Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ / EDUCATIONAL PROCESS / RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS / ELECTIVE CLASSES / METHODS AND TECHNIQUES OF WORKING WITH HISTORICAL TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Выхрыстюк М.С., Яркова Г.А.

Введение. В статье обоснована актуальность организации научно-исследовательской работы учащихся в системе школьного образования, выполнен анализ методики организации научно-исследо-вательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе. Цель статьи: представить и обосновать разработанный автором комплекс факультативных занятий по истории языка на базе учащихся старших классов, определить эффективные приемы научно-исследовательской деятельности школьников и прокомментировать их эффективность. Материалы и методы. Материалом исследования стали приемы формирования научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов на основе факультативного курса по изучению истории языка, а также исторического комментирования текста. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме организации научно-исследовательской работы учащихся; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных. Результаты. В результате исследования доказана целесообразность изучения русского языка в историческом аспекте, разработан комплекс факультативных занятий по истории языка для учащихся старших классов, определены эффективные приемы научно-исследовательской деятельности школьников и обосновано их применение. Обсуждение. В статье представлен к обсуждению вопрос о включении исторических текстов, в том числе архивных источников, в систему факультативных занятий старшеклассников для понимания процесса исторического развития русского языка. Заключение. Сделан вывод о том, что использование предложенных приемов анализа исторических текстов на факультативных занятиях по русскому языку будет способствовать развитию научно-исследовательского интереса школьников и формированию у них глубоких знаний по предмету. Основные положения: 1) изучена методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе; 2) выявлена степень теоретической разработанности проблемы исторического подхода к изучению русского языка; 3) проанализированы учебники, учебные программы, методическая литература для учителей и пособия для учащихся с целью выявления практической возможности обеспечения исторического подхода к изучению русского языка; 4) разработан комплекс факультативных занятий по истории языка на базе старших классов; 5) определены и обоснованы эффективные приемы научно-исследовательской деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECT OF THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS IN THE SCHOOL EDUCATION SYSTEM

Introduction. The article substantiates the relevance of the organization of research work of students in the school system, analyzes the methods of organizing research activities of students in a comprehensive school. The purpose of the article: to present and justify a set of optional classes on the history of language developed by the author on the basis of high school students, to determine effective methods of research activity of schoolchildren and comment on their effectiveness. Materials and methods. The material of the study was methods for the formation of research activities of high school students on the basis of an optional course on the study of the history of the language, as well as historical commenting on the text. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of organizing students' research work; as well as diagnostic techniques, including observation, description, conversation, questioning, testing, methods of statistical data processing. Results. As a result of the study, the feasibility of studying the Russian language in the historical aspect is proved, a set of optional classes on the history of the language for high school students is developed, effective methods of scientific research activity of schoolchildren are determined and their application is justified Discussion. The article presents for discussion the question of including historical texts, including archival sources, in the system of optional classes for high school students to understand the process of historical development of the Russian language. Conclusion. It is concluded that the use of the proposed methods for the analysis of historical texts in elective classes in the Russian language will contribute to the development of the research interest of schoolchildren and the formation of their deep knowledge of the subject. Highlights: 1) Studied the methodology of organizing research activities of students in a comprehensive school; 2) The degree of theoretical elaboration of the problem of the historical approach to the study of the Russian language is revealed; 3) Analyzed textbooks, curricula, methodological literature for teachers and manuals for students in order to identify the practical possibility of providing a historical approach to the study of the Russian language; 4) A Set of optional classes on the history of language on the basis of high school has been developed; 5) Effective methods of research activity of schoolchildren are identified and justified.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.154.1.006

УДК 372.881.161.1 ББК Ч426.819=411.2,5

М. С. Выхрыстюк1, Г. А. Яркова2

ORCID № 0000-0001-7955-7351 Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация.

E-mail: margaritavv@mail.ru

ORCID № 0000-0001-6324-7674 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация.

E-mail: g.a.yarkova@utmn.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность организации научно-исследовательской работы учащихся в системе школьного образования, выполнен анализ методики организации научно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе.

