Научная статья на тему 'Технология формирования учётной политики для целей налогообложения'

Технология формирования учётной политики для целей налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сахар
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЁТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ACCOUNTING POLICY FOR TAX PURPOSES / НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ / TAX ACCOUNTING / СПОСОБЫ И ВАРИАНТЫ УЧЁТА / ACCOUNTING METHODS AND VARIANTS / ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ / CHANGES AND ADDITIONS / КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ / KEY CHANGES IN THE TAX LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полозова А.Н., Нуждин Р.В., Брянцева Л.В., Нейштадт М.Л.

Обоснованы ключевые требования к формированию учётной политики для целей налогообложения; изложены условия, при которых вносятся и применяются изменения и дополнения в учётную налоговую политику; отражены основные изменения налогового законодательства, влияющие на содержание учётной политики организации для целей налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полозова А.Н., Нуждин Р.В., Брянцева Л.В., Нейштадт М.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология формирования учётной политики для целей налогообложения»

CaKfipoccaxap - 20 лет на iuaia страны-!

УДК 657.1.003

В ПОМОЩЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ

Технология формирования учётной политики для целей налогообложения

А.Н. ПОЛОЗОВА, д-р экон. наук, проф.

АОНО ВО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов»; Р.В. НУЖДИН, канд. экон. наук,

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»; Л.В. БРЯНЦЕВА, д-р экон. наук,

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»; М.Л. НЕйШТАДТ, канд. экон. наук,

АОНО ВО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов»

Учётная политика для целей налогообложения, согласно п. 12 ст. 16 НК РФ [1], утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации, применяется с 1 января года, следующего за годом её утверждения, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Технология формирования учётной политики для целей налогообложения предусматривает несколько ключевых требований, соблюдение которых даёт возможность менеджменту любой организации в полной мере решить необходимый комплекс задач, постоянно возникающих в процессе её деятельности, связанной именно с налоговым учётом. К ним относятся:

1) форма документального оформления политики налогового учёта;

2) порядок утверждения содержательных положений учётной налоговой политики;

3) ответственность за правильность ведения налогового учёта;

4) выбор варианта налогового учёта;

5) порядок утверждения налоговой учётной политики;

6) порядок изменений и дополнений, вносимых в учётную налоговую политику;

7) порядок представления учёт-

ной политики для целей налогообложения.

1. При оформлении учётной налоговой политики целесообразно предусмотреть соответствующие методические положения, а также основные организационно-технические стороны в одном распорядительном документе. Другие организационно-технические атрибуты налогового учёта, которые затруднительно излагать отдельными пунктами (например, регистры налогового учёта) должны оформляться приложениями к раскрываемой части политики налогового учёта. Такой подход вовсе не означает вынесения за пределы учётной политики организационного и технического аспектов системы налогового учёта, поскольку оптимальный выбор и обоснование учётной политики организации для целей налогообложения невозможны без рассмотрения системы налогового учёта в совокупности и взаимосвязи её методической, технической и организационной сторон.

2. Содержание учётной политики для целей налогообложения должно быть предварительно рассмотрено и одобрено протоколом решения учредителей (собственников) или совета директоров, а после этого она должна быть утверждена руководителем организации. Данное условие продик-

товано тем, что сформированная учётная политика влияет не только на уровень эффективности реализации вариантов налогового учёта, но и на своевременность и действенность принятия связанных с ним управленческих решений финансового характера.

3. Ответственность за правильность организации налогового учёта несёт руководитель. Однако практика показывает, что из-за низкого уровня квалификации работников бухгалтерии и несо-гласованости бизнес-интересов собственников и менеджмента многие организации уплачивают значительные штрафы и пени по налоговым платежам, имеют нерационально сформированные издержки, проводят необоснованное распределение доходов в ущерб интересам собственников организации. Поэтому необходимо предварительное коллегиальное рассмотрение того или иного методического аспекта при выборе принципов и правил в ходе разработки учётной налоговой политики.

