Научная статья на тему 'Этнокультурное образование - региональный компонент'

Этнокультурное образование - региональный компонент Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2248
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ РЕГИОНА / ETHNOCULTURAL COMPETENCE / ETHNOCULTURAL EDUCATION MODEL / ETHNOCULTURAL VALUES / PARTIAL REGIONAL COMPONENT / CULTURAL TRADITIONS OF THE REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина Лилия Васильевна

Развитие этнокультурного образования должно происходить с учетом исторических особенностей региона. Основой этнокультурного образования является народная художественная культура, активно влияющая на формирование нравственных и патриотических чувств, этнокультурной идентификации, межкультурной толерантности. Содержательная часть этнокультурного образования определяется дисциплинами, входящими в национально-региональный компонент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnocultural education - regional aspect

Development of ethnocultural education should take place taking into account features of historical features of the region. Basis of ethnocultural education is the national art culture actively influencing formation of moral and patriotic feelings, ethnocultural identification, intercultural tolerance. The substantial part of ethnocultural education is defined by the disciplines entering into a national-regional component.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное образование - региональный компонент»

1. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 629.

2. Гоголев Б. П. Основы социологии. Ч. 2. Курск, 1995. С. 57.

3. Золотов В.И. Социология. Барнаул, 2000. С. 42.

4. Кон И.С. Социология личности. М., 1967. С. 22, 101.

5. Наумова Н.Ф. Проблема человека в социологии // Вопросы философии. 1971. № 7. С. 61.

6. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. С. 76.

7. Психология. Словарь. М., 1990. С. 373.

8. Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социологические исследования. 2007. № 2. С 33.

9. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. М., 1984. С. 47.

10. Минзарипов Р.Г. Социализация личности молодого специалиста в условиях гуманитарной среды классического университета (социологическая модель): автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Казань, 2006. С. 12-14.

11. Веремчук В.И. Социализация курсанта в процессе обучения в высшем военно-морском учебном заведении: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 1999. С. 7.

12. Общая социология / под общ. ред. А.Г. Эфен-диева. М., 2002. С. 500.

13. Социология / сост. И.П. Яковлев. СПб., 2006. С. 38.

14. Зотов В.В., Лоханько А.В. Соотношение интеллектуального и творческого потенциалов в структуре целостной личности // Личность: развитие и реализация в творчестве: сборник научных трудов. Курск, 1996. С. 66.

15. Килимова Л.В. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Курск, 2003. С. 9.

Поступила в редакцию 21.12.2009 г.

Abramov A.P. System and the process of personality socialization in humanitarian environment of Suvorov military college.

Theoretical and methodological approaches to studying of personality socialization in humanitarian environment of specialized military school - Suvorov Military College - are presented on the basis of investigations carried out by the author. The work presents closer definition of understanding the system and process of personality socialization in specific socio-cultural military environment and also gives author's interpretation of basic categories of investigation.

Key words: personality; socialization; humanitarian environment; Suvorov Military College.

УДК 37.012:39

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

© Л.В. Дёмина

Развитие этнокультурного образования должно происходить с учетом исторических особенностей региона. Основой этнокультурного образования является народная художественная культура, активно влияющая на формирование нравственных и патриотических чувств, этнокультурной идентификации, межкультурной толерантности. Содержательная часть этнокультурного образования определяется дисциплинами, входящими в национально-региональный компонент.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность; модель этнокультурного образования; этнокультурные ценности; национально-региональный компонент; культурные традиции региона.

Этнокультурное образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития личности средствами народной культуры в культурнообразовательных учреждениях. Основную часть этнокультурного образования представляет институциональное образование, где стоит главная задача - обучение. Особое значение уделяется обучению в общеобразовательной школе, затем среднему и высшему профессиональному звену, ведущему подго-

товку кадров в рамках этнокультурного образования. В содержании этнокультурного образования ученые отмечают три уровня: информационно-познавательный (гностический) с введением учебных дисциплин традиционной культуры в вариативную часть учебных планов; операционно-деятельностный - внеурочные формы образовательной деятельности, дополнительное образование; ценностно-ориентационный - воспитательная работа, направленная на формирование

ценностно-ориентационных нормативов поведения, участие в воссоздании народных традиций.

