Научная статья на тему 'Формирование учётной политики сахарных заводов для целей налогообложения (методические аспекты)'

Формирование учётной политики сахарных заводов для целей налогообложения (методические аспекты) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сахар
ВАК
Область наук
Ключевые слова
учётная политика / налогообложение / сахарное производство / налоговый учёт / альтернативные варианты / налоговые новации / налоговая нагрузка. / accounting policy / taxation / sugar production / tax accounting / alternative options / tax innovations / tax burden.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р В. Нуждин, Г В. Беляева, Е В. Горковенко, Н И. Пономарева, М М. Пухова

Раскрыта роль учётной налоговой политики перерабатывающих организаций в учётном процессе. Рассмотрены основные требования, предъявляемые к политике налогового учёта. Изложены налоговые новации в 2022 г. Охарактеризованы особенности учётной политики для целей налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Р В. Нуждин, Г В. Беляева, Е В. Горковенко, Н И. Пономарева, М М. Пухова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of sugar factories accounting policy for taxation purposes (methodological aspects)

The role of the accounting tax policy of processing organizations in the accounting process is disclosed. Тhe main requirements for the policy of tax accounting are considered. Тax innovations in 2022 are outlined. Features of accounting policy for taxation purposes are characterized. Keywords: accounting policy, taxation, sugar production, tax accounting, alternative options, tax innovations, tax burden.

Текст научной работы на тему «Формирование учётной политики сахарных заводов для целей налогообложения (методические аспекты)»

УДК 330

doi.org/10.24412/2413-5518-2022-4-50-56

Формирование учётной политики сахарных заводов для целей налогообложения (методические аспекты)

Р.В. НУЖДИН, канд. экон. наук, доцент кафедры теории экономики и учётной политики (e-mail: [email protected])1

Г.В. БЕЛЯЕВА, д-р экон. наук, профессор (e-mail: [email protected])1

Е.В. ГОРКОВЕНКО, канд. экон. наук, доцент (e-mail: [email protected])2

Н.И. ПОНОМАРЕВА, канд. экон. наук, доцент (e-mail: ponomareva220387@yandex)1

М.М. ПУХОВА, канд. экон. наук, доцент (e-mail: [email protected])1

Кафедра теории экономики и учётной политики

2Кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»

Введение

Для сбалансированного управления развитием деятельности перерабатывающих организаций, в том числе сахарного производства, являющихся сложными социально-экономическими системами, необходимо располагать полной, объективной и релевантной информацией. Формирование информационной базы менеджмента, и особенно налогового, происходит в первую очередь в сфере учёта. Учётный процесс названных организаций включает в себя несколько видов: бухгалтерский (финансовый и управленческий), производственный экологический, воинский, статистический и налоговый. Последний из перечисленных является особо важным для обеспечения экономической безопасности управленческих решений в процессе хозяйственной деятельности, что вызывает необходимость формирования и раскрытия политики учёта.

Поэтому развитие перерабатывающих организаций требует повышенного внимания к налоговому учёту и учётной налоговой политике. Это связано с расширением круга стейкхолдеров, принимающих финансовые и прочие

экономические решения и опирающихся в том числе на данные учёта для целей налогообложения. Естественно, меняются и требования, предъявляемые к учётной налоговой политике.

В настоящее время разработка положений учётной политики для целей налогообложения является одной из ответственных задач, стоящих перед бухгалтерской службой организации, поскольку в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ всем налогоплательщикам независимо от организационной формы, права собственности и видов экономической деятельности необходимо разрабатывать и принимать учётную политику для целей налогообложения. Кроме того, разработка учётной политики в указанных целях является весьма ответственной процедурой, влияющей на уровень налогового бремени и содержание налоговой отчётности.

Целью исследования является обоснование целесообразности и особенностей учётной налоговой политики в перерабатывающих организациях для достижения сбалансированности стратегического и оперативного налогового менеджмента.

