Научная статья на тему 'Формирование у студентов умения предвидеть последствия профессиональной деятельности для человека и окружающей природы'

Формирование у студентов умения предвидеть последствия профессиональной деятельности для человека и окружающей природы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНО-НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ENVIRONMENTAL LITERACY AND CULTURAL BACKGROUND FORMATION / GENERAL CULTURAL BACKGROUND / VALUE AND MORAL GUIDELINES FOR STUDENTS / WORLD OUTLOOK OF PUBLIC SIGNIFICANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гадзаова Людмила Петровна

В статье рассматривается проблема культурологического и экологического образования студенческой молодежи в вузе. Решение данной проблемы призвано формировать у студентов общественно и личностно полезное мироощущение и миропонимание как системы личностных, этнических, национальных и общечеловеческих ценностей. Объединение усилий в реализации этих подходов представляет собой целостную инновационную стратегию в цивилизационном образовании студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гадзаова Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING STUDENT’S ABILITY TO FORESEE IMPLICATIONS FOR A HUMAN BEING AND NATURAL ENVIRONMENT ARISING FROM OCCUPATIONAL OPERATION

The paper considers an issue of basic ideas, principles of the concept «environmental literacy and cultural background formation» for students of higher education. Solution of this problem is intended to form in students a perception of the world and world outlook of public and personal significance as a framework of personal, ethnic, national and universal values. United efforts in putting into practice those approaches represent the whole innovative strategy of civilization upbringing of students in academic environment.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов умения предвидеть последствия профессиональной деятельности для человека и окружающей природы»

УДК 378

ГадзаоваЛюдмила Петровна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков для гуманитарных факультетов, «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ E-mail: gadzaova@list.ru

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ УМЕНИЯ ПРЕДВИДЕТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ

В статье рассматривается проблема культурологического и экологического образования студенческой молодежи в вузе. Решение данной проблемы призвано формировать у студентов общественно и личностно полезное мироощущение и миропонимание как системы личностных, этнических, национальных и общечеловеческих ценностей. Объединение усилий в реализации этих подходов представляет собой целостную инновационную стратегию в цивилизационном образовании студентов в вузе.

Клю чевье слова: высшее образование, экологическое и культурологическое образование, общая культура, ценностно-нравственные установки студентов, общественно-полезное миропонимание.

Gadzaova Ludmila Petrovna,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Chair of Foreign Languages Northern Ossetia State University after K.L. Chetagurov, Vladikavkaz, North Ossetia -Alania

E-mail: gadzaova@list.ru

FORMING STUDENT’S ABILITY TO FORESEE IMPLICATIONS FOR A HUMAN BEING AND NATURAL ENVIRONMENT ARISING FROM OCCUPATIONAL OPERATION

The paper considers an issue of basic ideas, principles of the concept «environmental literacy and cultural background formation» for students of higher education. Solution of this problem is intended to form in students a pe r-ception of the world and world outlook of public and personal significance as a framework of personal, ethnic, national and universal values. United efforts in putting into practice those approaches represent the whole innovative strategy of civilization upbringing of students in academic environment.

Keywords, higher education, environmental literacy and cultural background formation, general cultural background, value and moral guidelines for students, world outlook of public significance.

Современное человеческое общество, вернее, часть общества стала понимать, что только гармоничное сочетание с окружающей природой и ее постоянная, неустанная охрана будут способствовать успешной адаптации к процессам, происходящим под влиянием глобализации и цивилизационных сдвигов. Для стимулирования творческих достижений человека и его бесконечной устремленности к абсолюту необходим критический анализ и переоценка ценностей, понимание того, что рождение новой безопасной экосистемы и мирного сосуществования наций возможно только в процессе напряженного поиска новых ориентиров человеческого существования. С помощью современных отраслей науки, таких, как бионика, учения о техническом применении природных принципов, человек может сочетать сохранение окружающ ей природной среды с современными требованиями жизни.

Не гонка создания современных средств уничтожения должна решать судьбу нашей планеты, не конкуренция политических и экономических систем, а идеи, направленные на решение двух актуальных проблем: охраны окружающей среды и цивилизованного развития общества. Стабилизировать мировой кризис в важнейших областях жизнедеятельности людей; остановить вымирание как видов в природе, так и части этой природы - малых народов, обеспечить достойное их существование; осознать свою авангардную роль и соответствовать ей - вот таковыми представляем мы задачи передовых государств, в том числе России. И все, что может способствовать этому, в том числе, на наш взгляд, проводимая автором образовательная программа и данная статья, является актуальным.