4. Из максимально известных и законодательно определённых вариантов налогового учёта организации должны выбирать только необходимые, но не достаточные. Организации вовсе не обязаны излагать все возможные аспекты учётной налоговой политики, так как в учётную политику для це-

№ 6 • 2016 САХАР 47

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЕГЕТАЦИЕЙ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ: эффективные ХСЗР, [3] ЩЕЛКОВО

W V9 агрохимикаты, высококачественные семена, полный цикл агросопровождения АГРОХИМ

controlled vegetation system WWW.betaren.rU

В ПОМОЩЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ

Сш^россахар - 20 лет на $лаш страны-!

лей налогообложения необходимо включать только те варианты из имеющейся совокупности, которые нужны организационному менеджменту и полезны для бизнеса. Это связано с тем, что специфические особенности экономической деятельности организаций, и особенно факторы внешней и сопряжённой среды, могут в значительной степени влиять на содержание политики налогового учёта. Главное, чтобы закреплённые в учётной налоговой политике положения не противоречили нормам законодательства.

5. Учётную политику для целей налогообложения достаточно утвердить один раз или приказом, или распоряжением руководителя организации не позднее 31 декабря года, предшествующего году её применения, и применять с 1 января года, следующего за годом утверждения (п. 12 ст. 167 НК РФ). При этом необходимо соблюдать последовательность применения норм и правил налогового учёта от одного налогового периода к другому. Важно также понимать, что принимать каждый год новую налоговую учётную политику не требуется. Вновь созданная организация утверждает учётную политику для целей налогообложения не позднее окончания первого налогового периода, и в этом случае она считается применяемой со дня создания организации (п. 12 ст. 167 НК РФ).

6. В необходимых случаях в действующую учётную налоговую политику вносятся изменения и дополнения (табл. 1). Необходимость данных изменений должна быть обоснована в пояснительной записке к годовому отчёту за предшествующий период.

Некоторые способы ведения налогового учёта организация не вправе менять в течение определённого времени:

— порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости незавершённого производства) устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов (п. 1 ст. 319 НК РФ);

— выбранный способ учёта транспортно-заготовительных расходов по товарам для целей налогообложения торговая организация обязана применять минимум в течение двух лет подряд (ст. 320 НК РФ).

7. Учётная политика для целей налогообложения не представляется в налоговую инспекцию одновременно с бухгалтерской или налоговой отчётностью. В НК РФ специальных указаний по поводу включения налоговой учётной политики в состав отчётности нет, поэтому последнюю можно считать частью единой учётной политики и вместе с бухгалтерской учётной политикой включать в

состав бухгалтерской отчётности. Налоговая учётная политика может быть представлена заинтересованным лицам не только в составе отчётности, но и по требованию этих заинтересованных лиц, в частности налоговых органов. Однако, если ИФНС потребует представить её в ходе проверки, это надо будет сделать в установленный срок:

1) пять рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п. 5 ст. 93.1 НК РФ):

— при проведении камеральной или выездной проверки другого налогоплательщика;

— вне рамок проверки для получения документов, касающихся конкретной сделки;

2) десять рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п. 3 ст. 93 НК РФ) при проведении камеральной или выездной проверки организации.

Таким образом, учётная налоговая политика, являющаяся средством реализации способов (методов) налогового учёта, может различаться в разных организациях. Это связано с тем, что варианты и правила оценки и учёта имущества, обязательств, доходов и расходов, приемлемых для управления одной организацией и оптимальных для неё, могут оказаться неэффективными для другой организации [2; 3; 4; 5].