Материалы и методы

исследования

Основным предназначением налогового учёта в настоящее время является обеспечение полноты и достоверности в информировании пользователей, заинтересованных в экономической деятельности перерабатывающих организаций. Поэтому, во-первых, избранные организацией способы осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущих расчётов и итогов, связанных с признанием и налогообложением фактов хозяйственной жизни в налоговом учёте, должны быть отражены в учётной политике для целей налогообложения. Во-вторых, бухгалтерская отчётность не может быть составлена без взаимодействия финансового, управленческого и налогового учёта. Каждый из этих видов учёта требует соблюдения определённых требований, правил и положений при формировании исходной информации, используемой для последующего составления отчётов. Таким образом, учётная налоговая политика становится проактивным внутриорганизаци-онным инструментом налогового менеджмента, представленным

50 САХАР № 4 • 2022

ж

ГС

УЖгЖи

www.nt-prom.ru

СПОНСОР ВЫПУСКА

специальными нормативными актами организации. Они содержат практические способы и приёмы, принятые в соответствии с основами, изложенными в национальных нормативных правовых документах.

Как известно, организация должна формировать две учётные политики: для целей бухгалтерского учёта и для целей налогового учёта. Они могут быть оформлены в виде как отдельных приказов, так и разделов одного приказа об учётной политике организации. Мы считаем, что первая форма является предпочтительной, тем более если организация занимается несколькими видами деятельности или имеет множество подразделений, что является весьма характерным для экономической деятельности перерабатывающих организаций.

Однако детальный анализ системным и индуктивным методами материалов, отражающих содержание политики учёта, показывает, что в некоторых перерабатывающих организациях не уделяют должного внимания этой сфере учётной деятельности и не вырабатывают соответствующие обоснованные направления политики учёта для целей налогообложения. Поэтому именно в таких организациях возникают ошибки и путаницы в налоговом учёте имущества, его источников, доходов и расходов из-за недостаточной проработанности применения некоторых установленных налоговым законодательством правил, имеющих варианты использования. Тем не менее учётная политика для целей налогообложения, если она сформирована целесообразно, грамотно и обоснованно, охватывает все составляющие налогового учёта в перерабатывающей организации. Следовательно, границы практического применения учётной налоговой политики

очень широки, особенно в части её влияния на конечные финансовые результаты организации на основе инструментов оптимизации.

Термин «учётная политика для целей налогообложения» впервые появился в налоговом законодательстве в 2001 г. в связи с вступлением в силу главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ, хотя значение этого понятия должным образом тогда раскрыто не было. Позднее, в 2002 г. (с введением главы 25 «Налог на прибыль организаций»), была введена обязательность ведения такого вида учёта, как налоговый. Поэтому в настоящее время признана самостоятельность права на раздельное существование как бухгалтерского, так и налогового учёта, призванных способствовать достижению единой цели, но предоставляющих соответствующую информацию разным потребителям: первый — собственникам организации, второй — государственным службам.

Основными требованиями к учётной налоговой политике являются следующие:

— раскрытие основных положений налогового учёта в форме политического выбора способа ведения учётного процесса;

— формирование полной и достоверной информации о доходах, расходах, имуществе, обязательствах (для целей налогообложения);

— обеспечение необходимой информацией внутренних и внешних пользователей налоговой отчётности для контроля полноты и правильности начисленных налогов, а также своевременности их уплаты.

Учётная политика для целей налогообложения определяется как совокупность способов ведения налогового учёта. Из приведённого в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ определения учётной полити-

ки для налогообложения следуют три важных вывода, которые характеризуют её как самостоятельный политический акт:

1) процесс определения налоговой базы включает в себя не только определение доходов и (или) расходов, их признание, оценку и распределение, но и учёт иных необходимых для целей налогообложения фактов экономической жизни налогоплательщика;

2) перерабатывающая организация осуществляет выбор одного способа из нескольких, регулирующих порядок определения налоговой базы, установленных налоговым законодательством;

3) выбранные способы внедряются в учётную налоговую политику перерабатывающей организации, включая все её структурные подразделения.

