Научная статья на тему 'Формирование универсальных компетенций у бакалавров педагогического направления в процессе занятий физической культурой'

Формирование универсальных компетенций у бакалавров педагогического направления в процессе занятий физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БАКАЛАВР / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL EDUCATION / BACHELOR / UNIVERSAL COMPETENCIES / PHYSICAL FITNESS / PROFESSIONAL PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засухина Любовь Валентиновна, Стафеева Анастасия Владимировна, Борисов Николай Андреевич

Рассмотрена проблема формирования универсальной компетенции -поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Проанализированы различные подходы и технологии, используемые в укреплении здоровья, повышении физической подготовленности бакалавров в вузе. Выявлено, что для формирования профессиональных качеств студентов педагогического направления целесообразно использовать средства оздоровительной аэробики с целью повышения физического здоровья и формирования профессионально значимых физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Засухина Любовь Валентиновна, Стафеева Анастасия Владимировна, Борисов Николай Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCES AT BACHELORS OF PEDAGOGICAL DIRECTION IN THE PROCESS OF LESSONS IN PHYSICAL CULTURE

The problem of the formation of universal competence to maintain the proper level of physical fitness to ensure full social and professional activity is considered. Various approaches and technologies used to promote health and improve the physical fitness of bachelors at the university are analyzed. It was revealed that for the formation ofprofessional qualities of students of the pedagogical direction, it is advisable to use means of improving aerobics in order to improve physical health and the formation of professionally significant physical qualities.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных компетенций у бакалавров педагогического направления в процессе занятий физической культурой»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10706

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Л.В. Засухина, А.В. Стафеева, Н.А. Борисов

Рассмотрена проблема формирования универсальной компетенции -поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Проанализированы различные подходы и технологии, используемые в укреплении здоровья, повышении физической подготовленности бакалавров в вузе. Выявлено, что для формирования профессиональных качеств студентов педагогического направления целесообразно использовать средства оздоровительной аэробики с целью повышения физического здоровья и формирования профессионально значимых физических качеств.

Ключевые слова: физическая культура, бакалавр, универсальные компетенции, физическая подготовленность, профессиональные физические качества.

Анализ научно-методической литературы по вопросам состояния здоровья студентов вузов позволил выявить тенденцию его ухудшения по сравнению с прошлыми десятилетиями. По данным Федеральной службы государственной статистики от 2019 г., состояние здоровья населения по сравнению с 2000 г. ухудшилось. Например, болезни эндокринной системы, расстройство питания, нарушение обмена веществ было зафиксировано у 1234 тыс. жителей, а к 2019 г. это число увеличилось на 816 тыс. чел., что составляет 39 % от числа заболевших. Болезни системы кровообращения были отмечены у 2483 тыс. чел., что на 2223 тыс. чел. меньше по сравнению с 2019 годом (47 %). Со стороны заболеваний органов дыхания также наблюдается ухудшение на 5735 тыс. чел. (11 %). Увеличивается количество врожденных аномалий и хронических заболеваний [1, 10].

На сегодняшний день в системе высшего образования актуальными являются проблемы, связанные с подготовкой высококвалифицированных специалистов-педагогов, способных готовить подрастающее поколение к жизнедеятельности на уровне современных требований общества.

В настоящее время в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина (НГПУ им. Козьмы Минина) реализуются основные профессиональные образовательные программы с одним и двумя профилями подготовки по актуализированным федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГО ВО 3+++). Данный ФГОС по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» подразумевает в базовой части реализацию

дисциплины «Физическая культура и спорт» в объеме 72 акад. ч (2 з.е.) в очной форме обучения, а также не менее 328 акад. ч элективных дисциплин (модулей) в вариативной части программы [11].

В результате освоения дисциплины у выпускника педагогического вуза должна быть сформирована универсальная компетенция, которая подразумевает способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Выпускник должен уметь использовать средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности, должен демонстрировать необходимый уровень физических кондиций для самореализации в будущей социальной и профессиональной деятельности [11].

