154
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
УДК 378
ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
В.Н. Кормакова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема проектирования жизненных стратегий в системе профессионального самоопределения личности. Показано соотношение жизненных стратегий и профессионального самоопределения в структуре личности. Дается структурно-содержательная характеристика процесса проектирования и конструирования жизненных стратегий. Раскрыты некоторые методологические основания к решению данной проблемы.
Ключевые слова: жизненные стратегии, проектирование, жизненное самоопределение,
профессиональное самоопределение личности.
В условиях трансформации ценностных ориентаций общества, системы потребностей, жизненных приоритетов, интересов личности значительно актуализируется проблема проектирования жизненных стратегий, выявления факторов, влияющих на их формирование и динамику. Проблема проектирования личностью своего будущего имеет достаточную разработку в психологопедагогических исследованиях общей теории прогнозирования (А.А. Бодалев, Б.С. Гершунский, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.), рассматривается взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения в социокультурной среде (И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова, И.Ю. Кузнецов и др.) и др. Несмотря на имеющийся теоретический и эмпирический опыт, эта область познания продолжает оставаться, насколько многозначной, настолько неопределенной.
Под стратегией жизни понимают стратегию поиска, понимания, обоснования и творческой реализации человеком себя в жизни путем соотнесения жизненных требований с личностными ценностями, активностью, способом самоутверждения1. Исследователи акцентируют внимание на психологической составляющей стратегии и интерпретируют ее как способ самоосуществления человека, как индивидуальную организацию, постоянную регуляцию хода жизни личности в соответствующем ее ценностям и индивидуальности1 2. В русле системно-динамического подхода жизненная стратегия рассматривается как динамическая система перспективного и долговременного ориентирования личности в будущей жизни с целью ее преобразования в определенной социокультурной среде3.
Известно, что жизненная стратегия определяется активностью личности, характером и средствами ее самовыражения, саморегуляции, самореализации,
1 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 300 с.
2 Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
3 Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и конструирование // Социс. 1996. № 6. С. 113.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
155
способами организации школьником времени своей жизни (например, рецептивная, достиженческая, творческая)4 и др. На этом основании в русле деятельностного подхода (Э. Гидденс, М. Арчер, П. Штомпа, В. А. Ядов, Ю.М. Резник и др.) стратегия жизни личности является составляющей ее деятельности.
Культурный дискурс позволяет раскрыть жизненную стратегию как долговременную линию поведения, выстраиваемую человеком в соответствии с присущей ему системой норм и ценностей. Культурные ориентации личности отражают ее стремление к профессиональным идеалам, принятие определенных культурных образцов жизни, деятельности и поведения5 и др. Культурная и социально-педагогическая интерпретация жизненных стратегий позволяет выделить их уровни, различить личное, культурное и профессиональное будущее личности.
В основе проектирования жизненной стратегии лежит система ценностей, которая демонстрирует определенное отношение человека к миру, обусловливая направленность вектора значимости потребностей, выбор альтернативных способов принятия решений. Жизненная стратегия может стать способом решения противоречий между внешними и внутренними условиями жизни, приблизить внешние условия к потребностям, склонностям, интересам конкретной личности. Интерес как форма проявления потребностей, возникающая в процессе общения и деятельности, значимая категория для понимания сущности жизненной стратегии, поскольку появление интереса мотивирует и активизирует деятельность, формирует ценностные ориентации. Ценностные ориентации обусловливают осуществление личностью выбора своего поведения; они выступают ориентиром в выборе средств достижения жизненных целей, оказывают влияние на формирование жизненных планов, под которыми понимается определяемая человеком совокупность и последовательность целей на жизненном пути и способов их реализации и др.. В свою очередь, жизненные планы оказывают формирующее воздействие на е жизненные перспективы личности. Одним из критериев жизненной перспективы является способность личности к ценностному переживанию. Соотнесение ожиданий, потребностей и притязаний способствует формированию ориентированности личности: в одном случае - на адаптацию ее к условиям жизни, в другом - на изменение и приспособление условий жизни к требованиям самой личности.
Различным типам жизненных стратегий соответствуют определенные жизненные практики: жизнеобеспечение, жизнеустройство, жизнестроительство, жизнетворчество, социализация. Так, в середине 90-х гг. прошлого века у выпускников общеобразовательных организаций преобладали сугубо личностные ориентиры: более половины из них отдавали предпочтение высокому заработку, материальному благополучию, ориентировались на образцы более высокого уровня жизни6. Только небольшая часть опрошенных выражала стремление служить другим людям, общему благу. На рубеже XX-XXI вв. исследователями было зафиксировано
4 Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1982. 199 с.
