Научная статья на тему 'Формирование у водителей психомоторных навыков управления автомобилем'

Формирование у водителей психомоторных навыков управления автомобилем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1222
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВОДИТЕЛЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЯ / НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЯ / PSYCHIC-MOTIVE ACQUIREMENTS / STAGES OF FORMING DRIVER'S MOTIVE ACQUIREMENTS / DRIVER'S PRACTICAL TRAINING / DRIVER'S MORAL PSYCHIC TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерхова Наталья Сергеевна

В статье рассмотрены основные группы психомоторных навыков и этапы их формирования у водителя. Представлено содержание основных направлений процесса формирования психомоторных навыков управления автомобилем у водителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of driver’s psychic-motive acquirements

The article reveals the groups of driver’s psychic-motive acquirements and stages of their forming. The main guidelines content of driver’s psychic-motive acquirements forming is presented.

Текст научной работы на тему «Формирование у водителей психомоторных навыков управления автомобилем»

Интеграция общепедагогических, методических и специальных (предметных) знаний осуществлялась в ходе реализации дисциплин «Психология», «Методика обучения и воспитания младших школьников» и «Методика преподавания математики», «Математика» и «Методика преподавания математики» и т.д.

Таким образом, будущий учитель в условиях модернизации образования рассматривается как субъект деятельности, как носитель инициативы, способный к самопознанию и самовоспитанию. Формирование целостной динамичной базы профессиональных знаний на основе интеграции общепедагогических, методических и специальных (предметных) знаний направлено на успешное формирование математической компетентности у будущих учителей начальных классов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богозов, Н.З. Психологический словарь / Н.З. Богозов, И.Г. Гозман, Г.В. Сахаров ; под ред. Н.Ф. Добрынина, С.Е. Советова. - Магадан, 1965. - 292 с.

2. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. Т. 1 / гл. ред. А.М. Прохоров. - М. : Сов. энциклопедия, 1991. - 863 с.

3. Ильина, Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений / Т.А. Ильина // Результаты новых исследований в педагогике / под ред. Н.М. Шахмаева. - М., 1977. - С. 96.

4. Новый энциклопедический словарь. - М. : Большая Российская энциклопедия : РИПОЛ классик, 2005.

- 1456 с.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. : А ТЕМП, 2008. - 944 с.

6. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С.Рапацевич. - Минск : Соврем. слово, 2005.

- 720 с.

7. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. - М. : Просвещение, 1988. - 479 с.

8. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ / В.Н. Садовский.

- М. : Педагогика, 1974. - 168 с.

9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Политиздат, 1991. -560 с.

УДК 629.1

Н.С. Стерхова, г. Шадринск

Формирование у водителей психомоторных навыков управления

автомобилем

В статье рассмотрены основные группы психомоторных навыков и этапы их формирования у водителя. Представлено содержание основных направлений процесса формирования психомоторных навыков управления автомобилем у водителей.

Психомоторные навыки, этапы формирования двигательных навыков водителя, практическая подготовка водителя, нравственно-психологическая подготовка водителя.

N.S. Sterkhova, Shadrinsk

Forming of driver's psychic-motive acquirements

The article reveals the groups of driver's psychic-motive acquirements and stages of their forming. The main guidelines content of driver's psychic-motive acquirements forming is presented.

Keywords: psychic-motive acquirements, stages offorming driver's motive acquirements, driver's practical training, driver's moral - psychic training.

Процесс развития и совершенствования деятельности водителя в своей основе имеет автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты данной деятельности, которые называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций, связанных с управлением автотранспортным средством. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности [1].

Объективным выражением подготовленности водителей является степень автоматизации навыков при управлении автомобилем в различных дорожных условиях, их широта, прочность и динамичность. Отдельные управляющие действия объединены в один двигательный акт, что позволяет быстро и своевременно выполнять сложные маневры при управлении автомобилем. Опытный водитель работает только теми группами мышц, которые необходимы для выполнения данного действия. Его поза свободна, движения точны, уверенны, экономны. В неожиданных аварийных ситуациях действия опытного водителя характеризуются быстротой, точностью и полным соответствием требованиям безопасности в данной конкретной обстановке.