При этом альтернативные варианты, отражающие суть тех или иных учётных способов, формируются по соответствующим правилам и регулируются отдельными правовыми актами. Выбор варианта из альтернативных, как правило, осуществляется с учётом трёх условий: реализации возможностей снижения налогооблагаемой базы, разрешённых нормами права; использования льготных режимов налогообложения, предусмотренных законодательством; выполнения специальных расчётов для обеспечения экономии в виде высвобождаемых денежных средств при выборе варианта налогового учёта.

Как правило, вопросы, связанные с учётной налоговой политикой организаций, рассматриваются в контексте теоретических положений [7, 9, 12], практических процедур [2, 4, 7], особенностей в отдельных видах экономической деятельности [3, 6, 8, 13], оптимизационных решений [1, 4, 5, 6, 8, 11, 13]. Последние связываются с вариантами учётной налоговой

№ 4 • 2022 САХАР 51

СПОНСОР ВЫПУСКА У^

политики прямо или косвенно. Тем не менее некоторые возможности разработки и совершенствования учётной политики для целей налогообложения остаются без должного внимания.

Результаты исследования

Нами выявлены следующие особенности формирования учётной налоговой политики, свойственные также перерабатывающему бизнесу.

1. Первой особенностью формирования учётной политики для целей налогообложения является сам факт её принятия. Согласно абз. 5 ст. 313 Налогового кодекса РФ порядок ведения налогового учёта устанавливается организацией в соответствующей учётной налоговой политике и утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Иначе говоря, его содержание должно быть согласовано с главным бухгалтером и утверждено руководителем организации, несущим ответственность за правомерность исчисления и уплаты налогов и сборов. Поэтому в организации должен быть принят административный документ — приказ (распоряжение) об учётной налоговой политике (о политике учёта для целей налогообложения), зафиксированный на бумажном носителе и подписанный руководителем.

Наконец, согласно ст. 313 Налогового кодекса РФ систему налогового учёта налогоплательщик организует самостоятельно, последовательно применяя его нормы и правила, устанавливает их в учётной политике для целей налогообложения. Следовательно, приказ (распоряжение) об учётной налоговой политике относится к документам налогового учёта и не регламентируется налоговыми и иными органами.

2. Второй особенностью разработки учётной налоговой поли-

тики является определение общего подхода к ведению налогового учёта. Среди методических подходов выделяют, как правило, следующие:

— ведение налогового учёта параллельно с бухгалтерским (отдельные правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают);

— слияние бухгалтерского и налогового учёта в объединённый учёт, т. е. максимальная сбалансированность учётного процесса (правила бухгалтерского и налогового учёта в некоторых случаях не совпадают).

3. Третья особенность выстраивания учётной налоговой политики — продолжительность срока, на который она устанавливается. Известно, что налоговым периодом при исчислении налогов и сборов, как правило, является период с 1 января по 31 декабря отчётного года включительно. Неизменность учётной налоговой политики сохраняется в течение этого периода, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством. При исчислении таких налогов, как НДС, акциз, налог на игорный бизнес (и др.), где налоговым считается меньший по времени период (квартал или месяц), учётная налоговая политика также может действовать в течение года.

Согласно положениям Налогового кодекса РФ изменения в учётной налоговой политике могут проводиться:

— добровольно — в результате принятия организацией новых или иных способов ведения налогового учёта, существенного изменения условий деятельности организации;

— в обязательном порядке — в результате изменений налогового законодательства (табл. 1).

В первом случае изменения вводятся с начала нового налогового периода, во втором — с момента вступления в силу соответствую-

щих нормативных актов. При изменении учётной налоговой политики в отношении отдельных фактов хозяйственной жизни можно утвердить изменения и (или) дополнения, вносимые в действующую учётную налоговую политику.

4. Четвёртой особенностью формирования политики для целей налогообложения являются способы подтверждения данных налогового учёта. К ним относятся:

— описание форм первичных документов, используемых для характеристики фактов хозяйственной жизни, по которым не предусмотрены унифицированные формы;

— описание форм регистров налогового учёта, если они разрабатываются организацией самостоятельно;

— характеристика алгоритмов расчётов налоговой базы.

