УДК.372.881.1
Е. А. Попова
ст. преподаватель каф. лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук ИМО и СПН, МГЛУ, e-mail: pelena2008@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ
Автор рассматривает необходимость формирования и развития критического мышления у будущих специалистов в области международных отношений как важную составляющую обучения. В статье приводится анализ эффективных методик развития критического мышления.
Ключевые слова: критическое мышление; методика преподавания; высшее профессиональное образование; формирование; навык; обучение; деятельность; учащийся; специалист-международник; иностранный язык.
Popova E. A.
Master Teacher of the Department of Linguistics and Professional Communication in the Field of Political Science, Institute of International Relations and Social-Political Sciences, MSLU, e-mail: pelena2008@mail.ru
FORMATION OF SKILLS OF CRITICAL THINKING AMONG STUDENTS SPECIALIZING IN INTERNATIONAL RELATIONS
The author examines the necessity of formation and development of critical thinking of future specialists in the field of international relations as an important part of learning. This article provides an analysis of the effective methods of developing of critical thinking.
Key words: critical thinking; teaching method; institute of higher education; formation; skill; training; activity; student; international relation expert; foreign language.
В наши дни в условиях участившихся политических конфликтов на мировой арене обществу и государству необходимы высококвалифицированные специалисты в области международных отношений, способные эффективно решать демократическими и дипломатическими средствами возникающие разногласия. В связи с этим преподаватели кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук ИМО и СПН ставят сегодня задачу перед будущими выпускниками, заключающуюся не только в овладении на высоком уровне несколькими иностранными языками, а также
полным объемом общих и специальных дисциплин, но и в усвоении тех качеств, навыков и умений, столь необходимых для специалистов-международников. Таким образом, перед вузом возникает проблема совершенствования образовательного процесса за счет введения новых методических стратегий в программу подготовки бакалавров и магистров, в частности, по направлению подготовки 031900 «Международные отношения».
За последнее десятилетие принципиально изменилась ситуация преподавания гуманитарных дисциплин в вузах, переменились и ожидания студенческой аудитории. Если раньше преподаватель ориентировался на рядового студента классического университета, подготовленного к восприятию сложной рационализированной информации, то сейчас на практике студент часто не готов к подобной подаче фактического и теоретического материала, особенно в монологической форме. Поэтому от современного преподавателя требуется освоение новых приемов ведения занятий с учетом сложившейся ситуации - излагать материал доступно и интересно. Подобная ситуация в высшей школе требует новой модели обучения и по-другому ставит вопрос о соотношении игры и труда в учебном процессе. При этом в дидактике высшей школы в качестве особой проблемы поставлена задача формирования у студентов критического стиля мышления [2].
Подобный стиль мышления предполагает в своей основе наличие у студентов умений и навыков рефлексивно-оценочной деятельности. Смысл рефлексии как особого познавательного действия состоит в уточнении человеком своих знаний, в выяснении того, как вырабатываются эти знания. Критическое мышление студента подразумевает его умение осознанно работать с поступающей ему информацией. Для эффективного формирования и развития этого умения у будущих специалистов-международников полезно отвести ему определенный период времени, так еженедельно около часа на протяжении всего учебного цикла начиная со старших курсов бакалавриата и продолжая в магистратуре. Такой выбор обусловлен тем, что именно в это время начинается изучение блока специальных предметов, что, в свою очередь, дает возможность в процессе развития критического мышления опираться на уже имеющиеся у студентов профессиональные знания, закреплять их и придавать критическому мышлению профессиональную направленность. При подготовке бакалавра решается двойная задача: обучение по программе «бакалавр»
предполагает приобретение знаний и навыков в пределах выбранной специальности, которые являются востребованными на рынке труда, кроме того, эта программа должна обеспечить доступ ко второму циклу - магистратуре. Начиная с третьего курса, обучение представлено последовательностью модулей профессионально ориентированного характера, направленных на изучение иностранного языка в рамках конкретной специализации. При этом следует учитывать, что модуль - это не только раздел учебной программы, но и выбранная дидактическая система, таким образом он рассматривается как самостоятельный программно-методический комплекс. Например, модуль дисциплины «Практический курс иностранного языка» построен по принципу нарастания трудности, что связано с постепенным и последовательным характером формирования лингвистических и коммуникативных навыков и умений [8].