5 Исаев И.Ф., Кормакова В.Н. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность: Учеб. пособие. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. 268 с. См. также: Кормакова В.Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессионально-личностного самоопределения старшеклассников // Образование и общество. 2009. №1(54). С. 55-58.
6 Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение молодежи: социологический анализ. -
Екатеринбург, 2004. 184 с. См. также: Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1982. 199 с.; Осмачко Н.В. Жизненные
стратегии студенческой молодежи в социокультурном пространстве России: социологический анализ: монография. Владивосток, 2005. 226 с.
156
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
противоречивое сочетание традиционных (ценность семейной жизни, пассивная исполнительность в сферах трудовой деятельности, «связи») и индивидуалистических ценностей (самореализация, личная успешность, независимость, инициативность, предприимчивость и др.)7. В соответствии с ценностными приоритетами у молодежи формировалось представление о жизненном и профессиональном успехе, который связывался, в первую очередь, с материальным достатком. Профессиональный успех нередко трактовался в терминах престижа на основе преобладающей ориентации на достижение престижного статуса профессиональной группы, являющейся для них референтной. К факторам жизненного успеха были отнесены следующие: поддержка «влиятельных лиц», «везение», «удачное стечение обстоятельств», а также качественное образование8. На этом основании можно сделать вывод, что неоднородная, амбивалентная картина ценностных ориентаций обусловлены характером, темпами социокультурной трансформации общества.
Жизнь - есть ситуация, когда человек вынужден пребывать в определенной среде, представляющей точу пересечения конкретных обстоятельств (Х. Ортега-и-Гассет). Через свободный выбор разнообразных возможностей человек наполняет свою жизнь, поэтому жизнь протекает в переплетении различных обстоятельств, которые могут быть по-разному интерпретированы. Отсюда человек должен научиться самостоятельно оценивать каждую жизненную, а, значит, педагогическую, ситуацию, выбирать и нести ответственность за свой выбор. Жизнь осуществляется в определенном пространстве, времени, среде. Жизненная среда личности,
включающая других людей и взаимодействие с ними, определяется категорией «жизненный мир», который субъективен, представляет сферу жизненного опыта. Основываясь на собственном опыте (прошлое), личность проектирует
«пессимистичный» или «оптимистичный» варианты жизненной перспективы, определяя приоритеты и способы поведения в настоящем.
Динамизм жизни отражается в понятии «жизненный путь» как совокупности событий жизни человека. В широком смысле жизненный путь интерпретируется как история формирования и жизнедеятельности личности в определенных социокультурных условиях, индивидуальное существование человека во временной системе координат «от прошлого к будущему», определяемое жизненными обстоятельствами и самим субъектом9. Жизненный путь характеризуется целостностью, непрерывностью, включает отдельные этапы, каждый их которых подготавливает следующий. В этом случае говорят о жизненном поле.
Организация жизни личностью происходит в социокультурной среде, влияние которой на жизнь многомерно. В определенное время она предстает как контекст, фон, отражающий жизнедеятельность личности. Социокультурная среда, в которой личность организует свою жизнь, предстает как социально, темпорально и ментально организованная среда общения и взаимодействия. Отсюда значение социокультурной среды в жизни людей можно оценить как определяющее. Жизненные стратегии можно рассматривать, с одной стороны, как феномен, отражающий результат социализации индивида в определенной социокультурной среде, с другой - как механизм социализации, сочетающий технику адаптивности с проектированием
7 Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. №3. С. 124-129.
8 Кузнецов И.Ю., Кузнецова С.А. Профессиональное самоопределение на жизненном пути: монография. Магадан, 2003. 215 с.
9 Осмачко Н.В. Жизненные стратегии студенческой молодежи в социокультурном пространстве России: социологический анализ: монография. Владивосток, 2005. 226 с.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
157
личностью жизненной среды. Поэтому идентификация характеристик
социокультурной среды является условием глубокого изучения стратегий жизни личности. Проектирование жизненных стратегий осуществляется на основе жизненной позиции, которая отражает концепцию жизни, с помощью жизненной программы, жизненных планов, сценариев и реализуется в рамках определенного образа жизни, стиля поведения.
