Научная статья на тему 'Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках химии'

Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова С. А.

В статье описывается один из эффективных способов формирования учебно-познавательной компетенции в процессе обучения химии – урок-исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках химии»

В числе таковых требований, значимых для компетентного руководства инновационно ориентированного образованием, в том числе и самообразованием студентов, выделим следующие:

- определение оптимальной цели, реализуемой в ходе всей образовательной деятельности преподавателя по инновационному развитию студентов (она должна быть направлена на достижение оптимального результата и реализовываться всеми субъектами образовательного процесса в соответствии с выполняемыми ими функциональными обязанностями);

- выработка оптимальной процедуры для реализации обозначенной цели (соответствующей природе содержания инновационно ориентированного образования);

- учет потенциала обучающих и обучаемых (они должны заинтересованно преподавать и изучать программный материал, использовать его при решении определенных задач в соответствии со своими запросами, потребностями и способностями).

Список литературы:

1. Толкачев В.А. Инновационное развитие студента в образовательном процессе высшей школы в условиях развивающейся цивилизации. - М.: Изд-во СГУ 2013. - 240 с. - 500 экз.

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

© Федорова С.А.

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье описывается один из эффективных способов формирования учебно-познавательной компетенции в процессе обучения химии -урок-исследование.

Ключевые слова компетенция, компетентность и учебно-познавательные компетенции.

В настоящее время в связи с введением стандартов нового поколения школа полностью переводит образование на компетентностный подход, формируя «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции» [Концепция модернизации российского образования, 2010].

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятель-ностный характер, ставящей главные цели развитие личности школьника, на уроках основное внимание уделяется развитию деятельности учащихся, выполнению различных исследовательских работ. Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (проектирование, моделирование, ролевые игры, исследовательские работы и др.) [ФГОС, 2010].

Соответственно в процессе обучения переход на образовательные стандарты второго поколения предполагает использование системно-деятель-ностного, компетентностного подходов.

Теоретические основы компетентностного подхода исследовались крупными учеными: И.А. Зимней, И.Я. Лернером, В.В. Краевским, В.В. Давыдовым, В.А. Болотовым, В.В. Сериковым, С.Е. Шишовым, А.В. Хуторским и др. В их работах закладывается основа для решения проблемы формирования компетенций в средней школе.

Химия, как учебный предмет представляет собой широкие возможности для формирования ключевых компетенций для демонстрации связи теоретических знаний с практикой. В своем исследовании мы придерживались определения А.В. Хуторского:

- компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) необходимых для того, чтобы продуктивно действовать в социуме; - компетентность - владение человека соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности [Хуторской, 2007: 108].

Содержание компонентов ключевых компетенций, формируемых в ходе выполнения исследовательских работ представлены в табл. 1.

Таблица 1

Классификация ключевых компетенций (по А.В. Хуторскому)

Ключевые компетенции Содержательные компоненты компетенций

1. Ценностно-смысловые компетенции - осознание творческой деятельности как основы познания и преобразования окружающей среды; - принятие социальных проблем социума.

2. Общекультурные компетенции - целеполагание и достижение поставленных целей; - оформление работы и отношение к работе.

3. Учебно-познавательные компетенции - умение составлять план работы; - наблюдение за ходом исследования; - установление причинно-следственных связей; - формулирование выводов по результатам исследования.

4. Информационные компетенции - поиск и отбор необходимой и полезной информации; - анализ собранной информации.

5. Коммуникативные компетенции - обсуждение результатов исследовательской работы; - выступление на конференции, отстаивание своего мнения.

6. Компетенции личностного самосовершенствования - формирование и развитие личностных качеств; - рефлексия (самооценка, самокоррекция).

Одной из важнейших компетентностей учащихся является учебно-познавательная компетенция (УПК), которая представляет собой совокупность более мелких компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Данная компетенция предполагает умение ученика самостоятельно ставить цели в процессе учебной деятельности, определять задачи для достижения цели, планировать, рефлексировать, анализировать свою деятельность: намечать содержание своей деятельности (что для этого я должен сделать?), средства, методы, примеры, решения задач (как я буду это делать?), что само по себе представляет большую сложность для школьников.

