Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ СТИЛЕ ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА'

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ СТИЛЕ ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование здорового стиля жизни / самодеятельный туризм / педагогические условия / развитие мотивации у обучающихся / ценностное отношение к здоровьесбережению / formation of a healthy lifestyle / amateur tourism / pedagogical conditions / development of motivation among schoolchildren / value attitude to health care

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лутовина Екатерина Емельяновна, Анохин Андрей Николаевич

Статья посвящена решению актуальных проблем формирования формирование у учащихся потребности в здоровом стиле жизни средствами самодеятельного туризма. Авторами доказано, что процесс формирования у обучающихся общеобразовательной организации потребности в здоровом стиле жизни, будет эффективным если в учебно-воспитательный процесс внедрить следующие педагогические условия: формирование теоретической и практической готовности в области здорового стиля жизни; внедрение средств самодеятельного туризма; развитие мотивационной сферы у обучающихся в отношении здоровьесбережения и ценностного отношения к здоровому стилю жизни. Установлено, что внедрение программы «Юный турист» в педагогическую практику общеобразовательной организации будет способствовать повышению уровня сформированное™ готовности к ведению здорового стиля жизни; уровня сформированное™ мотивации на здоровьесбережение и уровня сформированное™ ценностного отношения к здоровому стилю жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лутовина Екатерина Емельяновна, Анохин Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to solving urgent problems of formation of students' need for a healthy lifestyle by means of amateur tourism. The authors have proved that the process of forming the need for a healthy lifestyle among students of a general education organization will be effective if the following pedagogical conditions are introduced into the educational process: the formation of theoretical and practical readiness in the field of a healthy lifestyle; the introduction of means of amateur tourism; the development of the motivational sphere among students in relation to health saving and value attitude to a healthy lifestyle. It is established that the introduction of the "Young Tourist" program into the pedagogical practice of a general education organization will contribute to increasing the level of formation of readiness to lead a healthy lifestyle; the level of formation of motivation for health care and the level of formation of a value attitude to a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ СТИЛЕ ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА»

жизнедеятельности: сборник статей к Международной научно-практической конференции (20-21октября 2022). - Оренбург: Типография «Экспресс-печать», 2022. - С. 262-265

7. Суздалева, A.M. Педагогические условия обучения учащихся общеобразовательных учреждений обеспечению безопасности в повседневной жизни / A.M. Суздалева // Образование и личность: методологические и прикладные основания: сборник статей к Международной научно-практической конференции «Ценностный потенциал физической культуры и безопасности жизнедеятельности: методология, инновации в науке и образовании» (20-21 октября 2021). -Оренбург: Экспресс-печать, 2021. - С. 317-322

8. Akimova, L.A. SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL DESIGN / L.A. Akimova //Humanities & Social Sciences Reviews. - №7(5). - P. 510-515. - https://doi.org/10.18510/hssr.2019.7558

Педагогика

УДК 371

кандидат биологических наук, доцент Лутовина Екатерина Емельяновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Анохин Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ СТИЛЕ ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ

САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Аннотация. Статья посвящена решению актуальных проблем формирования формирование у учащихся потребности в здоровом стиле жизни средствами самодеятельного туризма. Авторами доказано, что процесс формирования у обучающихся общеобразовательной организации потребности в здоровом стиле жизни, будет эффективным если в учебно-воспитательный процесс внедрить следующие педагогические условия: формирование теоретической и практической готовности в области здорового стиля жизни; внедрение средств самодеятельного туризма; развитие мотивационной сферы у обучающихся в отношении здоровьесбережения и ценностного отношения к здоровому стилю жизни. Установлено, что внедрение программы «Юный турист» в педагогическую практику общеобразовательной организации будет способствовать повышению уровня сформированности готовности к ведению здорового стиля жизни; уровня сформированности мотивации на здоровьесбережение и уровня сформированности ценностного отношения к здоровому стилю жизни.

Ключевые слова, формирование здорового стиля жизни, самодеятельный туризм, педагогические условия, развитие мотивации у обучающихся, ценностное отношение к здоровьесбережению.

