Научная статья на тему 'К вопросу об адаптации к инвестициям, формированию и реализации инвестиционной политики в рыбной отрасли Дальнего Востока'

К вопросу об адаптации к инвестициям, формированию и реализации инвестиционной политики в рыбной отрасли Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жук А.П.

В статье анализируется финансово-хозяйственная деятельность рыбной отрасли Дальнего Востока, имеющая отношение к инвестиционной деятельности. Характерно, что производственный потенциал рыбной промышленности не имеет поступательного прироста. Объём собственного капитала должен обеспечивать все активы кроме тех, которые могут быть безболезненно профинансированы заёмными средствами. Однако удельный вес собственного капитала предприятий в общей его величине крайне низок. Сложившееся низкое значение коэффициента автономии (нормальное ограничение 50%) свидетельствует о негативной оценке финансовой устойчивости; неизбежности финансовых затруднений в будущем; зависимости предприятий от внешних источников финансирования; повышении риска не погашения своих обязательств предприятиями отрасли в будущие периоды…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об адаптации к инвестициям, формированию и реализации инвестиционной политики в рыбной отрасли Дальнего Востока»

К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ К ИНВЕСТИЦИЯМ, ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЫБНОЙ ОТРАСЛИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

А.П. ЖУК,

кандидат экономических наук АНО НТЦ «Дальрыбтехника» (г. Владивосток)

В условиях перехода отраслей национального хозяйства к рыночным отношениям в сферу управления вошли слова рыночной экономики: «инвестиционная привлекательность», «инвестиционная активность», «конкурентоспособность». Эти и другие слова широко используются и в управлении рыбной отраслью. Но их использование носит несколько абстрактный, неориентированный, разобщенный характер.

Логично предположить, что все эти термины должны быть взаимоувязаны, взаимодополняемы. Это становится возможным лишь в условиях, когда они проистекают от одного начала. Так на какой методологической основе можно достигнуть согласования затрагиваемых терминов, наполнить их содержанием и придать им практическую со-зидательность?

Развитие рыбного хозяйства на Дальнем Востоке позволило ему занять вполне определенное место в экономике региона. Ход проводимых реформ в рыбном хозяйстве региона, как оказалось, практически не учитывал данных факторов. Спустя время, под давлением доказательств ряда исследователей, в том числе и автора данной статьи, необходимость их учета нашло отражение в Концепции развития рыбного хозяйства РФ [8]: «Рыбное хозяйство является одним из градообразующих секторов экономики, обеспечивающих занятость населения во многих приморских регионах страны. Особое значение это имеет для районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, где рыбный промысел является основным источником обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе коренных малочисленных народностей.

Целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации является достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства

и рационального использования водных биологических ресурсов, развития аква- и марикультуры, обеспечивающего удовлетворение внутреннего спроса на рыбную продукцию, продовольственную независимость страны, социально-экономическое развитие регионов, экономика которых зависит от прибрежного рыбного промысла. При этом должны быть созданы условия для повышения эффективности экспорта рыбной продукции и ее конкурентоспособности и оптимизации структуры управления рыбохозяйственным комплексом».

Но, однако, насколько точно выдержана формулировка цели развития рыбного хозяйства применительно к Дальнему Востоку, отражены ли последовательность и ранжирование причинно-следственных связей?

К сожалению, изучению связей прошлого с выбором стратегии дальнейшего развития отрасли в дальневосточном регионе в изменившихся условиях не придается должного внимания. На наш взгляд, именно история отрасли и ее результаты должны быть предметом анализа и, с учетом современных обстоятельств ее развития, стать методологической основой согласования содержания интересующих нас понятий.

Удельный вес рыбной отрасли, по данным государственной статистики, в объеме промышленного производства в разрезе субрегионов достигал 80 %, а по численности занятых в промышленности — 65 %. По нашим экспертным оценкам, на обширных приморских территориях, где осуществлялась хозяйственная деятельность, на рыбную отрасль приходилось до 90 % хозяйственной активности.

