Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ «УМНЫХ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ» В ПРОЦЕССЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ «УМНЫХ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ» В ПРОЦЕССЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / УМНЫЙ ГОРОД / УМНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / УМНАЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЦИФРОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробей Е.К.

В статье приведены основные критерии отличия «умных туристско-рекреационных территорий» от «умных» территорий иной специализации: наличие уникального туристко-рекреационного потенциала и привлекательность для потребителей услуг, производителей, поставщиков и инвесторов. В дополнение к основным критериям сформирован перечень вторичных признаков (маркеров), совокупность которых свидетельствует о туристско-рекреационной направленности «умной» территории. В целях обеспечения цифрового суверенитета в процессе формирования «умных туристско-рекреационных территорий» приоритет должен быть отдан конкурентоспособным программным продуктам - национальным операционным системам, инструментам работы с большими данными, программным системам мониторинга, аналитики и прогнозирования, разработкам в сфере искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробей Е.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF «SMART TOURIST AND RECREATIONAL AREAS» IN THE PROCESS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF REGIONS

The article provides the main criteria for distinguishing "smart tourist and recreational territories" from "smart" territories of a different specialization: the presence of a unique tourist and recreational potential and attractiveness for consumers of services, manufacturers, suppliers and investors. In addition to the main criteria, a list of secondary features (markers) has been formed, the totality of which indicates the tourist and recreational orientation of the "smart" territory. In order to ensure digital sovereignty in the process of forming "smart tourist and recreational areas," priority should be given to competitive software products - national operating systems, tools for working with big data, software monitoring systems, analytics and forecasting, and developments in the field of artificial intelligence.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ «УМНЫХ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ» В ПРОЦЕССЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНОВ»

Формирование «умных туристско-рекреационных территорий» в процессе цифровой трансформации регионов

со см о см

Воробей Елена Константиновна

доктор экономических наук, доцент, начальник управления научной политики и исследований, доцент кафедры инновационных технологий в экономике и управлении, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», vorobei.sochi@yandex.ru

В статье приведены основные критерии отличия «умных туристско-ре-креационных территорий» от «умных» территорий иной специализации: наличие уникального туристко-рекреационного потенциала и привлекательность для потребителей услуг, производителей, поставщиков и инвесторов. В дополнение к основным критериям сформирован перечень вторичных признаков (маркеров), совокупность которых свидетельствует о туристско-рекреационной направленности «умной» территории.

В целях обеспечения цифрового суверенитета в процессе формирования «умных туристско-рекреационных территорий» приоритет должен быть отдан конкурентоспособным программным продуктам - национальным операционным системам, инструментам работы с большими данными, программным системам мониторинга, аналитики и прогнозирования, разработкам в сфере искусственного интеллекта. Ключевые слова: сфера рекреации и туризма, цифровизация, умный город, умная территория, умная туристско-рекреационная территория, цифровой суверенитет.

О Ш

т х

Актуальность проблемы

Новая реальность начала XXI века отмечена многими новыми вызовами мировой цивилизации и, вместе с тем, новыми возможностями. Среди таких возможностей - появление новых технологий, в том числе, информационных (цифровых) - искусственного интеллекта, интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности и т.д. [1]. Уникальные возможности цифрового представления информации, позволяющие многократно увеличивать скорость обмена данными по возрастающему числу направлений и формировать системные технологические «среды обитания» - экосистемы, цифровые платформы [2] способны существенно ускорить экономический рост и обеспечить достижение тех или иных целей, стоящих перед обществом. О важности цифровых технологий для экономики России свидетельствует принятая в 2019 году национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [3], нацеленная на ускоренное внедрение данных технологий как во всех сферах экономики, так и в социальной сфере.