Таблица 1. Дополнения и изменения, вносимые в учётную налоговую политику

Дополнения Изменения

Вносятся

При появлении новых фактов хозяйственной жизни, с которыми организация ранее не сталкивалась — в любое время налогового периода, в том числе в середине года Если организация меняет способ учёта уже существующих фактов хозяйственной жизни: 1) в связи с изменением законодательства; 2) по собственному желанию при добровольном изменении способов и методов учёта

Применяются

С момента утверждения дополнений При изменении налогового законодательства — с момента вступления в силу соответствующего нормативного правового акта; при добровольном изменении учётной политики — не ранее начала отчётного периода, следующего за периодом их утверждения

Изменения или дополнения утверждаются приказом руководителя

ЕО ЩЕЛКОВО ЬИУ АГРОХИМ www.betaren.ru

СЕМЕНА ГИБРИДОВ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Высокий доход от каждого семен

£

Таблица 2. Изменения в системе налогообложения РФ (2013—2016 гг.)

о- >£Е

? Зь

3

г

О • К) Нормативный правовой акт Аспекты Сущность изменения Введение в действие

04 Поправки внесены в соответствующие пункты ст. 250, 265, 271 и 272 НКРФ.

о а ФЗ № 81-ФЗ от 20.04.2014 Понятие суммовой разницы Понятие суммовой разницы отменено. В состав курсовых разниц включены разницы от переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, бухгалтерский учёт ведётся в соответствии с ПБУ 3/2006. Все разницы, возникающие по договорам, выраженным в иностран- 01.01.2015

> ной валюте, независимо от валют расчетов называются одинаково — курсовые, и моменты

Т> возникновения у них одинаковые

Признание убытка от уступки права требования в расходах Поправки внесены в соответствующие пункты ст. 279 НК РФ.

чо ФЗ № 81-ФЗ от 20.04.2014 Убытки при уступке налогоплательщиком — продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу, срок платежа по которому наступил, включаются во внереализационные расходы в полном объёме на дату уступки права требования, как и в бухгалтерском учёте 01.01.2015

Ф3№ 81-ФЗ от 20.04.2014 Метод ЛИФО Поправки внесены в п. 8 ст. 254 НК РФ. Метод списания материально-производственных запасов (МПЗ) ЛИФО исключён из НК РФ 01.01.2015

ФЗ № Збб-ФЗ от 24.11.2014 Ставка НДФЛ на дивиденды для резидентов Поправки внесены в соответствующие пункты ст. 284 и 210 НК РФ. Увеличена ставка НДФЛ с 9 до 13% при получении резидентами дивидендов 01.01.2015

Поправки внесены в п. 3 ст. 256 НК РФ.

ФЗ № 382-ФЭ от 29.11.2014 Состав имущества, подлежащего амортизации Дополнен перечень имущества, не подлежащего амортизации. Если находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев основные средства продолжают использоваться в деятельности, направленной на получение дохода, они могут амортизироваться 01.01.2015

Поправки внесены в п. 9 ст. 255 НК РФ.

ФЗ № 382-ФЭ от 29.11.2014 Порядок включения компенсаций в расходы при увольнении работников Предусмотрена возможность включения в состав расходов любых компенсаций, выплачиваемых работнику при увольнении в соответствии с заключёнными договорами и соглашениями, содержащими нормы трудового права. К ним относятся: выходные пособия, выплачиваемые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права 01.01.2015

Состав резервов при расчётах с персоналом Поправки внесены в п. 24 ст. 255 НК РФ.

ФЗ № 382-ФЭ от 29.11.2014 Предусмотрена возможность формирования резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год 01.01.2015

Поправки внесены в п. 1 ст. 269 НК РФ.

Отменено нормирование расходов в виде процентов по долговым обязательствам. Проценты по долговым обязательствам признаются доходом (расходом) в размере фактической ставки.