Становится очевидным, что рыбохозяйствен-ная деятельность (РХД) является экономико-образующей деятельностью на дальневосточном побережье. С другой стороны, моноукладность экономики на Дальнем Востоке, особенно на ры-

бацком побережье, придает рыбной отрасли градообразующее значение. Отсюда вытекает, что РХД в условиях обширных дальневосточных приморских территориях стала экономико-градообразующей.

Понятие «экономико-градообразующая» отрасль имеет объективное место в условиях малообжитой обширной дальневосточной приморской территории. РХД можно вести и на основе «вахтового» метода, что составляет основу «колониального» типа развития. Однако, когда стало фактом становление многих местных поселений на основе рыбохозяйствования, то отрасль стала уже градообразующей.

В современных условиях геостратегические интересы России на Дальнем Востоке приобретают особую актуальность. В связи с этим социально-экономическое развитие дальневосточной окраины России становится целью национальных интересов. И основной компонентой этого, по нашему мнению, является развитие дальневосточных прибрежных территорий на основе РХД с целью их социально-экономического обустройства. Именно обустройства, что более точно, применительно к нашим условиям, выражает термин «социально-экономическое развитие».

Таким образом, социально-экономическое обустройство прибрежных территорий становится одной из искомых целей развития рыбного хозяйства Дальнего Востока. По ходу изложения коснемся некоторой методологической предпосылки. Искомая цель развития отрасли, по нашему мнению, всегда внешняя относительно отрасли. А вот, как отрасль будет обеспечивать реализацию такой цели, это уже внутренний отраслевой механизм. И он, конечно, должен быть устойчиво работающим.

Такое формулирование первой цели соответствует «Кодексу ведения ответственного рыболовства» [6], принятому мировым сообществом, «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [7], Основным положениям стратегии устойчивого развития России [11].

Мировые запасы морских биоресурсов испытывают чрезмерную эксплуатационную нагрузку. Они стали носить ограничительный характер для человека. В этих условиях запасы биоресурсов в национальной рыболовной зоне России имеют своего потребителя — российское население, независимо от того, с востока или запада прилегает к государству часть этой зоны.

Отсюда второй целью РХД на Дальнем Востоке является удовлетворение российского населения в рыбных товарах для обеспечения общероссийского потребления в пределах медицинских норм.

Построение конструкции развития по вектору двух этих целей обеспечивает и участие дальневосточного национального рыбохозяйствования в реализации интеграции национальной региональной экономики в межгосударственный региональный рынок. То есть вхождение России своей дальневосточной окраиной в межстрановый региональный рынок должно на основе рыбохозяйствования проистекать на базе формирования развития национального регионального рыбохозяйствования в формате первых двух целей.

Движение по вектору этих целей становится возможным лишь за счет устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов (ВБР). Это можно формализовать следующей триадой: устойчивость движения по вектору сформулированных целей — устойчивость функционирования РХК — устойчивость сохранения, воспроизводства и рационального использования ВБР. Выстраивание такой конструкции треугольника, на вершине которого располагаются искомые цели развития, представляет, на наш взгляд, иную парадигму развития рыбного хозяйства.

Итак, сформулируем итоговый результат методологической сводимости упомянутых терминов на основе определения целей развития. Построение рыбохозяйствования на Дальнем Востоке с целью социально-экономического обустройства обширных приморских территорий российской окраины, обеспечения потребностей российского населения в рыбных товарах до медицинских норм и участие в обеспечении паритетной интеграции национальной региональной экономики в межгосударственном региональном рынке за счет устойчивого функционирования рыбо-хозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов является основой экономики российского дальневосточного рыбопромышленного бассейна.

Конкурентоспособность в общем смысле, на наш взгляд, представляет собой способность субъекта рыночных отношений в условиях конкурентной борьбы решать задачи по вектору сформулированной цели. Исходя из вышеизложенного попытаемся дать такую формулировку конкурентоспособности рыбной отрасли.