Для российской сферы рекреации и туризма, современное состояние которой характеризуется комплексом проблем, накопившихся из-за последствий пандемийного кризиса COVID-19 и неблагоприятных геополитических событий, активная цифровизация рассматривается в качестве одного из главных инструментов восстановления [4,5]. Наблюдаемые в настоящее время позитивные изменения в данной сфере в значительной степени обусловлены активным продвижением цифровых технологий и формированием цифровой среды. В настоящее время в туризме и гостеприимстве уже широко используются готовые Ит - решения (порталы, агрегаторы и т.д.), а также планируется разработка новых сервисов для различной целевой аудитории (туристов, потенциальных инвесторов, государственных структур, задействованных в системе поддержки сферы рекреации и туризма), которые в итоге должны стать основой единой туристской экосистемы, объединяющей всех участников рынка.

Очевидно, что в силу известной мультипликативности сферы рекреации и туризма [6] формирование единой туристской экосистемы должно происходить во взаимодействии с подавляющим большинством других сфер экономики страны. В том случае, когда рассматривается сфера рекреации и туризма отдельной территории, непосредственное взаимодействие будет осуществляться с территориальными сферами экономики, и степень и качество внедрения цифровых решений в их деятельность будут в значительной степени определять возможности формирования экосистемы. Следовательно, для достижения желаемого результата необходимо обеспечить единые темпы и стандарты развития цифровой среды на всей охватываемой территории по примеру «умных городов» [7], где информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) применяются для регулирования всех сфер жизни города - экономики, городской инфраструктуры, городского управления.

<

т о х

X

Метод решения проблемы

Расширение концепции «умного города» на более значительные территории представляется весьма актуальной задачей, решение которой позволит подойти к формированию цифровых туристских экосистем на территории России.

Например, на Черноморском побережье Краснодарского края туристско-рекреационный комплекс (санатории, пансионаты, гостиницы и т.д.) не ограничивается чертой городов и городских агломераций, но простирается по всему побережью, охватывая как городские, так и весьма отдаленные сельские районы. Для успешного объединения всех этих рассредоточенных по большой территории субъектов экономической деятельности в единое туристское информационное пространство необходимо, чтобы во всех районах побережья была в наличии современная цифровая инфраструктура соответствующей мощности, действующая по единым стандартам и способная быть интегрированной в федеральную цифровую систему. Другими словами, здесь должна быть сформирована по крайней мере локальная «умная территория» с туристско-рекреационным уклоном.

Высокий уровень информационно-технологического обеспечения крупных городов (Краснодара, Сочи, Новороссийска, Туапсе) и ряда производственных комплексов Краснодарского края свидетельствует о возможности формирования цифровой экосистемы в объеме всей территории данного региона, которая охватывает все профилирующие инфраструктурные сферы (информационно-технологическую, туристско-рекреа-ционную, лечебно-оздоровительную, агро-промышленную, транспортную и другие) и встраивается существующую в федеральную цифровую систему.

Значительный вклад индустрии туризма и гостеприимства, представляющей собой целостный структурно связанный каркас (рисунок 1) туристско-рекреационных и лечебно-оздоровительных центров [8,9] в экономику Краснодарского края (по оценкам автора - до 20-25 % [10]) позволяет рассматривать формирование «умной территории» данного региона в форме «умной туристско-рекреационной территорий», где сфера рекреации и туризма является основной (или одной из основных) точек роста. Аналогичный подход может быть применен и для других регионов с подобной Краснодарскому краю структурой валового регионального продукта, в которой преобладает либо достаточно велика доля вклада сферы рекреации и туризма.

0 8

Концепция «умных территорий», которая в настоящее время активно разрабатывается многими исследователями и основные контуры которой представлены в работах ученых разных стран мира (например, в [11 - 14]), основывается на представлениях об «умном городе» как катализаторе формирования «умного региона» - именно города, которые приняли ИКТ в качестве стратегии развития, должны стать опорными пунктами формирующихся цифровых экосистем. Распространение основных принципов устройства «умного города» («умных» экономики, мобильности, управления, экологического и социального регулирования [15]), реализуемых посредством широкого применения ИКТ вначале на отдельные городские агломерации, а затем - на всю территорию региона, позволит выровнять уровни развития всех территориальных единиц и хозяйствующих субъектов и обеспечить консолидированное развитие цифровизации.