ФЗ № 420-ФЗ от 28.12.2013 Порядок учёта процентов по займам По долговым обязательствам, возникшим в результате совершения контролируемых сделок, доходом (расходом) признаётся процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учётом положений разд. У.1 НК РФ о контролируемых сделках. Исключением являются случаи, когда одной из сторон такой сделки является банк. В этом случае налогоплательщик вправе: признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, который установлен п. 1.2 ст. 269 НК РФ; признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, который установлен п. 1.2 ст. 269 НКРФ. Если данные условия не соблюдаются, то доходом (расходом) признаётся процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учётом положений разд. V. 1 НК РФ о контролируемых сделках 01.01.2015

а

РЧ >

5

ь- > Е

т ~~1 гп

КГ "Р С]

Продолжение таблицы 2

ui о

Нормативный правовой акт

ФЗ № 376-ФЭ от 24.11.2014

ФЗ № 150-ФЗ от 08.06.2015

ФЗ № 150-ФЗ от 08.06.2015

ФЗ № 150-ФЗ от 08.06.2015

Аспекты

Критерии налогового резидентства

Порядок замены имущественного вычета

Порядок

налогообложения НДФЛ дохода в виде ликвидационных дивидендов

Порядок применения симметричных корректировок сумм налогов организациями

Сущность изменения

Поправки внесены в соответствующие пункты ст. 246.2 НК РФ.

Обозначены два основных критерия налогового резидентства Российской Федерации: исполнительный орган организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из России; главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать, управлять и контролировать деятельность предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в России.

Определено применение дополнительных критериев налогового резидентства, изначально приведённых в подп. 5 п. 2 ст. 246 НКРФ (ведение бухгалтерского учёта, делопроизводства, управление персоналом). Они применяются в случае, если имеет место хотя бы один из основных критериев резидентства, и при этом такой иностранной организацией предоставлены документы, подтверждающие наличие какого-либо из основных критериев также и в иностранном государстве.

Уточнён момент начала действия налогового резидентства Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при приобретении этого статуса в порядке самопризнания: иностранная организация вправе

самостоятельно признать себя налоговым резидентом по своему выбору:

1) с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя резидентом России;

2) с момента предоставления в налоговый орган по месту своего учёта заявления о признании себя налоговым резидентом России

Поправки внесены в пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ.

Предусмотрена возможность замены имущественного вычета при продаже имущества на расходы, связанные с его приобретеёнием. Физическим лицам (плательщикам НДФЛ) участникам общества дано право на получение имущественного вычета при получении: действительной стоимости доли при выходе из состава участников общества; средств (имущества) участнику общества при ликвидации общества; выплат при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале. Расходами считается денежная сумма и (или) стоимость иного имущества, внесённых в качестве взноса в уставной капитал при учреждении фирмы или при увеличении уставного капитала, затраты на приобретение или увеличение доли в уставном капитале. При отсутствии документально подтверждённых расходов на приобретение доли в уставном капитале имущественный вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в результате прекращения участия в обществе, не превышающем в целом 250 000 руб. за налоговый период

Поправки внесены в главу 23 НК РФ и предусмотрены новые: п. 60 ст. 217 и пп. 2.1 п. 2 ст. 220 НК РФ.

При ликвидации иностранных организаций в срок до 01.01.2017 доход в виде ликвидационных дивидендов, причитающихся российскому налогоплательщику-акционеру, не подлежит обложению НДФЛ при получении. Акционеру необходимо предоставить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией составленное в произвольной форме заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества (имущественных прав) и ликвидируемой (прекращаемой) КИК и приложением документов, содержащих сведения о стоимости имущества по данным учёта ликвидируемой КИК на дату её ликвидации

Поправки внесены в соответствующие пункты ст. 105 НК РФ.