Конкурентоспособность рыбной отрасли Дальнего Востока — это способность всей совокупности субъектоврыбохозяйственной деятельности региона сохранять, использовать абсолютные и создавать

сравнительные преимущества на межотраслевом региональном рынке факторов производства по обеспечению решения задач социально-экономического обустройства обширных приморских территорий российской окраины, обеспечения потребностей российского населения в рыбных товарах до медицинских норм путем обеспечения лидирующего положения на внутреннем рынке и участия в обеспечении паритетной интеграции национальной региональной экономики в межгосударственный региональный рынок.

В контексте нашего исследования «инвестиционная привлекательность» отрасли должна иметь ориентированный характер. Принято говорить — надо сделать отрасль привлекательной для инвестиций. Подразумевается — что для финансовых вложений с целью их капитализации, невзирая на принадлежность инвестора. Однако этого можно достигнуть и на основе вахтового метода рыбо-хозяйствования на Дальнем Востоке, и за счет частных инвестиций российской метрополии, иностранных капиталистов. Они будут формулировать свои цели. Но будет ли это в национальных интересах России? .

Если сформулированные выше цели искомые, то в их контексте последовательным было бы утверждать, что мы должны в первую очередь сделать отрасль привлекательной для собственника рабочей силы — рыбака. Рабочая сила — это тоже инвестиции. И привлекательность для рабочей силы должна быть такого уровня, чтобы обеспечивала через заработную плату способность собственника к его социально-экономическому обустройству на дальневосточной территории. Отсюда попытаемся сформулировать следующее положение. Инвестиционная привлекательность рыбной отрасли Дальнего Востока в первую очередь должна стать инвестиционно привлекательной для региональной рабочей силы с целью социально-экономического обустройства дальневосточной окраины России.

На данном этапе нашего исследования мы увязали цель развития рыбной отрасли в условиях Дальнего Востока России с отправными понятиями — «конкурентоспособность» и «инвестиционная привлекательность», наполняя их конкретным содержанием применительно к нашим условиям — «конкурентоспособность рыбной отрасли» и «инвестиционная привлекательность» для региональной рабочей силы.

Полагаем, что на основе такого подхода в первую очередь должна формироваться «инвестиционная политика» в рыбной отрасли Дальнего Востока. Становится целесообразным кратко при-

вести результаты анализа современного состояния экономики рыбной отрасли.

Финансово-экономические показатели работы рыбной промышленности Дальнего Востока в аспекте инвестиционной привлекательности. Отразим общие параметры финансово-хозяйственной деятельности рыбной отрасли Дальнего Востока, имеющие отношение к инвестиционной деятельности. Анализ агрегированной информации о состоянии отрасли по направлениям: имущество предприятий и источников его финансирования, анализ платежеспособности и финансовой устойчивости, анализ финансовых результатов предприятий, эффективности использования активов и их источников формирования свидетельствует о следующем.

Производственный потенциал (основные средства, производственные запасы, затраты в незавершенном производстве) рыбной промышленности не имеют поступательного прироста. Объем собственного капитала должен финансировать все активы кроме тех, которые могут быть безболезненно профинансированы заемными средствами. Однако удельный вес собственного капитала предприятий в общей его величине крайне низок. Сложившееся низкое значение коэффициента автономии (нормальное ограничение 50 %) свидетельствует о тревожных фактах: о негативной оценке финансовой устойчивости; неизбежности финансовых затруднений в будущем; зависимости предприятий от внешних источников финансирования; о повышении риска непогашения своих обязательств предприятиями отрасли в будущие периоды.