С целью выявления уровня сформированности компонентов учебно-познавательной компетенции на констатирующем этапе педагогического эксперимента в двух 8-х классах СОШ № 31 г. Якутска была предложена ситуация: Как в походных условиях обеззаразить мутную воду и сделать ее пригодной для питья и приготовления пищи? На каких явлениях (физических, химических) основаны предложенные вами способы очистки воды?

Анализ результатов решения ситуации показывает, что уровни сформиро-ванности учебно-познавательной компетенции достаточно низкие и соответствуют в контрольном классе - 61,5 %, в экспериментальном классе - 60 %.

Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента позволили нам провести обучающий этап, где главная идея заключалась в том, что учебно-познавательные компетенции, столь необходимые каждому школьнику, можно сформировать через организацию исследовательских работ. Таким образом, научить их ставить цели и задачи, составлять план предстоящей работы, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

В экспериментальном классе проведен урок-исследование по теме: «Уникальные свойства воды». Цель урока: формирование и развитие учебно-познавательной компетенции учащихся при выполнении исследовательской работы. Были сформированы 5 исследовательских лабораторий: 1) «Поверхностное натяжение воды»; 2) «Растворимость воды»; 3) «Теплоемкость воды»; 4) «Жесткость воды»; 5) «Расширение воды».

В качестве домашнего задания каждая группа учащихся получила задание: поиск и сбор информации и подготовка презентации по своей теме исследования. На подготовку дано 3 недели, за это время учащиеся нашли информацию о свойствах воды, подготовили презентацию. На первой встрече выяснили, какие цели и задачи себе поставили. Оказалось, что многие так и не смогли себе их поставить. Тогда им было предложена ситуация, где им из двух предложенных целей нужно было выбрать одну. С этим заданием справились примерно только половина учащихся. Далее с оставшимися учащимися в индивидуальном порядке работали и поставили цели и задачи общими усилиями. На следующей встрече выяснили, как они домашнее задание вы-

полняют, решают свою ситуацию. Большинство ребят с интересом работали, спрашивали, рассказывали про свое решение, найденную информацию.

Заключительным этапом исследовательской работы стал урок-исследование, где ребята в группе продолжили экспериментальную работу. Ниже приводится описание урока-исследования «Уникальные свойства воды».

В лаборатории № 1 наполненную водой до краев стеклянную емкость осторожно заполнили английскими булавками. Почему вода не выливается? Ребята сначала сами даже не поверили, что вода никак не выливается. Но, домашняя заготовка помогла быстро найти ответ на этот вопрос - «на поверхности воды имеется «тонкая пленка», которая удерживается силами межмолекулярного сцепления», «у воды очень большое поверхностное натяжение». Найден ответ, почему водомерки так прытко бегают по воде.

В лаборатории № 2 в четверть стакана холодный воды добавили полстакана сахара, в другой стакан - также полстакана глицерина, перемешали и убедились в особом свойстве воды - ее исключительной способности растворять различные вещества.

В лаборатории № 3 был поставлен следующий интересный опыт: в 2 стакана объемом 100 мл налили, в один - воду, в другой - растительное масло с одинаковой массой, в каждый из них опустили термометр. Нагрели с помощью одинаковых горелок. Наблюдение за показаниями термометров показало, что масло нагревается быстрее, чем вода. Почему? Межмолекулярные силы взаимодействия воды за счет водородных связей настолько прочные, что их очень трудно разорвать, таким образом, теплоемкость воды намного больше, чем у растительного масла. Выяснена роль воды в формировании климата и почему зима в прибрежных районах мягкая, а лето прохладное - вода нагревается очень медленно, вбирает много тепла (поэтому не жарко), а зимой отдает обратно это тепло (поэтому зима теплая в приморских районах).