Дополнен перечень оснований для применения симметричных корректировок сумм налогов организациями — налогоплательщиками, являющимися другими сторонами контролируемых сделок. Другой стороне сделки предоставлено право проводить симметричные корректировки налогов, указанных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ, в декларациях также в случае, если корректировка осуществлена другим налогоплательщиком самостоятельно. Основанием является информация от налогоплательщика, который скорректировал базу и суммы налога (убытка) и документы, подтверждающие погашение им соответствующей недоимки

Введение в действие

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2016

08.07.2015

СО

Я

О

п

|<

1СЛ

£

о

> Т>

Продолжение таблицы 2

Нормативный правовой акт Аспекты Сущность изменения Введение в действие

ФЗ № 67-ФЗ от 30.03.2015 (пп. «б» п. 4 ст. 4, ч. 3 ст. 6) Состав обязательной информации в реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц Поправки внесены в п. 5, 6 ст. 11, пп. «з. 1», «з. 2» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона № 129-ФЗ. В Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц должны содержаться сведения: — о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице; — сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения 01.01.2016

Ф3№ 323-Ф3 от 23.11.2015 (п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 2) Требования к форме контракта (договора) для подтверждения ставки НДС0% Поправки внесены в п. 19 ст. 165 НК РФ. Установлены требования к форме контракта (договора) для подтверждения ставки НДС 0%: контракты (договоры) могут быть представлены в виде одного подписанного сторонами документа либо совокупности документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих всю необходимую информацию 01.01.2016

ФЗ № ИЗ-ФЗ от 02.05.2015 (п. 5 ст. 1, пп. «а» п. 3 ст. 2, ч. 1, 3 ст. 4), приказ ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450®, письмо Минфина России № 03-04-06/63268 от 02.11.2015, информация ФНС России от 26.11.2015 Обязанность налоговых агентов представлять в налоговый орган по месту своего учёта ежеквартальный расчёт сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ Поправки внесены в п. 1 ст. 80, п. 2 ст. 230 НК РФ. Расчёт должен представляться налоговым агентом за I квартал, полугодие, 9 месяцев в срок не позднее 30 апреля, 31 июля и 31 октября, а за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчёт по форме 6-НДФЛ представляется налоговым агентом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек данный расчёт может быть представлен на бумажном носителе 01.01.2016

ФЗ № ИЗ-ФЗ от 02.05.2015 (пп. «б» п. 7 ст. 1, ч. 3 ст. 4) Ответственность за непредставление налоговым агентом в ИФНС по месту учёта в установленный срок ежеквартального расчёта 6-НДФЛ Поправки внесены в п. 1.2 ст. 126 НК РФ. Предусмотрен штраф за непредставление налоговым агентом в ИФНС по месту учёта в установленный срок ежеквартального расчёта 6-НДФЛ в размере 1 000 руб. за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для его представления 01.01.2016

ФЗ № ИЗ-ФЗ от 02.05.2015 (пп. «а» п. 3 ст. 2, ч. 3 ст. 4) Ответственность за несоблюдение порядка представления расчёта по форме 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ в электронной форме Поправки внесены в п. 2 ст. 230 НК РФ. Для налоговых агентов с численностью работников 25 человек и более предусмотрен штраф в размере 200 руб. за непредставление расчёта по форме 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ в электронной форме 01.01.2016

ФЗ № ИЗ-ФЗ от 02.05.2015 (п. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 4) Право налоговых органов приостанавливать операции по банковским счетам Поправки внесены в п. 3.2 ст. 76 НК РФ. Налоговым органам предоставлено право приостанавливать операции по банковским счетам (переводы электронных денежных средств) налоговых агентов в случае непредставления ими в налоговый орган расчёта по форме 6-НДФЛ в течение 10 дней по истечении установленного срока 01.01.2016

ФЗ № ИЗ-ФЗ от 02.05.2015 (пп. «в» п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 4) Срок представления сведений о невозможности удержания НДФЛ Поправки внесены в абз. 1 п. 5 ст. 226 НК РФ. Сдвинут до 1 марта года, следующего за отчётным, срок предоставления сведений о невозможности удержания НДФЛ в отношении доходов, полученных налогоплательщиком 01.01.2016