Центром этнокультурного образования считают общеобразовательную школу, активно участвующую в процессе передачи культурного наследия. Школа является по своей сути исторически сложившимся общественным институтом культуры и включена в общие механизмы трансляции культуры, являясь и частью традиции, и ее носителем. Кроме того, в своей внутренней организации школа формирует свои традиции, функционирующие по тем же закономерностям механизмов трансляции культуры. В содержании школьного образования заложена перспектива развития этнокультурного компонента с акцентом на этнических, региональных, национальных культурах, отраженного в национально-региональном компоненте. Этнокультурное образование направлено на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.

Содержательная часть этнокультурного образования определяется дисциплинами, входящими в национально-региональный компонент. Особое значение придается подготовке педагогических кадров, способных создать этнообразовательное пространство в школе, среднем звене и вузе. Наиболее эффективно оно может быть создано в школах с введением национально-регионального компонента в предметы базового учебного плана. В Законе РФ «Об образовании» в ст. 7 записано: «В РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный компоненты...». В ст. 2 перечислены основные принципы образовательной политики, среди которых: «воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей». Национально-региональный компонент (НРК ГОС) рассматривается как механизм обновления, развития образования, а значит модернизации. Понятие «национально-региональный компонент» нормативно закреплено в Законе РФ «Об образовании», хотя в педагогической практике существуют разные интерпретации

данного понятия. С помощью анализа теоретических и практических исследований по проблемам национально-регионального компонента государственного стандарта (НРК ГОС) выделена группа определений, которые соотносятся с содержанием образования. Под НРК ГОС понимается «часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры»

[1]; система знаний о культурных, исторических и социальных ценностях, отражающих самобытность народа, его этнические идеалы

[2]; педагогически отобранный материал в контексте базового содержания предмета, раскрывающий региональное и типичное в социально-экономическом, духовном развитии определенного региона [3]; совокупность экономических, экологических, историкосоциокультурных особенностей региона, отраженных в содержании образования и воспитания [4]. Итак, национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта представляет ту часть содержания образования, в которой отражены национальные и региональные особенности.

Использование регионального материала в обучении дает возможность применять такие необходимые приемы познания, как анализ, синтез, обобщение. Реализация принципа регионализации в обучении предполагает восприятие учащимися процессов региональной действительности, установление их взаимосвязи, соотнесение с теоретическими знаниями, а также учебное и научное исследование этих объектов и явлений. Без регионализации образования не может формироваться самопознание, ориентированное на систему общечеловеческих ценностей, т. к. данный процесс идет через самоидентификацию себя с малой группой, а от нее - к общечеловеческому. С одной стороны, как ступень к общероссийским ценностям, а с другой - как условие развития способностей человека, его право на самобытность и самореализацию. Обучение на региональном местном материале дает возможность ребенку почувствовать себя частью большого целого, уважать свой народ, его прошлое и настоящее, думать о будущем, чем и обеспечивается связь глобальных российских и региональных аспектов в изучении современных проблем [5].

Национально-региональный компонент содержания образования выполняет в образовательном процессе определенные функции и способствует реализации трех подходов современного образования: информационно-аксиологического, индивидуально-личностного и организационно-деятельностнотехнологического.

Во многих территориях РФ национально-региональный стандарт закреплен нормативом в базовых курсах (определено количество обязательных часов в классе, предмете, а также содержание и требования к знаниям, умениям и навыкам). В Тюменской области такие стандарты полностью не разработаны, хотя ранее преподавались предметы, определенные Законом «Об установлении единого национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта в Тюменской области» (2000, июнь) и «О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области «Об установлении единого национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта в Тюменской области» (2003, апрель). Сегодня общеобразовательные школы в большей степени сориентированы на дополнительные занятия по предметам единого государственного экзамена (ЕГЭ), что повлияло на выбор предметов регионального компонента в образовательных учреждениях, на прекращение ведения предметов «Народная педагогика», «Уроки жизни: быт, обряды, традиции татарского народа», «Русское национальное искусство», «Народоведение», «Культура быта» и т. д. Наряду с этим педагогические коллективы многих школ Тюменской области подошли системно и творчески к проблемам регионализации содержания образования, разработав новые программы и учебно-методические пособия. Анализируя программы общеобразовательных учреждений: МОУ СОШ № 17, 39 г. Тюмени, № 3, 4 г. Ялуторовска, школы д. Одышка, с. Поло-заозерье, Уктуз Бердюжского, Ильинской СОШ Казанского района, Велижанской, Новопокровской СОШ Нижнетавдинского района, а также учебные планы с включенными в них дисциплинами национальнорегионального компонента, выявлено несколько направлений регионализации содержания образования Тюменской области: включение национально-регионального ком-