Первичные документы, принимаемые к налоговому учёту, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование, дату, содержание, измерители фактов хозяйственной жизни (в денежном или натуральном выражении), наименование должности ответственных лиц и их подписи. Регистры налогового учёта обязательно должны содержать: наименование, период (дату), измерители в денежном и натуральном выражении (если это возможно), наименование факта хозяйственной жизни, подпись лица (с расшифровкой), ответственного за составление регистра. Согласно ст. 314 Налогового кодекса РФ аналитические регистры налогового учёта — это сводные формы систематизации данных налогового учёта за отчётный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учёта. Аналитиче-

52 САХАР № 4 • 2022

ж

ГС

СПОНСОР ВЫПУСКА

ские регистры налогового учёта предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных документах, аналити-

ческих данных налогового учёта для отражения в расчёте налоговой базы.

Алгоритмы расчётов налоговой базы — это последовательность об-

работки данных, которые учитываются в разработанных таблицах, бухгалтерских справках и иных документах налогоплательщика, инициирующих и группирующих

Таблица 1. Налоговые новации в 2022 г.

Область изменения Характеристика изменений Нормы законодательства Основания

1. Налог на прибыль 1. Порядок списания расходов по полностью самортизированным основным средствам (ОС): первоначальная стоимость (ПС) ОС изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям независимо от размера остаточной стоимости; если ОС полностью самортизировано и проведена его модернизация (реконструкция и прочее), то ПС ОС увеличивается на стоимость проведенной модернизации и прочее; если срок полезного использования такого ОС не увеличен, то начисление амортизации осуществляется по тем же нормам, которые были определены при его введении в эксплуатацию; начисление амортизации по выбывающему объекту прекращается независимо от окончания срока полезного использования. Пункт 2 ст. 257; абз. 3 п. 1 ст. 258; п. 5 ст. 259 НК РФ ФЗ № 305-ФЗ от 02.07.21; письмо МФ РФ № 03-03-06/1/29206 от 19.04.21

2. Амортизация лизингового имущества: амортизировать лизинговое имущество должен исключительно лизингодатель вплоть до его выкупа лизингополучателем; применять повышающий коэффициент 3 к лизинговому имуществу может исключительно лизингодатель. Глава 25 НК РФ ФЗ № 382-ФЗ от 29.11.21 по договорам, заключённым с 01.01.22

3. Расходы на НИОКР (перечень является закрытым): к ним относятся теперь и затраты на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору. Пункт 2 ст. 262 НК РФ ФЗ № 305-ФЗ от 02.07.21

4. Учёт убытков: база по налогу на прибыль за текущий отчётный налоговый период не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 %. Пункт 2.1 ст. 283 НК РФ ФЗ № 305-ФЗ от 02.07.21

5. Учёт доходов: в составе доходов не учитываются суммы добровольного уменьшения уставного капитала до размера чистых активов. Пункт 17 п. 1 ст. 251 НК РФ ФЗ № 305-ФЗ от 02.07.21

6. Снижение ставки: если налогоплательщик обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, то при предоставлении по лицензионному договору прав их использования третьим лицам они могут претендовать на пониженную ставку, зачисляемую в бюджет субъекта Российской Федерации, в отношении прибыли, полученной от этой деятельности; разрешено включать в состав инвестиционного налогового вычета расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимости — зданий и сооружений со сроком полезного использования больше 20 лет. Пункт 1.8-3 ст. 284 НК РФ ФЗ № 305-ФЗ от 02.07.21

Окончание таблицы на следующей странице

№ 4 • 2022 САХАР 53

СПОНСОР ВЫПУСКА ^Ця

Окончание таблицы 1

Область изменения Характеристика изменений Нормы законодательства Основания

2. Налог 1. Сроки уплаты: хозяйствующие субъекты не вправе Пункт 2 ст. 372 НК РФ; ФЗ № 305-ФЗ