Annotation. The article is devoted to solving urgent problems of formation of students' need for a healthy lifestyle by means of amateur tourism. The authors have proved that the process of forming the need for a healthy lifestyle among students of a general education organization will be effective if the following pedagogical conditions are introduced into the educational process: the formation of theoretical and practical readiness in the field of a healthy lifestyle; the introduction of means of amateur tourism; the development of the motivational sphere among students in relation to health saving and value attitude to a healthy lifestyle. It is established that the introduction of the "Young Tourist" program into the pedagogical practice of a general education organization will contribute to increasing the level of formation of readiness to lead a healthy lifestyle; the level of formation of motivation for health care and the level of formation of a value attitude to a healthy lifestyle.

Key words: formation of a healthy lifestyle, amateur tourism, pedagogical conditions, development of motivation among schoolchildren, value attitude to health care.

Введение. В условиях современного этапа развития общества большое значение имеет решение приоритетной государственной задачи по формированию здорового стиля жизни у учащихся общеобразовательных организаций. Это обусловлено состоянием здоровья детей, которое во многом зависит от здоровьесберегающего поведения.

Соответственно возникает необходимость в изучении педагогических условий по формированию здорового стиля жизни у учащихся, которые позволят решить данную проблему комплексно и обеспечить сохранение и укрепление здоровья.

Сегодня в общеобразовательных организациях реализуется много мероприятий, позволяющих повысить уровень представлений о здоровом стиле жизни, однако не достаточно внимания уделяется эмоциональной, потребностно-мотивационной и практико-ориентированной сфере личности учащегося в отношении формирования здорового стиля жизни.

В данном контексте особым учебно-воспитательным потенциалом обладает самодеятельный туризм. Занятие различными видами самодеятельного туризма положительно влияют на сохранение и укрепление здоровья и будут способствовать формированию потребности в здоровом стиле жизни посредством приобретения соответствующих компетенций и ценностных ориентаций.

Реализация самодеятельного туризма позволит обеспечить широкий спектр потребностей оказывающих влияние на ведение здорового стиля жизни: потребность в движении и физической нагрузке; общении, проведении мероприятий по укреплению и сохранению здоровья; эмоциональной разрядке и других аспектах.

В процессе исследования мы ориентировались на накопленный опыт в области формирования культуры здоровьесбережения у учащихся, что отражено в трудах Колбанова В.В., Лебедченко С.Ю., Татарниковой Л.Е., Шульгина Е.А. [1].

Алексеевым С.В., Арнольди И.А., Антроповой М.В., Василенко А.О., Петровой Н.Ф., Сердюкавской F.H., Шишкуновым С.П. раскрыты основные аспекты вопросы всех компонентов здоровьесберегающей компетентности [2].

Асмоловой A.F., Божович Л.И., Еершунским Б.С., Еуровой Е.В., Зимней И.А. изучены основные проблемы формирования разных составляющих элементов здоровья (психическое, социальное и духовное здоровье) [10].

В научных изысканиях отечественных исследователей ученых (Кузьмина Н.В., Кухтарева О.А., Алексеев С.В., Алешина Л.И., Брехман И.И., Казначеев В.П., Акимовой Л.А.) обозначены современные социальные требования к сохранению и укреплению здоровья у учащихся, основанных на концепции здорового образа жизни [8].

Бальсевичем В.К., Виленским М.Л., Лесгафтом П.Ф., Лисицыным Ю.П. раскрыты основные аспекты теории физической культуры и ее роли в обеспечение здорового образа жизни [3].

Матвеевым Л.П., Калмыковым C.B., Филиным В.П., Фоминым H.A., Озолиным Н.Г., Поповым Ю.П., Анохиным А.Н. изучались вопросы внедрения самодеятельного туризма в учебно-воспитательный процесс [5].

Цель статьи: теоретически обосновать и доказать опытно-экспериментальным путем эффективность самодеятельного туризма в процессе формирования у учащихся потребности в здоровом стиле жизни.