В наши дни вопрос о развитии и дальнейшем формировании умения критически мыслить особенно актуален у студентов международного профиля, так как именно их будущая сфера профессиональной деятельности связана с нарастающим ростом информации, поступающей из различных источников и разнообразная по содержанию. В связи с таким «информационным бумом» студенты-международники часто испытывают непонимание и даже негодование, задаваясь следующими вопросами: зачем заполнять свою голову знаниями, если они устаревают, зачем запоминать какие-то факты, если соответствующую информацию можно в любое время скачать из Интернета, как научиться использовать имеющиеся знания для получения новых? Из педагогической практики известно, что если студент не понимает необходимость запоминания той или иной информации, нового знания, то процесса усвоения не происходит, а материал лишь на непродолжительное время задерживается в его памяти, а затем утрачивается. На старших курсах ИМО и СПН целью обучения является формирование умения воспринимать и обрабатывать на языке в соответствии с поставленной целью различную информацию, полученную из печатных, аудиовизуальных, аудитивных источников в рамках профессиональных сфер общения. В процессе обучения студенты должны овладеть умением вести беседу и выступать с докладом по профессиональной тематике, умением понимать, анализировать и извлекать фактическую информацию из прессы, ТВ и Интернета [3].
Поскольку мыслительный аппарат обрабатывает информацию вполне установившимся способом, он легко устанавливает концептуальные модели, но с трудом их перестраивает тогда, когда появляется необходимость модернизировать какую-то идею, рассмотреть ситуацию под другим углом. Задача критического мышления - преодолеть этот недостаток, создав мыслительные средства для ухода от моделей-клише, упорядочивания информации по-новому, притока новаторских идей. Основополагающий принцип критического мышления - любая точка зрения на что-то - это только одна из многих возможных точек зрения, каждую из которых следует аргументировано доказать, опровергнуть или предложить альтернативу. Цель такого мышления - прийти не столько к правильному решению, сколько к эффективному решению, а эффективность в конечном счете и подразумевает его правильность. При этом в процессе поиска не возбраняется на каком-то этапе допускать ошибку, реализуя знакомую формулу «на ошибках учатся»; ведь иногда даже необходимо оказаться неправым, чтобы прийти к новому, придать старой идее новую форму. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
Сегодня выпускник международного отделения со знанием иностранных языков должен:
- уметь демонстрировать глубокие актуальные знания в специализированной области, применять их в сфере своей профессиональной деятельности;
- обладать компетенциями, которые проявляются в умении выдвигать и защищать аргументы;
- обладать умением собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования взглядов, содержащих суждения по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам;
- владеть методами проведения самостоятельных исследований и интерпретации их результатов, уметь применять современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных данных;
- быть способным самостоятельно разрабатывать актуальную проблему, имеющую теоретическую и практическую значимость;
- творчески использовать полученные знания, навыки и компетенции за пределами своей узкопрофессиональной сферы, демонстрировать творчество и оригинальность при осуществлении деятельности в профессиональной области;
- демонстрировать навыки административного руководства, управления проектированием, ресурсами и командой в рабочих и учебных контекстах, которые не являются прогнозируемыми и требуют решения сложных проблем, включающих множество взаимодействующих факторов;
- постоянно оценивать свои познания и определять потребности в обучении;
- передавать идеи, проблемы и решения как аудитории специалистов, так и аудитории неспециалистов, используя широкий диапазон техник, включая количественную и качественную информацию;
- демонстрировать широкое мировоззрение, проявляя солидарность с другими;
- формировать суждения с учетом социальных и этнических проблем, возникающих в процессе работы или учебы [1].
