с положениями такой системы. В целом, следует заметить, что стандарты на системы управления, как и любые другие стандарты имеют главную цель: обеспечить возможность продемонстрировать проверяющим экспертам соответствие определенных процессов организации установленным требованиям.
Библиографические ссылки
1. Сильченко Т. В. Управление качеством Требования ИСО серии 9000 : учеб. пособие. Красноярск : Изд-во КГТУ, 2006. 104 с.
2. Сильченко Т. В. Выбор методов и алгоритмов контроля управления качеством образования в высших технических учебных заведениях // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2007. № 3. С. 34-40.
3. ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 2001:2008). Системы менеджмента качества. Требования.
4. ГОСТ Р ИСО 19011-2003 (ИСО 19011:2002). Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.
5. ГОСТ Р 14.01-2005. Экологический менеджмент. Общие положения.
6. ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Системы экологического менеджмента.
References
1. Silchenko T. V. Quality management requirements of ISO 9000 : Textbook. Krasnoyarsk : CPI KSTU, 2006. 104 c.
2. Silchenko T. V. The choice of methods and algorithms for control of quality management education in higher technical schools // Problems of Mechanical Engineering and avtomatizatsii. 2007. № 3. S. 34-40.
3. Standard ISO 9001-2011 (ISO 2001: 2008). Quality Management Systems. Requirements.
4. GOST R ISO 19011-2003 (ISO 19011: 2002). Guidelines for auditing quality management systems and / or environmental management systems.
5. GOST R 14.01-2005. Environmental Management. General Provisions.
6. GOST R ISO 14001-2007. Environmental Management Systems.
© Сильченко Т. В., Сильченко П. Н. 2014
УДК 339.138
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Н. В. Федорова1, Ю. В. Данильченко2
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: [email protected]; [email protected]
В современных условиях востребован специалист, который обладает гибкостью и мобильностью на рынке труда и профессий, способный принимать самостоятельные решения, преобразовывать социальную среду и свою профессиональную деятельность. Специалист, обладающий перечисленными качествами, был назван компетентным, и это сразу привнесло в работы по педагогике и методике профессионального образования идею разработки компетентностного подхода.
Ключевые слова: компетенции, управление, качество образования.
FORMATION MANAGERIAL COMPETENCE ENGINEERING STUDENTS
N. V. Fedorovа1, U. V. Danilchenko2
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]; [email protected]
In modern conditions the expert who possesses flexibility and mobility in labor market and professions, capable to make independent decisions, to transform the social environment and the professional activity is demanded. The expert possessing the listed qualities was called competent, and it introduced at once idea of development of competence-based approach in works on pedagogics and a technique of professional education.
Keywords: competences, management, quality of education.
Экономические преобразования в нашей стране
все в большей степени ориентируют профессиональ- п]
ное образование на развитие в тесном взаимодействии тс
со сферой труда. за
Современный уровень развития производства предъявляет высокие требования к качеству подготовки студентов технических вузов и ставит новые задачи в области повышения качества образования.
Выпускники вуза - будущие специалисты, включаясь в производственную деятельность, должны обладать знаниями в области техники, технологии, экономики производства, применяемыми в процессе производственной деятельности. Современному обществу требуются компетентностные профессиональные специалисты, знающие специфику своего дела и способные трудиться в постоянно меняющихся условиях.
Особое значение имеет управленческое образование, поскольку технические вузы готовят специалистов для работы на предприятиях и в организациях, которые должны уметь работать в коллективе, управлять коллективом и предприятием в условиях рыночной экономики [1].
Проблема определения путей повышения эффективности формирования управленческой профессиональной компетенции студентов технических специальностей университета является актуальной в связи с тенденциями развития системы высшего профессионального образования в России, а именно: сменой знаниевой личност-но-деятельностной парадигмы на личностно-ориентиро-ванпую, гуманизацией и глобализацией образования, ростом значимости профессиональных компетенций специалистов для экономики. В Концепции модернизации образования на период до 2010 года подчеркивается основная цель профессионального образования, которая заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворении потребностей личности в получении соответствующего профессиональному профилю образования.
О важности компетентностного подхода в образовании, как на региональном, так и на федеральном уровнях в последнее время говорится всё чаще. И это не пустые слова: проблема формирования в высшей школе профессиональной компетентности будущих специалистов очень актуальна, что подтверждается невысокой степенью удовлетворенности работодателей уровнем подготовки молодых специалистов. Работодатели желают видеть высококвалифицированных инженеров с хорошим экономическим, управленческим образованием. Но в настоящее время пока выпускники не обладают достаточными компетенциями.