Таким образом, существует необходимость в реализации требова -ний ФГОС ВО и технологиях и подходах в повышении физической подготовленности для обеспечения полной социальной и профессиональной деятельности.

Целью исследования явилось теоретическое обоснование необхо -димости разработки качественных новых подходов в повышении уровня физической подготовленности студентов для успешного применения средств и методов физической культуры, необходимых для реализации физкультурно-педагогической деятельности.

Для решения поставленной задачи нами была проанализирована литература о текущем состоянии физической подготовленности студентов, а также содержании процесса физического воспитания в вузе и ее направленности на формирование универсальных компетенций сохранения здоровья и самореализации в будущей социальной и профессиональной деятельности.

Вопросами физического здоровья и подготовленности студентов занимались А.В. Карасев, А.П. Цырков, Д.В. Аверина, Е.А. Мусихина, С.И. Мануйлов, Н.Ю. Томас, Э.А. Зюрин, В.А. Куренцов и др. Анализ физического здоровья и физической подготовленности студентов в своем исследования производил В.И. Белов [6] на основе использования стандартных тестов программы по физической культуре для высших учебных заведений.

Другие авторы рекомендуют определять уровень подготовленности студентов в вузе, ориентируясь на нормы комплекса ГТО [3, 7]. Однако данные ориентиры не позволяют адекватно оценить функциональные возможности организма, это не позволяет студентам выполнять необходимый для физического совершенствования объем нагрузок.

С введением элективных дисциплин в образовательном стандарте у специалистов появилась возможность усовершенствовать физическое воспитание в вузах, что дает возможность студентам выбирать альтернативные формы физического воспитания, имеющие для них не

только высокую мотивационную ценность, но и способствующие индивидуальному росту физических кондиций, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Так, М.Ю. Золотова [2] в своей работе описывала результаты применения фитнес-технологий в элективных дисциплинах по физической культуре. Эта программа состояла из четырех разделов: оздоровительная аэробика, скандинавская ходьба, йога и элементы единоборств, общая физическая подготовка с элементами атлетической гимнастики и ЛФК. Ее применение позволило получить существенные изменения в состоянии физической культуры и личности студентов, повысился уровень физической подготовленности.

Л.В. Малыгина и Ж.Г. Кортава [5] предлагают увеличить тренировочную нагрузку, используя методику выполнения локальных силовых упражнений на основные мышечные группы с весом собственного тела. Предполагают, что данный подход позволит улучшить силовые способности студентов.

И.В. Казанцев, В.С. Казанцев, С.М. Казанцев [3] предлагают использовать разработанную ими программу по бадминтону в качестве одного из направлений элективных курсов. Считают, что занятия бадминтоном развивают скоростные, скоростно-силовые физические качества и координационные способности. Также они предлагают свою систему оценивания. Предполагается, что использование новой системы оценивания успеваемости студентов повысит их мотивацию к занятиям физической культурой и постоянные занятия бадминтоном позволят развить физические качества и повысить уровень физической подготовленности.

Данные подходы решают вопросы повышения показателей уровня физической подготовленности и здоровья, но не формируют универсальную компетенцию УК-7, представленную во ФГОС ВО 3++, в соответствии с которой студент должен иметь должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

В своем исследовании мы предлагаем использовать средства оздоровительной аэробики для формирования универсальных компетенций у выпускников педагогического вуза. В НГПУ им. Козьмы Минина данный вид физической активности является одним из средств физической культуры и входит в программу дисциплины «Физическая подготовка (элективные дисциплины)». Процесс физического воспитания предусматривает занятия в количестве 328 ч. Из них 326 ч аудиторной работы и 2 ч -самостоятельной. Указанные часы являются обязательными для освоения и в зачетные часы не переводятся.