Неоптимальная экстремальность современного развития активности человека приводит как к природным катаклизмам, так и к экстремизму, к саморазрушению личности. В данном аспекте в нашей стране и в нашей республике возможно образование двух крайностей: крайности безоглядного разрушения природы и жизни в повседневной рутине без идеалов, и крайности эмоционально -экспрессивного переживания труднореализуемых или нереализуемых идеалов без налаженного и гарантированного уровня экзистенциональных мотивационно-смысловых установок. Поэтому односторонность «идеальных устремлений» только лишь к абсолютному (экстремальному) результату или, наоборот, отказ от идеала в пользу рутинных потребительских установок обрекают нас на пустое и бесконечное вращение в кругу своей поведенческой и смысловой активности.

Мы не будем оригинальны, выразив мнение, что эффективное использование пока еще имеющихся ресурсов и энергии станет условием успешной рыночной экономики. Но на какое время?!

5B

Даже в нашей маленькой республике Северная Осетия - Алания численностью около 720 000 человек долгие годы вместо стимулирования прогрессивных традиций охраны своего очага, окружающей, несущей жизнь и блага природы предпринимаются попытки их осуждения, сведения их к предрассудкам прошлого, раскрутка использовать и взять сегодня и сейчас, и сколько сможем, а после нас - «хоть потоп». Даже существует скважина, где, якобы, имеются запасы нефти. Деньги вкладываются, природа страдает, а ожидаемых результатов не видно. В центре города отравляет воздух и здоровье населения огромный завод «Электроцинк». И таких примеров по России немало. Может быть, вместо разросшихся фондов, не приносящих очевидной пользы для большинства граждан и государства, имеет смысл организовывать экологические фонды, чтобы реально ограничивать вредную деятельность людей? Частые, не совсем продуманные реформы и акции нарушают необходимое равновесие как в общественной жизни, в сфере образования, так и в природе. Такой подход наносит невосполнимый вред экологическому самосознанию особенно молодежи.

Мы вызвали к жизни исследовательский союз между экологическим и культурологическим воспитанием студентов в процессе обучения, в частности, иностранному языку, умножая точки соприкосновения двух подходов, интегрируя их друг в друга. В фойе нашего университета студенты развернули фотовыставку подобного отношения к окружающей среде, и тут же расположилась выставка детских рисунков на тему «Как я представляю будущее и себя в нем». Такая активная позиция студентов свидетельствует об эффективности воспитательной работы в этом направлении.

Формирование языковой компетенции следует, на наш взгляд, рассматривать как ресурсное качество, которое выступает как основа для принятия эффективных решений, расширяя границы экологического и культурологического образования и обогащаясь новыми знаниями, умениями и навыками, превращается в интегративное качество личности.

Мы убедились, что если объединить усилия в реализации этих подходов, то мы будем иметь целостную инновационную стратегию в цивилизационном образовании студентов в вузе, т.к. здесь в большей степени выражается готовность представлять знания в области лингвистики и культурологии, межкультурного диалога, что дает возможность обществу повысить образованность и способствовать лучшему взаимопониманию между собственной и чужими культурами, а также перенять опыт экологического воспитания более развитых стран (в нашем случае Германии).

Чтобы быстрее «трансформировать» результаты проводимой работы, мы постоянно ищем новые пути воспитания у студенческой молодежи потребности в таких свойствах личности, как осознание себя частью природы (биосферы), признание прав равенства людей разных национальностей, вероисповеданий, конфессий, а также человека и других существ на жизнь. Способность к диалогу и сопереживанию столь же необходима молодым людям, как и профессиональные, фундаментальные научные знания вообще и о природе в частности. Наблюдаемые нами отрицательные плоды человеческой жизнедеятельности влекут за собой разрушение национального смысла бытия, которое «растворяется в текстах -сознаниях, составляющих великий интертекст культурной традиции» [4, с. 225].

Образовательный процесс мы строим таким образом, чтобы в свете определенных ценностно-нравственных установок помочь студентам средствами обучения иностранному языку овладеть комплексным взглядом на окружающую действительность; сформировать навыки гуманного поведения; научить предвидеть последствия своей профессиональной деятельности для человека, окружающей среды и предложить им системные знания о закономерных взаимосвязях человека с природой, культурой, обществом на основенаучной основательности и профессиональности, т.к. язык находится между человеком и воздействующим на него внешним миром и активизация его многочисленных функций приводит, как следует из нашей многолетней практики преподавания, к тому, что он рисует умственному взору студента картину внешнего мира в соответствии с особенностями того мировоззрения, которое отражено в языке.

