Научная статья на тему 'Формирование у студентов неязыковых направлений подготовки толерантного отношения к национальным и культурным различиям в процессе обучения иноязычному общению'

Формирование у студентов неязыковых направлений подготовки толерантного отношения к национальным и культурным различиям в процессе обучения иноязычному общению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НАЦИОНАЛЬНЫМ И КУЛЬТУРНЫМ РАЗЛИЧИЯМ / TOLERANT ATTITUDE TOWARDS NATIONAL AND CULTURAL DIFFERENCES / ГУМАНИТАРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / HUMANITARIAN EDUCATIONAL PARADIGM / ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" / PERSONALITY-DEVELOPING POTENTIAL OF THE "FOREIGN LANGUAGE" DISCIPLINE / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ / INTERCULTURAL APPROACH IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ / FORMATION OF TOLERANCE IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Н.А.

В статье рассматриваются вопросы формирования толерантного отношения студентов неязыковых направлений подготовки к национальным и культурным различиям. Анализируется содержание термина «толерантность» в контексте психолого-педагогических исследований. Рассматриваются особенности и потенциал гуманитарной образовательной парадигмы для решения задач формирования личностных характеристик и социально значимых компетенций. Исследуются возможности межкультурного подхода в качестве теоретико-методологического основания для формирования толерантности у студентов при обучении их иностранному языку.The issues of formation of tolerant attitude of students, studying at nonlinguistic majors towards national and cultural differences are described in this article. The definition of "tolerance" term in the context of psycho-pedagogical research is analyzed. Features and potential of humanitarian educational paradigm for the problems solving in formation of personal characteristics and social competences are considered. The possibilities of an intercultural approach as a theoretical and methodological basis for the formation of students' tolerance, during their foreign language study, are examined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов неязыковых направлений подготовки толерантного отношения к национальным и культурным различиям в процессе обучения иноязычному общению»

УДК 81:378 Н.А. Петрова, канд. пед. наук,

доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Хабаровского государственного университета экономики и права

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНЫМ И КУЛЬТУРНЫМ РАЗЛИЧИЯМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ

В статье рассматриваются вопросы формирования толерантного отношения студентов неязыковых направлений подготовки к национальным и культурным различиям. Анализируется содержание термина «толерантность» в контексте психолого-педагогических исследований. Рассматриваются особенности и потенциал гуманитарной образовательной парадигмы для решения задач формирования личностных характеристик и социально значимых компетенций. Исследуются возможности межкультурного подхода в качестве теоретико-методологического основания для формирования толерантности у студентов при обучении их иностранному языку.

Ключевые слова: толерантность, толерантное отношение к национальным и культурным различиям, гуманитарная образовательная парадигма, личностно-развивающий потенциал дисциплины «Иностранный язык», межкультурный подход в иноязычном образовании, формирование толерантности при обучении иностранному языку в вузе.

The issues of formation of tolerant attitude of students, studying at nonlinguistic majors towards national and cultural differences are described in this article. The definition of "tolerance" term in the context of psycho-pedagogical research is analyzed. Features and potential of humanitarian educational paradigm for the problems solving in formation of personal characteristics and social competences are considered. The possibilities of an intercultural approach as a theoretical and methodological basis for the formation of students' tolerance, during their foreign language study, are examined.

Keywords: tolerance, tolerant attitude towards national and cultural differences, humanitarian educational paradigm, personality-developing potential of the "Foreign Language" discipline, intercultural approach in foreign language education, formation of tolerance in teaching foreign language in higher educational institution.

Современные социально-

экономические реалии ставят перед высшим образованием задачу подготовки молодёжи к жизни и работе в многонациональной и поликультурной среде. Данная задача акцентирует внимание педагогов к развитию у студентов личностных характеристик и профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективное взаимодействие представителей разных наци-

ональностей и культур. Вопросы подготовки специалиста, обладающего позитивным отношением к миру, толерантностью в отношении иных культур, умением выстраивать с ними конструктивный диалог, преодолевая стереотипы своего национального самосознания и этноцентризм мышления, исследуются учёными и педагогами всего мира.

