Научная статья на тему 'Дидактический и культурологический аспекты современного языкового образования и воспитания в неязыковом вузе'

Дидактический и культурологический аспекты современного языкового образования и воспитания в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / DIDACTIC FUNCTION / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНТОВ / COGNITIVE INTERESTS OF STUDENTS / ИНОЯЗЫЧНОЕ ЧТЕНИЕ / FOREIGN LANGUAGE READING / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LANGUAGE EDUCATION / LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN NOT LANGUAGE HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гадзаова Людмила Петровна

Иностранный язык является средством слияния с научно-техническим прогрессом, средством выполнения познавательных интересов студентов. Поэтому вполне естественно расширение и углубление этой темы в университете посредством изучения страны, гуманитарных наук и материалов, связанных с будущей профессией студентов. Данная статья посвящена проблеме обучения иностранному языку в неязыковом вузе на продвинутом этапе. Автор уделяет особое внимание дидактическим функциям как инструменту для формирования навыков аналитического чтения на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гадзаова Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTICANDCULTURAL STUDIES DIMENSIONS OF MODERN LANGUAGE EDUCATION IN NOT LANGUAGE HIGH SCHOOL

A foreign language is a means of confluence with scientific and technical progress, a means of fulfilling cognitive interests. Therefore it is natural the expanding and deeping this theme in university by dint of country study, human sciences and materials comiected with the future profession of the students. The article is devoted to the description of the teaching of foreign language in not language high school at the advanced level. The author pays special attention to the functions of as the tools of formation of the skills of analytical reading in a foreign language.

Текст научной работы на тему «Дидактический и культурологический аспекты современного языкового образования и воспитания в неязыковом вузе»

методологические основы преподавания филологических

дисциплин

дидактический и культурологический аспекты современного языкового образования и воспитания

в неязыковом вузе

л. п. гадзаова,

доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков для неязыковых специальностей СевероОсетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ,

е-та1 gadzaova@list.ru

Иностранный язык является средством слияния с научно-техническим прогрессом, средством выполнения познавательных интересов студентов. Поэтому вполне естественно расширение и углубление этой темы в университете посредством изучения страны, гуманитарных наук и материалов, связанных с будущей профессией студентов. Данная статья посвящена проблеме обучения иностранному языку в неязыковом вузе на продвинутом этапе. Автор уделяет особое внимание дидактическим функциям как инструменту для формирования навыков аналитического чтения на иностранном языке.

Ключевые слова: обучение иностранному языку в неязыковом вузе, дидактические функции, познавательные интересы студентов, иноязычное чтение, языковое образование.

DIDACTICANDCULTURAL STUDIES DIMENSIONS OF MODERN LANGUAGE EDUCATION IN NOT LANGUAGE HIGH SCHOOL

Lyudmila P. GADzAOVA,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Foreign Languages for not language specialties of North Ossetian State University n.a. K. L. Khetagurova", e-mail: gadzaova@list.ru

A foreign language is a means of confluence with scientific and technical progress, a means of fulfilling cognitive interests. Therefore it is natural the expanding and deeping this theme in university by dint of country study, human sciences and materials comiected with the future profession of the students. The article is devoted to the description of the teaching of foreign language in not language high school at the advanced level. The author pays special attention to the functions of as the tools of formation of the skills of analytical reading in a foreign language.

Key words: learning a foreign language in not language high school, didactic function, cognitive interests of students, foreign language reading, language education.

Глобализация науки полностью захватила вузы и требует обновления. Российская система образования перенимает традиции запада, подчиняясь жестким требованиям ситуации. Многим современным студентам не нужно погружение в глубины теории, они ориентируются на получение практических образовательных навыков и умений по программе «бакалавриат». «Магистратурой» интересуются те, кто намерен освоить и теорию, чтобы быть востребованным на глобальном образовательном рынке труда.

актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2016, № 1

Умение гибко ориентироваться в новых условиях и своевременно творчески и прагматично подходить к решению проблемных задач, включая знание иностранных языков, способствует профессиональной устойчивости, обеспечивает не только соответствие современным требованиям профессии, но и дает возможность опережающего развития в достижении успешности в карьере.

