Научная статья на тему 'Формирование управления по результатам в рыбной отрасли в условиях Дальнего Востока России'

Формирование управления по результатам в рыбной отрасли в условиях Дальнего Востока России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБА / ОТРАСЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ / РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жук А.П.

Качеству управления в хозяйственной деятельности уделяется возрастающее внимание. Актуальность приобретает решение проблем управления на уровне национальной отрасли. В статье выявляются теоретические основы методологии формирования рыбохозяйственной деятельности (РХД) на отраслевом уровне. Предлагаются методологические основы формирования новой формы РХД в условиях Дальнего Востока России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование управления по результатам в рыбной отрасли в условиях Дальнего Востока России»

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ В РЫБНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ*

А.П. ЖУК, кандидат экономических наук Автономная некоммерческая организация Научно-технический центр «Дальрыбтехника» (Владивосток)

Обоснование цели, концепции и стратегии развития рыбной отрасли Дальнего Востока. Мы определили первостепенные значащие факторы, вызванные кардинальными изменениями в обстоятельствах развития страны и имеющие исходное значение для развития рыбной отрасли ДВР. Факторы следующие: переход к рыночным отношениям; открытая система развития региона; требования стратегии устойчивого развития РФ; несоответствие материально-технической базы отрасли современным условиям рыбохозяйствования; неудовлетворительные финансово-экономические параметры. Требуется разработка методологических основ новых форм и методов развития рыбной отрасли ДВР.

Формирование направлений развития исходно зависит от цели развития отрасли. Поэтому прежде предстоит выявление искомой цели развития рыбной отрасли ДВР в современных обстоятельствах.

В программных документах развития рыбной промышленности России и ее Дальнего Востока проявляется отсутствие системы целей, представляющей собой определенный их состав и ранжирование, определенную соподчиненность и обусловленность. Отсюда проявляется смысловая путаница.

Необходимо подчеркнуть, что достижение сформулированной цели требует формирования адекватной правовой базы, механизма управления по сохранению и использованию ВБР, по развитию рыбного хозяйства РФ. Поэтому формулирование цели имеет абсолютное значение для построения перспективного развития.

Реальные события в рыбном хозяйстве свидетельствуют об усугублении негативных процессов в экономике и социальной сфере рыбацких регионов.

* Окончание. Начало в №№ 16, 17.

Разрабатываются новые концепции, программы, необходимость которых мотивируется изменениями в обстоятельствах. Однако, по мнению автора, если Концепция действительно обоснована, т. е. является искомой, то никакие изменения не могут нарушить ее главенствующее содержание. Именно такой подход к обоснованию Концепции развития рыбной отрасли предлагается нами вот уже в течение десяти лет.

В современных мировых условиях геостратегические интересы России на Дальнем Востоке приобретают острую актуальность [2; 3; 5]. В связи с этим социально-экономическое развитие дальневосточной окраины России с наглядной очевидностью становится целью национальных интересов.

Исходя из того, что РХД в условиях обширных дальневосточных приморских территорий стала экономико-градообразующей, можно утверждать, что основной компонентой развития ДВР является развитие прибрежных территорий на основе РХД с целью их социально-экономического обустройства. Именно обустройства, что более точно применительно к нашим условиям выражает термин «социально-экономическое развитие».

Такое формулирование цели развития рыбной отрасли соответствует «Кодексу ведения ответственного рыболовства», принятому мировым сообществом, и «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Мировые промысловые запасы морских биоресурсов испытывают чрезмерную эксплуатационную нагрузку. Они стали носить ограниченный характер для человека. Прогнозируемый вылов во всех промысловых районах национальной ИЭЗ составляет в 2005—2009 гг. 3,9—4,0 млн т, в 2010—

2014 гг. — 4,9—5,0 млн т, за пределами 2015 г. — 5,5—5,6 млн т.

