Научная статья на тему 'Формирование умений исследовательской деятельности студентов физического вуза'

Формирование умений исследовательской деятельности студентов физического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найн Альберт Яковлевич, Анисимова Вера Александровна

Показаны концептуальные основы формирования умений исследовательской деятельности у студентов вуза физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найн Альберт Яковлевич, Анисимова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование умений исследовательской деятельности студентов физического вуза»

Теория и методика профессионального образования

ББК 474.58

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

А.Я. Наин, В.А. Анисимова УралГУФК

Показаны концептуальные основы формирования умений исследовательской деятельности у студентов вуза физической культуры.

Процесс формирования умений исследовательской деятельности (УИД) студентов физкультурного вуза обусловлен необходимостью обеспечить студентов системой знаний, умениями приобретать и преобразовывать новые научные знания в любой сфере своей будущей профессиональной деятельности. Кроме того, высшее физкультурное образование наряду с указанной познавательной функцией должно реализовывать и психологическую функцию, то есть необходимо создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей субъекта. В связи с этим становится очевидно, что подготовка молодого специалиста объективно связана с реализацией в образовательном пространстве высшего учебного заведения принципа единства учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности [4].

Следовательно, особое место в дидактической подготовке молодого специалиста должно отводиться организации и планированию его исследовательской деятельности (ИД). Эта проблема уже была предметом обсуждения в научных публикациях [1-9]. Применительно к проблеме формирования умений исследовательской деятельности студентов, это означает, что целью целостного образовательного процесса является не просто усвоение содержания изучаемых учебных предметов и дисциплин, но скорее расширение и усложнение интеллектуальных и творческих ресурсов личности средствами исследовательской деятельности [6].

Действительно, любое исследование имманентно предполагает развитие как интеллектуального, так и творческого потенциала личности студента. И это тем более важно, что интеллектуальные и творческие возможности человека - это те базовые психологические ресурсы, которые лежат в основе самодостаточности, инициативной и продуктивной жизнедеятельности выпускника вуза.

Анализ образовательной практики и существующих тенденций ее развития, характеризующих современную ситуацию, позволяют говорить о наличии объективных противоречий между:

- потребностью общества в специали-стах-исследователях и недостаточной готовностью основной части педагогов физической культуры к практической реализации данной функции;

- зафиксированной в требованиях к квалификации педагога физической культуры осуществления исследовательской деятельности как профессионально-значимой нормы и ее несоответствие существующим программам профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров;

- потребностью специалистов физической культуры в корректировке существующих и разработке новых образовательных программ и технологией, уровнем владения исследовательской деятельностью, позволяющим удовлетворить эту потребность;

- растущей потребностью общества в специалистах-исследователях и неразработанностью теоретических и методических основ формирования у будущего выпускника

умений исследовательской деятельности в условиях физкультурного университета.

Указанные противоречия взаимосвязаны и могут быть разрешены приведением системы профессионально-исследовательской подготовки будущего выпускника физкультурного вуза в соответствие с существующими социально-экономическими условиями в стране, потребностями личности современного специалиста и требованиями образовательных учреждений к подготовке педагога, владеющего умениями исследовательской деятельности. Этим определяется актуальность решаемой нами проблемы: каковы концептуальные основы процесса формирования у будущих специалистов физической культуры умений исследовательской деятельности.

Исследование проводилось нами в 2004-2006 гг. Обследуемым контингентом стали студенты 4-5 курсов (п=108), магистранты (п=46) и преподаватели (п=32) Уральского государственного университета физической культуры и факультета физического воспитания Челябинского государственного педагогического университета.

При конструировании модели изучаемого феномена мы исходили из того, что она должна отражать: требования, предъявляемые обществом к качеству профессиональной подготовки молодых специалистов; основные идеи исследований по проблеме формирования умений исследовательской деятельности у студентов университета; организацию процесса формирования исследовательских умений студентов; содержание процесса формирования умений исследовательской деятельности; основные критерии и показатели уровней сформированное™ исследуемого качества.

Обозначим некоторые подходы к решению изучаемой проблемы, уже имеющиеся в педагогической науке. Построение модели процесса формирования умений исследовательской деятельности предваряется обоснованием социального заказа общества (см. рисунок).

Потребность общества в людях, способных быстро переориентироваться на актуальные сферы производства, обладая установкой к самосовершенствованию, меняет образовательный процесс в направлении интеграции науки с образованием. С этой точки зрения перед высшей физкультурнопедагогической школой выдвигается задача подготовки высокообразованных специалистов, способных к активному участию в ин-

новационных процессах, экспериментальноисследовательской деятельности, способных к сочетанию непосредственных функций педагога физической культуры и функций уче-ного-исследователя.

Социальный заказ на преподавателя-исследователя физической культуры обосновывается еще и тем фактом, что массовая школа в целом хранит нормы и стиль традиционного обучения. Педагоги, в лучшем случае, ждут методически разработанные образцы нового уклада организации обучения. И это естественно, поскольку «действия по образцу» всегда легче. Но число учителей-новаторов, так же как и научных образовательных концепций растет, выбор наиболее подходящего образца усложняется. Соответственно возникает потребность искать опору в самом себе, в том, чтобы культивировать собственную способность исследовать, проектировать и реализовывать модели инновационного обучения [5, 6, 7, 8].