Современное состояние высшего образования представляет собой «широкое поле» изобретательности, открывает пути для трансформации идей, методики обучения. Несомненно, чем больше образованных молодых людей, тем выше статус общества. Государство обеспокоено качеством образования в вузах, о чем свидетельствует и «Комплексная программа модернизации высшего образования в России, рассчитанной на среднесрочную стратегическую перспективу». Речь идет о приоритетном национальном проекте «Образование», составной частью которого является Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы» [3: 5]. Теперь совершенно очевидно, что ее реализация будет выходить за временные рамки, а обеспечение равенства для получения бесплатного высшего образования, было, на наш взгляд, значительным социальным достижением недавнего прошлого, хорошим шансом для улучшения качества образования.

Несомненно, налицо тенденция формирования глобального образовательного уровня существования человечества, вызванная прорывом в области современных информационных технологий, которые требуют базиса в виде знаний, в том числе и иностранных языков. Прагматичность взяла верх над духовно-нравственным содержанием; столь же важным является разрастание этого сегмента на рынке труда и, как следствие, быстрое сокращение рабочих мест, предполагающих низкоквалифицированную рабочую силу. Люди, приходящие на рынок труда с более высокой квалификацией, знающие иностранные языки, имеют совершенно иные запросы и более ответственны в работе. А это ведет к дальнейшей радикализации изменений на рынке знаний и духовности. При данном подходе обучение иностранному языку тесно связано с интенсивным использованием его как инструмента познания. Воспитание таких свойств личности, как осознание себя членом цивилизованного общества и признание прав равенства с собой других людей, на каком бы языке ни говорили; способность к диалогу и сопереживанию столь же необходимы, как и фундаментальные научные знания и знания иностранных языков. Система вузовского образования призвана, в свете определенных нравственных установок, помочь студенту сформировать как профессиональную и языковую компетентности, так и навыки поведения; научить предвидеть его последствия.

В контексте сказанного, при разработке дидактической методической модели лингвокультуроведче-ского обучения необходимы дидактические условия с целью поликультурного и полилингвального развития студентов; осознания ими себя как носителей разных, но взаимосвязанных культур и формирования у них устойчивой мотивации к овладению языковой, межличностной, межкультурной и профессиональной компетентностями, востребованными в ситуациях межкультурного диалога. Дидактическая модель осуществляется в навыках повышения уровня мотивации студентов при обучении за счет привлечения разнообразных форм и видов обучающей деятельности; приобретения, усвоения, закрепления у них иноязычных знаний и умений их практического применения, а также развития способности рефлексии и глубокого проникновения в сущность данной образовательной среды.

В процессе обучения реализуется возможность оптимизации организации образовательного процесса через разработку эффективных методов обучения и реализацию персонализации (дифференциации и индивидуализации) обучения, а также интенсификацию всех уровней иноязычной образовательной деятельности; создаются организационно-деятельностные, операциональные педагогические условия выполнения различных действий с текстовой и иной информацией (поиск, анализ, синтез, структурирование, редактирование, аннотирование, реферирование и др.); у студентов формируется готовность к осознанному и самостоятельному построению траектории профессионального развития.

В содержании обучения иностранным языкам, равно как и других специальных дисциплин, выделяем следующие основные компоненты:

- инвариантная часть, представляющая собой знакомство с новыми реальными перспективами знания иностранных языков на рынке труда, преимущества и пр.;

- профессиональная часть, объединяющая профессионально направленные знания и собственно языковую подготовку;

- мировоззренческая часть, объединяющая социально-гуманитарные, культурологические знания, обеспечивающие духовно-нравственную, мировоззренческую направленность учебного процесса.

Знание иностранных языков обогащает студентов, повышает их общую культуру, на фоне которой может формироваться толерантное национальное самосознание, что, на наш взгляд, является особой формой выражения цивилизации, определяющей признаки современной общечеловеческой культуры. Очевидно, проблема сохранения духовности человечества, стремление национальной идеи к воплощению в себе общечеловеческих ценностей приобретает глобальное практическое значение. Поэтому так важно вовремя по достоинству оценить огромный духовный интеллектуальный посыл инокультурных иноязычных текстов и компетентностный подход к его обучению в неязыковом вузе и факультетах. Данный подход (а также системный, когнитивноориентированный, ценностный и др.) к прагматичной стороне знания иностранных языков и пониманию современного национального самосознания обусловлен необходимостью связывать устоявшиеся традиции с неумолимо вторгающимися в жизнь рыночной экономикой и учетом общечеловеческих реалий.