понента в содержание предметов федерального компонента; интеграция разработанных и апробированных курсов регионального компонента в содержание традиционных предметов; разработка и апробация курсов по выбору региональной направленности; реализация национально-регионального компонента во внеурочное время как продолжение образовательного процесса.

Некоторые педагоги региона разрабатывают, апробируют и проектируют модули национально-регионального компонента в предметах федерального компонента, определяя разделы, темы, органично интегрирующие краеведческий (региональный) материал; определяют в модуле содержание, часть которого станет предметом контроля, а часть пройдет на уровне ознакомления. Перед учащимися ставится задача - не только получать знания в результате изучения предметов национально-регионального компонента, но и уметь использовать их в практической деятельности. Но результаты опроса, проведенного сотрудниками лаборатории национально-регионального компонента

Тюменского областного государственного института развития регионального образования показали, что большинство педагогов региона используют в практике своей работы национально-региональный компонент эпизодично или вообще не используют по причинам незнания нормативно-правовой базы, непонимания образовательного потенциала во включении национально-образовательного компонента в содержание образования.

Предметы школьной программы, имеющие региональное содержание, способствуют формированию толерантности личности школьника в поликультурном регионе. В начальной школе на уроках русского языка воспитывается эмоционально-ценностное

отношение к родному языку, пробуждается познавательный интерес к родному слову; на уроках окружающего мира происходит ознакомление с народами, населяющими Сибирь и Россию в целом, обычаи и особенности их быта; на уроках изобразительного искусства изучается народное художественное творчество, традиционные виды рукоделья, промыслы, распространенные в районах проживания; на уроках музыки учащиеся разучивают русские народные песни; на уроках литературы при рассмотрении темы «Фольклор

и его жанры» изучают жанры словесного фольклора, записанные на территории Тюменской области; знакомятся с писателями, поэтами региона, а также с национальной региональной литературой (тюркских, фино-угорских народов); на занятиях физической культурой выполняют упражнения культурно-этнической направленности: национальные игры, национальные состязания.

В старших классах учащиеся не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но и способами деятельности: информационно-коммуникативной, познавательной (участие в проектной, исследовательской деятельности).

В Тюменской области разработаны и опубликованы программы по литературному краеведению для 6 кл. и «Литература и фольклор Тюменского края: региональный компонент на уроках литературы в 5-11 кл.»; «Литература Тюменского края» (под ред.

Н.А. Рогачевой), хрестоматии в 3-х книгах «Литература Тюменского края» для 5-7 кл.. 8-9 кл., 10-11 кл. (составители Г.И. Данилина, Н.А. Рогачева, Е.Н. Эртнер); литературная хрестоматия «Лукоморье» для 5-7 кл. и «Страна без границ» в 2-х книгах для 8-11 кл. К сожалению, по другим предметам такие комплексы отсутствуют, но НРК включен в содержание базовых курсов: окружающий мир, история, чтение, иностранный язык, музыка, изобразительное искусство и др.

В общеобразовательных учреждениях области накоплен положительный опыт интеграции ранее разработанных программ предметов НРК: «Основы духовно-нравственной культуры», «Краеведение», «Основы экологической культуры», распространяющийся через научно-практические конференции, курсы, семинары (второе направление). В школах Бердюжского района разработана и адаптирована программа по интеграции курса «Основы духовно-нравственной культуры» в предметы: внеклассное чтение, труд, изобразительное искусство во 2 кл., составлены на все 32 урока технологические карты (сост. А.Ф. Долгушина). Разработаны и преподаются курсы в предпрофильной и в профильной школах области: «Этнография народов Сибири» для 11 кл. (учитель - З.Д. Абдра-закова); «Национальный мир в региональной литературе» для 10 кл. (учитель - С.Д. Абы-шева); учитель начальных классов В.М. Са-

морокова включает во все школьные предметы материал о нашем регионе (шк. № 39 г. Тюмени).