В нашем опыте апробированы различные подходы к проектированию модели формирования умений исследовательской деятельности обучающихся. Так, например, этот процесс может быть представлен в следующем виде.

Предварительный этап - выявление исходного уровня развития того или иного умения на основе результатов выполнения студентами специально разработанных тестов-заданий.

Первый этап формирования любого исследовательского действия - мотивация деятельности студентов с целью принятия ими задачи по формированию соответствующего умения. Реализация этого этапа возможна в рамках любого занятия, одной из задач которого является развитие умения.

Второй этап - ознакомление студентов с содержанием умения, способами осуществления действий (операциями и приемами деятельности), показ их выполнения в рамках программных курсов и, по возможности, в рамках спецкурсов. Здесь студенты получают ориентировку в организации исследовательской работы, приемах работы с научной литературой, структуре конкретных методов исследования.

Третий этап стратегии действий преподавателя - организация обработки (практического использования) сообщенным студентам ориентировочных знаний о содержании умений.

Модель процесса формирования умений исследовательской деятельности студентов

вуза физической культуры

Студенты выполняют упражнения, разработанные в разных вариантах: аналогичных образцу и содержащих дополнительные условия. Например, на занятиях по поиску информации и конспектированию научной литературы студенты пишут конспекты, которые затем обсуждаются на семинарах, составляют педагогическую анкету по имеющемуся образцу, пишут рецензию и аннотацию на научную статью и т.д.

На пятом этапе (этапе закрепления умений) многократное выполнение студентами заданий, требующих самостоятельной разработки способов решения поставленной задачи.

Этап закрепления умений (пятый) - многократное выполнение усвоенных исследовательских действий обеспечивается посредством организации преподавателем ситуаций, требующих примечания какого-либо одного или нескольких умений, и предложения студентам набора индивидуальных заданий.

На шестом этапе организуется совершенствование умений посредством проведения студентами самостоятельного исследования.

Седьмой этап - результативный контроль, оценка сформированности у студентов исследовательских умений.

Принципиально важным в процессе реализации модели является стимулирование исследовательской деятельности обучающихся, которое мы рассматриваем на лично-стно-смысловом уровне как источник движения будущего специалиста физической культуры к более высокому личностному достижению. Обеспечивая переход достижений в личностно значимые, мы опираемся на следующие концептуальные идеи: желание самой личностью новых достижений; переживание ею положительных эмоций в процессе реализации достижений; осознанное планирование и прогнозирование достижений; использование прошлого опыта как источника развития; уверенность личности в собственных силах, принятие на себя ответственности за собственные действия и решения; операциональная вооруженность личности.

Инициирование перспективы личностного роста и перспективы перехода в ранг «студенческой элиты» происходит на моральном уровне, как поощрение, как признание групповой компетентности, мастерства, работоспособности, самостоятельности, высокой креативности и достоинств студента. Это подтверждается инновационным под-

ходом, который развивает группа авторов [8, с. 11-15].

Применительно к процессу формирования умений исследовательской деятельности управление рассматривается как целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на коллектив студентов и отдельного студента для достижения заданного результата. Эффективность управления данным процессом обеспечивается выполнением определенных функций. Это формулирование этапных целей процесса формирования указанного качества; установление исходного уровня, состояния сформированности исследовательских умений; разработка программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса формирования исследовательских умений; получение по определенным критериям и показателям информации о состоянии изучаемого процесса (обратная связь); переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение в формирующий процесс корректирующих воздействий.

Анализируя особенности прямого и косвенного управления формированием умений исследовательской деятельности, мы отмечаем, что продуктивность данного процесса возрастает при его организации на основе косвенного управления посредством подбора определенных заданий. Проблемные учебноисследовательские задания опосредованно воздействуют на ход мыслительной деятельности студентов, в отличие от прямого управления, когда ход мыслительных процессов жестко и однозначно определяется непосредственными указаниями педагога или предписаниями алгоритмического типа. И несмотря на то, что косвенное управление исследовательской деятельностью студента может не сразу дать положительный эффект (чаще всего оно рассчитано на перспективу), отметим все же, что формирование исследовательских умений у студента происходит гораздо интенсивнее именно при косвенном управлении данным процессом.

Апробация основных положений концепции формирования исследовательских умений у студентов осуществлялась в два этапа. На первом этапе изучение проблемы в рамках констатирующего эксперимента показало, что теоретические и методические основы формирования у студентов исследовательских умений в педагогической теории представлены недостаточно. Обобщенный

результат статистических измерений уровня сформированное™ у студентов и магистрантов умений исследовательской деятельности показал, что большинство из них находится на низких уровнях. В условиях существующей системы профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры не происходит значительного повышения этого уровня в силу отсутствия целостной концепции, позволяющей практически формировать данные умения.

