#
Таким образом, рассмотренные выше элементы кон-цептологического подхода к анализу художественного текста на уроках литературы, сохраняя его традиционную структуру, усиливают культурологические каналы влияния литературного произведения на формирование языковой личности ученика-читателя, способствуют ее духовно-нравственному и эстетико-креативному развитию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шуралёв А. М. Экспликация культурного кода художественного текста. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006.
2. Воробьёв В. В., Саяхова Л. Г. Русский язык в диалоге культур: Учеб. пособие: Элективный курс для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. - М.: Ладомир, 2006.
3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987.
4. Шуралёв А. М. Ассоциативно-концептуальный словарь культурного кода русской литературы XIX века: Учеб. пособие. - Уфа: Изд-во БИРО, 2004.
5. Шуралёв А. М. Художественная аналогия: Учебное пособие по элективному курсу. - Уфа: ГИО РУМНЦ МО РБ, 2005.
6. Шуралёв А. М. Поэзия Мустая Карима на уроках русской литературы. - Уфа: Китап, 2008.
7. Шуралёв А. М. Изучение литературы в полиэтнических классах основной школы: Пособие для учителя. - СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2009.
8. Шуралёв А. М. Оазисы духовности (христианские мотивы в произведениях русской литературы) // Профильное обучение школьников в предметной области «Русский язык и литература»: Рабочие программы элективных курсов для учащихся 10-11 классов / Отв. ред. Т. Н. Дорожки-на. - Уфа: БИРО, 2006.
ОБУЧЕНИЕ РЕЦЕНЗИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
METHODS OF TEACHING TO WRITE LITERATURE REVIEW WITHIN THE OPTIONAL COURSE AT SECONDARY SCHOOL
Е. А. Зинова
В данной статье описаны элементы методики обучения написанию рецензий, а также развития у учащихся умения анализировать текст литературного произведения в рамках факультативного курса. В статье перечислены основные принципы обучения написанию рецензии и сформулированы требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Представленный в настоящем исследовании проект элективного курса может найти применение в сфере обучения анализу литературного произведения.
E. A. Zinova
The article describes methods of teaching school students to write literature reviews and analyze a literary text within an optional course. The author describes the main principles of teaching reviewing and presents the list of required skills and competencies.
Ключевые слова: анализ литературного произведения, рецензирование, учебные программы, факультативные учебные предметы.
Keywords: literary text analysis, reviewing, curricula, optional courses.
Сочинение-рецензия на литературное произведение представляет собой одну из распространенных форм работы, практикуемых на уроках литературы в старших классах. Такое внимание к жанрам публицистического стиля (в том числе и рецензии) «обусловлено возрастающей ролью средств массовой информации, служащих основным источником получения новых сведений, имеющих огромное влияние на образ мыслей,
поведение людей» [1, с. 149]. В рамках школьного обучения практикуется написание рецензий на фильм, спектакль или творческую работу ученика, однако чаще всего учитель предлагает для рецензирования какое-либо - в большинстве случаев недавно опубликованное - литературное произведение.
Следует отметить, что, несмотря на многообразие методик работы над текстами в жанре рецензии в
Ф
школьной практике, ряд исследователей ученической ее разновидности (Е. И. Богомолова, Е. Л. Ерохина, Т. А. Калганова, Н. Л. Карнаух, О. А. Сальникова, Т. В. Тарасова, И. В. Щербина) сходятся во мнении, что обучение написанию сочинения в форме рецензии должно способствовать развитию у учащихся способности анализировать литературное произведение в единстве формы и содержания (чего нередко не позволяет традиционная форма школьного сочинения, предполагающая рассмотрение учащимися какой-либо одной проблемы или особенности структуры литературного произведения) или же в одном из актуализированных контекстов (литературно-художественном, литературоведческом, социально-нравственном, социально-историческом, психологическом, философском), свободно оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментами анализа, тщательно подбирать аргументы, подтверждающие позицию ученика. Таким образом, ученическая рецензия должна представлять собой текст с аргументативной направленностью, обязательно включать в себя анализ литературного произведения, истолкование и оценку его идейно-художественного своеобразия.
Совершенствованию умений создания аргументатив-но-оценочного текста и анализа литературного произведения в единстве формы и содержания может способствовать разработка программы факультативного курса для учащихся 10-го класса «Рецензирование литературного произведения».
Цель данного факультативного курса - помочь учащимся продолжить формирование умений работать с текстами художественных произведений, литературно-критических статей и рецензий, анализировать литературное произведение в единстве формы и содержания или в одном из актуализированных контекстов, аргументировать свою точку зрения и свободно оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментами анализа.
Задачи факультативного курса «Рецензирование литературного произведения»:
• изучение структурных особенностей жанра рецензии;
• совершенствование умения анализировать литературное произведение, рассмотрение принципов работы с литературным текстом;
• обучение анализу образцов рецензий;
• обучение написанию текстов в жанре рецензии.
