Научная статья на тему 'Основные направления по совершенствованию налоговой политики РФ на период 2013-2015 гг'

Основные направления по совершенствованию налоговой политики РФ на период 2013-2015 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ / НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Загирова Н.Р., Колмыкова А.Д.

В работе рассмотрены основные направления реформирования системы налогообложения в период 2013-2015 гг., оцениваются перспективы развития налоговой системы в современных условиях и пути ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления по совершенствованию налоговой политики РФ на период 2013-2015 гг»

УДК 336.02

Загирова Н.Р.

Ст. преподаватель, Южный федеральный университет

Колмыкова А.Д.

Бакалавр 4 курса, Южный федеральный университет

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА ПЕРИОД 2013-2015 ГГ.

В работе рассмотрены основные направления реформирования системы налогообложения в период 2013-2015 гг., оцениваются перспективы развития налоговой системы в современных условиях и пути ее совершенствования.

Ключевые слова: налоговая политика, проблемы налоговой политики, направления налоговой политики, совершенствование налоговой политики.

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Проблемы налоговой политики РФ на современном этапе. К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен. Система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Однако и сегодня осуществляются некоторые преобразования налоговой системы. Эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от идеальной.

Налоговое законодательство РФ с 1 января 2013 года претерпело ряд значительных изменений:

- Федеральный закон от 29.11.2012 № 206-ФЗ (далее — Закон № 206-ФЗ) внес поправки, в частности, в главы 21 «Налог на добавленную стоимость» и 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ;

- изменения, внесенные Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ (далее — Закон № 202-ФЗ) относятся к порядку взимания налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов.

- Федеральным законом от 29.11.2012 № 203-Ф3 (далее — Закон № 203-Ф3), а также Федеральным законом 25.12.2012 № 259-ФЗ внесены изменения в НК РФ, относящиеся к подакцизным товарам;

- поправки, касающиеся НДПИ, внесены в главу 26 НК РФ Федеральным законом от 29.11.2012 № 204-ФЗ (далее — Закон № 204-ФЗ);

- изменения, внесенные Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ (далее — Закон № 205-ФЗ), относятся, в частности, к исчислению и уплате госпошлины.

С 1 января 2014 года вступило в силу ряд значительных изменений в законодательстве о налогах и сборах, в том числе, связанных с ведением налогового учета и отчетности. Также определенной корректировке подвергнулись нормы об ответственности за

совершение налоговых правонарушений. Данные корректировки в основном направлены на совершенствование налогового администрирования, повышение эффективности налогового контроля, противодействие легализации (отмыванию) доходов, нажитых преступным путем и устранение пробелов в законодательстве. При этом на данный момент на различных стадиях рассмотрения находится несколько крайне важных законодательных инициатив в данной области, а также в сфере бухгалтерского и персонифицированного учета, которые с большой вероятностью будут приняты до конца года и вступят в силу уже в следующем году. Наиболее значительные изменения освещены ниже.

1. Декларацию по НДС теперь необходимо представлять в электронном виде.

2. Введен повышенный транспортный налог для автомобилей дороже 3 млн руб. Исчисление суммы налога будет производиться с учетом повышающего коэффициента.

3. Изменен порядок получения имущественного налогового вычета. Изменения внесены в ст.220 НК РФ и вступили в силу с 1 января 2014 года. Налоговый вычет на строительство или приобретение жилья (земельного участка под него) можно будет использовать в несколько этапов. Если налогоплательщик при покупке недвижимости не израсходовал вычет полностью, он вправе воспользоваться остатком при покупке жилья в будущем. При этом общая сумма вычета по-прежнему не сможет превышать 2 млн руб. (без учета процентов по кредитам и займам на соответствующие цели). Напомним, что на данный момент вычет можно использовать только один раз, даже если он израсходован не в полном объеме.

4. Пересмотрены размеры взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Так, для лиц с годовым доходом до 300 тыс. руб. устанавливается фиксированный взнос на обязательное пенсионное страхование. Он определяется как произведение МРОТ, тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, увеличенное в 12 раз (5205 руб. х 26% х 12 = 16 239,6 руб.). Если годовой доход составляет свыше 300 тыс. руб., то внос будет исчисляться таким же образом, плюс 1 % от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб. Однако в любом случае взнос не может составлять сумму более произведения восьмикратного МРОТ, тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, увеличенного в 12 раз. Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц был увеличен с 1 января 2013 года (при расчетах взносов стал использоваться двукратный размер МРОТ вместо одного). Таким образом, взнос на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц в 2013 году составил 32 479,20 руб. Но, в 2015г. Федеральным законом от 01.12.2014 № 408-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2015 МРОТ установлен в размере 5 965 руб. Тариф страхового взноса в 2015 году составляет: в Пенсионный фонд — 26%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%. Следовательно, в 2015 году плательщикам необходимо уплатить: в Пенсионный фонд Российской Федерации — 18 610,8 руб.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3 650,58 руб.