Актуальность проблемы развития то-

лерантности у молодого поколения зафиксирована в ряде документов, таких как Декларация принципов толерантности (1995 г.) [14]; программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2008 гг.), разработанная для системы профессионального образования [12]. В них подчёркивается необходимость проведения научных исследований толерантности и разработки образовательных программ, направленных на развитие толерантного отношения у молодёжи к социальным, культурным и национальным различиям. Решение данной проблемы является насущной задачей и для высшего профессионального образования, подготавливающего специалистов в области менеджмента, рекламы, международных экономических и торговых отношений и т.д., профессиональная деятельность которых будет проходить в условиях поликультурного и многоязычного общения. Безусловно, владение, по крайней мере, одним из иностранных языков является необходимым условием эффективного профессионального взаимодействия. Однако в условиях реального общения представителей разных национальных культур само по себе знание иностранного языка не гарантирует успешную иноязычную коммуникацию. Неоспоримым является положение о том, что овладение иностранным языком невозможно без знания и понимания культуры, частью которой является изучаемый язык. Однако современные исследования сущности коммуникации в условиях межкультурного взаимодействия свидетельствуют о том, что требование при-

держиваться правил и норм той культуры общения, на языке которой ведётся диалог, не всегда является условием успешной коммуникации. Возникающие при этом проблемы межкультурного общения обусловлены тем, что каждый из нас отражает свойственный родной этнокульту-ре менталитет, который сталкивается одновременно с другим складом мышления, выраженным в менталитете представителя другой этнокультуры. Сегодня специалисты в области иноязычного образования говорят о том, что успешное общение и взаимодействие представителей различных национальных и этнических сообществ также невозможно без знания и понимания своей национальной культуры и особенностей менталитета своего народа. Всё чаще педагоги и учёные пишут о необходимости формирования у изучающих иностранные языки способности к переоценке своей культуры, что приводит к преодолению этноцентричности, развитию толерантности и эмпатии по отношению к представителям иных культур. Так, Совет Европы определил ключевые компетенции, необходимые молодым людям для успешной работы в европейском поликультурном и многоязычном пространстве, включающие не только владение иностранным языком, но и «межкультурные компетенции», одним из компонентов которых является толерантность -осознание различий и их принятие, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий [6]. Актуальность формирования данных компетенций с целью повысить качество подготовки специалистов в области экономики отражается в заявленной в

ФГОС третьего поколения по направлению «Экономика» общекультурной компетенции (ОК-5), содержание которой предусматривает «развитие способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия».

Всё это актуализирует необходимость поиска теоретико-методологических оснований и технологических решений, направленных на развитие востребованных социумом личностных характеристик, в том числе и толерантности, будущих специалистов в образовательном процессе вуза.Вопросы, связанные с развитием толерантного отношения молодого поколения к социальным, культурным, национальным различиям, активно изучаются учёными и педагогами. Анализ психолого-педагогических исследований показал, что научным сообществом не выработано единое толкование термина «толерантность» в силу неоднозначности смысла данного понятия и многообразия сфер его применения.

В работах часто упоминается определение термина «толерантность», которое приводится в Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995), значение которого объясняется как: 1) уважение, принятие, правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности; 2) активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод другого человека; 3) добродетель, которая делает возможным достижение мира, способствует замене культуры войны культурой мира [14]. Ис-

следования в области психологии развития личности рассматривают понятие «толерантность» как личностное образование, обладающее следующими свойствами: адекватной самооценкой; знанием себя, признанием других; расположенностью к другим; самообладанием; терпением; способностью к рефлексии; отсутствием стереотипов, предрассудков [20]. Толерантность осмысливается и как открытость, понимание многообразия, уважение к различиям, диалог культур. Учёные выявляют динамичный характер данного личностного образования.

Так, М.С. Мириманова отмечает, что толерантность как уважение к чужой позиции достигается через самоизменение в результате диалога [11]. В исследованиях также подчёркивается коммуникативный характер толерантности, который проявляется в диалоге. Диалог же определяется как достижение особого уровня общения, свободного от стереотипного восприятия «другого», для которого характерно стремление к достижению взаимопонимания. В.А. Лекторский считает, что толерантность, понимаемая «как расширение собственного опыта и критический диалог», является единственным плодотворным пониманием в современных условиях [10].