Для решения поставленных задач использовались
следующие методы обучения (по классификации, предложенной Ю. К. Бабанским [2, с. 49]):
• Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные: лекция, беседа; практические: выполнение упражнений на совершенствование приемов литературоведческого анализа текста литературного произведения, а также анализа образцов рецензий, написание учащимися текстов в жанре рецензии). Репродуктивный метод использовал-
ся при изучении тем теоретического характера (например, «Основные признаки рецензии как жанра литературной критики. Структура рецензии»). Проблемно-поисковый метод применялся при совместном с учащимися анализе текстов литературных произведений, отборе литературы для рецензирования, обсуждении написанных учениками текстов. При организации работы в рамках факультативного курса требовалось сочетание методов самостоятельной работы и работы под руководством учителя.
• Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (постановка перспективы, совместное рассмотрение созданных учащимися текстов рецензий).
• Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (метод устного контроля: рассмотрение и обсуждение созданных учащимися вторичных текстов, их рецензирование и последующее редактирование с учетом сделанных замечаний).
Программа рассчитана на шесть месяцев обучения (10 класс) из расчета 1 час в неделю.
Сформулируем основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Итак, учащиеся должны:
• знать основные признаки рецензии как жанра литературной критики;
• при чтении рецензии уметь выявлять ее основную мысль и авторскую позицию рецензента;
• уметь работать с художественными текстами и дополнительным материалом;
• уметь выделять и характеризовать основные компоненты формы и содержания литературного произведения (особенности жанра, тему, идейное своеобразие, проблематику, авторскую позицию, систему образов и способы их создания, композиционное и сюжетное своеобразие, приемы психологического изображения, особенности художественной речи), а также оценивать произведение;
• уметь создавать собственный аргументативный текст в жанре рецензии, выстраивать текст по определенной модели, продумывать его план и композицию в соответствии с поставленными задачами.
При подготовке к написанию рецензии учащимся предлагается провести работу по следующему плану:
• определение актуализированного контекста и целей рецензии;
• составление тезисного плана, определение границ каждого из композиционных элементов рецензии и их содержания;
• реализация информирующей функции рецензии (ознакомление адресата с выходными данными и содержанием литературного произведения);
• анализ литературного произведения, интерпретация произведения в контексте творчества писателя или литературной традиции в целом, аргументация позиции рецензента;
• выбор средств и способов выражения оценки в рецензии);
Таблица
Учебно-тематический план
№ п/п Тема Кол- во часов Виды деятельности учащихся
1 Рецензия на литературное произведение как текст 1 Слушание лекции учителя и ее запись; составление плана
2 Основные признаки рецензии как жанра литературной критики. Структура рецензии 1 Слушание лекции учителя, ее запись. Анализ композиции рецензии
3 Образ автора в рецензии и средства его воплощения; оценка в рецензии и способы ее выражения 1 Слушание лекции учителя, ее запись, анализ авторской позиции и способов выражения оценки в рецензиях
4 Основные принципы литературоведческого анализа текста 2 Рассмотрение различных приемов литературоведческого анализа текстов
5 Знакомство с различными образцами рецензий. Выявление позиции автора и основной идеи в публицистическом тексте 2 Анализ рецензий на литературное произведение, выявление позиции рецензента, средств, с помощью которых она выражена, определение основной идеи анализируемого текста
6 Работа с текстами литературных произведений при подготовке к написанию рецензии 2 Отбор литературы для рецензирования, выявление художественных особенностей художественного произведения
7 Определение целей, структуры, актуализированного контекста учебной рецензии 3 Практикум (определение актуализированного контекста и целей рецензии, ее стиля, объема и содержания)
8 Написание пробных вариантов рецензий 3 Опыт написания рецензий учащимися, рекомендации учителя по рецензированию конкретных произведений
9 Редактирование текстов, созданных учащимися 2 Анализ ошибок, правка созданных учащимися текстов
10 Итоговый урок по курсу 1 Анализ созданных учащимися сочинений в жанре рецензии
• формулировка выводов, рекомендаций возможным адресатам рецензии.
В ходе обучения рецензированию литературного произведения в рамках факультативного курса продолжается развитие у учащихся 10-х классов умений восприятия и анализа литературного произведения, создания аргументативно-оценочных текстов, сообщается информация о характерных особенностях рецензии как жанра.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тарасова Т. В. Развитие речи школьников в жанрово-стилистическом аспекте // Человек в информационном пространстве: Материалы межд. науч.-практ. конференции. - Воронеж-Ярославль: Истоки,2004. С. 147-151.
2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
3. Ерохина Е. Л. Рецензия как профессиональный жанр письменной речи учителя: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 М.: РГБ, 2003. - 140 с.
4. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 2004. -191 с.
5. Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 317 с.
6. Сальникова О. А. Обучение рецензированию как способу выражения аргументированной оценки: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. - М.: РГБ, 2003. - 224 с.