Говоря о формировании и развитии критического мышления у студентов международного профиля, необходимо отметить, что обучающиеся не должны рассчитывать только на опыт и старания преподавателей, но им самим важно развивать в себе ряд качеств, а именно:
1) готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично, поэтому студенту важно уметь их упорядочить, последовательно выстроить их изложение, кроме того, важно уметь делать логические выводы;
2) гибкость. Студент с консервативным подходом часто не готов принимать идеи других, а гибкость позволяет разобраться в существующей информации и подождать с вынесением суждений;
3) настойчивость. Студент, обладающий этим качеством, не бросает мысль, а логически и аргументировано доводит ее до конца;
4) готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий студент не будет оправдывать свое неверное решение, а сделает правильный вывод и воспользуется своей ошибкой для получения более эффективного результата;
5) осознание. Это очень важное качество студента, предполагающее самоанализ и самонаблюдение в процессе мыслительной деятельности. Студент должен быть способен размышлять о своих чувствах,
мыслях и критически оценивать их. Это будет способствовать тому, что учащийся научится видеть эмоциональную окрашенность предлагаемой информации, различать факты от мнений, субъективную информацию от объективной;
6) поиск компромиссных решений. Важно уметь прислушиваться к другим точкам зрения, терпимо относится к мнениям, отличным от собственных взглядов, подходить к анализу любой информации с позиции общечеловеческих ценностей и морали, а в случае разногласия студенту следует найти общее решение, иначе идеи останутся лишь на уровне высказываний.
При работе с информацией для эффективного развития умения критического мышления преподаватель ставит перед собой следующие задачи:
- направлять студента, мотивировать его учебную деятельность, показать значение проблемы, вызвать и поддержать интерес к ее рассмотрению;
- представить материал и доступно его объяснить, ввести новые знания в ранее усвоенный контекст и привести примеры;
- развить полученные знания, дать дополнительный материал для более детального ознакомления с вопросом;
- обсудить полученное решение и проанализировать его соответствие ситуации;
- содействовать развитию не только интеллектуальных качеств студента и его речевого общения на иностранном языке, но и его моральных качеств, характера, профессиональной этики, уважения к себе и другим, воспитать терпимость и социальную ответственность.
Среди наиболее эффективных методических приемов и стратегий для формирования и дальнейшего развития критического мышления можно выделить следующие: кластеры, Insert, «кьюбинг», бортовой журнал, «зигзаг», чтение с остановками, анализ текста, перепутанные логические цепочки, круглый стол, дискуссия, эффективная лекция, дебаты, совместный поиск, вопросы Блума («ромашка Блума»), диаграмма Венна, интервью, эссе, портфолио, «мозговой штурм», составление плана к тексту, разбивка текста на блоки, синквейн, таблица Донны Огл («KWL таблица»), тесты на нахождение верных и неверных утверждений, ролевая игра, подготовка докладов, составление презентаций и проектов, работа с аудиовизуальным документом и др. Используя на занятиях по иностранному языку разнообразный
арсенал приемов формирования критического мышления, студенты получают большое удовольствие от самого процесса обучения и от его результатов. Вовлеченные в процесс критического мышления, они самостоятельно добывают знания, вместе выдвигают идеи, используют приобретенные знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни, творят, учатся формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением к мнению других.
Необходимо отметить, что все вышеперечисленные стратегии имеют общий базовый технический алгоритм, по которому осуществляется работа по развитию навыка критического мышления: «вызов - осмысление содержания - рефлексия». Каждому этапу данной технологической цепочки присущи собственные методические приемы и техники как направленные на выполнение конкретных задач определенного этапа, так и применяемые в качестве стратегии ведения занятия в целом.
Стадия вызова пробуждает интерес к предложенной преподавателем теме, создает установку на ее детальное изучение, актуализирует уже имеющиеся знания и представления о предмете разговора, побуждает к формулировке новых вопросов, наконец, структурирует процесс дальнейшего изучения проблемы. Стадия осмысления предполагает проявление аналитических способностей студентов: соотнесение новой информации с собственными знаниями, установление новых смысловых и логических связей. Стадия размышления, или рефлексии, включает целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование повторной проблемы, т. е. новый вызов, что возвращает участников к первой фазе [7].
