S. Будапештско-Венская Декларация о Европейском пространстве высшего образования, 12 марта 2010 г.
9. Политика по обеспечению качества Европейской Ассоциации Университетов в контексте Берлинского Коммюнике. Европейская Ассоциация Университетов 12 апреля 2004 года.
References
1. Standard ISO 9001-2011 (ISO 2001: 200S) Quality Management Systems. Requirements.
2. GOST R ISO 19011-2003 (ISO 19011: 2002) Guidelines for auditing quality management systems and I or environmental management systems.
3. Silchenko T. V. Quality management requirements of ISO 9000. Textbook Krasnoyarsk: CPIKSTU, 2006. 104 р.
4. Silchenko T. V. Professional competence of the modern engineer, the monograph. Siberian Federal Univ -Krasnoyarsk. 2011. 463 p.
5. Silchenko T. V. Practical aspects of the quality of vocational education monograph. Siberian Federal Univ -Krasnoyarsk. 2012. 232.
6. Silchenko T. V. The development of vocational education in the context of the complex "school-university-enterprise".
7 Silchenko T. V. Determination of educational criteria in the development of the management system and quality control graduate
8. Budapest-Vienna Declaration on the European Higher Education, March, 12, 2010.
9. Quality Assurance Policy of the European Association of Universities in the context of the Berlin Communiqué. European University Association April, 12, 2004.
© Cn^bneHKO T. B., 2014
УДК 378
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ИЗМЕРЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЗАИНТЕРЕСОВАННОЙ СТОРОНЫ
Т. В. Сильченко, П. Н. Сильченко
Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660074, г. Красноярск, просп. Свободный, 79. E-mail: [email protected]
Статья посвящена разработке интегрированной системой управления организацией. Приведены характеристики международных систем правления, которые могут быть включены в интегрированную систему. Представлен анализ деятельности интегрированной системы управления
Ключевые слова: интегрированные системы управления, экологический менеджмент, бизнес-процессы.
INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEMS: SATISFACTION MEASUREMENT OF STAKEHOLDERS
T. V. Silchenko, P. N. Silchenko
Siberian Federal University 79, Svobodny prosp., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article is devoted to development of an integrated management system of the organization. The characteristics of the international system of government that can be incorporated into an integrated system. The analysis of the activities of an integrated management system
Keywords: integrated management systems, environmental management, business processes.
Система менеджмента качества - это система управления деятельностью организацией через документы, которые разработаны в организации на основе требований МС ISO серии 9000 на удовлетворение требований заинтересованных сторон (студенты, преподаватели, персонал, родители, общество) [1-6].
Интегрированная система управления - это система, которая разработана на основе МС ISO 14001
(стандарты экологического менеджмента) а также объединяет требования нескольких систем таких как OHSAS 18001 и SA 8000, и направлена на удовлетворение различных ожиданий нескольких заинтересованных сторон организации, мы говорим об интегрированной системе управления.
Но, по мнению автора, ее основным свойством можно считать не то, что она отвечает сразу двум и
Решетневскуе чтения. 2014
более стандартам, а то, что она направлена на сбалансированное удовлетворение нужд и потребителей, и общества. В частности, такая система должна содержать механизмы решения конфликтов, когда нужды этих двух заинтересованных сторон противоречат друг другу. Сразу замечу, что не обязательно речь идет о традиционных пяти группах заинтересованных сторон (потребители, поставщики, персонал, владельцы, общество).
Такое определение отражает отношение к разработке формализованных систем управления как к средству «коллекционирования» сертификатов, а не к реальному инструменту усовершенствования деятельности организации.
На наш взгляд, разработка и внедрение интегрированной системы управления - это очень трудоемкий процесс. Он требует материальных, профессиональных, временных и других составляющих, что влечет за собой организацию творческих коллективов и множество вспомогательных служб в управлении организацией.
Если в организации внедрена интегрированная система управления, то для ее поддержания в рабочем состоянии необходим четкий и серьезный мониторинг выполнения всех требований как внутренних, так и внешних.
Только тогда система будет работать на удовлетворение требований всех заинтересованных сторон.
Для оценивания результативности каждой из подсистем, из которых состоит общая система управления организацией, целесообразно анализировать уровень удовлетворенности соответствующих заинтересованных сторон - это анкетирование, опрос и т. п.
Но такой вариант возможен не всегда, заинтересованная сторона может быть недостаточно компетентной для детальной оценки результативности усилий организации (например, оценивание потребителями безопасности продукции или информационной безопасности личных данных, персоналом - безопасности работы или обществом - влияния на окружающую среду). Даже если в этих и других случаях заинтересованная сторона и может оценить свое восприятие деятельности организации, эта оценка будет очень неточной и будет нуждаться в дополнительном подкреплении информацией, полученной из других источников. Как и в случае с изучением ожиданий заинтересованных сторон, источниками такой информации могут быть:
1) анализ нормативных требований и уровня их выполнения организацией;
2) работа с экспертной группой, которая отражает интересы заинтересованной стороны и является достаточно компетентной (например, с общественными организациями, отстаивающими интересы общества);
3) определение лучшей практики, накопленной в других организациях, и анализ собственной деятельности на соответствие такой практике;
4) внутренний анализ достигнутых результатов на соответствие собственным стандартам, принятым самой организацией.
Международные эксперты отмечают ряд существенных недостатков интегрированных систем.
