыщева, Л.И. Концепция физкультурного образования : теория и методика // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 3. - С. 5-11.
6. Матвийчук, К.А. Формирование установки на занятия физической культуры / К.А. Матвийчук, Р.Ф. Кабиров, Е.В. Тарасов ; МГТУ. - Магнитогорск : [б.и.], 1999. - 146 с.
7. Неверкович, С.Д. Формирование установки спортсменов на занятия как важный фактор их тренированности // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 3. - С. 25-34.
8. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М. : Академия, 1995. - 496 с.
9. Теория и методика физического воспитания / под ред. Матвеева А.П.
- М. : Физкультура и спорт, 1976. - 264 с.
10. Тугаринов, В.П. Избранные философские труды / В.П. Тугаринов. -Л. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1988. - 380 с.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ МО РФ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТА КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И.Ю. Пугачев, И.Н. Мальцев, С. О. Желиховский
ВВЕДЕНИЕ
Задача поддержания боеспособности личного состава вооруженных сил РФ требует постоянного совершенствования всех элементов систем боевой подготовки войск и сил флота. В полной мере это следует отнести к физической подготовке и спорту специалистов инженерно-технического состава (ИТС), профессиональное становление которых происходит в соответствующих высших учебных заведениях (вузах).
Только физически подготовленный офицер-специалист ИТС, обладающий требуемым уровням выносливости, ловкости, быстроты, силы, устойчивости к укачиванию и кислородному голоданию, навыками преодоления пре-
пятствий, ускоренного передвижения, плавания и рукопашного боя, а также высокими волевыми качествами, способен выполнить боевую задачу. Однако в наших исследованиях определился еще один важный элемент в характеристике решаемых проблем. Существующие приемы оценки физической подготовленности (в том числе для курсантов инженерно-технических вузов) ориентированы на фактический результат (в беге, подтягивании на перекладине, дальности прыжка и т.п.) без особого учета того, что это значит для сердечнососудистой и нервной систем, какова его физиологическая цена, как длительно проходит восстановление функциональной реактивности органов и систем организма. Может ли выполнивший искомый норматив затем эффективно работать на сложной технике, поддерживая необходимую надежность труда? Нас интересует не только технический результат, например в беге или подтягивании на перекладине, а сопутствующее функциональное состояние, физическое состояние в целом.
Проблема, предопределившая наши исследования, вытекает из следующего.
Достижения науки и техники последних лет в значительной степени усложнили процессы технологического обслуживания техники и управления ею, что объективно обусловливает повышение требований к обеспечению безопасности эксплуатации на основе высокой профессиональной подготовленности выпускников инженерно-технических вузов.
Однако в подготовке военных инженеров и техников имеются еще нерешенные вопросы: число аварий и катастроф весьма значительно; не все офицеры-специалисты инженерно-технического состава являются мастерами своего дела, на что указывают результаты анализа служебных отзывов на выпускников инженерно-технических вузов за 1986 - 2005 гг., а также данные анализа статистики аварий и катастроф по вине специалистов ИТС.
Анализ военной инженерно-технической деятельности свидетельствует о том, что более 29,7% происшествий происходит по причинам некачественного обслуживания объектов специалистами.
Установлено, что в ходе обеспечения режимов работы и эксплуатации сложных технических систем до 70% из общего числа отказов происходит из-за ошибок, допускаемых обслуживающим персоналом в процессе их управления (Д. Майстер, Дж. Рабидо, 1970 и др.).
По данным инженерной службы США, количество аварий и катастроф, произошедших в результате некачественного обслуживания специалистами ИТС военной техники и объектов, возросло с 1941 года с 28 до 47% (В.А. Владимиров, 1979 и др.). Это говорит о недостаточной надежности человеческого фактора в комплексе обслуживания военной техники, что снижает боеспособность вооруженных сил. Отсюда следует, что безопасность боевой деятельности во многом зависит не только от профессиональной подготовленности военнослужащих, непосредственно эксплуатирующих военную технику, но и от качественного обслуживания ее систем и объектов выпускниками инженернотехнических вузов МО РФ.