При изучении материала важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания, поскольку у студентов могут быть определенные впечатления о новой теме, а преподаватель предлагает им в готовом виде сформулированные и продуманные цели. Таким образом на практике вместо навязывания преподавателем своего представления и понимания материала, студенты самостоятельно для себя формулируют предположения на ту или иную тему, обмениваясь своими мыслями друг с другом, высказывая аргументированные суждения, находя в конечном счете общий компромиссный вариант.
При подготовке к занятиям преподавателю следует определить круг стоящих перед студентами проблем, а в дальнейшем, когда учащиеся
будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Благодаря критическому мышлению учение из рутинной работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают интеллектуальную работу и приходят к решению возможных в будущем профессиональных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы. Однако и преподавательская работа не сводится к одному только обучению критическому мышлению, также очень важно научить своих подопечных воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти самые разнообразные сведения. Получается, что обучение критическому мышлению - это лишь часть многогранной работы преподавателя. В рамках учебного процесса преподавателям международного отделения необходимо все время ставить задачи перед студентами, чтобы вовлечь их в активную интеллектуальную деятельность. Важно также развивать критическое мышление учащихся, учить находить закономерности, развивать вербальную память, формировать у них самостоятельность и организованность в учебной деятельности.
Важно отметить, что главной структурной единицей педагогической работы является метод. Метод - это путь исследования, учение, способ достижения поставленной цели, средство решения сформулированной задачи; совокупность операций практического и теоретического освоения действительности. Для того чтобы применить метод, нужный именно в конкретном случае, необходимо прежде всего определить, на кого следует направить педагогическое воздействие, чего следует добиваться и каким образом этого достичь. В отличие от метода, методика формирования умения критического мышления имеет целью побудить студентов к внимательному отслеживанию собственного понимания получаемой информации, стимулируя концентрацию и фиксируя мыслительную деятельность на ключевых моментах. Методика направлена на глубокую проработку информации, поиск ложных и сомнительных данных, постановку дополнительно возникающих в ходе мыслительного процесса вопросов.
Перечисленные выше приемы и методы преподаватели могут использовать как эффективное средство развития критического мышления на занятии по дисциплине «Практический курс иностранного языка». При этом на стадии вызова преподавателю необходимо познакомить учащихся с формой работы на занятии, объяснить им
суть применяемой стратегии, сформулировать тему урока, поставить учебные цели и задачи. Цель такого занятия состоит в формировании у учащихся следующих компетенций: общеязыковой, коммуникативной, социокультурной и общепрофессиональной. Среди задач можно выделить:
- воспитательную (развитие у студентов самостоятельности и ответственности, способности и желания к непрерывному самообразованию и саморазвитию);
- образовательную (развитие способности к коммуникации, а также таких качеств, как креативность, инициативность, дисциплинированность);
- развивающую (совершенствование интеллектуальных способностей и воли учащихся, их исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация данных, а также развитие умения логически верно, аргументировано и ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме на иностранном языке);
- практическую (формирование лексических, грамматических и фонетических навыков при овладении иностранным языком).
Далее рассмотрим некоторые методики и приемы, направленные на развитие критического мышления у студенческой аудитории.
Перепутанные логические цепочки - это прием работы над текстом, позволяющий проследить причинно-следственные связи или хронологическую цепочку событий. Его используют для работы с текстом, насыщенным событиями и фактами, когда необходимо акцентировать внимание на спорности, вариативности развития некоторых моментов. Необходимо уметь различать причину и следствие события, поскольку именно недопонимание этого ведет к ложной оценке происходящего. Очень часто причина заменяется следствием и наоборот. Выработке соответствующего умения способствует предлагаемая стратегия.