Опыт и профессиональное мастерство водителей, а, следовательно, и безопасность движения, зависят от сформированности психомоторных навыков управления автомобилем.

Навыки - это полностью автоматизированные, подобные инстинктам компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля (навык парковки, включение указателей поворотов и т.п.) [1].

При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований.

Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый целостно протекающий акт, именуемый умением (например, сложная система движений человека, паркующего автомобиль в гараж, и т.п.). При этом лишние ненужные движения по мере усвоения исчезают, а количество ошибочных резко падает, так как наш организм достаточно экономичная система, отбрасывающая все лишние движения в целях достижения результата с наименьшими энергетическими затратами.

Во-вторых, контроль действия или операции при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат внешний сенсорный контроль замещается внутренним. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает (к примеру, при выполнении упражнений на учебной площадке возрастающая скорость и сокращение числа ошибок свидетельствуют об автоматизации навыков), достигая некоторого оптимума или максимума. Все это обычно происходит в результате постоянных упражнений и трени -ровки [1].

Опытному водителю не нужно думать и сознательно контролировать все свои рабочие движения при управлении автомобилем, они выполняются как бы сами собой. Однако если водитель допустит ошибку или действия его не будут соответствовать изменившейся дорожной обстановке, благодаря контролю сознания он своевременно заметит и исправит ошибку или неточные действия [8].

Например, любой водитель в течение дня много раз выполняет трогание с места на горизонтальной дороге, для чего производит определенно дозированные, доведенные до автоматизма одновременные действия ногами и руками. У него сложился прочный двигательный, или, как его иногда называют, моторный навык. Но вот требуется тронуться с места на подъеме, что влечет за собой необходимость изменить дозировку действий. Водитель в первый момент может не заметить этой необходимости, в результате чего автомобиль начнет катиться назад. Тотчас в действие вступает сознание, под контролем которого и произойдет необходимое изменение дозировки действий.

Навыки составляют элементы сложной сознательной деятельности. Навыки как действия на уровне автоматизма нельзя совершенно отделять от действий, производимых сознательно. Каждый навык в процессе деятельности может перейти в сознательное действие, а многие действия в процессе деятельности могут стать навыками. Так, при внезапном появлении на дороге пешехода водитель автоматически нажимает на педаль тормоза, а затем уже сознательно выполняет другие необходимые действия, чтобы избежать наезда [там же].

При частом повторении подобных ситуаций некоторые из этих действий могут быть отработаны до автоматизма. При выработке навыков доводится до автоматизма не сама деятельность в целом, а лишь отдельные ее компоненты. Управление автомобилем всегда остается сознательной деятельностью. Доводятся до автоматизма лишь операции, посредством которых эта деятельность осуществляется, т.е. способы ее выполнения.

В деятельности водителя можно выделить три группы навыков: сенсорные, мыслительные и двигательные.

Итак, сенсорные навыки - это навыки восприятия, главную роль в которых играют органы чувств. Данные навыки позволяют быстро и точно оценивать расстояния от своего автомобиля до других объектов на дороге, лежат в основе динамического глазомера и играют важную роль при оценке скорости движения автомобиля, контроле работы двигателя на слух, быстром восприятии малейших отклонений автомобиля от направления движения и при оценке сцепления шин с дорогой.

Мыслительные (умственные) навыки определяют быстроту оценки дорожной обстановки, необходимую для своевременного принятия соответствующих решений и позволяют без дополнительного обдумывания применять имеющиеся навыки и опыт для выполнения таких маневров, как обгон, смена полосы движения, переезд нерегулируемого

пересечения и т.д. Кроме того, благодаря мыслительным навыкам, водитель может в сложной дорожной обстановке выбрать максимальную, но безопасную скорость, нужную передачу автомобиля и пр.