Являясь выразителем национальных и общечеловеческих ценностей, язык - идеальное связующее звено между исторически сложившимися народами и, как культурная ценность, он непрерывно развивается, а вместе с ним совершенствуется человек, владеющий им. Придерживаясь вполне обоснованных, на наш взгляд, подходов к процессу обучения иностранному языку на текстах из классической литературы, как собрания истинных ценностей общечеловеческого масштаба, источника духовной и интеллектуальной координации ценностно-содержательной информации о жизни общества, в целом и отдельных личностей, мы снимаем вопрос о возможности/невозможности понимания другого языка, упирающийся в национально обусловленные различия носителей разных языков. Смыслы одной культуры не переводятся адекватно на язык другой культуры, что, однако, не является препятствием для диалога между ними. В современных концепциях под культурной ценностью принято понимать рациональный смысл, заключающийся в объекте не только морально-этической сферы, но и любой интеллектуальной цели сознания субъекта, наделенной общезначимой формой ценности, ценностно-содержательным качеством, под которым мы понимаем, прежде всего, соотношение эмпирических, ценностных и практических знаний, активизирующих любознательный интерес студентов к диалогу с иной культурой, а для реализации этого интереса нужно понимание соответствующего языка.

На эмпирическом уровне синтезируются данные чувственного восприятия прочитанного текста, на ценностном - эмпирические факты, а на практическом осуществляется подведение полученных данных под нашу специфическую цель: обучение иностранному языку студентов с формированием у них межкультурной компетентности и нравственных общечеловеческих ценностей, т. к. эмпирическое знание - это также знание объясняющее. Но надо сказать, что это объяснение охватывает реальность лишь в форме явления данного текста.

Все факторы, влияющие на дидактический аспект языкового образования, подчинены друг другу иерархически и организуются по уровням - от культурно-общественного и общепедагогического до предметно-содержательного и технологического этапа по практической реализации всей концепции обучения. И такое понимание дидактики совпадает в общих чертах с пониманием лингвокультурологии, общими закономерностями, касающимися функционирования механизмов способности студентов к иноязычной компетентности и способов ее формирования, входя в общую теорию овладения и владения языком в условиях обучения, а методика берет на вооружение лингводидактические закономерности, рассматривая их с точки зрения педагогики.

Иностранный язык оказывается необходимым посредником для выражения и накопления знаний и подготовки образованного человека, т.к. современный образованный человек - это не столько человек много знающий, сколько подготовленный к реальной жизни, ориентирующийся в усложнившихся проблемах материальной и духовной культуры, способный осмыслить и определить свое место в мире, оперирующий изменившимся механизмом получения, усвоения и закрепления многократно увеличившегося объема информации. Он продолжает создавать материальные и духовные ценности, преобразует окружающий мир, строит города, творит науку, литературу и искусство, одним словом, все, что есть в обществе, и поэтому тревожит рост бескультурья на фоне неисчерпаемого культурного потенциала, накопленного предшествующими поколениями. И происходит это, по выражению Н. Д. Никандрова,

актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2016, № 1

из-за «разрушения привычной системы ценностей, слома системы воспитания, особенно воспитания патриотического, любви к своей стране, что признается необходимым во всем мире...» [2: 75], что порождает ряд проблем, характерных для сегодняшней действительности. Общество предъявляет повышенные требования к поколению, вступающему во взрослую жизнь, существенно меняет свой социальный заказ, адресованный высшему образованию. Вместо установки на подготовку послушного и дисциплинированного специалиста-исполнителя оно делает заказ на развитую, творческую, инициативную личность, способную к овладению: а) декларативных знаний (знаний о мире, кругозора, социокультурных знаний и представлений, системы ценностей, межкультурного сознания, способности выявлять и понимать сходства и различия между «мирами» родного и изучаемого языка); б) процедурных знаний (умений: вести себя в соответствии с культурно-социальными нормами; сравнивать и понимать другие культуры, прочувствовать их в сравнении; преодолевать стереотипы и межкультурные конфликты; быть посредником между чужой и собственной культурами; заниматься опережающей созидательной деятельностью), умеющую жить и работать в новых социокультурных условиях, которые нельзя характеризовать как стабильные и простые.