Соотношение заемных и собственных средств характеризует обеспеченность заемных средств собственными средствами, т. е. гарантию возврата. У большинства предприятий значение этого коэффициента не соответствует нормальному ограничению (меньше либо равно 100 %) и указывает на нехватку собственного капитала для финансирования оборотных средств. Типично отрицательное значение коэффициента обеспеченности свидетельствует о выбытии собственных средств из состава источников оборотных средств.

Низкая отдача активов свидетельствует о замедлении деловой активности. Характерным для большинства предприятий является низкое отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств к наиболее срочным обязательствам в виде краткосрочных кредитов и займов, кредиторской задолженности. Отсюда низкий уровень рыночной устойчивости — коэффициент текущей ликвидности значительно

ниже нормативных ограничений (200 %). Это указывает, что такие предприятия являются потенциальными банкротами.

Дебиторская задолженность характеризуется большой масштабностью, что свидетельствует об отвлечении средств из оборота предприятий.

Кредиторская задолженность во всех привлеченных средствах устойчиво имеет большой удельный вес. Масштабная кредиторская задолженность свидетельствует о том, что предприятия рыбной промышленности Дальнего Востока в своей деятельности пользуются большей частью не кредитами и займами, а чужими ресурсами.

Велика доля убыточных предприятий. Неудовлетворительный финансовый результат предприятий не обеспечивает прибыльность, которая обеспечивает наращивание собственных средств и повышение финансовой устойчивости. Низко рентабельная экономика рыбной промышленности ведет к сбросу финансовых потоков в убытки, к потере платежеспособности и банкротству.

Анализ динамики агрегированных показателей финансовых результатов отрасли до налогообложения и чистой прибыли (убытка) свидетельствует о неэффективной экономике рыбной промышленности. Убытки подавляющего числа предприятий отрасли свидетельствуют о «проедании» имеющихся собственных средств.

Таким образом, приведенные данные показывают, что кризисное положение рыбной отрасли требует принятия серьезных решений, обеспечивающих улучшение экономических и финансовых показателей. Такие решения носят многоплановый характер. Одним из аспектов такой многоплановости является инвестиционная деятельность.

Стратегия привлечения инвестиций предприятиями рыбной промышленности

Требуемые преобразования по адаптации к инвестициям. Понятию «инвестиционный климат» уделяется большое внимание, особенно с учетом специфики России. Но все определения так или иначе привязываются к стране или региону. Инвестиционный климат в регионе — совокупность нормативно-правовых, социальных, экономических и экологических условий, определяющих тип и динамику воспроизводственного процесса в регионе [5].

Ключевым звеном государственного регулирования инвестиционных процессов в рыбной отрасли, по нашему мнению, является объективная оценка потребности в инвестициях всего рыбохо-

зяйственного комплекса.

Алгоритм формирования:

1) выявление целей развития рыбной отрасли в современных условиях;

2) определение стратегии развития;

3) определение инвестиционной стратегии;

4) определение требуемого объема капиталообра-зующих инвестиций в соответствии с инвестиционной стратегией;

5) определение требуемого объема инвестиционных ресурсов для осуществления финансовых инвестиций;

6) определение структуры источников финансирования.

Сформулированные нами основные цели развития рыбохозяйственного комплекса дальневосточного рыбопромышленного бассейна находятся в векторе регулируемого сценария развития Дальнего Востока и Забайкалья [10].

Нам представляется, что в условиях текущего времени нам остается формировать один реальный сценарий развития рыбного хозяйства Дальнего Востока — это преломление пессимистического сценария.

Формируя документы регионального значения, мы долгие годы проводим основные концепции. Так сформулирована концепция экономической основы — «Национальная дальневосточная рыба на дальневосточный берег с целью валоризации уловов на дальневосточном берегу». Это обеспечивает капитализацию дальневосточной рыбной отрасли — экономическое развитие рыбной отрасли и Дальнего Востока России.

Вытекает следующая концепция социальной основы — «Национальная дальневосточная рыбная отрасль служит социальному развитию приморских территорий дальневосточной окраины России». Это обеспечивает капитализацию основных фондов социальной инфраструктуры рыбацких поселений, что возможно на основе реализации первой концепции.