Имеются исследования, направленные на выявление структуры и диагностических характеристик толерантности, что является важным для измерения как отдельных её компонентов, так и комплексной оценки данного личностного образования с целью дальнейшего его развития [19]. Рассматривая толерантность как социальную установку личности, учёные предлагают трёхкомпонентную структуру аттитюда,

которая включает когнитивный компонент (базовые стереотипы; знания о феномене толерантности; способность к рефлексии, внутреннему диалогу, осмыслению жизненных ценностей; специфика языка, речи); аффективный компонент (эмоциональная отзывчивость); поведенческий компонент (стиль взаимодействия с людьми; способность устанавливать позитивные отношения; стремление к совместной конструктивной деятельности) [20]. Сторонники уровневого подхода выделяют три уровня развития толерантности: 1) естественный; 2) моральный; 3) нравственный. По мнению специалистов, именно третий уровень - нравственный - является наиболее зрелой формой толерантности. Нравственная толерантность характеризуется осознанностью, принятием человеком существующей реальности, безоценочностью, диалогичностью.

Именно в таком качестве толерантность способствует усилению индивидуальных возможностей человека противостоять конфликтным ситуациям. Но для развития толерантности такого уровня требуются долгое время и особые объективные условия наряду с усилиями самой личности. Пусковым механизмом появления и проявления толерантности является обнаружение различий между людьми, группами, культурами и способы реагирования на них (агрессия, принятие, диалог). Следовательно, формирование и развитие толерантности у человека возможны в ситуации столкновения / встречи его с другой культурой [19].

В результате проведённого анализа психолого-педагогических исследований было выявлено, что толерантность является слож-

ным личностным качеством, для которого характерны следующие признаки:

- осознанность, то есть знание себя как представителя определённой национальности / культуры;

- знание и понимание культуры других народов, понимание и принятие культурного многообразия;

- критическое мышление, способствующее переоценке личностью собственной культуры и преодолению стереотипов в собственном сознании как в отношении родной культуры, так и других национальных культур;

- стремление расширить «горизонты» своего знания культурных, моральных и нравственных ценностей как своего народа, так и других национальностей;

- диалогичность, понимаемая как интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая способность личности к диалогическому общению [3];

- динамичность, свидетельствующая о том, что развитие данного личностного качества у человека возможно и, как правило, это происходит в ситуации встречи с другим;

- способность к дальнейшему личностному и профессиональному самоосуществлению человека.

Следовательно, содержание понятия «развитие толерантности» должно включать в себя развитие следующих составляющих:

1) когнитивного компонента (знание и понимание культуры других народов, знание и понимание себя как представителя определённой национальности / культуры, знание особенностей языка и речи, рефлексивность - способность осознавать и крити-

чески оценивать себя, свою культуру, стереотипы своего сознания);

2) мотивационного компонента (стремление расширить границы своего знания о культурных, моральных и нравственных ценностях как своего народа, так и других национальностей, желание преодолеть стереотипы своего сознания и принять отличия других);

3) поведенческого компонента (коммуникативность, умение взаимодействовать с людьми - представителями различных национальных культур и противостоять конфликтным ситуациям).

Формирование и развитие толерантности является частью процесса социализации человека, который запускается в детстве, чаще всего носит стихийный, неосознанный характер и не всегда развивается полноценно и продуктивно. В современных психолого-педагогических исследованиях утверждается, что, как и другие личностные характеристики, толерантность трудно поддаётся формированию усилиями педагогов, внешними по отношению к личности; лишь сам человек способен выработать её у себя в процессе самопознания и определения своей жизненной позиции [9, с. 53]. Педагоги рассматривают возможность целенаправленного формирования толерантности лишь при создании особых педагогических условий, которые смогут актуализировать потребность человека в саморазвитии данного качества у себя. Под актуализацией понимается «момент проявленности в настоящем того, что в прошлом обнаруживалось лишь в потенции (в свёрнутом виде)» [8, с. 97]. По мнению И.А. Колесниковой, развёртывание этой потен-

ции и её обнаружение в настоящем является своеобразным ответом человека на требование ситуации развития. Такая ситуация может возникнуть естественным образом, либо её создаёт педагог.

