Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»'

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование регулятивных универсальных учебных действий / педагогические условия / методы активного обучения / познавательная активность / планирование безопасных действий / опасность локального характера / formation of regulatory universal educational actions / pedagogical conditions / methods of active learning / cognitive activity / planning safe actions / danger of a local nature

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лутовина Екатерина Емельяновна

Статья посвящена решению актуальных проблем формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности». Авторами доказано, что процесс формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности», будет эффективным если в учебно-воспитательный процесс внедрить следующие педагогические условия: методов активного обучения (методы тайм-менеджмента, решение ситуационных заданий, методы проблемного обучения) при подготовке к безопасному поведению при возможной опасности локального характера; формирование познавательной активности, самоорганизации и самерегуляции; развитие умения планировать адекватные действия в случае возможной опасности. Установлено, что внедрение выявленных педагогических условий по формированию регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся общеобразовательной организации на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности будет способствовать повышению уровня сформированное™ знаний в области опасности локального характера, уровня готовности обучающихся к планированию безопасных действий в условиях опасности локального характера, уровня сформированное™ познавательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лутовина Екатерина Емельяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to solving urgent problems of the formation of regulatory universal educational actions for students in the lessons "Fundamentals of life safety". The authors have proved that the process of forming students' regulatory universal educational actions in the lessons of "Fundamentals of life safety" will be effective if the following pedagogical conditions are introduced into the educational process: methods of active learning (time management methods, solving situational tasks, problem-based learning methods) in preparation for safe behavior in case of possible local danger; formation of cognitive activity, self-organization and self-regulation; development of the ability to plan adequate actions in case of possible danger. It is established that the introduction of the identified pedagogical conditions for the formation of regulatory universal educational actions among students of a general educational organization in the lessons "Fundamentals of life safety will contribute to increasing the level of knowledge formation in the field of local hazards, the level of readiness of students to plan safe actions in conditions of local hazards, the level of formation of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

3. Каракотова, С.А. Цели и основные задачи модернизации образования / С.А. Каракотова, A.M. Алиева // В сборнике трудов конференции «Инновационные процессы в системе образования: теория и практика», КЧГУ - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2017. - С. 106-110

4. Койчуева, Л.М. Социально-психологические и конфликтное поведение молодежи в обществе / Л.М. Койчуева, P.C. Акбашева., А.И. Аджиева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. / Научно-теоретический журнал. - СПб.: НГУ имениП. Ф. Лесгафта. - 2021. -№ 12,-С. 500-503

5. Лепшокова, Е.А. Методы исследования роли музыки в изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова,. С.Я. Карасова - Ялта: Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 198-200

6. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123

7. Лепшокова, Е.А. Специфика грамматического значения английского артикля / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2020. - С. 132-136

8. Лепшокова, Е.А. Сопоставительные методологии обучения иностранным языкам / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск, 2022. - С. 166-170

9. Лепшокова, Е.А. Роль чтения в обучении иностранному языку / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2017. - С. 135-139

10. Лепшокова, Е.А. Экономические оценки «человеческого капитала» / Е.А. Лепшокова // Основные тенденции развития экономики и управления в современной России / Материалы IX Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 72-75

11 Лепшокова, Е.А. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы международного сборника научных статей. Выпуск XIX. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 109-114

12. Степанов, Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики : учеб. пособие / Ю.С. Степанов. - Москва: Школа «Языки русской культуры», 2001. - С. 43-47

13. Тоторкулова, К.А. Компьютеры в образовании / К.А. Тоторкулова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Международный сборник научных статей. - Карачаевск: 2019. - С. 231-234

14. Тоторкулова, К.А. Приоритеты современного образования / К.А. Тоторкулова // В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2022. - С. 217-220

Педагогика

УДК 371

кандидат биологических наук, доцент Лутовина Екатерина Емельяновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация. Статья посвящена решению актуальных проблем формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности». Авторами доказано, что процесс формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности», будет эффективным если в учебно-воспитательный процесс внедрить следующие педагогические условия: методов активного обучения (методы тайм-менеджмента, решение ситуационных заданий, методы проблемного обучения) при подготовке к безопасному поведению при возможной опасности локального характера; формирование познавательной активности, самоорганизации и самерегуляции; развитие умения планировать адекватные действия в случае возможной опасности. Установлено, что внедрение выявленных педагогических условий по формированию регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся общеобразовательной организации на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности будет способствовать повышению уровня сформированности знаний в области опасности локального характера, уровня готовности обучающихся к планированию безопасных действий в условиях опасности локального характера, уровня сформированности познавательной активности.

