Секция ««Маркетинг и коммерциализация космоса»
УДК 339.138
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Т. А. Хамидуллина, В. А. Шорохова Научный руководитель - Н. В. Федорова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
В современных условиях востребован специалист, который обладает гибкостью и мобильностью на рынке труда и профессий, способный принимать самостоятельные решения, преобразовывать социальную среду и свою профессиональную деятельность. Специалист, обладающий перечисленными качествами, был назван компетентным, и это сразу привнесло в работы по педагогике и методике профессионального образования идею разработки компетентностного подхода.
Ключевые слова: компетенции, управление, качество образования.
FORMATION MANAGERIAL COMPETENCEENGINEERING STUDENTS
T. A. Khamidillina, V. A. Shorokhova Scientific supervisor - N. V. Fedorova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In modern conditions demand professional who has the ^flexibility and mobility in the labour market and professions, able to make independent decisions, to transform the social environment and their professional activities. Specialist possessing the above qualities, was named competent, and it immediately brought to work on pedagogy and methodology of professional education the idea of developing a competence-based approach.
Keywords: competence, governance, the quality of education.
Экономические преобразования в нашей стране все в большей степени ориентируют профессиональное образование на развитие в тесном взаимодействии со сферой труда.
Современный уровень развития производства предъявляет высокие требования к качеству подготовки студентов технических вузов и ставит новые задачи в области повышения качества образования. Выпускники вуза - будущие специалисты, включаясь в производственную деятельность, должны обладать знаниями в области техники, технологии, экономики производства, применяемыми в процессе производственной деятельности. Современному обществу требуются компетентностные профессиональные специалисты, знающие специфику своего дела и способные трудиться в постоян-номеняющихся условиях.
Особое значение имеет управленческое образование, поскольку технические вузы готовят специалистов для работы на предприятиях и в организациях, которые должны уметь работать в коллективе, управлять коллективом и предприятием в условиях рыночной экономики [1].
Проблема определения путей повышения эффективности формирования управленческой профессиональной компетенции студентов технических специальностей университета является актуальной в связи с тенденциями развития системы высшего профессионального образования в России, а именно: сменой знаниевой личностно-деятельностной парадигмы на личностно-ориентированпую, гуманизацией и глобализацией образования, ростом значимости профессиональных компетенций специалистов для экономики. В Концепции модернизации образования на период до 2010 года подчеркивается основная цель профессионального образования, которая заключается в подготовке
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворении потребностей личности в получении соответствующего профессиональному профилю образования.
О важности компетентностного подхода в образовании, как на региональном, так и на федеральном уровнях в последнее время говорится всё чаще. И это не пустые слова: проблема формирования в высшей школе профессиональной компетентности будущих специалистов очень актуальна, что подтверждается невысокой степенью удовлетворенности работодателей уровнем подготовки молодых специалистов. Работодатели желают видеть высококвалифицированных инженеров с хорошим экономическим, управленческим образованием. Но в настоящее время пока выпускники не обладают достаточными компетенциями [2].
Формирование же управленческой компетенции будущих специалистов, в конечном итоге направлено на достижение следующих целей:
- формирование у будущих специалистов системы знаний о содержании и особенностях процессов управления предприятием;
- развитие логического мышления на основе знания объективных законов и закономерностей, принципов организации, функционирования и совершенствования систем управления производственного предприятия и его подразделений;
- привитие навыков использования аналитического подхода к оценке реальных производственных и рыночных ситуаций и принятия на этой основе эффективных управленческих решений;
- готовности нести ответственность за последствия реализации принимаемых решений.
В Сибирском государственном аэрокосмическом университете решение этой проблемы только началось и видится в создании комплексной системы подготовки студентов инженерных специальностей.
С этой целью кафедрой менеджмента было проведено маркетинговое исследование потребности инженеров в развитии организационно- управленческих компетенций. В число задач исследования входило разработка рекомендации по унификации учебных планов подготовки управленческих дисциплин у студентов технических специальностей.
Также в рамках исследований нами изучалось мнение работодателей по набору управленческих компетенций, также проведен анализ учебных планов студентов технических направлений и опрос магистрантов МНМ
Анализ учебных планов технических направлений показал, что в ряде технических, инженерных специальностей, например 221700.68 «Стандартизация и метрология», 230100.68 «Компьютерное моделирование», 230100.68 «Информатика и вычислительная техника» и др., в учебном плане не включены дисциплины управленческого характера. Это не может не огорчать, поскольку технические вузы готовят специалистов для работы на предприятиях и в организациях, которые должны уметь работать в коллективе, управлять коллективом и предприятием.
Изучая мнения работодателей, на примере ОАО «РУСАЛ Красноярск», по выявлению необходимых компетенций, мы выделили наиболее часто повторяющиеся: работа в команде, ориентация на результат, управление персоналом, лидерские навыки, анализ и решение проблем.
Опрос магистрантов направления 27.04.06.68 «Менеджмент высоких технологий», позволил выявить:
1) мнение инженеров об уровне их подготовленности к решению организационно-управленческих задач; 2) востребованность организационно-управленческих компетенций в профессиональной деятельности инженера.
Исследования показывают, что для двух третей респондентов самой востребованной организационно-управленческой компетенцией является умение работать в команде, что, учитывая преимущественно проектный характер современной инженерной деятельности, не вызывает удивления. Более половины респондентов выделили умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации для подготовки и принятия управленческих решений, а более трети респондентов - способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений. Процесс принятия решений отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а непрерывная последовательность выработки решений характеризует постоянный процесс управления. По своей сути решения являются связующим звеном между управляющей и управляемой подсистемами.
Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»
Если в организации не принимаются никакие решения, то система управления не сможет функционировать.
Исследование позволяет сделать следующие выводы:
Большинство инженеров признают важность и востребованность организационно-управленческих компетенций в своей профессиональной деятельности.
Большинство инженеров признают свою потребность в развитии организационно-управленческих компетенций, осознавая недостаточность своих знаний в данной области.
Практика работы показывает, что во время обучения в вузе студенты технических специальностей далеко не все понимают важность организационно-управленческих компетенций. И только реальный опыт, жесткая конкуренция с коллегами, проблемы с коммуникациями, возникающие конфликты дают осознание необходимости не только знания своей профессии, но и развития организационно-управленческих компетенций [2].
Таким образом, в результате проведенной работы мы предлагаем зав. кафедрам включить в учебные планы унифицированный набор дисциплин (менеджмент, маркетинг, основы теории управления предприятием),которые позволят реализовать управленческие компетенции на технических, инженерных направлениях, реализуемых в СибГАУ.
Библиографические ссылки
1. Ковалева А. А., Мухина А. О., Рябикин С. А. Анализ профессиональнойдеятельности и проектирование инновационной модели специалиста машиностроительного комплекса // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2011. Т. 13, № 1(3). С.720-723.
2. Шастина А. Е. Потребность современного инженера в развитии организационно-управленческих компетенций [Электронный ресурс]. URL: http://www.teoria-practica.ru/rus/files/ arhiv_zhurnala/2013/6/pedagogika/shastina.pdf (дата обращения: 30.03.2015).
© Хамидуллина Т. А., Шорохова В. А., 2015