Юношеский возраст признаётся наиболее восприимчивым периодом для развития толерантности. Именно в этом возрастном периоде происходит активное личностное и профессиональное становление молодых людей. Общепризнанными характеристиками данного возраста являются:

- потребность в социальном и профессиональном самоопределении;

- наличие развитой «Я-концепции»;

- вхождение в мир культуры и приобщение к культурным ценностям;

- активное развитие эмоциональной сферы, в том числе и способности к сопереживанию;

- стремление участвовать в общественной жизни;

- формирование жизненной позиции, мировоззрения, нравственных и этических качеств.

Одним из эффективных средств оказания квалифицированной педагогической помощи молодым людям в их личностном и профессиональном становлении является образование. Обучение в вузе может стать той содержательной и смысловой основой, которая обеспечит целенаправленное развитие и формирование востребованных самой личностью и обществом качеств.

Анализ работ, исследующих вопросы развития и воспитания личности в образовательном процессе, показал, что такой возможностью «ненасильственного» вли-

яния на молодых людей обладает гуманитарная образовательная парадигма. В педагогике гуманитаризация образования понимается как «изменение, улучшение качества человека и его жизни педагогическими средствами, парадигмальное движение участников образовательных процессов от технократизма в сторону подлинного человеческого качества как смысла, цели и результата деятельности учебно-воспитательных систем всех уровней» [8, с. 139]. В отличие от знание-во-технократической, гуманитарная парадигма направлена на конкретного человека как главной ценности и цели образовательного процесса; организованный на основе гуманистических принципов учебно-воспитательный процесс ориентирован на развитие, прежде всего, личностных (субъектных) качеств у человека. В рамках данной парадигмы активно разрабатывается личностно-ориентированный подход, возникновение которого связано с извечным стремлением наиболее образованной части социума объединить функциональное развитие человека с развитием и укреплением в нём сущностного личностного начала. К настоящему моменту сторонниками данного подхода разработан большой объём исследований - теории, концепции, модели обучения и воспитания (О.С. Газман, Ш.А. Амонашвили, А.В. Петровский, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Е.А. Ямбург и др.). Эти исследования объединяет то, что в основе теоретических положений работ лежит признание уникальности личности, её права на самоопределение и выбор собственной стратегии развития; центром педагогического

процесса является внутренний мир человека во всей его уникальности, сложности и неоднозначности. Большинство приверженцев ориентированного на личность подхода считают, что цель такого образования заключается в том, чтобы воспитать свободного и творческого человека, способного самоопределяться не столько по целям деятельности, сколько по общечеловеческим ценностям и осознанно развивать у себя социально ценные, духовно-нравственные качества.

Однако среди представителей данного научного направления не существует однозначного понимания сущности лич-ностно-ориентированного подхода в образовании. В данной работе используется определение личностного подхода в интерпретации В.В. Серикова, который рассматривает его как «построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), который специально ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида» [15, с. 12]. Конкретизируя представление о содержании понятия личностного развития индивида, учёный выделяет: 1) развитие атрибутивных функций личности - избирательности, осмысления деятельности, произвольности, креативности, рефлексивности, ответственности, автономности; 2) развитие содержания её духовной сферы - мировоззренческих, нравственных, эстетических и других ценностей в форме мотивов, установок, способностей; 3) деятель-ностно-поведенческое развитие личности; 4) становление её социального, коммуникативного пространства - сферы отношений, круга общения, собственного микро-

социума; 4) становление её индивидуальности. Рассматривая проблему определения содержания ориентированного на личность образования, В.В. Сериков выделяет такой его компонент, как личностный опыт - «опыт выполнения личностных функций», который «играет смысло-образующую роль по отношению к другим компонентам содержания образования» [15, с. 22]. Исследуя личностно-ориентированный подход в пространстве предмета дидактики, В.В. Сериков наполняет новым содержанием такие дидактические категории, как цель, содержание образования, методы и технологии обучения, виды деятельности преподавателя и обучающихся, критерии эффективности образовательного процесса, и даёт возможность использовать данный методологический инструмент для изучения условий развития личностных функций учащихся в образовательном процессе.