«Умная туристско-рекреационная территория», помимо указанных принципов «умной» организации на основе современных цифровых технологий, должна отвечать ряду критериев, которые позволяют характеризовать данную территорию именно как туристско-рекреационную. Анализ исследований, посвященных туристско-рекреационным территориям, позволил автору выделить ряд основных признаков таких территорий [16]:

- на территории необходимо наличие туристско-рекреаци-онных ресурсов, достаточных для обеспечения эффективного функционирования сферы рекреации и туризма,

- необходимо наличие достаточной туристско-рекреацион-ной и обеспечивающей инфраструктуры,

- территория должна быть привлекательна для всех участников рынка туристско-рекреационных услуг - потребителей (туристов и рекреантов), предпринимателей и инвесторов.

Следовательно, «умная туристско-рекреационная территория» является таковой не только вследствие высокого уровня развития ИКТ или даже наличия уже сформированной цифровой экосистемы, но и благодаря своим уникальным особенностям, существовавшим задолго до появления цифровых технологий - природным, климатическим, историческим и другим, которые являются потенциалом данной территории и позволяют рассчитывать на успешное развитие индустрии туризма и гостеприимства.

Отдельные территории, расположенные рядом друг с другом и характеризующиеся практически одинаковыми сочетаниями своих уникальных характеристик (например, сочетанием благоприятного южного климата и богатого исторического наследия), могут объединять свои усилия (в том числе - в сфере развития ИКТ) с целью достижения конкурентного превосходства на рынке рекреационно-туристских услуг. Практической реализацией указанного подхода стал межрегиональный проект «Золотое кольцо Боспорского царства», в котором задействованы игроки туристского рынка трех регионов - Краснодарского края, Ростовской области и Республики Крым [17]. О привлекательности и эффективности проекта свидетельствуют следующие факты: в 2019 году по маршрутам, входящим в «Золотое кольцо Боспорского царства», путешествовали около 1,8 млн. туристов, в 2020 году - 1,4 млн., в 2021 году - уже более 2,3 млн. [18]. Проект «Золотое кольцо Боспорского

Условные обозначения инфраструктурного каркаса:

- центры информационных технологий

- охраняемые родные территории .основ, рекреошюннык ресурсов™» развивается и д°п°лняется новыми ^р^ТСШШ Пра

- санаторно-курортные организации и оздоровительные центры

- агро-промьгшленная экосреда

- предпринимательский бизнес

1. -крупные города

2, - административные террЕггории

Рисунок 1 - Карта-схема хозяйственно-экономического уклада (инфраструктурного каркаса) Краснодарского края - платформа концепции «умной туристско-рекреационной территории» (составлено автором)

дуктами, обогащается инновациями и в перспективе может стать ядром формирования единой туристской экосистемы на юге России.

Экономическая целесообразность формирования межрегиональных туристско-рекреационных объединений подтверждается ростом их количества на территории России. Среди таких проектов - «Амур» на территории Хабаровского края,

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м «

м см

0 см

01

О Ш

т

X

<

т О X X

Амурской области и Еврейской автономной области, «Камчатка - Сахалин» на территории Камчатского края и Сахалинской области, «Кавказ» и «Каспий» на территории областей и республик Северо-Кавказского федерального округа, «Черноморское побережье» на территории Республики Крым и Краснодарского края.

Поскольку межрегиональные проекты, нацеленные на производство совместного конкурентоспособного туристского продукта, предполагают организацию эффективных взаимодействий по всем направлениям сотрудничества, естественным результатом их кооперации в современных условиях должно стать формирование единой межтерриториальной цифровой экосистемы. Следовательно, «умная туристско-рекреацион-ная территория» должна рассматриваться как межрегиональное явление, которое огранивается только интересами производства общего туристского продукта, но никак не административными границами (в полном соответствии с положениями принятой и действующей «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» [19].