На втором этапе были апробированы и внесены в образовательную программу два спецкурса «Развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов физической культуры» и «Практика обработки и представления результатов педагогических исследований: исследовательский практикум». Динамика изменения состояния сформированное™ исследовательских умений в процессе организации опытно-экспериментальной работы (ОЭР) приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Состояние сформированности у студентов исследовательских умений в ходе формирующего эксперимента в экспериментальной (Э) и контрольной (К) группах

Уровни До начала ОЭР В ходе ОЭР В конце ОЭР

Э группа К группа Э группа К группа Э группа К группа

кол. % кол. % кол. % кол. % кол. % кол. %

Высокий 0 0,0 0 0,0 5 7,7 2 3,2 9 14,1 5 7,9

Выше среднего 1 1,4 1 1,6 6 9,2 3 4,8 13 20,3 5 7,9

Средний 13 19,4 13 20,6 26 40,0 17 26,9 29 45,3 24 38,1

Ниже среднего 33 49,3 31 49,2 21 32,3 25 39,7 10 15,6 20 31,8

Низкий 20 29,9 18 28,6 7 10,8 16 25,4 3 4,7 9 14,3

Ср. 1,925 1,952 2,707 2,206 3,234 2,635

К эфф. 0,986 1,227 1,228

т наб. 0,047 7,489 10,862

Таблица 2

Динамика изменения состояния сформированности у студентов исследовательских умений в ходе педагогического эксперимента

Уровни Абсолютный прирост по уровням

Экспериментальная группа контрольная группа

1 срез 2 срез «Приращение» 1 срез 2 срез «Приращение»

1 2 3 4 5 6 7

Высокий +7,7 +6,4 +14,1 +3,2 +4,7 +7,9

Выше среднего +7,7 +11,1 +18,8 +3,2 +3,2 +6,3

1 2 3 4 5 6 7

Средний +20,6 +5,3 +25,9 +6,3 +11,1 +17,5

Ниже среднего -16,9 -16,7 -39,3 -9,5 -7,9 -17,5

Низкий -19,1 -6,1 -25,2 -3,2 -11Д -14,3

О по Ср. +0,782 +0,527 +1,309 +0,254 +0,420 +0,683

в по Кэфф +0,241 +0,001 +0,242

Сопоставляя результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах, мы отмечаем изменения, происшедшие в степени сформированности у студентов исследовательских умений. Однако эти изменения значительнее в экспериментальной группе, чем в контрольной. Так, на 14,1 % увеличилось количество студентов экспериментальной группы с высоким уровнем сформированности исследовательских умений, на 18,8 % - с уровнем выше среднего и на 25,9 %

- со средним уровнем, против 7,9 %, 6,3 % и 17,5 % в контрольной группе; на 25,2 % уменьшилось количество студентов в экспериментальной группе с низким уровнем сформированности исследовательских умений и на 39,35 % - с уровнем ниже среднего, в то время как в контрольной группе соответственно - на 14,3 % и 17,5 %. Наблюдается увеличение возрастания среднего показателя в экспериментальной группе (средний возрос на 1,309, в то время как в контрольной - лишь на 0,683) и коэффициента эффективности (больше единицы и к концу эксперимента возрастает на 0,242). Это говорит о том, что хотя в контрольной группе у студентов и повышается уровень сформированности исследовательских умений, однако переход на более высокий уровень происходит медленнее, чем в экспериментальной группе.

Полученные данные позволяют под новым углом зрения рассматривать организацию профессионально-исследовательской подготовки будущих педагогов физической культуры, проектировать ее на продуктивно-творческом уровне в логике взаимосвязи учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Литература

1. Виленский, М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и прак-

тика физ. культуры / М.Я. Виленский. -1998. -№ 5.- С. 11-15.

2. Геращенко, И.Г. Роль инноваций в спортивной педагогике / И.Г. Геращенко // Теория и практика физ. культуры. - 1998. -№ 4. - С. 24-25, 39-42.

3. Кизъко, А.П. Принципиальные вопросы корректности результатов экспериментального исследования в области физического воспитания и спорта / А.П. Кизъко // Теория и практика физ. культуры. - 2004 -№ 1. - С. 59-61.

4 Кореневский, С.А. Вузовская наука и НИР студентов в контексте системы парадигмы высшего физкультурного образования / С.А. Кореневский // Теория и практика физ. культуры. -2005. -№ 7. - С. 8-10.

5. Кустов, Л.М. Практика обработки и представления результатов педагогических исследований: исследовательский практикум / Л.М. Кустов. - Челябинск: Акме-проф, 2006. - 80 с.

6. Найн, А.Я. Развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов физической культуры: учеб. пособие / А.Я. Найн. - Челябинск: УралГУФК, 2006. - 151 с.

7. Найн, А.Я. Диссертационный совет: вопросы аттестации соискателей: методическое пособие / А.Я. Найн. - Челябинск: УралГУФК, 2005. - 218 с.

8. Столяров, В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / В.И. Столяров // Теория и практика физ. культуры. - 1998. -№ 5. -С. 15-17.

9. Сычкова, Н.В. Теоретические основы развития умений исследовательской подготовки будущих учителей школы: учеб. пособие / Н.В. Сычкова. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 85 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.