В рамках гуманитарной парадигмы ведутся исследования, изучающие проблему гуманитаризации высшего профессионального образования. В них поднимается вопрос о необходимости усилить гуманитарную составляющую в системе профессиональной подготовки посредством изучения гуманитарных учебных дисциплин. По мнению учёных, гуманитарные дисциплины обладают огромным потенциалом для развития духовно-нравственных качеств у молодого поколения и формирования у них, прежде всего, личностных функций, востребованных в условиях глобализации. Согласно теории И.Я. Лернера - В.В. Краевского, само содержание гуманитарного предмета обусловливает специфику учебной деятель-

ности в процессе его усвоения, которая обеспечивает не только формирование «знаний» и «способов деятельности», но и опыт эмоционально-ценностного отношения. Ряд исследователей (М.В. Кларин, Н.Б. Крылова, В.С. Леднёв, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) выделяют следующие характеристики учебной деятельности, осуществляемой в рамках гуманитарного предмета:

- развитие ценностного (личностного) отношения, которое осуществляется по более сложным законам, чем просто накопление, расширение, конкретизация, как это обычно происходит при усвоении знаний;

- учебная деятельность включает разрешение коллизий, рефлексию, селекцию фактов и аргументов, которые личностное отношение либо укрепляют, либо разрушают;

- происходит постоянное соотнесение изучаемого объекта с самим собой; рефлексия собственного жизненного статуса, мысленное проигрывание ситуаций и ролей, познание через переживание;

- результатом познания выступает новая целостная собственная теория мира, которая также включает модели собственного поведения; познание в существенной мере направлено на познающего субъекта, ответственного за свои выводы; познание сливается со смыслообразованием, с выработкой собственного отношения.

В работах К.А. Зимней, С.Г. Тер-Минасовой, П.В. Сысоева, Т.Н. Бартеневой, А.В. Щеголевой и других выявлены личностно-развивающие возможности гуманитарного предмета «Иностранный язык». Учёные считают, что на основе тематического наполнения учебных про-

грамм и пособий по иностранному языку, а также методов и приёмов подачи материала возможно моделирование социокультурного пространства учащихся, что позволяет формировать их представление об окружающем мире и определение своего места в нём. Таким образом, содержанием отдельных текстов, а также методическими приёмами работы с ними преподаватель может расширить социокультурное пространство учащихся и помочь им увидеть себя в качестве равноправных представителей мирового поликультурного сообщества, а также и сузить, ограничить их социокультурное пространство, противопоставив «себя» «другим» [16].

Нельзя не отметить тот факт, что в основе современных подходов к обучению иностранному языку лежит постулат о том, что язык и культура народа, говорящего на этом языке, должны изучаться в неразрывном единстве. В результате поисков решения проблемы реализации идеи соизучения языка и культуры в иноязычном образовании были разработаны следующие культурологические подходы: лингвострановедческий (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров), этнографический (M. Byram), лингвокуль-турологический (В.Н. Телия, В.Н. Воробьёв, В.А. Маслова и др.) и социокультурный подход (В.В. Сафонова).

Очевидным достоинством данных подходов является то, что они не только позволяют учащимся овладеть знаниями о культуре изучаемого языка, но и обладают личностно-формирующим потенциалом, способствуя развитию у обучающихся системы разнообразных и взаимодействующих культурных ценностей и подготавливая личность к адекватному взаи-

модействию с представителями других культурных сообществ. Однако, как отмечает И.Л. Плужник, в силу определённых обстоятельств, идеи соизучения языка и культуры трудно реализуются при обучении иностранному языку в неязыковом вузе [13].