Ключевые слова: формирование регулятивных универсальных учебных действий, педагогические условия, методы активного обучения, познавательная активность, планирование безопасных действий, опасность локального характера.

Annotation. The article is devoted to solving urgent problems of the formation of regulatory universal educational actions for students in the lessons "Fundamentals of life safety". The authors have proved that the process of forming students' regulatory universal educational actions in the lessons of "Fundamentals of life safety" will be effective if the following pedagogical conditions are introduced into the educational process: methods of active learning (time management methods, solving situational tasks, problem-based learning methods) in preparation for safe behavior in case of possible local danger; formation of cognitive activity, self-organization and self-regulation; development of the ability to plan adequate actions in case of possible danger. It is established that the introduction of the identified pedagogical conditions for the formation of regulatory universal educational actions among students of a general educational organization in the lessons "Fundamentals of life safety will contribute to increasing the level of knowledge formation in the field of local hazards, the level of readiness of students to plan safe actions in conditions of local hazards, the level of formation of cognitive activity.

Key words: formation of regulatory universal educational actions, pedagogical conditions, methods of active learning, cognitive activity, planning safe actions, danger of a local nature.

Введение. В настоящее время в системе образования продолжается поиск эффективных педагогических условий, направленных на развитие у учащихся многообразия компетенций. С обновлением содержания образования, введением новшеств возникает необходимость в формировании у обучающихся умения учиться. В данном контексте актуализируется

потребность в формировании регулятивных универсальных учебных действий, как фундамента качественной подготовки обучающихся.

Целесообразно отметить роль формирования регулятивных универсальных учебных действий в отношении подготовки обучающихся к безопасной жизнедеятельности. Реализация развития регулятивных универсальных учебных действий (УУД) на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» будет способствовать формированию готовности у обучающихся к определению опасности, осуществлению целеполагания, планирования и моделирования безопасного поведения, а так же реализации прогностической функции на основе рефлексии.

Регулятивные УУД направлены на формирование аналитического и межпредметного мировоззрения у обучающихся, что позволит осознанно изучать новый учебный материал, проявлять высокий уровень познавательной активности и оптимизировать практическую предметную подготовку к безопасной деятельности при возникновении опасности, что обеспечит минимизацию последствий от чрезвычайных ситуаций.

Так, на уроках основ безопасности жизнедеятельности необходимо научить обучающихся целеполаганию, постановке приоритетных задач, планированию своего безопасного поведения, аналитической и прогностической оценке возможной опасности, проведению рефлексии реализуемой деятельности.

Функциональной основой универсальных учебных действий является психофизиологические возрастные особенности обучающегося, а так же учет факторов, влияющих на многоаспектное развитие школьника, что обозначено Выготским Л.С., Элькониным Д.Б., Давыдовым В.В., Фельдштейным Д.И., Эриксоным Э., Божовичем Л.И., Марковой АК., Пономарёвым Я.А., Венгером А.Л., Цукерманом Г.А. в своих исследованиях [1; 3].

В трудах Бачевского В.И., Литвинова E.H., Полякова В.В., Репина Ю.В., Смирнова А.Т., Акимовой Л.А. отмечено, что изучение основ безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на основе деятельностного характера педагогического взаимодействия и быть направлено на развитие самооргнаизации и самореализации в отношение безопасного поведения [5; 6].

Егоровой Э.Я., Иовенко И.В., Лукьяновым В.Р., Елисеевой Н.В., Сидоркиным В.А., Скрипником Л.Ю., Столяренко A.M., Султановым Т.Н., Фроловым B.C. изучены отдельные педагогические условия по формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» [2; 7].

Цель статьи: теоретически обосновать и доказать опытно-экспериментальным путем эффективность педагогических условий формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».

Изложение основного материала статьи. Опытно-экспериментальная работа выполнена на базе Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 40» города Оренбурга.

В опытно-экспериментальной работе были обследованы обучаемые 5 «В» и 5 «Г» классов, в количестве 46 обучающихся.

Опытно-экспериментальная выполнялась поэтапно.

1. Теоретико-обобщающий этап.

В данный период нами была проведена следующая работа: проведен анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»; разработано программно-содержательное обеспечение процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся общеобразовательной организации на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»; определены контрольно-измерительных методов исследования респондентов; проведена исходная диагностика респондентов в соответствие с выбранными критериями.

2. Формирующий этап.