на имущество теперь устанавливать сроки уплаты налога на имущество (авансовых платежей), так как действуют единые сроки — авансовых платежей не позднее последнего числа месяца, следующего за отчётным периодом, самого налога не позднее 1 марта следующего года. п. 1 ст. 383 НК РФ от 02.07.21

2. Отмена деклараций по кадастровой недвижимости: хозяйствующие субъекты освобождаются от предоставле- Статья 386 НК РФ ФЗ № 305-ФЗ от 02.07.21

ния декларации по объектам, база по которым определя-

ется как их кадастровая стоимость.

3. Экстерриториальный порядок заявления о льготах: Статья 386 НК РФ ФЗ № 305-ФЗ

хозяйствующие субъекты, имеющие право на налоговые от 02.07.21

льготы, могут подавать заявления о льготах в любой

налоговый орган, но только в отношении кадастровой

недвижимости.

4. Налогообложение уничтоженного имущества: исчисление налога по объекту, прекратившему своё существова- Пункт 4.1 ст. 382 НК РФ ФЗ № 305-ФЗ от 02.07.21

ние из-за гибели или уничтожения, прекращается с 1-го

числа месяца, в котором возникла такая ситуация.

5. Исчисление налога по имуществу, взятому в лизинг: Пункт 3 ФЗ № 305-ФЗ

взятое в лизинг имущество облагается налогом у лизин- ст. 378 НК РФ от 02.07.21

годателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ставки налога: разрешается дифференцировать ставки Пункт 2 ФЗ № 305-ФЗ

налога на имущество по категориям налогоплательщи- ст. 380 НК РФ от 02.07.21

ков, исходя из вида недвижимости и её кадастровой

стоимости.

3. Транспорт- 1. Сообщение об исчисленной сумме налога: налогопла- Подпункт 1 ФЗ № 382-ФЗ

ный налог тельщик может представить в налоговый орган пояснение (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты, обоснованность понижения ставок, льгот, наличия оснований для освобождения от уплаты налога, в течение 20 дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога. п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 363 НК РФ от 29.11.21

2. Льгота: исчисление суммы налога (авансового платежа) в отношении объекта, по которому предоставляется льго- Пункт 3.3 ст. 362 НК РФ ФЗ № 382-ФЗ от 29.11.21

та, осуществляется с учётом коэффициента, рассчитыва-

емого как отношение числа полных месяцев, когда льгота

отсутствовала, к числу календарных месяцев в налоговом (отчётном) периоде.

3. Исчисление налога с изъятого транспорта: когда транспортное средство, являющееся объектом налогообложе- Пункт 3.4 ст. 362 НК РФ ФЗ № 382-ФЗ от 29.11.21

ния, изымается по основаниям, предусмотренным фе-

деральным законом, принудительно, исчисление налога

прекращается с 1-го числа месяца, в котором транспорт-

ное средство было принудительно изъято у его владельца.

4. НДФЛ 1. Освобождение от налога: в части не облагаемых налогом добавлены доходы в виде призов в денежной и натуральной форме, полученных как стимулирующие мероприятия для граждан, принявших участие в вакцинации от новой коронавирусной инфекции. Статья 217 НК РФ ФЗ № 379-ФЗ от 29.11.21

5. Иные 1. Правила зачёта переплаты: сумму излишне уплаченного налога (переплату) можно зачесть в счёт предстоящих платежей по сборам и страховым взносам, а также погашения по ним недоимки, задолженностям по пеням и штрафам наряду с предстоящими платежами по этому или иным налогам. Статьи 78, 79 НК РФ ФЗ № 379-ФЗ от 29.11.21

информацию об объектах налогообложения.

Общей особенностью первичных документов, налоговых регистров и алгоритмов расчётов налоговой базы является признание их содержания согласно ст. 313 Налогового кодекса РФ налоговой тайной, поскольку они характеризуют конфиденциальное содержание данных налогового учёта. Кроме того, лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учёта, обязаны хранить налоговую тайну, а за её разглашение нести ответственность.

