ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
© Алиева С.А.*
Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный
Здесь автор рассматривает какие универсальные учебные действия можно формировать на уроках литературного чтения и как реализуются требования ФГОС НОО.
Ключевые слова универсальные, личностные, коммуникативные, регулятивные УУД.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Идеологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, принятая в 2009 г. В связи с этим усиливается значение учебного курса «Литературное чтение», так как именно этот предмет в первую очередь решает задачи развития и воспитания личности ребёнка, формирования у него ценностных смыслов и духовно-нравственных ориентиров, художественноэстетического восприятия литературных текстов и эстетических потребностей, представлений о гуманных отношениях между людьми и о себе как личности. Так курс литературного чтения в большей степени имеет воспи-
* Декан факультета Педагогики и психологии, заведующий кафедрой Методик начального образования, кандидат педагогических наук.
Современные педагогические технологии
19
тательную направленность, то важно понимать, какие ценности должны лежать в основе его преподавания. К основным ценностным ориентирам относятся:
- патриотизм - любовь к России, к своему народу и малой родине;
- гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедования;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;
- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие.
Как мы считаем, что все вышеназванные ценности способствуют формированию личностных универсальных учебных действий, поскольку без нравственной основы, без нравственных ориентиров невозможно достичь каких-либо результатов в воспитании подрастающего поколения. Личностные результаты освоения основной образовательной программы (ООП) начального общего образования чётко выделены в ФГОС НОО и закрепляются в следующих позициях:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
20
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Рассмотрим, как в учебниках курса «Литературное чтение» УМК «Школа России» реализуются требования ФГОС НОО к личностным результатам. Для формирования основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности; в учебники по литературному чтению авторы ввели следующие разделы:
- устное народное творчество;
- русские писатели;
- Родина;
- люблю природу русскую.
С целью осмысления понятий «родина», «герой», «подвиг» в учебники по литературному чтению включены различные произведения и задания к ним. В учебниках большое количество пословиц и поговорок, стихотворений и рассказов о Родине. Особое внимание уделено знакомству с национальными ценностями российского общества.
Для осмысления важнейших исторических событий, происходящих на Руси в древности, пониманию их значения и роли в истории российского государства авторы учебников предлагают работу над летописями и былинами. При изучении данных произведений у учащихся начальных классов будет развита способность к самоопределению, гражданской и этнической идентификации, формированию гражданской позиции, чувства гордости за свою страну и её героев.
Как мы считаем, с целью формирования гражданской позиции, патриотических чувств, гражданского и этнического самоопределения, родиновед-ческих и патриотических понятий авторы учебников по литературному чтению предлагают былины. Подвиги богатырей, запечатлённые в былинных сказах, восхищают младших школьников и привлекают необычностью, оригинальностью, некоторой сказочностью богатырских образов. А сюжеты былин, близкие по поэтичности языка сказкам, динамичны, стремительны и поэтому увлекательны для учащихся начальных классов.
В учебники 1-4 классов авторы включили специальные разделы «О братьях наших меньших», «Природа и мы». Произведения, которые в них включены, направлены на формирование нравственных ценностей учащихся: честности, отзывчивости, доброжелательности, доброты, любви.
Однако с культурой русского народа и христианскими заповедями, православными традициями учащиеся начальных классов могут ознакомиться при изучении «Жития Сергия Радонежского». В житийном сказе о Сергее Радонежском школьники узнают о православии, о том, кого называют святым, что такое служение Богу и какие заповеди необходимо соблюдать, чтобы быть настоящим христианином.
Современные педагогические технологии
21
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов у учащихся может быть сформировано при ознакомлении с произведениями зарубежной литературы и произведениями русских писателей о других народах. Например, сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» знакомит учащихся с культурой мусульманских народов, их обычаями, традициями, общечеловеческими ценностями, о которых можно говорить с детьми при изучении сказок разных народов. Кроме того, из произведений учащиеся узнают о традициях, обычаях, условиях жизни разных народов. Читая эти произведения, учащиеся осознают, что русская национальная культура является частью общемировой культуры.
По Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования особое внимание уделяется умению работать с информацией. Учебники по литературному чтению формируют умение искать и находить информацию, перерабатывать полученную информацию и создавать собственные тексты. Практически в каждом разделе учебников по литературному чтению есть задания типа «Найди в библиотеке материалы о писателе», «Найди в словаре слово», «Найди в библиотеке книгу», найди нужную информацию в Интернете.
