Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ТЕКСТ / ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ELECTIVE CLASSES / RUSSIAN LANGUAGE / TEXT / GENRE AND STYLISTIC FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Выхрыстюк М.С., Миронова А.А.

Введение. В статье представлена система приемов анализа жанрово-стилистических особенностей текста и обоснована ее эффективность в процессе проведения факультативных занятий по русскому языку у учащихся старшего школьного возраста. Методы и приемы. При изучении и описании материала использовались общетеоретические методы исследования: синтез, анализ, сопоставление, также применены статистические методы в их элементарном виде; для обоснования выводов применены эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент и педагогическое наблюдение. Обсуждение. Познавательная деятельность в старшей школе имеет свои особенности: в отличие от учащихся среднего звена, которых интересует, что собой представляет то или иное явление, учащиеся старшего школьного возраста стремятся составить свое мнение, разобраться во всех вопросах, проанализировать разные точки зрения относительно изучаемого вопроса и в конечном счете установить истину. Их привлекает не столько теория, сколько способы ее доказательства, путь к научному выводу и ход анализа. Ориентированность учебной деятельности на дальнейшую самостоятельную жизнь приводит к тому, что весь предлагаемый им материал учащиеся оценивают с точки его значимости, практического применения в будущем. В связи с этим одной из задач обучения становится развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Результаты. Внедрение в обучение учащихся старшего школьного возраста факультативного курса, в котором работа на занятии строится на базе анализа текстов разной стилевой и жанровой принадлежности, позволяет научить обучающихся ставить учебные задачи, планировать и корректировать свою учебную деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями. Формируется умение представлять информацию в различных формах и видах, самостоятельно подбирать и правильно применять лингвистический материал, использовать лексику в соответствии с ее стилистической маркированностью, а также продуцировать собственные тексты разной жанровой направленности, что в связи с изменениями в характере учебной деятельности является актуальным. Заключение. Использование в обучении системы факультативных занятий по русскому языку позволяет повысить у учащихся старшего школьного возраста уровень сформированности умений анализа жанрово-стилистических особенностей текста. Основные положения: - изучены и описаны приемы обучения анализу жанрово-стилистических особенностей текстов разных функциональных стилей; - проведено научное обобщение опыта обучения стилистическому анализу на факультативных занятиях по русскому языку в средней школе; - представлена апробированная практика по развитию критического мышления у учащихся старшего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ABILITIES OF THE GENRE-STYLISTIC ANALYSIS OF THE TEXT AT THE LESSONS IN THE RUSSIAN LANGUAGE

Introduction. The article presents a system of methods for analyzing the genre and stylistic features of the text and substantiates its effectiveness in the process of conducting optional classes in the Russian language for students of senior school age. Materials and methods. When studying and describing the material, general theoretical research methods were used: synthesis, analysis, comparison, statistical methods were also applied in their elementary form; empirical research methods were used to substantiate the conclusions: a pedagogical experiment and pedagogical observation. Discussion. Cognitive activity in high school has its own peculiarities: unlike middle-level students who are interested in what this or that phenomenon is, high school students tend to form their opinions, understand all issues, analyze different points of view regarding the issue being studied and, ultimately establish the truth. They are attracted not so much by theory as by the methods of its proof, the path to a scientific conclusion and the course of analysis. The orientation of the educational activity towards a further independent life leads to the fact that students evaluate all the material they offer, from the point of its significance and practical application in the future. In this regard, one of the tasks of learning is the development and improvement of students' abilities for verbal interaction and social adaptation. Results. The introduction of an optional course into the education of students of senior school age, in which the work in the lesson is based on the analysis of texts of different style and genre affiliation, allows you to teach students to set learning objectives, plan and adjust their educational activities in accordance with its goals, objectives and conditions. The ability to present information in various forms and forms, independently select and correctly apply linguistic material, use vocabulary in accordance with its stylistic marking, and also produce own texts of different genre orientations is formed, which, due to changes in the nature of educational activity, is relevant. Conclusion. The use of the system of optional classes in the Russian language in teaching allows to increase the level of formation of the skills of analysis of the genre-stylistic features of the text in students of senior school age. Highlights: Studied and described teaching methods for analyzing the genre and stylistic features of texts of different functional styles; A scientific synthesis of the experience of teaching stylistic analysis in elective classes in the Russian language in high school was carried out; An approved practice on the development of critical thinking in older students is presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

DOI 10.25588/CSPU.2019.53.34.004

УДК 372.881.161.1 ББК Ч426.819=411.2,5

М. С. Выхрыстюк1, А. А. Миронова2

1ORCID № 0000-0001-7955-7351 Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация.