Выводы (заключение)

Таким образом, «умная туристско-рекреационная территория» должна обладать следующими тремя ключевыми признаками:

- размер такой территории определяется исключительно экономическими факторами, связанными с производством туристского продукта,

- территория обладает уникальным туристско-рекреацион-ным потенциалом, позволяющими производить конкурентоспособный туристский продукт,

- территория следует принципам «умной» трансформации с конечной целью формирования единой цифровой экосистемы

и может быть определена как физическое пространство, не ограниченное рамками административно-территориального деления, объединенное интересами производства единого ре-креационно-туристского продукта и характеризующееся:

- наличием всех необходимых рекреационно-туристских ресурсов, обеспечивающей инфраструктуры, привлекательностью для рекреантов/туристов, предпринимателей и инвесторов,

- активным внедрением инновационных цифровых технологий хранения, обработки и передачи информации на всех стадиях рекреационно-туристской деятельности с целью оптимизации и повышения конкурентоспособности.

Помимо ключевых признаков «умной туристско-рекреаци-онной территории» могут быть выделены отдельные показатели (маркеры), по совместному наличию которых может быть выполнено разграничение территорий на разные категории и выделение их них «умных туристско-рекреационных» (табл. 1).

Таблица 1

Маркеры умной туристско-рекреационной территории

№ п/п Маркеры

1 Транспортная и экономическая связанность всех составляющих территории (областей, краев, городов, административных центров)

2 Взаимосогласованное использование имеющихся рекреаци-онно-туристских ресурсов и инфраструктуры

3 Единые стандарты оказания рекреационно-туристских услуг

4 Единый туристский маршрут с охватом всех дестинаций территории

5 Цифровая система туристской навигации в масштабе всей территории с применением цифровых гидов, технологий виртуальной и дополненной реальности

6 «Умные» провайдеры услуг по продажам, регистрации, бронированию, размещению, страхованию и т.д.

Система обеспечения безопасности (личной, экономической, санитарно-эпидемиологической) на основе новых технологий (бесконтактных, роботизированных, беспилотных и т.д.)

Наличие возможностей для межтерриториальной интеграции с целью формирования новых конкурентоспособных рынков ту-ристско-рекреационных услуг_

Рисунок 2 - Схематическое отражение парадигмы цифрового суверенитета [23]

Концепция «умных туристско-рекреационных территорий» логически связана с концепцией «устойчивого развития» [20] и может рассматриваться в качестве одного из условий ее реализации. Вполне естественно ожидать, что новый уровень информационных взаимодействий в объеме территории, улучшение их качества и увеличение скорости посредством применения современных цифровых технологий, будут способствовать обеспечению гармоничного сочетания экономического, социального и экологического развития такой территории в интересах нынешнего и будущих поколений. При этом необходимо заметить, что успешная реализация проекта создания «умных туристско-рекреационных территорий» и обеспечение их долговременного устойчивого развития в условиях новой реальности будут возможны лишь при условии эффективной и своевременной государственной поддержки, направленной как на отдельно взятую сферу рекреации и туризма, так и на совокупность всех территориальных экономических сфер [6, 8, 10, 16, 21, 22]. Очевидно, что формирование и эффективное функционирование российских «умных туристско-рекреацион-ных территорий» в современных условиях будет обеспечено лишь при условии обеспечения цифрового суверенитета страны, то есть, при наличии у государства возможностей проводить абсолютно независимый политический курс в цифровой сфере и в случае необходимости эффективно блокировать возникающие в сфере ИКТ внешние угрозы. Необходимо согласиться с авторами новейших исследований в области цифрового суверенитета и цифровой безопасности [23 - 25] в том, что обеспечение цифрового суверенитета является важ-

7

8

нейшей стратегической задачей, а его ядром должны стать эффективные и высококонкурентные российские программные продукты, предназначенные для решения самого широкого круга задач. Среди таких продуктов - национальные операционные системы; инструменты работы с большими данными; программные системы мониторинга, аналитики и прогнозирования; разработки в области искусственного интеллекта и т.д. (рисунок 2).