Аварийность технических систем и объектов при эксплуатации показала причины, подтверждающие существующую связь между профессиональной деятельностью, физическими и психофизиологическими качествами инженерно-технических специалистов (Р.Н. Макаров, 1985 и др.).
Таким образом, целью настоящей работы являлся анализ перспективного направления обеспечения работоспособности специалистов инженернотехнических вузов МО РФ средствами физической подготовки и спорта.
Методика исследования. Методику исследования составляли следующие научные методы: профессиографический анализ, теоретический анализ и обобщение, контент-анализ, методы квалиметрии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате исследования установлено, что недостаточный уровень развития физических и психических качеств, а также устойчивости к экстремальным факторам среды ведет к снижению уровня профессиональной работоспособности специалистов, а порой - и к возникновению патологических изменений в организме (В.А. Шейченко, Е.Е. Мурзикова, И.Ю. Пугачев, 1994 и др.).
Установлено, что 80% инженеров и техников имеют недостаточный уровень развития указанных выше качеств (А.Г. Маляренко, В.А. Смирнов, А.И. Прохоров, 1974). Более того, у специалистов инженерно-технического профиля в зависимости от возраста фиксируется от 43% до 80% случаев заболеваний сердечно-сосудистой системы, что занимает третье место среди всех случаев заболеваний с учетом временной нетрудоспособности и второе место по числу потерянных рабочих дней (А.О. Навакатикян, В.В. Крыжановская, 1979 и др.). В этой связи, не вызывает сомнения наличие объективной необходимости в подготовке и использовании выпускников инженерно-технических вузов, бинарный уровень физического состояния которых являлся бы оптимальным в процессе обеспечения надежной эксплуатации военной техники.
Физическое состояние курсантов инженерно-технических вузов, в свою очередь, характеризуется совокупностью компонентов, отражающих их физическое развитие (антропометрические или морфологические признаки), дееспособность функционального состояния организма, а также уровень развития физических качеств и степень сформированности военно-прикладных двигательных навыков.
Морфологические признаки военнослужащих включают более 250 различных параметров, характеризующих длиннотонные, парциальные, поперечные, обхватные, поверхностные и индексационные размеры, компоненты массы тела и силы отдельных мышечных групп и др. (М.Ф. Иваницкий, 1985 и др.).
Функциональное состояние организма военнослужащих включает в себя степень дееспособности следующих основных систем организма человека: нервной (центральной, периферической, вегетативной); иммуногенеза; эндокринной; двигательной; мышечной; управления движениями; лимфатической; крови; кровообращения; сердечно-сосудистой; дыхательной; кардио-
распираторной; пищеварительной; обмена веществ (аминокислотного, углеводного, жирового, витаминного, минерального, обеспечения пластического обмена, обеспечения энергетического обмена, обеспечения клеточного обмена и др.); сенсорной (зрения, слуха, обоняния, вкуса, тактильной системы, теплорегуляторной системы, системы болевых пороговых функций и др.); поддержания гомеостаза; физиологических резервов; психофизиологических резервов и др. (В .И. Баландин, В.Н. Голубев/ред., 1991 и др.).
К основным физическим качествам и двигательным навыкам военнослужащих следует отнести: ловкость и координацию движений; силовые способности (взрывную силу, динамическую силовую выносливость, статическую силовую выносливость); быстроту; общую выносливость; координационнодвигательную выносливость; скоростно-силовые качества; навыки рукопашного боя, преодоления препятствий, ускоренного передвижения, лыжной подготовки, военно-прикладного плавания и др. (Л.А. Вейднер-Дубровин, В.В. Миронов, В.А. Шейченко/ред., 1992 и др.).
Каково же конкретное физическое состояние, обеспечивающее работоспособность специалистов инженерно-технических вузов МО РФ и в чем сущность этой конкретности? Ответов на эти вопросы в научной литературе мы не нашли.
ВЫВОДЫ
Таким образом, на основании проведенного исследования, можно констатировать, что необходимость обеспечения работоспособности специалистов инженерно-технических вузов МО РФ средствами физической подготовки и спорта представляет актуальное направление научных исследований. При этом проблемная ситуация заключается, с одной стороны, в необходимости обеспечения требуемого физического состояния выпускников, а с другой, в недостаточном обосновании адекватных требований к их физическим кондициям.