Под навыками определения скорости и точности управляющих действий водителей в ответ на сигналы от автомобиля, дороги и среды движения понимаются двигательные навыки. Психофизиологической основой формирования данной группы навыков являются условные рефлексы. В условиях интенсивного дорожного движения или при движении на больших скоростях, а тем более при сочетании этих факторов водитель сознательно выполняет огромное количество управляющих действий, благодаря выработке сложных автоматизированных двигательных навыков, объединяющих отдельные действия (например, при появлении препятствия на дороге водитель выполняет в один момент торможение и поворот рулевого колеса как один целостный двигательный акт; взаимодействие ног водителя при трогании с места - целостный двигательный акт, состоящий из двух элементарных актов - отпускания педали сцепления и нажатия на педаль газа и т.д.).

В результате многократного повторения последовательно и закономерно сменяющих друг друга действий нервные процессы приобретают стереотипный характер, т. е. складываются в определенную систему, которая называется динамическим стереотипом. Динамический стереотип лежит в основе формирования двигательных водительских навыков. Он обеспечивает не только своевременность управляющих действий водителя, но и их адекватность, соответствие быстро меняющейся дорожной обстановке. В этом и выражается динамичность навыков, доведенных до автоматизма действий. Важнейшей задачей при формировании таких навыков является объединение отдельных управляющих действий в целостный двигательный акт, подчиненный общей задаче [8]. Формирование двигательных навыков водителя протекает поэтапно.

Первый этап формирования двигательных навыков водителя состоит из изучения отдельных элементов движения и объединения отдельных частичных действий в одно целостное действие. Чтобы научиться управлять автомобилем, человек должен узнать и запомнить, какие действия и в какой последовательности он должен производить. В начале данного этапа каждое новое управляющее движение выполняется сознательно и под контролем зрения. Движения обучаемого носят разрозненный характер, он делает много лишних и нецелесообразных движений, излишне напряжен, сильно сжимает рулевое колесо, неточно переключает рычаги управления, быстро утомляется. На данном этапе отдельные движения объединяются в целостный двигательный акт, что является выражением формирующегося двигательного стереотипа.

Второй этап - состоит в повторении упражнений, устранении лишних нецелесообразных движений, уменьшении напряжения. Движения становятся более точными. Постепенно ослабевает зрительный контроль выполнения действий и увеличивается роль двигательного контроля. Передача контроля суставно-мышечному чувству двигательного анализатора имеет первостепенное значение при выработке любого двигательного навыка. По мере выработки автоматизма навыков, зрительный контроль водителя снимается и все его действия контролируются суставно-мышечным чувством. Такой переход и формирование двигательного стереотипа происходят на втором этапе формирования двигательных навыков.

Третий этап формирования навыков водителя данной группы представляет автоматическое выполнение действий, без участия сознания, которое осуществляет только функцию контроля. На данном этапе вводятся различные усложнения с целью выработки вариативности навыка, использования навыка различными способами в изменяющихся условиях практической деятельности. Движения при управлении автомобилем становятся все более уверенными и точными, возрастает осмотрительность, внимание направлено главным образом на внешние раздражители, снижается нервное напряжение, повышается работоспособность. Динамический стереотип к концу третьего периода сформирован, большинство операций по управлению автомобилем выполняется автоматически, но под контролем сознания. Совершенствуется езда по плохой дороге, в условиях интенсивного движения, ночью и т.д.

Процесс формирования психомоторных навыков управления автомобилем осуществляется в двух направлениях: 1) практическая подготовка; 2) нравственно-психологическая подготовка.

Первое направление - практическая подготовка - имеет целью формирование психомоторных навыков управления автомобилем.

Неотъемлемой частью практической подготовки водителя является развитие физических качеств водителя (выносливость, ловкость, координацию движений, развитие потенциала органов чувств и суставно-мышечного аппарата; внимания, зрительной и оперативной памяти, способности выдерживать перегрузки и т.д.) [6].

Ведущим методом формирования психомоторных навыков управления автомобилем является упражнение - повторное выполнение действий или деятельности с целью усовершенствования способа ее выполнения. Однако не всякое повторение действий может быть названо упражнением. Человек с плохим почерком пишет всю жизнь, но его почерк не становится лучше.