E-mail: margaritavv@mail.ru

Ф

2ORCID № 0000-0001-5910-8567 3

и

Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: amiron_rus@mail.ru g

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ Л

о № о

ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ТЕКСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

Введение. В статье представлена система приемов анализа жанрово-стилистических особенностей текста и обоснована ее эффективность в процессе проведения факультативных занятий по русскому языку у учащихся старшего школьного возраста.

Методы и приемы. При изучении и описании материала использовались общетеоретические методы исследования: синтез, анализ, сопоставление, также применены статистические методы в их элементарном виде; для обоснования выводов применены эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент и педагогическое наблюдение.

Обсуждение. Познавательная деятельность в старшей школе имеет свои особенности: в отличие от учащихся среднего звена, которых интересует, что собой представляет то или иное явление, уча_Педагогические науки

& 3

о № а

Л

и

л

у

л §

S а

Л

а з

а g

S

л

а о

§

о

о *

Л g

з

а

«о

о ж о

2

Ез

•о СЦ

и

щиеся старшего школьного возраста стремятся составить свое мнение, разобраться во всех вопросах, проанализировать разные точки зрения относительно изучаемого вопроса и в конечном счете установить истину Их привлекает не столько теория, сколько способы ее доказательства, путь к научному выводу и ход анализа. Ориентированность учебной деятельности на дальнейшую самостоятельную жизнь приводит к тому, что весь предлагаемый им материал учащиеся оценивают с точки его значимости, практического применения в будущем. В связи с этим одной из задач обучения становится развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

Результаты. Внедрение в обучение учащихся старшего школьного возраста факультативного курса, в котором работа на занятии строится на базе анализа текстов разной стилевой и жанровой принадлежности, позволяет научить обучающихся ставить учебные задачи, планировать и корректировать свою учебную деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями. Формируется умение представлять информацию в различных формах и видах, самостоятельно подбирать и правильно применять лингвистический материал, использовать лексику в соответствии с ее стилистической маркированностью, а также продуцировать собственные тексты разной жанровой направленности, что в связи с изменениями в характере учебной деятельности является актуальным.

Заключение. Использование в обучении системы факультативных занятий по русскому языку позволяет повысить у учащихся старшего школьного возраста уровень сформированности умений анализа жанрово-стилистических особенностей текста.

Ключевые слова: факультативные занятия, русский язык, текст, жанрово-стилистические особенности, факультативные занятия.

Основные положения:

- изучены и описаны приемы обучения анализу жанрово-сти-листических особенностей текстов разных функциональных стилей;

- проведено научное обобщение опыта обучения стилистическому анализу на факультативных занятиях по русскому языку в средней школе;

- представлена апробированная практика по развитию критического мышления у учащихся старшего возраста.

1 Введение (Introduction)

Старший школьный возраст — период, когда одним из важных видов деятельности учащихся продолжает оставаться усвоение знаний. Главенствующее место в отношении к обучению начинают ^ занимать мотивы, связанные с самоопределением, мировоззрением, жизненными планами учащихся. В своем развитии старшеклассники все чаще руководствуются сознательно сформулированными целями. В связи с этим у них возникает стремление углубить знания в определенной области, что, в свою очередь, побуждает учащихся стре-

миться к самообразованию. Оценивая собственное обучение с точки а зрения его значимости для будущего, учащиеся старшего школьного §

о

возраста начинают по-другому смотреть на образовательный процесс. Выбор будущей профессии оказывает влияние на формирование учебных интересов, изменение в отношении к учебной деятельности — учащиеся школьного возраста начинают активнее работать с дополнительной справочной литературой, посещать факультативные занятия, участвовать в научной деятельности.