В процессе обучения мы ставим цель разъяснять студентам новую філософію глобального образования, в рамках которой планируется обеспечить:

— видение планеты в целом и отдельных ее аспектов в свете экологической и культурологической взаимосвязи;

— оценку и понимание своей этнокультуры как органической и необходимой части общечеловеческой культуры;

— осознание жизненной среды как благоприятной, теплой с точки зрения окружающей природы, так и позитивной атмосферы сотрудничества и безусловного взаимного признания социума, что и обеспечивает

подлинную эффективность воспитательно-образовательного процесса;

— применение приобретенных в вузе знаний, умений и навыков на практике, в конкретных делах по улучшению состояния социальной и природной среды.

Язык - «шифр» всей совокупности правил, определяющих жизнь нации, начиная от разговорного языка до правил поведения и общения между собой, впитавших в себя многовековой опыт нации общения с природой, ее обычаев, привычек, этических и эстетических норм.

Сегодня, когда на просторах бывшей советской державы нельзя найти ни одной нации, не испытавшей кризиса духа, «культура народа представляет собой живую воду, способную поддержать дух народа, помочь нам очиститься от тех наслоений, которые порой скрывают истинный гуманистический смысл той или иной традиции, явить и самому себе и окружающим народам чистую душу, вместилище колоритных национальных ценностей, среди которых сознание долга перед прежде жившими поколениями и теми, кто придет после нас, должно занимать первое место» 01, с.40.

Осмысление культурологической и экологической проблематики мы находим в многообразии подходов и точек зрения и, прежде всего, в аксиологическом подходе к общей культуре человека, получающей персонификацию в конкретном человеке, который создает язык и культуру и является единственным реальным элементом воздействия на окружающую среду и творцом культурно-исторического процесса. "Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим родным языком. Мы выделяем в мире явлений те или иные категории и типы совсем не потому, что они самоочевидны; напротив, мир предстает перед нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а это значит, как правило, языковой системой, хранящейся в нашем сознании. Мы расчленяем мир, организуем его в понятия и распределяем значения так, а не иначе, в основном, потому, что мы - участники соглашения, предписывающего подобную систематизацию. Это соглашение имеет силу для определенного языкового коллектива и закреплено в системе моделей нашего языка" [6, с. 174-175].

Ярким примером для эффективного обучающего процесса является тот факт, что наш осетинский народ, его культура и язык всегда были тесно связаны и зависели от окружающей природы: гор, рек, пастбищ, лесов и фауны, обитающей в них. И мы с рождением впитываем в себя как поведенческую, так и экологическую культуру, вкладывая в это слово свое понимание, как отмечает Зиммель: «О культуре мы можем говорить... только тогда, когда творческая стихия жизни создает известные явления, находя в них формы своего воплощения. Явления эти принимают в себя набегающие волны жизненной стихии, придавая им соответствующую форму, порядок и предоставляя им известный простор. Таковы общественное устройство, художественное произведение, религии, научное познание, техника и т.п. Но все эти проявления жизненных процессов имеют ту особенность, что уже в момент их возникновения они устойчивы в бесконечном ритме жизни, ее приливах и отливах... Но жизнь быстро выходит из этих поставленных ей пределов, не находя в них достаточно простора» [3, с. 378].

Формирование опыта экологического сознания студентов развивается с культурологическим, социально-этическими нормами поведения, общественно-полезным мышлением, общей духовной культурой, как комплекса качеств личности, основанных на единстве внутренней (нравственной) сущности и внешней (поведенческой) выразительности, тонком восприятии прекрасного и безобразного в человеческих отношениях и окружающем мире, эмпатии (способности сопереживать, сострадать), чуткости, отзывчивости, оптимизме, доброте, признании и толерантности. Данный процесс многогранен и обусловлен самой динамикой общественного развития, спецификой этнопсихологии человека, социализацией, расширением коммуникативных форм общения (в том числе межнациональных) и переживает в сфере высшего образования, как и все сферы нашей жизнедеятельности, кризисный период.

И если очевидно, что доминирующей причиной экологического кризиса и нарушения баланса техносферы с окружающей природной средой является низкий уровень культуры современного технократического общества, которое зашло в тупик, признав приоритетным развитие технического и информационного оснащения человечества, а не его гармоничное сосуществование с природой и людьми разных национальностей, то так же логично, что студенты разных национальностей воспринимают друг друга через сложившиеся этнические стереотипы (представления о других нациях, их культуре, традициях, обычаях). Отрицательные стереотипы складываются чаще всего из-за слабого знания истории, народных традиций, культурных ценностей своих однокурсников.

