УДК 370
Л. Ю. Боликова, В. О. Суворова
ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация. В статье затрагивается один из важных вопросов современного общества, связанный с профессиональным самоопределением личности. Авторы приводят факторы, влияющие на формирование профессионального самоопределения, и подробно останавливаются на таком факторе, как ценностные ориентации личности.
Ключевые слова: ценностные ориентации, профессиональное самоопределение, старшеклассники.
Abstract. This article deals with one of the most burning (actual) questions of modern society; it is concerned with occupational self-determination of individual. The authors of the article point facts, influencing on occupational self-determination and describe such factor as ‘valuable orientations’ in details.
Keywords: valuable orientations, self-determination, senior pupil.
Сегодня деловой и профессиональный мир остро нуждаются в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в различных социальных, профессиональных ролях и видах общественных работ.
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. А в юношеском возрасте каждый стоит перед профессиональным выбором. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае - это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться; в другом - высокая культура движений; в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей нелегко.
Сделать социально значимый и глубоко личностный профессиональный выбор - задача не из простых. Но не стоит забывать, что самостоятельный выбор профессии - это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Как показывают результаты опроса старшеклассников школы № 65 г. Пензы, есть случаи, когда они совершают свой профессиональный выбор под влиянием случайных факторов, например, за компанию с товарищами (5 %), по совету взрослых (34 %), хотя в то же время 59 % руководствуются своими интересами, которые, однако, не всегда соответствуют их способностям. Старшеклассники, как показал опрос, делают этот личностно важный и социально значимый выбор не всегда самостоятельно, а под влиянием взрослых, средств массовой информации или общественных стереотипов. Исходя из результатов опроса, можно сказать, что, выбирая будущую специальность, старшеклассники ориентируются на материальную выгоду (55 %), престижность профессии (14 %), и лишь 31 % ориентирован на свои способности и
iOi
интересы, т.е. внешние факторы чаще являются мотивом выбора, смысловой ориентацией и ценностью выбираемой профессии. При этом заметим, они не имеют достаточно четкого представления об аспектах выбираемой профессии.
Конечно же, не плохо желать и стремиться к лучшему и большему, однако современная молодежь, желая иметь много, не хочет прилагать к этому усилий. По результатам того же опроса, проведенного среди старшеклассников, выяснилось, что среди ценностей преобладают такие, как здоровье, независимость, образованность, хотя в то же время многие ведут нездоровый образ жизни, не усердствуют на занятиях и при подготовке к ним мало читают. На последний план отодвигаются самостоятельность, интересная работа, творчество, продуктивность. Не особо ценится общественное признание, познание, исполнительность, рационализм, эффективность в делах, смелость в отстаивании своей точки зрения, все то, что так необходимо в современном обществе для профессионального роста и безбедного существования.
Вот почему особенно важно готовить детей к профессиональному выбору уже с детства, особенно обращая внимание на формирование ценностной системы ребенка. Эта задача возлагается не только на родителей, но и на педагогов. Педагогический аспект проблемы формирования ценностных ориентаций личности в самом общем виде состоит в том, чтобы широкий спектр общекультурных ценностей (нормы морали, труд, идеи гуманизма, служения общественным интересам, человеческая личность, образование, ценности культуры и т.д.) сделать предметом осознания, освоения и реализации в виде ценностно-направленной деятельности личности.
Для этого необходимо рассмотреть, как понимаются «ценности» и «ценностные ориентации» в современной науке. Ценности человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии, психологии и педагогики на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания, т.к. в жизни общества в целом и человека в частности ценности имеют огромную значимость.
Проанализируем, как понятия «ценность» и «ценностные ориентации» рассматриваются в таких науках, как философия, социология, психология и педагогика, т.к. эти понятия неразрывно связаны с комплексным изучением личности.
Смысл понятия «ценность» в словарях русского языка раскрывается через «важность, значение» («Современный толковый словарь русского языка» Т. Ф. Ефремовой, «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова), «положительную или отрицательную значимость объектов окружающего мира для человека, общества» («Большой энциклопедический словарь»), «необходимость определять достоинство, нрав, заслуги человека или поступков его» («Толковый словарь русского языка» В. И. Даля).
Философские словари трактуют понятие «ценность» как оценку с точки зрения положительного или отрицательного влияния на деятельность и человека явлений как материального, так и духовного характера. Система ценностей представляет собой систему целевых установок, определяющих поведение человека в социуме. Ценности не подлежат оспариванию или осуждению. Высшими ценностями являются человек, спокойствие в мире.