ФЗ № ИЗ-ФЗ от 02.05.2015 (пп. «б» п. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 4) Дата признания отдельных видов доходов для целей исчисления НДФЛ Поправки внесены в пп. 7 п. 1 ст. 223 НКРФ. Датой признания материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при займах (кредитах), для целей исчисления НДФЛ установлен последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заёмные (кредитные) средства 01.01.2016

Ьг > Е

а

- о ^

5

^ о

Продолжение таблицы 2

ю

О >

X >

ТЗ

£

Нормативный правовой акт Аспекты Сущность изменения Введение в действие

Ф3№ ИЗ-ФЗ от 02.05.2015 (пп. «а» п. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 4) Дата признания отдельных видов доходов для целей исчисления НДФЛ Поправки внесены в пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ. Датой признания материальной выгоды, полученной при приобретении ценных бумаг, для целей исчисления НДФЛ установлен день приобретения ценных бумаг / день перехода права собственности на ценные бумаги 01.01.2016

Ф3№ ИЗ-ФЗ от 02.05.2015 (пп. «б» п. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 4) Дата признания отдельных видов доходов для целей исчисления НДФЛ Поправки внесены в пп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ. Датой признания доходов, возникающих в связи с возмещением работнику командировочных расходов, для целей исчисления НДФЛ установлен последний день месяца, в котором утверждён авансовый отчёт 01.01.2016

Налогообложение доходов в виде возмещённых налогоплательщику на основании решения суда судебных расходов Поправки внесены в п. 61 ст. 217 НК РФ.

ФЗ № 320-ФЭ от 23.11.2015 (пп. «б» п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 3) Освобождены от налогообложения НДФЛ доходы в виде возмещённых налогоплательщику на основании решения суда судебных расходов, предусмотренных гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве, понесённых налогоплательщиком при рассмотрении дела в суде 23.11.2015

Ф3№ 327-Ф3 от 28.11.2015 (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 3) Порядок налогообложения НДФЛ финансовых результатов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте Поправки внесены в ст. 214.9, абз. 1 п. 2 ст. 226.1 НКРФ. Установлен порядок определения налоговой базы и исчисления НДФЛ для финансовых результатов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте. Финансовый результат по фактам хозяйственной жизни, учитываемым на инвестиционном счёте, определяется отдельно от финансового результата по иным фактам хозяйственной жизни и не уменьшается на сумму отрицательного результата по фактам хозяйственной жизни, не учитываемым на данном счёте 01.01.2016

ФЗ № 150-ФЗ от 08.06.2015 (п. 7, 8 ст. 2, ч.4,7 ст. 5) Критерий стоимости амортизируемого имущества Поправки внесены в п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ. До 100 000 руб. увеличена стоимость объектов, признаваемых амортизируемым имуществом и введённых в эксплуатацию после 01.01.2016 01.01.2016

Поправки внесены в п. 3 ст. 286, п. 5 ст. 287 НК РФ.

ФЗ № 150-ФЗ от 08.06.2015 (п. 9, 10 ст. 2,ч. 4 ст. 5) Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей Скорректированы критерии для получения права на уплату квартальных авансовых платежей по прибыли: — увеличена до 15 млн руб. за квартал предельная сумма среднего квартального дохода от реализации, исчисляемая на основе четырёх предыдущих кварталов; — для вновь созданных организаций предельная сумма выручки от реализации установлена в размере 5 млн руб. в месяц либо 15 млн руб. в квартал 01.01.2016

ФЗ № 122-ФЗ от 02.05.2015 (п. 3 ст. 1) (не вступил в силу); Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (пп. «а» п. 25) Порядок использования профессиональных стандартов Поправки внесены в ч. 1, 2 ст. 195.3 ТК РФ. Установлена обязанность организаций применять профессиональные стандарты, утверждённые Минтрудом России для отдельных профессий (должностей), в тех отраслях экономики, где законодательством предусмотрены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения им трудовой функции 01.07.2016

Поправки внесены в ст. 56.1 ТК РФ.