Соотношение жизненных стратегий и профессионально-личностного
самоопределения личности рассматривается в науке неоднозначно. Одни авторы считают, что жизненные стратегии включены в систему самоопределения10 11; другие исследователи говорят о системе самоопределения как одной из составляющих механизма формирования стратегий жизни11. Таким образом, можно считать диалектической взаимосвязь рассматриваемых категорий. Жизненное ориентирование личности, выполняя функцию рефлексии жизни, является одним из способов организации профессионального пути и репрезентируется стратегиями. Наряду с этим проектирование стратегии жизни предполагает перспективное самоопределение, реализация которого задействует ресурсы оперативного ориентирования. Ученые предлагают классифицировать жизненные стратегии по способам жизненной практики: стратегии самоопределения, адаптации,
благополучия, успеха, выживания, социализации, стратегии поведенческих моделей и т.д.12.
Адаптационная стратегия представляет собой общую схему проектирования личностью отношений с окружающим миром и с собой, ориентированную на достижение жизненных целей в соответствии с избранной жизненной концепцией. Высокая адаптивная нагрузка на личность со стороны социокультурной среды обусловливает необходимость поиска адекватных моделей реагирования, то есть стратегий адаптации например, стратегии выживания.
Стратегию выживания характеризует высокая степень зависимости личности от социальной (педагогической) поддержки, отсутствие готовности к самоопределению, смене ценностных ориентаций, выбор средств социализации, которые ориентируют на решение сиюминутных жизненных проблем. В основе такой жизненной стратегии лежат потребности биологической безопасности. Согласно классификации потребностей в исследованиях В.А. Ядова13, можно сказать, что проектирование жизненной стратегии выживания базируется на потребностях первого, второго и третьего уровней, где первый уровень составляют установки, сформированные на основе витальных потребностей в условиях семейной образовательной среды. Второй и третий уровни включают более сложные позиции, формирующиеся на основе потребностей личности в общении, в различных видах деятельности. Четвертый, высший, уровень, основанный на системе ценностных ориентаций личности, который предполагает постановку жизненных целей на длительную перспективу, в данной стратегии представлен слабо14. Стратегия выживания не предполагает стремления в вершинам профессиональной карьеры. Ценность профессиональной деятельности
10 Кормакова В.Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессиональноличностного самоопределения старшеклассников // Образование и общество. 2009. №1(54). С. 55-58.
11 Кузнецов И.Ю., Кузнецова С.А. Профессиональное самоопределение на жизненном пути: монография. Магадан, 2003. 215 с.
12 Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и конструирование // Социс. 1996. № 6. С. 113.
13 Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
14 Там же, с.42
158
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
определяется в этом случае, в первую очередь, не творческим содержанием и перспективностью, но оплатой труда. Допускается выбор низкооплачиваемой, однако, стабильной работы. Слабая вовлеченность в профессиональную деятельность здесь компенсируется активностью в других сферах жизни.
В нашем исследовании модели поведения обучающихся рассматриваются через стратегию развития. В основе стратегии развития лежит совокупность обстоятельств и условий жизни, которые создают личности возможность для оптимального продвижения по жизненному пути. Часто такую стратегию выбирают те люди, которые обладают системой жизненных опор, твердой жизненной позицией, позволяющей осуществлять поэтапное движение к достижению целей. Фундаментом стратегии развития выступают жизненные цели высшего уровня, «связанные с главными сферами деятельности человека - в сферах профессиональной деятельности, познания различных сторон жизни15. Высший уровень регуляции поведения в учебно-профессиональной деятельности предполагает, что эта деятельность может быть освоена только при условии ее осмысления и осознания, поэтому стратегия развития обучающихся, базирующаяся на высоком уровне профессиональной подготовки в вузе, стимулирует их стремление к овладению общекультурными и профессиональными компетенциями, современными
технологиями, в дальнейшем к профессиональному самосовершенствованию. Обучающийся, выбравший стратегию развития, безусловно, должен обладать интеллектуальным ресурсом - «личностной зрелостью человека, обладающего способностью к переосмыслению способов жизни с учетом профессиональнозначимых ценностей»16 17. Стратегия развития предполагает высокую степень суверенности личности, создание условий жизни, при которых человек освобождается от давления групповых связей, самостоятельно определяет собственные действия, деятельность и несет личную ответственность за собственные поступки и поведение . В этой связи представляет научный интерес теория эмоционального интеллекта Д. Гоулмена, который выделяет следующие качества личностной самодетерминации: самосознание, самомотивация, самоорганизация, самоконтроль, настойчивость, и др., где данные личностные качества предстают в качестве фундамента жизненного успеха18.