Поэтому политика региональной или территориальной цифровизации должна, во-первых, стимулировать разработку вышеперечисленных продуктов; во-вторых, отдавать таким продуктам приоритет при принятии решений по техническому оснащению существующих и планируемых цифровых взаимодействий и в-третьих, предусматривать комплекс эффективных мер по предотвращению внешних информационных угроз.

Литература

1. Медведев Д.А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. - 2015. - № 10. - С. 5-29.

2. Аспекты цифровизации в формировании стратегий эффективного менеджмента: коллективная монография / под общ. ред. Л.Ф. Поповой. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. - 144 с.

3. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Официальный сайт Правительства России. - URL: http://government.ru/info/35568 (дата обращения: 14.05.2023).

4. Паспорт национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации России. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/da6490a6b838998e49df 2556be17aaff/NP_Turizm_i_industriya_gostepriimstva.pdf (дата обращения: 14.05.2023).

5. Управление устойчивым развитием индустрии туризма и гостеприимства в цифровой среде: монография / Карлова А.И., Плугарь Е.В., Полищук Е.А., Почупайло О.Е., Резникова О.С., Скоробогатова Т.Н., Стахно Н.Д., Цёхла С.Ю.; под общ. ред. С.Ю. Цёхла, Е.А. Полищук. - Электрон. дан. - Симферополь, 2023. - Электрон. версия. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50252728 (дата обращения: 14.05.2023).

6. Воробей Е.К. Сфера рекреации и туризма: условия новой реальности и подходы к государственной поддержке. - DOI 10.25806/uu11 -22021284-290 // Управленческий учет. - 2021. -№ 11-2. - С. 284-290.

7. Умный_город // Сайт свободной энциклопедии «Википе-дия». - URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Умный_город (дата обращения: 14.05.2023).

8. Воробей Е.К. Государственное регулирование устойчивого развития экономики туристского региона (на примере Краснодарского края) // Олимпийское наследие и крупномасштабные мероприятия: влияние на экономику, экологию и социокультурную сферу принимающих дестинаций: материалы X Междунар. науч.-практ. конф., г. Сочи, 17-18 мая 2018 г. -Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2018. - С. 46-51.

9. Савельева Н.А., Воробей Е.К., Давыдович А.Р. Современное состояние рынка медицинских услуг Краснодарского края // Sochi Journal of Economy. - 2019. - Т. 13. - № 4. - С. 520537.

10. Воробей Е.К. Оценка эффективности функционирования сферы рекреации и туризма Краснодарского края методами DEA-анализа в условиях новой реальности. - DOI 10.24412/2309-4788-2020-10697 // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 32 (6). - С. 94-105.

11. Bauer M., Helbig D., Mokhov V., et. al. Smart Region concept as a solution for sustainable development for region with a rural and urban character. - DOI 10.1088/17426596/1415/1/012018 // Journal of Physics: Conference Series : 2019 International Conference on Innovation Energy, Perm, 02-03 okt 2019. - Vol. 1415. - Perm: Institute of Physics Publishing, 2019.

- P. 012018. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43244866 (дата обращения: 14.05.2023).

12. Calzada I. Critical social innovation in the smart city era for a city-regional

European horizon 2020. - D0I:10.13140/RG.2.2.13624.88329 // Journal of Public Policies and Territories. - 2013. - Vol. 2. - № 6.

- p. 1-20. - URL: https://www.researchgate.net/publication/355096381_Critical_Soc ialJnnovation_in_the_Smart_City_Era_For_a_City-Regional_European_Horizon_2020 (дата обращения: 14.05.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Greco I., Cresta A. From SMART cities to SMART cityregions:

Reflections and proposals. - D0I:10.1007/978-3-319-62398-6_20 // Computational science and its applications - ICCSA 2017; 17th international conference, Trieste, Italy, Proceedings, Part III. -P. 282-295. - URL:

https://www.researchgate.net/publication/318395192_From_SMA RT_Cities_to_SMART_City-Regions_Reflections_and_Proposals (дата обращения: 14.05.2023).