Проведен перерасчет на душу населения. Это составляет: до 2009 г. — 28,2 кг рыбы-сырца, до 2014 г. — 35,2 кг, далее 2015 г — 39,4 кг уловов, а по рыбной продукции — 17, 21, 24 кг, соответственно. В этих условиях запасы ВБР в национальной рыболовной зоне России имеют своего потребителя — российское население, независимо от того, с востока или запада прилегает к государству часть этой зоны. И в этом функция рыбной отрасли. Ориентация дальневосточной рыбной отрасли на зарубежный рынок формирует свою отдельную материально-техническую базу, которой свойственна инерционность. С другой стороны, торговля рыбной продукцией из уловов основного бассейна страны с ценным исходным сырьем со странами Азиатско-Тихоокеанского региона повлечет приток на российский рынок прибалтийскую кильку и паштеты. Встает вопрос — где же соблюдение экономической и продовольственной безопасности России? При таком исходе с потребительского рынка мы своей деятельностью увольняем собственный народ.

Построение конструкции развития по вектору двух этих функций-целей обеспечивает и участие дальневосточного национального рыбохозяйство-вания в реализации кооперации национальной региональной экономики в формате межгосударственных отношений. То есть, вхождение России своей дальневосточной окраиной в межстрановый региональный рынок должно на основе рыбохозяйствования проистекать на базе формирования развития рыбо-хозяйствования в формате первых двух целей.

Движение по вектору этих целей становится возможным лишь за счет устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов. Это можно формализовать следующей триадой: устойчивость движения по вектору сформулированных целей ^ устойчивость функционирования рыбохозяйственного комплекса (РХК) ^ устойчивость сохранения, воспроизводства и рационального использования ВБР. Выстраивание такой конструкции треугольника, на вершине которого располагаются искомые цели развития, представляет, на наш взгляд, системную парадигму развития рыбного хозяйства.

Итак, формулируем цели развития рыбной отрасли на Дальнем Востоке: 1) на основе РХД обеспечивать социально-экономическое обустройство побережья Дальнего

Востока России;

2) рыбохозяйственной деятельностью обеспечивать долевое участие в удовлетворении потребностей российского населения до медицинских норм;

3) на основе экономической самостоятельности рыбной отрасли содействовать обеспечению паритетной интеграции (с точки зрения экономической кооперации) Дальнего Востока России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Исходя из описания современных условий и

требований территориального и геостратегического развития России, выявлены геостратегические факторы развития рыбной отрасли в условиях ДВР [6].

Решение задач в контексте выявленных целей регламентирует само экономическое содержание возводимой материально-технической базы рыбной промышленности. Ее создание в современных для Дальнего Востока условиях приобретает абсолютную практическую значимость. В ней материализуется и концепция, и стратегия развития. В природе реальных событий всегда заложено начало такой внутренней самоорганизации системы, которое обеспечивает стабилизацию и на этом ее собственно развитие.

Концепция развития рыбной отрасли Дальнего Востока России. В основание Концепции мы закладываем выявленные системообразующие цели и геостратегические факторы развития рыбной отрасли. Одновременно в основание Концепции закладываем выполнение следующих требований, что нами было выдвинуто в 1999 г.

Требование 1. Необходимость сбалансирования интересов субъектов ДВФО в пользовании рыбными ресурсами в отечественной ИЭЗ.

Интересы регионов, по нашему мнению, удовлетворяются лишь только тогда, когда сложившаяся социально-экономическая база на основе рыбохо-зяйствования имеет постоянное сырьевое обеспечение и способно нормально функционировать.

Постоянство доли регионов в освоении основных рыбных биоресурсов отечественной ИЭЗ в современных условиях, их уровненный показатель 1990 г. обеспечивают каждому региону их право на ведение экономической деятельности в отрасли. Этим для законодательной и исполнительной власти регионов создаются условия для осуществления нормативного и административно-экономического сопровождения процессов по формированию условий рыночной экономики, обеспечению инвестиционной политики.

В этом заключается достижение цели по сбалансированности интересов субъектов ДВР в пользовании рыбными ресурсами в отечественной ИЭЗ.