В контексте исследования проблемы профессионального самоопределения стратегия выживания направлена на удовлетворение основных материальных потребностей, стратегия же развития как особый вид идентификации с профессией дает возможность проектировать индивидуальную жизненную траекторию с перспективой дальнейшего профессионального роста, и, как следствие, возможного материального благосостояния. Это стимулирует профессиональное самоопределение личности, профессия рассматривается с точки зрения служебного роста, перспективы профессиональной карьеры. Стратегия развития предполагает также вариант жизненной перспективы, когда профессиональная деятельность выступает средством удовлетворения потребности личности в общественном признании, в достижении высокого социального и профессионального статуса, престиже, способом
15 Кормакова В.Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессиональноличностного самоопределения старшеклассников // Образование и общество. 2009. №1(54). С. 55-58. См. также: Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979 и др.
16 Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2000. С. 98.
17 Кормакова В.Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессиональноличностного самоопределения старшеклассников // Образование и общество. 2009. №1(54). С. 55-58.
18 Goleman D. Emotional intelligence. N. Y., 1995.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
159
самовыражения и творческой самореализации. Важной детерминантой данной жизненной перспективы являются также профессиональный рост и
самосовершенствование, приобретение второй профессии.
На основании вышеизложенного можно сформулировать обобщающие личностные характеристики человека, выбравшего для себя стратегию развития: познавательная активность, стремление к инновациям, высокое чувство ответственности, готовность к самоопределению, самоорганизации, самоанализу, творческой самореализации, стремление к успеху, готовность к риску, высокая профессиональная мобильность.
Выбор модели реализации жизненных стратегий определяется уровнем осознания личностью своих потребностей, ценностей, жизненных целей и задач, их возможных решений и последствий. В основе стратегического выбора и
проектирования жизненной стратегии лежит идентификация личности - сложный процесс познания собственных ценностных ориентаций. Нередко обучающийся одновременно одобряет или отрицает противоположные ценности, затрудняется сделать самостоятельный выбор, предпочитая промежуточную, маргинальную позицию.
При проектировании жизненной стратегии доминирует свободный выбор, помогающий личности подготовиться к непредвиденному. Применяя данный тезис к анализу стратегий обучающейся молодежи, можно сказать, что, во-первых, принадлежность к этой социальной группе свидетельствует о том, что ее большая часть выбрала в качестве канала мобильности в социоультурном пространстве «поле» профессионального образования, являющееся важным институтом вторичной социализации. Мотивы такого решения у выпускников общеобразовательных организаций различны, однако тот факт, что в рамках своего жизненного пути девушки и юноши сочли «потратить» время на профессиональное обучение, можно интерпретировать следующим образом: это более или менее осознанный выбор ими стратегического проекта, основанного на авансировании социальных, экономических и культурных ресурсов, дающего солидный задел и более обеспеченный профессиональный статус в перспективе. Конечно, реализация выбранной стратегии не застрахована от неудач, разочарований, тем более в условиях социокультурной трансформации современного общества - ведь в ситуации неопределенности степень риска в реализации жизненных программ существенно возрастает.
В период юности решается задача личностного, жизненного и
профессионального самоопределения молодых людей, которая означает
ориентировку и определение своего места в мире взрослых. Переход к взрослой жизни содержит в себе кризисные противоречия, разрешение которых рассматривается как выбор молодого человека между прогрессом и регрессом в собственном развитии. В процессе жизненного самоопределения личность вырабатывает представление о смыслах и целях своей жизни, жизненную стратегию и планы реализации своей жизненной концепции. «Молодость, - замечает М.К. Мамардашвили, - единственный период в жизни, когда человек может взрослеть, то есть обретать способность «обходиться без внешних авторитетов, мыслить своим умом...»19. Именно в юности молодые люди учатся рассуждать, не связывая себя с настоящим; будущее становится для них актуальным жизненным фактором; их неясные представления о будущем сменяются более или менее реалистичными планами действий. В молодости происходит расширение жизненного пространства, как в социальном, так и в культурном отношении. Юноши и девушки
19 Мамардашвили М. Эстетика мышления. М.: Моск. школа полит. исследований, 2000. С. 45.
160
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
включают в свою биографию других людей, начинают взаимодействовать с разными сообществами, вступая в деятельностные отношения с ними.
Еще одной особенностью проектирования жизненных стратегий в молодости является доминирование профессиональных целевых ориентаций. Профессиональное самоопределение, профессиональное образование, поиск работы являются «смысложизненными» видами деятельности в этом возрастном периоде, поскольку трудовая деятельность «играет важнейшую роль в конструировании реальности повседневной жизни»20. Юноши, разрешая жизненное противоречие между идеальным представлением о профессии и реальной профессии, отвечают на следующие вопросы: «Кем быть?», «Какое место занять в системе профессионального труда?», «В какой мере эта сфера профессиональной деятельности будет
способствовать удовлетворению материальных и духовных потребностей личности, раскрывать ее потенциал?», «На какой социальный и профессиональный статус ориентироваться?», «Какой жизненный путь выбрать?» и др. Таким образом, в контексте профессионального самоопределения формируется представление о перспективных жизненных стратегиях21.