Закон РФ № 1032-1 от 19.04.1991 (ст. 18.1), ФЗ № 116-ФЗ от 05.05.2014 (абз. 5—10 п. 2 ст. 1, п. 3, 4 ст. 5, ст. 7), постановление Правительства РФ № 1165 от 29.10.2015 Порядок использования заёмного труда Заёмный труд запрещён. Ограничен круг лиц, которые вправе предоставлять труд работников (персонала), а также обстоятельства, при которых им разрешается осуществлять эту деятельность. Деятельность по предоставлению персонала могут осуществлять только: — частные агентства занятости; — другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), в тех случаях, если работники с их согласия направляются временно к юридическим лицам с особыми условиями деятельности 01.01.2016

СО

я

О ^

О

В

сг

я

•о

РЧ

•о Я Я

Я

>

> 5

£

Продолжение таблицы 2

О

> т>

Нормативный правовой акт Аспекты Сущность изменения Введение в действие

Поправки внесены в п. 1 и 5 ст. 174 НК РФ.

ФЗ № 382-ФЭ от 29.11.2014 Сроки представления декларации и уплаты НДС Срок сдачи декларации и уплаты НДС продлён до 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, для плательщиков НДС, налоговых агентов, а также иных лиц, выставляющих счета-фактуры 01.01.2015

Поправки внесены в пп. 1.1 ст. 172 НК РФ.

ФЗ № 382-ФЭ от 29.11.2014 Порядок применения вычета по НДС Организациям-покупателям предоставлено право применять вычет в течение трёх лет с момента принятия имущества к учёту. Организация может выбирать, когда принять к вычету НДС по счё-ту-фактуре, полученному от продавца по истечении налогового периода, в котором приобретённое имущество принято на учёт, но до срока представления налоговой декларации за указанный период. Такие вычеты можно будет принять с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учёт 01.01.2015

Поправки внесены в абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ.

ФЗ № Збб-ФЗ от 24.11.2014 Порядок вычета НДС по нормируемым расходам Отменено требование, согласно которому суммы НДС по нормируемым расходам подлежали вычету в размере, соответствовавшем таким нормативам. НДС по всем нормируемым расходам (за исключением представительских) можно принимать к вычету в полном объёме 01.01.2015

Поправки внесены в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ.

ФЗ № Збб-ФЗ 24.11.2014 Порядок налогообложения НДС сделок с имуществом банкротов Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества или имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством несостоятельными (банкротами). Отменена обязанность покупателей и продавцов имущества банкротов уплачивать НДС 01.01.2015

Поправки внесены в соответствующие пункты ст. 171 НК РФ.

ФЗ № Збб-ФЗ 24.11.2014 Порядок восстановления сумм НДС, принятых к вычету в отношении приобретённых или построенных ОС Утратило силу положение о восстановлении сумм НДС, принятых к вычету в отношении приобретённых или построенных ОС, содержавшиеся в подп. 5—9 п. 6 ст. 171 НК РФ. Суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету в отношении приобретённых или построенных объектов ОС в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случаях и порядке, предусмотренных ст. 171.1 НКРФ, которая вносит в работу бухгалтера незначительные изменения технического плана 01.01.2015

Поправки внесены в п. 5.1 ст. 174 НКРФ.

Информационной базой для заполнения декларации по НДС являются:

— Книги покупок и Книги продаж налогоплательщика (общий случай);

ФЗ № 238-Ф3 от 21.07.2014 Порядок заполнения декларации по НДС — журналы учёта полученных и выставленных счетов-фактур. Это касается случая выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров. При этом указываются сведения в отношении посреднической деятельности; — выставленные счета-фактуры. Это правило распространяется на лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ. Ими, в частности, являются неплательщики НДС (применяющие УСН или ЕНДВ), выставившие счета-фактуры с выделенной суммой налога. Состав и порядок включения информации определён уполномоченным органом при утверждении новой формы декларации по НДС (п. 5.1 ст. 174 НКРФ). 01.01.2015

о- >£Е

? Зь

3

г

а

РЧ >

5

В ПОМОЩЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ

Сок^россахар - 20 лет на $лаш страны-!