Для того чтобы повторные действия стали упражнением, необходимо соблюдение ряда условий: 1) обучаемый должен уяснить цель и значение выработанного навыка и активно стремиться овладеть им; 2) обучаемый должен знать результат каждого действия, допущенные при этом недостатки и ошибки; 3) предъявляемые обучаемому требования должны соответствовать его психологическим и физическим возможностям; 4) оптимальное распределение упражнений по времени, планирование тренировок и т.д. [6].

Большое значение в процессе формирования психомоторных навыков управления автомобилем имеет метод мысленного выполнения обучаемым предстоящего упражнения: последовательность действий в упражнении, их сочетание. Мысленное «проигрывание» основных движений должно проводиться до занятия, т.е. до того, как он сел на рабочее место тренажера или автомобиля. Можно рекомендовать в качестве домашнего задания упражнения, имитирующие, например, трогание с места, переключение передач и т.д. [8]

Новые навыки формируются на основании старых, ранее выработанных, причем старые навыки могут облегчать процесс формирования новых или тормозить его. Влияние ранее усвоенных навыков называется переносом. Перенос может быть положительным или отрицательным. Положительный перенос навыков может быть при наличии тождественных элементов у двух или нескольких навыков. Отрицательный перенос

навыков - интерференция - это затруднение формирования новых навыков из-за наличия старых (пример отрицательного переноса навыков - резкое увеличение ДТП в Швеции при переходе на правостороннее движение). Чтобы избежать ошибок, связанных с отрицательным переносом навыков, необходимо детально знакомить водителей со всеми особенностями и различиями между старым и новым для него автомобилем, а также выделить время для переучивания и приобретения новых навыков.

Навыкам свойственна изменчивость. Если тренировка прекращается, то навыки разрушаются, деавтоматизируются. Разрушение навыка не означает полной утраты человеком возможности выполнять выработанные ранее и доведенные до автоматизма действия, но качество их выполнения в той или иной степени снижается. Разрушение особенно сказывается на сложных и плохо закрепленных навыках. Больше всего нарушается время выполнения управляющих действий. После перерыва в тренировках водитель выполняет действия то быстрее, то медленнее по сравнению с требуемой продолжительностью. Между тем, именно своевременность действий водителя нередко имеет решающее значение для безопасности дорожного движения [8].

Второе направление - нравственно-психологическая подготовка представляет собой целесообразное формирование нравственных и психических качеств водителя, необходимых для надежного и безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях.

Нравственный аспект данного вида подготовки водителей имеет целью воспитание у водителей морально-нравственных качеств (обязательность; коммуникабельность; ответственность и чувство долга; уважение к нормам и правилам поведения; толерантность; сдержанность; способности к планированию, прогнозированию и самоконтролю; уважение общественного мнения, мнения окружающих; адекватное отношение к риску; способность к установлению связей между событиями; помехоустойчивость; стрессоустойчивость; настойчивость; решительность; смелость; терпение; эмоциональная устойчивость; дисциплинированность; инициативность; сообразительность и т.д.), тренировка и совершенствование психологических личностных качеств водителя (внимательность, концентрация внимания, способность прогнозирования ситуаций, уравновешенность, самообладание, психическая устойчивость, психическое здоровье, быстрота реакций, оперативное мышление, статическая и динамическая выносливость, зрительная и слуховая память и т.д.) [3].

Нравственный аспект нравственно-психологической подготовки водителей реализуется в ходе теоретических и практических занятий, бесед, консультаций, общения с выпускниками автошкол, встреч с сотрудниками ГИБДД, спортсменами, мастерами производства и спорта, психологами и т.д.

Психологическая подготовка имеет целью развитие определенных психологических качеств водителя, формирование правильного поведения на дороге и позволяет водителю:

- преодолеть страх, поскольку психологическая устойчивость позволяет быстрее привыкнуть к особенностям дорожной обстановки;

- объективно оценить собственные возможности (после преодоления барьера страха может наступить этап переоценки своих знаний и умений - после непродолжительного удачного опыта за рулем водители часто начинаю «лихачить», что может привести к созданию аварийной обстановки);

- предупредить притупление чувства безопасности (после большого километража водитель часто становится заложников собственных ощущений безопасности и неуязвимости, а ведь большинство аварий случается именно с опытными водителями) [7].