В лаборатории № 4 исследована жесткость воды у разных образцов воды: содержимое стаканов с кусочком мыла сильно встряхивают, перемешивают. В какой воде мыло хорошо пенится? Ребята выяснили, что в жесткой воде моющее действие мыла плохо проявляется, так как мыло с компонентами жесткой воды образует нерастворимое вещество. Дан ответ, почему теперь вместо мыла при стирке хозяйки выбирают стиральные порошки.

В лаборатории № 5 исследована разорванная пластиковая бутылка с замороженной водой. Ребята сравнительно легко нашли правильный ответ -«вода расширяется при замерзании». Найден ответ на вопрос - почему лед плавает? - из-за расширения (за счет ажурной кристаллической решетки) лед становится легче, чем вода! Поэтому все реки, озера покрываются спасительным щитом-льдом.

В ходе урока-исследования учащиеся с большим желанием выполняли опыты, с удовольствием изучали свой объект исследования; проводили наблюдения за уникальными свойствами воды, устанавливали причинно-след-

ственную связь между свойствами воды и планетарными явлениями. При этом, почувствовали себя настоящими исследователями и грамотно оформили результаты исследования и представили работу.

Педагогическим экспериментом подтверждена гипотеза о том, что организация урока-исследования по заранее составленному плану, с учетом вышеуказанных методических условий, принципов, подходов способствует эффективному формированию учебно-познавательной компетенции.

В качестве проверки и оценивания уровня сформированности учебно-познавательной компетенции у учащихся использована табл. 2.

Таблица 2

Уровни сформированности учебно-познавательной компетенции

Компоненты Низкий Средний Высокий

1. Умение определять задачи для достижения цели Определяет задачи под руководством Умеет определять иерархию задач из предложенных Умеет определять задачи для достижения цели

2. Умение составлять план работы Составляет план работы после обсуждения предстоящей работы с руководителем Умеет составляет план по предложенному алгоритму Умеет составлять план работы

3. Умение вести наблюдение Ведет наблюдение под руководством Ведет наблюдение по предложенном алгоритму Самостоятельно ведет наблюдение

4. Установление причинно-следственных связей Устанавливает причинно-следственные связи под руководством Устанавливает причинно-следственные связи при решении предложенной проблемной ситуации Умеет устанавливать причинно-следственные связи

5. Формулирование выводов Формулирует выводы под руководством Формулирует выводы при решении предложенной проблемной ситуации Формулирует выводы самостоятельно

На контролирующем этапе учащимся обоих классов предложена новая ситуация: Туристы в дальней экспедиции нечаянно рассыпали соль около костра, она смешалась с песком и с углем. Как быть? Составьте план решения данной проблемы.

С этой ситуацией ребята справились лучше, дают более аргументированный ответ. Многие верно ответили, что соль хорошо растворяется в воде, а песок и уголь нет; указали на необходимость фильтрования раствора, далее полученный соляной раствор выпарить и получить чистую соль и использовать ее по назначению. Правда, таких аргументированных ответов было мало. Лучше ответили учащиеся экспериментального класса.

Анализ результатов контролирующего этапа педагогического эксперимента проведен в соответствии с табл. 2. Доля учащихся с низким уровнем сформированности учебно-познавательной компетенции составляет в контрольном классе - 50 % от общего числа учащихся, а в экспериментальном классе - 40 %. Доля с высоким уровнем сформированности учебно-позна-

вательной компетенции повысилась и составляет - 25 % в экспериментальном классе, а в контрольном классе до 15,4 %.

Полученные результаты подтверждают наше предположение о том, что исследовательские работы могут служить средством формирования учебно-познавательной компетенции. Именно при компетентностном подходе, при специальном обучении в ходе исследовательской деятельности возможно формирование такого сложного многокомпонентного образования как учебно-познавательная компетенция.

Список литературы:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.

2. ФГОС ООО. Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897.

3. Хуторской А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. - М.: Высш. шк., 2007. - С. 639.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.