РЕгиомьнАя экономика: теория и практика

59

Требование 2. Необходимость прослеживания за формированием материально-технической базы рыбной отрасли по вектору реализации выявленных искомых целей.

Требуется определиться с уровнем обрабатывающих мощностей по видам производства, их размещением — на плаву, на берегу. И подчинять это, прежде всего, первой и второй цели развития отрасли. На основе лишь этого возможна реализация третьей цели отрасли. На ДВР в современное время необходимо переводить восполнение обрабатывающих мощностей в условиях берегового производства.

Требование 3. В целях адаптации к формам государственной поддержки провести внутреннюю отраслевую самоорганизацию в направлении обеспечения эффективности экономики на основе промышленной политики рационализации.

Необходимым условием в основание реализации Концепции заложить формирование стратегии со следующим сценарием развития.

Сценарий стратегии. Исходя из российской реальности, развитие становится возможным по-прежнему на основе стратегии, неразрывно увязывающей в себе интересы Государства и интересы Народа, т. е. на государственно-демократическом авторитаризме. Это означает, что мотивационные импульсы развития должны исходить от Государства и встречно — от Народа и Бизнеса.

Программой экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья обосновывается необходимость регулируемого сценария развития [8].

Сценарий основывается на следующих позициях:

• значительная государственная поддержка на начальном этапе и создание предпосылок развития на принципах самофинансирования в дальней перспективе;

• традиционная ресурсная специализация на основе имеющихся сравнительных преимуществ;

• формирование открытой модели развития региона.

Некоторые основные приоритеты сценария:

• формирование развития, обеспечивающего геостратегические интересы России на Тихом океане;

• закрепление населения в регионе;

• обеспечение модернизации экономики;

• развитие международного экономического сотрудничества.

В контексте этого корреспондируется и сформулированные нами основные стратегические цели развития рыбохозяйственного комплекса ДВР в целом.

Отсутствие осмысленного управления отраслью за последние более чем десять лет привело к тому, что можно констатировать — национальная рыбная отрасль перестала выполнять национальные цели.

Нам представляется, что в условиях текущего времени остается формировать один реальный сценарий — поступательный сценарий по преломлению пессимистического сценария.

Механизм формирования и реализации Концепции, по нашему мнению, выводится из содержания Концепции.

Мы определились с искомыми целями развития рыбной отрасли ДВР и сообразно им сформулировали Стратегию развития. Однако ставится задача формирования ЭЭСРХД в увязке со сформулированными целями и концепцией стратегии.

Методология механизма эколого-социоэкономи-ческого согласования рыбохозяйственной деятельности. Ученые страны ведут исследования по трансформации провозглашенных принципов устойчивого развития в хозяйственную практику. Например, во введении экологической составляющей развития в рамки экономической системы [24]. Важнейшим критерием этого является достижение стратегического баланса между деятельностью человека и сохранением воспроизводящихся процессов в природе. На первом этапе должны быть заложены основы новой российской экономики, позволяющие решать задачи модернизации производственного аппарата, сохранения целостности и безопасности страны, обеспечения регионального развития [21].

В этой связи формирование и реализация стратегии регионального развития должны обеспечить стабильное развитие проживающей в регионе общины в целом, а также локальных общин. Такое развитие должно основываться на всей совокупности социальных, экологических и экономических целей.

С учетом этого нам предстоит трансформировать указанные требования в практику хозяйствования в рыбной отрасли Дальнего Востока, т. е. выявить и описать действия, составляющие основу согласованного механизма новой формы рыбохозяйственной деятельности (ЭЭСРХД).

Необходимым в плане формирования ЭЭС-РХД на Дальнем Востоке России является целенаправленное исследование концепта многих понятий, применяемых в РХД и составляющих конструкционную основу развития.