Работу с аудиовизуальным документом можно считать достаточно эффективной при развитии обсуждаемого умения, так как информация передается не только через текст, но и через образный зрительно-слуховой ряд. Практика показывает, что подобные упражнения вызывают у студентов особую заинтересованность; их работа сопровождается повышенной эмоциональностью, что, безусловно, стимулирует эффективность обучения. Такая стратегия способствует улучшению концентрации внимания и памяти учащихся, поскольку
в такой форме получения информации у учащихся нет возможности вернуться к тексту повторно, кроме того, ознакомление с текстом ограничено временными рамками. Данная методика способствует: всестороннему анализу текста, представленного в образном аудиовизуальном виде; совершенствованию коммуникативных умений; развитию различных видов памяти и внимания. На занятиях по иностранному языку можно использовать различные материалы - песни, фрагменты фильмов, стихи, басни, аудиозаписи художественных текстов, интервью, репортажи. Это позволяет не только отрабатывать фонетические навыки, но и расширять словарный запас, активизировать изученный лексико-грамматический материал, развивать навыки спонтанной речи [10].
Кластер - это графический прием, представляющий собой некую схему размышления, которую можно реализовывать на занятиях по иностранному языку как в устной, так и в письменной форме. Форма кластера также может быть различной: и «гроздь», когда наибольшее развитие получает одна из идей, и равномерное «разбрасывание» идей вокруг темы. Кластер позволяет мобилизовать внимание и мышление обучаемых на обдумывание темы, которую им предстоит освещать. Эффективность этого приема объясняется тем, что в процесс размышления включается зрительная память. По ходу набрасывания идей устанавливаются связи и взаимосвязи между ними, при этом очень важно выявить как можно больше связей.
Другим графическим приемом является стратегия Insert, цель которой - побудить студентов к отслеживанию собственного понимания читаемой информации. Идея приема заключается в том, чтобы во время работы с текстом предлагать учащимся делать на полях пометки: «v» - уже знал, «+» - новая информация, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы. В переводе с английского языка метод носит полное название «самоактивизирующаяся системная разметка для эффективного чтения и размышления» (Interactive noting system effective reading and thinking, сокр. Insert). Эта методика вовлечения учащихся в суть вопроса, которая помогает им формировать умение самостоятельно и глубоко осмысливать информацию, тщательно ее прорабатывать, пристально вглядываться в детали.
Ромашка Блума - методический прием, созданный известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, построенный на системе шести типов вопросов, исходя из целей по
уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т. д. Уточняющие вопросы, которые обычно начинаются со слов: «То есть Вы говорите, что...?», «Если я правильно понял, то ...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, Вы сказали о . ?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможности для обратной связи. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Интерпретационные или объясняющие вопросы, которые начинаются обычно вопросом почему?, а в других же случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. Творческие вопросы уместны, если в них присутствует частица бы как элемент условности, предположения, прогноза, например, «Что было бы, если...?». Оценочные вопросы - вопросы, направленные на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Наконец, практические вопросы, цель которых заключается в установлении взаимосвязи между теорией и практикой [4].
Вопросы помогают студентам понять, что знания не являются чем-то застывшим, что идеи могут видоизменяться. Следует отметить, что в последнее время в педагогике вопросы подразделяются на фактологические (закрытые) и концептуальные (открытые). Первые нацеливают на накопление информации, на ее запоминание. Ответы на них односложны, требуют минимальных средств языка. Беседы с преподавателями и студентами приводят к выводу, что все-таки чаще в учебном процессе вуза используются вопросы, требующие воспроизведения фактологического материала. Сегодня же важнее, чтобы студенты умели размышлять о новой информации и интегрировать ее с предшествующими знаниями и представлениями, могли участвовать в содержательных беседах, излагать свои идеи собственными словами и осваивать новую терминологию, расширять свой словарный запас. Этому способствуют концептуальные вопросы, которые побуждают к размышлению, активизации воображения, творчеству.