В отечественной философии долго не существовало своей теории о ценностях, а западная была чужда, все сводилось к религиозным ценностям. Научно-теоретическую разработку данного вопроса, по мнению многих уче-
ных, начал впервые В. П. Тугаринов, определив ценности как «некое специфическое явление, которое следует осмыслить с позиций марксизма». По его мнению, отдельный индивид может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе, следовательно, ценности жизни - ценности окружающей его общественной жизни. Он делит ценности на три категории: моральные (техника и материальные блага), общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость), духовные (образование, наука, искусство). А направленность личности на те или иные ценности и составляет ее ценностные ориентации [1].
Особое внимание значению и роли ценностей в общественной жизни уделяет социология, которая изучает социокультурные, нормативные аспекты ценностей, рассматривает ценности как элемент социокультурной динамики, раскрывая их интегрирующую и дезинтегрирующую функции в обществе.
Понятие «ценность» в классической социологии связано прежде всего с разработкой типологий ценностей на уровне «идеальных типов», что обеспечивает работу по созданию эмпирических типологий. В этих случаях ценность определяется как любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт, в отношении которых индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывая им важную роль в своей жизни, и стремление к обладанию которыми ощущают как необходимость (Я. Щепаньский), или как то, к чему стремятся как к цели или рассматривают как средство достижения цели (Н. З. Чавчавадзе), или как предмет любой природы, обладающий значимостью для субъекта, т.е. способностью удовлетворять его потребности (А. А. Ручка), и т.д.
Типологически ценности разделяются на ценности-цели, ценности-средства (инструментальные ценности), ситуативные ценности. Ценности могут быть: признанными (институционализированными), причем к ним могут как стремиться, так и не стремиться; непризнанными, но действительными; потенциальными. По объекту направленности различают ценности, направленные: на себя, на других, на предмет, на природу, на Бога и т.д. В «неклассической» социологии, начиная с понимающей социологии, проблема ценностей - одна из центральных. На современном этапе ее развития ценностная проблематика связана прежде всего с анализом разных типов рациональности и их представленности в коммуникативных и дискурсных практиках социальных субъектов (В. Л. Абушенко) («Новейший философский словарь»).
Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, также по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов в разных науках. Переходя к понятию «ценностные ориентации», нельзя не коснуться понятия «ориентация».
Понятие «ориентация», как отражено в «Большом энциклопедическом словаре», происходит от франц. orientation - направление на восток; от лат. oriens - восток и означает: 1) определение своего местоположения на местности; 2) умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо; 3) направленность деятельности, определяемая интересами кого-либо, чего-либо.
Согласно Российской социологической энциклопедии ценностные ориентации, социальные ценности, выступают в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретают функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.
i03
Теоретические основы зарубежной аксиологии идут в направлении разграничения, а иногда и противопоставления ценностей отдельно взятого индивида ценностям группы (О. Краус, Э. Трельч), в то время как американский социолог Ф. Знанецкий не отрицает возможности существования как индивидуальных, так и коллективных ценностных ориентаций, что является немаловажным принципом зарубежной аксиологии. Проблема современного общества, по мнению Я. Кузьмина, в том, что необходимо согласовать ценности индивидов с ценностями общества, в котором они живут.
Обратимся к психологии и ее пониманию «ценностей» и «ценностных ориентаций» в зарубежной и отечественной науке. По мнению Мальцева, проблема ценностей и ценностных ориентаций личности приобрела наибольшую значимость в «понимающей», гуманистической и экзистенциальной психологии. Анализ изучения проблемы ценностей и ценностных ориентаций в зарубежной психологии (Г. Оллпорт, А. Маслоу, Э. Шпрангер, Рождерс, Р. Рокич) позволяет сделать вывод, что поведение индивида развивалось от косвенного соотнесения его с ценностями личности до постепенного принятия идеи о социальной обусловленности поведения человека, выразившейся впоследствии в обращении к проблеме ценностных ориентаций [3].
В отечественной психологии ценности рассматривались в качестве важнейшей составляющей смысловой основы жизнедеятельности индивида и в русле социально-психологической проблематики, связанной с поиском ие-рархичных структур, регулирующих поведение человека.