Формирование же управленческой компетенции будущих специалистов, в конечном итоге направлено на достижение следующих целей:
- формирование у будущих специалистов системы знаний о содержании и особенностях процессов управления предприятием;
- развитие логического мышления на основе знания объективных законов и закономерностей, принципов организации, функционирования и совершенствования систем управления производственного предприятия и его подразделений;
- привитие навыков использования аналитического подхода к оценке реальных производственных и
рыночных ситуаций и принятия на этой основе эффективных управленческих решений;
- готовности нести ответственность за последствия реализации принимаемых решений.
В Сибирском государственном аэрокосмическом университете решение этой проблемы только началось и видится в создании комплексной системы подготовки студентов инженерных специальностей.
С этой целью кафедрой менеджмента было проведено маркетинговое исследование потребности инженеров в развитии организационно- управленческих компетенций. В число задач исследования входило разработка рекомендации по унификации учебных планов подготовки управленческих дисциплин у студентов технических специальностей.
Также в рамках исследований нами изучалось мнение работодателей по набору управленческих компетенций, также проведен анализ учебных планов студентов технических направлений и опрос магистрантов МНМ
Анализ учебных планов технических направлений показал, что в ряде технических, инженерных специальностей, например 221700.68 «Стандартизация и метрология», 230100.68 «Компьютерное моделирование», 230100.68 «Информатика и вычислительная техника» и др., в учебном плане не включены дисциплины управленческого характера. Это не может не огорчать, поскольку технические вузы готовят специалистов для работы на предприятиях и в организациях, которые должны уметь работать в коллективе, управлять коллективом и предприятием.
Изучая мнения работодателей, на примере ОАО «РУСАЛ Красноярск», по выявлению необходимых компетенций, мы выделилинаиболее часто повторяющиеся:
Работа в команде:
• Ориентация на результат.
• Управление персоналом.
• Лидерские навыки.
• Анализ и решение проблем.
Опрос магистрантов направления «Менеджмент высоких технологий», позволил выявить:
1) мнение инженеров об уровне их подготовленности к решению организационно-управленческих задач; 2) востребованность организационно-управленческих компетенций в профессиональной деятельности инженера.
Данные таблицы показывают, что большинство респондентов оценивают свою подготовку к решению организационно-управленческих задач как частично достаточную. Исключение составляет компьютерная подготовка, которую большинство респондентов посчитали достаточной в их профессиональной деятельности. Наибольшие трудности у более половины респондентов возникают при решении задач управленческого характера. Это объясняется тем, что возможности вузов по формированию управленческих компетенций у студентов технических специальностей ограничены, да и сами будущие инженеры во время обучения в вузе далеко не всегда понимают важность управленческих компетенций. Немногим лучше ситуация обстоит с экономическими задачами, готовность к решению которых больше половины респондентов оценили как достаточную.
Таблица 1
Оценка подготовки инженеров к решению задач, %
Задачи профессиональной деятельности Подготовка инженеров, %
Достаточная Частично достаточная Недостаточная
Экономические 60 20 20
Управленческие 20 40 40
Управление персоналом 20 80
Компьютерной подготовки 80 20
Таблица 2
Распределение компетенций, недостающих инженерам для более эффективного выполнения повседневной профессиональной деятельности
Компетенции Ответы, %
1. Умение организовывать и управлять своим временем 36
2. Умение оценивать эффективность принимаемых решений 28
3. Умение спланировать и организовать свою работу 24
4. Умение предвосхищать, констатировать, регулировать и разрешать межличностные конфликты 22
5. Умение вести переговоры, устанавливать деловые контакты 14
6. Умение вести выстраивать иерархию целей организации и определять необходим для ее достижения ресурсы 12
7. Умение сохранять способность к эффективной деятельности в сложных и критических ситуациях 12
8. Способность управлять людьми, организовывать себя и коллектив для решения задач 12
9. Способность успешно адаптироваться к изменяющимся требованиям и условиям профессиональной деятельности 12
10. Умение управлять действиями других людей, учитывая способности, возможности и мотивацию сотрудников 8
11. Умение формулировать и отдавать распоряжения 6
12. Умение проводить ситуационный анализ, определять и формулировать цели, подводить итоги, отслеживать выполнение учебных планов 6
13. Умение работать в команде 2
14. Умение организовывать людей и побуждать их к работе 2
Таблица 3 Наиболее востребованные в инженерной деятельности организационно-управленческие и социльно-психологические компетенции, %
Компетенции Ответы инженеров, %
1. Способность сохранять спокойствие и контроль над собой 80
2. Умение работать в команде 60
3. Умение сохранять способность к эффективной деятельности в сложных и критических ситуациях 60
4. Умение устанавливать и поддерживать отношения с коллегами и подчиненными 60
5. Умение давать поручения, управлять действиями других людей, учитывая способности, возможности и мотивацию сотрудников 56
6. Умение убедительно аргументировать свою позицию 56
7. Умение последовательно мыслить и действовать 56
8. Умение вести переговоры, проводить деловые совещания 52
9. Способность успешно адаптироваться к изменяющимися требованиям и условиям 52
10. Умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации для подготовки и принятия управленческих решений 50
11. Владение приемами и методами работы с персоналом 50
12. Умение вести дискуссию и диалог 50
13. Умение вести деловую переписку 46
14. Умение выступать перед аудиторией 44
15. Знание основ мотивации и стимулирования персонала, в том числе оплаты труда 38
16. Организация коллектива для решения экономических и социальных задач и руководство им 38
17. Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений 34
18. Владение методами оценки качества и результативности труда персонала 34
19. Способность разрабатывать эффективную стратегию развития своего направления деятельности 30
20. Умение сопереживать и сочувствовать трудностям и несчастьям других людей 28
Честно признаться в недостаточности каких-либо знаний специалисту-профессионалу весьма трудно, по этой причине в бланк опроса включен вопрос о востребованности организационно-управленческих компетенций в профессиональной деятельности инженера, который не будучи слишком персонализированным, позволяет получить объективное мнение респондентов. В табл. 3 приведены ответы на него.
