Научная статья на тему 'Анализ основных изменений Налогового и бухгалтерского законодательства в 2015 г'

Анализ основных изменений Налогового и бухгалтерского законодательства в 2015 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ТОРГОВЫЙ СБОР / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалов М.В.

В статье рассмотрены основные изменения налогового и бухгалтерского законодательства, вступившие в силу с 1 января 2015 г. Автором подробно анализируются изменения 2015 г. всех основных налогов и сборов: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, торговый сбор, налог на доходы физических лиц, страховые взносы, а также изменения в рамках специальных налоговых режимов и новации в налоговом администрировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ основных изменений Налогового и бухгалтерского законодательства в 2015 г»

Бухгалтер и закон

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 2015 г.

М. В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук, доцент, заместитель главного бухгалтера Тамбовского государственного университета

им. Г. Р. Державина

В статье рассмотрены основные изменения налогового и бухгалтерского законодательства, вступившие в силу с 1 января 2015 г. Автором подробно анализируются изменения 2015 г. всех основных налогов и сборов: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, торговый сбор, налог на доходы физических лиц, страховые взносы, а также изменения в рамках специальных налоговых режимов и новации в налоговом администрировании.

Ключевые слова: налог на прибыль, налоговый мониторинг, страховые взносы, торговый сбор, налог на имущество

Каждый новый год приносит нам существенные изменения в области расчета, начисления и уплаты налогов и взносов. Не исключением стал и 2015 г. Рассмотрим основные изменения в области налогового и бухгалтерского законодательства, вступившие в силу с 2015 г.

Изменения были внесены в расчеты всех основных налогов, в том числе и гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций». Так, с 01.01.2015 из Налогового кодекса Российской Федерации исключается понятие «суммовые разницы», а также особые правила их учета. Теперь по операциям, которые выражены в иностранной валюте (условных единицах), но расчеты по которым проводятся в рублях, изменение курса валюты нужно отражать в том же порядке, что

и курсовые разницы (п. 5—16 ст. 1 Федерального закона от 20.04.2014 N° 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

В зависимости от того, что произошло раньше, требования (обязательства), выраженные в валюте (условных единицах), но подлежащие оплате в рублях, пересчитываются в рубли:

— на дату перехода права собственности;

— на дату прекращения требований (обязательств);

— на последнее число каждого месяца.

Пересчет производится либо по официальному курсу Центрального банка России, либо (если сторонами сделки предусмотрено иное) по курсу, установленному договором.

С нового года изменен порядок учета расходов на приобретение имущества, которое не является амортизируемым. Так, с 01.01.2015 организация может самостоятельно определять порядок списания материальных расходов с учетом срока использования имущества и других экономических показателей. Например, стоимость малоценных быстроизнашивающихся предметов можно списывать в течение нескольких отчетных периодов, а не только единовременно, как было ранее (подп. «а» п. 7 ст. 1 Федерального закона от 20.04.2014 № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

С нового года в целях расчета налога на прибыль больше не применяется метод ЛИФО (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 20.04.2014 N° 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Данный метод основан на допущении, что в течение определенного периода товары реализуются в последовательности, обратной их приобретению (поступлению) — «последней приобретен — первый списан». В бухгалтерском учете метод ЛИФО не применяется с 2008 г. Таким образом, это изменение направлено на уменьшение различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Важной законодательной новацией является прекращение нормирования расходов по уплате процентов за пользование заемными средствами (п. 17 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Организации с нового года могут учитывать при расчете налога на прибыль начисленные проценты без ограничений, исходя из фактической ставки, предусмотренной условиями договора. Исключение составляют контролируемые сделки. В отношении долговых обязательств, возникших в контролируемых сделках, установлены предельные значения процентных ставок, привязанные к международным ставкам ЕиМВОЯ, SHIBOR, ЛИБОР.

В текущем году законодатель увеличил ставку налога на прибыль с получаемых дивидендов. Так, с 01.01.2015 платить налог с дивидендов, получаемых российской организацией, нужно по ставке 13 %. Ранее дивиденды облагались налогом на прибыль по ставке 9 % (п. 36 ст. 1 Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Существенным корректировкам подверглась гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на добавленную стоимость». Так, с 01.01.2015 плательщики налога на добавленную стоимость (НДС), кроме посредников и застройщиков, освобождены от обязанности ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (подп. «а» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 20.04.2014 № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

С нового года платить НДС и сдавать декларации по этому налогу необходимо не позднее 25-го

числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Таким образом, срок оплаты и подачи декларации по НДС продлили на 5 календарных дней.