Во внеурочное время предусмотрены формы работы реализации национальнорегионального компонента как организация региональных проектов или целевых программ с созданием практических продуктов -карт, стендов, сборников, словарей, электронных учебников, создание выставок (школы № 92, 14 г. Тюмени), организация экспедиций «Фольклорная деревня» (Бер-дюжский, Уватский, Тюменский районы), деятельность школьных музеев с развитием новых технологий (театрализованная экскурсия в с. Шабаново, Ситниково Омутинского района, с. Рафайлово Исетского района, г. Ялуторовска, Тобольска и др.), кружки, клубы региональной направленности («Национальные спортивные игры», «Национальные танцы», «Наследники»), экскурсии и др. Деятельность педагогов, реализующих НРК, направлена на формирование социокультурной толерантности, моральных качеств личности, характеризующих терпимое отношение к людям, независимо от этнической, национальной или культурной принадлежности, терпимого отношения к иного рода взглядам, нравам, привычкам [6]. Стратегия современного школьного образования должна воспринимать учебно-воспитательный процесс как целостный комплекс, интегрирующий мировую, национальную и местную культуру.

В региональной культуре «сокровищницей» нравственного, патриотического, эстетического опыта выступает народная художественная культура. Ее образовательные и воспитательные возможности обладают огромным творческим потенциалом в плане становления личности школьника на разных ступенях его развития. В 2007-2009 гг. коллективом авторов Тюменского государственного университета, Тюменской государственной академии культуры и искусств, ИшГИ им. П.П. Ершова (В.Н. Евсеев, Л.В. Демина, С.Ж. Макашева, З.Я. Селицкая, Д.М. Мухамадиева) разработан проект «Региональный фольклор в школах юга Тюменской области» с целью исследования жанровой системы фольклора и подготовки учебно-методического комплекса для школ области: хрестоматии по региональному

фольклору «Живое слово: фольклор юга Тюменской области», учебного пособия и методических рекомендаций по чтению и изучению фольклора в школах области, СБ-диск с исполнением музыкальных и поэтических жанров фольклора. В рамках проекта поэтапно организовывались семинары по проблемам изучения тюменского фольклора в школах, анкетирование среди учителей, Международная научно-практическая конференция «Культура и образование как фактор развития региона» (2008 г.); применялось системное описание бытования словесных и музыкальных жанров славян (русские, украинцы, белорусы), проживающих на территории Тюменской области, сравнительносопоставительный анализ фольклорных текстов. В результате исследования выполнено описание системы активных жанров фольклора, бытующих в регионе, выделен активный жанровый состав словесного фольклора в плане его адаптации к возрастным особенностям учащихся и образовательным стандартам, дальнейшего изучения в школах юга Тюменской области.

Проведенное анкетирование (анкеты, устные опросы учителей и преподавателей вузов) позволило определить состояние преподавания регионального фольклора в школах г. Тюмени (школы № 57, 69), Заводо-уковска (школа № 2), Ишима (школы № 1, 5, 7, 31), Заводоуковского района (школы с. Падун, Туманово). Из заполненных анкет, предложенных учителям начальных классов, учителям общеобразовательных предметов «Литература», «Литературное чтение», стало ясно, что 72 % из них не используют паспорти-резированные фольклорные тексты, не привлекают региональный фольклор в качестве учебного материала на уроках по литературе и литературному чтению в начальной школе, на занятиях факультативов и кружков, в исследовательской работе учащихся. Из опросов школьных учителей и преподавателей среднего звена, вузов выявились актуальные проблемы: отсутствие доступных учителям школ учебного и дидактического материала по региональному фольклору, сборников текстов, программ и методических рекомендаций; небольшое количество часов, выделенных на чтение и изучение фольклора по предмету «Литература»; нет системы в проведении методических семинаров по регио-

нальному фольклору, по проблемам локальных фольклорных традиций.