Исходя из вышеизложенного, следует считать, что актуальность проблемы обусловлена:
во-первых, усложнением требований к обеспечению безопасности технологического обслуживания систем и объектов военной техники специалистами инженерно-технического состава;
во-вторых, недостаточной изученностью сущности и структуры физического состояния специалистов инженерно-технических вузов;
в-третьих, необходимостью научного обоснования модельных характеристик физического состояния выпускников инженерно-технических вузов как объективной потребности целенаправленного применения средств и методов физической подготовки в практике профессионального становления специалистов;
в-четвертых, научной незавершенностью системы педагогического контроля и прогнозирования физического состояния специалистов инженерно -технических вузов МО РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Владимиров, В.А. Аварийность ВВС США // Заруб. Воен. обозр. -1979. - № 7. - С. 47-49.
2. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека : учеб. для ин-тов физ. культуры / М.Ф. Иваницкий ; под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Суд-зиловского. - 5-е изд. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 544 с.
3. Майстер, Д. Инженерная психологическая оценка при разработке систем управления / Д. Майстер, Дж. Рабидо. - М. : Сов. радио, 1970.
4. Макаров, Р.Н. Профессиональная надежность выпускника вуза // Тез. докл. межведомствен. научно-практ. конф. - Кировоград : [б.и.], 1985. - С. 1015.
5. Маляренко, А.Г. Специальная физическая тренировка как средство управления состоянием оператора / А.Г. Маляренко, Б.А. Смирнов, А.И. Прохоров // Контроль состояния оператора. - М. : НТОРЭС, 1974. - С. 49-51.
6. Навакатикян, А.О. Возрастная работоспособность лиц умственного труда / А.О. Навакатикян, В.В. Крыжанговская. - Киев : [б.и.], 1979.
7. Теория и организация физической подготовки войск : учеб. для курсантов и слушателей института / под ред. Л.А. Вейднер-Дубровина, В.В. Миронова, В.А. Шейченко ; Воен. ин-т физ. культуры. - Ч. 1. - 5-е изд. - СПб. : [б.и.], 1992. - 340 с.
8. Физиология физической подготовки и венного труда : учеб. для курсантов и слушателей института / под общ. ред. В.И. Баландина, В.Н. Голубева ; Воен. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1991. - 270 с.
9. Шейченко, В.А. Биохимический анализ функционирования организма специалистов авиационного инженерно-технического состава в процессе профессиональной деятельности / В.А. Шейченко, Е.Е. Мурзикова, И.Ю. Пугачев // Тез. итог. науч. конф. за 1993 г. / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1994. - С. 181-183.
НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ФИЛИАЛАХ ВУЗОВ РОССИИ
Т. В. Савченко
Рассматривая проблему управления образовательным процессом в филиалах вузов, важно учитывать, что педагогическая система (вуза, филиала вуза) выстраивается на основе иерархического принципа, что означает:
- линейную подчиненность низших звеньев педагогической системы вуза высшим и особую функцию каждого звена, каждого члена этой системы;
- иерархия обусловливает зависимость одного элемента педагогической системы вуза от другого;
- все субъекты педагогической системы вуза подчиняются определенному набору правил и стандартов, при нарушении которых применяются санкции и меры принуждения.
Каждая педагогическая система, в том числе и филиал вуза, имеет свою структуру и обладает свойствами самоорганизации и саморегуляции (Н.В. Бордовская, 2001).
Проблема управления образовательным процессом в филиалах вузов чрезвычайно многогранна. Она может быть решена на основе глубокой экспериментальной работы совместными усилиями ученых и практиков в области педагогики, психологии, физиологии труда, экономики и социологии (Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын, 2001).
Вопросы научного обоснования системы управления образовательным процессом в филиалах вузов практически почти не исследованы.
Как показывают наши исследования, проведенные в 2000 - 2005 г.г. на базе филиала БГУ, многие недостатки в организации образовательного процесса в филиалах вузов проистекают именно из-за неумения управлять, сосредоточения внимания на второстепенных вопросах, принятия запоздалых, фор-