Научная статья на тему 'Формирование этнокультурной идентификации школьников в современном образовательном пространстве'

Формирование этнокультурной идентификации школьников в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ФОЛЬКЛОР / РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева К. Л., Туранина Н. А.

В статье рассматривается одна из насущных современных задач формирование этнокультурной идентификации школьников как важного компонента национального самосознания. Идентификация процесс, специфика социальных и психологических механизмов, ведущих к данному состоянию. Являясь одним из механизмов межличностного познания, она представляет отождествление себя с другим человеком. Этнокультурная идентификация заключается, прежде всего, в формировании положительных чувств у личности в отношении к истории, традициям своего народа, любви к Отечеству. Важную роль в развитии патриотических чувств, гражданской позиции, гражданского и этнического самоопределения играет фольклорный материал, легенды, былины, произведения о Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурной идентификации школьников в современном образовательном пространстве»

Медведева К.Л., магистрант, Туранина Н.А. д-р филол. наук, проф. Белгородский государственный институт искусств и культуры

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

turanina@mail. ™

В статье рассматривается одна из насущных современных задач - формирование этнокультурной идентификации школьников как важного компонента национального самосознания. Идентификация - процесс, специфика социальных и психологических механизмов, ведущих к данному состоянию. Являясь одним из механизмов межличностного познания, она представляет отождествление себя с другим человеком. Этнокультурная идентификация заключается, прежде всего, в формировании положительных чувств у личности в отношении к истории, традициям своего народа, любви к Отечеству. Важную роль в развитии патриотических чувств, гражданской позиции, гражданского и этнического самоопределения играет фольклорный материал, легенды, былины, произведения о Родине.

Ключевые слова: патриотизм, этнокультурная идентификация, национальное самосознание, фольклор, русская классическая литература.

Новая система образования, современные требования к преподаванию литературного чтения ставят перед школой задачу формирования духовно богатой, нравственно ориентированной личности, человека, любящего свой народ, свою культуру.

В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте уже на начальном общем образовании рассматривается формирование личностных универсальных учебных действий, в которых выдвигаются требования к пониманию ребенком своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурном основании. Предусматривается развивать представление у школьников о своей этнической принадлежности, традициях, национальных ценностях, культуре, содействовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою страну, стремления уважать ее историю, исторические и культурные памятники, посещать музеи, театры, библиотеки [8, с. 3739]. В связи с этим одной из основных целей образования является формирование этнокультурной идентификации как одного из основных компонентов патриотического воспитания учащихся уже в начальной школе. «Идентичный» переводится с латыни как «тождественный», а «идентификация» - это установление тождества между процессами, предметами [5].

В своих исследованиях русские и зарубежные ученые утверждают, что идентичность всегда сохраняет свою «незаконченность», она постоянна «в процессе», всегда формируется. Идентификация - процесс, специфика социальных и психологических механизмов, ведущих к данному состоянию. Являясь одним из механизмов межличностного познания, идентификация

представляет отождествление себя с другим человеком [6]. Этнокультурная идентификация заключается, прежде всего, в формировании положительных чувств у личности в отношении к истории, традициям своего народа, любви к Отечеству. В целях формирования этнокультурной идентификации как главного компонента патриотического воспитания школьников важно обращаться к использованию россиеведческого и краеведческого материалов в учебном процессе.

Проблема этнокультурной идентификации школьников сейчас особенно актуальна, ей посвящены исследования педагогов и психологов: Ж. Пиаже, В.С. Мухиной, Г.В. Дьяконова, О.Л. Романовой, И.А. Снежковой, Т.Г. Стефаненко, Б.Ф. Поршнева, Э. Эриксона. К национальным проблемам обращались К. Леви-Строс, Э. Дюрк-гейм, Дж. Фрезер, Г. Спенсер, Э. Фромм, П.А. Сорокин, В.И. Вернадский, Д.С. Лихачев, К.Н. Леонтьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и многие другие. К вопросам национального образования обращались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, В.А. Су-хомлинский и другие.

Ученые рассматривают проблемы формирования этнокультурного самосознания личности, изучают различные аспекты этнической идентификации и становления этнической идентичности личности начиная с младшего школьного возраста. Исследование идентификации берет своё начало с работы З. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго», написанная в 1914 г., где впервые понятие «идентификация» было употреблено в психологическом контексте. З. Фрейд рассматривает идентификацию не только как несознательную эмоциональную связь ребенка с родителями, но и как важный

механизм взаимодействия между личностью и социальной группой. Концепцию развития этнокультурной идентификации у детей один из первых разработал Ж.Пиаже. Автор рассматривает три этапа в формировании этнокультурной идентификации, которые и легли в основу современных исследований:

1) в 6...7 лет у ребенка появляются первые знания о своей этнической принадлежности.

Вначале они отрывочные и несистематичные. Ребенок обычно еще не придает особой важности своей национальности.

2) в 8.9 лет ребенок отчетливо идентифицирует себя со своей этнической группой и анализирует основания для идентификации, мотивируя ее национальностью родителей, языком на котором говорит, местом проживания. В этом периоде появляются национальные чувства: любовь к Родине, к Отечеству.

3) в младшем подростковом возрасте (10.11 лет) этнокультурная идентификация формируется в полной мере, ребенок понимает уникальность истории разных народов, их характерные особенности и особенности их традиционных культур [6].

Современные ученые обращают внимание на важность обращения к этнокультуре, рассмотрение языка в контексте культуры, предлагают свои приемы постижения языка на этно-культуроведческом материале. В частности, Е.А. Быстрова среди важнейших целей обучения отмечает «.формирование чувства общегражданского самосознания, приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного слова, постижение языка через всю систему нравственных и духовных ценностей» [1].

