Научная статья на тему 'Формирование умения работать со справочной лингвистической литературой'

Формирование умения работать со справочной лингвистической литературой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
770
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВОЧНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / УМЕНИЕ / НАВЫКИ / СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ / ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ВИДЫ ЧТЕНИЯ / INQUIRY LINGUISTIC LITERATURE / SKILLS / PRACTICE / A VOCABULARY ENTRY / LEXICAL MEANING / TYPES OF READING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Киселева Е. Ю.

Овладение знаниями и богатствами языка невозможно без постоянного обращения к справочной лингвистической литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKILL FORMATION OF WORKING WITH INQUIRY LINGUISTIC LITERATURE

To get the comprehensive knowledge of the language and its richness is not possible without constant appealing to the inquiry linguistic literature.

Текст научной работы на тему «Формирование умения работать со справочной лингвистической литературой»

Е.А. Коблика. М.: Т-во научных изданий КМК, 2010а. С. 119-133. 4. Киладзе А.Б. Некоторые технологические свойства страусовых перьев // Швейное производство. 2010б. №11. С. 31-33. 5. Киладзе А.Б., Чернова О.Ф. Некоторые свойства страусовых перьев: технологический аспект // Птица и птицепродукты. 2010. №1. С. 51-52. 6. Harris S.D., Morris C.A., Jackson T.C., May S.G., Lucia L.M., Hale D.S., Miller R.K., Keeton J.T., Savell J.W., Acuff G.R. Ostrich Meat Industry Development // Final Report to: American Ostrich Association. Texas, 1994. 40 p. 7. Sales J. Slaughter and Products. In: The Ostrich: Biology, Production and Health. D.C. Deeming (ed.). CABI publishing, Wallingford, Oxon. 1999. P. 231-274.

МОРФОМЕТРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКРОВНЫХ ПЕРЬЕВ АФРИКАНСКОГО СТРАУСА

Киладзе А. Б.

Резюме

Исследованы важнейшие морфометрические характеристики покровных перьев африканского страуса (масса, длина, ширина опахала, площадь опахала, радиус кривизны). Изучена микроструктура покровных перьев.

MORPHOMETRIC CHARACTERISTICS OF THE COVER FEATHERS OF THE

AFRICAN OSTRICH

Kiladze A.B.

Summary

Morphometric characteristics of the cover feathers of the African ostrich (weight, length, width of the fan, the fan area, radius of curvature) are investigated. The microstructure of the cover feathers is studied.

УДК: 371.3:028.7 (038)

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ

СО СПРАВОЧНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Киселева Е.Ю.

ФГОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана»

Ключевые слова: справочная лингвистическая литература, умение, навыки, словарная статья, лексическое значение, виды чтения.

Key words: inquiry linguistic literature, skills, practice, a vocabulary entry, lexical meaning, types of reading.

Основная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы привить стремление овладеть богатствами языка. Но за период школьного обучения, как показывает статистика, ученики в лучшем случае усваивают 50-60% изучаемых литературных норм. Кроме того для старшеклассников программный материал оказывается недостаточным, они нуждаются в гораздо более объемном словаре, чем тот, что им предлагает школа.

Овладение необходимыми знаниями и богатствами родного языка немыслимо без постоянного обращения к соответствующей справочной лингвистической литературе (СЛЛ). В школе эта работа ведется от случая к случаю ввиду недостаточного количества словарей в фондах библиотеки и зачастую полного их отсутствия у учащихся дома. Работа со словарем трудоёмкая, поэтому из соображений экономии времени на неё на уроках время не тратят. Не секрет, что не только школьники, но и студенты не знают, к какому словарю нужно обратиться в том или ином случае. Не

обученные правилам и приёмам извлечения информации из словарей, они предпочитают ими не пользоваться вообще.

Работа с СЛЛ, обладая определённой спецификой, должна характеризоваться внутренним единством и целостностью. Это касается таких моментов как:

1) Последовательность введения различных типов словарей в учебный процесс;

2) Обучение рациональным приемам их чтения;

3) Регулярность использования в определенных формах учебной деятельности;

4) Понимание роли СЛЛ в овладении языком и культурой речи.

Знакомство студентов со СЛЛ необходимо начать с 1-го же занятия,

объяснив разницу между энциклопедической и лингвистической справочной литературой, рассказав о значении словарей в жизни общества. Широкий спектр словарей уже производит необходимое впечатление. Предоставляем возможность их полистать и убедиться в их полезности, интересности.

Студенты уже знакомы с орфографическим и толковым словарями (ими пользовались в школе). В вузе расширяется работа с аспектными словарями. Вводятся словари синонимов, антонимов, паронимов, иностранных слов, фразеологический, словарь крылатых выражений.