Цель статьи: представить и обосновать разработанный автором комплекс факультативных занятий по истории языка на базе учащихся старших классов, определить эффективные приемы научно-исследовательской деятельности школьников и прокомментировать их эффективность.

а

«о §

^ Материалы и методы. Материалом исследования стали при-

2

£

О

3

емы формирования научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов на основе факультативного курса по изучению истории языка, а также исторического комментирования текста.

Основными методами исследования являются анализ научной

сц

и литературы, посвященной проблеме организации научно-исследовательской работы учащихся; а также диагностические методики,

включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных.

Результаты. В результате исследования доказана целесообразность изучения русского языка в историческом аспекте, разработан комплекс факультативных занятий по истории языка для учащихся старших классов, определены эффективные приемы научно-исследовательской деятельности школьников и обосновано их при-

е е

е

3

Л

е

о §

е

а о

менение. е

3

Обсуждение. В статье представлен к обсуждению

вопрос о ы

включении исторических текстов, в том числе архивных источников, в систему факультативных занятий старшеклассников для понимания процесса исторического развития русского языка.

Заключение. Сделан вывод о том, что использование предложенных приемов анализа исторических текстов на факультативных занятиях по русскому языку будет способствовать развитию научно-исследовательского интереса школьников и формированию у них глубоких знаний по предмету.

Ключевые слова: образовательный процесс; научно-исследовательская деятельность учащихся; факультативные занятия; методы и приемы работы с историческим текстом.

Основные положения:

1) изучена методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе;

2) выявлена степень теоретической разработанности проблемы исторического подхода к изучению русского языка;

3) проанализированы учебники, учебные программы, методическая литература для учителей и пособия для учащихся с целью выявления практической возможности обеспечения исторического § подхода к изучению русского языка; н

о

4) разработан комплекс факультативных занятий по истории § языка на базе старших классов; а

о

5) определены и обоснованы эффективные приемы научно- §

и

исследовательской деятельности школьников. I

о

а

н

а

-к и

и н

ч

ч н

о и

с е

д о

№ а

о* с

§

Й

д

е

¡0

ж

о

с

и у ч а

Н

с

№ с

и с

1 Введение (Introduction)

На сегодняшний день все более весомую значимость обретает творческий труд, а в результате — творческая, нестандартно мыслящая личность. В связи с этим основной задачей школы является воспитание и формирование личности, которая будет иметь возможность действовать в новых, зачастую непредсказуемых условиях.

Становится очевидным, что для этого необходим творческий подход к обучению. Понятие «творчество» и «научно-исследовательская деятельность» в методике современного преподавания русского языка практически не встречается. Чаще всего используется такое определение как: «творческое решение», «творческий подход» [1]. И в самом деле, творчество в школе как вполне самостоятельный поиск или способ самовыражения учащегося отсутствует. Полный курс русского языка в школе и вовсе игнорирует оригинальный подход к поиску знаний учащихся, сводя все к одному узкому направлению.

Весь образовательный процесс учащихся ограничен жесткими рамками программы, которая построена независимо от индивидуальных особенностей и предпочтений учеников. Можно подчеркнуть, что в большей степени старшеклассники изучают русский язык как нечто безжизненное, в то время как научная истина несет в себе тот смысл, что язык — это непосредственно живой организм, который требует особого подхода к его исследованию. Но даже в настоящее время отсутствуют какие-либо общепризнанные универсальные методики такого обучения. Одним из актуальных и высокоэффективных методов мы считаем внеурочную работу, факультативы и различные экскурсы. Чтобы развить у учащихся необходимые для исследования умения, необходимо учитывать, что исследовательская деятельность должна быть систематической и планомерной, цель же содержания работы -определение четко сформулированной и посильной для достиже-

3

^ ния задачи. Однако при всем этом нельзя не обращать внимания на

U

общее развитие ученика, имеющегося у него запаса знаний, умений

а

«о §

2

£

О

3

и навыков. Главной составляющей в концепции образовательных процессов в школе является необходимость возможности включения учащихся старших классов в процесс активной исследовательской и творческой деятельности через право выбора вида и содержания исследовательской работы.