Во-первых, последовательность расширения ИСУ зависит в большей мере от популярности соответствующих стандартов, а не от ценностей, приоритетов, стратегии организации. Если вторым по распространенности, а также известности после стандарта ISO 9001 является ISO 14001, значит организация, скорее всего, после разработки системы управления качеством будет интегрировать в нее систему экологического управления. И не факт, что на самом деле сохранение окружающей среды настолько важно для руководства организации и входит в число его реальных приоритетов. Но если это не так, то такое расширение не только принесет мало пользы, а может оказаться даже вредным: ведь включение в политику или в процессы вопросов, которые на самом деле не являются важными для руководства, станет причиной менее серьезного восприятия персоналом системы в целом.
Что касается финансового менеджмента, который, безусловно, является ключевым для любой бизнес-организации и нечасто можно встретить коммерческое предприятие, для которого уменьшение влияния на окружающую среду действительно является более приоритетным, чем увеличение прибыли; и в ИСУ, с большой вероятностью, экологический менеджмент будет интегрирован раньше финансового.
До сих пор не разработан стандарт на системы финансового менеджмента; без него мы не можем интегрировать финансовый менеджмент в систему управления качеством.
То же самое и с обеспечением мотивированности персонала хотя и регламентируется стандартами OHSAS 18001 и SA 8000, но только в очень незначительной мере. Можно сказать, что если ключевыми факторами мотивации сотрудников являются те, которые регламентируются этими стандартами (безопасность работы, уровень зарплаты и т. п.), а не корпоративная культура, возможность развития, привлечение, информированность, то в организации есть серьезные проблемы с персоналом. Это может быть свидетельством того, что документированная система управления не является в полной мере работающей: ведь маловероятно, что высшее руководство организации серьезно будет относиться к системе, которая не направлена на достижение определенных финансовых целей
И в заключение выше изложенного хочу отметить, что внедрение интегрированной системы управления по требованиям МС ISO серии 14001 процеес очень затратный. Предприятию проще заплатить штраф чем закупать дорогостоящее оборудование и обеспечивать его работу, не принося вреда
В результате мы имеем на предприятии две системы управления: реально работающей, незадокументи-рованной, которая используется руководством и персоналом организации, и формальной системы, построенной по стандартам, которая демонстрируется аудиторам. Если при разработке системы никто не спрашивает у руководителя организации о его видении бизнес-процессов организации, а вместо этого ему рассказывают о требованиях разнообразных стандартов, сложно предположить, что в будущем этот руководитель будет согласовывать свои действия
с положениями такой системы. В целом, следует заметить, что стандарты на системы управления, как и любые другие стандарты имеют главную цель: обеспечить возможность продемонстрировать проверяющим экспертам соответствие определенных процессов организации установленным требованиям.
Библиографические ссылки
1. Сильченко Т. В. Управление качеством Требования ИСО серии 9000 : учеб. пособие. Красноярск : Изд-во КГТУ, 2006. 104 с.
2. Сильченко Т. В. Выбор методов и алгоритмов контроля управления качеством образования в высших технических учебных заведениях // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2007. № 3. С. 34-40.
3. ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 2001:2008). Системы менеджмента качества. Требования.
4. ГОСТ Р ИСО 19011-2003 (ИСО 19011:2002). Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.
5. ГОСТ Р 14.01-2005. Экологический менеджмент. Общие положения.
6. ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Системы экологического менеджмента.
References
1. Silchenko T. V. Quality management requirements of ISO 9000 : Textbook. Krasnoyarsk : CPI KSTU, 2006. 104 c.
2. Silchenko T. V. The choice of methods and algorithms for control of quality management education in higher technical schools II Problems of Mechanical Engineering and avtomatizatsii. 2007. № 3. S. 34-40.
3. Standard ISO 9001-2011 (ISO 2001: 200S). Quality Management Systems. Requirements.
4. GOST R ISO 19011-2003 (ISO 19011: 2002). Guidelines for auditing quality management systems and I or environmental management systems.
5. GOST R 14.01-2005. Environmental Management. General Provisions.
6. GOST R ISO 14001-2007. Environmental Management Systems.
© Сильченко Т. В., Сильченко П. H. 2014
УДК 339.138
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Н. В. Федорова1, Ю. В. Данильченко2
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: [email protected]; [email protected]
В современных условиях востребован специалист, который обладает гибкостью и мобильностью на рынке труда и профессий, способный принимать самостоятельные решения, преобразовывать социальную среду и свою профессиональную деятельность. Специалист, обладающий перечисленными качествами, был назван компетентным, и это сразу привнесло в работы по педагогике и методике профессионального образования идею разработки компетентностного подхода.
Ключевые слова: компетенции, управление, качество образования.
FORMATION MANAGERIAL COMPETENCE ENGINEERING STUDENTS
N. V. Fedorovа1, U. V. Danilchenko2
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]; [email protected]
In modern conditions the expert who possesses flexibility and mobility in labor market and professions, capable to make independent decisions, to transform the social environment and the professional activity is demanded. The expert possessing the listed qualities was called competent, and it introduced at once idea of development of competence-based approach in works on pedagogics and a technique of professional education.
Keywords: competences, management, quality of education.
Экономические преобразования в нашей стране
все в большей степени ориентируют профессиональ- п]
ное образование на развитие в тесном взаимодействии тс
со сферой труда. за
Современный уровень развития производства предъявляет высокие требования к качеству подготовки студентов технических вузов и ставит новые задачи в области повышения качества образования.