Изложение основного материала статьи. Опытно-экспериментальная работа выполнена на базе Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 40» города Оренбурга.

В опытно-экспериментальной работе мы обследовали обучаемых восьмых классов, общее количество которых составило 80 респондентов.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

В период выполнения первого этапа (организационно-поискового) нами проведена следующая работа: определение структурно-содержательных основ формирования у обучающихся потребности в здоровом стиле жизни; установлены педагогические условия, направленные на обеспечение процесса формирования у обучающихся общеобразовательной организации потребности в здоровом стиле жизни: формирование теоретической и практической готовности в области здорового стиля жизни; внедрение средств самодеятельного туризма; развитие мотивационной сферы у обучающихся в отношении здоровьесбережения; выбраны диагностические методики и проведено первичное исследование изучаемых показателей [4].

В период выполнения второго этапа (формирующего) нами была разработана и апробирована программа «Юный турист» в педагогической работе общеобразовательной организации.

Цель программы: формирование у обучающихся потребности в здоровом стиле жизни средствами самодеятельного туризма.

Основные задачи программы:

- осмысление понятий: здоровье, здоровьесбережение, здоровый стиль жизни;

- определение направлений по укреплению и сохранению здоровья;

- совершенствования физического развития учащихся, как элемента здорового и активного стиля жизни;

- формирование и совершенствование умений и навыков в области ведения здорового стиля жизни за счет средств самодеятельного туризма;

- формирование интереса к каждодневным занятиям физическими упражнениями и активным формам досуговой деятельности [6].

Структура программы «Юные туристы» (66 часов).

1. Безопасность самодеятельного туристического похода (10 часов). (Знание правил поведения в зоне леса, водоема, болота, горной местности, передвижение по дороге; правил обращения с огнем; особенности спецснаряжения; правила гигиены в походе).

2. Поход выходного дня (4 часа). (Применение в практике теоретических знаний, в походных условиях. Умение выполнить туристический маршрут).

3. Туристические игры (10 часов) (Обучение навыкам и умениям укладки рюкзаков, по установке палаток, разведение костров, приготовление пищи).

4. Поход выходного дня (4 часа) (Применение в практике теоретических знаний, в походных условиях. Умение выполнить туристический маршрут).

5. Туристские узлы и их назначение (6 часов) (Обучение умению вязать узлы).

6. Поход выходного дня (4 часа) (Применение в практике теоретических знаний, в походных условиях. Умение выполнить туристический маршрут).

7. Преодоление препятствий. (10 часов) (формирование умений лазить и перелезать, оказывать помощь-страховку, навыков в преодолении препятствий).

8. Поход выходного дня (4 часа) (Применение в практике теоретических знаний, в походных условиях. Умение выполнить туристический маршрут).

9. Рекреационный туризм (10 часов) (Освоение ценностного потенциала туризма в ведение здорового стиля жизни).

10. Поход выходного дня (4 часа) (Применение в практике теоретических знаний, в походных условиях. Умение выполнить туристический маршрут).

Учебно-тренировочный процесс по программе осуществлялся в лесопарковой зоне «Сармат», расположенной около общеобразовательной организации. Кроме того, нами использовалась пришкольная территория и спортивный зал общеобразовательной организации.

Для достижения задач программы нами применялись различные методы:

- метод проектов;

- игровой метод;

- методы индивидуального и дифференцированного подхода;

- решение ситуационных задач;

-тренировочная деятельность [9].

Результаты освоения программы:

Личностные:

- позитивное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей, к постоянной двигательной активности, к здоровому стилю жизни, к ценностному мировоззрению;

- интерес к изучению основ здорового стиля жизни;

- развитие мотивационной сферы у учащихся в отношение к здоровьесбережнию;

- мотивация к соблюдению норм гигиены и закаливания.

Предметные:

- выполнение правил безопасного поведения на занятии по общефизической и туристской деятельности;

- понимание значения физической активности для здоровья обучающегося;

- осмысление знаний о режиме дня обучающихся, о личной гигиене, о правилах ведения здорового стиля жизни;

- когнитивная и практическая готовность к самодеятельному туристической деятельности.