Изучение предметов, гуманитарного направления в таком случае воспринимается в старших классах не только как необходимая задача для подготовки к сдаче ЕГЭ, но и как жизненная потребность, как одно из важнейших условий для саморазвития и самоутверждения. При непосредственной подготовке к научно-исследовательской работе ученики должны преодолеть несколько

ученых-лингвистов в области исторической грамматики русского языка, исторической лексикологии, этимологии (В. В. Виноградов [2], В. В. Колесов [3] и др.); истории русского литературного языка (В. В. Виноградов [4], Д. С. Лихачев [5], Б. А. Успенский [6] и др.), методические разработки ученых в области педагогики (О. Б. Ада-ева [7], Э. В. Будаев [8], Т. Г. Кучина [9], Е. Ю. Никитина, К. Н. Ча-лина [10] и др.).

2 Материалы и методы (Materials and methods)

При изучении и описании материала использовались обще-

эксперимент и педагогическое наблюдение.

е

оре е

т и ч е с

кие е

а с п е к

рг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

га н

а

I

важных этапов, которые располагаются в определенном порядке. I

ж

Теоретическую базу данного исследования составили труды ^

н о-и с

сле е

д о в а

о* с

ко д

е So

Ж о

с

к

у

ча

теоретические методы исследования: синтез, анализ, сопоставле- J

сс

2 в

с и с

ние, обобщение, также применены статистические методы в их элементарном виде; для описания полученных результатов применялись наблюдение, описание языковых фактов, а также описательный и сопоставительный методы; для обоснования выводов

о

применены эмпирические методы исследования: педагогический ль

н

о г о

3 Результаты (Results) р

Под научно-исследовательской деятельностью понимается о

способ получения новых знаний, их организация, функционирова-

о в

а н и

So

а

«о §

2

ние, хранение и распространение. Одной из важнейших задач в практике современного образования является обучение школьников конкретным знаниям, развитие у них общих умений, навыков и способностей, необходимых в ходе осуществления исследовательской деятельности [8; 10].

Для успешного осуществления учащимися исследовательской деятельности необходимо овладение следующими умениями и навыками: 1) умением найти проблему; 2) умением корректно задать вопрос; 3) способностью выдвинуть собственную гипотезу; 4) осознанным определением понятий; 5) умением давать классификацию материала; 6) умением и навыками, отвечающими за наблюдение; 7) навыками проведения экспериментальной работы; 8) умением обосновывать выводы по своей работе, сформулировать умозаключения; 9) умением и навыками, включающими в себя структурирование изучаемого материала; 10) умением осуществления грамотного подхода к работе с анализируемым текстом; 11) способностью доказывать, обосновывать и защищать свои идеи, проекты, результаты исследования [9].

Подход к каждому исследованию индивидуален. Исследовательская деятельность школьника вытекает из характера и рода проблемы, ее целей, задач, содержательного материала, который у него имеется, и уровня технического оснащения исследования. Обратим внимание на основные категории исследовательской работы и разберемся с примерным алгоритмом разработки программ научного исследования.

Характер проблемы исследования как категории предполагает исследование неизвестного в науке, того, что предстоит узнать, изучить рассмотреть с иного ракурса. Проблема - это сложившаяся трудность, неопределенность, и для ее устранения требуются кон-

с

& кретные действия, первым делом - это действия, которые направ-

сц

и

лены на рассмотрение всех аспектов, которые, на наш взгляд, позволяют найти связь с данной проблемно сложившейся ситуацией.

Поиск и обоснование проблемы - сложная работа. Выявление проблемы часто является более поучительным процессом, чем ее решение. Выполнение этой части исследовательской работы предусматривает работу с конкретным учеником, что требует, в конечном итоге, проявления гибкости и будет ошибочным действием требовать непременно ясного осознания и формулирования этой проблемы, четкого определения цели. Способность определить характер проблемы - свойство, которое характеризует мысленный потенциал человека.

