Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 339.138
Т. А. Хамидуллина Научный руководитель - Н. В. Федорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В современных условиях востребован специалист, который обладает гибкостью и мобильностью на рынке труда и профессий, способный принимать самостоятельные решения, преобразовывать социальную среду и свою профессиональную деятельность. Специалист, обладающий перечисленными качествами, был назван компетентным, и это сразу привнесло в работы по педагогике и методике профессионального образования идею разработки компетентностного подхода.
Экономические преобразования в нашей стране все в большей степени ориентируют профессиональное образование на развитие в тесном взаимодействии со сферой труда.
Современный уровень развития производства предъявляет высокие требования к качеству подготовки студентов технических вузов и ставит новые задачи в области повышения качества образования. Выпускники вуза - будущие специалисты, включаясь в производственную деятельность, должны обладать знаниями в области техники, технологии, экономики производства, применяемыми в процессе производственной деятельности. Современному обществу требуются компетентностные профессиональные специалисты, знающие специфику своего дела и способные трудиться в постоянно меняющихся условиях.
Особое значение имеет управленческое образование, поскольку технические вузы готовят специалистов для работы на предприятиях и в организациях, которые должны уметь работать в коллективе, управлять коллективом и предприятием в условиях рыночной экономики [1].
О важности компетентностного подхода в образовании, как на региональном, так и на федеральном уровнях в последнее время говорится всё чаще. И это не пустые слова: проблема формирования в высшей школе профессиональной компетентности будущих специалистов очень актуальна, что подтверждается невысокой степенью удовлетворенности работодателей уровнем подготовки молодых специалистов. Работодатели желают видеть высококвалифицированных инженеров с хорошим экономическим, управленческим образованием. Но в настоящее время пока выпускники не обладают достаточными компетенциями. Таким образом, необходимо вузу разрабатывать учебные планы, ориентируясь на требования заинтересованных сторон, что обуславливает актуальность нашего исследования.
В число задач исследования входило :разработать рекомендации по унификации учебных планов подготовки управленческих дисциплин у студентов технических специальностей.
Для решения поставленных задач были проведены маркетинговые исследования: изучение мнения работодателей по набору управленческих компетенций,
анализ учебных планов студентов технических направлений.
Основными этапами для решения поставленных задач являлись:
1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.
2. Отбор источников информации.
3. Сбор информации
4. Анализ собранной информации.
5. Представление полученных результатов.
Изучая мнения работодателей, на примере ОАО
«РУСАЛ Красноярск», по выявлению необходимых компетенций, мы выделили наиболее часто повторяющиеся:
• работа в команде;
• ориентация на результат;
• управление персоналом;
• лидерские навыки;
• анализ и решение проблем.
Однако анализ учебных планов технических направлений показал, что в ряде технических специальностей, например 221700.68 «Стандартизация и метрология», 230100.68 «Компьютерное моделирование», 230100.68 «Информатика и вычислительная техника» и др., в учебном плане не включены дисциплины управленческого характера. Это не может не огорчать, поскольку технические вузы готовят специалистов для работы на предприятиях и в организациях, которые должны уметь работать в коллективе, управлять коллективом и предприятием.
В результате исследований мы составили рекомендации для заведующих кафедрами. Предлагаем включить в учебные планы унифицированный набор дисциплин (менеджмент, маркетинг, основные теории управления предприятием), которые позволят реализовать управленческие компетенции на технических, инженерных направлениях, реализуемых в СибГАУ.
Библиографическая ссылка
1. Ковалева А. А.. Мухина А. О., Рябикин С. А. Анализ профессиональной деятельности и проектирование инновационной модели специалиста машиностроительного комплекса // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2011. Т. 13. № 1(3). С. 720-723.
© Хамидуллина Т. А., 2014