В качестве ведущих методов психологической подготовки выделяются идеомоторная и аутогенная тренировка.

Идеомоторная тренировка (регуляция психических состояний) состоит в сознательном представлении техники движений. В идеомоторной тренировке принято выделять три основных функции представлений: программирующую, тренирующую и регуляторную. Первая из них базируется на представлении идеального движения, вторая -на представлениях, облегающих освоение навыка, третья - на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов.

При правильной организации идеомоторный метод может существенно повысить «мышечную выносливость», работоспособность, способствовать сохранению техники сложных упражнений после перерыва в тренировках. Данный метод эффективен также при психорегуляции эмоциональных состояний перед выездом на дорогу.

Психологи также рекомендуют с психогигиеническими целями использовать ряд других методик: «наивная психорегуляция» (талисманы, ритуалы, разминки и т.п.), музыкальное сопровождение и функциональная музыка, контроль состояния голоса, дыхательные упражнения, специальные психорегулируюшие комплексы физических упражнений [4].

Идеомоторика для водителя - это мысленное выполнение действий, которые предстоит проделать на данном отрезке пути в конкретной дорожной обстановке. Установлено, что, когда человек мысленно выполняет какие-то движения, в соответствующих двигательных центрах мозга возникают нервные возбуждения, которые вызывают едва уловимые сокращения определенных мышечных групп. Поэтому мысленное повторение определенных приемов и действий по управлению автомобилем приводит к оживлению той системы условно-рефлекторных связей, которая образуется или образовалась при формировании соответствующих двигательных навыков.

Аутогенная тренировка - это метод самовнушения, при котором первоначально достигается расслабление тонуса мускулатуры (релаксация), затем в этом состоянии проводятся самовнушения, направленные на те или иные функции организма [2].

Применительно к деятельности водителя аутогенная тренировка может рассматриваться как метод профилактики функциональных нарушений в организме и может служить весьма действенным средством психогигиены и эффективным средством управления психикой.

Аутогенная тренировка позволяет водителю: быстро снять физическое и психическое напряжение; быстро отдохнуть (восстановление сил в аутогенном состоянии происходит гораздо быстрее и лучше, чем во время сна); самостоятельно регулировать такие функции организма, как кровообращение, частота сердечных сокращений и дыхания, кровоснабжение мозга и т. д.; бороться с болью; активизировать психические и физические функции (внимание, память, воображение, способность к физическим усилиям); активизировать творческие ресурсы через развитие интуиции, образного мышления; побеждать вредные привычки; решать серьезные интеллектуальные задачи, находясь в медитативном состоянии; углубленно познать себя (древние мудрецы и врачи

считали, что глубокое самопознание является условием здоровья и развития личности) [9; 11; 12].

Условиями возникновения аутогенного состояния являются:

- нахождение в тихом месте, где никто не будет мешать (это важно только на начальном этапе);

- релаксация всего тела (расслабление мышц, связок, ощущение тепла и покоя);

- концентрация внимания на чем-либо - точке, предмете, звуке, дыхании, музыке, сердцебиении, слове (мантре) и т. п. (концентрация внимания должна быть пассивной); следствие стремления к достижению какого-либо результата (он сам придет). Данное условие очень важно - аутогенное состояние может быть достигнуто лишь при пассивном отношении к концентрации внимания [5].

Примером применения аутогенной тренировки может служить ее использование для уменьшения влияния отрицательных эмоций для самостоятельного настроя перед рейсом. Водитель мысленно говорит: «Сегодня я должен быть спокойным, внимательным, дисциплинированным». Повторение с полной надежностью этих слов помогает снять эмоциональное возбуждение, избавиться от неуверенности, внушить себе спокойствие перед выездом в рейс [10].