Одно из важнейших свойств в процессе выявления и структурирования проблемы — способность рассмотреть исследуемый объект с разных ракурсов. Данное умение позволяет обнаружить и сопоставить некоторые ускользающие от ученика реалии нетрадиционного взгляда на проблему, которые чаще всего не замечается людьми.

Для начала же необходимо определиться с предметом исследовательской работы (само явление, его аспекты, стороны и т. д.). Предмет же исследования позволит определить тему работы. О предмете исследования можно говорить как о более узкой сфере исследования, тем не менее, поиск темы работы - один из труднейших этапов в научно-исследовательской деятельности, поскольку тема должна быть интересна школьнику. у

ж

Что касается изучения научной литературы, то данный про- _§ цесс в исследовательской деятельности можно назвать особо важ- |

ным этапом. Для начала необходимо дать ребенку рекомендации | для изучения литературы общего характера, имеются в виду такие

работы, анализируя которые, можно получить представление о со-

о

держании вопросов, касающихся выбранной темы. Исходя из этого, §

ж

предпочтительно обратиться к учебникам и справочной литературе, О

Т-. Ж

которая издается для студентов. В данной литературе, как правило, ^

8

есть основная информация, которая составит базу для изучаемого

£ §

л

I

ж

§

о §

о а о

ж

§

ж

ж

а -к

I

I ж

Ж

ж ж

0

1

о §

§

д о

№ ж

О* о

§

Й

д Л

ж

0

о

1

школьником вопроса. В литературе также есть возможность обна-

о

№ ж

ж |

ружить списки, которые сориентируют ученика при выборе им необходимого для прочтения и дальнейшего изучения материала [8].

При работе с научной литературой ученик имеет возможность использовать разные методы чтения, в числе которых присутствуют следующие типы: 1) «просмотровое чтение» - это чтение, которое позволяет учащемуся познакомиться с содержанием книги; 2) «ознакомительного чтение» позволит более детально рассмотреть и изучить проблему, сравнить и сопоставить найденный исследователем материал, сформировать свой собственный взгляд на изучаемую проблему; 3) «изучающее чтение» — это подробное чтение текста, которое позволит школьнику при работе с научной литературой последовательно познакомиться с материалом, переосмыслить его и вычленить необходимую информацию, найти ответы на интересующие вопросы. Соглашаясь с мнением М. Т. Баранова, отметим: для того чтобы сохранять и в последующем накоплять изученный материал, рекомендуется делать выписки, вести краткий конспект, брать на заметку цитаты авторитетных ученых, вести карточки, указывая название работы, глав [10].

Важным этапом работы можно назвать определение задач и целей исследования. Наиболее типичными для рассмотрения целями могут быть процесс поиска новых явлений и взаимосвязи некоторых явлений, обнаружение общих закономерностей, а также создание классификаций.

Формулируя цель исследования, чаще все используются распространенные клише. Цель можно определить следующими словами: «выявить ...»; «обосновать ...»; «установить ...»; «разработать ...»; «уточнить ...»; «расширить ...»; «пересмотреть ...».

Задачи, которые включает в себя исследование, тесно связаны с определением пути и выбором средств для ее достижения. Очень часто задачи формулируют как утверждение того, что долж-

з

^ но быть сделано, чтобы достичь цели. Описывая решение постав-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

ленных задач, нужно учитывать, что в дальнейшем именно этот ма-

а

в

вок р

к,

2

т

с

3

териал составит содержание глав исследовательской работы ученика. Также необходимо обучить школьников тому, как использовать различные подходы и методы к научному познанию на практике. Для успешной исследовательской деятельности нужно разобраться со значением понятия «метод».

Метод по отношению к научно-исследовательской деятельности - это способ достижения поставленной в исследовании цели. Именно от метода, выбранного учеником, зависит вся конструкция исследования: его проведение, результаты, полученные в результате исследования.

Одним из часто используемых методов в исследовательской

дование происходит через разложение предмета исследования на составляющие, а синтез же, как раз и являет собой соединение полученных при анализе составляющих частей в единое целое. Оба метода успешно дополняют функции друг друга, а следовательно, не могут быть изолированы друг от друга [11].