В последние десятилетия, пытаясь найти пути мира и стабильности на Кавказе, нам в образовательной среде вуза необходимо поставить перед собой задачу постоянного повышения образованности и общей культуры студентов. Чем хуже образован молодой человек, тем легче он поддается манипуляции, враждебному идеологическому воздействию. В последние годы активизировались разного рода мифотворцы, «продвигающие под видом исторических исследований опусы, пропитанные ядом национальной гордыни» [1: 3]. Вот почему сегодня, как никогда, институты гражданского общества, сфера образования должны стать средой, порождающей настоящую культуру противодействия экстремизму; создающей все условия для реализации национальных проектов различной тематики и направленности; возглавляющей борьбу против иждивенчества и пассивности. Именно поликультурная среда в наше время должна стать главной движущей силой построения гражданского общества.

В связи с этим необходим подъем на качественно более высокий уровень организации учебно-воспитательной работы и срочное решение одной из основных его задач - заложить основы образованной, профессиональной и нравственной личности, готовой к преемственности ценностных преобразований различных сфер социальной жизни.

Выдвигая определенные требования к человеку, как главному элементу своей движущей силы, общество одновременно должно обеспечивать устойчивость его существования, давать возможность адекватно и своевременно, без болезненных потерь реагировать на все ситуации постоянно меняющегося мира, способствуя всестороннему развитию личности, «.ее качественному содержанию для количественной отдачи сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство - это человек, еще точнее - нравственная, творческая личность. Воспитать таковую, т. е. «сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность, побуждение к творчеству и духовности - с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель» [4: 48].

Образовательная среда вуза, воспитывая интеллектуальную личность, не должна оставлять без внимания экстремистские угрозы в регионе в молодежной среде - результат углубляющегося социального расслоения общества, межрегионального разрыва в уровне жизни в России. Отток студенческой молодежи в центр влечет за собой уменьшение молодежной элиты, затем, как следствие, снижение качества профессионального сообщества и формирующегося на Кавказе гражданского общества; утрату связи с историческими корнями и духовностью, которые были присущи многим поколениям людей в нашей стране, а «1990-е годы, когда масштабы военных мероприятий на Северном Кавказе были особенно крупными, оторвали многих молодых людей от понимания подлинных исторических традиций и правил человеческого общежития в нашей стране» [1: 3]. Помочь переломить эту негативную тенденцию может, на наш взгляд, консолидация всех реальных возможностей образовательной среды вуза для формирования образованного творческого поколения, знающего иностранные языки, способного решать экономические и социальные задачи на месте. Это может повлиять и на отток молодых специалистов из северокавказских республик, возвращение специалистов, снижение риска попадания части молодежи под влияние экстремистов и сепаратистов. «Стремление к формированию мононационального соста-

ва населения в отдельных республиках Северного Кавказа несет в себе много негативного и создает условия для возникновения опасной национальной замкнутости, к откату в прошлое, мистификации истории. Отгораживание от других культур, от достижений в области образования и науки недопустимо» [1: 3]».

1. Система образования стала важнейшим средством, могучей силой в борьбе за молодое поколение студентов, за кристаллизацию их взглядов и убеждений, формирование у них когнитивного стиля, устойчивых мотивов обучения, за их профессиональное и нравственно-ценностное будущее. Эта борьба становится все более неравной, вследствие ухода из жизни старшего поколения, носителя традиционных ценностей. В современной педагогической науке наблюдается неоднозначная трактовка этих понятий, что можно объяснить многообразием новых образовательных и воспитательных доктрин, авторских подходов и, как следствие этого, непрекращающимся поиском общих идей и образовательно-воспитательных стратегий.

литература

1. Дзасохов А. С. Проблемы Северного Кавказа // Северная Осетия, 26 декабря 2009. 4 с.

2. Никандров Н. Д. Российская национальная идея и воспитание в духе православия // Глинские чтения. «Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования». 28-29 июля 1999 г.: сб. материалов. М.: Самшит, 1999. 296 с.

3. Федеральная целевая Программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы, постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. № 424.

4. Юнусова К. А. Патриотическое воспитание молодежи средствами этноязыковой идентификации // Педагогика. 2007. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.