Умение работать со СЛЛ формируется не только на знании различных типов словарей и их назначения, но и на систематизации представлений о русском литературном языке как высшей форме национального языка, о нормах, о вариантности норм. Поэтому встают новые задачи, и теперь необходимо выработать у студентов навыки:

1) замечать и квалифицировать языковые явления, требующие обращения к словарям;

2) использовать СЛЛ в соответствии с ее назначением;

3) изменять способ чтения при работе со словарем;

4) быстро ориентироваться в структуре словарных статей различных типов и точно извлекать нужную информацию.

Рассмотрим формирование этого умения на примере работы с орфографическим и толковым словарями.

Трудности при овладении русской орфографией связаны с правописанием так называемых словарных слов, а также с запоминанием и применением различных правил. Использование орфографического словаря будет способствовать повышению эффективности обучения, если студенты владеют рациональными приемами работы.

Прежде всего учим анализировать содержание с помощью просмотрового чтения: обложка, титульный лист, выходные данные, структура словаря. Обращаем внимание на богатство справочного аппарата. Расширяет диапазон применения словаря и компактный свод основных правил русской орфографии (о чём студенты зачастую не знают).

При отыскивании слов в словаре отрабатываются навык чтения разворота словаря с ориентацией на слова - указатели, навык «видения» помет словаря. С этой целью выполняются задания на нахождение и расшифровку основных помет. В данном случае формируем ещё один важный для работы с СЛЛ способ чтения - сканирование. Работа с пометами не занимает много времени, но необходима для тренировки умения переключать скорость чтения в зависимости от его цели. Кроме того просмотровое чтение словаря и упражнения для сканирования становятся средством овладения справочным аппаратом этого словаря и способом знакомства с объемом и характером лингвистической информации. Так, например, стилистические и предупредительные пометы свидетельствуют о том, что словарь помещает равноценные варианты и предупреждает о неправильном употреблении некоторых слов.

Основной навык при работе с СЛЛ - навык чтения (анализа) структурной словарной статьи. При этом с самого начала важно не просто анализировать словарные статьи, но и формировать понятие о словарной статье как о такой единице словаря, которая заключает в себе информацию о слове в соответствии с назначением словаря. Самые простые структуры статьи с несколькими компонентами (например: туфля, р. мн. туфель) большинству студентов знакомы. Неплохо для закрепления изобразить ее схематически:

Информация о начальной форме Информация о производной форме

Слово в начальной форме Г рамматическая помета Слово в производной форме

Этот навык доводится до совершенства, если не пропускать слов, работа с которыми требует обращения к орфографическому словарю.

При работе со словарной статьей толкового словаря сразу нужно остановиться на его специфике как аспектного.

Приводим пример элементарной статьи в виде схемы.

Багровый, - ая, - ое. Густо-красный, кровавого цвета. Дым багровый кругами всходит к небесам. (А. С. Пушкин).

Начальная Г рамматическая Лексическое Иллюстративный

форма слова , п омета . значение слова . материал

Постепенно вводится анализ словарных статей разной степени сложности. Так, в схеме статьи многозначного слова появляются цифровые обозначения:

Начальная форма , Грамматич. информация . Условный значок начала толкования слова 1. 1-е лексич. значение . Иллюстративн ый материал

2-ое Иллюстративн

лексич. ый

значение . материал

В схеме слова, имеющего переносное значение, после порядкового номера лексического значения появляется стилистическая помета (перен.)

Начальная Г рамматич. 1. 1-ое лексич. Иллюстративный

форма , информация значение . материал

2.

Помета

Перен.

2-е

переносное

значение

Иллюстративный

материал

Для обозначения омонимов толковые словаря используют порядковые номера, рядом с начальной формой слова - получается двойная схема:

Начальная

форма

і

Начальная

форма

г

По мере овладения действиями рационального чтения словарей (указанных выше и других) необходимо вводить упражнения на редактирование, на корректировку, на стилистический анализ текста. Сформированные действия из предмета специального обучения превращаются в средство получения знаний, автоматизируются, становятся навыками, образуя сложное умение - пользоваться СЛЛ. Это умение становится свойством личности, способностью успешно работать с любой справочной литературой, и не только лингвистической.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988 -191 с.2. Работа над умениями и навыками по русскому языку: книга для учителя: Из опыта работы/сост. И.В. Галлингер, С.И. Львова. - М.: Просвещение, 1988. - 157 с.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ СО СПРАВОЧНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ

Киселева Е.Ю.

Резюме

Овладение знаниями и богатствами языка невозможно без постоянного обращения к справочной лингвистической литературе.

SKILL FORMATION OF WORKING WITH INQUIRY LINGUISTIC LITERATURE

Kiselyova E.U.

Summary

To get the comprehensive knowledge of the language and its richness is not possible without constant appealing to the inquiry linguistic literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.