Особенностью проектирования жизненных стратегий молодых людей является то, что по своей сути они ориентированы на личностную самореализацию в разных сферах жизни, в том числе досуговой деятельности как важной сфере жизнедеятельности, в рамках которой развивается личностный потенциал, а при неблагоприятном профессиональном выборе решается экзистенциальная проблема самореализации. Поэтому нередко молодежь в своих жизненных стратегиях отводит место этой сфере.
В повседневной жизни сложилось много форм освоения бытия. Реализация этих форм обусловливает многообразие жизненных стратегий: одним удается сразу определить свою жизненную стратегию, профессиональную перспективу; другие проектируют несколько направлений самоопределения и самореализации, хотят попробовать себя в разных сферах деятельности, а затем выбрать главное; третьи полагаются на советы «значимых других» и с их помощью осваивают жизненное пространство.
Особенностью жизненных стратегий обучающейся молодежи является также то, что они по своему содержанию и направленности являются составляющей потенциала трансформационных процессов в обществе. Во-первых, своими стратегиями, ожиданиями молодежь воздействует на трансформацию
профессионального образования, его социальных функций (прагматической, статусно-престижной, социокультурной, профессиональной) и механизмы их реализации. Во-вторых, стратегии жизни современной молодежи в значительной степени определяют будущее государства, поскольку молодежь является основным ресурсом для пополнения профессиональных кадров в обществе, носителем новых технологий решения профессиональных задач. Можно сказать, что жизненные стратегии молодежи значительно определяют характеристики современного общества, России.
На основании вышеизложенного мы делаем вывод о том, что жизненная стратегия личности представляет собой динамичную систему перспективного ориентирования в будущей жизни, социокультурном пространстве, конструируемую на основе ценностей и реализуемую в деятельности, поведении в социокультурной среде
20 Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Знание, 1984. С. 204.
21 Кормакова В.Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессиональноличностного самоопределения старшеклассников // Образование и общество. 2009. №1(54). С. 55-58.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
161
посредством реализации ресурсов конкретной личности. Исходным в проектировании жизненных стратегий являются объективные условия жизни, которые формируют у личности определенные потребности, ценности. Последние детерминируют интересы, цели, которые, реализуясь в поведении личности в контексте ее целенаправленной деятельности, «опредмечивают» социокультурную среду.
На основе внешних воздействий складывается ценностно-мотивационное ядро личности. В роли внутренних детерминационных механизмов выступают компоненты жизненного, личностного, профессионального самоопределения, которые не осознаются индивидом, однако, механизм их действия таков, что они, создавая некую целостность представлений о жизни, позволяют личности самостоятельно определить и реализовать себя в жизни и в профессии.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 300 с.
2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб, 2000. - 342 с.
4. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение молодежи: социологический анализ. -Екатеринбург, 2004. 184 с.
5. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1982. - 199 с.
6. Исаев И.Ф., Кормакова В.Н. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность: Учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 268 с.
7. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения //
Социологические исследования. 2000. №3. С. 124-129.
8. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Знание, 1984. - 367 с.
9. Кормакова В.Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессионально-личностного самоопределения старшеклассников // Образование и общество. 2009. №1(54). С. 55-58.
10. Кузнецов И.Ю., Кузнецова С.А. Профессиональное самоопределение на жизненном пути: монография. Магадан, 2003. - 215 с.
11. Мамардашвили М. Эстетика мышления. - М.: Моск. школа полит. исследований, 2000. - 416 с.
12. Осмачко Н. В. Жизненные стратегии студенческой молодежи в социокультурном пространстве России: социологический анализ: монография. - Владивосток, 2005. - 226 с.
13. Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и конструирование // Социс. 1996. № 6. С. 113.
14. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л., 1979, с. 42.
15. Goleman D. Emotional intelligence. N. Y., 1995.
LIFE STRATEGIES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL IDENTITY
V. N. Kormakova
Belgorod state national research university e-mail: [email protected]
The article deals with the problem of life strategies in the system of professional identity. The correlation between life strategies and professional identity in the personality structure is shown in the article. The structural characteristics of the life strategies design process are given. Some methodological ways for the solution of this problem are reveald.
Keawords: life strategy, design, identity, professional identity.