Мы считаем, что для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций авторы включили задания на выполнение их в паре. Умение договариваться, вместе выполнять задание, приспосабливаться друг к другу, прислушиваться к иному мнению, относится к чужому мнению уважительно, учитывать его при выполнении заданий - всё это проявление адаптационных умений. Работая с иллюстрациями, надо обратить внимание детей на то, как их сверстники работают с книгой, почему и зачем нужна им эта работа, какие качества помогают им ценить книгу, посещать библиотеку, как в работе с книгой проявляются их умения взаимодействовать с предметами и объектами.
Учебники по литературному чтению помогают овладеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознать значимость работы в паре, освоить правила работы в группе. Авторы учебников по литературному чтению включили много вопросов, которые начинаются со слов: «Обсуди с другом (или друзьями)». При этом акцент делается на то, что успех может быть только тогда, когда дети будут работать дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения.
Для парной и групповой работы предлагаются, как правило, вопросы нравственного характера: «Какие качества людей ценит народ? Обсудите с друзьями, подумайте над смыслом пословиц, составьте беседу на тему «Жизнь дана на добрые дела».
22
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Система вопросов и заданий, которые включены в учебники позволят учащимся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдать правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Совместно учащиеся будут составлять несложные монологические высказывания о произведении или свои собственные тексты, представлять их перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов), используя иллюстративный ряд (плакат, рисунок, презентацию).
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.
Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи.
Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями.
Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Современные педагогические технологии
23
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
То есть мы на уроках должны научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить каких результатов они могут достигнуть.
Контроль осуществляют учащиеся сами по готовому образцу, предложенному учителем, находя процент отклонения от него. После чего проходит коррекция. Учащиеся должны иметь четкие критерии, по которым ставится каждая оценка, которые даются в начале.
Как нам кажется, любая цель не может быть достигнута без волевой саморегуляции. Учащийся должен заставлять доделывать начатое задание, причем на должном уровне. Для выработки волевой саморегуляции существуют много заданий, например:
Найди слово:
Бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментрочягшгцкпро
куроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицыфцуйгзхтелевизорсолджщ
зхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщхэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыап
ролдблюбовьавфырплослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпк
народшлджьхэшщгиенакуЫфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурсйфячыц
увскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлжэзбьтрдщшжнпркывком
едияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэхьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщт
лроснованиезщдэркэнтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
- выбирать средства для организации своего поведения;
- запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
- планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
- предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- начинать и заканчивать действие в нужный момент;
- тормозить ненужные реакции.
Один из важнейших компонентов учебной деятельности - контроль. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.
В действии выполняются ориентировочные, исполнительные и контрольные функции. Согласно Н.Ф. Талызиной: «Любое действие человека представляет собой своеобразную микросистему управления, включающую «управляющий орган» (ориентировочную часть действия), исполнительный
24
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
«рабочий орган» (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия)».
Поливанова К.Н. считает, что контроль заключается в определении соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Он помогает ученику, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и свойствами получаемого результата. Благодаря этому, контроль обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их выполнения.
Контроль и оценка входят в состав учебной деятельности, но разительно отличаются от других учебных действий и по своей природе, и по способу формирования. На любом уроке ребенок учится что-то делать с изучаемым предметом: преобразует его, моделирует его существенные свойства и т.д. Вместе с тем ребенок учится контролировать и оценивать все эти предметные действия. Контроль и оценка - это действия с действиями, а не действия с предметами. От того, как ребенок овладевает действиями и мыслями о действиях и мыслях (а не только о предметах), зависит его рефлексивное развитие. Иными словами, от судьбы контрольно-оценочной части учебной деятельности существенно зависит ее развивающий эффект, ее направленность на рефлексивное развитие ребенка.
Сегодня, когда новый стандарт перешел из разряда теоретических задач в практическую реальность, у всех нас есть уникальная возможность изменить систему педагогических ценностей. Средствами учебников «Литературное чтение» можно формировать универсальные учебные действия. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательновоспитательного процесса в начальной школе.
Список литературы:
1. УМК «Школа России»: концепция и программы для начальной школы. Концептуальные основы УМК «Школа России» / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бур-менская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
4. Проект федерального государственного образовательного стандарта общего образования (начальное общее образование). - М.: ИСИО РАО, 2009.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.