Следующий прием был назван в честь его создателя - чикагского преподавателя Донны Огл. Таблица Донны Огл, или таблица KWL -стратегия, которая может быть использована во всех видах обучения
и различных предметах, в больших или маленьких группах. Таблица KWL - это стратегия понимания, которая помогает активизировать знания до чтения и вовлечь студента в обучение при работе с текстом. Это может быть полезно в научно-исследовательских работах и организации информации, помочь в обучении для тестов. Суть стратегии заключается в создании таблицы, состоящей из трех колонок. Первая колонка, «К» («know» - «знаю»), для того, чтобы студенты заполнили ее уже имеющимися знаниями о теме. Следующая колонка - «W» («want» - «хочу») - для учащихся, чтобы они перечислили то, что они хотят узнать о теме во время чтения. Третья колонка - «L» («learned» - «изучили») - для того, что студенты перечислили то, что изучили в процессе чтения. Таблица KWL - инструмент эффективного обучения, полезный прием проверки существующего уровня знаний студентов по предлагаемой теме, кроме того, прием, помогающий преподавателю получить обратную связь и узнать их пожелания.
Такие методики, как круглый стол, дискуссия, совместный поиск, дебаты - мощные инструменты в развитии критического мышления. Именно такие модели устного взаимодействия играют особую роль в обучении иностранным языкам в области международных отношений, поскольку являются основными формами обсуждения проблем в политических программах и на форумах, а также на международном дипломатическом уровне. Спор и дискуссия - понятия неравнозначные, хотя механизмы их реализации в некоторых аспектах похожи. Однако нередко дискуссия превращается в спор, в котором каждая сторона во что бы то ни стало стремиться одержать победу, ведь согласно правилам спора стороны должны отстаивать свои позиции до конца. Поэтому на первый взгляд кажется, что при обучении дебатам не вырабатывается такой навык, как способность достигать компромисса. Поскольку студентам приходится тщательно анализировать тему споров в процессе подготовки, они взвешивают мнения различных сторон, анализируют различные подходы. Косвенным образом это способствует развитию готовности к компромиссу. Предложенные упражнения имеют социализирующее значение, поскольку в них отрабатывается механизм приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, что позволяет учащимся легче адаптироваться к современным условиям, иметь возможность конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе имеющихся знаний и умения применять эти знания [9].
Синквейн - одна из форм резюмирования, малая форма письма, эффективная стратегия, способствующая подведению итогов работы
над информацией или лаконичному выражению своего мнения по тому или иному вопросу. Синквейн состоит из пяти строк; именно такое строгое условие упражнения подталкивает студентов к тщательному отбору лексических средств и точной передаче смысла. Этот потенциал синквейна дает возможность использовать его при изучении практически всех дисциплин. Данное упражнение требует от студентов вдумчивости, эрудированности, разносторонности и богатого понятийного запаса. Интересно, что синквейн может быть представлен в стихотворной форме, что безусловно является еще и средством творческой выразительности студента.
Сегодня приобретают все большее распространение на занятиях по иностранному языку такие приемы как подготовка докладов, составление презентаций и работа с проектами. Основная цель этих методов - предоставление возможности обучающимся самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Такие стратегии широко применяются на кафедре лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук ИМО и СПН при обучении студентов-международников, что помогает повысить их мотивированность, интерес к изучаемому иностранному языку, а также создать предпосылки для их автономии в учебном процессе [5].
Наконец, такое методическое средство, как ролевая игра представляет активную форму работы студентов и заставляет их переосмысливать учебный материал, использовать его в аргументации своей личной позиции, представить связь изучаемого вопроса с профессиональной значимостью. Участие в ролевой игре позволяет студенту выработать личностные и профессиональные приоритеты, получить опыт работы в различных, часто стрессовых ситуациях; развить способность самооценки и самокоррекции; научиться планировать свое учебное, а в будущем рабочее время; получить развернутые рекомендации по профессиональному и личностному росту. Применение ролевых игр дает возможность исследовать не только знания и опыт студента, но и изучить такие его качества, как коммуникативность и лидерство, умение ориентироваться в сложной и быстро меняющейся ситуации. Таким образом, спектр применения ролевых игр очень широк - от обучения профессиональным умениям и формирования межкультурной компетенции до личностного развития учащегося.
