Научная статья на тему 'Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка как одно из требований ФГОС НОО'

Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка как одно из требований ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД / РУССКИЙ ЯЗЫК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гебекова А. Н., Алиева С. А.

В работе авторы рассматривают роль начальной школы в образовании в связи с реализацией ФГОС НОО, раскрываются методы формирования метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка как одно из требований ФГОС НОО»

Теория и методика обучения и воспитания

81

Важна и ответственна роль педагога в выборе репертуара, который должен быть рассчитан на постепенное приобретение учащимися исполнительских навыков. Выбираемая пьеса должна сочетаться со всей программой. В репертуаре исполнителя должны быть произведения, которыми он мог бы спокойно начать своё выступление, распределив сложные, эффектные пьесы по всей программе с соблюдением принципа контраста.

Необходимо обратить внимание на роль самостоятельности в составлении творческого облика музыканта-исполнителя. Творческое мышление развивается у музыканта только в самостоятельных поисках. Необходимо давать возможность учащемуся проявлять свою инициативу. Если ребёнок любит музыку, если исполнительство - его призвание, он должен раз и навсегда понять, что творческая деятельность - это колоссальный труд, который не укладывается не в какие регламенты часов.

Список литературы:

1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - СПб., 1998. - 100 с.

2. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. - М., 2008.

3. Коган Г. Работа пианиста. - М., 1979. - 256 с.

4. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. - М., 1963. - 157 с.

5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1988. - 187 с.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

© Гебекова А.Н.*, Алиева С.А.*

Дагестанский институт развития образования, г. Махачкала Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный

В работе авторы рассматривают роль начальной школы в образовании в связи с реализацией ФГОС НОО, раскрываются методы формирования метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Ключевые слова формирование, метапредметные УУД, русский язык, образовательные стандарты, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

* Доцент кафедры Дошкольного и начального образования Дагестанского института развития образования, к.п.н.

* Доцент кафедры Начального обучения Чеченского государственного педагогического университета.

82

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов начального общего образования является формирование универсальных учебных действий (УУД) младших школьников. Другими словами, воспитание конкурентоспособной личности каждого ученика, готового к самореализации в современном обществе. В этом контексте для учащихся чеченских и дагестанских школ ключевую роль играет овладение русским языком для дальнейшей их адаптации в современном обществе и для успешного обучения по всем дисциплинам начальной школы.

В практике дагестанских и чеченских школ недостаточно исследована роль обучения русскому языку как средству формирования УУД. Нами были проведены исследования, с целью выявления проблем обучения русскому языку при введении ФГОС в чеченских и дагестанских школах: дети поступают в школу недостаточно подготовленными к изучению русского языка, что обусловлено отсутствием языковой среды в сельской школе; задания учебно-методических комплектов, по которым идет реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, ориентированы на детей читающих, достаточно хорошо владеющих русским языком; обучению русскому языку в чеченских и дагестанских школах дается 132 ч. в год, в русских школах - 175 ч. Но к концу учебного года учащиеся должны иметь равный уровень знаний и умений, что и в русских школах. Соответственно, за четыре года обучения в начальных классах разница в количестве уроков отражается на качестве овладения детьми русским языком; при изучении русского языка не предусматривается устный курс, то есть ранее дети в первом полугодии учились разговаривать на русском языке, были уроки устного курса русского языка; сейчас они с первых дней поступления в школу должны заниматься изучением грамматике.

ФГОС НОО второго поколения базируется на системно-деятельностном подходе. Согласно теории деятельностного подхода целью обучения является не накопление знаний, а формирование умения действовать с ними [4].

В связи с этим изменилась роль начальной школы в обучении, которая теперь заключается в интеграции, обобщении, осмыслении новых знаний, увязывании их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

Таким образом, главной целью школы является не давать определенные знания, умения и навыки, а научить ребенка учиться. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной задачей школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Для достижения этих целей необходимо формировать систему метапредметных универсальных учебных действий (УУД) [1]. Проблема формирования метапредметных УУД при изучении школьных предметов, в том

Теория и методика обучения и воспитания

83

числе русского языка, является актуальной, так как в новых ФГОС начального общего образования формирование УУД уже прописано, а в программах, методических пособиях, дидактических материалах, разработках для учителей этому пока уделяется очень мало внимания. То есть учителя еще не обладают методическим арсеналом и практическими навыками по формированию УУД своих подопечных, а значит, не вполне готовы реализовывать требования стандартов. Реализация ФГОС НОО в Чеченской и Дагестанской Республиках проходит по учебникам, рекомендованным министерством образования РФ и по тем, которые прошли федеральную экспертизу. Не все учебники, по которым работают чеченские и дагестанские школы, были переизданы, доработаны. В основном школы Чеченской Республики и Республики Дагестан работают по учебникам авторов: В.П. Канаки-ной, В.Г. Горецкого, Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой. С точки зрения содержания и речевой направленности учебники по русскому языку В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд и Г.И. Мелиховой являются очень содержательными. Выбирая эти учебники, учитель должен иметь в виду, что если есть необходимость, то ему придется продумывать дополнительные задания, а иногда и дополнительные упражнения на формирование УУД. Целью предлагаемого курса русского языка в начальной школе является гармоничное речевое и лингвистическое развитие ребенка. Как мы считаем, для достижения этих целей необходимо реализовать следующие задачи:

1. Сформировать комплекс предметных компетенций и универсальных учебных действий, среди которых выделяют:

- коммуникативную компетенцию, формирование которой обеспечивает эффективное общение в условиях поликультурной и полиэтнической среды;

- лингвистическую компетенцию, которая предусматривает освоение системных языковых знаний и аналитико-синтетических умений, связанных с опознаванием, различением, классификацией языковых единиц;

- языковую компетенцию, предполагающей развитие лексикона, владение грамматическим строем, нормами устной и письменной речи.