5. Налоговые органы получили право требовать пояснения о размерах убытков и уменьшению суммы налога (вступило в силу с 1 января 2014 года). Так, согласно поправкам, которые будут внесены в НК РФ, при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

6. Введена ответственность для налоговых агентов за непредставление в установленный срок налоговой декларации. Изменения внесены в п.1 ст.119 НК РФ и вступили в силу 1 января 2014 года. Совершение данного правонарушение повлечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный срок суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации

(не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.). На данный момент такая ответственность установлена только для налогоплательщиков.

7. Введено регулирование уплаты НДФЛ с доходов в виде выигрышей, полученных в букмекерской конторе и тотализаторе. Вводится ст. 214.7 НК РФ и вступили в силу с 1 января 2014 года. Суммы выигрышей подлежат обложению НДФЛ непосредственно у организаций, выплачивающих выигрыш (они являются в данном случае налоговыми агентами). При определении налоговой базы по таким доходам учитываются суммы выигрышей за вычетом сумм ставок.

8. Сумма налога на прибыль должна исчисляться в полных рублях. Согласно новому правилу, сумма налога на прибыль менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

9. Разграничена налоговая ответственность за непредоставление сведений и документов по контрагентам.

10. Ответственность за грубые нарушения в налоговом учете и отказ от представления документов будет распространяться не только на организации, но и на ИП.

11. Вводится обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров.

12. Скорректированы правила применения коэффициентов амортизации для отдельных видов имущества.

13. Вводится в действие глава НК РФ о льготном налогообложении региональных проектов.

14. Повышаются ставки акцизов. Изменения вступили в силу с 1 января 2014 года. В частности, с 1 января 2015 года повысились акцизы на алкогольную продукцию с долей этилового спирта свыше 9%. Помимо этого, повышаются акцизы на сигареты, папиросы. Также увеличиваются ставки акциза на автомобильный бензин 4 и 5 класса.

В 2013 году государством был начат налоговый маневр, заключающийся в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

В трехлетней перспективе 2014-2016 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее — создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время, необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень. В числе первоочередных задач, планируемых к реализации в указанный период, — поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности.

В части мер, направленных на повышение доходов бюджетной системы, предусматривается, в том числе совершенствование механизмов налогообложения недвижимого имущества для физических лиц и организаций, повышение акцизного налогообложения, принятие мер по противодействию уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется. От налогообложения НДФЛ может быть освобожден ряд социально значимых

выплат (компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, гранты, материальная помощь и др.).

Планируется предусмотреть возможность многократного предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ при приобретении жилья, то есть вне зависимости от количества таких объектов, в пределах установленного максимального размера в сумме до 2 млн рублей.

Рассматривается возможность введения инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком от реализации (погашения) ценных бумаг, а также увеличение размера освобождаемых от налогообложения процентов по вкладам в кредитных организациях.

В документе указано также, что важным направлением налоговой политики Российской Федерации до 2018 года является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что новый налог для организаций будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм налоговых поступлений в местные бюджеты.

В части акцизного налогообложения в плановом периоде предусматривается осуществление индексации ставок акцизов с учетом прогнозируемого уровня инфляции, а также государственной политики, направленной на корректировку потребления алкогольной и табачной продукции. Планируется поэтапное повышение акцизов на данную продукцию, обеспечивающее достижение уровня налогообложения стран Европейского региона. В плановом периоде предусматривается также повышение акцизов на бензины высоких экологических классов.

Ряд планируемых изменений направлен на совершенствование процедур налогового администрирования. В числе конкретных мер предлагается предоставить налоговым органам дополнительные права при проведении налоговых проверок (среди прочего — урегулирование процедур контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах).

В перспективе 2016-2017 годов предлагается изменить общие подходы к установлению налоговых льгот. На сайте Минфина России размещен проект Основных направлений налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. Согласно документу принятие новой льготы (иного стимулирующего механизма) должно сопровождаться определением «источника» для такого решения, в качестве которого может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных льгот.

Основные изменения в налоговой системе, планируемые к реализации в ближайшие годы, будут направлены, в частности, на:

— создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край;

— стимулирование развития малого предпринимательства (субъектам РФ планируется предоставить право устанавливать для впервые зарегистрированных ИП, перешедших на УСН и ПСН и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2015-2018 годах);

— противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций, в том числе путем введения института контролируемых иностранных компаний.

В целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки на налогоплательщиков предполагается предусмотреть в Налоговом кодексе РФ специальные переходные положения (планируется распределить повышение налога на 4-5 лет, посредством применения понижающих коэффициентов).

Литература

1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=62450&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#i xzz3vQd6bgGw /. Дата обращения: 26.12.2015г.

2. Основные направления налоговой политики Российской федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрено Правительством РФ 30.05.2013) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://consultant.ru/. Дата обращения: 26.12.2015г.

1. Федеральный закон от 30.09.2013 г. №269-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Система Гарант, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70461584/#ixzz34jG2QAyb/. Дата обращения: 26.12.2015г.

2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ 2014), [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/. Дата обращения: 26.12.2015г.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 2.04.2014 г. №52-ФЗ «О внесении изменений в части в первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //base.consultant.ru/. Дата обращения: 26.12.2015г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.