Strong Top-Line Growth (RUB bn)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 2014 2015

Strong Profitability (%)

2013 2014 2015

Gross profit margin ■ Adj. EBITDA margin l Net income margin

Conservative Leverage (RUB bn)

Поскольку налоговое законодательство постоянно претерпевает изменения, их использование в ходе разработки учётной политики является принудительным. Так, в 2013—2016 гг. были приняты следующие федеральные законы, внёсшие поправки в НК РФ: № 81-ФЗ от 20.04.2014, № 366-ФЗ от 24.11.2014, № 382-ФЗ от 29.11.2014, № 420-ФЗ от

28.12.2013, № 150-ФЗ от 08.06.2015, № 323-ФЗ от 23.11.2015, № 327-ФЗ от 28.11.2015, № 116-ФЗ от

05.05.2014, № 67-ФЗ от 30.03.2015, № 113-ФЗ от 02.05.2015, № 325-ФЗ от 28.11.2015, № 246-ФЗ от

13.07.2015, № 182-ФЗ от 29.06.2015, № 209-ФЗ от 29.06.2015 и др.

Основные ключевые изменения приведены в табл. 2. Таким образом, налоговый учёт ведётся:

— для формирования полной и достоверной информации о порядке учёта в целях налогообложения фактов хозяйственной жизни, осуществлённых организацией в течение отчётного (налогового) периода, обеспечения соответствующей информацией внутренних и внешних пользователей, а также для контроля правильности исчисления, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налогов;

— в соответствии с принятой учётной налоговой политикой.

При этом нормативно-правовое регулирование системы налогообложения в Российской Федерации постоянно обновляется, чему необходимо уделять особое внимание в ходе разработки в организациях учётной политики для целей налогообложения.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.

2. Брянцева Л.В. Учётная политика для целей налогообложения: учеб. пособие / Л.В. Брянцева, А.Н. Полозова. — Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2016. — 166 с.

3. Дружиловская Т.Ю. Формирование учётной политики в практике российских организаций / Т.Ю. Дружиловская, Т.Н. Коршунова // Международный бухгалтерский учёт. — 2015. — № 32. — С. 16-27.

4. Полозова А.Н. Учётная политика для целей налогообложения: особенности формирования / А.Н. Полозова, Л.В. Брянцева // Сахар. - 2014. - № 9. - С. 2-5.

5. Полозова А.Н. Экономический учёт и анализ доходов и расходов: учеб. пособие / А.Н. Полозова, М.Л. Нейштадт, И.М. Ярцева / Воронеж: АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», 2015. - 104 с.

Ключевые слова: учётная политика для целей налогообложения, налоговый учёт, способы и варианты учёта, изменения и дополнения, ключевые изменения в налоговом законодательстве.

Аннотация. Обоснованы ключевые требования к формированию учётной политики для целей налогообложения; изложены условия, при которых вносятся и применяются изменения и дополнения в учётную налоговую политику; отражены основные изменения налогового законодательства, влияющие на содержание учётной политики организации для целей налогообложения.

Keywords: accounting policy for tax purposes, tax accounting, accounting methods and variants, changes and additions, key changes in the tax legislation. Abstract. It is proved key requirements for accounting policy formation related to the tax purposes; it is presented the issues providing some changes and additions to the tax accounting policy; it is determined the main tax legislation changes affecting accounting policy for tax purposes.

EO ЩЕЛКОВО ЫУ АГРОХИМ www.betaren.ru

СЕМЕНА ГИБРИДОВ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Высокий доход от каждого семен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.