Выполнение проекта «Региональный фольклор в школах юга Тюменской области» поможет реализовать национально-региональный компонент учебных программ по литературе в школах, решить ряд образовательных и педагогических задач: знакомство учащихся с народной культурой своего региона, с национальными традициями в их региональном проявлении, со спецификой устного народного творчества на примере региональных вариантов народных произведений, а также оказывать воздействие с помощью народной художественной культуры на формирование нравственных и патриотических чувств молодого поколения.

В применении к изучению регионального фольклора в научно-педагогической литературе подчеркнуты принципы, лежащие в основе динамики человеческой культуры: принцип наследования (трансляции) культуры с передачей нравственного, житейского опыта, творческих способностей от поколения к поколению («дети-взрослые», «моло-дые-пожилые»); принцип последовательности, учитывающий возрастные особенности школьников и следующий принципу идти от простого содержания к сложному: в младшем школьном возрасте - изучение жанров детского фольклора (эмоционально-деятельностное отношение к миру), в старшем возрасте - сложных обрядово-фольклорных комплексов с применением исследовательских приемов (рациональные способы познания, направленные на постижение причинноследственных связей, умение за фактом увидеть закономерности развивающегося явления искусства и действительности); принцип социализации личности, проявляющийся в работе школьника с региональным фольклором; с одной стороны, традиционная народная культура демонстрирует базовые ценности, с другой - социализирует его в повседневной действительности в системе обрядов и нравственных законах; фольклор как коллективное творчество погружает школьника в фольклорную среду, выполняющую воспитательную, нравственную и развивающую роль, органично погружает детей в местные традиции: коллективные, семейные; принцип самоопределения построен на выборе школьника определенных интересов.

Изучение регионального фольклора предполагает непрерывный сравнительный анализ, что поможет учителю развивать не только образное, но и рациональное мышление школьника. Соблюдение данных принципов позволит реализовать единство обучения, воспитания и развития при освоении народной культуры в ее региональных проявлениях.

Современные исследования национально-культурного компонента в учебном процессе, роли народной художественной культуры в образовании и воспитании молодого поколения подчеркивают, что именно культурные региональные традиции представляют источник педагогических идей, новых форм и методов, технологий, отраженных в опыте организации образовательного процесса. Именно этот опыт станет основой разработки современного содержания этнокультурного образования, обеспечивающего освоение школьниками системы ценностных ориентаций, образцов поведения человека в обществе [7]. В содержании этнокультурного образования содержится система передачи этнокультурных ценностей молодому поколению и совокупность знаний школьников о конкретной этнической общности, обеспечивающих через основы народной художественной культуры готовность к «диалогу культур».

1. Леднев В.С. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М., 1980.

2. Равкин З.И., Пряникова В.Г. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реали-

зации (конец XIX - 90-е гг. XX в.) // Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики: монография: в 2 т. М., 2000. Т. 1.

3. Козленко С.И. Сущность регионального компонента обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. М., 2001.

4. Буторина Т.С. Национально-региональный компонент в образовании и воспитании в условиях Архангельской области // Национально-региональный компонент образования (для школ Архангельской области). Архангельск, 1994.

5. Туний А.Н. Цели, содержание, направления регионализации образования // Регионализация содержания образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции. Тюмень, 2008.

6. Зиновьев Д. В. Социокультурная толерантность - ее сущностные характеристики // Парадигма. М., 1998. № 1.

7. Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтничном пространстве региона: автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2004.

Поступила в редакцию 2.12.2009 г.

Demina L.V. Ethnocultural education - regional aspect.

Development of ethnocultural education should take place taking into account features of historical features of the region. Basis of ethnocultural education is the national art culture actively influencing formation of moral and patriotic feelings, ethnocultural identification, intercultural tolerance. The substantial part of ethnocultural education is defined by the disciplines entering into a national-regional component.

Key words: ethnocultural competence; ethnocultural education model; ethnocultural values; partial regional component; cultural traditions of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.