Метапредметные :

- учение осуществлять целеполагание;

- готовность к адекватной оценке правильности выполнения заданий;

- самостоятельное выполнение комплексов упражнений, направленных на обеспечение двигательной активности;

-учение тиражировать полученный опыт в систему здорового стиля жизни [7].

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы.

1. Выявление уровня еформированноети готовности у обучающихся к ведению здорового стиля жизни (по Соловьеву С.С.).

Анализируя полученные данные нами установлено, что в рамках итогового обследования в экспериментальной группе: 30% обучающихся показали высокий уровень изучаемого показателя; 40% обучающихся показали средний уровень изучаемого показателя; 20% обучающихся показали удовлетворительный уровень изучаемого показателя; 10% обучающихся показали низкий уровень изучаемого показателя.

Анализируя полученные данные нами установлено, что в рамках итогового обследования в контрольной группе: 15% обучающихся показали высокий уровень изучаемого показателя; 30% обучающихся показали средний уровень изучаемого показателя; 25% обучающихся показали удовлетворительный уровень изучаемого показателя; 30% обучающихся показали низкий уровень изучаемого показателя.

По результатам тестирования мы смогли определить, что наблюдается положительная динамика, особенно в экспериментальной группе обучающихся в отношение готовности к ведению здорового стиля жизни. Так, качество подготовки у респондентов экспериментальной группы составляет 70%, а у респондентов контрольной группы - 45%.

2. Выявление уровня еформированноети у обучающихся мотивации на здоровьесбережение (по Васильевой О.С.).

Анализируя полученные данные нами установлено, что в рамках итогового обследования в экспериментальном классе:

55% обучающихся показали высокий уровень мотивации на здоровьесбережение; 40% обучающихся показали средний уровень мотивации на здоровьесбережение; 5% обучающихся показали низкий уровень мотивации на здоровьесбережение.

Анализируя полученные данные нами установлено, что в рамках итогового обследования в контрольной группе: 30% обучающихся показали высокий уровень мотивации на здоровьесбережение; 35% обучающихся показали средний уровень мотивации на здоровьесбережение; 35% обучающихся показали низкий уровень мотивации на здоровьесбережение.

По результатам тестирования мы наблюдаем повышение уровня мотивации на здоровьесбережение, особенно у обучающихся экспериментальной группы.

3. Выявление уровня еформированноети у обучающихся ценностного отношения к здоровому стилю жизни (по Черниковой Е.Б.).

Анализируя полученные данные нами установлено, что в рамках итогового обследования в экспериментальной группе: 50% обучающихся показали высокий уровень ценностного отношения к здоровому стилю жизни; 40% обучающихся показали средний уровень ценностного отношения к здоровому стилю жизни; 10% обучающихся показали низкий уровень ценностного отношения к здоровому стилю жизни.

Анализируя полученные данные нами установлено, что в рамках итогового обследования в контрольной группе: 30% обучающихся показали высокий уровень ценностного отношения к здоровому стилю жизни; 35% обучающихся показали средний уровень ценностного отношения к здоровому стилю жизни; 35% обучающихся показали низкий уровень ценностного отношения к здоровому стилю жизни.

Формирование у учащихся потребности в здоровом стиле жизни обеспечивается посредством организации и проведения мероприятий, которые позволяют информировать школьников о факторах риска в отношении здоровья и здоровьесбережения, формирование мотивационной сферы личности ребенка, при создании условий для соблюдения здорового стиля жизни, посредством двигательной активности средствами самодеятельного туризма.

Выводы. В рамках исследования нам удалось раскрыть структурно-содержательную основу процесса формирования у обучающихся общеобразовательной организации потребности в здоровом стиле жизни.

Доказана эффективность педагогических условий, которые позволят обеспечить формирование у обучающихся общеобразовательной организации потребности в здоровом стиле жизни. К ним мы отнесли: формирование теоретической и практической готовности в области здорового стиля жизни; внедрение средств самодеятельного туризма; развитие мотивационной сферы у обучающихся в отношении здоровьесбережения и ценностного отношения к здоровому стилю жизни.