Наряду с общепринятым формированием и привитием толерантности, чувства солидарности, содружества с другими народами, признания равноправия всех наций и этнических

групп, терпимости к людям другой веры, проживающим в данном регионе, одним из важнейших факторов формирования экологического и культурологического сознания студентов является, по нашему опыту работы, формирование у них ( наряду с развитием таких сфер психики человека, как эмоционально-ценностной, интеллектуально-познавательной и волевой) национального самосознания, чувства национального достоинства, естественного бережного отношения к благам общей окружающей среды. К сожалению, до сих пор в обыденном сознании не преодолено неадекватное мнение об исключительности того или иного народа или той или иной веры. Это, соответственно, приводит к формированию неадекватной самооценки в сознании студентов как части молодежи ложного чувства превосходства, что свидетельствует о недостаточном уровне их общей культуры и влечет за собой также неадекватные современному общественному состоянию поведенческие действия.

14-19 сентября 2003 г. состоялась 10-я Международная конференция Национальных Трастов планеты в Эдинбурге (Великобритания), которая была посвящена проблеме сбережения в интересах всего человечества природного и культурного наследия глобального богатства его ресурсов для устойчивого развития.

Давно известно, что культура и природа - хранители уникального информационного банка традиций, знаний и умений, которые исторически апробированы многовековым опытом российского и малочисленных народов, опытом жизни в согласии с друг с другом и с природой. Однако продолжает оставаться открытым и актуальным вопрос о предоставлении выпускникам нашей системы образования необходимых так называемых интеллигентных знаний (на что, в частности, направлена наша преподавательская работа и чему должны способствовать и учебные пособия), экологического мировоззрения и навыков культурного поведения как результата самостоятельного и критического обращения с фактами и информацией, которые могут постоянно расширяться и пополняться, а также прикладных знаний, необходимых студентам впоследствии для решения самых разных задач.

На основании этого в структуре процесса формирования экологического и культурологического сознания студентов можно выделить три взаимосвязанных компонента: познавательный (выделение в содержании образования фактов, понятий, закономерностей, законов взаиморазвития природы и общества); ценностно-оценочный (формирование у них личностно значимой ответственности за сохранение и улучшение экологического состояния окружающей природной среды) и поведенческий (система образования должна быть построена таким образом, чтобы в свете нравственных установок помочь студенту сформировать навыки поведения и научить предвидеть последствия своей профессиональной деятельности для человека и природы). Спрашивая себя, из каких источников появятся силы для преобразований в области экологии и какие культурные ценности будут определять современное общество, мы с уверенностью можем определить ведущую роль знаний, академического образования, открывающего перспективы вклада в прогрессивное развитие современного общества.

Культурологическое воспитание в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры, обучения, поведения, общения; является ориентиром для оптимальной адаптации студентов к окружающему миру, основываясь на высоком качестве психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки в вузе.

С развитием общества возрастает роль точных естественных наук, но также спектр элементов культурологического образования постоянно расширяется, пополняясь и совершенствуясь основами физической и эстетической культуры, экологии, экономики. В него следовало бы, на наш взгляд, добавить и гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специализированных учебных предметов психолого-педагогического и гуманитарно-культурологического профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями студентов, свободный выбор объема, темпов и форм образования. И таким образом, гуманитарные науки будут и дальше помогать сопрягать естественнонаучные достижения с потребностями общества.

Образованность и эмоциональная культура является той областью человеческой деятельности, которая развивает универсальные творческие способности, служит средством многостороннего воспитания. Немецкий мыслитель эпохи Просвещения И. Г. Гердер (1744—1803), которого вполне можно считать основоположником науки о культуре, культурологии, в произведении «Идея к философии истории человечества» определил культуру как «уровень человечности» и «второе рождение человека». Он писал: «Если бы человек все извлекал из себя самого и развивал это без связи с внешними предметами, то, правда, была бы возможна история

человека, но не людей, не всего рода человеческого. Но наш специфический характер заключается именно в том, что, рожденные почти без инстинктов, мы только путем упражнения в течение всей жизни воспитываемся до уровня человечности, и на этом основывается наша способность, как к совершенствованию, так и к порче и разложению... Мы можем при желании дать этому второму рождению человека, проходящему сквозь его жизнь, название, связанное с обработкой земли,- «культура», либо с образом света - «просвещение» [2, с. 243-244].