5. Пятая особенность. Принятые организацией в учётной политике для целей налогообложения варианты (правила) не являются унифицированными элементами учётного процесса, так как они устанавливают лишь основные моменты в построении системы налогового учёта. Аргументом в пользу такого утверждения может служить, например, такой факт, когда выходящие в свет новые акты налогового законодательства содержат положения, отменяющие или вводящие новые способы налогового учёта.

6. Шестая особенность содержания учётной налоговой политики — возможность законным образом оптимизировать налоговые платежи, поскольку выбор варианта из альтернативных, как правило, осуществляется, учитывая три преимущества:

— реализацию возможностей снижения налогооблагаемой базы, разрешённых нормами права;

— использование льготных режимов налогообложения, предусмотренных законодательством;

— осуществление специальных расчётов для обеспечения экономии в виде высвобождаемых денежных средств при выборе варианта учёта.

7. Седьмая особенность заключается в определяющем влиянии

выбранных вариантов налогового учёта на уровень нагрузки в перерабатывающей организации: если фактическая налоговая нагрузка значительно отклоняется от средней по виду экономической деятельности, то это означает, что учётная политика для целей налогообложения нуждается в совершенствовании. Информация, приведённая в табл. 2 и на рисунке, подтверждает этот вывод.

В учётную политику для целей налогообложения целесообразно включать следующие основные элементы, содержащие варианты налогового учёта:

— порядок ведения налогового учёта по каждому налогу, в том

Ед. 1,50

1,40

1,30

1,20

1,10

1 00 0,90 0,80 0,70 0,60 -

числе формы регистров налогового учёта;

— порядок раздельного налогового учёта фактов хозяйственной жизни, облагаемых налогами по разным ставкам;

— порядок раздельного налогового учёта фактов хозяйственной жизни, облагаемых и не облагаемых налогами;

— порядок формирования налоговой базы по каждому налогу (налог на прибыль, НДС, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.).

Изложенные особенности наглядно демонстрируют, что разработка учётной политики для целей налогообложения является неотъ-

2016

2017

2018

2019

2020

Год

^^Всего по ВЭД, в том числе: ^^ сельское хозяйство; ^^обрабатывающие производства, из них:

^^производство пищевой продукции, напитков, табачных изделий

Темпы динамики показателей налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, ед. (2016—2020 гг.)

Таблица 2. Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности Российской Федерации (среднегодовые значения, %)

Год Темп

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019 2020 динамики, ед.

Всего по ВЭД, в том числе 9,7 9,6 10,8 11,0 11,2 10,0 1,01

сельское хозяйство 3,5 3,5 4,3 4,1 4,5 3,8 1,02

обрабатывающие производства, из них: 7,1 7,9 8,2 7,1 7,6 8,1 1,03

производство

пищевои продукции, напитков, табачных 18,2 19,7 28,2 21,7 20,9 16,9 1,04

изделий

сахарное производство (Воронежская область) 7,63 7,60 5,99 3,58 4,07 н/д 0,95

№ 4 • 2022 САХАР 55

шА

СПОНСОР ВЫПУСКА Щ/Щ

емлемым элементом налогового менеджмента.

Выводы

Таким образом, оптимально разработанная учётная налоговая политика решает несколько задач. В их числе:

— искомая действенность налогообложения, поскольку применение различных вариантов из допускаемых нормами права учёта даёт разный экономический результат;

— выбор выгодных для перерабатывающей организации способов налогового учёта, которые позволяют на законных основаниях обеспечить безопасную налоговую нагрузку;

— минимизация рисков споров с налоговыми службами;

— гармонизация налогового и бухгалтерского учёта, которая повышает эффективность работы бухгалтерии (сокращение расходов) и усиливает импульс наглядности.

Грамотно сформированная учётная налоговая политика может способствовать устранению многих неясностей в практических ситуациях экономической деятельности. Кроме того, в случае возникновения споров с налоговой службой и невозможностью досудебно разрешить их в пользу перерабатывающей организации учётная политика для целей налогообложения послужит в арбитражном суде решающим аргументом в пользу правомочности действий перерабатывающей организации.