В данный период нами была проведена следующая работа: разработана система уроков на основе выявленных педагогических условий (внедрение методов активного обучения (методы тайм-менеджмента, решение ситуационных заданий, методы проблемного обучения) при подготовке к безопасному поведению при возможной опасности локального характера; формирование познавательной активности, самоорганизации и самерегуляции; развитие умения планировать адекватные действия в случае возможной опасности).

1. Внедрение методов активного обучения (методы тайм-менеджмента, решение ситуационных заданий, методы проблемного обучения).

Методы тайм-менеджмента направлены на определение цели и выявление путей их достижения. Обучаемые могут разрабатывать планирования эвакуационных мероприятий в различных предлагаемых педагогом, условиях.

Кроме того, педагог привносит изменения в потенциальной развитие опасной ситуации и обучающийся должен научиться корректировать планы действий, выходить за рамки алгоритмов, осуществлять поиск ошибок, решение задач на планирование, изображение маршрутов, установку причинно-следственных связей.

Решение ситуационных задач целесообразно включить в учебную деятельность, что позволит обучающимся понимать, осуществлять оценку информации, уровня опасности, принятию оптимального варианта деятельности среди предложенного портфеля решений, соотносить свои действия с поставленной задачей [4].

Проблемные ситуации и их решение способствует накоплению смысловых взглядов, оценок, внутреннего отношения, поведенческой диспозиции.

Данные технологии позволяют обучающемуся продемонстрировать свою позицию, нравственные взгляды, адекватно оценивать безопасность действий иных участников учебного процесса, развивать навыки конструктивного взаимодействия. Обеспечение процесса развития регулятивных универсальных учебных действий качественно влияет на эффективность образовательной деятельности всех участников образовательной деятельности.

2. Формирование познавательной активности, самоорганизации и самерегуляции возможно реализовать при активизации и стимулировании познавательной инициативы учащихся, посредством внедрения проблемно-ориентированных способов освоения новой информации.

3. Развитие умения планировать адекватные действия в случае возможной опасности

Развитие у обучающегося регулятивных УУД является базовым для формирования аналитического и межпредметного мировоззрения у обучающихся, способствует осмыслению новой информации, реализации познавательной активности, осуществлению целеполагания, планирования и моделирования безопасного поведения, а так же реализации прогностической функцию посредством рефлексии [8].

Развитие у обучающихся регулятивных УУД обеспечивает возможности учащегося к осуществлению учебно-познавательной деятельности с учетом всего многообразия, то есть с постановкой цели, обозначение внутренних и внешних мотивов, прогнозирование результативности обучения, выбор средств получения информации, методов осмысления учебных действий, проведение рефлексии на основе контрольно-оценивающих действий.

Результаты опытно-экспериментальной работы.

1. Определение уровня сформированное™ у обучающихся знаний в области опасности локального характера (по Л.В. Байбородовой).

На основе полученных данных нами выявлено, что уровень сформированности у обучающихся знаний в области опасности локального повысился, особенно в экспериментальной группе.

Установлено, что в экспериментальной группе: 35% учащихся продемонстрировали высокий уровень знаний в области опасности локального характера; 39% учащихся - средний уровень знаний в области опасности локального характера; 26% учащихся - тревожный уровень знаний в области опасности локального характера; учащихся с низким уровнем знаний в области опасности локального характера нет.

Установлено, что в контрольной группе: 17% учащихся продемонстрировали высокий уровень знаний в области опасности локального характера; 26% учащихся - средний уровень знаний в области опасности локального характера; 48% учащихся - тревожный уровень знаний в области опасности локального характера; 8% учащихся - низкий уровень знаний в области опасности локального характера.

Таким образом, процент качества знаний у обучаемых при итоговом обследовании составил в экспериментальной группе -74%, а в контрольной группе - 43%.

2. Определение уровня сформированности готовности обучающихся к планированию безопасных действий в условиях опасности локального характера (по методу Зака А.З.).

На основе полученных данных нами выявлено, что готовность обучающихся к планированию безопасных действий в условиях опасности локального характера повысилась, особенно в экспериментальной группе.

Установлено, что в экспериментальной группе: 48% учащихся продемонстрировали высокий уровень готовности к планированию безопасных действий в условиях опасности локального характера; 44% учащихся - средний уровень готовности к планированию безопасных действий в условиях опасности локального характера; 8% учащихся - низкий уровень готовности к планированию безопасных действий в условиях опасности локального характера.

Установлено, что в контрольной группе: 26% учащихся продемонстрировали высокий уровень готовности к планированию безопасных действий в условиях опасности локального характера; 44% учащихся - средний уровень знаний готовности к планированию безопасных действий в условиях опасности локального характера; 30% учащихся - низкий уровень готовности к планированию безопасных действий в условиях опасности локального характера.