14. Matern A., Binder J., Noack A., Smart regions: insights from hybridization and peripheralization research. - DOI 10.1080/09654313.2019.1703910 // European Planning Studies, Taylor & Francis Journals. - 2019. - Vol. 28 (10). - P. 2060-2077. -URL:

https://www.researchgate.net/publication/338066949_European_ Planning_Studies_Smart_regions_insights_from_hybridization_an d_peripheralization_research (дата обращения: 14.05.2023).

15. Garriazo, J.C. (2018). Implantation et Elaboration des Criteres des Villes Intelligentes. - URL: https://www.researchgate.net/publication/333903401_implantation _et_elaboration_des_criteres_des_villes_intelligentes (дата обращения: 14.05.2023).

16. Воробей Е. К. Система государственной поддержки сферы рекреации и туризма в условиях новой реальности XXI века: монография. - Москва: Русайнс, 2022. - 240 с.

17. Золотое кольцо Боспорского царства // Официальный сайт проекта. - URL: https://www.russian-bospor.ru (дата обращения: 14.05.2023).

18. «Золотое кольцо боспорского царства» в 2021 году посетили более 2,3 млн человек // официальный сайт Русского географического общества. - URL: https://www.rgo.ru/ru/article/zolotoe-kolco-bosporskogo-carstva-v-2021 -godu-posetili-bolee-23-mln-chelovek (дата обращения: 14.05.2023).

19. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года // Официальный сайт Правительства Российской Федерации URL: http://government.ru/docs/37906 (дата обращения: 14.05.2023).

20. Воробей Е.К. Концепция устойчивого развития в условиях новой реальности XXI века: международные и российские тенденции // Sochi Journal of Economy. - 2023. - Т. 17. - № 1. -С. 69-78.

21. Воробей Е.К. Влияние мер государственной поддержки на сферу рекреации и туризма региона. - DOI 10.47711/08686351-189-72-83 // Проблемы прогнозирования. - 2021. - № 6 (189). - С. 72-83.

22. Oborin M.S., Vorobey E.K. Features of the Management System Effectiveness Evaluation in Tourist and Recreational

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

fO

es о es

in

О Ш

m

X

<

m О X X

Activities // Sochi Journal of Economy. - 2017. - Vol. 11. - No. 4. -P. 316-321.

23. Никонов В.А., Воронов А.С., Сажина В.А. и др. Цифровой суверенитет современного государства: содержание и структурные компоненты (по материалам экспертного исследования). - DOI 10.17223/1998863X/60/18 // Вестн. Том. гос. унта. Философия. Социология. Политология. - 2021. - № 60. С. 206-216. - URL: https://www.researchgate.net/publication/351495766_cifrovoj_suv erenitet_sovremennogo_gosudarstva_soderzanie_i_strukturnye_ komponenty_po_materialam_ekspertnogo_issledovania (дата обращения: 14.05.2023).

24. Кочетков А.П., Маслов К.В. Цифровой суверенитет как основа национальной безопасности России в глобальном цифровом обществе // Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. - 2022. - № 2. - C. 31-45/ - URL: http://vestnikpolit.ru/articles/article/8186 (дата обращения: 14.05.2023).

25. Дудин М.Н., Шкодинский С.В., Усманов Д.И. Цифровой суверенитет России: барьеры и новые траектории развития. -DOI https://doi.org/10.33051/2500-2325-2021-2-30-49 // Проблемы рыночной экономики. - 2021. - № 2. - С. 30-49. - URL: http://www.market-economy.ru (дата обращения: 14.05.2023).

Formation of «smart tourist and recreational areas» in the process of digital

transformation of regions Vorobey E.K.