В отечественной психологии можно выделить несколько подходов к изучению ценностных ориентаций. Один из них - функциональное направление, рассматривающее проблему активности личности под углом направленности на решение жизненно важных для индивида задач. Другой же подход, целостный, рассматривает процесс формирования мировоззрения и ценностных ориентаций личности как взаимодействие интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов, реализуемых в целостной личности. Третий подход, наиболее верный, - ценностно-деятельностный подход к проблеме. Он позволяет сделать предметом экспериментального изучения выявление условий формирования у личности мировоззрения - ценностных отношений в целом. Ценностно-деятельностный подход представляет собой развитие основных положений деятельностной теории А. Н. Леонтьева применительно к проблеме воспитания у личности мировоззрения и ценностных ориентаций.
Как отмечает Д. А. Леонтьев, индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков». Он приводит возможные группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы. Он выделяет терминальные и инструментальные ценности [4].
Анализ фундаментальных, теоретико-эксперементальных и прикладных исследований ценностной проблематики отечественными учеными позволяет констатировать наличие в отечественной психологии целого ряда подходов и направлений, во многом схожих с западной гуманистической традицией и раскрывающих проблему ценностей и ценностных ориентаций личности с позиции ее деятельности и личностных смыслов (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); общения (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев);
психологических отношений (В. Н. Мясищев); диспозиционной структуры (В. А. Ядов).
XX век вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на один из первых планов научного познания, дав тем самым новый этап развития науки - аксиологический. Он лег в основу научных и исследовательских работ И. Д. Багаевой, А. М. Булынина, М. Г. Казакиной, Л. П. Фоминой,
Н. К. Щепкиной, Ю. Г. Савиной, Т. Т. Щелиной, С. О. Зуевой. По их мнению, ценностные ориентации представляют собой отражения в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. В целом, ценностные ориентации понимаются педагогами в качестве интересов, отношений, предложений и других категорий, имеющих общепсихологическое и социологическое значение и определяющих цель образовательного процесса.
Рассмотрев подходы к пониманию «ценностей» и «ценностных ориентаций», применяемые различными отраслями наук, представляется возможным сделать обобщение (табл. 1).
Таблица 1
Систематизация понимания терминов «ценность» и «ценностные ориентации» в различных науках
Философия Социология Психология Педагогика
Ценностная ориентация - избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении. Ценность - оценка с точки зрения положительного или отрицательного влияния на деятельность и человека явлений как материального, так и духовного характера Ценностные ориентации - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов Ценность - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл Ценностная ориентация - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров
Разные науки рассматривают роль ценностей и ценностных ориентаций личности с разных позиций. Так, в философии ценностные ориентации определяют поведение человека в социуме; в социологии они призваны улучшать материальный или духовный образ жизни социальной группы и общества, являясь важнейшими регуляторами социального поведения индивидов; в психологии ученые связывают их с поиском иерархичных структур, регулирующих поведение человека; в педагогике они определяют цель образовательного процесса. Из этого следует, что в социологии и философии ценност-
ные ориентации регулируют поведение индивида, а в психологии и педагогике ценностные ориентации представляют направленность индивида на решение жизненно важных задач, т.е. ценностные ориентации индивида первичны по отношению к ценностным ориентациям социума.
Ценностные ориентации личности являются одной из важнейших проблем, т.к. представляют собой одну из ведущих характеристик личности человека, ту уникальную форму познания личностью особенностей развития общества в целом, своей социальной среды, сущности, собственного «Я», которое характеризует мировоззрение личности, выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех аспектах человеческой деятельности.
Изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что, являясь важным структурообразующим компонентом становления личности молодежи, ценностные ориентации определяют ее отношение к действительности и являются одним из важнейших механизмов развития взаимоотношений молодежи с окружающим миром. Ведь от того, какие ценности выбирает общество и человек, зависят их настоящее и будущее. И когда выбор профессии станет личностно значимым, ценностным, тогда можно будет смело сказать, что произошло становление профессиональной личности.