Данные таблицы показывают, что для двух третей респондентов самой востребованной организационно-управленческой компетенцией является умение работать в команде, что, учитывая преимущественно проектный характер современной инженерной деятельности, не вызывает удивления. Более половины респондентов выделили умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации для подготовки и принятия управленческих решений, а более трети респондентов - способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно - управленческих решений. Процесс принятия решений отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а непрерывная последовательность выработки решений характеризует постоянный процесс управления. По своей сути решения являются связующим звеном между управляющей и управляемой подсистемами. Если в организации не принимаются никакие решения, то система управления не сможет функционировать.
Говоря о востребованности компетенций в области управления персоналом, можно отметить, что половина респондентов выделили умение давать поручения, управлять действиями других людей, учитывая способности, возможности и мотивацию работников, владение приемами и методами работы с персоналом и владение методами оценки качества и результативности труда персонала. Это объясняется тем, что значительную долю рабочего времени инженера занимают вопросы организации и управления коллективом.
Самые востребованные респондентами коммуникативные компетенции - умение убедительно аргументировать свою позицию, умение вести переговоры, проводить деловые совещания, умение вести дискуссию и диалог, умение вести деловую переписку и умение выступать перед аудиторией.
Говоря о психологических компетенциях, следует выделить способность сохранять спокойствие и контроль над собой, которую абсолютное большинство респондентов назвали востребованной. Работа в коллективе требует умения устанавливать и поддерживать отношения с коллегами и подчиненными.
Исследование позволяет сделать следующие выводы:
Большинство инженеров признают важность и востребованность организационно- управленческих компетенций в совей профессиональной деятельности.
Большинство инженеров признают свою потребность в развитии организационно-управленческих компетенций, осознавая недостаточность своих знаний в данной области.
Практика работы показывает, что во время обучения в вузе студенты технических специальностей далеко не все понимают важность организационно-управленческих компетенций. И только реальный опыт, жесткая конкуренция с коллегами, проблемы с коммуникациями, возникающие конфликты дают осознание необходимости не только знания своей профессии, но и развития организационно-управленческих компетенций [2].
Таким образом, в результате проведенной работы мы предлагаем зав. кафедрам включить в учебные планы унифицированный набор дисциплин (менеджмент, маркетинг, основы теории управления предпри-ятием),которые позволят реализовать управленческие компетенции на технических, инженерных направлениях, реализуемых в СибГАУ.
Библиографические ссылки
1. Ковалева, А. А.Мухина, А.О. Рябикин С. А. Анализ профессиональной деятельности и проектирование инновационной модели специалиста машиностроительного комплекса // Известия Самарского научного центра РАН.2011. Т. 13. № 1(3). С. 720-723.
2. Шастина А. Е. Потребность современного инженеров в развитии организационно- управленческих компетенций [Электронный ресурс]. URL: http://www. teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/ 2013/6/pedagogika/ shastina.pdf.
References
1. Kovalev A. A., Mukhi A. O. Ryabikin SA Analysis of professional activity and designing innovative model of professional engineering complex // the Samara Scientific Center, RAS .2011 Vol. 13, №1 (3). S.720 - 723 .
2. Shastina A. E. Need for modern engineers in the development of organizational and managerial skills [Electronic resource] http://www.teoria-practica.ru/rus/ files/arhiv_zhurnala/2013/6/pedagogika/shastina.pdf.
© Федорова Н. В., Данильченко Ю. В., 2014