Ни одно событие не имеет перспектив развития и сопровождения без определения цели развития. Поиск искомой цели есть исходная и главенствующая задача. Именно сформулированные цели развития рыбной отрасли ДВР выдвигают на первый план формирование стимулирующих условий для региональной квалифицированной рабочей силы, рассматриваемой как инвестиция.

Инвестиционная привлекательность рыбной отрасли для квалифицированной рабочей силы обеспечивается заработной платой на уровне кредитоспособности по ее социальному обустройству.

Это становится возможным при достижении требуемого уровня экономической эффективности работы отрасли [9].

В сложившихся обстоятельствах места, роли, значения, внутреннего состояния рыбной отрасли в современных условиях местоположения дальневосточного региона, и учитывая фактор времени, нам приемлемы лишь только национальные инвестиции. Требуется установление (усиление) контроля дальневосточными собственниками над ЭГП ДВР. И механизмом решения данной задачи является доступ дальневосточного собственника ЭГП к национальным финансовым источникам по привлечению средств в основной и оборотный капитал своих предприятий с обеспечением контроля над ними.

Это согласуется с новыми задачами экономического и социального развития региональной системы.

Механизм реализации промышленной политики. Расчеты показывают, что инвестиционная задолженность только в активную часть рыбной отрасли и транспортную отрасль составляет 270 млрд руб. в действовавших на 2007 г. ценах.

Отсутствие концептуального подхода в управлении РХК по решению государственных задач социально-экономического обустройства приморских территорий на основе валоризации использования уловов в береговых условиях рыбацкого региона, повышения конкурентоспособности дальневосточной рыбной отрасли с доминирующим положением на внутреннем рынке обусловливает необходимость восполнения пробелов и выполнение следующих последовательных мероприятий, представляющих собой, собственно, механизм исполнения:

1) в целях осуществления эколого-социоэко-номического согласования составить Титульный список экономико-градообразующих предприятий и за ними на 20 лет закрепить традиционную сырьевую базу на основе действия Водного кодекса в

долях, обеспечивающих формирование производственных программ с высоким социально-экономическим эффектом. Исходным моментом является постоянство доли регионов;

2) обеспечить формирование государственной инвестиционной политики по финансированию прямых инвестиций в рыбодобывающие предприятия ДВР на кредитной основе, проводимой их региональными собственниками из Титульного списка. Это формирует инвестиционный источник, доступ к которому со стороны региональных собственников дальневосточных рыбохозяйственных предприятий обеспечивает им осуществление промышленной политики в рамках сформулированных целей развития дальневосточной рыбной отрасли;

3) сбалансировать ресурсное обеспечение под производственные программы предприятий из Титульного списка на основе замены, создания новой материально-технической базы в рамках Инвестиционных предложений;

4) обеспечить доступ предприятий из Титульного списка к национальным кредитам по ставке Libor через специально уполномоченный российский Банк;

5) осуществить разработку производственных программ предприятий из Титульного списка, про-ектно-сметной документации, инвестиционных проектов;

6) сформировать адекватные условия, при которых предприятия, отрасль могут функционировать по вектору достижения целей развития рыбной отрасли Дальнего Востока (таможенная, налоговая политика, недопущение действий, подобных аукционам, платы за пользование ВБР и пр.);

7) осуществить инвестирование предприятий, начать практическую реализацию производственных программ;

8) сформировать политику стимулирующей регламентации по налаживанию промышленного освоения неосваиваемых промысловых объектов, свободный доступ на промысел без платы за ВБР. При достижении промышленного суммарного вылова с величиной прогноза за каждым предприятием закрепляется на 20 лет достигнутая его доля. Объекты подзоны Приморье — анчоус, сайра, тихоокеанский кальмар и др.