Необходимость повысить эффективность подготовки студентов неязыковых вузов для полноценного участия в межкультурном профессиональном общении обусловила появление исследований, в которых разрабатываются идеи межкультурного обучения (Н.И. Алмазова, А.В. Анненкова, Е.С. Дикова, Ю.Ф. Маме-това, И.Л. Плужник, С.Г. Тер-Минасова, Е.Г. Тарева, И.И. Халеева и др.). Отличие межкультурного подхода от других заключается в том, что, аккумулировав научные достижения предшествующих методов обучения, межкультурный подход позволяет реализовать образовательную стратегию, которая «предполагает учёт в процессе обучения обязательного взаимодействия равноправных контактирующих языковых и концептуальных систем участников коммуникации - представителей двух линг-восоциумов - родного и иного» [17, с. 48]. Применение данного подхода в учебном процессе ведёт к формированию «межкультурно ориентированной личности» (П. Адлер, Р. Нортон), которая обладает такими характеристиками, как уважение к представителям других культур, понимание их чувств, мыслей, поведения, принятие различий, гибкость при взаимодействии с ними и бесконфликтность в общении.

Исследователи считают, что в процессе изучения иностранного языка и знакомства с фактами другой культуры происходит сложный когнитивный процесс -

осознание обучающимися особенностей своего родного языка и собственной культуры, которые были присвоены неосознанно на ранних стадиях социализации. Наряду с процессами осмысления, принятия и присвоения инокультурных особенностей мышления, суждения, образа действия происходит осмысление и переосмысление, осознание и переоценка явлений родной культуры. Как утверждает А.А. Бердичевский, «овладение межкультурной коммуникацией невозможно без восприятия «чужого» взгляда на себя, и сенсибилизация к особенностям родной культуры является важнейшим этапом на пути к межкультурной компетенции» [2, с. 9].

По мнению Е.Г. Таревой, именно действия по переоценке обучающимся фактов о родной культуре и фактов об иной культуре являются определяющими при формировании межкультурной компетенции. В первом случае студент как бы воспринимает факт родной культуры глазами представителя иной культуры и понимает возможность иной его интерпретации. Во втором случае факт иной культуры переоценивается с позиций нового восприятия родной действительности, и он осмысливается как естественное, «живое» проявление картины мира носителей языка. В этом случае студент не расценивает факт иной культуры с позиций «хорошо» / «плохо», преодолевая эффекты стереоти-пизации, внутриличностного конфликта противоположных ценностно-культурных ориентаций, культурный синкретизм (отсутствие дифференциации в явлениях культуры). Таким образом, создавая условия для преодоления упомянутых негативных проявлений, межкультурный под-

ход способствует формированию толерантности как важнейшему качеству личности, участвующей в межкультурном диалоге [17, с. 45].

Авторы, исследующие возможности межкультурного подхода при обучении иностранному языку, подчёркивают лич-ностно-ориентированный характер учебной деятельности студентов при обучении их диалогу культур. Имеющие место процессы выявления / узнавания, анализа и интерпретации культурных фактов носят индивидуальный характер, так как человек обладает своим, присущим только ему, «культурным багажом» и своим индивидуальным уровнем владения средствами их вербализации. Следовательно, межкультурный подход не может применяться без учёта индивидуального стиля когнитивной, коммуникативной и учебной деятельности студентов [2]. В профессиональном обучении личностно-ориентированный характер учебной деятельности студентов обусловлен характером иноязычной подготовки в определённом контексте. Обучение иностранному языку становится средством приобретения профессиональных знаний и развития межкультурной коммуникативной компетенции (МКК), которые, в свою очередь, создают основу для профессиональной мобильности и профессиональной самореализации студентов на основе коммуникативности, толерантности и эмпатии. Таким образом, используя межкультурный подход при обучении иностранному языку, педагоги создают личностно-ориентированное пространство для поиска молодыми людьми своей социокультурной и межкультурной идентификации,

что, в свою очередь, побуждает молодых людей пересмотреть своё отношение к представителям и фактам иной культуры и преодолеть стереотипы своего сознания.