Программа элективного курса «Аэробика» разработана на основе ФГОС ВО по направлениям подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование»; 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подго-

товки)», 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»; 44.03.03 «Специальное (дефектологическое)»; 48.03.01 «Теология»; 47.03.01 «Философия»; 37.03.01 «Психология»; 05.03.02 «География»; 05.03.06 «Экология», а также планов по направлениям подготовки.

При разработке содержания программы, подбора средств и методов для формирования УК-7 нами использовался профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования)».

На основании ФГОС ВО и профессиональных стандартов были сформулированы образовательные результаты и средства их оценки, положенные в основу содержания элективного курса (таблица).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины

Код ОР дисциплины Образовательные результаты дисциплины Код компетенций ОПОП Код ИДК Средства оценивания ОР

ОР.2-1 Демонстрирует умения использования средств и методов физической культуры, необходимых для планирования и реализации профессиональной деятельности УК-7 УК-7.1 Контрольные нормативы, тесты, самостоятельная работа

Демонстрирует необходимый уровень физических кондиций для самореализации в профессиональной деятельности УК-7.2 Контрольные нормативы, тесты

Для обучения по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: гуманитарных, естественных и точных наук)» для студентов предлагается один из элективных курсов «Оздоровительная аэробика». Целью данной дисциплины является формирование физической культуры личности и развитие профессионально-прикладных качеств будущих учителей русского языка и литературы, математики и информатики, экономики, географии и биологии, хи -мии, физики, технологии, экономики, правоведения и правоохранительной деятельности средствами оздоровительной аэробики.

Профессиональная направленность физического воспитания в вузах должна определяться более конкретными требованиями, предъявляемыми их будущей специальностью: достижение высокопроизводительного труда в избранной профессии, предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма в целях обеспечения профессионального долголетия, использование физических упражнений в рабочее и свободное время в рекреативных и реабилитационных целях.

В процесс физического воспитания студентов направления «Педагогическое образование» целесообразно включать упражнения, направленные на развитие общей, статической и силовой выносливости, координации, зрительно-моторной реакции, силы мышц спины, брюшного пресса, верхнего плечевого пояса и ног, снятие «острого утомления» с мышц шеи, спины, кистей рук, способствующие притоку крови к головному мозгу. Помимо повышения показателей общей физической подготовки, следует развивать социально и профессионально значимые качества: организаторские и коммуникационные способности, инициативность, эмоциональную устойчивость, оперативное и логическое мышление, внимание, педагогический артистизм, способность к импровизации, выдержку и самообладание.

Оздоровительная аэробика решает задачи, которые имеют существенное значение в деятельности будущего педагога. Занятия аэробикой повышают функциональные возможности организма, формируют осанку, развивают силу, координационные способности, физическую выносливость. В НГПУ им. Козьмы Минина на кафедре физической культуры занятия по аэробике проводятся 2 раза в неделю по 2 акад. ч (4 акад. ч в нед.). Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части обсуждаются задачи урока, производится подсчет пульса в покое, проводится разминка, стретчинг, подсчет пульса после разминки. Основная часть занятия состоит из аэробной нагрузки, подсчета пульса после нее, аэробной заминки, анаэробной нагрузки, силовой тренировки на разные группы мышц. В заключительной части мы используем анаэробную заминку, глубокий стретчинг, упражнения на координацию, релаксационные упражнения, рефлексию, подсчет пульса.

В содержание программы по аэробике входит изучение основных шагов аэробики, видов аэробики: степ-аэробики, фитбол-аэробики, танцевальных направлений, силовых направлений. В учебно-тренировочных занятиях предусматривается также изучение техники составления танцевальных связок, классической аэробики. Студенты обучаются технике шагов оздоровительной аэробики: «Ви-степ» и «А-степ» и их разновидности; изучают шаги «Шасси», шаги «Кросс», открытый шаг, «Захлест», «Кик» (махи) и их разновидности, а также обучаются латино-аэробике, ее основным шагам. Студенты также получают задания для самостоятельной работы. К концу обучения они должны овладеть техниками основных направлений аэробики и уметь их составить и разучить с аудиторией.