Данный механизм инвестирования обладает тем преимуществом, что, минуя рекомендуемое многими программами (противоречащими сами себе) создание различных экономических посредников, предприятие самостоятельно выходит на указанные инвестиции, само творит развитие и

РБгионАльнАя экономика: теория и практика

61

имеет возможность нести полную ответственность по выполнению национальных интересов. Лишь в этих условиях будут создаваться логистические промышленные системы (ЛПС) под национальные интересы — по вектору указанных целей развития рыбной промышленности ДВР. Будет формироваться целенаправленность работы отечественных организаций и предприятий, складываться условия создания кластеров, определяться очевидность направленности работы технологов и укрепляться их связи с заказчиками. И как результат — развиваться межрегиональные связи страны, укрепляться единство экономического пространства России. Рынок — это лишь инструмент в подчинении интеллектуального управления.

Данный механизм реализации инвестирования действует на период действия первого этапа — этапа проведения политики рационализации отрасли, предприятия. Осуществление концепции возможно в следующие сроки.

Подготовительный период (2009—2010 гг.) — стабилизация работы хозяйствующих субъектов ПРХК. Базовой задачей этапа является разработка законодательно-нормативной основы функционирования комплекса, разработка промышленной политики, формирование источников финансирования инвестиций в комплекс, адаптация к инвестициям, формирование инвестиционных проектов, формирование корпоративной программы развития.

Первый этап (2011—2016 гг.) — экономико-административное сопровождение формирования развития ПРХК. Реализация промышленной политики. Лизинговый период. Продолжительность этапа регламентируется государством в основном исходя из его возможностей кредитования инвестиций. Объемы кредитования выявляются на основе суммирования показателей инвестиционных проектов предприятий. Базовой задачей этапа является формирование высокоэффективной экономики рыболовства и рыбопереработки. Обеспечиваются условия выплаты лизинговых платежей в первую половину срока службы оборудования (до 6 лет).

Второй этап (2017—2023 гг.) — продолжение политики промышленной рационализации. Период формирования собственных инвестиционных накоплений. Осуществляется накопление чистых доходов хозяйствующими субъектами. К концу срока службы оборудования (10—12 лет) достигается формирование собственных инвестиционных источников с потенциалом, обеспечивающим закупку нового оборудования. Формируется инвестиционная привлекательность для собственника

рабочей силы, кредитная привлекательность для вкладов населения в банках, формируется инвестиционная активность самих предприятий.

Этап промышленной рационализации рыбной отрасли позволяет заложить основы третьего этапа — этапа развития на основе экономики самообеспечивающего роста. Но этот этап уже этап за пределами 2020 г.

Этап промышленной рационализации предприятий рыбной отрасли осуществляется на основе единой бассейновой Программы в соответствии со сформулированными ранее концепциями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев Ю. А, Бакланов П. Я., Коноваленко В. Г. Особенности дальневосточного региона в связи с проблемой рационального природопользования // Кн. Рациональное природопользование в условиях Дальнего Востока. — Владивосток: АН СССР ДВНЦ ТИГ. 1981. С. 41—49.

2. Бакланов П. Я. и др. Приморский край: основные положения концепции и стратегии развития. — Владивосток: ТИГ ДВО РАН. 2000. — 790 с.

3. Бакланов П. Я. Геополитическое положение Дальнего Востока России как стратегический фактор развития региона // Проблемы экономической политики на российском Дальнем Востоке. Мат-лы междунар. науч. -практ. конф. (28 февраля—1 марта, 2001). — Хабаровск. 2001. С. 69

4. Жук А. П. Методология формирования конкурентоспособности рыбной отрасли Дальнего Востока. // Научно-практический и аналитический журнал «Региональная экономика. Теория и практика». М., Изд. «Финанспресс». 2007. № 9 (48). С. 48—56.

5. Ишаев В. И. Стратегическое планирование регионального экономического развития. // РАН. Дальневосточное отделение. Институт экономических исследований. Приамурское географическое об-во. — Владивосток: Даль-наука, 1998. — 128 с.

6. Иванченко В. Глобализация общественный менталитет // Вопросы экономики. — 2001. № 12. С. 146-150.

7. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года. - М.: Экономика, 2002. - 434 с.

8. Рюмина Е. В. Анализ эколого-экономических взаимодействий. - Москва: Наука, 2000. - 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.