Установлено, что внедрение программы «Юный турист» в педагогическую практику общеобразовательной организации будет способствовать повышению уровня еформированноети готовности к ведению здорового стиля жизни; уровня еформированноети мотивации на здоровьесбережение и уровня еформированноети ценностного отношения к здоровому стилю жизни.

Литература:

1. Акимова, Л.А. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 336 с.

2. Акимова, Л.А. Обеспечение безопасности физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной организации / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, И.В. Чикенева // Теория и практика физической культуры. - 2019 - №970. -С. 65-66

3. Анохин, А.Н. Организация и подготовка туристов-спортсменов (программно-тематическое обеспечение) / А.Н. Анохин, В.А. Востриков, Е.А. Анохина. - Оренбург: Экспресс-печать, 2016.

4. Анохин, А.Н. Проблема безопасности в спорте и туризме / А.Н. Анохин, Е.А. Анохина // Международная научно-практическая конференция «Современная образовательная пространство: риски и безопасность: сборник статей. -Оренбург: Экспресс-печать, 2014. - С. 39-44

5. Анохин, А.Н. Туризм как основа формирования здорового образа жизни в свете государственных требований к физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / А.Н. Анохин, Е.А. Анохина // Международная научно-практическая конференция «Научно-методическое обеспечение и сопровождение системы физического воспитания и спортивной подготовки в контексте внедрения комплекса ГТО»: сборник статей. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. - С. 382-388

6. Анохин, А.Н. Туризм как социально-педагогическая среда развития личности подростка / А.Н. Анохин, Е.А. Анохина // Международная научно-практическая конференция «Евразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения»: сборник статей. - Оренбург: ОГПУ, 2015. - С. 111-113

7. Анохин, А.Н. Риски и безопасность в развитии спортивного туризма в Оренбургской области / А.Н. Анохин, Е.А. Анохина // Сб. статей международной научно-практической конференции: «Здоровье и образование как актуальная проблема современного общества» (21-22 октября 2016 г.). - Оренбург: Экспресс-печать, 2016. - С. 86-90

8. Лутовина, Е.Е. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»» / Е.Е. Лутовина, И.А. Новикова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. -№ 11. - 2016. - С. 104-108

9. Лутовина, Е.Е. Педагогические условия сохранения здоровья у учащихся в общеобразовательной организации / Е.Е. Лутовина, И.В. Чикенева // Сб. материалов международной научно-практической конференции «Современные

проблемы физической культуры и спорта». Актобе: Изд-во Актюбинското регионального государственного университета им. К. Жубанова. -2018. - С. 147-154

10. Akimova, L.A. SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL DESIGN / L.A. Akimova, I.V. Chikeneva 11 Humanities & Social Sciences Reviews. - №7(5). - P. 510-515. -https://doi.org/10.18510/hssr.2019.7558

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Ляшенко Мария Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Дмитриева Ольга Вячеславовна

Нижегородский государственный лингвистический университете имени Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород); студент Смирнова Дария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ

ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматривается эффективность применения дидактических игр в качестве методического подхода при формировании рефлексивных умений учащихся среднего звена на уроках английского языка. Авторы обращают внимание на важность формирования психологической культуры в целом, и рефлексии как компонента психологической культуры в особенности. В работе приводится краткий обзор подходов к раскрытию сущности и компонентного состава психологической культуры. В статье раскрыта сущность понятия рефлексии и рефлексивных умений, рассмотрена классификация форм рефлексии и входящих в них рефлексивных умений. Авторы приводят результаты опытно-практического исследования эффективности применения дидактических игр с целью развития рефлексивных умений школьников среднего звена. Данная статья описывает методику проведения экспериментальной работы по формированию рефлексивных умений школьников как компонента психологической культуры. Авторы описывают наиболее важные результаты использования дидактических игр для формирования рефлексивных умений школьников, а также приводят рекомендации по формированию личностной и кооперативной рефлексии на занятиях по английскому языку в среднем звене школы. Данные результаты могут быть использованы практикующими специалистами и методистами для совершенствования процессов обучения и образования в контексте школьного обучения.