К еще одному практическому методу можно отнести наблюдение. Оно приводит исследователя к результатам, являющимся объективными, следовательно, не могут зависеть ни от воли, ни от чувств или желаний человека.

е

оре е

т и ч е с

кие е

а с п е к

рг

га н

а -к

деятельности гуманитарных наук является аналитический метод и И

жж

метод синтеза. Анализом можно назвать метод, при котором иссле- ж

ж н

о-и с

сле е

д о в а

о* с

ко д

е So

Ж о

с т и

у ча

4 Обсуждение (Discussion) J

сс

2 в

с и с

В качестве обсуждения предложено тематическое планирование факультативных занятий в таблице 1.

Таблица 1 —Тематическое планирование факультативных

занятий к

оль

Table 1 — Thematic planning of extracurricular activitie о

г

о о р о в а н и

So

Таблица 1 Table 1

а

«о §

2 £

3 &

сц

Ü

Название занятия Задача

Занятие № 1 Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия. Славянская азбука. Кириллица и глаголица Объяснять, как возникла кириллица и как она стала нашей основной азбукой. Отличать по начертанию букв глаголицу и кириллицу.

Занятие № 2 История буквы (ЯТЬ) тГ. Знать историю буквы . Уметь читать слова с буквой (в старой орфографии).

Занятие № 3 К истокам слова Уметь проверять безударную гласную слова исторически. Подбирать исторически родственные слова. Безошибочное письмо исконно русских слов. Делать этимологический анализ исконно русских слов.

Занятие № 4 Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка Знать о процессе падения редуцированных и последствиях этого процесса в области гласных и согласных звуков. Объяснять написание слов в соответствии с историческим процессом падения редуцированных.

Занятия № 5 Исторические изменения в составе слова Знать основные причины чередований звуков и упрощения сочетания звуков в современном русском языке. Знать суть процесса «опрощение».

Занятие № 6 Современные приметы старинных слов Знать приметы старославянских и исконно русских по происхождению слов. Уметь правильно писать слова с полногласием / неполногласием, уметь исторически проверять такие слова.

Занятие № 7 Контрольный эксперимент.

Готовность к научно-исследовательской деятельности является одним из показателей соответствия требованиям стандартов образования. Использование предложенных приемов анализа исторических текстов на факультативных занятиях по русскому языку будет способствовать развитию научно-исследовательского интереса школьников и формированию у них глубоких знаний по предмету, в том числе: 1) успешному усвоению исторических знаний и представлений о родном языке, что расширит лингвистическую и языковую компетенции; проявлению активного познавательного интереса к изучению современного русского языка; 2) формированию положительного оценивания родного языка, стремлению к дальнейшему

к

самосовершенствованию в языке и приобретению ценностного I

ж

Ж

ч ж

0

1

о

ее §

д о

№ ж

S

S № S s ж № о

S

№ а о а

№ «

а

ж

взгляда на язык как национально-культурный феномен.

5 Заключение (Conclusion )

Исторический подход к изучению родного языка в школе может быть осуществлен за счет комплекса факультативных занятий по историческому комментированию как структурно-содержательного компонента обучения. Анализ действующих программ и учебников, дополнительных пособий для учащихся и методической литературы для учителя выявил проблемы преподавания русского языка в школе, решить которые (как один из возможных вариантов) поможет курс факультативных занятий по истории развития русского языка. Научно-исследовательская деятельность в рамках изучения истории языка позволяет учащимся взглянуть на родной язык в новом свете, углубить ранее получен-

s

ные знания, дополнить и укрепить их, а также воспитывает интерес S к изучению предмета, что подкреплено результатами проведенного нами экспериментом. Факультативные занятия по истории языка дают хорошую базу для подготовки школьников к научным конференциям и олимпиадам по русскому языку, так как во многом методика повышения общекультурных знаний по истории языка опирается на задания школьных олимпиад муниципального уровня по русскому языку.

о*

о §

Kl

д

So

Ж

о

о

S s

V ж а -S

о 2

« §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о* ж о

г о

о р

8 о

№ а

ж s

So

Библиографический список

1. Зайцева О. Н. Дидактический материал к курсу «История языка» // Образование в современной школе, 2000. № 11. С. 29.