Sochi State University

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The article provides the main criteria for distinguishing "smart tourist and recreational territories" from ""smart"" territories of a different specialization: the presence of a unique tourist and recreational potential and attractiveness for consumers of services, manufacturers, suppliers and investors. In addition to the main criteria, a list of secondary features (markers) has been formed, the totality of which indicates the tourist and recreational orientation of the ""smart"" territory. In order to ensure digital sovereignty in the process of forming ""smart tourist and recreational areas,"" priority should be given to competitive software products -national operating systems, tools for working with big data, software monitoring systems, analytics and forecasting, and developments in the field of artificial intelligence.

Keywords: sphere of recreation and tourism, digitalization, smart city, smart territory,

smart tourist and recreational territory, digital sovereignty. References

1. Medvedev D.A. New Reality: Russia and Global Challenges // Questions of

Economics. - 2015. - No. 10. - S. 5-29.

2. Aspects of digitalization in the formation of strategies for effective management:

collective monograph / ed. ed. L.F. Popova. - Saratov: Saratov Socio-Economic Institute (branch) of the PRUE. G.V. Plekhanov, 2019. - 144 p.

3. Passport of the national program ""Digital Economy of the Russian Federation"" //

Official website of the Government of Russia. - URL: http://government.ru/info/35568 (date of access: 05/14/2023).

4. Passport of the national project ""Tourism and hospitality industry"" // Official website

of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of Russia. -URL:

https://www.economy.gov.ru/material/file/da6490a6b838998e49df2556be17aaff /NP_Turizm_i_industriya_gostepriimstva.pdf (date of access: 05/14/2023).

5. Management of sustainable development of the tourism and hospitality industry in

the digital environment: monograph / Karlova A.I., Plugar E.V., Polishchuk E.A., Pochupailo O.E., Reznikova O.S., Skorobogatova T.N. , Stakhno N.D., Tsekhla S.Yu.; under total ed. S.Yu. Tsekhla, E.A. Polischuk. - Electron. Dan. -Simferopol, 2023. - Electron. version. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50252728 (date of access: 05/14/2023).

6. Sparrow E.K. The sphere of recreation and tourism: the conditions of a new reality

and approaches to state support. - DOI 10.25806/uu11-22021284-290 // Management accounting. - 2021. - No. 11-2. - S. 284-290.

7. Smart_city // Website of the free encyclopedia "Wikipedia". - URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Smart_City (date of access: 05/14/2023).

8. Sparrow E.K. State regulation of the sustainable development of the economy of

the tourist region (on the example of the Krasnodar Territory) // Olympic heritage and large-scale events: impact on the economy, ecology and socio-cultural

sphere of host destinations: materials of the X Intern. scientific-practical. Conf., Sochi, May 17-18, 2018 - Sochi: RIC FGBOU VO "SGU", 2018. - P. 46-51.

9. Savelyeva N.A., Vorobei E.K., Davydovich A.R. The current state of the medical

services market in the Krasnodar Territory // Sochi Journal of Economy. - 2019.

- T. 13. - No. 4. - S. 520-537.

10. Sparrow E.K. Evaluation of the effectiveness of the functioning of the recreation

and tourism sector of the Krasnodar Territory using DEA-analysis methods in the new reality. - DOI 10.24412/2309-4788-2020-10697 // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 32 (6). - S. 94-105.

11. Bauer M., Helbig D., Mokhov V., et. al. Smart Region concept as a solution for

sustainable development for the region with a rural and urban character. - DOI 10.1088/1742-6596/1415/1/012018 // Journal of Physics: Conference Series : 2019 International Conference on Innovation Energy, Perm, 02-03 okt 2019. -Vol. 1415. - Perm: Institute of Physics Publishing, 2019. - P. 012018. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43244866 (Accessed: 05/14/2023).

12. Calzada I. Critical social innovation in the smart city era for a city-regional European horizon 2020. - DOI: 10.13140/RG.2.2.13624.88329 // Journal of Public

Policies and Territories. - 2013. - Vol. 2. - No. 6. - p. 1-20. - URL: https://www.researchgate.net/publication/355096381_Critical_Social_Innovation _in_the_Smart_City_Era_For_a_City-Regional_European_Horizon_2020 (Accessed: 05/14/2023).