Процесс формирования общей культуры современного студента охватывает интеллектуальные, культурологические, эстетические и этические, деятельностно-волевые, экологические аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

Экологическая культура формирует основы здорового образа жизни и обеспечивает «создание устойчивого экологического мышления, экологических знаний, убеждений и устойчивой гражданской позиции; воспитание у личности гражданского патриотизма; уважение к истории своей Родины и ответственность за ее судьбу в современном мире; толерантность и великодушие к народу, принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры своего этноса; готовность к действиям в защиту своего отечества, своего народа; участие в экологической деятельности; готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; готовность к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса» [7, с. 17]. А критерием эффективности совмещения культурологического и экологического образования является достижение взаимовыгодных результатов для общества и окружающей природы.

Разрабатываемые реформы в сфере высшего образования направлены, естественно, на то, чтобы они успешно протекали. Но существует проблема укрепления предыдущих мер, условия, что они будут работать на престиж и вузов, и преподавателей, на их дополнение друг друга, сотрудничество этих двух участников образовательного процесса, т.к. именно они являются двигателями общества знаний, именно они в ответе за важнейшее сырье - образование студентов, будущих преобразователей экономики, здорового общества и мира в целом, а «до практического применения должно быть познание» [5, с. 36].

В процессе обучения иностранному языку мы реализуем ценностный межкультурный подход к экологическим и культурологическим проблемам, рассматривая их как общечеловеческие с позиций двух и более культур, применяя сравнительно-сопоставительный анализ иноязычных текстов соответствующего познавательного и воспитывающего характера. Это способствует углублению предметных знаний и большему пониманию студентами важности решения экологических задач и позволяет ориентироваться в культурологической реальности, упорядочивая феномены, прежде хаотические, и выстраивая их в методическую систему, подразумевающую коррекцию соответствующих фрагментов экологической культуры студентов с учетом культурологических особенностей их менталитета; обосновывающую концепцию адаптации обучающихся к новым реалиям современности и активно внедряя технологии усвоении обучающего материала на концептуальном уровне. Новый формат взаимодействия преподавателя и студентов ориентирован на совместные поисково-исследовательские проекты («Лучше гор могут быть только горы», «Сохрани источник питья и знаний», «Чистота воздуха -чистота помыслов» и др.), что позволяет по-новому взглянуть на возможности организации индивидуальной самостоятель-ной деятельности студентов.

Критерием сформированности экологической культуры и культурологического воспитания являются, на наш взгляд, обоснованные с точки зрения законов экологии и общества поступки, поведение и деятельность выпускника вуза, действия, культурологически сообразные социо-природной среде, и, наконец, понимание того, что однажды приобретенная специальность более не является гарантией для профессиональной деятельности в течение всей жизни. Для него это значит, что он должен быть готов к приобретению более высокой квалификации и н о-вых специальностей, а также постоянно продолжать свое образование. Он должен развить в себе способности, которые позволят ему быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации и новым требованиям. Только тогда глобальные вызовы могут быть не только достойно приняты, но и использованы для удовлетворения экономических и экологических потребностей, решения социальных и культурных проблем современного общества. Мы сейчас должны инвестировать в студенческую молодежь наши знания и позаботиться о том, чтобы результаты и в будущем приносили успех. Творческий подход к делу, знание иностранных языков, гибкость, самостоятельность, умение решать проблемы, выносливость, мобильность в сочетании с культурной и интеркультурной компетентностью и профессионализмом являются важнейшим идеальным

капиталом в будущее выпускников вуза. Для этого, мы должны научить студентов, прежде всего, учиться.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Агнаев Г. Осетинские обычаи. Изд-во «Урсдон», Владикавказ, 1999. - 172.

2. Гердер И.Г. Избранные соч. М.-Л. , 1959. - С. 243-244.

3. Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Культурология. XX век. М.: Юристъ, 1995. -703 с.

4. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. -367с

5. ПланкМ. Религия и естествознание // Вопросы философии. - N8 - 1990. - С. 35).

6. УорфБ. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. - Вып. 1. - М.: Прогресс, 1960. -

С. 169 - 182.

7. ХрапальЛ.Р. «Модернизация экологического образования в вузе в контексте российской социокультурной динамики» // Автореферат дис... д-ра педагогических наук. - Екатеринбург, 2011. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.