Список литературы

1. Дедова, О.В. Совершенствование налогового учёта на предприятии / О.В. Дедова, Ю.А. Дворец-кая // Вестник Брянского государственного университета. — 2019. — № 3. - С. 112-119.

2. Учётная политика — 2021 / М. Дружинина, О. Легонькова, О. Новикова, В. Варламова. - М. : ПРАВОВЕСТ Аудит, 2020. — 30 с.

3. Забазнова, Д.О. Корректировка учётной политики агрохолдинга в целях достоверного налогового учёта /Д.О. Забазнова // Аудитор. — 2020. — № 11. — С. 39—44.

4. Манакова, Е.В. Налоговое планирование и некоторые аспекты налоговой учётной политики / Е.В. Манакова // Дискуссия. — 2018. — № 6 (91). — С. 27—36.

5. Малахова, Ю.В. Оценка эффективности учётной политики организации с точки зрения оптимизации налога на прибыль / Ю.В. Малахова, А.Е. Малахов, И.В. Сазонова // Налоги и налогообложение. — 2020. — № 2. — С. 9—17.

6. Анализ возможностей оптимизации налогообложения прибыли сельскохозяйственных организаций / И.Н. Маслова, А.С. Оробин-ский, Р.В. Нуждин [и др.] // Вестник ВГАУ. — 2020. — № 2(65). — С. 178—187.

7. Никитина В.Ю. Учётная политика для целей налогообложения / В.Ю. Никитина // Бухгалтерский учёт. — 2018. — № 12. — С. 67—71.

8. Анализ и оценка особенностей налогообложения прибыли субъектов сельхозпредприни-мательства АПК / Р.В. Нуждин, А.Н. Полозова, Г.В. Беляева

[и др.] // Экономика и предпринимательство. — 2020. — № 4(117). — С. 756—767.

9. Эволюция нормативно-правового регулирования политики налогового учёта в организациях / И.В. Оробинская, Л.В. Брянцева, А.Н. Полозова, И.Н. Маслова // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. — 2017. — № 1(52). — С. 217—221.

10. Кулиш, Н.В. Влияние особенностей сельскохозяйственного производства на процесс формирования учётной политики как инструмента управления финансовыми результатами деятельности /Н.В. Кулиш // Экономика и предпринимательство. — 2012. — № 6 (29). — С. 204—207.

11. Садченко, К.Г. Учётная политика организации как инструмент оптимизации налогообложения / К.Г. Садченко // Вестник Евразийской науки. — 2018. — Т. 10. — № 1. URL: https://esjtoday/ PDF/32ECVN118.pdf

12. Скачко, Т.А. Проблемы налогового учёта в России / Г.А. Скачко // Учёт. Анализ. Аудит. — 2016. — № 2. — С. 48—53.

13. Оптимизационные процедуры в системе налогообложения перерабатывающих организаций / А.И. Хорев, Г.В. Беляева, А.Н. Полозова, Р.В. Нуждин // Вестник ВГУИТ. — 2019. — Т. 81. — № 1. — С. 357—365.

Аннотация. Раскрыта роль учётной налоговой политики перерабатывающих организаций в учётном процессе. Рассмотрены основные требования, предъявляемые к политике налогового учёта. Изложены налоговые новации в 2022 г. Охарактеризованы особенности учётной политики для целей налогообложения.

Ключевые слова: учётная политика, налогообложение, сахарное производство, налоговый учёт, альтернативные варианты, налоговые новации, налоговая нагрузка.

Summary. The role of the accounting tax policy of processing organizations in the accounting process is disclosed. ТЬю main requirements for the policy of tax accounting are considered. Тax innovations in 2022 are outlined. Features of accounting policy for taxation purposes are characterized.

Keywords: accounting policy, taxation, sugar production, tax accounting, alternative options, tax innovations, tax burden.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.