Искомой является и последующая концепция — «Национальная дальневосточная рыбная отрасль служит российскому потребителю». Это обязывает отрасль обеспечивать российского потребителя рыбной продукцией в пределах медицинской нормы.

Эти концепции должны быть подняты на уровень регионального и национального мышления. Указанные концепции необходимо заложить в основание всех последующих наших программных действий, наполняя их осмысленным содержанием.

Критерием развития национальной дальневосточной рыбной отрасли является наличие детского

садика в дальневосточном рыбацком поселке и наличие продукции из национального минтая в Калининграде.

Ориентация — «Национальная дальневосточная рыбная отрасль служит социально-экономическому обустройству дальневосточной окраины России и российскому потребителю» полностью отвергает ресурсный сценарий развития отрасли и способствует преодолению «колониального» типа развития прибрежных территорий Дальнего Востока, позиции которого в РХК сегодня достаточно прочны. Кардинально изменить ситуацию может только эколого-экономически, социально, технологически ориентированный путь развития. Переход к этому начинается с развязывания сложившихся «пут». Это становится возможным на основе:

• снижения зависимости от иностранного «кредитного рычага», завязавшего поставку уловов на внешние рынки;

• снижения зависимости от инъекций финансового капитала метрополии России, регламентирующих поставку необработанных уловов за пределы рыбацкого региона;

• законодательное запрещение покупки дальневосточных рыбохозяйственных предприятий нерегиональными резидентами;

Развязка этих исходных проблем возможна на основе реализации промышленной политики, адекватной целям развития рыбной отрасли Дальнего Востока.

Промышленная политика в рыбной отрасли.

Основная цель промышленной политики — повышение эффективности производства и технического уровня предприятий. Достижение этой цели предполагает необходимость концентрации усилий по таким основным направлениям:

Во-первых, замена экономико-градообразующими предприятиями устаревших рыбодобываю-щих судов судами перспективных проектов, модернизация берегового производственного аппарата, включая импорт техники.

Во-вторых, модернизация системы распределения квот. Наделение промысловой квотой каждого судна экономико-градообразующего предприятия в объеме возможности изъятия, достаточной для формирования результата промысла, гарантирующего заданный уровень превышения результата над затратами. Обеспечение на промысле определенного численного состава флота в условиях ограниченных суммарных объемов допустимых уловов.

Организационные и экономико-правовые факторы формирования стимулирующих условий привлече-

ния инвестиций. Инвестиционная привлекательность рыбной отрасли для квалифицированной рабочей силы обеспечивается заработной платой на уровне кредитоспособности по ее социальному обустройству. Это становится возможным при достижении требуемого уровня экономической эффективности работы отрасли.

Требуемый уровень эффективности работы отрасли обеспечивается прогрессивной регламентацией освоения ВБР на основе эколого-экономического согласования добывающей отрасли. Ограниченное количество добывающих судов с параметрами квоты для самодостаточной экономики добычи закрепляется за ограниченным количеством предприятий для сырьевого обеспечения производственных программ рыбоперерабатывающих комплексов. Основу таких предприятий, по определению, составляют экономико-градообразующие предприятия (исторические традиционные предприятия и новые береговые рыбоперерабатывающие). Эти предприятия сформировались с момента зарождения отрасли. Вопросы приоритета экономической эффективности должны рассматриваться осмотрительно. Экономико-градообразующие предприятия рыбацких регионов законодательно должны закрепляться думой субъекта Федерации и вноситься в Титульный список экономико-градообразующих предприятий для утверждения правительством.