Основой ФГОС НОО является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, в связи с этим усиливается значение учебного курса «Литературное чтение» в начальной школе, так как именно этот предмет в первую очередь ставит своей целью решение задачи развития и воспитания личности ребёнка, формирования у него ценностных смыслов и духовно-нравственных ориентиров, художественно-эстетического восприятия литературных текстов и эстетических потребностей, представлений о гуманных отношениях между людьми и о себе как личности.

Главной идеей всего школьного курса литературного чтения является воспитание любви к Родине, к своей семье, уважения к другим народам, к культурному наследию России, формирование гражданской позиции, любви к родной природе, чувства патриотизма, стремления признавать и осознавать моральные и этические нормы. Литературное чтение как учебный пред-

мет основывается на лучших образцах русского литературного языка.

Анализ учебников по литературному чтению показал, что в них представлены разнообразные по форме и содержанию задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты, помещенные в учебниках, дети знакомятся с национальными ценностями нашего Отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол, церковь Покрова на Нерли и др. Кроме этого дети узнают о великом достоянии нашего народа - русском языке. Тексты из литературных произведений И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н. Толстого, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, поэтические строки А.С. Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладко-ва, С.Я. Маршака знакомят младших школьников с красотой, образностью, богатством и выразительностью русского языка, что является основой становления языковой личности и формирования национального самосознания ребенка.

Для успешного формирования этнокультурной идентификации школьников в учебниках введены соответствующие разделы («Устное народное творчество», «Русские писатели», «Родина», «Люблю природу русскую»). Начиная с 1 класса дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, в которых открывают для себя особенности жизни и быта русского народа, постигают его менталитет, усваивают традиции, обычаи, знание которых и помогает подрастающему поколению осознать свою национальную принадлежность, своеобразие национальной культуры. Примером служит содержание учебника «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой (программа «Начальная школа XXI века»), в котором при изучении темы «Читаем сказки, загадки, скороговорки» дети знакомятся с русской народной сказкой «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Для закрепления данной темы детям предлагается разгадать кроссворд, отгадки которого помогают узнать героев русских народных сказок. Знакомство с героями дает возможность учителю говорить о национальном быте и культуре русской нации.

Анализ современных учебных книг по литературному чтению для 2 класса показал, что в них содержится большое количество фольклорного материала, дающего возможность формировать этнокультурной идентификации.

Так, например, в учебнике 2 класса «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой при изучении темы «Народная мудрость» школьники зна-

комятся с произведениями фольклора: пословицами, сказками, загадками, закличками, былинами, песенками, потешками и т.д. Дети сравнивают фольклорные произведения по настроению, тональности, предназначению, наличия элементов народного быта и народной культуры в целом. Это былины «Как Илья из Мурома богатырем стал» и «Три поездки Ильи Муромца», в которых встречаются устаревшие слова: пахота, калик, пожня, ворог, опочив, служба ратная, тати-подорожники, шалыга. Данные слова являются национальными приметами именно русского языка, которые отражает в своей семантике своеобразие культурно-исторического опыта народа. Данного рода тексты дают возможность учителю значительно расширить кругозор ребёнка, обогатить их словарь, грамотно сформировать лексикон. Создают представления о традициях русского народа, способствуют формированию духовной культуры учащихся.

Таким образом, средствами учебников «Литературное чтение», содержанием в них этно-культурологического материала способствует формированию у детей комплексного представления о традициях русского народа. Знакомство с фольклорными произведениями обогащает словарный запас младшего школьника. Содержание учебников способствуют достижению основных личностных результатов, а также духовно-нравственному развитию и воспитанию личности ребенка.

На основе изученного материала в курсе «Литературное чтения» в начальных классах работа по формированию этнокультурной идентификации продолжается и в среднем звене. В учебниках 5 классов включены различные произведения, направленные на осмысление понятий «родина», «герой», «подвиг». Серьезное внимание уделено в учебниках знакомству с национальными ценностями русского народа.

В учебнике «Литература» Снежневской М.А. при изучении раздела «Устное народное творчество», дети знакомятся с народными сказками Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Проводится работа по осмыслению важнейших исторических событий, происходящих на Руси в древности, пониманию их значения и роли в истории российского государства способствует работа над летописями и былинами.

В теме «Легенды и предания» предлагается для чтения произведения: «О граде Китеже»,

«Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова». Изучение данных произведений направлено на развитие способностей к самоопределению, гражданской и этнической идентификации, формированию гражданской позиции, чувства гордости за свою страну и её героев.

Таким важную роль в формировании этнокультурной идентификации, патриотических чувств, гражданской позиции, гражданского и этнического самоопределения играет фольклорный материал, легенды, былины, произведения о Родине. Подвиги богатырей, запечатлённые в былинных сказах, восхищают школьников и привлекают необычностью, оригинальностью, некоторой сказочностью образов. Этнокульту-рологический материал, динамичен, уникален, многообразен, и поэтому увлекателен для детей разного возраста, а в среднем звене продолжается формирование этнокультурной идентификации на материале русской классической литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник // Русская словесность. 1996. № 4. С. 26-40.

2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М: Вента-Граф, 2008. 144 с.

3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение:2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: часть 1. М: Вента-Граф, 2004. 160 с.

4. Конвенция о правах ребенка - М.: Издательство КноРус., 2013. 32 с.

5. Попова Л.В. Идентификация как механизм общения и развития личности. М.: МГПИ им. Ленина, 1988. 127 с.

6. Пиаже Ж.А. Развитие у детей представления о родине и ее связи с другими странами -М.: «Академия» 1984. 277 с.

7. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учеб для 1 класса - Самара: Корпорация «Федоров», 2001. 136 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.