2. Виноградов В. В. Основные проблемы изучения образования и развития древнерусского литературного языка // История русского литературного языка : избранные труды. Москва, 1978. С. 65-201.

3. Колесов В. В. История русского языка в рассказах : кн. для учащихся ст. классов. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение. 1982. - 191 с.

4. Лихачев Д. С. Земля родная: научно-популярное издание. М. : Дикрет-Медиа. 2012. - 575 с.

5. Успенский Б. А. История русского литературного языка (ХЬХ'УП вв.). М. : Аспект Пресс, 2002. - 557 с.

6. Адаева О. Б. Упражнения, реализующие идеографический подход к изучению родного языка // Филологический класс. 2018. № 3 (53). С. 92-99. DOI: 10.26710/Ш8-03-14 .

7. Будаев Э. В. Методические инновации в педагогической метафороло-гии // Филологический класс. 2018. № 2 (52). С. 88-94. DOI: 10.26710/Ш8-02-15.

8. Кучина Т. Г. Методы и приемы аналитической работы с произведениями современной русской поэзии в старших классах // Филологический класс. 2019. № 1 (55). С. 108-113. DOI: 10.26170^К19-01-16 (WoS).

9. Никитина Е. Ю., Чалина К. Н. Сущность и особенности проектной деятельности в профессиональном обучении // Вестник ЧГПУ ; Вестник ЮУрГГПУ 2019. № 1. С. 78-96 DOI:10.25588/CSPU.2019.82.65.006.

10. Баранов М. Т. Исторические комментарии к школьному курсу русского языка // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы. Москва : Дрофа, 1998. С. 55-59.

11. Выхрыстюк М. С., Миронова А. С. Формирование умений жанрово-стилистического анализа текста на занятиях по русскому языку // // Вестник ЧГПУ ; Вестник ЮУрГГПУ. 2019. № 5. С 50-66. DOI:10.25588/CSPU.2019.53.34.004

а

M. S. VyKhrystyuk1, G. A. Yarkova2

JORCID No. 0000-0001-7955 -7351 Professor (Full), Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Philological education, Tyumen state University, Tyumen, Russia.

E-mail: margaritavv@mail.ru

2ORCID No. 0000-0001-6324-7674 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy, Psychology and Social Education,Tyumen State University, Tyumen', Russia. E-mail: margaritavv@mail.ru

THEORETICAL ASPECT OF THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS IN THE SCHOOL EDUCATION SYSTEM

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance of the organization of research work of students in the school system, analyzes the methods of organizing research activities of students in a comprehensive school.

The purpose of the article: to present and justify a set of optional classes on the history of language developed by the author on the basis of high school students, to determine effective

methods for the formation of research activities of high school students on the basis of an optional course on the study of the his-

literature devoted to the problem of organizing students' research

S »

0

1 c'

a 3

S

c

methods of research activity of schoolchildren and comment on e their effectiveness. ¿g

a

Materials and methods. The material of the study was a

o'

s ^

e

tory of the language, as well as historical commenting on the text. |

The main research methods are the analysis of scientific ^

>1

e a

work; as well as diagnostic techniques, including observation, ^

x

o £

e

s

description, conversation, questioning, testing, methods of statistical data processing.

Results. As a result of the study, the feasibility of studying the Russian language in the historical aspect is proved, a set of optional classes on the history of the language for high school students is developed, effective methods of scientific research activi- 3 ty of schoolchildren are determined and their application is justified

Discussion. The article presents for discussion the ques- ^

tion of including historical texts, including archival sources, in the system of optional classes for high school students to understand ^ the process of historical development of the Russian language.

Conclusion. It is concluded that the use of the proposed methods for the analysis of historical texts in elective classes in the Russian language will contribute to the development of the research interest of schoolchildren and the formation of their deep knowledge of the subject.