Ключевые слова: психологическая культура рефлексия, рефлексивные умения, дидактическая игра, подростковый возраст, английский язык, развитие рефлексивных умений, средняя школа.

Annotation. This article discusses the effectiveness of the usage of didactic games as a methodological approach in the formation secondary school students' reflexive skills at English lessons. The authors devote special attention to the importance of formation of psychological culture of leaners. The paper provides a brief overview of the theoretical approaches to understanding the concept and the component structure of psychological culture. This paper describes the terms of reflexion and reflexive skills, highlights the classification of forms of reflexion and the reflexive skills included in them. The authors present the results of the study of the effectiveness of the use of didactic games for the purpose of developing reflexive skills of secondary school students. The paper describes the methodology which underpinned the experimental work conducted in one of the secondary schools during English classes. The findings of the experimental work are highlighted in the paper. In conclusion, the authors specify some recommendations for didactic games usage during English teaching at school. The recommendationbi are likely to be useful for practitioners, teachers and school specialists whose goal is to enhance teaching and learning at school.

Key words: psychological culture, reflexion, reflexive skills, didactic games, adolescence, English lessons, development of reflexive skills, secondary school.

Введение. Проблема формирования психологической культуры обучающихся является актуальным вопросом образования, так как развитие умений произвольного регулирования своих психических состояний и процессов, эффективное взаимодействие в коллективе, активная реализация своего творческого и профессионального потенциала невозможны без овладения основами психологической грамотности, что в свою очередь является важным этапом в формировании и становлении психологической культуры индивида.

На необходимость повышения психологической культуры учащихся и выделения ее как важной составляющей образовательного процесса указывают многие педагоги и психологи (В.Н. Дружинин, И.В. Дубровина, Л.С. Колмогорова, Я.Л. Коломинский др.). В настоящее время разрабатываются и внедряются разнообразные авторские программы, методики и курсы, нацеленные на формирование психологической культуры как компонента общей культуры учащихся дошкольного и школьного возрастов (Л.С. Колмогорова, О.Р. Меремьянина, О.И. Мотков, Л.В. Стрижкова, В.И. Овсянникова, М.В. Попова, Л.В. Фомина, O.F. Холодкова и др.) [7].

Изложение основного материала статьи. Существуют разные подходы к рассмотрению понятия "психологическая культура". Например, О.И. Мотков определяет психологическую культуру как «комплекс активно реализующихся культурно- психологических стремлений и соответствующих умений» [11]. Ф.Ш. Мухаметзянова отмечает интегрированность психологической культуры в структуру личности. Т.Н. Селезнева акцентирует важность проектно-регулирующего компонента психологической культуры, коротая неразрывно связана с профессиональным развитием личности [12]. Ряд исследований (Н.В. Кузьмина, Л.С. Колмогорова, Е.И. Марасанов, О.Р. Меремьянина, Н.Н. Обозов, О.И. Мотков и др.) посвящены рассмотрению и анализу структуры психологической культуры, представляющей собой иерархическую систему, имеющую многокомпонентный состав. Так Н.Н. Обозов акцентирует внимание на трех компонентах в структуре психологической культуры: понимание и знание себя и других людей; адекватная оценка людей и самооценка; саморегулирование личностных состояний и свойств. Л.С. Колмогорова считает, что данное понятие может быть охарактеризовано следующими пятью параметрами: психологическая грамотность, психологическая компетентность, ценностно-смысловой компонент, рефлексия и культуротворчество [7].

Ряд авторов посвящает исследования рассмотрению отдельных компонентов психологической культуры. В трудах Л.А. Блохиной, Е.Н. Богданова, М.Н. Деминой рассмотрены вопросы развития эмоционального и мотивационного компонентов ценностного отношения обучаемых в рамках задач формирования психологической культуры [4; 7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.