В современной лингводидактике глобальной целью обучения иностранному языку признаётся формирование межкультурной коммуникативной компетенции, которая представляет собой «функциональные умения понимать взгляды и мнения представителей другой культуры, корректировать своё поведение, преодолевать конфликты в процессе коммуникации, признавать право на существование различных ценностей, норм поведения» [13]. Введение ММК в качестве цели обучения иностранному языку позволяет решать проблему развития толерантного отношения обучающихся к представителям других культур при разработке программы дисциплины «Иностранный язык» на уровне целеполагания, содержания обучения, форм и технологии обучения. Однако вопрос содержания МКК в неязыковом вузе всё ещё является предметом активного обсуждения. Неоспоримым является выделение профессиональной составляющей в содержании МКК. Таким образом, в качестве цели обучения межкультурная профессиональная коммуникативная компетенция (МПКК) формулируется как «сформированная в ограниченных пределах (определяемых потребностями будущего профессионала, а также условиями обучения) способность к межкультурной коммуникации с коллегой (представителем иной культуры) на языке партнёра по общению. При этом участникам такого общения необходимо учитывать как коммуникативные, так и культурные особен-

ности каждого из партнёров» [5, с. 71].

Исследователи предлагают различные подходы к определению структуры и содержанию компонентов МПКК (А.Н. Крупченко, И.Л. Плужник, О.А. Фролова, Е.С. Дикова и др. ). Интерес представляет разноуровневая модель МПКК, предложенная Е.С. Диковой [4]. Следуя специфике межкультурного подхода, автор разрабатывает системно-структурную организацию МПКК, которая включает компетенции разного порядка. Так, компетенция высшего порядка (МПКК) включает компоненты более общего порядка -интеркультурную, интракультурную и инокультурную компетенции. Компетенции среднего уровня представлены более частными компетенциями - субкомпетенциями, каждая из которых связана с макрокомпетенциями и является профессионально маркированной. К компетенциям элементарного уровня относятся лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, стратегическая, дискурсивная, социальная. Данная модель интересна тем, что 1) может быть применима при разработке конкретного содержания иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов различных направлений подготовки; 2) опирается на личностно-ориентированный и межкультурный подходы; 3) позволяет включить в содержание иноязычной подготовки будущего профессионала задачи, направленные на развитие социально и личностно значи-

мых характеристик, таких как, например, толерантность (а значит, дидактически обеспечить их развитие). Так, в структуре МПКК выпускника по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью», квалификация (степень) «бакалавр» содержание социальной суб-компетеции предусматривает наличие у выпускника «толерантного и уважительного отношения к имеющимся в рекламных текстах на родном и иностранном языках различиям, доброжелательного принятия собственного, иного и общего в рекламных текстах» [5, с. 75]. Формирование данной субкомпетенции направлено на образование межкультурно ориентированной личности, способной не только представлять свою культуру в условиях межкультурного и межличностного общения, но и толерантно относящейся к культурным проявлениям других народов.

Подводя итог, необходимо отметить, что, поскольку подготовка профессионала для деятельности в многоязычной и поликультурной среде связана с формированием и развитием определённых личностных качеств, таких как, например, толерантность к национальным и культурным различиям, требуется дальнейшее изучение сущности и конкретизация целевых параметров данной характеристики для того, чтобы вписать её в образовательный процесс вуза и изучение конкретной дисциплины. Наряду с этим, выявлена актуальность разработки теоретико-

методологических оснований, поиска соответствующих технологий и дидактических материалов для формирования и развития искомой характеристики у студентов при обучении их иностранному языку в вузе.

Гуманитарная парадигма, главный принцип которой - ориентация на личность, позволяет создать образовательное пространство, актуализирующее потребность самой личности в познании, рефлексии, развитии личностно и социально значимых характеристик. Цель личност-но-ориентированного образования формулируется как помощь человеку в самопознании, самоопределении и саморазвитии. Освоение социокультурного опыта, развитие субъектности, личностных функций индивида при освоении им любого компонента содержания образования (знания, способы деятельности, творческий опыт, личностный опыт) является составляющей этой глобальной цели. Одним из наиболее перспективных решений в этом направлении является межкультурный подход, реализуемый в иноязычном образовании на разных уровнях образовательной системы, в том числе и в высшем профессиональном образовании. Данный подход позволяет объединить личностно развивающие возможности гуманитарной парадигмы и прагматические задачи формирования личностных и профессиональных компетенций, заявленных в ФГОС ВО. Теоретические по-

ложения межкультурного подхода могут стать основанием для технологических решений, обеспечивающих, наряду с формированием иноязычной коммуникативной компетенции, развитие таких личностных и социально значимых характеристик, как межэтническая и культурная толерантность, эмпатия, готовность преодолевать стереотипы своего менталитета и вступать в межкультурный диалог.