Эколого-экономическое согласование промысловых мощностей с ОДУ ВБР позволяет достигнуть следующих финансово-экономических результатов:

• вывести экономику цеха добычи экономико-градообразующих предприятий в область положительной рентабельности;

• вывести в целом добывающую отрасль Дальнего Востока на устойчиво положительную рентабельность, обеспечить прибыльность;

• снизить себестоимость рыбы-сырца;

• обеспечить аккумуляцию амортизационных отчислений на реновацию;

• обеспечить высокую оплату регионального наемного труда;

• обеспечить кредитоспособность регионального собственника рабочей силы. Последствия этих результатов в контексте нашего исследования: добывающая рыбная отрасль становится инвестиционно привлекательной для региональной рабочей силы;

1) добывающая рыбная отрасль становится устойчиво эффективной, что является одним

из факторов «обеспеченности кредитов» и формирует ее кредитную привлекательность;

2) устойчиво эффективная добывающая отрасль становится адаптивной к новациям — формируется инвестиционная привлекательность в аспекте сохранения и накопления основного капитала и возрастает инвестиционная активность предприятий рыбохозхяйственного комплекса;

3) обеспечивается нарастающая динамика капитализации социально-экономических фондов региональной рабочей силы.

Требуемый уровень эффективности работы отрасли достигается ростом валоризации использования (переработки) уловов за счет развития региональной береговой рыбообработки. В связи с этим требуется региональный закон, регламентирующий вывоз необработанной рыбопродукции за пределы региона с одновременным содействием власти, предпринимателю в формировании национального финансирования прямых инвестиций в регион на основе государственных кредитов. В этом политическая поддержка власти региональному производителю.

Требуемый уровень эффективности работы отрасли достигается капитализацией доходов в сфере регионального материального производства, а не у посредников, участвующих в сфере обмена, на основе принятия и действия «Закона о торговле рыбными товарами» [2].

Таким образом, эколого-экономическое согласование в добывающей отрасли, региональная рыбопереработка, капитализация основных доходов в сфере регионального производства являются требуемыми преобразованиями в рыбной промышленности.

В сложившихся обстоятельствах приемлемы лишь только национальные инвестиции. Но не инвестиции финансовых организаций метрополии России (их задача также извлечение прибыли).

Экономике дальневосточной рыбной отрасли нужны национальные долгосрочные кредиты с низкой ставкой, с проработкой вопросов залога. Становится очевидным — кредиты должны быть государственными. Мы должны сформировать государственное финансирование прямых инвестиций в региональную рыбную отрасль на кредитной основе.

Рыбной отрасли Дальнего Востока нужны свои отраслевые условия, при которых она может функционировать с целью социально-экономического обустройства приморских районов дальневосточной окраины России, снабжения российского населения рыбными товарами. По мнению ряда профессиональных работников управления, более 60 % уловов на бас-

сейне осуществляется предприятиями, за которыми стоит зарубежный финансовый капитал. Отсюда и устойчивый рост удельного веса экспорта рыбной продукции все менее глубокой рыбопереработки. Рыбоперерабатывающие предприятия Дальнего Востока все более теряют свою принадлежность региональным собственникам.

Расширяется контроль над дальневосточными предприятиями со стороны финансового капитала г. Москвы и Санкт-Петербурга. Эта тенденция обусловливает вывоз из региона низкотехнологичных рыбных товаров, что сужает прирост региональной прибавочной стоимости. Для преломления этого требуется установление (усиление) контроля дальневосточных собственников над экономико-градообразующими рыбохозяйственными предприятиями Дальнего Востока.

Механизмом решения данной задачи является доступ дальневосточного собственника экономико-градообразующего предприятия к национальным финансовым источникам.

При такой государственной поддержке отечественные рыбохозяйственные предприятия будут ориентированы на внутренний рынок, и тем самым будет поставлен заслон вывозу рыбных товаров за границу. То есть, будет выполняться вторая цель развития рыбной отрасли Дальнего Востока — удовлетворение потребностей национального потребителя отечественными рыбными товарами.