Изменения в новом году коснулись и страховых взносов. В 2015 г. предельный размер расчетной базы для начисления страховых взносов по ставке 22 % в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР РФ) равен 711 тыс. руб. При превышении доходов работника 711 тыс. руб. за календарный год ставка взноса в ПФР РФ составит на сумму превышения 10 %. В свою очередь база для расчета взносов в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) по ставке 2,9 % в 2015 г. составляет 670 тыс. руб. Суммы превышения доходов сотрудников организации за календарный год 670 тыс. руб. взносами ФСС РФ не облагаются.

Важно подчеркнуть, что предельная величина для взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в 2015 г. не установлена, поэтому взносы на обязательное медицинское страхование нужно начислять по ставке 5,1 % на все облагаемые выплаты независимо от их суммарного размера (постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г.»).

С 01.01.2015 страхователи с численностью работающих более 25 чел. должны подавать сведения персонифицированного учета и расчеты по страховым взносам только в электронном виде (п. 2 ст. 1, подп. «в» п. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).

Также с 01.01.2015 предприниматели, не имеющие наемного персонала, могут рассчитывать месячную сумму страховых взносов пропорционально количеству календарных дней ведения соответствующей предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).

Законодатель определил условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взно-

сов, пеней и штрафов. С 2015 г. страхователь может получить отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов при наличии одного из условий:

— страхователю был причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

— сезонный характер производства или реализации товаров, работ или услуг;

— отсутствие финансирования у страхователя для уплаты страховых взносов (подп. «а» п. 17 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).

Еще одной законодательной новеллой является то, что с 01.01.2015 на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, нужно начислять страховые взносы в Фонд социального страхования РФ по тарифу 1,8 % (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2014 № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

В новом году изменились сроки представления расчетов по формам РСВ-1 ПФР и 4-ФСС. По новым правилам, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам необходимо сдать:

— в Пенсионный фонд РФ на бумаге не позднее 15-го числа второго месяца после отчетного периода, а в электронном виде — не позднее 20-го числа второго месяца после отчетного периода;

— в ФСС РФ на бумаге не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а в электронном виде — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2014 № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).

Важно отметить, что с 2015 г. право применять пониженные тарифы страховых взносов теряют:

— сельскохозяйственные производители, в том числе плательщики единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);

— общественные организации инвалидов;

— работодатели с выплат в пользу инвалидов (ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального

страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», ч. 5 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Ряд изменений коснулся и налога на доходы физических лиц (НДФЛ), так, с 01.01.2015 ставка НДФЛ с дивидендов для резидентов увеличена с 9 до 13 % (п. 29 ст. 1 Федерального закона от

24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Кроме того, введена новая статья Налогового кодекса Российской Федерации — 219.1 «Инвестиционные налоговые вычеты», которая предусматривает следующие вычеты:

— в размере положительного финансового результата, который получен от реализации ценных бумаг, если они находились в собственности гражданина более трех лет;

— в сумме денежных средств, которые внес гражданин на индивидуальный инвестиционный счет;

— в сумме доходов от операций, которые учитываются на индивидуальном инвестиционном счете (п. 11 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Налог на имущество организаций претерпел следующие корректировки: с 01.01.2015 года организации — крупнейшие налогоплательщики, имеющие в субъекте Российской Федерации несколько обособленных подразделений или объектов недвижимости, могут сдавать единую декларацию по налогу на имущество. Для этого нужно уведомить налоговые инспекции о выборе ответственного подразделения (объекта недвижимости), по местонахождению которого организация будет подавать единую декларацию (п. 8 ст. 2 Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Важным изменением является то, что с

01.01.2015 не признаются объектом налогообложения только те основные средства, которые включены в первую или вторую амортизационные группы по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О

Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). При этом движимое имущество — основные средства, приобретенные начиная с 01.01.2013, теперь относятся к категории «освобожденного от налогообложения» (п. 25 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако, по новым правилам, движимое имущество — основные средства не освобождаются от налогообложения, если данное имущество было получено в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи между взаимозависимыми лицами (п. 55 ст. 1 Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Федеральным законом от 29.11.2014 № 3 82-ФЗ введена в действие новая глава Налогового кодекса Российской Федерации — гл. 33 «Торговый сбор». Данный сбор устанавливается муниципальными образованиями. Объектом обложения торговым сбором признается использование движимого или недвижимого имущества в торговой деятельности (п. 30 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Периодом обложения сбором признается квартал. Ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь. При этом ставка сбора не может превышать расчетной суммы налога, подлежащей уплате в соответствующем муниципальном образовании в связи с применением патентной системы налогообложения УСН на основе патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца (п. 1 ст. 415 Налогового кодекса Российской Федерации).

Ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 руб. на 1 м2 площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор (п. 4 ст. 415 Налогового кодекса Российской Федерации).