Ролевые игры позволяют прожить определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии. Они предоставляют возможность демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы. Принимают решения в деловых играх ее участники, исполняющие определенные роли, а поскольку интересы разных ролей не совпадают, решение приходится находить в условиях конфликтных ситуаций [6].
Стратегии, техники и методики формирования и развития критического мышления на занятиях по иностранному языку в вузе многочисленны и разнообразны по своему содержанию, структуре и сложности. Охватив лишь малую часть, мы надеялись показать их эффективность на занятии по иностранному языку, полезность и важность их использования для развития необходимых качеств, навыков и умений студента-международника. Хорошо известно, что все новое встречает на своем пути и одобрение, и принятие, и сопротивление, и критику, тем не менее мы выражаем надежду на то, что преподаватели готовы к внутренним изменениям и смогут начать воспринимать новые идеи и формы, отходя от стереотипов педагогического процесса. Безусловно, обучение в высшей школе имеет свои особенности, в силу которых оптимальным для учебного процесса представляется использование различных современных методических приемов и стратегий на основе традиционного метода преподавания. И несмотря на существующий консерватизм классического университетского образования, нам следует чаще использовать рассмотренные выше виды упражнений и развивать в студентах умение критического мышления, а также поощрять возможность создания творческих и более гибких условий, ориентированных на студентов и их потенциал для изучения иностранного языка. Смысл такого подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном и творческом взаимодействии преподавателя и студентов, работающих с использованием современных и эффективных технологий обучения. Важно, что применение описанных в статье стратегий позволяет разнообразить занятия, создать доброжелательную атмосферу и мотивировать студентов к дальнейшему изучению иностранных языков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В. И. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 220 с.
2. Баранец Н. Г. Не мыслям надобно учить, а мыслить // Эпистемология и философия науки. - Т. 21. - 2009. - № 3. - С. 195-211.
3. Гришенкова Г. А. Обучение студентов старших курсов, изучающих специальности «международные отношения» и «политология», устному профессиональному общению // Социально-политический дискурс (лингводидактические аспекты обучения иностранным языкам). - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010. - С. 125-131. - (Вест. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 8 (587). Сер. Педагогические науки).
4. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. -2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
5. Нагаева К. Э. Метод проектов как средство формирования мотивированности студентов социально-политических специальностей // Социально-политический дискурс (лингводидактические аспекты обучения иностранным языкам). - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2010. - С. 132-142. - (Вест. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 8 (587). Сер. Педагогические науки).
6. Попова Е. А. Использование ролевых игр в обучении межкультурной коммуникации // Социально-политический дискурс (лингводидактиче-ские аспекты обучения иностранным языкам). - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2010. - С. 150-157. - (Вест. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 8 (587). Сер. Педагогические науки).
7. Попова Е. А. Формирование критического мышления студентов в курсе дисциплины «иностранный язык» как фактор профессиональной компетентности // Иностранные языки в сфере профессиональной деятельности. Социально-политический дискурс (лингводидактические аспекты обучения иностранным языкам). - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. -С. 167-180. - (Вест. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 668. Сер. Педагогические науки).
8. Харламова Н. С. Модель обучения иностранным языкам бакалавров в области политических наук // Обучение профессиональному иноязычному общению (социально-политический дискурс). - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. - С. 119-129. - (Вест. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 20 (653). Серия Педагогические науки).
9. Харламова Н. С., Фролова И. Ю. Дебаты как профессиональная составляющая в обучении иностранным языкам в области политических наук // Социально-политический и экономический дискурсы в иноязычной профессиональной деятельности. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 148161. - (Вест. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 8 (668). Сер. Педагогические науки).
10. Шумакова А. Н. Использование аудиовизуальных и текстовых материалов для формирования общеязыковой компетенции студентов // Социально-
политический дискурс (лингводидактические аспекты обучения иностранным языкам). - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2010. - С. 171-177. - (Вест. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 8 (587). Сер. Педагогические науки).