И далее, при государственной поддержке отечественные рыбохозяйственные предприятия будут иметь возможность обеспечивать повышение конкурентоспособности рыбной отрасли путем:

1) создания производства по рыбопереработке и реализации своих рыбных товаров, т. е. обеспечения роста валоризации использования уловов;

2) обеспечения прироста региональной добавленной стоимости;

3) капитализации доходов в сфере регионального рыбопромышленного производства и обслуживающего социального фонда.

Это согласуется с новыми задачами экономического и социального развития дальневосточного региона как региональной системы [12, 1].

Механизмом повышения инвестиционной, кредитной привлекательности и инвестиционной активности рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока должно стать эколого-экономическое согласование промысловых усилий добывающего флота бассейна с одновременным формированием государственной инвестиционной политики по финансированию прямых инвестиций в основной и оборотный капитал предпри-

ятийрыбной отрасли Дальнего Востока по Титульному списку на кредитной основе по ставке Libor. Данный механизм будет иметь обоснованную мотивированность в рамках формирования единой Программы развития рыбной промышленности Дальнего Востока в форме инвестиционного проекта.

Данный механизм реализации инвестирования действует на первом этапе — при проведении политики рационализации отрасли, предприятия. Продолжительность этапа регламентируется государством, исходя в основном из его возможностей кредитования. Объемы кредитования выявляются на основе суммирования показателей инвестиционных проектов предприятий. По продолжительности он равен сумме двух периодов: периода возврата кредитов и периода формирования собственных инвестиционных источников.

Проведенные расчеты на примере формирования экономики самообеспечивающего роста в добывающей отрасли свидетельствуют, что период возврата кредитов составляет 5 — 6 лет, период формирования собственных инвестиционных средств также 5 — 6 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе первого этапа формируется инвестиционная привлекательность для собственника рабочей силы. Лишь тогда мы сможем сказать, что мы вернули рыбака в море. В процессе этого этапа формируется кредитная привлекательность для вкладов населения в банки, которые размещают средства в проекты развития рыбной отрасли. Также в процессе первого этапа формируется инвестиционная активность самих предприятий.

Этап промышленной рационализации рыбной отрасли позволяет заложить основы второго этапа — этапа развития на основе экономики самообеспечивающего роста, который уходит за пределы 2015 года...

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакланов П. Я. Дальневосточный регион России: Проблемы и предпосылки устойчивого развития // Владивосток: Дальнаука. 2001. 144 с.

2. Бобылов Ю. А, Борисов Н. В. Роль государства в формировании стоимости рыбных товаров:

национальные и международные аспекты. // Дальневосточный регион-Рыбное хозяйство.

- Владивосток. 2005. № 1,2. С. 5 - 26.

3. Водный кодекс Российской Федерации № 167 ФЗ от 16 ноября 1995 г. // Сб. норм.-прав. актов, регламентриующих рыбохозяйственную деятельность в РФ. — М.: Полиграфсервис. 2001. Т. 1. С. 540 — 611.

4. Гранберг А. Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 15 — 27.

5. Жариков Е. П. Экономика Приморского края за годы реформ // Проблемы регулирования экономических и социальных процессов в России при переходе к рыночной экономике. Владивосток. 1998. № 1. С. 7 — 18.

6. Кодекс ведения ответственного рыболовства.

— Рим: Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций. 1995. 65 с.

7. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Утв. Указом Президента РФ № 440) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. 1572 с.

8. Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2003 г. № 1265-р // Собрание Законодательства РФ. 2003. № 36. Ст. 3557.

9. Латкин А. П. Теория и практика управления инвестиционными процессами в переходной экономике. //Владивосток: Изд-во дальневосточного ун-та. 2004. 280 с.

10. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года. — М.: ЗАО «Издательство Экономика». 2002. 434 с.

11. Основные положения стратегии устойчивого развития России // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». 2002, № 9 — 10. С. 13 — 135.

12. Экономическая политика: Региональное измерение. Под ред. Минакира П.А. Владивосток: Дальнаука. 2001. 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.