3. Определение уровня сформированности у обучающихся познавательной активности (по методу Осиповой Н.В.).

На основе полученных данных нами выявлено, что уровень сформированности у обучающихся познавательной активности повысился, особенно в экспериментальной группе.

Установлено, что в экспериментальной группе: 53% учащихся продемонстрировали высокий уровень сформированности у обучающихся познавательной активности; 39% учащихся - средний уровень сформированности у обучающихся познавательной активности; 8% учащихся - низкий уровень сформированности у обучающихся познавательной активности.

Установлено, что в контрольной группе: 30% учащихся продемонстрировали высокий уровень сформированности у обучающихся познавательной активности; 44% учащихся - средний уровень сформированности у обучающихся познавательной активности; 26% учащихся - низкий уровень сформированности у обучающихся познавательной активности.

Развитие у обучающегося регулятивных УУД является базовым для формирования аналитического и межпредметного мировоззрения у обучающихся, способствует осмыслению новой информации, реализации познавательной активности, осуществлению целеполагания, планирования и моделирования безопасного поведения, а так же реализации прогностической функцию посредством рефлексии.

Соответственно возникает потребность в формировании у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий как основы определения приоритетов и целей, планирования безопасного поведения, развития аналитических мыслительных процессов, обеспечения теоретической и практической подготовки обучаемых при условии опасностей лекального характера.

Выводы. В рамках исследования нам удалось раскрыть структурно-содержательную основу процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».

Доказано, что формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся общеобразовательной организации на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» будет эффективным, если в учебно-воспитательный процесс внедрить следующие педагогические условия: внедрение методов активного обучения (методы тайм-менеджмента, решение ситуационных заданий, методы проблемного обучения) при подготовке к безопасному поведению при возможной опасности локального характера; формирование познавательной активности, самоорганизации и самерегуляции; развитие умения планировать адекватные действия в случае возможной опасности.

Установлено, что внедрение выявленных педагогических условий по формированию регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся общеобразовательной организации на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности будет способствовать повышению уровня сформированности знаний в области опасности локального характера, уровня готовности обучающихся к планированию безопасных действий в условиях опасности локального характера, уровня сформированности познавательной активности.

Литература:

1. Абаскалова, Н.П. Проблемы и перспективы программно-методического обеспечения предмета ОБЖ в школе на современном этапе / Н.П. Абаскалова, Э.М. Казин, A.C. Шинкаренко // Педагогический журнал. - 2018. - № 3. - С. 183-185

2. Акимова, Л.А. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 336 с.

3. Акимова, Л.А. Организация воспитательной работы по формированию культуры безопасного образа жизни обучающихся / Л.А. Акимова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74-2. - С. 7-9

4. Акимова, Л.А. Становление культуры безопасного образа жизни в образовании: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профилю «Безопасность жизнедеятельности и Физическая культура) / Л.А.Акимова. - Оренбург, 2021. - 163 с. https://rucont.ru/efd/753692

5. Лутовина, Е.Е. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»» / Е.Е. Лутовина, И.А. Новикова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. -№ 11. - 2016. - С. 104-108

6. Лутовина, Е.Е. Применение коммуникативно-диалоговых технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» как средство достижения личностных результатов обучающихся / Е.Е. Лутовина // Современные тенденции развития науки и образования в сфере физической культуры, адаптивной физической культуры и безопасности

жизнедеятельности: сборник статей к Международной научно-практической конференции (20-21октября 2022). - Оренбург: Типография «Экспресс-печать», 2022. - С. 262-265

7. Суздалева, A.M. Педагогические условия обучения учащихся общеобразовательных учреждений обеспечению безопасности в повседневной жизни / A.M. Суздалева // Образование и личность: методологические и прикладные основания: сборник статей к Международной научно-практической конференции «Ценностный потенциал физической культуры и безопасности жизнедеятельности: методология, инновации в науке и образовании» (20-21 октября 2021). -Оренбург: Экспресс-печать, 2021. - С. 317-322

8. Akimova, L.A. SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL DESIGN / L.A. Akimova //Humanities & Social Sciences Reviews. - №7(5). - P. 510-515. - https://doi.org/10.18510/hssr.2019.7558

Педагогика

УДК 371

кандидат биологических наук, доцент Лутовина Екатерина Емельяновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Анохин Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ СТИЛЕ ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ

САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Аннотация. Статья посвящена решению актуальных проблем формирования формирование у учащихся потребности в здоровом стиле жизни средствами самодеятельного туризма. Авторами доказано, что процесс формирования у обучающихся общеобразовательной организации потребности в здоровом стиле жизни, будет эффективным если в учебно-воспитательный процесс внедрить следующие педагогические условия: формирование теоретической и практической готовности в области здорового стиля жизни; внедрение средств самодеятельного туризма; развитие мотивационной сферы у обучающихся в отношении здоровьесбережения и ценностного отношения к здоровому стилю жизни. Установлено, что внедрение программы «Юный турист» в педагогическую практику общеобразовательной организации будет способствовать повышению уровня сформированности готовности к ведению здорового стиля жизни; уровня сформированности мотивации на здоровьесбережение и уровня сформированности ценностного отношения к здоровому стилю жизни.

Ключевые слова, формирование здорового стиля жизни, самодеятельный туризм, педагогические условия, развитие мотивации у обучающихся, ценностное отношение к здоровьесбережению.

Annotation. The article is devoted to solving urgent problems of formation of students' need for a healthy lifestyle by means of amateur tourism. The authors have proved that the process of forming the need for a healthy lifestyle among students of a general education organization will be effective if the following pedagogical conditions are introduced into the educational process: the formation of theoretical and practical readiness in the field of a healthy lifestyle; the introduction of means of amateur tourism; the development of the motivational sphere among students in relation to health saving and value attitude to a healthy lifestyle. It is established that the introduction of the "Young Tourist" program into the pedagogical practice of a general education organization will contribute to increasing the level of formation of readiness to lead a healthy lifestyle; the level of formation of motivation for health care and the level of formation of a value attitude to a healthy lifestyle.

Key words: formation of a healthy lifestyle, amateur tourism, pedagogical conditions, development of motivation among schoolchildren, value attitude to health care.

Введение. В условиях современного этапа развития общества большое значение имеет решение приоритетной государственной задачи по формированию здорового стиля жизни у учащихся общеобразовательных организаций. Это обусловлено состоянием здоровья детей, которое во многом зависит от здоровьесберегающего поведения.

Соответственно возникает необходимость в изучении педагогических условий по формированию здорового стиля жизни у учащихся, которые позволят решить данную проблему комплексно и обеспечить сохранение и укрепление здоровья.

Сегодня в общеобразовательных организациях реализуется много мероприятий, позволяющих повысить уровень представлений о здоровом стиле жизни, однако не достаточно внимания уделяется эмоциональной, потребностно-мотивационной и практико-ориентированной сфере личности учащегося в отношении формирования здорового стиля жизни.

В данном контексте особым учебно-воспитательным потенциалом обладает самодеятельный туризм. Занятие различными видами самодеятельного туризма положительно влияют на сохранение и укрепление здоровья и будут способствовать формированию потребности в здоровом стиле жизни посредством приобретения соответствующих компетенций и ценностных ориентаций.

Реализация самодеятельного туризма позволит обеспечить широкий спектр потребностей оказывающих влияние на ведение здорового стиля жизни: потребность в движении и физической нагрузке; общении, проведении мероприятий по укреплению и сохранению здоровья; эмоциональной разрядке и других аспектах.

В процессе исследования мы ориентировались на накопленный опыт в области формирования культуры здоровьесбережения у учащихся, что отражено в трудах Колбанова В.В., Лебедченко С.Ю., Татарниковой Л.Г., Шульгина Е.А. [1].

Алексеевым С.В., Арнольди И.А., Антроповой М.В., Василенко А.О., Петровой Н.Ф., Сердюкавской Г.Н., Шишкуновым С.П. раскрыты основные аспекты вопросы всех компонентов здоровьесберегающей компетентности [2].

Асмоловой А.Г., Божович Л.И., Гершунским Б.С., Гуровой Е.В., Зимней И.А. изучены основные проблемы формирования разных составляющих элементов здоровья (психическое, социальное и духовное здоровье) [10].

В научных изысканиях отечественных исследователей ученых (Кузьмина Н.В., Кухтарева О.А., Алексеев С.В., Алешина Л.И., Брехман И.И., Казначеев В.П., Акимовой Л.А.) обозначены современные социальные требования к сохранению и укреплению здоровья у учащихся, основанных на концепции здорового образа жизни [8].

Бальсевичем В.К., Виленским М.Л., Лесгафтом П.Ф., Лисицыным Ю.П. раскрыты основные аспекты теории физической культуры и ее роли в обеспечение здорового образа жизни [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.