Именно в этот период обучения происходит переход к усвоению методологических, теоретических основ разных учебных дис-

циплин. Вместе с этим систематизируются знания по различным g

предметам, устанавливаются метапредметные связи, что создает основу для овладения общими законами природы и общественной

жизни, на знании которых и формируется научное мировоззрение а

старшеклассников [1]. ^

о

Внимание ученых привлекают разные аспекты исследования |

вопросов обучения аналитическому, критическому мышлению на ^

примере лингвистического и филологического анализа текста: лите- ^

а

«о

о н о

2

Ез

•о СЦ

и

ратуроведческий [2; 3], лингвистический [4-7], метапредметный подходы (анализ уровней языка в рамках темы на разных уроках). Изучению трудностей понимания отдельных языковых уровней посвящены исследования Н. Д. Арутюновой [8], О. А. Прониной [9], Е. А. Огневой [10].

Учащиеся старшего школьного возраста в своей работе пользуются различными мыслительными операциями, осмысленно запоминают предложенную информацию, логически рассуждают над решением задач и проблемных ситуаций. Познавательная деятельность в данный период обучения имеет свои особенности. В отличие от учащихся среднего звена, которых интересует, что собой представляет то или иное явление, учащиеся старшего школьного возраста стремятся составить свое мнение, разобраться во всех вопросах, проанализировать разные точки зрения относительно изучаемого вопроса и в конечном счете установить истину. Их интересует не только теория, но и способы ее доказательства, не столько конечный результат, сколько путь к нему и сам ход анализа.

Ориентированность учебной деятельности на дальнейшую самостоятельную жизнь приводит к тому, что весь предлагаемый им материал, учащиеся оценивают с точки зрения его значимости, практического применения в будущем. В связи с этим одной из задач обучения становится развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. В связи с предстоящим завершением обучения, т. е. окончанием школы и вступлением в самостоятельную жизнь, у учащихся старшего школьного возраста возникают практические потребности в умении создавать текст различных научно-популярных, публицистических, официально-деловых или художественных вариантов; определять правильность составления таких текстов. Владение такими умениями позволяет старшим школьникам чувствовать себя более подготовленными к дальнейшей жизни, поэтому обучение анализу жан-рово-стилистических особенностей текста в рамках факультативных

занятии по русскому языку на данном этапе развития учащихся позволяет, опираясь на их потребностях, углубить и расширить знания по предмету, удовлетворить стремление к чтению научноИ литературы и к активноИ исследовательской деятельности. Готовность учащихся старшего школьного возраста к умственным нагрузкам способствует решению в течение занятия большего количества проблемных вопросов, что положительно сказывается на продуктивности обучения.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

При изучении и описании материала использовались общетео-

в

ретические методы исследования: синтез, анализ, сопоставление, так-

к

же применены статистические методы в их элементарном виде; для §

обоснования выводов применены эмпирические методы исследова- §

§

ния: педагогический эксперимент и педагогическое наблюдение. Мате- ^

л

риалом послужил комплекс факультативных занятий на тему «Жан- | рово-стилистические особенности современного текста», разработан- №

JE

ный преподавателями Тюменского государственного университета §

(Тобольский филиал) под руководством профессора М. С. Выхрыстюк.

3 Результаты (Results)

Возрастные особенности развития учащихся старшего школьного возраста позволяют организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы школьники могли самостоятельно выполнять все ее этапы: от постановки учебной задачи в процессе анализа жан-рово-стилистических особенностей текста до осуществления действий самоконтроля и самооценки правильности составления текстов |

разной жанровой и стилистической принадлежности. л

а

Разработанный комплекс факультативных занятий на тему Н «Жанрово-стилистические особенности современного текста» направлен на формирование у учащихся старшего школьного возраста умений и навыков анализа стилистической системы. Он включает в себя четыре занятия следующей тематики: 1. Повторительно-обобщающее занятие «Функциональные стили речи. Жанры» (1 час); 2. Комбинированное занятие «Стилистическое единство. Научный стиль» (2 часа);

3

о

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

is

3

р

й л

В

и

3. Комбинированное занятие «Официально-деловой стиль» (2 часа); 4. Комбинированное занятие «Публицистический стиль» (2 часа).