Нормативными правовыми актами муниципальных образований могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов

осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля (п. 6 ст. 415 Налогового кодекса Российской Федерации).

Сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения как произведение ставки сбора и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли (п. 1 ст. 417 Налогового кодекса Российской Федерации). Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

От уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых он установлен, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие единый сельскохозяйственный налог.

В целом введение в Налоговый кодекс Российской Федерации торгового сбора расширяет перечень местных налогов и сборов. Реальная практика применения данного сбора начнется, скорее всего, с 2016 г., так как закон о принятии в налоговое законодательство торгового сбора датирован 29.11.2014, поэтому большинство муниципалитетов не имели времени для утверждения сбора с начала 2015 г. на своих территориях.

С 01.01.2015 увеличиваются размеры государственной пошлины за большинство видов юридически значимых действий (ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Важным изменением для физических лиц является введение обязанности сообщать в налоговые инспекции о наличии у них недвижимости и транспортных средств. Так, граждане, у которых имеются в собственности машины, квартиры, дачи и прочее имущество, облагаемое налогом на имущество физических лиц и транспортным налогом, обязаны сообщить в инспекцию о наличии такой собственности. Эта обязанность возникает, если человек не получил в срок уведомления на уплату налога. Исключение составляют льготники, которые такие налоги не платят. Сообщить в инспекцию об имуществе нужно не позднее 31 декабря года, который следует за истекшим налоговым периодом (подп. «в» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

С нового года изменены сроки уплаты налогов граждан: транспортного и земельного, теперь крайний срок уплаты налогов — 1 октября, вместо 1 ноября (п. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от

02.12.2013 № 334-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»»).

Ряд изменений коснулся и специальных налоговых режимов, так, организации, применяющие УСН, должны платить налог на имущество с объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Важно отметить, что с 01.01.2015 минимальный размер оплаты труда увеличен с 5 554 руб. до 5 965 руб., т. е. на 411 руб. (ст. 1 Федерального закона от

01.12.2014 № 408-ФЗ

«О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»»). Также с 01.01.2015 проиндексированы пособия гражданам, имеющим детей, коэффициент индексации составляет 1,055, т. е. 5,5 % (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.12.2014 № 384-ФЗ от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»).

С нового года иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в России, могут получать пособия по временной нетрудоспособности. Это право они получают, если работодатель платил за них взносы в ФСС РФ, как минимум, 6 мес. перед месяцем наступления страхового случая (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 01.12.2014 № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

В 2015 г. вводится новый вид налогового контроля — налоговый мониторинг, в рамках которого налоговая инспекция проверяет правильность и своевременность уплаты налогов и сборов (разд. V. 2 Налогового кодекса Российской Федерации «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга»).

Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:

— совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 300 млн руб.;

— суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.;

— совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб. (п. 3 ст. 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, налоговый мониторинг проводится только в отношении крупных организаций. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о его проведении.

Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который он проводится, и оканчивается 1 октября следующего года.

Налоговый мониторинг проводится по заявлению организации. Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.27 Налогового кодекса Российской Федерации).

При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (п. 3 ст. 105.29 Налогового кодекса Российской Федерации).

По итогам мониторинга инспекция составляет мотивированное мнение, которое отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов (п. 1 ст. 105.30 Налогового кодекса Российской Федерации), с которым организация может согласиться или не согласиться.

О согласии с мотивированным мнением организация уведомляет налоговый орган в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения. При этом организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговой декларации (расчете), путем подачи уточненной налоговой декларации (расчета) или иным способом (пп. 6 и 7 ст. 105.30 Налогового кодекса Российской Федерации).

В целом процедура налогового мониторинга должна быть выгодна для самой организации, так как позволяет согласовать с инспекцией вопросы начисления налогов и сборов, избежать пеней на сумму недоимок при соблюдении мнения инспекции, избежать камеральной налоговой проверки деклараций и выездной проверки за период, за который проводится мониторинг.

Кроме того, с 01.07.2015 вступает в силу ст. 11.2. Налогового кодекса Российской Федерации «Личный кабинет налогоплательщика». Личный кабинет налогоплательщика — это информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС России (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Через личный кабинет налогоплательщики-физические лица смогут передавать в инспекции любые налоговые документы: декларации, расчеты, заявления и т. д. Налоговая инспекция тоже сможет направлять гражданам электронные документы: уведомления, требования об уплате налогов и т. д.