Keywords: Educational process; Research activities of students; Elective classes; Methods and techniques of working with historical text. Highlights:

1) Studied the methodology of organizing research activities of students in a comprehensive school;

2) The degree of theoretical elaboration of the problem of the historical approach to the study of the Russian language is revealed;

3) Analyzed textbooks, curricula, methodological literature for teachers and manuals for students in order to identify the practical possibility of providing a historical approach to the study of the Russian language;

4) A Set of optional classes on the history of language on the basis of high school has been developed;

5) Effective methods of research activity of schoolchildren are identified and justified.

References

1. Zaytseva O.N. (2000), Didakticheskiy material k kursu «Istoriya yazyka» [Didactic material for the course «History of Language»]. Obra-zovaniye v sovremennoy shkole. 11, 29. (In Russian). a 2. Vinogradov V.V. (1978), Osnovnyye problemy izucheniya obra-

zovaniya i razvitiya drevnerusskogo literaturnogo yazyka [The main problems of studying education and development of the Old Russian literary ^ language]. Moscow, pp. 65-201. (In Russian).

tí 3. Kolesov V.V. (1982), Istoriya russkogo yazyka v rasskazakh: Kn.

Is dlya uchashchikhsya st. klassov. 2-ye izd., pererab [History of the Russian

^ language in stories: A book for high school students. 2-nd ed.Moscow:

yr

-§ Education]. Prosveshcheniye, Moscow, 191 p. (In Russian). ^ 4. Likhachev D.S. (2012), Zemlya rodnaya: nauchno-populyarnoye

^ izdaniye [Native land: Popular science publication]. Dikret-Media, Moscow,

3

575 p. (In Russian).

5. Uspenskiy B.A. (2002), Istoriya russkogo literaturnogo yazyka (XI-XVII vv.). [History of the Russian literary language (XI-XVII centuries)]. Moskva: Aspect Press, 557 p. (In Russian).

6. Adayeva O.B. (2018), Uprazhneniya, realizuyushchiye ideo-graficheskiy podkhod k izucheniyu rodnogo yazyka [Exercises that implement the ideographic approach to the study of the native language]. Filolog-icheskiy klass, 3 (53), 92-99. DOI: 10.26710/fk18-03-14. (In Russian).

7. Budayev E.V. (2018), Metodicheskiye innovatsii v pedagog-icheskoy metaforologii [Methodological innovations in pedagogical metapho-rology]. Filologicheskiy klass, 2 (52), 88-94. DOI: 10.26710/fk18-02-15. (In ^ Russian). eo

8. Kuchina T.G. (2019), Metody i priyemy analiticheskoy raboty s t

proizvedeniyami sovremennoy russkoy poezii v starshikh klassakh [Methods a

l

and techniques of analytical work with works of modern Russian poetry in s

high school] Filologicheskiy klass, 1 (55), 108-113. DOI: 10.26170/FK19- C

01-16 (Wos). (In Russian). |

9. Nikitina Ye.Yu. & Chalina K.N. (2019), Sushchnost' i osobennosti hh proyektnoy deyatel'nosti v professional'nom obuchenii [The essence and fea- ^ tures of project activities in vocational training]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo g gosudarstvennoo gumnitarno -pedagogicheskogo universiteta, 1, 78-96 g D0I:10.25588/CSPU.2019.82.65.006. (In Russian). i

10. Baranov M. T. (1998) Istoricheskiye kommentarii k shkol'nomu n

kursu russkogo yazyka [Historical comments on the school course of the SS

ci e

n

Russian language]. Programmno-metodicheskiye materialy. Russkiy yazyk. 10-11 klassy, Drofa, Moscow, 55-59. (In Russian). i

11. Vykhrystyuk M.S., Mironova A.S. (2019), Formirovaniye umeniy zhanrovo-stilisticheskogo analiza teksta na zanyatiyakh po russkomu yazyku [Formation of the skills of genre-stylistic analysis of the text in the Russian language classes]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennoo gumnitarno -pedagogicheskogo universiteta, 5, 50-66. D0I:10.25588/CSPU.2019.53.34.004. (In Russian). ity

f

e n

e

C" h

o o

<—1

d c

a

i

o

n y

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.