Работа по формированию умений анализа жанрово-стилисти-ческих особенностей текста в процессе усвоения русского языка строится с учетом основных принципов: 1) учет возрастных особенностей развития учащихся старшего школьного возраста при отборе материала; 2) интеграция научной работы с воспитательной деятельностью и различными действиями учащихся (развитие речи, логического мышления, работа в группах, игровая деятельность); 3) активное включение учащихся в речевую деятельность; 4) максимальное использование потенциала текстового материала для формирований умений выявления стилистических особенностей разножанровых текстов.

Так, на первом занятии «Функциональные стили речи. Жанры» повторяется и обобщается информация о стилях речи, изученная учащимися старшего школьного возраста в курсе обучения русскому языку. В ходе организованной на занятии беседы учащиеся дали общие характеристики научного, публицистического, официально-делового, разговорного и художественного стилей речи, вспомнили материал о формировании жанровой системы русского языка.

По результатам повторения на основе использования ресурсов русского языка школьниками самостоятельно заполняется итоговая таблица выявленных особенностей стилей речи русского языка. Обобщающая работа позволяет систематизировать уже имеющиеся у учащихся старшего школьного возраста знания о стилях речи и жанровой системе русского языка, определить пробелы в зна-

а в о н

о р

^ ниях, приготовить опорные материалы для следующих занятий.

^ В качестве повторения на каждом последующем занятии осу-

ществляется фронтальный опрос: 1. Что такое стиль речи? 2. Дайте определение понятию «жанр»; 3. Назовите основную функцию разговорного (публицистического, научного, официально-делового или художественного) стиля; 4. Назовите сферу применения научного (разговорного, публицистического, художественного или официально-дело-

вого) стиля; 5. Какие особенности художественного (разговорного, официально-делового, научного или публицистического) стиля вы помните? Регулярное повторение особенностей разграничения каждого стиля помогает контролировать уровень знания базовых понятий.

В качестве разминки на первом занятии школьникам может быть предложено задание распределить данные лексемы по группам: «общеупотребительные», «книжные» и «разговорные»: внять, глас, жизнь, особливо, участник, хищник, помеха, низверг, дерзнешь, морда, дела, вина, дух, небо, эпиграмма, диссертация, элегия, за-

Ф

метка, уложение, объявление, указ, заключение. Такое упражнение р

и

тренирует умение правильно квалифицировать стилистическую о

а

принадлежность лексических единиц. и

способы связи предложений в тексте. Данный вид учебной деятельности позволяет учащимся овладеть умениями практически выделять стилистически единые отрывки произведений, способствует формированию у них навыка находить текстообразующие компоненты каждого из составляющих псевдотекст отрывков [7, с. 32].

На втором этапе занятия, его теоретической части, в результате организованной беседы были определены основные признаки на-

Целью второго занятия «Стилистическое единство. Научный м стиль» выступает закрепление знаний о характерных особенностях научного стиля, умений на практике отбирать тексты научного стиля.

На первом этапе в качестве повторения изученного на предыдущем занятии материала учащимся предлагается работа с псевдотекстом. Псевдотекст — это упражнение, части которого объеди- и нены общей темой, но взяты из разных источников. В основе упражнения лежит принцип лингвостилистического исследования. Для организации работы над текстом учащиеся делятся на группы по три-четыре человека. Каждая группа получает свой вариант псевдотекста и задания к нему. Так, например: 1. Определить, сколько авторов рассказывают о теме, поднятой в псевдотексте. 2. Вычленить

тексты по четырем признакам: единство темы, тип речи, стиль текста, ж

а

3

о

с

с с

л

у

р

й л

В

и

учного стиля и составлен план-схема по следующим критериям: 1. Логическое изложение (связь частей текста, их расположение, типичный вид связи, части речи, указывающие на развитие мысли); 2. Точность высказывания (отвлеченность и обобщенность, абстрактность, слова с отвлеченным значением, графические элементы, множественное число, употребление слов среднего рода, глаголы в обобщенно-отвлеченном значении); 3. Объективность (наличие характеристик, какие типы предложений используются).