13. Greco I., Cresta A. From SMART cities to SMART city-regions:

reflections and proposals. - DOI:10.1007/978-3-319-62398-6_20 // Computational science and its applications - ICCSA 2017; 17th international conference, Trieste, Italy, Proceedings, Part III. - P. 282-295. - URL: https://www.researchgate.net/publication/318395192_From_SMART_Cities_to_ SMART_City-Regions_Reflections_and_Proposals (Accessed 05/14/2023).

14. Matern A., Binder J., Noack A., Smart regions: insights from hybridization and

peripheralization research. - DOI 10.1080/09654313.2019.1703910 // European Planning Studies, Taylor & Francis Journals. - 2019. - Vol. 28(10). - P. 20602077. - URL: https://www.researchgate.net/publication/338066949_European_Planning_Stud ies_Smart_regions_insights_from_hybridization_and_peripheralization_researc h (Date of access: 05/14/2023).

15. Garriazo, J.C. (2018). Implantation et Elaboration des Criteres des Villes Intelligentes. - URL: https://www.researchgate.net/publication/333903401_implantation_et_elaborati on_des_criteres_des_villes_intelligentes (accessed 14.05.2023).

16. Sparrow E. K. The system of state support for the sphere of recreation and tourism

in the conditions of the new reality of the XXI century: monograph. - Moscow: Rusajns, 2022. - 240 p.

17. The Golden Ring of the Bosporus Kingdom // Official website of the project. - URL:

https://www.russian-bospor.ru (date of access: 05/14/2023).

18. More than 2.3 million people visited the "Golden Ring of the Bosporan Kingdom"

in 2021 // official website of the Russian Geographical Society. - URL: https://www.rgo.ru/ru/article/zolotoe-kolco-bosporskogo-carstva-v-2021-godu-posetili-bolee-23-mln-chelovek (date of access: 05/14/2023).

19. Strategy for the development of tourism in the Russian Federation and for the

period up to 2035 // Official website of the Government of the Russian Federation URL: http://government.ru/docs/37906 (date of access: 05/14/2023).

20. Sparrow E.K. The concept of sustainable development in the new reality of the

21st century: international and Russian trends // Sochi Journal of Economy. -2023. - T. 17. - No. 1. - S. 69-78.

21. Sparrow E.K. Influence of state support measures on the sphere of recreation and

tourism in the region. - DOI 10.47711/0868-6351-189-72-83 // Forecasting problems. - 2021. - No. 6 (189). - S. 72-83.

22. Oborin M.S., Vorobey E.K. Features of the Management System Effectiveness

Evaluation in Tourist and Recreational Activities // Sochi Journal of Economy. -2017. - Vol. 11. - No. 4. - P. 316-321.

23. Nikonov V.A., Voronov A.S., Sazhina V.A. and others. Digital Sovereignty of the

Modern State: Content and Structural Components (Based on Expert Research).

- DOI 10.17223/1998863X/60/18 // Vestn. Volume. state university Philosophy. Sociology. Political science. - 2021. - No. 60. S. 206-216. - URL: https://www.researchgate.net/publication/351495766_cifrovoj_suverenitet_sovr emennogo_gosudarstva_soderzanie_i_strukturnye_komponenty_po_materiala m_ekspertnogo_issledovania (date of access: 05/14/2023).

24. Kochetkov A.P., Maslov K.V. Digital Sovereignty as a Basis for Russia's National

Security in the Global Digital Society // Bulletin of Moscow University. Series 12. Political sciences. - 2022. - No. 2. - C. 31-45/ - URL: http://vestnikpolit.ru/articles/article/8186 (date of access: 05/14/2023).

25. Dudin M.N., Shkodinsky S.V., Usmanov D.I. Digital Sovereignty of Russia: Barriers

and New Trajectories of Development. - DOI https://doi.org/10.33051/2500-2325-2021-2-30-49 // Market economy problems. - 2021. - No. 2. - S. 30-49. -URL: http://www.market-economy.ru (date of access: 05/14/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.