Список использованных источников

1 Асмолов А. Г. Толерантность : различные парадигмы анализа / А. Г. Асмо-лов // В сб. : Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

2 Бердичевский А. Л. Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного / А. Л. Берди-чевский, И. А. Гиниатуллин, И. П. Лысако-ва, Е. И. Пассов; под ред. проф. А. Л. Берди-чевского. М. : Русский язык, 2011. 184 с.

3 Бодалёв А. А. Личность и общение. Избранные психологические труды / А. А. Бо-далёв. М. : Международная пед. академия, 1995. 328 с.

4 Дикова Е. С. Методика формирования межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции студентов на материале рекламных текстов (немецкий язык,

неязыковой вуз : дис.....канд. пед. наук /

Е.С. Дикова. Иркутск, 2010. 217 с.

5 Дикова Е. С. Особенности межкультурной профессиональной коммуника-

тивной компетенции выпускников неязыкового вуза // В кн. : Межкультурное иноязычное образование : лингводидактиче-ские стратегии и тактики : кол. монография/ отв. ред. Е. Г. Тарева. М. : Логос, 2014. 232 с.

6 Зимняя И. А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Эй-дос : интернет-журнал 2006. 5 мая; http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения 05.06.2017).

7 Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб. пособие / Е. Ю. Клепцова. М. : Академический проект, 2004. 176 с.

8 Колесникова И. А. Педагогическая реальность : опыт межпарадигмальной рефлексии : курс лекций по философии педагогики / И. А. Колесникова. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 288 с.

9 Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. Хабаровск : ХГПУ, 1997. 315 с.

10 Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 284.

11 Мириманова М. С. Толерантность как проблема воспитания / М. С. Мири-манова // Развитие личности. 2002. № 2. С. 104-115; http://www.rl-online.ru/ (дата обращения 1.03.2017).

12 Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного

сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2008 гг.) : приказ Министерства образования РФ от 01.10.2001 г. № 3250 // Вестник образования. 2001. № 20.

13 Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук 13.00.01 / И. Л. Плужник. Тюмень, 2003. 29 с.

14 Риэрдон Бэтти Э. Толерантность -дорога к миру / Бэтти Э. Риэрдон; пер. с англ. О. Артемьевой, А. Бураковской, Л.Котовой. М. : Бонфи, 2001. 303 с.

15 Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование : поиск новой парадигмы : монография / В. В. Сериков. М., 1998, 180 с.

16 Сысоев П. В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США) : монография / П. В. Сысоев. М. : Ев-рошкола, 2003. 401 с.

17 Тарева Е. Г. Межкультурный подход - предпосылка модернизации высшего профессионального иноязычного образования // В кн. :Межкультурное иноязычное образование : лингводидактиче-ские стратегии и тактики : кол. монография; отв. ред. Е. Г. Тарева. М. : Логос, 2014. 232 с.

18 Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге / М. Хайдеггер. М : Высш. шк., 1991. 192 с.

19 Харитонова Т. Г. Развитие толерантности у студентов (на примере специальности «Социально-культурный сервис и туризм») / Т. Г. Харитонова, М. О. Шишкина // Межвуз. сб. статей лауреатов конкурса. Н. Новгород, 2009. Вып. 11. С. 296-298.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Чебыкина О. А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» / О. А. Чебыкина // Психологическая наука и образование : электронный журнал. 2012. № 2. http://www.psyedu.ru (дата обращения 20.12.2016).

21 Banks, James A. Multiethnic Education. Theory and Practice / James A. Banks. - Boston: Allyn and Bacon, Inc., 1988. 313 p.

22 Byram, M. The Sociocultural and Intercultural Dimensions of Language Learning and Teaching / M. Byram, G. Zarate. -Strasbourg: Council of Europe, Council for Cultural Cooperation, 1997. 120 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.