Для отработки практических навыков школьникам можно предложить несколько заданий: 1. Индивидуальная работа с карточками, где каждый ученик получает карточку с определениями. Учащимся предлагается прочитать их, определить, какие из определений составлены неверно, и исправить. Приведем пример карточки: «Вакансия — незанятая должность в учреждении. Эпиграмма — торжественное стихотворение. Тайм — определенный период в спортивной игре. Адресант — лицо, которому предназначается письмо. Десерт — сладкие блюда, подаваемые в конце обеда. Экстерн — научный работник». Данный тип работы способствует формированию у учащихся навыков стилистического редактирования, критического восприятия получаемой информации, развивает внимательность и вдумчивость при чтении. 2. Лингвостилистический анализ текста: «Г. Гретель полагает, что отдельно взятые созвездия составились от притяжения. Действительно, если представить себе, что первоначально каждая звезда заняла в пространстве место ей определенное, то естественно верить, что большие должны были притянуть к себе ма-

а в о н о

лые, находящиеся вблизи от них. Объединенная сила этих звезд была

^ причиной их скопления, которое время от времени увеличивалось,

так что они образовали отдельные вихри» (адаптированный текст журнала «Иртыш, превращающийся в Иппокрену», «Краткое изложение новейших астрономических открытий»). Используя план-схему характеристики научного стиля, учащимся предлагается найти в тексте все указанные его признаки. Подобный вид работы позволяет

развивать навыки осмысленного чтения текста, учит находить характерные признаки разных стилей, тренирует лексическую зоркость. 3. Составление текста научного стиля. Учащимся предлагается, используя справочную литературу (терминологические словари, энциклопедии, предоставленные учителем), а также полагаясь на основные принципы составления научных текстов, которые рассматриваются непосредственно перед выполнением задания, составить научную статью объемом в один тетрадный лист на самостоятельно выбранные темы: «Синонимы в художественном тексте», «Фразеологизмы в

русском языке», «Устаревшие слова и их функционирование в научи

ном стиле», «Жаргонизмы, используемые в русской речи», «Сложные о

а

предложения и их виды в официально-деловом стиле». В конце заня- и тия обязательны проверка результатов творческого задания, обсужде- м

ен

ние возникших вопросов и подведение итогов. Задания подобного | типа позволяют учащимся выработать навыки составления научных |

статей, которые пригодятся им в дальнейшем обучении; тренируют °

в

способности к выделению ключевой информации, использованию лексики верной стилистической принадлежности.

Целью третьего занятия «Официально-деловой стиль» является закрепление знаний о характерных особенностях официально-делового стиля, тренировка умения составлять официально-деловые документы. Во время теоретической части занятия повторяются основные признаки официально-делового стиля, записываются они в виде плана. Учащиеся самостоятельно формулируют требования к официально-деловым текстам и записывают их: официальный характер информации, ее достоверность, адресность информации, повторяемость и тематическая ограниченность информации, аргументированность и полнота информации, точность и ясность изложения, нейтральный тон изложения информации, лаконичность, краткость текста.

Во время практической части урока учащимся предлагается выполнить несколько заданий. Например, словарный диктант, включающий в себя термины официально-делового стиля: бухгалтерия,

ор

директор, департамент, ходатайство, рекламация, неустойка, артикул, вексель, гарантия, дилер, маркетинг, демпинг, реквизиты, тариф, ссуда, уведомление, апелляция, доверенность, резюме. В качестве контроля используются самопроверка и самоконтроль. Все слова заранее записаны на слайде презентации. Значения всех неизвестных учащимся слов также представлены на слайдах приготовленной учителем к уроку презентации. Такие упражнения позволяют оценить уровень знаний учащихся в написании официально-деловой терминологии, расширить словарный запас учеников, тренировать навыки самоконтроля и самооценки.

2. Следующий вид заданий позволяет тренировать навыки составления официально-деловых документов и имеет практическое значение. Учащимся предлагается внимательно прочитать представленные на карточках тексты и откорректировать их в соответствии с требованиями к данному документу. Информация о требованиях ко всем предложенным документам обговаривалась заранее и была предоставлена для просмотра в свободном доступе.

Выполнение заданий подобного типа позволяет тренировать навыки составления документов официально делового стиля, развивает навыки стилистического редактирования, тренирует внимание.