Как уже отмечалось выше, формирование ценностных ориентаций личности - процесс многофакторный. Среди основных факторов - влияние на личность социальной среды, ее институтов, семьи и школы. В современном мире, когда наиболее престижными являются профессии «белых воротничков», «рабочие» профессии отодвигаются на второй план. Этот факт подтверждается результатами опроса, проведенного среди старшеклассников. Выбирая будущую профессию, они отдают предпочтение первой категории профессий: экономистами собираются стать 38 % опрошенных; программистами - 16 %; юристами - 12 %; инженерами - 5 %; докторами - 5 %; лингвистами - 5 %; учителями - 2 %; тренерами по фитнесу - 2 %; архитекторами -2 %; дизайнерами - 2 %; строителями - 2 %. Причем 20 % старшеклассников хотят стать юристами или экономистами по совету родителей, которые в большинстве своем уверены, что эти профессии крайне необходимы современному обществу, они высокооплачиваемые и престижные, чего нельзя отрицать на первый взгляд. Однако, на наш взгляд, в России наблюдается переизбыток данных специалистов. Заканчивая высшие учебные заведения, выпускники испытывают трудности с трудоустройством и начинают переквалифицироваться. Также ориентация на престиж, материальную выгоду приводит к дисбалансу на рынке труда, т.е. производственная сфера испытывает нехватку кадров. Это ведет как к социальным, так и личностным проблемам.
Проблематика ценностных ориентаций требует своего существенного переосмысления в условиях современных динамичных социальных систем, предполагающих одновременное самоопределение человека в разных локусах культурного пространства, подчиняющихся разным культурным нормам и задаваемых, соответственно, разными ценностями, далеко не всегда согласующимися между собой.
Говоря о профессиональном самоопределении и ценностных ориентациях, необходимо также затронуть такое понятие, как «универсальные социальные компетенции». Для успешного профессионального определения необ-
ходимо формировать навыки в сферах мыследеятельности; межличностных отношений; работы и жизни в информационном обществе; работы с системами и новыми технологиями, и таких личностных качеств, как ответственность, адекватная самооценка, общительность, самоорганизация, честность.
Эти требования должны составлять содержание основной подготовки для всех учащихся, независимо от того, пойдут они после школы работать или продолжат образование; они должны быть учтены в мероприятиях, направленных на профессиональное самоопределение учащихся [5].
Принимая во внимание тот факт, что современный мир меняется очень быстро, что ведет к ориентации работодателя на мобильного специалиста, не стоит также забывать и о формировании таких необходимых для современного состояния общества качеств, как способность к организации и планированию, психологической самостоятельности, сотрудничеству, ответственность и компетентность, готовность принимать решения и осуществлять их, предприимчивость и инициативность, а также развивать у учащихся заинтересованность и потребность в самоизменении. Превращение ученика из объекта в субъект, заинтересованный в самоизменении, ведет к дальнейшему становлению его как профессионала, способного к построению своей деятельности, ее изменению и развитию, всему тому, что так необходимо в современном обществе.
Таким образом, речь идет о развитии комплекса качеств у личности, позволяющих ей оценивать собственные ресурсы, выбирать сферу применения своих способностей и, тем самым, профессионально сформировавшись, повышать готовность к самостоятельному трудоустройству в условиях рынка.
Учитывая социально-экономические требования нашего общества в определенном типе человека, в школе следует больше внимания уделять повышению конкурентоспособности личности, усиливать ее ориентацию на самообразование и самореализацию.
Одним из способов решения данной проблемы является профильная ориентация, которая способствует принятию учащимися решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Результаты прохождения школьниками этапов профильной ориентации могут быть формализованы в виде резюмирующего документа («дневник выбора профиля», «карта выбора профиля» и т.п.). Полученные данные необходимо учитывать при выборе школьниками профиля обучения и продолжения образования по окончании основной школы.
Подводя итог вышесказанному, заметим, что существенное значение в формировании профессионального самоопределения личности принадлежит ценностным ориентациям. Они помогают при выборе профессии и в работе. И от уровня их сформированности и содержания зависит будущее личности.
Список литературы
1. Тугаринов, В. П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. - Л., 1968. - 124 с.
2. Кузьмин, Я. Общество и образование: нужна согласованность целей и ценностей / Я. Кузьмин // Народное образование. - 2007. - № 4.
3. Хьелл, Зиглер Д. Теория личности / Хьелл Зиглер Д. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 607 с.
4. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. -М. : Смысл, 1992.
5. Чистякова, С. Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова // Профильная школа. - 2004. - № 5.
Боликова Людмила Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
Bolikova Ludmila Urievna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of computer science. Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinskiy
Суворова Валерия Олеговна аспирант,
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
Suvorova Valeria Olegovna Graduate student,
Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinskiy
E-mail: [email protected]
УДК 370 Боликова, Л. Ю
Влияние ценностных ориентаций на формирование профессионального самоопределения старшеклассников / Л. Ю. Боликова, В. О. Суворова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 1 (9). - С. 101-108.