Программа по оздоровительной аэробике предусматривает также занятия на силовую подготовку (упражнения на мышцы спины, рук, груди, пресса, ног и т. д.), выполнение упражнений на растяжку, упражнения для грациозности, направленные на совершенствование тела и осанки, упражнения на координацию и т. п.

На наш взгляд, данный вид физической активности является хорошим мотивационным фактором к занятию физической культурой, позволяет развить не только общие физические качества, но и другие важные качества, которые позволят будущему педагогу вести полноценно свою профессиональную деятельность.

Таким образом, предполагается, что систематические занятия оздоровительной аэробикой позволят повысить уровень физического здоровья и физической подготовленности студентов, а также сформировать у них универсальные компетенции для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Галкин Ю.П. Физическое состояние как компонент профессиональной готовности студентов вузов физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 5(39). С. 36-40.

2. Золотова М.Ю. Применение дыхательной гимнастики на занятиях физической культуры со студентками подготовительной и специальной медицинской группы // Физическая культура, спорт и здоровье в вузе: сб. трудов I Междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во РУТ, 2017. С. 123-129.

3. Казанцева Н.В., Казанцев В.С., Казанцев С.М. Бадминтон в программе элективных курсов дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения. Иркутск: Изд-во ИГУПС, 2017. С. 220-225 с.

4. Карасев А.В., Цырков А.П., Аверина Д.В. Мониторинг физического состояния студентов вузов и курсантов // Перспективные направления научных исследований в области физической культуры и спорта (теория и практика): сб. статей итог. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во ВИФК, 2019. С. 179-186.

5. Малыгина Л.В., Кортава Ж.Г. Методика построения занятий в процессе прохождения элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в вузе // Символ науки. 2017. № 11. С. 75-78.

6. Мануйлов С.И. Томас Н.Ю. Индивидуализация учебной деятель -ности по физической культуре в вузе как фактор повышения состояния здоровья и физической подготовленности студентов // Бюлопчний вюник Мелггопольского державного педагопчного ушверситету iм. Богдана Хмельницького. 2015. Т. 5. № 1а(14). С. 105-107.

7. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https:// vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/923 (дата обращения: 09.03.2020).

8. Мусихина Е.А. О состоянии здоровья и физической подготовленности студентов вузов Западной Сибири // Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека: материалы III Всерос. образов.-науч. конф. студ. и молод. ученых с междунар. участ. Иваново: Изд-во ИГМА, 2017. С. 379-381.

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 09.03.2020).

10. Россия в цифрах. 2019: краткий статистический сборник. М., 2019. 549 с.

11. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/7/1805 (дата обращения: 09.03.2020).

Засухина Любовь Валентиновна, магистрант, lubahazas@,gmail. com, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет),

Стафеева Анастасия Владимировна, канд. пед. наук, доц., stafeevaav@ yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет),

Борисов Николай Андреевич, старший преподаватель, Borisov. Nikolay. 1991@mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCES AT BACHELORS OF PEDAGOGICAL

DIRECTION IN THE PROCESS OF LESSONS IN PHYSICAL CULTURE

L.V. Zasukhina, A.V., Stafeeva, N.A. Borisov

The problem of the formation of universal competence to maintain the proper level of physical fitness to ensure full social and professional activity is considered. Various approaches and technologies used to promote health and improve the physical fitness of bachelors at the university are analyzed. It was revealed that for the formation ofprofessional qualities of students of the pedagogical direction, it is advisable to use means of improving aerobics in order to improve physical health and the formation of professionally significant physical qualities.

Key words: physical education, bachelor, universal competencies, physical fitness, professional physical qualities

Zasukhina Lyubov Valentinovna, graduate student, lubahazas@,gmail. com, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Nizhny Novgorod Pedagogical State University,

Stafeeva Anastasia Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, stafeevaav@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Nizhny Novgorod Pedagogical State University,

Borisov Nikolay Andreevich, senior lecturer, Borisov.Nikolay. 1991@,mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Russia, Nizhny Novgorod State Agricultural Academy

References

1. Galkin Yu.P. Fizicheskoe sostoyanie kak komponent professional'noj gotovnosti studentov vuzov fizicheskoj kul'tury [Physical condition as a component of professional readiness of students of physical education universities] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2008. No. 5(39). P. 36-40.