Цель четвертого занятия — закрепление основных знаний о публицистическом стиле, создание собственного текста публицистического стиля.

В теоретической части занятия школьники повторяют основа ные особенности публицистического стиля, составляют схему-характеристику стиля. Для проверки знаний учащимся может быть ^ предложен антитест, т.е. когда к готовым ответам нужно сформули-^ ровать верный вопрос. Выполнение заданий антитеста способствует формированию у учащихся умений формулировки вопросов, развивает смысловое чтение, внимание.

В практической части занятия рассматриваются характерные черты различных жанров публицистического стиля: очерка, эссе, статьи, заметки и др. Школьникам раздаются карточки с вариантами

р

Ех

•о

В

и

текстов разных жанров. В процессе анализа языковых особенностей текстов необходимо определить жанр. Выполнение этого типа заданий дает возможность учащимся повторить изученные языковые характеристики публицистического стиля, выполнить стилистический анализ текста по предложенному плану.

На завершающем этапе факультативного курса предлагается самим составить публицистический текст. Класс разбивается на группы, каждой группе учащихся предлагается написать статью для стенгазеты. Все статьи должны быть объединены общей темой «Жи-

О

вая газета». Ученикам надо рассказать о волнующих их темах. Это р

ми

могут быть совершенно разные по своему содержанию тексты: от ро

ва

текущей подготовки к экзаменам до нравственных и политических ни

е

текстов. Основная задача заданий такого типа — углубить у уча- ^ щихся навыки продуцирования собственных текстов публицистического стиля, развить у них творческие способности, навыки групповой работы, научить сотрудничеству для достижения желаемых результатов, развить воображение.

4 Обсуждение (Discussion)

Обобщая опыт проведения факультативного курса по русскому языку в старших классах, можно резюмировать, что во время изучения теоретического материала совместно с учащимися составлялись схемы-характеристики стилей, схемы анализа жанрово-стилис-тической характеристики текста, таблицы. Также рассматривались

Л

понятия стилистического единства текста, стилистического редакти- с рования; основные типы жанров разных стилей, требования к оформлению текстов различных стилей. а

На практических занятиях использовались приемы работы с псевдотекстом, антитекстом, с алгоритмом составления текстов раз- ^

о

о о

л

ных стилей, что способствовало развитию необходимых для дальнейшего обучения навыков. Кроме того, менялась форма организации занятий факультативного курса. Так, обучение малыми группами по четыре человека показали эффективность при анализе текстов разного

л

а

«о

о ж о

t 2

ЕГ

•о СЦ

и

уровня сложности. Для выполнения каждого последующего задания составы групп изменялись. Проведение практических занятий в подобной форме позволяет вовлечь в учебный процесс всех учащихся одновременно, способствует формированию коммуникативных навыков, навыков самостоятельной проработки материала, самопроверки и взаимопроверки.

Сочетание различных типов заданий и форм работы позволило сделать занятия более интересными для учеников, формируя у них позитивное впечатление от факультативного курса, что, в свою очередь, положительно сказалось на динамике развития у учащихся умений анализа жанрово-стилистических особенностей текста.

5 Заключение (Conclusion) Применение в обучении учащихся старшего школьного возраста факультативного курса, в котором работа на занятии строится на базе анализа текстов разной стилевой и жанровой принадлежности, позволяет научить обучающихся ставить учебные задачи, планировать и корректировать свою учебную деятельность в соответст-вии с ее целями, задачами и условиями, представлять информацию в различных формах и видах, самостоятельно подбирать и правильно использовать различный лингвистический материал, использовать лексику в соответствии с ее стилистической принадлежностью, а так-же составлять тексты разной жанровой направленности, что в связис изменениями в характере учебной деятельности является актуальным. Все это способствует формированию критического, аналитического, ассоциативного мышления у школьников.