Еще одним новшеством 2015 г. является то, что теперь взимать недоимки с лицевых счетов организаций налоговые инспекции могут без судебного разбирательства. Судебный порядок сохранен только в отношении недоимок, размер которых превышает 5 млн руб. (пп. 5 и 6 ст. 1 Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Кроме того, с нового года, если инспекция вынесла решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, банк не имеет права не только открывать организации новые счета, но и заключить с ней договор банковского вклада (депозита) (п. 10 ст. 1 Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

В традициях российского, в том числе налогового, законодательства, принимать законы в самом конце года, при этом они, как правило, вступают в силу уже с 1 января нового года. Не исключением стал и 2014 г., когда 29 декабря был принят ряд законов, вносящих существенные коррективы в текущее налоговое законодательство в 2015 г.

Так, Федеральным законом от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» принята норма, согласно которой субъекты Российской Федерации могут своими законами устанавливать налоговую ставку по УСН в размере 0 % для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах (п. 4 ст. 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации). Льготная ставка может применяться в течение двух налоговых периодов со дня регистрации индивидуального предпринимателя. При этом минимальный налог — 1 % от полученных доходов в данном случае не уплачивается.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка УСН в размере 0 %, устанавливаются субъектами РФ на основании Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Важно подчеркнуть, что для применения нулевой ставки по УСН доля доходов по итогам года от реализации товаров (работ, услуг), в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 %, в общем объеме доходов предпринимателя должна быть не менее 70 %.

Аналогичная нулевая ставка может быть установлена субъектами РФ и в отношении патентной системы налогообложения (п. 3 ст. 346.50 Налогового кодекса Российской Федерации).

Также Федеральным законом от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» уточняются сроки уплаты налога плательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, в частности срок уплаты полной суммы налога продлен до окончания срока действия патента (п. 2 ст. 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 29.12.2014 № 464-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налого-

вого кодекса Российской Федерации» установлено, что для организаций, занимающихся социальным обслуживанием граждан, применяется льготная налоговая ставка по налогу на прибыль 0 % (п. 1.9 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации). Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, вправе применять налоговую ставку по налогу на прибыль 0 %, если они удовлетворяют следующим условиям:

— организация включена в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;

— доходы организации за налоговый период от деятельности по предоставлению гражданам социальных услуг составляют не менее 90 % всех ее доходов;

— в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

— организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (п. 3 ст. 284.5 Налогового кодекса Российской Федерации).

Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, изъявившие желание применять налоговую ставку по налогу на прибыль 0 %, не позднее, чем за один месяц до начала календарного года, начиная с которого применяется льготная налоговая ставка, подают в налоговый орган соответствующее заявление в письменной форме.

Антикризисной мерой является принятие Федерального закона от 29.12.2014 № 462-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 74.1 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», которым скорректирован порядок налогообложения НДФЛ доходов в виде процентов по вкладам физических лиц в период с 15.12.2014 по 31.12.2015. В установленный период не подлежат налогообложению НДФЛ доходы в виде процентов, получаемые физическими лицами по вкладам в банках, если проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на десять процентных пунктов (абз. 5 п. 27 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, в период с 15.12.2014 по 31.12.2015 не облагаются НДФЛ доходы физических лиц в размере 18,25 банковских процентов (8,25 % (ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации) + 10 %).

Отметим, что до принятия Федерального закона от 29.12.2014 № 462-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 74.1 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» не облагались доходы в виде банковских процентов по рублевым вкладам, равные ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации + 5 %, т. е. 13,25 %. Также подчеркнем, что по банковским вкладам в иностранной валюте, как и ранее, не подлежит налогообложению 9 % годовых.

Список литературы

1. Беспалов М. В. Анализ механизма расчета страховых взносов в 2010 г. // Юрист. 2009. № 12. С. 55—61.

2. Беспалов М. В. Анализ основных изменений законодательства в области налогообложения и бухгалтерского учета // Все для бухгалтера. 2014. № 1. С. 28-32.

3. Беспалов М. В. Анализ современной российской налоговой политики и планируемых изменений в налоговом законодательстве в 2011 году // Налоги и финансы. 2011. № 3. С. 6—9

4. Беспалов М.В. Особенности расчета и начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в 2014 г. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 5. С. 33—41.

5. Беспалов М. В. Роль налоговой политики в развитии предпринимательства // Человек и труд. 2009. № 11. С. 3—41.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

8. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

9. О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 221-ФЗ.

10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования: Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ.

11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования: Федеральный закон от 01.12.2014 № 406-ФЗ.

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на

случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 01.12.2014 № 407-ФЗ.

13. О внесении изменений в статьи 46 и 74.1 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 № 462-ФЗ.

14. О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 420-ФЗ.

15. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: Федеральный закон от 01.12.2014 № 408-ФЗ.

16. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ.

17. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ.

18. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ.

19. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 20.04.2014 № 81-ФЗ.

20. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ.

21. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ.

22. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»: Федеральный закон от 02.12.2013 № 334-ФЗ.

23. О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

24. О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 года: постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316.

25. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

26. О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов: Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ.

27. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.