Таким образом, развитие и совершенствование деятельности водителя можно понимать как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. При автоматизации навыков значительно снижаются затраты энергии организма, у водителя высвобождаются области сознания, ранее направленные на внутренние проблемы совладания с автомобилем, и перенаправляются вовне, то есть на осмысление дорожной ситуации, что способствует снижению аварийности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азбука психологии водителя [Текст] : учеб. пособие. - М. : Автошкола, 2015. - 32 с. - (Автошкола МААШ).

2. Аутогенная тренировка [Электронный ресурс] // Медицина от А до Я : медицинский портал. - 20142016. - Режим доступа: http://medic.social/akusherstvo-ginekologiya/autogennaya-trenirovka.html.

3. Богданов, М.В. Развитие профессионально-важных качеств водителей автотранспорта средствами и методами подготовки спортсменов-автогонщиков [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Михаил Валентинович Богданов. - СПб., 2010. - 26 с.

4. Идеомоторная тренировка (регуляция психических состояний) [Электронный ресурс] // Выбор : мед. центр. - М. : МИЦ Выбор, 2003-2015. - Режим доступа: http://www.myvibor.ru/psychology/method/ideomotornaya-trenirovka.php.

5. Линдеман Ханнес. Аутогенная тренировка [Электронный ресурс] / Линдеман Ханнес. - М. : Попурри, 2000. - 192 с. - Режим доступа: http://e-libra.ru/books/147593-autogennaya-trenirovka.html.

6. Основы управления транспортным средством и безопасность движения [Электронный ресурс] : метод. рекомендации по организации образоват. процесса водителей транспорт. средств категории «В». -Новосибирск, 2014. - Режим доступа: http://oounmstsh.ru/metodicheskie-rekomendacii-osnovy.

7. Психология обучения будущего водителя [Электронный ресурс] // АвтоФактор : сайт автошколы. - М. : Автошкола «АвтоФактор», 2013. - Режим доступа: http://www.autofactor.ru/drivmg-school/article/psychology/prospective-driver/.

8. Романов, А.Н. Автотранспортная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2002. - 224 с.

9. Стресс и водитель [Электронный ресурс] // Avto Opel : [web-сайт]. - Режим доступа: http://avto-opel.com/stress-voditel/.

10. Учебник водителя online. Подготовка и повышение квалификации [Электронный ресурс] : [web-сайт]. - Режим доступа: http://books-online.ucoz.com/.

11. Шойфет, М.С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум [Текст] / М.С. Шойфет. - М. : Вече, 2010. - 678 с.

12. Шульц, И.Г. Аутогенная тренировка [Текст] = Ubungscheft fur das autogene Training / И.Г. Шульц ; пер. с нем. С. Дземешкевич. - М. : Медицина, 1985. - 32 с.

УДК 37.013

В.В. Толмачева, г. Сургут

Сущность и содержание процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога

В данной статье обозначены ключевые подходы к рассмотрению сущности такого педагогического явления, как социально-экологическая готовность будущего педагога. Формирование социально-экологической готовности будущего педагога рассматривается с точки зрения системности, педагогической деятельности, процессуальности и компонента профессионально-педагогической подготовки.

Готовность, педагог, система, процесс, педагогическая деятельность.

V.V. Tolmacheva, Surgut

The nature and content of the process of formation of social-ecological

readiness of future teacher

This article outlines the key approaches to consideration of essence ofpedagogical phenomena such as socio-ecological readiness of future teacher. The formation of socio-ecological readiness of future teacher is considered from the point of view of consistency, teaching activities, procedure and component of professional-pedagogicaltraining.

Keywords: commitment, teacher, system, process, pedagogical activity

Стремительно изменяющиеся в настоящее время социально-экономические условия, ориентация на модернизацию и достижение целей, созвучных требованиям времени, не могли не сказаться на образовательной политике и всей системе образования России. За достаточно короткий промежуток времени были предприняты ряд шагов, изменивших как структуру системы образования РФ (дошкольное образование становится первой ступенью системы образования), так и ее нормативное обеспечение (появление ФГОС для каждой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.