Таким образом, использование в обучении системы факультативных занятий по русскому языку, направленных на вырабатывание умений анализа жанрово-стилистических особенностей текста, позволяет повысить у учащихся старшего школьного возраста уровень сформированности умений описания жанрово-стилистических особенностей текста. Изучение особенностей чужого текста развивает способность продуцировать собственный текст, соответствующий тре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бованиям речевой ситуации, теме, функциональному стилю. 6 Благодарности (Acknowledgments)

Статья выполнена в рамках научного проекта «Русская речевая коммуникация в современных геополитических условиях полиэтнического и поликонфессионального региона (Южный Урал)» Комплексной программы и плана научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности Научного Центра Российской Академии Образования на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета на 2018-

О

2020 годы. Выражаем признательность коллегам за помощь в осмыс- ^

3

О

№ а

лении проблем межкультурной коммуникации на Южном Урале и в Сибири в синхронии и диахронии, обучения анализу текста в совре- | менной школе.

Библиографический список

1 (55). С. 108-113. DOI: 10.26170^К19-01-16 (Wos).

3. Овчинникова М. Н. От внеклассного чтения — к сочинению: из опыта работы над повестью Н. Никонова «След рыси» в 11 классе // Филологический

1. Выхрыстюк М. С. Нравственная основа пословиц о доме, быте, семей- р ном укладе, включающих в свой состав личные имена // Успехи современной § науки и образования. 2017. Том. 3. № 4. С. 88.

2. Кучина Т. Г. Методы и приемы аналитической работы с произведениями ж современной русской поэзии в старших классах // Филологический класс. 2019. № к

л

к §

класс. 2018. № 2 (52). С. 125-128. DOI: 10.26710/Ш8-02-20. о

4. Устинова Т. В. Развитие лингвокреативного мышления школьников ж средствами смыслового чтения поэтического текста, содержащего окказионализмы // Филологический класс. 2018. № 3 (53). С. 85-91. DOI: 10.26710/Ш8-03-13.

5. Будаев Э. В. Методические инновации в педагогической метафороло-гии // Филологический класс. 2018. № 2 (52). С. 88-94. DOI: 10.26710/Ш8-02-15.

6. Адаева О. Б. Упражнения, реализующие идеографический подход к изучению родного языка // Филологический класс. 2018. № 3 (53). С. 92-99. DOI: 10.26710/Ш8-03-14 . |

7. Пахнова Т. М. Комплексная работа с текстом в старших классах // Рус ский язык в школе. 1997. № 2. С. 30-35.

8. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. М. : Наука, 1976. - 383 с. о

9. Пронина О. А. Ситуация местонахождения и средства ее выражения в ^ предложении // Идеографические аспекты русской грамматики / под ред. В. А. Бе-лошапковой и И. Г. Милославского. М. : Изд-во МГУ, 1988. - С. 95-106.

10. Огнева Е. А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста. М. : Эдитус, 2013. - 282 с.

Л

M. S. Vykhrystyuk1, A. A. Mironova2

^RCID № 0000-0001-7955-7351 Full Professor, Doctor of Philological Sciences, Professor of the Department of Philological Education, Tyumen state University, Tyumen', Russia.

E-mail: margaritavv@mail.ru

2ORCID No. 0000-0001-5910-8567 Docent, Doctor of Philological Sciences, Professor of Department of the Russian Language and Methods of Russian Language Teaching, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: amiron_rus@mail.ru

FORMATION OF ABILITIES OF THE GENRE-STYLISTIC ANALYSIS OF THE TEXT AT THE LESSONS IN THE RUSSIAN LANGUAGE

Abstract

Introduction. The article presents a system of methods for analyzing the genre and stylistic features of the text and substantiates its effectiveness in the process of conducting optional classes in the Russian language for students of senior school age.

Materials and methods. When studying and describing the material, general theoretical research methods were used: synthesis, analysis, comparison, statistical methods were also applied in their elementary form; empirical research methods were used to substantiate the conclusions: a pedagogical experiment and pedagogical observation. « Discussion. Cognitive activity in high school has its own pecu-

o

liarities: unlike middle-level students who are interested in what this or that phenomenon is, high school students tend to form their opinions, ^ understand all issues, analyze different points of view regarding the issue being studied and, ultimately establish the truth. They are attracted

%

Js not so much by theory as by the methods of its proof, the path to a sci-

^

^ entific conclusion and the course of analysis. The orientation of the educational activity towards a further independent life leads to the fact that

students evaluate all the material they offer, from the point of its significance and practical application in the future. In this regard, one of the tasks of learning is the development and improvement of students' abilities for verbal interaction and social adaptation.