2. Развитие индивидуальных возможностей овладения языком, сбалансированное развитие лингвистического мышления и чувства языка.

3. Воспитание уважения и интереса к русской культуре и русскому языку, к языкам и культурам других народов, проживающих в России [3].

Особое место в новых ФГОС НОО уделяется реализации метапредметных результатов при изучении курса «Русский язык», которые в свою оче-

84

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

редь связаны с формированием регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и реализацией программы «Чтение: работа с информацией».

При формировании регулятивных УУД на уроках русского языка учащихся необходимо научить на доступном уровне осознавать цели и задачи изучения курса в целом, изучаемой темы, планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям, осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач, выполнять учебные действия, руководствоваться правилами при создании речевого высказывания, осуществлять само и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Учителю, при формировании познавательных универсальных учебных действий, на уроках русского языка необходимо научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках, использовать знаково-символические средства, схемы для решения языковых задач, осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов), классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице; владеть общим способом проверки орфограмм в словах, выделять существенную информацию из читаемых текстов; строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

На уроках русского языка формируя коммуникативные УУД необходимо научить детей владеть диалоговой формой речи, учитывать разные мнения товарищей, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы.

Учебник «Русский язык» авторы Л.В. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации используются в школах Чечни и Дагестана. Они полностью реализуют ФГОС НОО. Проанализируем учебник русского языка для 1 класса и выявим, какие метапредметные универсальные учебные действия может формировать учитель, работая по данному учебнику. Выполняя задание № 7 на стр. 7 можно формировать познавательные УУД, умение доказывать свое мнение на основе усвоенных знаний. Учащиеся должны сравнить две записи и доказать какое из них является предложением. Прочитай и выпиши только предложения. Объясни свой выбор [2].

При выполнении задания № 12 стр. 10 у учащихся будут сформированы познавательные УУД - умение анализировать текст, делать выводы на основе анализа. Сравни записи. Как ты думаешь, какая из них - текст, а какая набор предложений. Обоснуй свой выбор. Учащиеся на основе анализа определяют, какое из записей является текстом, а какое - набор предложений [2].

Выполняя задание № 18 стр. 15 можно формировать познавательное УУД. Учащиеся научатся соотносить определение и схему, пользоваться ин-

Теория и методика обучения и воспитания

85

формацией, представленной в них, в практической деятельности: Рассмотри схему. Расскажи, какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что? Что обозначают эти слова? [2].

При выполнении задания № 22 стр. 18 у учащихся будут сформированы регулятивные УУД, умение строить целеполагание: определение границ знае-мого и незнаемого. Прочитай стихотворение, определи, какие слова написаны с прописной буквы? Что они обозначают? [2]. Дети знакомятся с определением, которое находится в красной рамке, а затем выделяют ключевые слова. С помощью ключевых слов составляют схему определения.

При выполнении задания № 29 стр. 22 можно сформировать познавательные УУД путем умения соотносить определение и составленную схему, используя информацию, представленной в них, в практической деятельности [2].

Мы считаем, что выполняя задание № 51 на стр. 33 учитель может сформировать регулятивные УУД путем соотнесения действий предмета с названием профессий.

Задание № 63 на стр. 39. Прочитай отрывок из рассказа про щенка. Догадайся, какие предлоги пропущены и выпиши их. Если ребенок выписал 8 предлогов, то он молодец, справился с заданием, а если он выделил не более 4 предлогов, то ему необходимо еще раз прочесть правило. Выполняя данную работу у учащихся могут быть сформированы регулятивные УУД [2].

Задание № 39 на стр. 27. При выполнении данного задания у учащихся могут быть сформированы коммуникативные УУД [2]. В учебнике «Русский язык» (1 класс авторы): Л.В. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова много заданий даются на формирование познавательных и регулятивных УУД и очень мало (5 заданий) запланировано на формирование коммуникативных УУД. Поэтому учителю, работающему по данному УМК необходимо будет запланировать свои задания на формирование коммуникативных УУД.

Работая по данному учебнику, учитель должен хорошо знать, какие универсальные учебные действия можно формировать при выполнении каждого из заданий, которые даются в учебнике «Русский язык») Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд и Г.И. Мелиховой.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов начального общего образования становится реализация развивающего потенциала образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС начального общего образования ответственность существенно возрастает.

Уроки русского языка с учетом формирования универсальных учебных действий требуют от учителя грамотного построения урока с использованием таких методов как беседа, работа в группах, работа в парах.

86

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать творцом образовательного процесса.

Список литературы:

1. Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий Н.И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф., г. Чита, декабрь 2011 г. - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2011. - С. 94-100.

2. Киберева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И. Русский язык 1 класс. - М., 2013.

3. Низиенко Е., Шмелькова Л. Введение новых государственных образовательных стандартов общего образования // Образовательная политика. -2010. - № 1-2. - С. 108-113.

4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИНГА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТА В ПЕРИОД ЛЕТНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ1

© Кечина М.А.* *

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

Данная статья посвящена проблеме разработки и апробации одной из важнейших технологий психологического сопровождения будущего педагога в период производственной практики в летнем оздоровительном лагере - тренингу психологической безопасности, направленного на развитие внутренних психологических качеств личности (стрессоустойчивости, уверенности, самоконтроля, коммуникативности, сни-

1 Исследование проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации по заданию N° 2014/356 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», проект «Психологическая безопасность как фактор развития и реализации профессиональной стратегии личности» (код проекта 2041).

* Преподаватель кафедры Психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.