2. Zolotova M.Yu. Primenenie dyhatel'noj gimnastiki na zanyatiyah fizicheskoj kul'tury so studentkami podgotovitel'noj i special'noj medicinskoj gruppy [The use of respiratory gymnastics in physical education classes with students of the preparatory and special medical groups] // Physical culture, sports and health at the university: sat. proceedings of the I Intern. scientific-practical conf. M.: Publishing House of RUT, 2017. P. 123-129.

3. Kazanceva N.V, Kazancev V.S, Kazancev S.M. Badminton v programme elektivnyh kursov discipliny «Fizicheskaya kul'tura i sport» v vuze [Badminton in the program of elective courses of the discipline "Physical Culture and Sport" at the university] // Modern problems of vocational education: experiences and solutions. Irkutsk: IGUPS Publishing House, 2017. P. 220-225 p.

4. Karasev A.V., Cyrkov A.P., Averina D.V. Monitoring fizicheskogo sostoyaniya studentov vuzov i kursantov [Monitoring the physical condition of university students and cadets] // Promising areas of scientific research in the field of physical culture and sports (theory and practice): sat. articles total. scientific-practical conf. St. Petersburg: VIFK Publishing House, 2019. P. 179-186.

5. Malygina L.V., Kortava Zh.G. Metodika postroeniya zanyatij v processe prohozhdeniya elektivnyh disciplin (modulej) po fizicheskoj kul'ture i sportu v vuze [The methodology for constructing classes in the process of passing elective disciplines (modules) in physical education and sports at the university] // Simvol nauki [Symbol of science]. 2017. No. 11. P. 75-78.

6. Manujlov S.I. Tomas N.Yu. Individualizaciya uchebnoj deyatel'nosti po fizicheskoj kul'ture v vuze kak faktor povysheniya sostoyaniya zdorov'ya i fizicheskoj podgotovlennosti studentov [Individualization of educational activities in physical education at a university as a factor in improving the health status and physical fitness of students] // Biologichnij visnik Melitopol'skogo derzhavnogo pedagogichnogo universitetu im. Bogdana Hmel'nic'kogo [Biological journal of the Melitopol Sovereign Pedagogical University im. Bohdan Khmelnitsky]. 2015. Vol. 5. No. 1a(14). P. 105-107.

7. Markova S.M., Narkoziev A.K. Metodika issledovaniya soderzhaniya professional'nogo obrazovaniya [Methodology for the study of the content of vocational education] // Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of the University of Minin]. 2019. V. 7. № 1. [Electronic resource]. URL: https: // vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/923 (accessed: 09.03.2020).

8. Musihina E.A. O sostoyanii zdorov'ya i fizicheskoj podgotovlennosti studentov vuzov Zapadnoj Sibiri [On the state of health and physical fitness of university students in Western Siberia] // Biomedical, clinical and social issues of health and human pathology: materials of III All-Russian. educational science conf. stud. and young. scientists from the international. Participation. Ivanovo: Publishing House of the IGMA, 2017. P. 379-381.

9. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544N «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovanii (vospitatel', uchitel')» [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013 No. 544H "On the approval of the professional standard" Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education (educator, teacher)"] [Electronic resource]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (accessed: 09.03.2020).

10. Rossiya v cifrah. 2019: kratkij statisticheskij sbornik [Russia in numbers. 2019: a brief statistical digest]. M., 2019. 549 p.

11. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki) [GEF HE in the direction of preparation 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles)] // Portal of Federal State Educational Standards of Higher Education [Electronic resource]. URL: http://fgosvo.ru/news/7/1805 (accessed: 03/09/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.