Results. The introduction of an optional course into the education of students of senior school age, in which the work in the lesson is based on the analysis of texts of different style and genre affiliation, allows you to teach students to set learning objectives, plan and adjust their educational activities in accordance with its goals, objectives and conditions. The ability to present information in various forms and forms, independently select and correctly apply linguistic material, use vocabulary in accordance with its stylistic marking, and also produce

References

1. Vykhrystyuk M.S. (2017) Nravstvennaja osnova poslovic o dome, byte,

r

A

own texts of different genre orientations is formed, which, due to &

changes in the nature of educational activity, is relevant.

Conclusion. The use of the system of optional classes in the Rus- ^ sian language in teaching allows to increase the level of formation of the skills of analysis of the genre-stylistic features of the text in students of senior school age. i

Keywords: elective classes, Russian language, text, genre and stylistic features, elective classes.

Highlights:

Studied and described teaching methods for analyzing the genre and stylistic features of texts of different functional styles;

A scientific synthesis of the experience of teaching stylistic analysis in elective classes in the Russian language in high school was carried out;

An approved practice on the development of critical thinking in older students is presented. e

A n

a ?

R

semejnom uklade, vkljuchajushhih v svoj sostav lichnye imena [The moral basis of s proverbs about home, life, family life, including personal names]. Uspehi sovremen-noj nauki i obrazovanija. 3, 4, 88. (In Russian).

ysr

t .S

2. Kuchina T.G. (2019) Metody i priemy analiticheskoj raboty s proizvedeni-jami sovremennoj russkoj pojezii v starshih klassah [Methods and Ways Used for the Analysis of Contemporary Russian Poetry in Senior School]. Filologicheskij klass. 1 (55), 108-113. DOI 10.26170/FK19-01-16. (Wos). (In Russian).

3. Ovchinnikova M.N. (2018) Ot vneklassnogo chtenija — k sochineniju: iz opyta raboty nad povest'ju N. Nikonova "Sled rysi" v 11 klasse [From home-reading to composition — experience of analysis of the story "Lynx tracks" by N. Nikonov in 11 grade]. Filologicheskij klass. 2 (52), 125-128. DOI 10.26710/fk18-02-20. (In Russian).

4. Ustinova T.V. (2018) Razvitie lingvokreativnogo myshlenija shkol'nikov sredstvami smyslovogo chtenija pojeticheskogo teksta, soderzhashhego okkazional-izmy [Development of schoolchildren's lingua-creative thinking by means of reading a poetic text containing nonce-worlds]. Filologicheskij klass. 3 (53), 85-91. DOI 10.26710/fk18-03-13. (In Russian).

5. Budaev E.V. (2018) Metodicheskie innovacii v pedagogicheskoj meta-forologii [Methodological innovations in pedagogical metaphorology]. Filologicheskij klass. 2 (52), 88-94. DOI 10.26710/fk18-02-15. (In Russian).

6. Adaeva O.B. (2018) Uprazhnenija, realizujushhie ideograficheskijpodhod k izucheniju rodnogo jazyka [Exercises that implement an ideographic approach to the study of the native language]. Filologicheskij klass. 3 (53), 92-99. DOI 10.26710/fk18-03-14. (In Russian).

7. Pakhnova T.M. (1997) Kompleksnaja rabota s tekstom v starshih klassah [Integrated work with text in high school]. Russkij jazyk v shkole. 2, 30-35. (In Russian).

8. Arutyunova N.D. (1976) Predlozhenie i ego smysl [Proposal and its meaning]. Moscow, Nauka. 383 p. (In Russian).

9. Pronina O.A. Edrs.: Beloshapkova V.A. and Miloslavsky I.G. (1988) Situ-acija mestonahozhdenija i sredstva ee vyrazhenija v predlozhenii [The situation of location and means of expression in the sentence]. Ideograficheskie aspekty russkoj grammatiki. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. P. 95-106. (In Russian).

a v o n o

10. Ogneva E.A. (2013) Kognitivnoe modelirovanie konceptosfery

hudozhestvennogo teksta [Cognitive modeling of the conceptual sphere of a literary text]. Moscow, Editus. 282 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.